Тема
Судебная власть и конституционный контроль в зарубежных странах
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика судебной власти, принципы организации и деятельности судебных органов
2. Система судебных органов
3. Понятие и виды конституционного контроля (надзора), органы конституционного контроля (надзора)
Список использованных источников
1 Общая характеристика судебной власти, принципы организации и деятельности судебных органов
Судебная власть – в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Судебная власть — самостоятельная ветвь государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме. Самостоятельность и независимость судебной власти не стоит понимать так, будто она никак не зависит от двух других ветвей власти. Законодательная власть определяет структуру судебной системы, компетенцию судов, статус судей и др. она участвует в формировании судейского корпуса. В некоторых странах от исполнительной власти зависит создание надлежащих условий для работы судов, подготовка кадров для замещения судейских должностей и ряд других организационных вопросов. Во многих государствах назначение на судебные должности производит глава государства (президент или монарх).
Полномочия судебной власти:
– по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
– полномочий по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд США);
– нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах);
– контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания, деятельности государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия);
– второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и др.).
Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) — по осуществлению правосудия и вспомогательные. Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов в отношении виновных лиц именуется правосудием, т.е. реализация судом законов, деятельность суда — это и есть правосудие.
Если законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная — парламентом, то судебные полномочия, судебная власть осуществляются не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.
Судебная власть имеет следующие функции: функцию наказания (кары) за нарушение государственных предписаний; функцию рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином; функцию разрешения споров между государственными структурами, в которых отдельный человек не фигурирует.
Принципы правосудия закрепляются в конституциях или специальных законах. Большинство конституций перечисляют суды и закрепляют порядок их формирования. Но для всех судов характерен один и тот же набор принципов, которыми они руководствуются в своей работе. К числу этих принципов относятся:
– независимость суда (ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения);
– коллегиальность при рассмотрении дел (мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения);
– профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;
– право на обжалование решений (возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации). В англосаксонской системе применяется только апелляция, в большинстве континентальных стран Европы — и апелляция (вторая инстанция), и кассация (третья инстанция), в Австрии, Германии — апелляция и ревизия);
– гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел (т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон);
– равноправие сторон в процессе и состязательность при рассмотрении дел.
Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса – гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется особенно жестко.
К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран – с момента задержания); право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2 Система судебных органов
Совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия составляет судебную систему. Основу структуры судебной системы составляют суды.
Суд — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Суды делятся на обычные и чрезвычайные, создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями.
Обычные суда подразделяются на суды общей компетенции и специализированные: военные (военные трибуналы), арбитражные (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т.п.
Особыми разновидностями судов являются конституционные и административные суды. В некоторых странах создаются суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц (Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики во Франции, Государственный трибунал в Польше).
Конституционный суд — орган, специально создаваемый в качестве отдельной ветви юстиции для разрешения споров на основе конституции вне существующих ветвей обычной и административной юстиции и независимый от других органов государственной власти. Чаще всего конституционные суды создаются в странах, придерживающихся европейской модели конституционного контроля. Конституции государств, где созданы и действуют конституционные суды, детально регламентируют компетенцию, порядок формирования и даже численность конституционных судов, и соответствующие нормы зачастую выделены в отдельный раздел конституции (принципы организации конституционных судов конкретизируются законами, причем нередко конституционными или органическими). Эта особенность обусловлена особой ролью конституционных судов. Вынося положения, посвященные конституционному суду, в отдельную главу, законодатель тем самым подчеркивает, что конституционный суд стоит вне трех ветвей власти.
Действующими конституциями предусмотрены две процедуры формирования конституционного суда:
– парламентская — судьи избираются только парламентом (ФРГ).
– смешанная — суды формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти (парламент принимает лишь частичное участие) и действующие при этом самостоятельно либо совместно.
Помимо конституционного контроля на конституционный суд возлагаются и другие функции: наблюдение за правильностью проведения референдума, объявление их результатов (ст.144 Конституции Румынии 1991г.); рассмотрение конфликтов по вопросам компетенции между центральными и областными органами (ст.161 Конституции Испании 1978г.); рассмотрение по существу обвинений, выдвинутых парламентом против президента республики (ст.135 Конституции Италии 1947г.); объявление неконституционными политических партий (ст.149 Конституции Болгарии 1991г.); толкование конституций и представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам, а в некоторых странах и толкование обычных законов (ст.124 Конституции Албании 1998г., ст.109 Конституции Узбекистана).
Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногда образуются при министерствах, других органах управления, но обычно составляют целостную систему: во Франции, Швеции, других странах имеются верховные административные суды (во Франции — Государственный совет), административные суды крупных территориальных округов (в ряде случаев они совпадают с административно-территориальным делением страны, с границами областей, провинций), низовые административные суды.
В отдельных странах существуют также религиозные суды: шариата — в мусульманских государствах (Иран, Пакистан, Судан). Суды обычного права (страны тропической Африки и Океании). — племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени.
В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В государствах с федеративным устройством суды делятся на федеративные и суды субъектов федерации. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (например, в США во главе с верховными судами штатов, хотя в конечном счете, в том числе и для верховных судов штатов, окончательной инстанцией является Верховный суд США). Если существует «двойная система», то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов и федеральные законы, и законы субъектов федерации (разумеется, своего штата).
Суды делятся также по инстанциям: суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные; по территориальному уровню: районные (юродские), окружные и верховные.
В странах англосаксонской правовой системы суды образуют единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый Верховный Суд. В континентальной Европе определяется тенденция к полсистемности: создаются несколько независимых друг от друга систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами. В странах с романской правовой системой наряду с системой судов общей юрисдикции создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным Советом и осуществляет некоторые иные функции (Франция, Италия) либо Верховным административным судом (Швеция).--PAGE_BREAK--
Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются, а там, где существуют, образуют особую ветвь судов общей юрисдикции. То же можно сказать и о специальных судах (семейные, трудовые, финансовые).
К органам судебной власти относят и счетные палаты. Существуют также органы досудебного разбирательства, например медиаторы консилиаторы (посредники, примирители) во Франции, Италии. Они обычно назначаются муниципалитетами — органами местного самоуправления — из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.
Суды формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. В странах тоталитарного социализма судьи низших судов также избираются гражданами или представительными органами, а вышестоящих — представительными органами (например, областные суды) — областными советами. В большинстве стран судьи назначаются, но в высших судах обычно это происходит при участии различных ветвей власти. В США Верховный суд назначается президентом с согласия сената, в Японии — императором по представлению кабинета министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи). В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления — верховными советами магистратуры, в Великобритании лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии (ее состав не оглашается).
В странах с романо-германской правовой системой судьи, прокуроры, следователи объединяются общим понятием магистратуры. Многие из служащих судов в том или ином качестве могут участвовать в судебном процессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение, секретари, ведущие протоколы заседаний), но главная роль в судебном заседании принадлежит судье (судьям), если даже народные заседатели имеют равные с судьей процессуальные права.
Должностным лицом государства, носителем судебной власти является судья, т.е. лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи обладают единым статусом, закрепленным законодательством государства, и различаются только полномочиями и компетенцией: несменяемость, независимость, подчинение только закону, беспартийность (судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках), несовместимость должностей, исключение родственных связей.
Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя. Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могу состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.
Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии— 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок в пять — десять лет, а второй раз — пожизненно). В странах тоталитарного социализма судья избирается на определенный срок, как правило, на пять лет.
К судье предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).
К кандидатам на должности магистратов, особенно на должности судей, как отмечалось, предъявляются высокие требования. Повышенный возраст иногда определяется законом (по конституции Украины — не менее 25 лет), в отдельных случаях — обыкновениями (во Франции не принято назначать судьей лицо моложе 40 лет). В некоторых странах предусмотрена необходимость для занятия должности судьи пройти предварительные ступени. В Германии после окончания юридического высшего учебного заведения и сдачи государственного (теоретического) экзамена кандидат на судейскую должность проходит длительную стажировку в суде, обычно на канцелярских должностях, на должности следователя и т.д. После этого нужно сдать практический экзамен перед судьями и другими судейскими работниками. Сдавшим экзамен присваивается звание судьи, но должность судьи не предоставляется: лицо лишь включается в список кандидатов на такую должность (списки ведутся федеральным министерством юстиции, а также министерствами юстиции земель для замещения судейских мест в судах земель) и должно находиться определенное время на другой работе в органах юстиции. Впрочем, в Италии, Швеции, некоторых других странах путь к должности судьи короче.
Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. В штате районных, межмуниципальных судов, судов судебных округов, рассматривающих дела по первой инстанции, может быть до 10 и более судей, в каждом из пяти федеральных судов юстиции в Германии работает в среднем 21 судья, в Верховном суде США — 9 судей, Японии — 15, Индии — 17.
Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение, но делается это в особом порядке — органами судейского самоуправления или при их участии. Возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе осуществляет прокурор, а производство предварительного следствия осуществляет следователь. Правовой статус прокуроров и следователей также определяет законодательство того или иного государства.
Народные заседатели в социалистических странах избираются на собраниях граждан по месту работы открытым голосованием. Ассизы, шеффены, присяжные заседатели (в ряде стран не старше 70 лет) подбираются муниципальными советами из среды достойных граждан, составляется их общий список, а затем по жребию они участвуют в судебных заседаниях. Подбор присяжных для рассмотрения конкретного дела может быть осуществлен и иначе: по решению судьи, согласованному со сторонами в судебном процессе.
Прокуроры и судебные следователи в одних странах назначаются в том же порядке, что и судьи, но не пожизненно, в других странах — в порядке строгой централизации и подчиненности (в странах тоталитарного социализма и некоторых постсоциалистических странах — генеральным или главным прокурором).
Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (например, в США обязанности генерального прокурора возложены на министра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований.
Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.
Адвокатура — независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических государствах это единая организация, хотя и в англосаксонских странах существуют, например, общегосударственные объединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странах адвокатура считается не организацией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции.
Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.
Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись имущества и т.д.).
Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.
3. Понятие и виды конституционного контроля (надзора), органы конституционного контроля (надзора)
Контроль — это система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменить акты подконтрольного органа.
Надзор — система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и может только приостановить действие его акта, но отменить или исправить акт может только сам поднадзорный орган.
Конституционный контроль — это форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных для участия в осуществлении публичной власти. Конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право (писаные конституции в том числе), положения которой обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми национальными и местными правовыми положениями.
Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских странах заключается в том, что и законы и другие акты проверяются на соответствие не только конституции, но и священным книгам, Корану.
Объектами конституционного контроля в зарубежных странах являются:
– обыкновенные законы,
– внутригосударственные договоры,
– акты исполнительной власти,
– соответствие национальных законов международным договорам,
– проекты международных договоров или подписанные международные договоры до их вступления в силу,
– расхождения между действующим международным договором и конституцией,
– акты и действия общественных объединений, на которых государство возложило определенные властные функции,
– создание и деятельность политических, общественных объединений и прежде всего политических партий.
Выделяют следующие виды конституционного контроля:
– централизованный — осуществляется специально созданными органами, действующими все обычной судебной системы и диффузный — проверка осуществляется каждым судом в стране или судьей (присуще американской модели конституционного контроля)
– внутренний — проверка осуществляется при разработке акта и внешний — проверка проводится другим органом (в науке конституционного права под конституционным контролем понимается именно внешний конституционный контроль).
– обязательный — проверка проводится в обязательном порядке в силу предписаний закона (имеет смысл, когда проводится в предварительном порядке и носит централизованный характер) и факультативный — проверка осуществляется по запросу установленного конституцией или законом субъекта.
– предварительный — проводится до вступления в силу акта и последующий — проводится в отношении действующих актов.
– формальный — проверка акта на соответствие конституции с точки зрения требуемой формы акта, правомочности органа, его издавшего и процедуры его принятия и материальный — проверка акта по существу, рассмотрение материального соответствия конституции (оба вида содержатся в ст.152 Конституции Украины 1996г.).
– абстрактный — проверка акта по самому факту несоответствия нормы, вне связи с конкретным делом, абстрактный контроль может быть предварительным и последующим (ст.100 Конституции Армении 1995г.) и конкретный — проверка в связи с конкретным делом (пп. а) п.1 ст.189 Конституции Швейцарии 1999г.).
В случае абстрактного конституционного контроля в конституционный суд могут обращаться различные органы власти, иногда группы парламентариев, но никогда частные лица. При конкретном конституционном контроле в конституционный суд могут обращаться частные лица (с конституционной жалобой) и государственные органы (прежде всего суды), рассматривающие конкретное дело.
— полный — охватывает всю систему общественных отношений и частичный — распространяется лишь на определенные сферы общественных отношений, защите подлежат не все урегулированные конституцией отношения (ст.148 Конституции Турции 1982г.).
— консультативный — проверка акта на соответствие конституции, при которой решение органа конституционного контроля не имеет обязательного характера (абз.3 ст.107 Конституции Литвы 1992г.) и постановляющий — решение органа конституционного контроля носит обязательный характер (п1. ст.164 Конституции Испании 1978г.)
— имеющий обратную силу (ex tunc) — решение имеет обратную силу и акт или норма, признанные неконституционными, считаются недействительными с момента их издания или вступления в силу (п.2 ст.127 Конституции Словакии 1992г.) и не имеющий обратной силы и действующий на будущее (ex nunc) — решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия акта или нормы остаются в силе (ч.5 ст.153 Конституции Турции 1982г., ч.2.ст.145 Конституции Румынии 1991г.).
В зависимости от конституционных решений органами могут быть:
1) глава государства, Парламент, Правительство, Суды общей юрисдикции. Административные суды, которые осуществляют конституционный контроль либо специально наряду с другими своими функциями, либо в ходе осуществления других своих функций;
2) специализированные органы конституционного контроля, которые бывают либо судебными, либо квазисудебными (частично) — конституционный суд Российской Федерации, Конституционный Совет во Франции.
Политический контроль осуществляется правительством, парламентом.
Судебный контроль имеет две разновидности:
1) американская система, при которой конституционность законов и других актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, если суд признает закон неконституционным, то дело доходит до Верховного суда, решения которого по вопросу о конституционности закона обязательны для всех судов. Неконституционный закон лишается судебной защиты: формально действуя, он утрачивает юридическую силу. Если в США, Японии, Норвегии конституционность закона вправе проверять любой суд, то в некоторых странах (Индия, Австралия) это может делать только Верховный суд и после того, как дело поступит к нему па рассмотрение;
2) европейская система предполагает создание квазисудебных органов конституционного контроля (Франция).
Иногда выделяют смешанную модель конституционного контроля — структура органов конституционного контроля сочетает элементы различных систем (американской и европейской моделей). Контроль осуществляется различными органами в отношении различных актов, имеющих различное происхождение (ст.100 Конституции Греции 1975г.).
Список использованных источников
1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т./ Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.
2. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 480с.
3. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 669с.