--PAGE_BREAK--Тема 8.
В настоящее время в мире существуют два типа правовых сис-тем — международное право и внутреннее право государств.
Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и сущест-вуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах име-ются основные принципы, пронизывающие все их правовое про-странство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, нако-нец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.
В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструк-ции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.
В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права.
Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы: В их числе: отличия по предмету регули-рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни-кам, субъектам права и другим характеристикам.
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между-народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар-ственные и немежгосударственные.
К межгосударственным относятся отношения:
1) между государствами;
2) между государствами и нациями, борющимися за независи-мость.
Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами междуна-родных отношений — государствами. Собственно говоря, междуна-родное право складывалось и развивалось (до самого недавнего вре-мени) исключительно как межгосударственное.
Что касается отношений между государствами и народами, борю-щимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государ-ства будут созданы.
Однако международное право регулирует и отношения немежго-сударственного характера — т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвы-чайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внут-реннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов госу-дарств.
Тема 9.
Международно-правовые нормы действуют, лишь когда они реа-лизуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.
Юридическими формами осуществления международно-право-вых норм являются соблюдение, исполнение, использование и при-менение.
Соблюдение — это способ действия главным образом норм-за-претов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), международно-правовые нормы тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.
Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и полити-ческих правах 1966 г. участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.
Нормы-правомочия осуществляются в форме использования. На-пример, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах челове-ка 1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют междуна-родно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации норм.
Международно-правовой механизм имплементации представля-ет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют:
система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление между-народных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению между-народного мира и безопасности; совокупность норм международного права, содействующих осу-ществлению других международных соглашений. Так, одновременно с заключением Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. были приняты соглашения между СССР и Бельгией, Италией и некоторыми другими государст-вами об инспекциях в связи с Договором.
Национально-правовой механизм имплементации составляет со-вокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реали-зацию норм международного права, а именно:
система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспе-чивает его реализацию во внутригосударственных отношениях;
совокупность норм национального права, обеспечивающих эф-фективное осуществление внутри страны международно-правовых норм.
Тема 10.
Обращение за разрешением международных споров к беспристрастному органу, который выносил бы решения на основе права, далеко не новая идея.
Наиболее древняя форма международной юрисдикции — третейские суды, практика применения которых была известна уже народам древнего Востока. В примитивном виде эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века.
Современная история международного судебного разбирательства начинается с договора Джея, заключенного в 1794 году Великобританией и США. Договор предусматривал создание смешанных комиссий для разрешения ряда споров между этими двумя странами. Комиссия состояла из равного числа членов, назначаемых каждой из сторон и возглавляемых третейским судьей. В XIX веке тенденция к судебному разбирательству международных дел получила дальнейшее развитие.
Решающим этапом в ходе эволюции третейского суда стало в 1872 году третейское разбирательство спора между США и Великобританией, касавшегося претензии по делу о крейсере «Алабама», предъявленной США Великобритании в связи с нарушением последней нейтралитета во время гражданской войны в США.
Фактически история международных судебных органов ведет отсчет от Постоянной палаты международного правосудия при Лиге наций — первого универсального международного судебного органа общей компетенции. Создание в 1920 году Постоянной Палаты Международного Правосудия, предусмотренной статьей 14 Статута Лиги Наций, ознаменовало большой шаг вперед в области судебного разрешения международных споров. Постоянная Палата Международного Правосудия представляла собой судебный орган в полном смысле этого слова и в любой момент была готова к выполнению своих функций. Однако, как и в случае с Постоянной Палатой Третейского Суда, ее компетенция полностью зависела от согласия сторон в споре. С другой стороны, то обстоятельство, что новый судебный орган был открыт для государств в любое время, позволил им признавать юрисдикцию суда не только при рассмотрении какого-то конкретного спора, но и всех споров, которые могут возникнуть в будущем, то есть до возникновения какого-либо спора, а следовательно, в то время, когда будующие стороны еще не были разделены несогласием. Таким образом, Палата обладала факультативной юрисдикцией.
В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган — Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусматрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.
Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.
Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.
Члены Суда обязаны находиться в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям.
Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Суд составляет Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в частности, устанавливает правила судопроизводства.
Тема 11.
Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматрива-ют международные договоры РФ — межгосударственные, межпра-вительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ.
Межгосударственные договоры можио подразделить на два основных вида:
конвенции о борьбе с преступлениями международного характе-ра (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юриди-ческие действия — обмен информацией, передача предметов, связан-ных с преступлением, др.);
договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). При этом необходимо учитывать, что, во-пер-вых, некоторые соглашения в настоящее время прекратили свое дей-ствие (в частности, договор с ГДР 1979 г.), и, во-вторых, правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договора-ми о правовой помощи (некоторые договоры — о помощи лишь по гражданским делам).
В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго-ловным делам 1993 г., договоры о правовой помощи и правовых от-ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ И Азербайджаном (1992), Китаем (1992), Киргизией (1992), Литвой (1992), Латвией (1993), Эстонией (1993), Молдавией (1993), Ираном (1996), Договор о выдаче между РФ и КНР 1995 г. и др.
Межправительственные договоры — это прежде всего двусто-ронние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера (незаконные операции с наркотиками, культурными ценностями, контрабанда) и соглашения о сотрудниче-стве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями нало-гового законодательства (исключение составляет, пожалуй, лишь Со-глашение между Правительствами РФ и США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г., носящее общий характер).
Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указанные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответству-ющими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголов-ным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, к компетенции которых относятся расследова-ние и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помо-щи, в частности, вручение документов, могут совершаться диплома-тическими и консульскими представительствами государств. Однако следует учитывать, что сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осу-ществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон.
Тема 12.
Право международных договоров — отрасль общего международ-ного права, т.е. относительно автономная совокупность и система норм, в основе которых лежит единство предмета регулирования, которым в данном случае является заключение и исполнение международных до-говоров.
Соответствующие обычные нормы общего международного права в значительной своей части кодифицированы ныне в двух универсаль-ных международных конвенциях — Венской конвенции о праве меж-дународных договоров 1969 г. и Венской конвенции о договорах между государствами и международными организациями или между между-народными организациями 1986 г.
Межгосударственный договор — это международ-но-правовой акт, выражающий в письменной форме достигнутое заин-тересованными государствами согласие относительно их взаимного по-ведения в процессе международного общения. Следовательно, за рам-ками межгосударственных договоров как письменных актов находятся, в частности, заключаемые в устной форме так называемые джентль-менские соглашения между государствами.
Составление и принятие текста договора, согласно Конвенции, осу-ществляется: «участвующими в переговорах государствами», т.е. участвующими в составлении и принятии текста договора, или в отношении текста многостороннего договора, принимаемого на международной конфе-ренции, путем голосования за него двух третей государств, присутст-вующих и участвующих в голосовании (голоса воздержавшихся от го-лосования не учитываются), если тем же большинством голосов не решено применить иные правила.
Представитель государства, выражающий своей подписью согла-сие государства на обязательность для него договора, должен быть снабжен соответствующими полномочиями. Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел (или соответствующие должностные лица, именуемые иначе) считаются представляющими свое государство в целях совершения всех актов, относящихся к заклю-чению договоров. Однако это действительно только в том случае, когда положения внутреннего права этого государства, касающиеся компе-тенции заключать договоры, не предусматривают необходимости рати-фикации какой-либо категории договоров, к которой относится дан-ный договор (одно из проявлений взаимозависимости между нацио-нальным и международным правом).
Ратификация договора — это акт высшей власти государства в со-ответствии с его внутренним правом, подтверждающий обязательность договора для данного государства. Ратификация производится либо единолично главой государства, либо совместно с высшим законода-тельным его органом (парламентом или другим адекватным ему орга-ном). Акты принятия, утверждения договора или присоединения к нему касаются уже заключенных договоров, допускающих участие в них путем совершения таких актов. В их основе лежит акт ратификации, который затем в ходе обмена соответствующими документами или их депонирования у депозитария именуется указанным образом.
Договор может быть заключен также путем обмена документами, его образующими. Это наиболее упрощенный способ заключения меж-государственных договоров, касающихся обязательств государств как бы второстепенного значения. Обычно заключение таких договоров осуществляется путем обмена личными или вербальными нотами (письмами), исходящими от министерства иностранных дел или дип-ломатического представительства в государстве, с которым заключает-ся договор. Одно государство направляет другому ноту, содержащую положения, которые оно готово считать для себя юридически обяза-тельными. Другое государство подтверждает получение ноты, повто-ряя (в кавычках) ее содержание.
Тема 13
Международное право регулирует взаимоотношения между свои-ми субъектами — государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международ-ными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привиле-гиями.
Совокупность международно-правовых норм, регулирующих пред-ставительство субъектов международного права в международных от-ношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений.
Юридический статус и правовой режим (иммунитета и привилегии) иных, помимо государств, субъектов международного права, органы которых и должностные лица неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются спе-циальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и, соответственно, общим международным правом не регулируются. В числе таких договоров — Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммуни-тетах специализированных учреждений 1947 г.
Органами внешних сношений являются постоянные дип-ломатические представительства, учреждаемые по взаимному согла-сию государств, и специальные (временные, ad hoc) миссии, направ-ляемые государством в другое государство также по их взаимному со-гласию для выполнения определенной задачи, согласованной посыла-ющим и принимающим государствами (главным образом для ведения переговоров).
Консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Од-нако распространенная практика государств, включая участников Кон-венции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положе-ния общего международного права и, в частности, определяющих райо-ны деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.
Главы консульских учреждений делятся на четыре класса: гене-ральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов. Соответственно именуются и сами консульские учреждения — гене-ральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.
Специфика консульских сношений состоит прежде всего в том, что они возможны и без наличия дипломатических отношений и разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва от-ношений консульских.
Специфичны и консульские функции, подробно изложенные в Конвенции. Главная такая функция — защита в государстве пребыва-ния (обычно в пределах консульского округа) интересов отечественно-го государства, его граждан и юридических лиц на основе предписаний международного права.
Консульские учреждения (и их персонал) пользуются в соответст-вии с международным правом (в частности, с консульскими конвен-циями) определенными иммунитетами, привилегиями и возможнос-тями.
В целом иммунитеты консульских учреждений и их должностных лиц существенно уже дипломатических иммунитетов, а привилегии и возможности с учетом специфических консульских функций значительно шире.
Тема 14.
Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межпра-вительственных организациях, т.е. организациях, созданных первич-ными субъектами международного права.
Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов. Amnesty International и др„, уч-реждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с ино-странным элементом». Уставы этих организаций в отличие отуст^О» межгосударственных организаций не являются международными До-говорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительст-венных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы меж-дународного права и, следовательно, не могут, в отличие от межпра-вительственных организаций, обладать всеми элементами междуна-родной правосубъектности.
Международные межправительственные организации не облада-ют суверенитетом, не имеют собственного населения, своей террито-рии, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъ-ектами на договорной основе в соответствии с международным пра-вом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
В уставе организации определяются цели ее образования, пред-усматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном об-щении от своего собственного имени, а не от имени государств-чле-нов. Иными словами, организация обладает своей собственной (прав-да, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.
Основные права международных организаций следующие:
право участвовать в создании международно-правовых норм;
право органов организации пользоваться определенными власт-ными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обя-зательных для исполнения;
право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предостав-ленными как организации, так и ее сотрудникам;
право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.
Тема 15.
Международное гуманитарное право является важнейшим инструментом защиты прав человека в экстремальных услови-ях военных конфликтов.
Наиболее распространено определе-ние международного гуманитарного права как отрасли между-народного права, принципы и нормы которой направлены на то, чтобы ограничить причиняемые вооруженными конфликтами страдания и бедствия путем установления недопустимых мето-дов и средств ведения военных действий, чтобы обеспечить за-щиту жертв войны и гражданского населения, а также устано-вить надлежащую ответственность и неотвратимость наказа-ния за «серьезные нарушения» гуманитарного права.
Один из ведущих специалистов в данной области, видный деятель Международного Комитета Красного Креста и председатель его Юридической комиссии профессор Жан Пикте определяет международное гуманитарное право как «важнейший раздел международного права, проникнутый духом гуманности и на-правленный на защиту индивида в военное время». Как видим, Ж. Пикте особо подчеркивает связь международного гумани-тарного права с принципом гуманности и утверждением гума-нитарных отношений в международном праве. Можно привес-ти и другие определения международного гуманитарного пра-ва, и все они без исключения в качестве генерирующего прин-ципа указывают на гуманность и защиту в ходе вооруженных конфликтов основных прав человека, таких, как право на жизнь, физическую неприкосновенность, уважение человеческой лич-ности, запрет пыток и насилия.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Международное гуманитарное право состоит из двух раз-делов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исто-рически первичным является «право Гааги» или «право вой-ны», которое устанавливает права и обязанно-сти воюющих сторон при проведении боевых операций и ог-раничивает методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних, а равно и неоправданных военной необходимостью человеческих жертв и разрушений. Как отмечает Ж.Пикте, уже в основных Гаагс-ких конвенциях 1899 и 1907 гг. их создатели руководствова-лись идеалами гуманизма и человечности. Однако, подчерки-вает он, их основная цель состояла главным образом в том, чтобы регулировать военные действия соразмерно военной не-обходимости и обеспечить дальнейшее существование государ-ства.
Сфера действия и применения норм международного гу-манитарного права распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или причин возникновения конфликта. Особо следует подчеркнуть, что согласно п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I норм! международного гуманитарного права применяются также и случаях вооруженных конфликтов, когда народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.
Существенная особенность формирования международ-ного гуманитарного права как свода норм обычного права со-стоит в том, что они создаются не на основе практики госу-дарств в ходе вооруженного конфликта, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организа-ций.
Тема 16.
Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматрива-ют международные договоры РФ — межгосударственные, межпра-вительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ.
Межгосударственные договоры можио подразделить на два основных вида:
конвенции о борьбе с преступлениями международного характе-ра (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юриди-ческие действия — обмен информацией, передача предметов, связан-ных с преступлением, др.);
договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). При этом необходимо учитывать, что, во-пер-вых, некоторые соглашения в настоящее время прекратили свое дей-ствие (в частности, договор с ГДР 1979 г.), и, во-вторых, правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договора-ми о правовой помощи (некоторые договоры — о помощи лишь по гражданским делам).
В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго-ловным делам 1993 г., договоры о правовой помощи и правовых от-ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ И Азербайджаном (1992), Китаем (1992), Киргизией (1992), Литвой (1992), Латвией (1993), Эстонией (1993), Молдавией (1993), Ираном (1996), Договор о выдаче между РФ и КНР 1995 г. и др.
Межправительственные договоры — это прежде всего двусто-ронние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера (незаконные операции с наркотиками, культурными ценностями, контрабанда) и соглашения о сотрудниче-стве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями нало-гового законодательства (исключение составляет, пожалуй, лишь Со-глашение между Правительствами РФ и США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г., носящее общий характер).
Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указанные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответству-ющими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголов-ным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, к компетенции которых относятся расследова-ние и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помо-щи, в частности, вручение документов, могут совершаться диплома-тическими и консульскими представительствами государств. Однако следует учитывать, что сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осу-ществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон.
Тема 17.
Международное уголовное право характеризуется тем, что сохраняет международный правопорядок в целом с помощью специфических уголовно-правовых методов и средств. Подобно тому как внутригосударственное уголовное право охраняет от преступных посягательств внутригосударственный правопорядок, международное уголовное право призвано бороться с преступностью с помощью специфических уголовно-правовых средств в области международного морского права (пиратством), международного воздушного права (угоном самолетов, другими преступлениями против безопасности гражданской авиации), дипломатического права (преступлениями против лиц, пользующихся дипломатической защитой), международного экономического и финансового права (подделкой денежных знаков) и других отраслей международного права.
К настоящему времени в основном сложилась система источников международного уголовного права, прежде всего в виде специальных договоров, направленных на пресечение преступлений, а также конкретных статей в том или ином договоре, где прямо предусматривается ответственность за международные преступления и преступления международного характера. Другой особенностью источников международного уголовного права является то, что здесь нет единого кодекса.
В ряде международных соглашений есть статьи, относящиеся к международному уголовному праву, действие которых имеет место как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. В качестве примера можно привести Всемирную почтовую конвенцию, Конвенцию о физической защите ядерного материала, Международную конвенцию по морскому праву 1982 г., где есть статья о сотрудничестве государств по борьбе с пиратством.
К источникам международного уголовного права следует отнести и договоры, устанавливающие пределы осуществления уголовной юрисдикции в конкретных пространственных сферах, которые предусматривают ограничение этой юрисдикции по отношению к соответствующим категориям лиц.
Договорные источники международного уголовного права служат важным инструментом борьбы народов и государств по предотвращению международных преступлений, таких как подготовка к агрессивной войне, нарушение международного мира, т. е. действий государств и физических лиц, наносящих серьезный ущерб всему международному сообществу, и требуют привлечения к ответственности виновных лиц, несущих международную ответственность государств.
Например, в ст. 1 Международной конвенции о пресечении апартеида и наказании за него 1973 г. апартеид и сходные с ним политика и практика расовой сегрегации и дискриминации квалифицируются как серьезная угроза для международного мира и безопасности. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических представителей, квалифицирует действия против этих лиц как серьезную угрозу для нормальных отношений, необходимых при сотрудничестве между государствами. В современном международном праве сложилась система договорных норм, прямо обязывающих государства преследовать и наказывать преступников, совершающих международные преступления и преступления международного характера (в последнее время заключаются соглашения и о наказании преступников, совершающих общеуголовные преступления на территориях других государств).
Тема 18.
Появление ядерного оружия и других средств массового уничто-жения потребовало от человечества осознания новых реальностей и пересмотра существующих концепций безопасности. Характер со-временного оружия не оставляет ни одному государству надежд вы-играть войну. Стало очевидным, что безопасность государства уже невозможно обеспечить только военно-техническими средствами, поскольку сегодня любое нарушение мира таит в себе опасность для всей планеты.
Интересы международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения любых войн. Сегодня при разре-шении международных споров необходимо использовать исключи-тельно политические средства, допускаемые международным пра-вом. В этой связи роль международного права состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предот-вращении возникновения новых очагов напряженности и вооружен-ных конфликтов. Особая роль в этой связи принадлежит праву меж-дународной безопасности.
Нормы права международной безопасности закреплены во мно-гих международных договорах, прежде всего — в Уставе ООН, уста-вах региональных организаций коллективной безопасности, догово-рах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашений о мерах доверия и т.д. Ядро отрасли «право международной безопас-ности» составляют основные принципы международного права, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обя-зательств и др. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои, отраслевые принципы — принцип равной и одина-ковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интере-сов, принцип достаточности и др.
Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе-чения международной безопасности, и в частности:
мирные средства разрешения международных споров;
системы коллективной безопасности (универсальную и регио-нальные);
меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;
неприсоединение и нейтралитет;
меры доверия.
Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.
С точки зрения международного права коллективная безопас-ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече-нию актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными догово-рами. Различают универсальную и региональные системы коллектив-ной безопасности.
Тема 19.
Наименование «право вооруженных конфликтов» обозначает спе-цифическую отрасль современного международного права, регулирую-щую способы и методы ведения вооруженной борьбы в ходе вооружен-ных конфликтов международного и немеждународного характера с целью минимизации их вредных последствий для вовлеченных в кон-фликт сторон и человечества в целом. Но этим далеко не ограничива-ется объект соответствующего правового регулирования.
Различают международные вооруженные конфликты и воору-женные конфликты немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций 1949''г. междуна-родными вооруженными конфликтами признаются такие конфлик-ты, когда один субъект международного права применяет вооружен-ную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в меж-дународном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, междуна-родные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.
Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на само-определение.
Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществля-ются определенные вооруженные мероприятия, получившие назва-ние «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были оха-рактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня-тые с целью приостановления происходивших там внутренних кон-фликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.
Наличие источников, порождающих войны, обуславливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы. Их значение состоит в том, что они:
1. ограничивают воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий;
2. запрещают или ограничивают применение наиболее варварских средств ведения войны;
3. регламентируют положение нейтральных, а также не участвующих в вооруженном конфликте государств;
4. служат интересам миролюбивых сил, способствуют разоблачению агрессивных, реакционных сил;
5. защищают гражданское население оказавшееся на территории в зоне вооруженного конфликта.
Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооруженные конфликты.
Тема 20.
Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, от-граниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.
Государственная территория — это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства, иными словами, про-странство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административ-ном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).
Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и воздушного пространства.
Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п.
Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.
Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — по середине реки. Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения о ее изменении.
Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.
Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела территориальных вод.
Граница территориальных вод — морская государственная граница — проходит на определенном расстоянии от линии самого низкого уровня воды на побережье моря (внутренняя граница территориальных вод), т.е. от линии наибольшего отлива при обычном отливе. Если берег извилист, внутренняя граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий.
Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.
Тема 21.
Современное международное морское право — отрасль общего международного права, регулирующая исследование и использование пространств Мирового океана и его ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Миро-вым океаном.
Соответственно субъектами международного морского права явля-ются государства и их объединения — международные организации и органы, наделенные международным сообществом государств опреде-ленными правомочиями (правами и обязанностями) в сфере действия морского права.
Основные источники морского права — те же, что и международ-ного права вообще: международный обычай и международный договор.
Долгое время международное морское право регулировалось ис-ключительно международными обычаями, складывавшимися на про-тяжении веков. Однако невиданная интенсификация морской деятель-ности государств в условиях непрестанно развивающейся научно-тех-нической революции потребовала кодификации и прогрессивного раз-вития международного морского права с учетом объективных потреб-ностей в такой кодификации.
С этой целью в 1958 г. в Женеве состоялась первая Конференция ООН по морскому праву, в основу работы которой были положены проекты универсальных конвенций, разработанные в 1949—1957 гг. Комиссией международного права ООН. В конференции участвовали 86 государств, т.е. подавляющее их число в тот момент.
Конференция разработала и приняла четыре Женевские конвен-ции по морскому праву 1958 г., а именно: Конвенцию об открытом море; Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне; Кон-венцию о континентальном шельфе и Конвенцию о рыболовстве и ох-ране живых ресурсов моря.
Конвенция ООН по морскому праву, как прежде и Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., пред-усматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внут-ренних вод. Конвенция также гласит, что, за исключением случаев, предусмотренных в ее части о государствах-архипелагах, воды, распо-ложенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.
Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распро-страняется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примы-кающий морской пояс, называемый территориальным морем (равно-значный термин — «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.
Правовой режим континентального шельфа сводится к тому, что прибрежное государство осуществляет над континентальным шель-фом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что никто другой не может осуществлять деятельность на континенталь-ном шельфе такого государства без его определенно выраженного со-гласия на то.
Природные ресурсы континентального шельфа включают мине-ральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», как они определе-ны в п. 4 ст. 77.
Тема 22.
Международное воздушное право — отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воз-душных аппаратов (судов) той или иной национальной (государствен-ной) принадлежности.
В основе регулирования международных полетов лежат два основополагающих принципа: принцип полного и исключительно-го суверенитета государства над воздушным пространством над его территорией и принцип нераспространения суверенитета государства на воздушное пространство, расположенное над негосударственной, международной территорией.
Соответственно правовой режим воздушного пространства госу-дарства устанавливается его внутренним правом с учетом международ-ных обязательств государства в соответствии с общими (универсаль-ными), многосторонними или двусторонними соглашениями, участни-ком которых оно является, а иногда в соответствии с односторонними юридическими актами государства, признанными другими государст-вами, которых они касаются.
Правовой режим негосударственного, международного воздушно-го пространства устанавливается исключительно международным пра-вом. В его основе свобода полетов над такими пространствами, под-твержденная, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву и осу-ществляемая в соответствии с условиями этой Конвенции и других норм международного права.
Основной источник современного воздушного права — Конвенция о международной гражданской авиации 1944г. (Чикагская конвенция) содержит определение термина «международное воздушное сообще-ние» как означающего воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государст-ва (ст. 96).
Регулярные международные воздушные сообщения (международ-ные полеты), регулируемые Чикагской конвенцией, не могут осущест-вляться над территорией или на территорию государства-участника иначе чем по специальному разрешению или с иной санкции этого государства. Чаще всего такое разрешение дается путем заключения соответствующих международных соглашений.
Однако государства — участники Конвенции согласились, что все воздушные суда других государств, не занятые в регулярных воздуш-ных сообщениях, имеют право при соблюдении положений Конвенции осуществлять полеты на их территорию или транзитные беспосадоч-ные полеты через их территорию без получения предварительного раз-решения.
Конвенция также учредила Международную организацию граж-данской авиации (ИКАО), подробно определив ее цели и задачи (ст. 44). В их числе: обеспечивать безопасное и упорядоченное разви-тие международной гражданской авиации во всем мире; способство-вать безопасности полетов в международной аэронавигации.
Чикагская конвенция, а также заключаемые на ее основе государст-вами двусторонние и многосторонние соглашения регулируют главным образом регулярные международные полеты гражданской авиации, осу-ществляемые должным образом управомоченным на то государством его национальными авиапредприятиями для перевозки пассажиров, ба-гажа, грузов и почты за установленную плату, т.е. в коммерческих целях. При этом в соответствии с действующими соглашениями они наделены следующими основными правами, именуемыми также «свободами воз-духа»: правом транзитного полета без посадки на территории государст-ва, предоставившего такое право; правом перевозки в другое государство пассажиров, груза и почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна. Все это подробно регламентируется соответствующи-ми межгосударственными соглашениями.
продолжение
--PAGE_BREAK--