--PAGE_BREAK--
1.3.Уровень интенсивности и результаты интенсифика
ции.
Таблица 3 — Уровень интенсивности производства
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2008 год в % к 2006 году
Приходится на 100 га с.-х угодий:
— среднегодовых производственных фондов основной деятельности, тыс. руб.
2111,5
2064,3
2033,2
96,3
— производственных затрат в с.-х отраслях, тыс. руб.
276,4
178,9
156,1
56,4
- затрат труда в с.-х отраслях, тыс.
чел.-ч.
14,2
11,7
11,5
80,1
— энергетических средств, л. с.
236,4
234,7
234,8
99,3
Из таблицы 3 видно, что уровень производства в хозяйстве снижается. Об этом говорит показатель, который называется среднегодовая стоимость производственных фондов основной деятельности в расчете на 100 га с.-х угодий. Итак, этот показатель снизился в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 3,7% или 78,3 тыс. рублей. Это вызвано из-за высокой степени износа и устаревания. На 100 га с.-х угодий производственные затраты в с.-х отраслях снизились на 120,3 тыс. рублей или на 43,6% и составили в 2008 году 156,1 тыс. рублей. Это сокращение произошло за счет снижения производства, а следовательно, уменьшение фонда заработной платы, уменьшение объемов покупки комбикормов, удобрений, уменьшение платы за электричество и т.д.
Затраты труда в с.-х отраслях на 100 га с.-х угодий уменьшились на 20% или на 2,7 тыс. чел.-ч. Это последствие сокращения постоянных работников хозяйства.
Энергетические средства на 100 га с.-х угодий почти не изменились.
Производство валовой продукции в расчете: на 100 га с.-х угодий в 2008 году сократилось на 10% и составило 11,9 тыс. рублей. На 100 рублей среднегодовых производственных фондов основной деятельности приходится 0,58 рубля от производства продукции. Окупаемость затрат возросла на 94% и составляет 12,6 рублей. Производительность также возросла на 12%. Убыток значительно сократился в 3 раза.
Таблица 4 — Экономическая эффективность интенсификации
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2008 год в % к 2006 году
Производство валовой продукции в расчете:
- на 100 га с.-х угодий, тыс.руб.
- на 100 руб. среднегодовых производственных фондов основной деятельности,
руб.
- на 100 руб. производственных затрат в с.-х отраслях, руб.
- на 1 чел.-ч затрат труда в с.-х отраслях, руб.
Получено прибыли (убытка),
тыс. руб.
Уровень рентабельности, %
13,2
0,62
6,5
0,92
-3896
-92
9,51
0,46
9,4
0,81
-2150
-66
11,9
0,58
12,6
1,03
-1186
-28
90,0
93,5
194
112
30
64
1. 4. Обеспеченность основными средствами и трудовыми
ресурсами.
Таблица 5 — Уровень обеспеченности хозяйства основными фондами.
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Относ. откл., %
Фондообеспеченность, тыс. руб.
Фондовооруженность, т.р.
28,8 321
28,2
355,7
26,4
438
91,6
136
Фондообеспеченность в 2008 году снизилась на 8,4% или на 2,4 тыс. рублей за счет уменьшения стоимости основных средств. Фондовооруженность увеличилась на 36% или на 117 тыс. рублей за счет сокращения работников в хозяйстве
Таблица 6 — Состав и структура рабочей силы.
Группа работников
2006 год
2007 год
2008 год
Относ. откл.%
Всего работников на с.-х предприятии
297
256
195
65
Работники, занятые в с.-х производ-
253
226
173
68
стве, из них:
- рабочие постоянные, в т.ч.:
210
185
125
59
- трактористы, машинисты
38
32
31
81
- операторы машинного доения
12
10
6
50
- скотники КРС
35
18
11
31,4
Рабочие сезонные и временные.
10
10
20
200
Служащие, из них:
33
31
28
85
- руководители
14
11
10
71
- специалисты.
17
18
16
94
Работники, занятые в подсобных
33
23
15
45
предприятиях.
Работники торговли и общепита.
3
3
3
100
Работники, занятые в строительстве.
8
4
4
50
Количество работников в СПК «Енганаевский» сократилось на 35% или на 102 работника. Количество работников, занятых в с.-х производстве также сократилось на 32% и составило 173 человека. Это произошло за счет сокращения: количество постоянных работников — на 85 человек, работников, занятых в подсобных предприятиях — 18 человек, работников, занятых в строительстве — 4 человека..
1.5.Основные экономические результаты деятельности СПК «Енганаевский»
В таблице 7 мы видим, что за анализируемый период валовая продукция с.-х в сопоставимых ценах в 2008 г. снизилась на 9% или на 38 тыс. руб. по сравнению с 2006 г. На 100 га с.-х угодий приходится 11,9 тыс. руб. валовой продукции, что на 10% меньше чем в 2006 году. На 100 рублей производственных затрат приходится 84 рубля валовой продукции это на 14,3% больше чем в 2006 году.
Годовая производительность труда в 2008 году возросла и составила на 1 работника занятого в с.-х производстве 2219 рублей, что на 33% выше.
--PAGE_BREAK--
Глава 2. Организация труда руководителей и специали
стов на предприятии.
Под научной организацией управленческого труда понимают систематический процесс совершенствования существующей организации управленческого труда на основе широкого использования достижении науки и передового опыта. Научная организация управленческого труда — сложный и многогранный процесс, имеющий инженерно-технические, экономические, социальные и психофизиологические аспекты. Среди них: разделение и кооперация труда работников управления, предусматривающие четкое определение круга обязанностей, прав, ответственности, их служебного положения в структуре управления; нормирование управленческого труда, обеспечивающее научно обоснованное определение численности работников аппарата управления; организация рабочих мест и обеспечение нормальных условии труда; режим труда, в которых рассматриваются использование рабочего времени, соблюдение правил внутреннего распорядка и др.
2.1. Обеспеченность предприятия руководящими
работниками и специалистами, эффективность их ис
пользования.
По своей роли в общественном производстве и среди кадров управления выделяют три основные категории работников: руководители, специалисты и технический персонал. Руководители это лица, возглавляющие определенный коллектив (директор или председатель, главный специалист, управляющий, бригадир и др.) Руководители подразделяются на линейных и функциональных. К функциональным руководителям относятся главные специалисты. Специалисты это работники, разрабатывающие отдельные вопросы производственного и управленческого характера. Технический персонал это работники, обслуживающие деятельность руководителей и специалистов.
Проведя анализ таблицы 7, мы увидим, что в 2008 году произошло сильное сокращение работников предприятия. Среди руководителей это сокращение составило 4 человека или 39%, среди специалистов — 1 человек или 6%. Это сокращение вызвано назначением нового председателя кооператива, который стал избавляться от «лишних людей». В данный момент на предприятии работают 10 руководителей и 16 специалистов. Эффективность их использования можно просмотреть в следующей таблице и сравнить эту эффективность 2006 года с 2008 годом.
Таблица 8 — Оценка эффективности аппарата управления СПК «Енганаевский».
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Индекс
Удельный вес работников управления в общем количестве работающих.
Удельный вес зарплаты работников управления в общем фонде заработной платы работающих.
Удельный вес зарплаты работников управления в затратах напроизводство валовой продукции.
Удельный вес расходов на содержание аппарата управления в затратах на производство валовой продукции.
Производство валовой продукции на:
- 1 работника управления, тыс.руб.
- 1 рубль зарплаты работника
- управления, руб.
- 1 рубль расходов на содержание
- аппарата управления, руб.
Приходится прибыли (убытка)
на 1 работника управления, тыс.руб.
9,6
7,6
2,2
1,9
13,6
70,3
79,7
-69,3
8,8
6,7
2,0
1,7
10,6
60,2
68,9
-40,9
7,5
5,8
2,5
2,3
14,8
65,0
72,1
-45,6
0,8
0,7
1,1
1,2
1,1
0,9
0,9
0,6
Рассчитаем показатели, такие как: экономичность аппарата управления; результативность аппарата управления; эффективность аппарата управления.
Экономичность 0,8+0,7+1,1+1.2
аппарата управления = 4 = 0,95
Результативность 1,1 +0,9+0,9+0,6
аппарата управления = 4 = 0,875
Эффективность
аппарата управления = 0,875+(1-0,95)=0,925
Из таблицы 8 мы видим, что удельный вес работников управления сократился в общем количестве работающих на 20%. Удельный вес зарплаты работников управления в общем фонде зарплаты работающих также снизился на 30%. Удельный вес зарплаты работников управления в затратах на производство валовой продукции увеличился на 10%, это говорит о том, что затраты на производство возросли. Удельный вес расходов на содержание аппарата управления в затратах на производство валовой продукции вырос на 20%. Проанализировав рост или снижение этих показателей, мы можем рассчитать экономичность аппарата управления, она составляет 0,95. Отсюда следует, что со снижением производства валовой продукции, повышается зарплата работников управления и увеличиваются расходы на содержание аппарата управления. Это свидетельствует о повышении своего благосостояния работников управления.
Результативность аппарата управления очень низкая (0,875), вместе с тем и низкая эффективность деятельности аппарата управления (0,925).
2.2. Анализ условий работы управленческого персонала
(состояние служебных помещений, организация рабочих мест, обеспеченность транспортом, связью, оргтехникой,
бытовые условия и др.)
Важность правильной организации рабочего места сотрудника объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей сознательной жизни. Поэтому стоит подумать о состоянии служебных помещений, планировке, дизайне, мебели и оборудовании рабочего места, т.к. все это влияет на производительность труда, наше настроение и здоровье.
Состояние служебных помещений требует основательного ремонта в связи с отсутствием денежных средств на своевременное выполнение ремонтных работ помещении аппарата управления. Причиной отсутствия денежных средств является убыточность хозяйства, и все поступающие средства идут на покрытие убытков. К тому же, на предприятиях предусмотрено создание ремонтного фонда на поддержание хорошего состояния помещений, в т. ч. и кабинетов аппарата управления, для роста и эффективности производительности труда. По, как правило, в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране многие предприятия не в состоянии производить отчисления на создание и развитие такого фонда. Кроме того, при планировании расходования средств на новый финансовый год также не учитывается статья по расходам на содержание служебных помещений. Необходимо учитывать не только материальную сторону вопроса, но и эстетическую: отсутствие систематического осмотра и ненадлежащий контроль за состоянием служебных помещении управленческого персонала, халатное отношение работников аппарата управления к предоставленным им для работы помещениям. Все это привело к довольно плачевному состоянию кабинетов специалистов и руководителей СПК «Енганаевский».
Прежде чем перейти к рассмотрению организации рабочего места, необходимо выяснить, что представляет собой рабочее место руководителя. Если рассматривать рабочее место руководителя, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет, зависит и то как будет работать руководитель. Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций руководителя, тем производительнее и эффективнее будет работа руководителя.
При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:
1.Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь будет от 20 до 50 м и высота кабинета минимум 3,5 м. Форма кабинета также имеет большое значение, так как рабочий кабинет руководителя не просто место где он непосредственно работает, но и как правило место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это, наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2;
2. Мебель. Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
2.1. Антропометрические показатели (имеется ввиду рост, длина корпуса, длина рук и др.);
2.2.Обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого;
2.3.Рациональная планировка и компоновка мебели;
2.4.Мебель должна выглядеть эстетично.
3.Оборудование. Для нормальной работы руководителя необходимо иметь:
3.1.Канцелярские принадлежности.
3.2.Два телефона. Один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации. Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала секретарь, а если необходимо переключать звонок на руководителя. Это позволит меньше отвлекать руководителя.
3.3.Компьютер. В настоящее время без компьютера нельзя представить нормальной работы руководителя. Во-первых, компьютер позволяет сделать работу практически безбумажной, во-вторых, с помощью компьютера можно быстро получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих, он позволяет быть в курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличии: хорошего программного обеспечения, выхода на компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации.
3.4. Еже дневник. Необходимая вещь, позволяющая руководителю не забывать назначенные встречи или другую полезную информацию.
4.Цветовое оформление кабинета. Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.
5.Санитарно-гагиеничеекие условия труда. Основные нормативы приведены в таблице 9.
Следует отметить, что для снижения шума можно использовать ковровые покрытия на пол, двойные двери, шумоизоляционную обивку и др. Для поддержания нормального микроклимата применяются кондиционеры, лучистые источники тепла. Для снижения солнечного света можно повесить на окна жалюзи.
Отметим некоторые особенности. Весь кабинет делится (условно) на три зоны. Первая зона — непосредственно рабочее место руководителя. Вторая зона — зона проведения совещаний, планерок, презентаций товаров. Третья зона — зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных кресла.
Таблица9 — Общегосударственные нормативы санитарно-гигиенических условий труда служащих.
Показатели
Значение показателей
Микроклимат (СН 245 — 71)
1. Температура (°С)
1.1. Теплый период года
22-25
1.2. Холодный период года
20-22
2. Относительная влажность воздуха
(%)
60-90
3. Скорость движения воздуха (м/с)
до 0,3
Уровень освещенности (СНиП 11А.9 — 71)
Общий
300 люкс
Всеми источниками света
750 люкс
Уровень шума (звука) (СН 245 — 71)
Нижний
60 дБ
Верхний
75 дБ
Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует на зрение. На приставке(слева) можно разместить компьютер, телефоны и другие предметы, которые могут занимать много место на рабочем столе. Приставка спереди рабочего стола нужна для официального приема 1 -3 посетителей.
Стол для совещаний должен быть рассчитан на определенное количество человек (как правило, количество участников конференций, планерок (5 -7 человек) + 2 свободных места). Стулья вокруг стола для конференции не должны быть слишком комфортабельными или неудобными. Оптимально — обыкновенные стулья с мягким сиденьем.
Зона отдыха предназначена для неофициальных приемов и отдыха руководителя.
Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будут располагаться образцы производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы, которые были бы видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы, продуманное цветовое оформление, все это создает комфорт и уют, а значит, помогает в работе.
Конечно же, рабочий кабинет руководителя СПК «Енганаевский» не отвечает полностью этим нормативам и правилам. Форма кабинета имеет прямоугольную форму общей площадью 26 квадратных метров. В кабинете мебель очень старая и не удобная: рабочий стол обычный письменный, стул деревянный с мягкой обивкой. Параллельно столу руководителя стоит длинный полированный стол с 10 деревянными стульями для проведения совещаний. Справа от стола находится двухстворчатый шкаф для одежды. На столе находятся телефон, канцелярский набор и еженедельник, компьютер отсутствует.
Кабинет бухгалтерии обставлен тремя письменными столами, которые находятся возле окон. Форма кабинета прямоугольная общей площадью 18 квадратных метров с соотношением сторон 1:3. Справа от столов стоят два шкафа и сейф. На столах бухгалтеров лежат 12 разрядные калькуляторы и канцелярские наборы. Также в бухгалтерии находится ксерокс Саnоn330.
Обеспеченность оргтехникой слабая, требуется приобрести как минимум2 компьютера, так как вести бухгалтерский учет без компьютера не эффективно, а руководитель без компьютера как без рук.
2.3.Аналш структуры рабочего времени руководи
телей и специалистов, выявление причин его потерь.
Руководители и специалисты располагают определенным фондом рабочего времени в течение дня. Продолжительность рабочего дня руководителя строго не лимитирована, но все же ограничена и необходимо спланировать свою работу таким образом, чтобы рабочий день не растянулся на 14-15 часов.
Прежде всего необходимо отметить, что производительность руководителя в течении рабочего дня различна. Так пик производительности приходится на период между 10 и 11 часами. Затем производительность падает. После обеда (между 12 и 13 часами) производительность несколько возрастает, но после 14 часов заметно идет на спад. В соответствие с этим необходимо важные решения принимать в период максимальной работоспособности.
Руководитель должен тщательным образом планировать свой рабочий день. Для этого лучше всего подходят графики работы. В таких графиках сразу отводиться определенное время в течение дня на выполнение каких-либо повторяющихся действий. Например: проведение совещаний в 9°° продолжительностью 15 минут, прием посетителей с 13°° до 14°° и т.д. Оставляется резерв времени на непредвиденные ситуации. Соблюдение графика не является строго обязательным, но помогает рационально спланировать рабочее время. Руководитель должен постоянно контролировать, как выполнены запланированные задачи, а также делать анализ использования рабочего времени и узнать, не теряется ли оно по одним и тем же причинам. В результате руководитель лучше узнает самого себя, в дальнейшем сумеет сосредоточиться на решении важнейших задач и сможет не просто работать, а достигать высоких результатов.
Рассмотрим таблицу10 и сравним фактический удельный вес управленческих функций с нормативным.
Таблица 10 — Удельный вес функций управления.
Функции управления
Фактический удельный вес
функций
Нормативный удельный вес
функций
Относи-
тельное отклонение
Планирование
0,07
0,14
50
Организация
0,18
0,13
138
Регулирование
0,22
0,30
73
Подбор, воспитание и
0,01
0,08
12,5
расстановка кадров
Распорядительство
0,38
0,28
135
Учет и контроль
0,14
0,07
200
Председатель СПК «Енганаевский» наибольший удельный вес своего рабочего времени тратит на функцию распорядительства, которая охватывает виды деятельности, относящиеся к постановке задач перед подчиненными и проверке их деятельности. Основными организационными элементами данной функции являются методика постановки задач, отдача распоряжений, проверка исполнения, работа с людьми и др. Относительное отклонение от норматива составило 135%. Удельный вес функции регулирования снизился по сравнению с нормативом на 27%. Функция организация является третьей по величине удельного веса и составляет 0,18, что на 38% больше от нормативного.
Рабочий день у руководителя начинается по разному в зависимости от сезона. В своем кабинете он находится до обеда, затем уезжает неизвестно куда. Вначале рабочего дня он отдает распоряжение всем специалистам, проверяет их результаты прошедшего дня. После чего рассматривает входящие и исходящие документы.
Телефон — важное средство эффективности управленческого труда, оперативного делового общения. Но при неправильном пользовании им именно телефон становится источником потерь рабочего времени. На телефонные переговоры тратится от 4% до 27% рабочего времени.
Все телефонные звонки должны проходить через секретаря, который перенправляет звонки в то или иное подразделение и переключает на руководителя, если звонки предназначены для него. Это позволит сэкономить время руководителя. Час его рабочего времени уходит на прием посетителей. Специалисты бухгалтерской службы практически сидят без работы, и через каждые десять минут пьют чай. Тоже самое происходит и со специалистами других подразделений.
--PAGE_BREAK--