Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Оценка деловых и профессиональных качеств персонала. Методы оценки

Оценка профессиональных и деловых качеств персонала 5. Оценка деловых и профессиональных качеств персонала. Методы оценки.
Эффективнаяоценка персонала играет огромную роль в управлении им, являясь основой множества процедур: приема на работу, внутренних перемещений, увольнений, зачисления в состав резерва на выдвижение, материального и морального стимулирования, применения санкций, переподготовки и повышения квалификации, контроля персонала, совершенствования организации управленческого труда, приемов и методов работы, улучшения структуры аппарата.

Процедуру оценки можно классифицировать по нескольким направлениям.

1. По объекту, т.е. по тому, что оценивается:

1) деятельность (сложность, эффективность, качество, отношение к ней и проч.);

2) достижение цели, количественный и качественный результат, индивидуальный вклад и вклад в общие итоги подразделения и организации в целом;

3) наличие у работника тех или личных иных качеств (знаний, навыков, черт характера), степени их выраженности и овладения сотрудником теми или иными функциями.

2. По источникам, на данных которых базируется оценка:

1) документы (автобиография, резюме, характеристика, проверочное сочинение)

2) результаты кадровых собеседований (интервью);

3) данные общего и специального тестирования;

4) отчеты о выполнении производственных заданий или поведении в специальных ситуациях;

3. По способам осуществления процедуры оценки с использованием сведений, полученных из данного источника.

4. По критериям, в соответствии с которыми происходят оценка и выбор лучшего или худшего показателя.

5. По субъектам (кандидат или работник, осуществляющий самооценку; его коллеги, руководители, подчиненные, члены специальной комиссии).

6. По периоду. Можно оценивать человека не только за определенный календарный срок, но и за время работы в организации, подразделении, данной должности.

Основными принципами эффективной оценки считаются направленность на улучшение работы; тщательная подготовка; конфиденциальность; всестороннее непредвзятое обсуждение итогов работы (или испытания), деловых и личных качеств человека, их

соответствия должности, перспектив на будущее; разумное сочетание похвалы и критики; надежность и унифицированность критериев, достоверность методов.

Методы оценки должны соответствовать структуре организации, характеру деятельности персонала, целям, стоящим перед оценкой, быть простыми и понятными, предусматривать использование коли

чественных показателей (оптимально 5-6), сочетать письменные и устные задания.

Метод стандартных оценок состоит в том, что руководитель заполняет специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника. Этот метод прост и доступен в применении, но посколь

ку оценка руководителя всегда субъективна, для повышения ее обо

снованности форма может заполняться сотрудником службы персо

нала, который предварительно всесторонне обсуждает с руководи

телем работу аттестуемого. Такая практика обеспечивает единооб

разие оценок в рамках организации, способствует преодолению субъективизма, хорошо воспринимается работниками, но требует значительных затрат.

Метод анкет и сравнительных анкет в простейшей форме осно

вывается на наборе вопросов и описаний. Оценивающий ставит галочку против каждой характеристики или оставляет пустое место. В усложненном варианте оценка каждой позиции происходит по шкале от «отлично» до «плохо», а общей оценкой результативности становится сумма оценок. Вариантом метода анкет может быть за

полнение последних не только руководителем, но и подчиненным с последующим их сравнением группой экспертов, которые формиру

ют комплексную оценку деловых и личных качеств.

Метод вынужденного выбора заключается в том, что эксперты выбирают наиболее подходящую для работника характеристику из заданного набора (например: общительность, опыт работы, умение планировать, организация личного труда, наблюдательность и проч.).

Описательный метод предполагает последовательную обстоя

тельную характеристику достоинств и недостатков работника и может комбинироваться с предыдущим.

Метод решающей ситуации, используемый в основном при оценке исполнителей, основывается на описаниях «правильного» и «неправильного» поведения работников в определенных ситуациях, а затем распределении их в рубрики в зависимости от характера работы. С ними как с эталоном сопоставляется поведение оценива

емого работника.

Метод шкалы наблюдения за поведением также основывается на его оценке в решающих ситуациях, но предполагает фиксацию того, сколько раз и каким образом человек вел себя в них.

Метод шкалы рейтингов поведенческих установок предполагает заполнение анкеты, содержащей 6-10 важнейших характеристик работы, формулируемых как оцениваемым, так и экспертом на осно

ве анализа 5-6 решающих ситуаций. Эксперт оценивает квалифи

кацию работника исходя из этих характеристик, и сообщает ему итоговый рейтинг. На основе этих оценок делаются прогнозы на будущее.

Оценка методом комитетов заключается в том, что работа человека обсуждается в группе. Она разделяется при этом на отдель

ные составляющие и оценивается по каждой из них. В результате составляется список действий, оцениваемых как успешные и неус



пешные, на основе сопоставления которого с требованиями к сотруд

нику или должности выносится окончательное заключение с учетом «цены» достижений.

Метод независимых судей представляет собой оценку человека лицами, которые с ним не были прежде знакомы (5-7 человек), на основе «перекрестного допроса».

360-градусный метод оценкисостоит в том, что сотрудник оцени

вается всеми, с кем контактирует в процессе работы. При этом запол

няются общая и особая для каждого уровня экспертов формы. Од

нако этот метод потенциально конфликтен.

Метод оценочного интервью.Оно имеет форму целенаправленного собеседования, в рамках которого прове

ряются: интеллект (критичность, логичность, сообразительность, во

ображение, продуктивность); мотивация (интересы, ценности, увле

чения); темперамент (настойчивость, решительность, самооблада

ние, общительность, замкнутость, эмоциональность); опыт (образо

вание, навыки).

Ситуационное интервью состоит в том, что претендентам пред

лагаются описания одинаковых ситуаций, а после задаются вопросы об их возможных действиях. Оценка происходит на основе тех же принципов, что и в предыдущем случае. Недостатки метода состоят в сложности и больших затратах на подготовку, не универсальном характере ситуаций, а также в поощрении ответов, соответствующих традициям организации, что препятствует появлению людей с новы

ми идеями.

Метод моделирования ситуации, чаще всего применяемый в оценочных центрах, позволяет сделать оценку более обоснованной и объективной. Он. заключается в создании искусственных, но близ

ких к реальным условий работы и управленческих ситуаций (подбор Деловых бумаг, интервьюирование, разработка проектов документов и проч.). Критериями оценки при этом являются способность орга

низовывать и планировать, решительность, гибкость, устойчивость к стрессам, стиль работы.

Метод групповых дискуссий предполагает, что сотруднику при

водится участвовать в обсуждении проблемы и отстаивать свою точку зрения в группе из 9—15 человек. Дискуссия записывается на пленку, и потом ей дают оценку специалисты — менеджеры, стоя

щие выше на несколько уровней управления, поскольку непосредственные руководители склонны необъективно относиться к подчи

ненным, давать им тенденциозные оценки, а у высших руководителей для этого нет оснований. Кроме того, они лучше понимают требования должности.

Метод интервьюирования, наоборот, состоит в том, что испыту

емому предлагается провести собеседование с несколькими «канди

датами на работу» и соответственно решить вопрос. Он ориентиро

ван на проверку умения правильно оценивать и подбирать работни

ков.

Часто оценка сотрудников проводится в специальных «оценоч

ных центрах», где не только всесторонне изучают работников и их управленческие способности, но и определяют программу трениро

вок для их развития и совершенствования. Впервые такие центры были созданы в американской компании АТТ с целью выявления качеств людей, важных для данной организации.

Центры оценки персонала — специальные независимые структу

ры или разовые мероприятия, организуемые в рамках фирм на ком

мерческой основе. Они привлекают к работе руководителей, прак

тиков и психологов, способных выявить тонкости поведения,

кото

рые могут не заметить посторонние. При их участии и под их руко

водством предварительно отобранная группа из 10-12 человек про

ходит в течение 2-3 дней тестирование по специальной программе. Тесты приближены к реальным ситуациям и составляются так, чтобы можно было предложить много вариантов ответа, из которых лишь один — правильный.

В любом упражнении каждый кандидат оценивается порознь несколькими людьми, затем они совместно обсуждают баллы, лич

ные впечатления и выносят общую оценку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Multiculturalism Essay Research Paper MulticulturalismOur country was
Реферат Образование 19в в Казани
Реферат Взяточничество и коррупция в деятельности преступных структур сооб
Реферат Условия формирования положительной мотивации к учению
Реферат Выделение
Реферат Налог на добавленную стоимость: учет расчетов с бюджетом
Реферат Символика числа и значение фразеологических единиц с компонентом-числом
Реферат Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного 2
Реферат Истина и обман (Укр.)
Реферат Разнообразие видов мышления и основные стадии его развития
Реферат Дисциплины обслуживания вызовов. Простейшая модель обслуживания
Реферат Шпаргалки по философии. История философии
Реферат Человек в огне Гражданской войны по произведениям «Разгром» Фадеева и «Сорок первый» Б. А. Лавренева.
Реферат Анализ динамического поведения механической системы
Реферат Анализ производства и использования основных видов продукции растениеводства ЗАО "Зайцевское"