--PAGE_BREAK--Органы внутренних дел и их структурные подразделения различного уровня обладают неодинаковым объемом компетенции в выдаче рассматриваемых решений (лицензий). Так, Департамент охраны общественного порядка МВД РФ выдает лицензии на приобретение и вывоз (ввоз) иностранными гражданами огнестрельного оружия выдает лицензии и продлевает сроки их действия на частную детективную и (или) охранную деятельность на всей территории Российской Федерации независимо от дислокации основного частно-охранного предприятия.
Отделы, управления лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей выдают разрешения или лицензии на открытие стрелковых тиров, стендов и стрельбищ, оружейно-ремонтных и пиротехнических мастерских; на право торговли нарезным, гладкоствольным охотничьи оружием и боеприпасами к нему в магазинах; выдают лицензии на частную и детективную и (или) охранную деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений), их филиалов и охранно-сыскных подразделений на предприятиях, действующих на соответствующей территории Российской Федерации, и продлевают срок их действия
В свою очередь горрайорганы внутренних дел выдают разрешения на: приобретение, транспортировку, хранение учреждениями, предприятиями, организациями огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также взрывчатых материалов;
- на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданами России;
— на хранение и ношение оружия работниками предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами
Они же выдают открытые лицензии на приобретение газового оружия самообороны;
— лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданами России,
— на приобретение оружия предприятиями, имеющими лицензию на производство или продажу оружия, и т.д.
Органы внутренних дел на транспорте в пределах своей компетенции выдают разрешение на хранение, использование, транспортировку служебного и гражданского оружия предприятиям, организациям и учреждениям с особыми уставными задачами Министерства транспорта и связи Российской Федерации, а также на хранение и ношение оружия их работниками.
Порядок выдачи лицензий на продажу и приобретение, а также разрешений на хранение, ношение, использование, транспортировку, ввоз и вывоз служебного м гражданского оружия, боеприпасов к нему регламентируются Приказом МВД от 20.03.1997г. «О дополнительных мерах по обеспечению сохранности вооружения, боеприпасов и предупреждению их хищений» №167, Приказом МВД от 31.12.1999г. «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» №1105.
Выдача, продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность, выдача сертификатов на право приобретения специальных средств, оружия и боеприпасов частными детективными и охранными предприятиями и службами безопасности, а также контроль за их деятельностью определяются Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.
Органы внутренних дел выдают разрешения на приобретение, хранение и перевозку взрывчатых материалов, осуществляют контроль за соблюдением правил их хранения и транспортировки. При этом органы внутренних дел руководствуются Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов. Открытие и функционирование пиротехнических предприятий происходит по разрешениям органов внутренних дел Производимые на этих предприятиях пиротехнические изделия приобретаются, хранятся и перевозятся без специальных разрешений
Выдача разрешений (лицензий) происходит в определенном порядке. Сначала заинтересованные лица обращаются в орган внутренних дел с заявлением о выдаче соответствуют его разрешения или лицензии. Достоверность данных, представленных заявителем, в случае необходимости проверяются путем запросов о наличии судимости в соответствующие информационные центры системы МВД России, а также запросов в наркологические и психоневрологические диспансеры о нахождении заявителя на их учетах. Затем создается комиссия представителей заинтересованных организаций, работников лицензионно — разрешительной системы, государственного пожарного надзора и (в зависимости от характера объекта), вневедомственной охраны, представителей архитектурного, горнотехнического надзора и др. Данная комиссия производит тщательную проверку условий хранения, транспортировки и использования предметов и веществ, подпадающих под лицензионно — разрешительную систему, устанавливая, обеспечивают эти условия соблюдение требований личной и общественной безопасности. Результаты проверки отражаются в акте, фиксирующем выводы комиссии, который является одним из оснований для выдачи соответствующего разрешения или лицензии.
Нормативными актами установлены следующие сроки действия разрешений (лицензий), выдаваемых органами внутренних дел: на приобретение, перевозку предметов и веществ — до трех (на взрывчатые — до 6 месяцев) на хранение предметов и веществ, функционирование объектов (в том числе частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности) на право производства, торговли — на три года:, на хранение и ношение гражданами газового оружия самообороны — на пять лет.
Вывод: Из сказанного следует, что лицензионно-разрешительная система осуществляемая ОВД, представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок приобретения, транспортировки, хранения, использования и сбыта строго определенных предметов и веществ, а также открытие и функционирование определенных предприятий и организаций. Участковый уполномоченный милиции непосредственно осуществляет эти мероприятия на своем административном участке.
Вопрос 2 Профилактическая деятельность и контроль участкового уполномоченного милиции по осуществлению лицензионно-разрешительной системы.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений правил обращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особый режим пользования, является важнейшей функцией органов внутренних дел по обеспечению лицензионно-разрешительной системы. Конкретное содержание этих мероприятий определяется с учетом результатов анализа обстановки на объектах, характеризующей состояние лицензионно-разрешительной системы.
В цепях недопущения нарушений установленных правил руководителями органов внутренних дел проводят с представителями администрации объектов, а также с лицами, непосредственно отвечающими за порядок хранения, учета, использования предметов и веществ, на которые распространяется лицензионно-разрешительная система, совещания, беседы и занятия.
Работа участках лицензионно-разрешителъной системы ведется более эффективно в условиях хорошо организованной правовой пропаганды среди населения путем использования возможностей центральной и местной печати, выступлении по радио, телевидению, распространения средств наглядной агитации, содержащих тексты правовых норм, и.т.п.
В ходе проведения профилактических мероприятий сотрудники органов внутренних дел выявляют и берут на учет, ранее судимых за убийства, тяжкие телесные повреждения, злостное хулиганство с применением оружия, а также лиц, в отношении которых достоверно установлено, что они ведут антиобщественный образ жизни и обнаруживают склонность к хищению предметов и веществ, на которые установлена лицензионно-разрешительная система одновременно ведется работа по выявлению и изъятию у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
Статистика последних лет убеждает, что все еще многочисленными продолжают оставаться преступления, совершаемые с применением огнестрельного оружия, в том числе охотничьего. В целях предупреждения таких преступлений органы внутренних дел обязаны тщательно проверять лиц, которым выдается разрешение на приобретение и хранение огнестрельного оружия Работники милиции, осуществляя профилактические мероприятия в жилом секторе, должны выявлять и брать на учет лиц, высказывающих угрозы убийством, злостных нарушителей общественного порядка, пьяниц, психически больных, а также квартиры, где систематически происходят конфликты на бытовой почве.
Важную роль в предупреждении преступлений и предотвращении несчастных случаев играют проводимые сотрудниками органов внутренних дел с владельцами огнестрельного оружия беседы о порядке его хранения и пользования, об ответственности за нарушение этого порядка. В соответствии с действующим законодательством у лиц, систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками или страдающих психическими заболеваниями, по мотивированному постановлению начальника горрайоргана внутренних дел или его заместителя в административном порядке аннулируются лицензии и изымаются охотничьи ружья, иное огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к ним изъятое по перечисленным основаниям оружие и боеприпасы хранятся в органах внутренних дел до решения вопроса о нем в соответствии с законом.
Эффективность профилактических мероприятий по предупреждению нарушении правил лицензионно-разрешительной системы обеспечиваются согласованными действиями сотрудников лицензионно-разрешительной системы, участковых уполномоченных милиции с работниками других аппаратов органов внутренних дел оперативно-розыскных служб, ГИБДД, следствия. Успешному осуществлению этой деятельности способствует тесное взаимодействие органов внутренних дел с органами санитарного и горного надзора, военными комиссариатами, а также общественностью.
Результативность работы по предупреждению правонарушений в области лицензионно-разрешительной системы в значительной мере обеспечивается путем своевременного информирования государственных органов власти и управления о наиболее серьезных и систематических нарушениях на объектах и вынесением на обсуждение конкретных предложений, направленных на устранение выявленных недостатков.
Аннулирование лицензий и разрешений, связанных с оборотом гражданского и служебного оружия, производится выдавшим их органом внутренних дел в случаях добровольного отказа от лицензии (разрешения) либо ликвидации предприятия; систематического нарушения либо неисполнения обладателями лицензий (разрешении) требований правовых актов, регулирующих оборот оружия, возникновения обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии (разрешения).
Принятию решения об аннулировании лицензии за систематическое нарушение или несоблюдение установленных правил должно предшествовать письменное предупреждение обладателя лицензии об устранении нарушении в установленный сток. Комнаты для хранения оружия до устранения нарушений при необходимости опечатываются. Следует отметить, что в случаях аннулирования лицензии или разрешения повторное обращение за их получением возможно лишь по истечении определенного времени:
— для юридических лиц — трех лет;
— для граждан — пяти лет со дня принятия решения об аннулировании. Аннулирование соответствующих лицензий и разрешений, а также отсутствие таковых либо смерть собственника оружия влечет изъятие оружия органами внутренних дел в установленном порядке.
Вывод: Участковому уполномоченному милиции предоставлены широкие полномочия по осуществлению контроля за лицензионно-разрешительной системой на административном участке, которые он обязан исполнять не нарушая законности.
Вопрос 3. Организация контроля за объектами лицензионно — разрешительной системы.
Контроль за объектами лицензионно — разрешительной системы — важнейшее средство обеспечения соблюдения на них установленных правил. Организация контроля за данными объектами возлагается на руководителей МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД. УВД, краев и областей, УВД на транспорте, горрайорганов внутренних дел.
Контроль за объектами лицензионно — разрешительной системы осуществляется гласно и негласно.
Основным способом обеспечения разрешительной системы являются гласный контроль, в ходе которого разрешаются следующие задачи:
- выявляются нарушения установленных правил, причины и условия, способствующие этим нарушениям, принимаются меры к их устранению;
- предупреждаются хищения предметов и веществ, подпадающих под лицензионно — разрешительную систему;
- выявляются и пересекаются случаи их использования не по назначению или в преступных целях;
- осуществляется проверка граждан, поступающих на работу, связанную с хранением, транспортировкой и использованием указанных предметов и веществ;
- контроль за деятельностью этих лиц на объектах лицензионно — разрешительной системы.
Гласный контроль за выполнением правил разрешительной системы включает первоначальную проверку объектов при выдаче соответствующих разрешений, последующее систематическое обследование этих объектов, проверку и допуск лиц к работе, связанной с предметами и веществами, подпадающими под лицензионно — разрешительную систему, последующий контроль за их деятельностью, учет объектов, а также проведение профилактических мероприятий по предупреждению и устранению нарушений установленных правил.
По мере необходимости органы внутренних дел в пределах обслуживаемой территории осуществляют сплошные или выборочные проверке объектов лицензионно — разрешительной системы. Одним из основных требований, предъявляемых к гласным проверкам, является систематичность их осуществления, что позволяет своевременно выявить нарушения правил обращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особый режим пользования и принять необходимые меры к их устранению. Все объекты лицензионно — разрешительной системы должны проверяться не реже одною раза в квартал, а те из них, на которых хранится 20 и более единиц огнестрельного оружия, базовые склады взрывчатых материалов — ежемесячно.
Руководители органов внутренних дел не реже одного раза в квартал обязаны лично проверять крупные объекты с огнестрельным оружием и базовые склады взрывчатых материалов. Проверка соблюдения гражданами правил хранения огнестрельного оружия в домашних условиях, а также проверка наличия, организация хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной деятельности, производится должностными лицами органов внутренних дел не реже одного раза в год. Однако вне зависимости от сроков ранее проведенных проверок в каждом случае обследуется при оформлении продления разрешения на хранения предметов и веществ, при переоформлении разрешения в связи с изменением места хранения предметов или веществ, смене руководителя, на имя которого выдано разрешение, при изменении количества предметов, емкость складов.
В целях качественного осуществления контроля необходимо предварительно ознакомиться с материалами предыдущих проверок по данному объекту, обратив внимание на его особенности, а также ранее вскрытые нарушения, предложения и меры их устранению в процессе проверки главное внимание уделяется соблюдению условий, обеспечивающих сохранность предметов и веществ, пригодность помещения к их хранению, организации охраны объекта (в том числе и исправность ограждения, освещения, сигнализации и других средств усиления охраны, вооружения охраны, состояния дисциплины, знания работниками охраны своих обязанностей, умения обращения с оружием, организацию пропускного режима и др.), обеспечение безопасности лиц, работающих на объекте лицензионно- разрешительной системы, наличие необходимой документации
Так, например, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения органами внутренних дел периодических проверок работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, специально создаваемыми комиссиями проверяются знание действующего законодательства, регулирующего оборот огнестрельного оружия и специальных средств; владение практическими навыками обращения с ними (разборка и сборка, заряжания оружия, производство выстрела, порядок применения спецсредств и т. п.), знание мер безопасности при применении, хранении и транспортировке огнестрельного оружия и специальных средств, знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от их применения
продолжение
--PAGE_BREAK--