Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Анализ социальнополитических учений и деятельности государства в сфере социальной политики

--PAGE_BREAK--§2. Понятие, сущность и функции социальной политики
Любое общество представляет собой сложную систему, составленную из элементов, каждый из которых строго индивидуален. Следовательно, социальная структура предполагает социальное неравенство, полиморфизм и мозаичность его структуры.

Социальная дифференциация предполагает личностное неравенство, неравенство возможностей и результатов, которые, в свою очередь, приводят к появлению, и имущественного, властного и статусного неравенства и как следствие неравенства в уровне жизни.

Это доказывает неизбежность возникновения определенного уровня социальной стратификации по любым вышеперечисленным признакам. Попытки свести её уровень к нулю не оканчиваются успехом и приводят к возникновению стагнационных процессов в обществе. Однако чрезмерно высокая социальная стратификация дестабилизирует общество как систему и создает условия для перехода с эволюционного на революционный путь развития (что развитием является далеко не всегда).[1 c.45]

Государство, осуществляя функцию социальной политики, должно опираться на следующие условия, так или иначе влияющие на положение каждой общности.

«Общественный строй» – это комплекс моральных и правовых норм, экономических, политических и духовных стандартов, которые регламентируют социальные отношения в данном конкретном обществе. Это главная характеристика, на основе которой можно сделать выводы обо всех остальных.

«Политическая власть» определяет, какие категории населения допущены к решению тех или иных вопросов, касающихся государственной

Жизни и политических институтов.

«Власть в хозяйстве» объясняет, кому принадлежит главная роль в экономике страны: бизнесу или государству.

«Экономические условия» определяют различные характеристики, связанные с уровнем экономического развития, технологической оснащённостью производства, главенствующей сфере экономики и т.д.

«Социальная защищённость» — это общественный порядок, в котором субъекты могут опираться на общественный строй при выдвижении требований по улучшению или отстаиванию своего положения в обществе.[1 c.46]

Все вышеперечисленные условия являются объективными характеристиками ситуации в целом, на основе которых можно сделать предположение о социальном положении каждой конкретной общности в государстве. Однако социальное положение конкретной общности определяется на основе параметров социального положения.

Социальное положение – это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей.

Параметры социального положения – конкретные измерители социального положения, его качественно – количественные характеристики (показатели и оценки) система которых позволяет достоверно, и с необходимой и достаточной определённостью судить о реальном или прогнозируемом социальном положении и комплексно оценивать её состояние.[4 c.122]

Благодаря такому комплексному подходу появляется возможность наиболее точно разработать и определить подходящие для данной общности в данной ситуации меры, способствующие изменению или сохранению социального положения данной общности. Это может совершаться для абсолютно разных целей, которые можно и нужно систематизировать.

Самой главной функцией социальной политики является построение системы, в которой обеспечивает такое распределение материальных ценностей, которое поддерживается большинством. Из этого следует снижение уровня социальной стратификации, стабилизация социальной структуры и установления спокойной политической ситуации в государстве. Ни для кого не секрет, что высокий уровень неравенства в обществе, с одной стороны ускорят экономический и научно – технический прогрессы в стране, с другой поощряет рост преступности и распространение деструктивных идей, получающих широкое распространение в народных массах. Поэтому политическим деятелям, стоящим у власти необходимо уделять соответствующей области серьёзное внимание.[1 c.30]

Так же имеет значение обеспечения такого фактора проведения качественной социально политики как социальная защищённость. То есть государству необходимо создать условия, при которых у социальной общности будут возможности влиять на своё социальное положение по своему усмотрению.[1 c.35]

Кроме того, существует необходимость отчисления средств на экологическую безопасность. Несмотря на то, что в данном случае объектом социальной политики выступает не общество, а природа, эта деятельность имеет прямое отношение к социально – политическим процессам, происходящим в государстве. Но дело не в том, что чиновники опасаются, что наступит день, когда вследствие эксплуатации природа взбунтуется и уничтожит человечество. Всё намного проще и прозаичней, но об этом ниже.

Все вышеперечисленные функции являются наиболее важными с точки зрения социологии. Однако, будучи социально – экономической дисциплиной, социальная политика предполагает рассмотрение соответствующей деятельности государства с позиций этих обеих наук. Некоторые экономисты небезосновательно полагают, что государство взяло на себя социальные обязательства только с целью экономической стимуляции общества. Первые бесплатные школы и больницы, появившиеся в индустриальную эпоху, по их мнению, представляли собой капиталовложения, совершаемые обществом в целом. У развивавшейся индустрии была потребность в большом количестве высококвалифицированных рабочих, которых поставляла система бесплатного образования. Для повышения их работоспособности и сохранения «в рабочем состоянии» на наиболее длительный срок создавались бесплатные медучреждения. [7 c.105]

Вероятнее всего правы обе стороны. Обе цели, и социальная стабилизация, и экономическая стимуляция, достигаются посредством социальной политики. С этими же целями можно связать любые направления этой деятельности государства.

Важнейшим направлением социальной политики является работа по определению доходов населения. В этот сектор входит проведение исследований жизненного уровня населения в целом или отдельных его частей и расчёт потребительской корзины.

На этом базируются политика в сфере труда и поддержка нетрудоспособных и малоимущих граждан. Влияя на занятость населения, государство, в первую очередь ставит задачу борьбы с безработицей. Известно, что прирост этого показателя на 1% повышает преступность на 5%, но этим сложность данной проблемы не исчерпывается. Одно из мощнейших средств борьбы с безработицей – это снижение минимальной заработной платы, что подталкивает предпринимателей к созданию новых рабочих мест, но снижает общий уровень жизни в государстве. Неудивительно, что в странах, обладающих быстроразвивающейся экономикой наблюдается тенденция к повышению минимальной заработной платы и использования для борьбы с безработицей более мягких средств: повышение качества работы центров занятости, организация общественных работ и инвестиции в различные сектора экономики.

Социальная сфера, будучи сложной системой, включает огромное множество компонентов, среди которых наиболее проблемными и неоднозначными являются вопросы, касающиеся поддержки социально – ущемлённых слоёв населения. С одной стороны – пенсии и пособия необходимы для поддержания жизни людей, которые подчас наиболее неудовлетворенны своей жизнью. С другой – они ложатся тяжким бременем на госбюджет и оплачиваются в ущерб финансирования реального сектора экономики, науки, культуры. Сейчас в разных странах проблема пенсий решается созданием пенсионных фондов, которые принимают взносы от работающих в качестве банковских вкладов. Проценты, с которых будут выплачиваться «вкладчикам» после достижения ими пенсионного возраста, но это не снимает вопрос обеспечения пособиями безработных.

Здравоохранение и образование – две области, развивающиеся, как правило, параллельно друг другу. Они являются прямым вложением в человеческий капитал и становятся предметом спора социалистов и либералов по поводу соотношения государственного и частного сектора внутри этих областей. Пока что в большинстве стран имеются государственные учреждения, оказывающие бесплатные услуги населению.

Социально — экологическая политика заключается в проведении властями тех или иных природоохранных действий. Нужно признать, что это совершается не из-за гуманитарных стремлений, а из холодного расчёта. Большинство политических и государственных деятелей не являются романтично настроенными экологистами, но при этом готовы принять меры и выделить средства, что бы не допустить угрозы природной катастрофы, роста заболеваемости (и как следствие экономических убытков) и повышение уровня социально – экологической напряжённости. Это подтверждается тем фактом, что наиболее интенсивная экологическая политика проводится в государствах с наиболее неудачной экологической ситуацией. Исключением здесь является Япония, страна, где бережное отношение к природе обусловлено культурными факторами.

Это только основные направления социальной политики государства, наиболее важные из которых будут более подробно рассмотрены в следующей главе. Но стоит также упомянуть о существовании и других направлений, которые так или иначе связаны и с описанными выше, и между собой. Это миграционная политика, политика в области современной инфраструктуры, политика в отношении отдельных групп населения и многое другое.

Таким образом, можно сформулировать две основные функции социальной деятельности государства: социальная стабилизация и экономическая стимуляция. Важнейшим направлением социальной политики является работа по определению доходов населения. На этом базируются политика в сфере труда и поддержка нетрудоспособных и малоимущих граждан.

Здравоохранение и образование – две области, развивающиеся, как правило, параллельно друг другу. Они являются прямым вложением в человеческий капитал и становятся предметом спора социалистов и либералов по поводу соотношения государственного и частного сектора внутри этих областей.

Большинство политических и государственных деятелей готовы принять меры и выделить средства, что бы не допустить угрозы природной катастрофы, роста заболеваемости (и как следствие экономических убытков) и повышение уровня социально – экологической напряжённости.


Глава 3.Основные направления социальн6ой политики
§1. Социальная политика занятости населения
Со времен Адама Смита человечество обладало знаниями, объясняющими природу экономических отношений в обществе на основе формулы «товар — деньги — товар». В своих работах он доказал, что в результате торгового обмена происходит справедливое распределение благ в обществе, как между торговцем и покупателем, так и между работодателем и наемным рабочим. Фактически, работодатель выступает в роли покупателя рабочей силы, а рабочий – торговца, который, продавая часы своей жизни, впоследствии покупает товары, необходимые для её поддержания и повышения её качества. [8 c.83]

Исходя из этих рассуждений, можно утверждать, что потребность общества в труде, является одной из наиважнейших и находится на одном уровне с желанием потреблять произведённые товары и услуги (просто потому, что является её прямым следствием).

Одним из важнейших недостатков капиталистической системы является то, что в ней практически невозможно избежать такого явления как безработица – неполной удовлетворённости населения в труде, дефицита рабочих мест. Если при социализме государство само определяет количество рабочих мест, то при капитализме оно определяется рынком труда и формируется на основе максимальной выгоды.

Рынок труда в основе своей понятие объективное в том смысле, что определяется оно характером социально – экономических отношений в обществе, независимо от воли людей. Уровень же развитости и цивилизованности рынка труда зависит от того, в какой степени сложилась его инфраструктура, содержит ли она институты, способствующие функционированию рынка труда. Указанная инфраструктура, естественно, есть результат осознанных акций, а значит, в отличие от самого рынка, объективного характера не имеет, и напрямую относится к социально – политической деятельности государства.

Рыночная экономика немыслима без специфических механизмов управления, в которых сочетаются саморегуляция и государственное вмешательство в экономику.[1 c.42]

Институциональное обеспечение механизма регулирования рынка труда и других, связанных с ним рынков достигается путем создания инфраструктуры, включающей целый набор элементов: комплекс регулирования заработной платы; комплекс регулирования компенсаций

Структуры по рассмотрению трудовых споров; сеть касс и различных фондов; Государственная служба занятости населения, а также негосударственные агентства по набору персонала; биржи, информационные центры; профсоюзы; союзы работодателей; система профессиональной подготовки и переподготовки и т.п.[1 c.45]

Это первичные элементы инфраструктуры рынка труда. Разумеется, проблема этим не исчерпывается. Несомненное отношение к инфраструктуре рынка труда имеют и институты, связанные с воспроизводством рабочих мест, их сохранением и развитием, а значит, с инвестиционными процессами, механизмами, обеспечивающими конкурентоспособность новых и модернизируемых рабочих мест, и т. д.

Далее, чтобы быть действенным регулирования рынка, инфраструктура должна достигнуть необходимой степени развития. Например, требуется не только наличие службы занятости, а достаточно развитая сеть её учреждений, обеспечивающая реальную доступность пользования услугами этой системы; не просто наличие законов о заработной плате и компенсациях, а нормативное урегулирование важнейших в данной сфере правоотношений, не допускающее, например, безнаказанности при невыплатах зарплат, пенсий и стипендий.[1 c.34]

В последнее время усилился интерес к проблемам регулирования рынка труда и в этой связи к научной разработке рыночной инфраструктуры. В научный оборот введено понятие «инфраструктура трудового посредничества» (ИТП), понимаемое как подсистема инфраструктуры рынка труда. Имеется в виду, что ИТП есть совокупность государственных и коммерческих служб, которые осуществляют специальные виды деятельности и оказывают услуги, способствующие выполнению рынком труда своей функции – согласования спроса и предложения на рабочую силу и направленные на развитие экономики и обеспечения трудовой деятельности индивида.[1 c.35]

Состояние инфраструктуры рынка труда должно обеспечивать полный рыночный кругооборот в пределах именно данного рынка. Дело в том, что отсутствие каких – либо элементов инфраструктуры может привести к тому, что процесс, начавшись на одном рынке, на другом не получит завершения: в частности, он может начаться на рынке учебных услуг, а завершится на другом. Например, на рынке труда, где обнаруживается, что по тем или иным причинам подготовленные работники сталкиваются с трудностями при трудоустройстве. При этом вносится хаос в систему персонификации рисков и ответственности.[1 c.37]

Наряду с общесоциальной стороной занятость имеет и производственную сторону, поскольку отражает экономические и правовые условия, в которых осуществляется труд – непременный и важнейший фактор всякого производства. Именно эффективная занятость является свидетельством процветания экономики и предпосылкой благосостояния населения. Только эффективная занятость создаёт материальную основу для реализации любых программ. Поэтому повышение экономической эффективности, продуктивности занятости должно быть важнейшим приоритетом не только политики занятости, но и экономической политики в целом. [4 c.50]

Важнейшими задачами государства являются полное и рациональное использование такого ресурса производства, как труд, и в этой связи недопущение масштабной безработицы и активная деятельность по её уменьшению. В решении этой проблемы можно выделить два генеральных направления.

Первое можно назвать субъективным. Оно заключается в организации такой подготовки человека к трудовой деятельности, когда он в связи с изменениями условий производства, технической базы достаточно быстро сможет пройти переподготовку и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками для успешной трудовой деятельности.

Необходимость этого велика, поскольку современному производству свойственны систематические изменения технологий, технического базиса. Работник должен соответствовать этой тенденции развития производства. Задача формирования такого работника для своего решения требует сети образовательных учреждений (начальных, средних, высших).[1 c.40]

Важное направление по обеспечению занятости населения – это деятельность государства по стимулированию развития экономики. Оно должно стимулировать спрос на товары и услуги потребительского и инвестиционного характера и на этой основе открывать новые рабочие места на предприятиях государственной и муниципальной собственности, стимулировать частный сектор и открытие там новых рабочих мест. Однако эта сторона деятельности нуждается в совершенствовании. [1 c.41]

Очевидно, надо признать, что силами крупных государственных и частных предприятий проблему безработицы вряд ли можно успешно решить. Основная масса занятых рабочих и специалистов в странах с развитой рыночной экономикой находится в малом и среднем бизнесе. Развитие именно его, равно как и промыслов, ремесленничества, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. самозанятости как формы экономической деятельности, когда человек сам находит для себя работу, организует процесс труда, результаты которого обеспечивают его достойное существование, сможет кардинально изменить проблему роста занятости и рассасывания безработицы. [4 c.61]

Особое место в структуре социально – трудовой сферы и приоритетах социальной политики занимает оплата труда. Это объясняется, прежде всего, её значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики. Однако в настоящее время в оплате труда и её организации накопилось много острых проблем и недостатков, без устранения которых невозможно эффективное проведение ключевых социально – экономических преобразований – пенсионной системы, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, налоговой системы. [1 с.42]

На рынке труда господствуют законы, подобные тем, которые характерны для рынка товарного обмена. На нём возникает конкуренция между соискателями работы, между работодателями за наиболее высококвалифицированных сотрудников, следствием чего является экономическая ситуация в обществе и появление безработицы. Полностью удовлетворить потребности населения в труде с капиталистической моделью экономики практически невозможно. Уровень же развитости и цивилизованности рынка труда зависит от того, в какой степени сложилась его инфраструктура.

Рыночная экономика немыслима без специфических механизмов управления, в которых сочетаются саморегуляция и государственное вмешательство в экономику. Особое место в структуре социально – трудовой сферы и приоритетах социальной политики занимает оплата труда. Однако в настоящее время в оплате труда и её организации накопилось много острых проблем и недостатков.




§2. Социальная политика образования
Образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного конституцией образования. Образование всегда было и остаётся неотъемлемой и важной сферой в человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти педагогов. Являясь фактором социально – экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект производства, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам уровню социально – экономического развития государства, в котором живет и трудится.[1 c.75]

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально – профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно – воспитательную функцию образование влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условие любой профессиональной подготовки в будущем, создаёт условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передаёт культурное достояние общества из поколения в поколение. [10 c.121]

Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования социально – экономическим и политическим строем, а также культурно – историческими и национальными особенностями страны. Требование общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям экономики и гражданского общества.

Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и её гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.

Как говорилось в докладе ЮНЕСКО о положении дел в мировом образования, политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, на защиту прав человека, улучшение международных взаимоотношений и обогащение национальной культуры, не даст эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Без этого усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения новых технологий, будут неэффективны.[11 c.50]

В последнее десятилетие во всём мире дают о себе знать проблемы, которые не удастся решить в рамках традиционных подходов, всё чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся системы образования не могут выполнить свои функции – формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в странных (развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с трудом создающих их сейчас), этот кризис проявляется в разных формах.[1 c.77]

В конце XXвека ситуация стала ещё тревожнее. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы. Даже США обеспокоены слабой подготовкой учащихся в области науки и техники, и определили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис образования считался советскими специалистами исключительно зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается, однако кризисная ситуация не тождественна упадку. Российская система образования обладает рядом достоинств, выгодно отличающее его от систем США и Европы. В России кризис образования развернулся на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием общего кризиса нашего государства, всей его социально-экономической и общественно – политической системы.[1 c.79]

За последние десять лет практически все развитые страны проводили различие по глубине и масштабам реформ национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет её будущее.[1 c.81]

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений идущих в России в конце XXначале XXIвека можно выделить следующие реформы образования: демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, компьютеризацию и интернационализацию обучения.[10 c.159]

В настоящее время образовательная политика в России стоится на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие, единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и религиозных культур, общедоступность образования, адаптивность системы образования потребностям обучаемых, светский характер образования в государственных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно — общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.[1 c.86]

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одной из проявлений этой тенденции сближения и интеграции национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой, — в желании сохранить свою самобытность. Средства аудио – визуальной коммуникации, использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию грани в культурном пространстве. Одновременно идёт поиск пути поддержки сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования. Меняется система отношений между институтом образования и институтом религий. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.[1 c.90]

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все её элементы и звенья. Переход к 12 – летнему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой ВУЗ в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывает много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования. [10 c.90]

Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях от детских садов до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого осуществлялась из бюджета адресно и индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиций в человека становится государственной политикой.[1 c.89]

Развивается нормативная правовая база в области образования: постановления правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех типах и видах образовательных учреждений, государственные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав на общее образование.[1 c.90]

Образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.

Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и её гуманным целям образования, определяющего будущее развитие. Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав на общее образование.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.