Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Территориальное общественное самоуправление как альтернатива представительному органу власти

--PAGE_BREAK--2. Понятие и система территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление является формой добровольной самоорганизации граждан по месту их жительства для самостоятельного решения вопросов местного значения. Как показывает практика и история работы органов ТОС – это один из наиболее эффективных инструментов прямого участия граждан в местном самоуправлении, который может оказать большую помощь муниципальной власти в содержании и развитии территории.

Масштабы ТОСов могут быть самые разные: от одного подъезда до сельских населенных пунктов, которые не являются муниципальным образованием. Их границы определяет представительный орган муниципального образования по предложению жителей территории, на которой образуется ТОС.

Система ТОС включает в себя: собрания (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий, которые являются высшим руководящим органом; постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления (орган управления ТОС), являющийся выборным и подотчетным собранию (конференции) граждан жилых комплексов, микрорайонов, улиц, кварталов, домов и других территорий.

Для того чтобы учредить ТОС, жителям территории необходимо провести собрание либо конференцию, на которой должен быть утвержден устав будущего ТОСа и избраны органы территориального общественного самоуправления. Вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС, единолично исполняющие функции этого органа. По Федеральному закону РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. принимать участие в работе ТОС, в собраниях и конференциях могут все жители территории, достигшие 16 лет.

В уставе ТОСа определяется: территория, на которой он действует, цели, задачи и формы его деятельности, основные направления работы, порядок формирования, права и обязанности, полномочия органов ТОС и сроки их исполнения, порядок принятия решений, приобретения и использования имущества, распоряжения финансовыми средствами, порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Организация подготовки и проведения собраний (конференций) ТОСов та же самая, что и для обычных собраний граждан в муниципальных образованиях. При этом собрания и конференции граждан в вопросах организации и осуществления территориального общественного самоуправления наделены несколькими исключительными полномочиями. К ним относятся: принятие и изменение устава ТОСа; формирование структуры и избрание органов ТОСа; определение основных направлений деятельности ТОСа; утверждение сметы доходов и расходов и отчетов об их исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов органов ТОС. [4]

После принятия на собрании (конференции) устав ТОС должен быть зарегистрирован органом местного самоуправление данного поселения, в компетенцию которого входит регистрация подобных актов. Порядок регистрации утверждается правовым актом представительного органа местного самоуправления. При этом ТОС может являться юридическим лицом, зарегистрированным в форме некоммерческой организации. В этом случае она подлежит государственной регистрации в налоговых органах. ТОСы не входят в систему органов местного самоуправления.
3. Принципы осуществления территориального общественного самоуправления 3.1. Законность, защита прав и законных интересов населения
Территориальное общественное самоуправление это – самостоятельная деятельность граждан, способных к самоорганизации, готовности к самоуправлению, наличие необходимых условий для самоуправления, таких как  наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления.  ТОС — это и форма прямого участия населения в решении вопросов местного значения на своей территории.

С точки зрения прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной территории.[5]

В проекте Федерального закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления в Российской Федерации», рассмотренном Государственной Думой РФ[6], территориальное общественное самоуправление так и определяется – это форма реализации гражданами Российской Федерации конституционных прав на собрания и объединение для защиты общественных интересов.

ТОС в данном случае выступает как посредник между населением территории и органами власти в решении проблем и вопросов местного значения и защите законных интересов граждан, разрешении конфликтных ситуаций мирным путем.
3.2. Свободное волеизъявление граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения


В Конституции Российской Федерации 1993 года сказано, что Россия является демократическим государством и основывается на признании народа в качестве источника власти (демократия в переводе с древнегреческого означает «народовластие»: от «демос» — народ, «кратос» — власть). Граждане осуществляют свою власть непосредственно путем прямого волеизъявления через демократические институты, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия).

    В научной литературе непосредственная демократия определяется как «общественные отношения, возникающие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса)  и не нуждается в каком-либо утверждении»[7]. Выделяют следующие  характерные черты непосредственной демократии[8]:

— прямое волеизъявление граждан;

— единство воли и субъекта ее выражения;

— участие граждан в принятии решений, в осуществлении власти от своего имени;

— право на непосредственное волеизъявление предоставляется каждому гражданину, обладающему правоспособностью, на основании гражданства, проживания на соответствующей территории, членства в трудовом коллективе, общественной организации, достигшему определенного возраста;

— в принятии решений посредством институтов непосредственной демократии могут участвовать лица, входящие в состав субъекта непосредственной демократии, по каждому вопросу, который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в его решении.

 Непосредственное волеизъявление граждан на местах, связанное с их вступлением в сферу общественно-политической жизни, имеет несколько основных видов. Во-первых, это самозаявление гражданами своих запросов. Во-вторых, — самореализация гражданами собственных запросов, в том числе принятие ими публично-властных решений: нормативных; индивидуальных; кадровых. В-третьих, — участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленческих функций:

— при обсуждении проектов местных планов, программ, проектов нормативных и индивидуальных актов;

— при осуществлении уже принятых планов, программ, актов;

— при оценке итогов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, общего положения дел в своих муниципальных образованиях, в отдельных отраслях местной жизни.

В-четвертых, — контроль со стороны граждан их объединений за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и депутатов.

   Все названные виды волеизъявления нашли свое выражение в ряде муниципально-правовых институтов, закрепленных в  Федеральном законе от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данным законом к формам  прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления отнесены: местный референдум (ст. 22); муниципальные выборы (ст.23); голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст.24); сход граждан (ст.25); правотворческая инициатива граждан (ст.26); публичные слушания(ст. 28), собрание граждан (ст. 29), конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30), опрос граждан (ст. 31), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат біогеоценоз 2
Реферат 1. Мочевая система
Реферат Несохранившиеся памятники Ульяновска
Реферат Космос: международные ресурсы
Реферат Энергосберегающие бытовые приборы
Реферат Поняття види структура тлумачення та завдання закону про кримінальн
Реферат Типажи рекламщиков или взаимовлияние профессии и человека
Реферат Проектирование машиностроительного производства 3
Реферат Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы
Реферат Япония в период Токугавского сегуната
Реферат Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки 2
Реферат Микропроцессоры Intel 8086 и Intel 80286
Реферат Історія України Сенкція соціологія І рівень
Реферат Понятие о стилях речи русского языка
Реферат Статистическое изучение уровня и качества жизни населения на примере муниципального образования "Урванский район" Кабардино-Балкарской республики