--PAGE_BREAK--Во-вторых, принцип законности предполагает обязанность адвоката при осуществлении своих профессиональных обязанностей отстаивать права и законные интересы своих доверителей, используя при этом только законные средства. Адвокат не может использовать обман, фальсификацию доказательств и другие запрещенные методы, даже если его доверитель на этом настаивает.
В-третьих, принцип законности предполагает, что адвокат в ходе осуществления профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны судов, органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов правоприменительной деятельности и добивается устранения таких нарушений и восстановления прав и законных интересов своих доверителей.
Принцип независимости деятельности адвокатуры включает в себя два аспекта: независимость в целом сообщества адвокатов и независимость каждого адвоката.
Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вопреки закону вмешиваться в деятельность адвокатуры. В своем организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы адвокатских образований не подчиняются ни на федеральном, ни на местном уровне органам законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам или организациям. Высшими органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации — Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации — собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определенной гарантией независимости адвокатуры является также автономность ее бюджета, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций.
Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основывается на общности профессиональных интересов и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся в то же время самостоятельными и независимыми и действующими в личном качестве. Корпоративность предполагает прежде всего моральную ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. В отсутствие возможностей внешнего вмешательства в деятельность адвокатуры, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении адвокатов именно благодаря развитой корпоративности может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры.
По своему статусу все адвокаты равноправны как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся у каждого из них возможностей выбирать организационную форму адвокатского образования и участвовать в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ.
Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов — обязанность органов государства.
Адвокатская тайна — необходимое условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату.
В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.
Итак, принципы права (в т.ч. уголовного) представляют собой основные, исходные, руководящие положения наиболее общего характера, лежащие в основе права. Будучи объективными по своему содержанию, принципы по форме своего юридического закрепления субъективны. Закрепление их в законе – весьма сложное дело, поскольку в основе права как системы всегда лежит не одно исходное положение а, по крайней мере, несколько, причем не вполне совпадающих по содержанию. Следовательно, в основе отрасли права и правоприменительной деятельности лежит определенная система принципов. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом. В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ Адвокатура как правовой институт в любом государстве призвана содействовать утверждению единства теории и практики применения права, усилению правовой защищенности прав и свобод, гарантированных законами. Являясь объектом многих научно-практических исследований, проблема повышения роли адвокатуры в оказании юридической помощи сегодня не может быть сведена лишь к процессуальному положению адвоката в суде, наиболее существенные моменты которого будут рассмотрены в следующем параграфе. Она гораздо многограннее и сложнее, а значит, нуждается во всестороннем обсуждении.
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Несмотря на это, правовые отношения в данной сфере в течение многих лет регулировались принятым еще в 1980 г. Положением об адвокатуре РСФСР, которое, естественно, давно устарело и не отвечало ни демократическим преобразованиям, происходящим в обществе, ни реальному положению дел в адвокатской деятельности.
Первые проекты законов об адвокатах и адвокатуре появились еще в начале 1990-х гг. Один из них был разработан под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации, другой — представлен Комитетом Верховного Совета России по законодательству, несколько законопроектов было подготовлено различными коллегиями адвокатов. Весной 1992 г. состоялись парламентские слушания, на которых обсуждались различные концепции построения адвокатуры и статуса адвокатов. Тем не менее тогда не удалось прийти к согласованному решению и принять какой-либо законопроект хотя бы за основу.
Вторая попытка законодательного регулирования адвокатской деятельности была предпринята в середине 1990-х гг. Соответствующий законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, был даже принят Государственной Думой в первом чтении. Дальнейшее развитие событий, однако, показало, что законопроект не решает многих важнейших вопросов организации и деятельности адвокатуры. Впоследствии он был отозван.
В рамках проводимой в стране судебной реформы Президентом Российской Федерации весной 2001 г. был внесен проект Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Он был принят парламентом и вступил в силу 1 июля 2002 г. Принятие этого Закона стало одним из важнейших элементов судебной реформы. Закон упорядочил организационные условия деятельности адвокатуры, установил общие требования к претендентам на приобретение адвокатского статуса, уравнял в правах и обязанностях всех работающих в стране адвокатов. Объединение адвокатских образований, разделенных ранее, в Федеральную палату адвокатов, несомненно, способствовало повышению профессионального уровня, правовой культуры, корпоративной солидарности российской адвокатуры.
Закон обеспечил правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, ее взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотрел гарантии независимости адвокатов и адвокатских организаций.
Основой концепции Закона явилось закрепление положения о том, что в каждом субъекте Российской Федерации существует только один орган корпоративного самоуправления адвокатов — адвокатская палата. Раньше, например, в одной только Москве действовало независимо друг от друга 14 коллегий адвокатов, причем условия приема в них новых членов фактически не регулировались никаким нормативным правовым актом. Понятно, что при таких обстоятельствах государство было не в силах обеспечить оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на положениях Конституции Российской Федерации, которая:
а) определяет компетенцию различных органов государственной власти в регулировании деятельности адвокатуры (пункт «о» статьи 71, пункт «л» части первой статьи 72);
б) закрепляет право граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника) (статья 48);
в) устанавливает принципы, которыми в своей деятельности должна руководствоваться адвокатура (статьи 17, 19, 21 и др.).
Основное регулирование адвокатской деятельности осуществляется федеральными законами. Помимо Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, регулирующего главным образом организационные аспекты деятельности адвокатуры, эта деятельность регулируется также Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным, Арбитражным процессуальным, Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «Об исполнительном производстве» и др.
В соответствии с Законом об адвокатуре Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, определяющие порядок и размеры оплаты труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь как бесплатно, так и по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также порядок ведения реестров адвокатов, в том числе специального реестра адвокатов иностранных государств. Правительством могут также приниматься акты, касающиеся различных аспектов обеспечения деятельности адвокатских образований и адвокатов.
Итак, Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г. Порядок осуществления адвокатской деятельности регулируется также иными нормативными правовыми актами, в том числе: совместным приказом Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257, N 89н «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела», постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации».
3. УЧАСТИЕ АДВОКАТОВ В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ (АРБИТРАЖНОМ) И ПРОЦЕССЕ Будучи объектом многих научно – практических исследований[8] проблема определения роли адвокатуры в оказании профессиональной юридической помощи, определяемая в науке как «многогранная и нуждающаяся во всестороннем обсуждении»[9], зачастую сводится лишь к процессуальному положению адвоката в суде: в гражданском, арбитражном и уголовном процессе.
В современных условиях все более усложняющегося правового регулирования, связанного с расширением рыночных отношений, “переосмысление принципов, подходов и ценностей в построении всего уголовного процесса, в том числе определения роли, места и статуса такой процессуальной фигуры как адвокат, на которого государство возлагает миссию защиты прав и интересов каждого, кто обвиняется в совершении преступления, поскольку человек становится уязвимым из-за тяжелой психофизической ситуации уголовного преследования”[10], и, соответственно, увеличения количества дел, рассматриваемых судами[11], существенно возрастает необходимость исследования регулирования получения гражданами и юридическими лицами профессиональной квалифицированной юридической помощи по гражданским и уголовным делам.
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, детально регламентированное в отраслевом законодательстве. Гарантией получения такой помощи в уголовном процессе тому, кто в ней нуждается, является работа адвокатов, которые приглашаются обвиняемым или другими лицами по его просьбе, поручению или с его согласия в качестве защитников. Так, во исполнение конституционной нормы уголовно-процессуальный закон закрепляет право обвиняемого на защиту, в том числе и право иметь защитника. Государство признает его важность, «подчеркивая тем самым непротиворечивость публичных интересов государства, выражающихся в правовом положении лиц, и субъективных прав и интересов обвиняемого в уголовном процессе»[12]. Избранным защитник будет признан не только при заключении соглашения по поводу его участия, но и когда находящийся под стражей обвиняемый (подсудимый) пригласит адвоката через суд[13].
Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Отсутствие соответствующего допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не может служить основанием для отказа в удовлетворении ходатайства обвиняемого о допуске к участию в уголовном деле адвоката в качестве защитника, поскольку отстранение адвоката от участия в деле по данной причине не соответствует Конституции России, что было подтверждено постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года № 8 — П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурждиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова, А.К. Никитина»[14]. В силу части пятой статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, если защитник участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и не имеет соответствующего допуска к указанным сведениям, он обязан дать подписку об их неразглашении.
Защитник приглашается подсудимым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подсудимого, то есть участие защитника в судебном разбирательстве поставлено от волеизъявления этих лиц. Иными словами защитник является представителем защиты как особой, имеющей государственное значение функции[15]. Защитника называют и доверенным лицом подсудимого. Без взаимного и полного доверия между защитником и подсудимым нет и не может быть подлинной защиты, что обеспечивается возложением на адвоката-защитника обязанности хранить в тайне сведения, доверенно сообщенные ему подсудимым. Защитник, участвуя в процессе, представляет интересы обвиняемого, это представитель стороны, является активным участником судебной деятельности, являясь судебным деятелем, а границы и направления его деятельности определяются исходя из общественной функции защитника.
Права защитника подобны правам подсудимого и позволяют ему в судебном разбирательстве: а) участвовать во всех процессуальных действиях, предусмотренных законом и предпринимаемых судом; б) высказывать доводы и мнения по поводу любого вопроса, подлежащего разрешению в суде; в) представлять информацию, предметы и документы, могущие при соблюдении процедуры исследования и оформления быть принятыми судом в качестве доказательств по делу; г) обосновывать позиции в прениях; д) приносить замечания на протокол судебного заседания[16].
продолжение
--PAGE_BREAK--