СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
3
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ…………………………………………………………………
5
Понятие и виды административной ответственности……….
5
Понятие административного правонарушения и его признаки……………………………………………………………….
7
Наложение административных взысканий…………………...
13
2. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ…………………………
20
2.1. Понятие и принципы административного процесса…………..
20
2.2.Меры обеспечения административного процесса……………..
25
2.3. Исполнения постановлений о наложении административного взыскания………………………………………………………………
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
33
ВВЕДЕНИЕ
Как и любая другая отрасль, административное право состоит из правовых норм, регулирующих соот
ветствующие общественные отношения, которые и составляют ее предмет.
Граждане, предприятия, организации, различные общественные формирования в процессе повседневной деятельности постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами административного права. Административно-правовые отношения возникают, например, между гражданами и органами милиции в случае нарушения первыми норм поведения в общественных местах.
Нормы административного права распространяют
ся на отношения, возникающие в процессе реализа
ции гражданами и организациями ряда своих прав и свобод, например, при обращении их в соответствую
щие государственные органы.
Административное право обслуживает наиболее важную и динамично развивающуюся сферу обще
ственных отношений, связанных с осуществлением государством своих основных функций, цель которых — обеспечение общественного блага. Следует, однако, отметить, что достижение этой социально важной в условиях построения правового, демократического общества задачи невозможно без наличия опреде
ленного государственно-правового механизма, отража
ющего объективно складывающуюся в конкретном государстве систему общественных отношений.
Исполнение постановления является заключительной стадией по делам об административных правонарушениях и имеет большое значение для обеспечения законности в нашем государстве. Исполне
ние вынесенных по делу постановлений обеспечивает защиту закон
ных прав физических и юридических лиц, а также способствует про
филактике и предупреждению административных правонарушений .
Цель курсовой работы: раскрыть правовые аспекты исполнения постановлений о наложении административного взыскания.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие административной ответственности;
— раскрыть понятие административного правонарушения и его признаки;
— рассмотреть процесс наложения административных взысканий;
— раскрыть понятие и принципы административного процесса;
— перечислить меры обеспечения административного процесса;
— рассмотреть исполнения постановлений о наложении административного взыскания.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
Понятие и виды административной ответственности
Административная ответственность — один из наиболее распространенных видов юридической ответственности. В Республике Беларусь ежегодно привлекаются к администра
тивной ответственности более четырех миллионов человек. Наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной она на
правлена на защиту существующего правопорядка и воспита
ние граждан в духе уважения к праву [6, c. 137].
Под административ
ной ответственностью понимается такая ответствен
ность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания установленного материальными нормами админист
ративного права к лицу, совершившему правонарушение.
Ад
министративная ответственность обладает признаками, при
сущими юридической ответственности вообще, но отличается от других видов юридической ответственности следующими основными чертами:
1. Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, которая состоит из законов, мно
гочисленных законодательных и подзаконных актов либо их норм об административных правонарушениях. Прежде всего следует указать на Кодекс Республики Беларусь об административных отношениях (далее – КоАП РБ РБ). Содержащиеся в законодательных и подзаконных актах нормы административной ответствен
ности в своей совокупности образуют самостоятельный ин
ститут административного права.
2.Основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок).
3. Согласно КоАП РБ субъектами административной ответ
ственности являются физические лица — граждане, должност
ные лица, несовершеннолет
ние и т.д. В частности, физическое лицо подлежит административной ответственности при нали
чии вменяемости (то есть оно способно отдавать отчет в своих действиях или руководить ими) и достижении к моменту со
вершения административного правонарушения определенного возраста — 16 лет. При этом к лицам до 18 лет не может применяться такая мера административной ответственности, как административный арест. В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет ряда административных правонаруше
ний (например, мелкого хищения государственного или обще
ственного имущества, мелкого хулиганства, неявки по вызову в военный комиссариат и др.) они подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Находящиеся на территории Беларуси иностранные граж
дане и лица без гражданства подлежат административной от
ветственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.
Должностные лица как субъекты административной ответ
ственности несут ответственность за административные право
нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка, управления, государственного и обще
ственного порядка, природы, здоровья населения и других пра
вил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности.
4. За административные правонарушения предусмотре
ны административные взыскания.
5. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно при
менено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.
6. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.
7. Меры административной ответственности применяют
ся в соответствии с законами, законодательными и подзакон
ными актами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях. [6c. 138]
Понятие административного правонарушения и его признаки
В юридической литературе основания административной ответ
ственности подразделяются на следующие виды:
нормативные (правовые);
фактические;
процессуальные [8, c. 118].
Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо проти
воправность, наличие самого состава административного проступ
ка. То или иное действие или бездействие становится противоправ
ным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы.
Однако одних нормативных оснований еще недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственнос
ти. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой на
уке и связывается возникновение правоотношений. В реальной дей
ствительности фактическим основанием административной ответ
ственности является состав административного правонарушения в совокупности с его признаками.
Процессуальным основанием признается составленный уполно
моченным должностным лицом протокол об административном пра
вонарушении, совершенным данным субъектом [8, c. 118].
Иными словами, чтобы привлечь к ответственности лицо, ви
новное в совершении административного правонарушения, необхо
димо закрепить в законодательстве правило поведения и установить ответственность за его несоблюдение. В случае нарушения такого правила необходимо квалифицировать деяние согласно соответству
ющей норме закона и зафиксировать факт совершения проступка в процессуальном документе.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РБ, административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризую
щееся иными
признаками деяние (действие или бездействие), за ко
торое установлена административная ответственность.
Исходя из определения, выделим основные признаки админис
тративного правонарушения.
1. Административное правонарушение есть противоправное деяние. Понятие «деяние» часто применяется в законодательстве, причем этим понятием охватываются два вида поведения правонарушителя: действие либо бездействие, т. е. такое поведение, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством действия (например, мелкие хищения государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т. д.), но немало административных проступков совершается в форме бездействия (например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т. п.).
Противоправность означает, что конкретное деяние запреще
но административно-правовыми нормами под страхом ответствен
ности, т. е. определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного право
вым актом. Данный признак реализуется в Особенной части КоАП РБ, где перечислены общественно опасные деяния, являющиеся в на
стоящее время противоправными [8, c. 119].
2. Важнейшим признаком административного правонарушения является виновность такого деяния. Виновность характеризуется тем, что деяние представляет собой проявление сознания и воли лица, его совершающего. Имеется в виду то, что общественно опасное и противоправное действие (бездействие) совершается умышленно либо по неосторожности. Указанный признак административного правонарушения находит свое воплощение в таком принципе ответ
ственности, как презумпция невиновности. Таким образом, без вины нет и административного правонарушения.
Административное правонарушение напрямую может и не по
влечь за собой реального вреда, но создать для этого условия. Напри
мер, нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов и опасных веществ (ст. 18.29 КоАП РБ) может и не повлечь угрозу для людей. Однако такая перевозка явно создает опасность для жизни и здоровья окружающих. Таким образом, третьим признаком адми
нистративного правонарушения является его общественная опасность. Она заключается в опасности деяния для общественных отношений, причинении им вреда либо угрозы его причинения. Общественная опас
ность определяется характером и степенью. Характер — это качествен
ная категория общественной опасности, степень – количественная[8, c. 119].
Административное правонарушение — наказуемое деяние. Наказуемость характеризуется применением мер административной ответственности (административных взысканий) за совершение об
щественно опасного, противоправного, виновного деяния.
Реальное деяние только тогда считается административным проступком, когда оно содержит все закрепленные в законе при
знаки. В установленных законодательством случаях для призна
ния деяния административным правонарушением необходимо на
личие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здо
ровью, имуществу, природной среде и т. д.
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава, поскольку в КоАП РБ отсутствует поня
тие «состав административного правонарушения», это научно-логи
ческая конструкция, вытекающая из содержания норм права об ад
министративных правонарушениях.
Состав правонарушения — совокупность закрепленных пра
вовой нормой признаков (элементов) деяния, при наличии которых оно признается административным правонарушением. Каждый при
знак, установленный нормой права, является обязательным[8, c. 120].
Элементами состава административного правонарушения явля
ются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом правонарушения
являются урегулированные и ох
раняемые нормами права общественные отношения [8, c. 120].
Принято различать общий объект административного правона
рушения, родовой и видовой.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственно
го управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев — трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступает совокупность однородных общественных отношений: права и свободы граждан, государствен
ный и общественный порядок, собственность, установленный по
рядок управления и др. Исходя из родовых объектов посягательств, составы административных правонарушений сгруппированы по гла
вам в Особенной части КоАП РБ (например, гл. 12 Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности [8, c. 120].
Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредствен
ный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина — при мелком хулиганстве; достоинство, здоровье гражданина — при умышленном причинении легкого теле
сного повреждения или побоев).
Объективная сторона
заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Конкретные признаки проявления дей
ствия или бездействия излагаются в соответствующей норме.
Наличие объективной стороны административного правонару
шения законодатель ставит в зависимость от места (пограничная зона, общественное место), времени (ночное, запрещенное и т. п.), способа совершения деяния в прошлом, его систематичности.
Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — длящееся, оконченное правонарушение.
Длящимся называется действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возло
женных на физическое или юридическое лицо законом, под угрозой административного взыскания. Длящееся правонарушение являет
ся единым независимо от продолжительности действия или бездей
ствия. Начальным моментом такого проступка является действие или бездействие, после которого длительно не выполняется правовая обя
занность. Моментом окончания правонарушения является его прекра
щение, привлечение виновного к ответственности или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению (ст. 2.6 КоАП РБ). К числу длящихся административных правонарушений относятся, на
пример, уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2); нарушение ветеринарных правил (ст. 15.38); нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8) и др, [9, c. 144]
Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния или с момента фактического наступле
ния последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП РБ (ст. 2.2),
Независимо от того, является правонарушение длящимся или нет, оно считается оконченным с момента, когда в деянии усматри
ваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения к ответ
ственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т. е. до момента завершения противоправного поведения.
Прекращение правонарушения имеет место, когда лицом уже не совершаются никакие противоправные действия либо правона
рушение пресечено уполномоченным должностным лицом [9, c. 144].
К числу квалифицирующих признаков правонарушения, которые также составляют важную часть характеристики его объективной сто
роны, относится повторность. Повторность — это совершение одним и тем же лицом двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей
КоАП РБ. Повторность является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ст. 7.3 КоАП РБ).
Таким образом, объективная сторона состава администра
тивного правонарушения
— это система установленных нормами административного законодательства специфических признаков, отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся в прямой зависимости от времени, способа и мес
та совершения конкретного противоправного деяния.
Субъектом административного проступка
является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно разделить на две группы:
— общие (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);
— специальные (особенности труда, служебное положение, про
шлое противоправное поведение, состояние здоровья и иные при
знаки — военнообязанный, иностранец и др.) [9, c. 145]
Должностные лица подлежат административной ответственно
сти за административные правонарушения, связанные с несоблюде
нием установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья на
селения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подле
жат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и за действия подчиненных работни
ков, нарушающих соответствующие правила.
Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответ
ственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.
Вопрос об ответственности за административные правонаруше
ния, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международ
ным договорам пользуются иммунитетом от административной юрис
дикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем.
Субъектом административной ответственности в соответствии с действующим законодательством признаются и юридические лица.
Субъективная сторона административного правонаруше
ния
— это психическое отношение субъекта к противоправному дей
ствию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал [9, c. 146].
Субъективная сторона правонарушения всегда связана со спо
собностью лица отвечать перед государством за противоправное деяние, с наличием вины в форме умысла или неосторожности.
Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознава
ло противоправность своего деяния, предвидело его вредные послед
ствия, не желало, но сознательно допускало их наступление либо от
носилось к ним безразлично (косвенный умысел) — ст. 3.2 КоАП РБ.
Неосторожность может проявляться в двух формах: самона
деянности (легкомыслия), когда лицо предвидит возможность на
ступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывает на возможность избежать их; небрежнос
ти, когда лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Наложение административных взысканий
Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налага
ется в пределах, установленных актом, предусматривающим ответствен
ность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством. При наложении взыскания учиты
вается характер совер
шенного правонарушения, личность нарушите
ля, степень его вины, имущественное положение. Общие правила на
ложения административного взыскания отражены в гл. 7 КоАП РБ [8, c. 129].
Важнейшими принципами применения мер административной ответственности являются законность и целесообразность.
Законность проявляется в следующем: должна быть установле
на противоправность деяния как основания административной ответ
ственности; деяние должно быть квалифицировано в соответствии с нормой Особенной части КоАП РБ; орган, должностное лицо должны быть на законодательном уровне наделены соответствующей компе
тенцией по рассмотрению дела и наложению административного взыс
кания; административное взыскание должно налагаться в порядке, предусмотренном КоАП РБ; должно соблюдаться правило подведом
ственности (подсудности); должностное лицо вправе применять только то взыскание, которое предусмотрено санкцией правовой нормы.
Целесообразность проявляется в индивидуализации наказания. Так, в ст. 7.1 КоАП РБ установлено, что при наложении административно
го взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность виновного, степень его вины, характер и размер причинен
ного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятель
ства, смягчающие и отягчающие ответственность за административ
ные правонарушения. Статья 7.2 КоАП РБ перечисляет обстоятельства, смягчающие административную ответственность (рассмотрены ра
нее). Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку лицо, в производстве которого находится дело об административном пра
вонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не предусмотренные в указанной статье КоАП РБ [8, c. 130].
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:
продолжение противоправного поведения, несмотря на требо
вание уполномоченных на то лиц прекратить его;
совершение административного правонарушения повторно;
вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
совершение правонарушения группой лиц;
совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение правонарушения по мотивам расовой, националь
ной либо религиозной розни;
совершение правонарушения в отношении женщины, беремен
ность которой заведомо известна;
совершение правонарушения с использованием лица, страда
ющего психическим заболеванием или слабоумием;
совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств;
совершение административного правонарушения должност
ным лицом в связи с использованием служебных обязанностей [8, c. 130].
Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного право
нарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правона
рушений. При совершении одним лицом двух или более администра
тивных правонарушений основное и дополнительное административ
ные взыскания налагаются за каждое правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правона
рушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то, наложив основное либо основное и дополнитель
ное административные взыскания отдель
но за каждое правонарушение, окончательно определяют взыскание по совокупности совершенных правонарушений путем полного сло
жения таким образом, чтобы оно не превышало:
штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, — ста базовых величин, а в случаях нарушения законодатель
ства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления — тысячи базовых величин;
лишение специального права — пяти лет;
лишение права заниматься определенной деятельностью -двух лет;
административный арест — двадцати пяти суток [8, c. 131].
Одним из условий наложения административного взыска
ния является строгое соблюдение сроков давности. Так, соглас
но ст. 7.6 КоАП РБ административное взыскание может быть наложено:
за совершение административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его совершения;
совершение длящегося правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
совершение правонарушения против экологии, окружающей среды и порядка природопользования — не позднее шести месяцев со дня его совершения;
совершение правонарушения в области финансов, банков
ской и предпринимательской деятельности, таможенного регулиро
вания, экономической деятельности — не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения;
нарушение авторских, смежных и патентных прав — не позднее одного года со дня совершения.
В случае отмены постановления о наложении административ
ного взыскания по жалобе или протесту оно может быть наложено в сроки, установленные ч. 2 ст. 7.6 КоАП РБ [2].
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекра
щения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо об его пре
кращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для со
крытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких ве
щей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправитель
ных работ днями или месяцами, лишения специального права и пра
ва заниматься определенной деятельностью — месяцами, годами.
Особое место занимает проблема административной ответствен
ности юридических лиц. Она не получила приемлемого разрешения ни в теории, ни в законодательстве, поскольку один из признаков административного правонарушения — виновность — весьма неоднозначен для коллективного органа.
Административная ответственность юридических лиц в насто
ящее время закрепляется КоАП РБ, при этом законодатель исходит из общего определения и признаков юридического лица, закрепленных в Гражданском кодексе Республики Беларусь [12, c. 98].
Юридическое лицо признается виновным в совершении админи
стративного правонарушения, если будет установлено, что этим юри
дическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение кото
рых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП РБ).
Юридическое лицо как субъект административного права — вид социальной организации, обладающей специфическими правовыми признаками, позволяющими выступать в качестве субъекта права. I [раковыми признаками
организации (юридического лица), основан
ными на социальных признаках, являются: во-первых, материальный признак, включающий в себя организационную обоснованность, орга
низационное единство, управляемость; во-вторых, формальный при
знак, состоящий в закреплении за организацией правосубъектности. Сущность коллективного субъекта права, в том числе и администра
тивного права, проявляется в признании за организацией, объединя
ющей группу людей и обладающей определенными признаками, спо
собности самостоятельного участия в правоотношениях. Коллектив
ный субъект права, в том числе и юридическое лицо, с одной сторо
ны, это правовая функция, прием юридической техники, позволяю
щий группе людей выступать в качестве субъекта права, персонифи
цированно, с другой социальная деятельность, имеющая свое мате
риальное воплощение: как совокупность индивидов; как социальный механизм, осуществляющий определенную деятельность.
Распространение свойств личности на организации в праве по
зволяет привлекать коллективные субъекты права к юридической ответственности наравне с физическими лицами, руководствуясь одними и теми же принципами [12, c. 99].
Субъективное основание административной ответственности юридического лица — вина может быть определена как отрицатель
ное отношение юридического лица, основанное на психическом от
ношении его физических лиц к совершенному деянию и его послед
ствиям, вызывающее осуждение от имени общества и государства.
Объективное основание административной ответственности юри
дического лица — деяние основывается на действиях (бездействии) физических лиц юридического лица, совершенных в связи с выпол
нением функций юридического лица. Любое физическое лицо как член организации способно участвовать самостоятельно либо вместе с дру
гими лицами в волеобразовании и волеизъявлении юридического лица.
Ответственность и юридического лица, и его физических лиц по общему правилу должны рассматриваться как самостоятель
ные явления, поскольку в основе каждой из них лежат самостоя
тельные основания. Вместе с тем деяния физических лиц юриди
ческого лица служат основой волевой деятельности юридическо
го лица, следовательно, невозможно отрицать взаимную зависи
мость ответственности этих субъектов.
ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
2.1. Понятие и принципы административного процесса
В административно-правовой литературе нет единого понима
ния сущности административного процесса. Одни ученые (Н. Т. Салищева, М. И. Пискотин, М. И. Еропкин, А. В. Демин и др.) рассмат
ривают его как юрисдикционную деятельность, т. е. деятельность по рассмотрению индивидуальных дел и принятию по ним решений. Дру
гие ученые (В. И. Манохин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов, С. С. Студеникин, Г. И. Петров, А. Е. Лунев, Ю. А. Тихомиров) считают, что ад
министративный процесс включает в себя все процедурные вопросы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также процесс рассмотрения судами любых административно-пра
вовых споров. Некоторые ученые (О. М. Якуба, В. А. Воробьев и др.) полагают, что к административному процессу следует относить лишь процесс применения мер административного принуждения, админи
стративных взысканий. Придерживаясь указанной точки зрения, рас
смотрим сущность административного процесса[8, c. 134].
Таким образом, административный процесс представляет со
бой деятельность, проходящую определенные стадии, логически следующие одна за другой, в пределах которых Процессуально-ис
полнительным кодексом предусмотрено совершение процессуаль
ных действий, а также процесс рассмотрения судами администра
тивно-правовых споров. Основная особенность административного процесса в том, что одной из сторон всегда выступает орган испол
нительной власти либо государственное должностное лицо [8, c. 134].
Будучи правовой формой управленческой деятельности органов исполнительной власти, административный процесс естественно и неизбежно базируется на принципах государственного управления. Однако как специфи
ческая деятельность органов государственного управления, административный процесс в целом базируется на прин
ципах, определяющих основы именно процессуальной деятельнос
ти. Поэтому есть основания говорить о системе процессуальных принципов, к которым относятся следующие.
Принцип
законности — универсальный принцип, распростра
няющийся на все без исключения стороны общественной и госу
дарственной жизни, в том числе и на административный процесс. В сфере государственного управления реализуется самостоятельный вид юридической ответственности — административной. Кроме того, действующее законодательство предусматривает в этой сфере воз
можность применения иных внесудебных мер принуждения, адми
нистративно-предупредительных и мер пресечения. Орган, ведущий административный процесс, обязан соблюдать требования Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — ПИКоАП РБ). Доказательства, полученные с нарушением установленных норм, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для при
нятия решения по делу об административном правонарушении [8, c. 135].
Обеспечение защиты прав и свобод означает, что в ходе административного процесса закрепляются действия, понуждающие к исполнению обязанностей, не установленных Кодексом, либо к отказу от своих прав. Никто не должен принуждаться к даче объяснений про
тив самого себя, членов своей семьи, близких родственников [8, c. 135].
В соответствии с принципом неприкосновенности личности никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии законных оснований. Судья, про
курор, орган, ведущий административный процесс, обязаны немед
ленно освободить всякого незаконно задержанного, административно арестованного свыше срока, предусмотренного законом или поста
новлением о наложении взыскания. Никто не может подвергаться насилию или другому жестокому или унижающему человеческое Достоинство обращению. Содержание задержанного или админист
ративно арестованного должно осуществляться в условиях, исклю
чающих угрозу для его жизни и здоровья.
Уважение чести и достоинства личности, деловой репута
ции означает, что в ходе административного процесса запрещаются Действия и решения, унижающие честь и умаляющие достоинство личности, либо порочащие деловую репутацию физического или юридического лица, либо создающие опасность для жизни и здоро
вья участников процесса. Вред, причиненный липу в результате нару
шения его прав и свобод при ведении процесса, подлежит возмеще
нию в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством [8, c. 136].
Неприкосновенность жилища означает, что его осмотр про
изводится только с согласия проживающих в нем лиц, осуществля
ется по основаниям и в порядке, установленным ПИКоАП РБ.
Принцип презумпции невиновности означает, что лицо не мо
жет быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном Кодексом, не будет установлена его ви
новность в совершении правонарушения [8, c. 136].
Презумпция невиновности является объективным правовым положением, выражающим отношение государства к лицу, совер
шившему правонарушение. Данный принцип определяет правовой статус лица в административном процессе и влечет за собой ряд важ
ных правовых последствий:
лицо, в отношении которого ведется административный про
цесс, не обязано доказывать свою невиновность. Бремя доказыва
ния возлагается на должностное лицо органа, ведущего админист
ративный процесс;
постановление о наложении взыскания может быть вынесе
но только при наличии достаточных и достоверных доказательств и не может быть основано на предположениях;
все сомнения в виновности лица, в отношении которого ве
дется административный процесс, толкуются в его пользу;
недоказанная невиновность по своим правовым последстви
ям означает доказанную невиновность.
Принцип обеспечения права на защиту включает в себя следу
ющие положения:
закон наделяет физическое лицо широким кругом процессу
альных прав, позволяющих ему доказывать свою непричастность к правонарушению;
эти права они могут осуществлять как лично, так и с помо
щью защитника. Защитник является самостоятельным участником процесса и имеет ряд прав, позволяющих ему оказывать помошь физическому лицу в защите его прав;
право на защиту неотделимо от гарантий его осуществления. Такими гарантиями являются обязанность суда, должностного лица разъяснить физическому лицу его права и обязанности и обеспе
чить фактическую возможность использовать все не запрещенные ПИКоАП РБ способы и средства защиты;
нарушение права на защиту является основанием для отмены вынесенного постановления о наложении взыскания [8, c. 137].
Принцип публичности административного процесса обязы
вает государственные органы, должностных лиц в пределах своей компетенции принимать меры по обнаружению административных правонарушений, выявлять лиц, их совершивших, для привлече
ния к ответственности.
Суд, должностное лицо в соответствии с принципом всесторон
него, полного и объективного исследования обстоятельств дела обязаны установить как уличающие, так и оправдывающие, как смяг
чающие, так и отягчающие ответственность, а также другие обстоя
тельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, за
щиты прав и законных интересов лиц, участвующих в процессе.
Принцип языка административного процесса означает, что процесс ведется на белорусском или русском языке. Участвующим в процессе лицам, не владеющим или недостаточно владеющим язы
ком, на котором ведется процесс, должно быть разъяснено и обеспе
чено право делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатай
ства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела на род
ном языке или на языке, которым они владеют, бесплатно пользо
ваться услугами переводчика в порядке, установленном ПИКоАП РБ. Постановление суда, органа, ведущего процесс в предусмотренном ПИКоАП РБ порядке, вручается лицу, в отношении которого ведется процесс, законному представителю, защитнику в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют.
Принцип равенства физических и юридических лиц перед за
коном, равенства защиты и законных интересов находит свою ре
ализацию в закреплении определенного правового статуса, установ
лении их административно-процессуальных прав и обязанностей.
Принцип независимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс, означает, что вышестоящий орган исполнительной власти или должностное лицо без особой на то необходимости не должны вмешиваться в правомерные решения нижестоящей структуры, но и не перекладывать на других свои пол
номочия и обязанности без необходимых на то оснований и соот
ветствующего юридического оформления.
Открытое рассмотрение дела об административном пра
вонарушении — традиционный процессуальный принцип. Он озна
чает, что лица, участвующие в процессе, вправе свободно знакомить
ся с материалами дела, необходимыми документами, принятыми решениями и постановлениями. Дело о правонарушении рассмат
ривается публично, открыто, за исключением случаев, предусмот
ренных законодательством.
2.2. Меры обеспечения административного процесса
К мерам обеспечения административного процесса относятся:
административное задержание физического лица;
личный обыск задержанного;
наложение ареста на имущество;
изъятие вещей и документов;
задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транс
портного средства;
отстранение от управления транспортным средством;
8) удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении [4, c. 130].
Приведенный перечень указывает на принудительный харак
тер мер, предназначением которых является создание условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения по
становления о назначении административного взыскания. Следует отметить, что основанием для применения указанных мер может быть только наличие факта правонарушения. При применении мер обес
печения процесса ПИКоАП РБ предусматривает гарантии законности. Они выражаются, прежде всего, в том, что перечень указанных мер является исчерпывающим, иные меры применяться не могут. Кроме того, принимать решение об избрании мер принудительного воздей
ствия имеют право только уполномоченные органы и должностные лица в пределах своей компетенции.
Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется прото
кол либо делается соответствующая запись в протоколе об админист
ративном правонарушении, иных протоколах. Содержание этого до
кумента может быть различным и зависит от вида меры обеспечения процесса. Вместе с тем выделяется ряд реквизитов, наличие которых является обязательным для протокола (ст. 8.5 ПИКоАП РБ) [4, c. 131].
2.3. Исполнения постановлений о наложении административного взыскания
Исполнение постановления является заключительной стадией по делам об административных правонарушениях и имеет большое значение для обеспечения законности в нашем государстве. Исполне
ние вынесенных по делу постановлений обеспечивает защиту закон
ных прав физических и юридических лиц, а также способствует про
филактике и предупреждению административных правонарушений.
Постановление о наложении административного взыскания, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения государ
ственными органами, должностными лицами, гражданами [8, c. 161].
Обращение постановления к исполнению возлагается на судью, должностное лицо, принявшее это решение. Под обращением понима
ется передача постановления для обеспечения реализации наложенно
го взыскания. Оно подлежит исполнению по истечении срока обжало
вания (опротестования). При обжаловании постановление подлежит исполнению после оставления жалобы (протеста) без удовлетворения. При вынесении нескольких постановлений в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.
Исполнение постановления о наложении административного взыскания может быть прекращено в случаях:
принятия законодательного акта, устраняющего администра
тивную ответственность;
смерти лица, в отношении которого вынесено постановление;
отмены постановления;
ликвидации юридического лица, в отношение которого выне
сено постановление;
обращения иностранного гражданина или лица без граждан
ства, в отношении которых вынесено постановление о депортации, с ходатайством о признании беженцем или предоставлении ему убе
жища (ст. 13.3 ПИКоАП РБ) [3].
Окончание исполнения постановления о наложении взыскания означает прекращение всех исполнительных действий по приведе
нию его в исполнение. Если исполнение произведено полностью, постановление с соответствующей отметкой возвращается в суд, орган, ведущий процесс, вынесший постановление.
Не подлежит исполнению постановление, если оно не было приведено в исполнение в течение трех месяцев со дня вступле
ния его в законную силу. В случае приостановления — до рассмот
рения жалобы (протеста) или до истечения срока отсрочки, рас
срочки (ст. 13.6 ПИКоАП РБ) [3].
Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложе
нии взыскания разрешаются в трехдневный срок со дня возникно
вения основания для разрешения соответствующего вопроса. При этом заинтересованные лица извещаются о месте и времени их рас
смотрения, а их неявка без уважительных причин не является пре
пятствием для их разрешения.
Порядок исполнения административных взысканий имеет свои особенности, обусловленные их видовыми различиями.
Так, поста
новление о наложении взыскания в виде предупреждения исполня
ется судьей, должностным лицом путем объявления его лицу, под
вергнутому взысканию, или путем вручения (направления) ему ко
пии постановления в течение трех дней.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вступления постановления в законную силу (уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворе
ния); юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней. При не
уплате штрафа в срок или в связи с отсутствием средств представ
ление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на физи
ческое лицо, направляется в суд, по месту жительства либо мес
ту работы, учебы, получения пенсии для удержания нужной суммы, а в отношении индивидуального предпринимателя, юридического лица — в хозяйственный суд, банк или иную кредитную организа
цию с той же целью (ст. 15.2; 15.3; 15.4 ПИКоАП РБ).
При взимании штрафа на месте выдается квитанция установ
ленного образца (ст. 15.5 ПИКоАП РБ) [3].
Постановления о конфискации, взыскании стоимости предмета административного правонарушения исполняются судебными испол
нителями, о конфискации оружия и боеприпасов — органами внут
ренних дел. Данные вещи или предметы реализуются в порядке, ус
тановленном ПИКоАП РБ (ст. 16.2; 16.3) [3].
Исполнение постановления о взыскании стоимости предмета пра
вонарушения осуществляется путем принудительного изъятия и обра
щения в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
Исполнение постановления о лишении специального права зак
лючается в изъятии документов, удостоверяющих это право. Осу
ществляют эту процедуру должностные лица органов, производя
щих государственный надзор за соблюдением правил в определен
ных областях. Так, постановление о лишении права управления транспортными средствами выполняют органы внутренних дел. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подлежат возврату в порядке, предусмотренном норматив
ными правовыми актами. Исчисление срока начинается со дня вступ
ления постановления в законную силу, а в случае уклонения — с мо
мента фактического изъятия документов (ст. 17.2-17.5 ПИКоАП РБ) [8, c. 163].
Существует ряд особенностей при исполнении постановления об административном аресте. Лицо, подвергнутое данному виду взыска
ния, содержится под стражей в специальных учреждениях органов внутренних дел, при этом в отношении него применяется личный обыск и досмотр вещей. Поря
док отбывания ареста определяется ПИКоАП РБ (ст. 18.1-18.9) и иными нормативными правовыми актами.
Постановление о лишении права заниматься определенной деятельностью исполняется должностным лицом органа, выдав
шего специальное разрешение (лицензию), путем его изъятия. Срок исчисляется с момента вступления в силу постановления (ст. 19.1-19.3 ПИКоАП РБ).
Исполнение постановления о депортации иностранных граж
дан или лица без гражданства производится органом, ведущим ад
министративный процесс, в основном за счет средств республикан
ского бюджета (ст. 20.1-20.4 ПИКоАП РБ).
Постановление об исправительных работах приводится в испол
нение органами внутренних дел по месту работы физического лица. Одновременно производится удержание в доход государства в раз
мере, определяемом постановлением.
В случаях уклонения лица от отбывания исправительных работ постановлением суда неотбытый срок может быть заменен штрафом из расчета три десятых базовой величины за один день исправитель
ных работ или административным арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) административный арест.
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. Устное предупреждение не является административным взысканием.
Штраф, налагаемый на гражданина за административное правонарушение, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц — пятисоткратного размера минимальной заработной платы.
Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12-ти лет, к лицам, не достигшим 18-ти лет, к инвалидам первой и второй групп.
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается на каждое правонарушение в отдельности.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Постановление о наложении административного взыскания подлежат исполнению с момента его вынесения судом.
Если гражданин обжаловал постановление о наложении административного взыскания вышестоящему должностному лицу, в суд, прокуратуру,
то исполнение постановления о наложении административного взыскания отодвигается до вынесения решения вышеуказанными органами об оставлении жалобы без удовлетворения (кроме постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте, например, при нарушении Правил дорожного движения).
Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было исполнено в течение трех месяцев со дня вынесения.
Штраф согласно действующего законодательства (статья 286 КоАП) должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.
При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших мелкое хулиганство, а также такие правонарушения, как неявка по вызову в военный комиссариат без уважительных причин, нарушение правил военного учета, умышленная порча военного билета или утрата его по небрежности, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.
Если штраф не уплачен в пятнадцатидневный срок, то постановление о наложении штрафа направляется по месту работы, учебы, райсобес для принудительного взыскания суммы штрафа из заработной платы, пенсии, стипендии.
Если гражданин не работает или взыскание штрафа из зарплаты, пенсии или стипендии нарушителя невозможно, в этом случае производится взыскание на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности.
Опись имущества производит судебный исполнитель на основании постановления. Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в те
чение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Постановление об административном аресте производится в исполнение органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных местах. При исполнении постановления об административном аресте арестованные подвергаются личному досмотру.
Необходимо иметь в виду, что срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.
Лица, подвергнутые административному аресту за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, незаконное пользование флагами, вымпелами, эмблемами, символами и плакатами, неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, дружинника, военного или иного лица при исполнении ими обязанностей или общественного долга по охране общественного порядка, проявление неуважения к суду, а также за незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах, мелкое хулиганство, умышленное легкое телесное повреждение или побои, появление в общественных местах в пьяном виде, нарушение правил административного надзора используется на физических работах.
Лицам, подвергнутым административному аресту, за время нахождения под арестом заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 г.) – Мн: Амалфея, 2007. – 48 с.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: [принят Палатой Представителей 17 декабря 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г.]. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: [принят Палатой Представителей 9 ноября 2006 г.: одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 г.: к сборнику в целом]: с изменениями и дополнениями по состоянию на 30 апреля 2010 г.- Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2010. – 478 с.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: [текст по состоянию на 1 марта 2009 года].-Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009.- 156 с.
Административное право / под общ. ред. Рябцева Л. М.-Мн.: Амалфея, 2009.- 430 с.
Василевич Г.А. Конституция РБ (научно-практический комментарий). – Мн.: Издательство «Право и жизнь». 2000. -488с.
Гавриленко Д.А., Мах И.И. Административное право Республики Беларусь.-Мн.: Дикта, 2004. -416 с.
Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права. – Мн.: Амалфея. 2005. -464 с.
Забелов С.М. Административное право: курс лекций / С. М. Забелов. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009.- 221 с.
Мах И.И. Административное право Республики Беларусь.-Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
Основы права: Учеб.пособие.-Мн.: БГЭУ, 2002. -784 с.
Пиголкин А.С. Общая теория права. – М.: Издательство МГТУ. 1996. -384 с.
Телятицкая Т.В. Административное право: учебно-методический комплекс .-Мн.: МИУ, 2006. – 224 с.