--PAGE_BREAK--В частности, начальник подразделения дознания уполномочен вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дело (п. 4 ч. 1 ст. 401 УПК РФ).
Начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела, которые находятся в производстве любого из дознавателей подразделения дознания. Он вправе давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, в том числе в случае необходимости предъявления обвинения после избранив меры пресечения в отношении подозреваемого.
Под понятием «направление расследования», которое помимо п. 2 ч. 3 ст. 401 УПК упоминается также в п. 4 ч. 2 ст. 37, п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, следует понимать указания, которые касаются проверки версий, установления новых обстоятельств, проверки фактов, изобличения лиц в совершении преступлений. Под это понятие подпадают указания, касающиеся обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением, мер попечения об имуществе, детях и иных членах семьи арестованного (ст. 160 УПК РФ). Кроме того, под это понятие подпадают указания, касающиеся определенных процессуальных решений: признать в качестве потерпевшего, гражданского истца, привлечь в качестве гражданского ответчика, осуществить принудительный привод.
Начальник подразделения дознания вправе давать указания о направлении расследования по вопросам выяснения обстоятельств дела аналогичные тем, что дает прокурор (п. 2 ч. 3 ст. 401 УПК РФ). Однако в отличие от прокурора начальник подразделения дознания не может дать указание о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении дела по подследственности в следственный орган или по подсудности – мировому судье
Указания начальника подразделения дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако дознаватель вправе обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе предоставить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
Порядок рассмотрения жалобы дознавателя прокурором регламентирован ст. 124 УПК РФ. Процедура рассмотрения жалобы начальником органа дознания в законе не регламентирована, но, как представляется, она должна быть аналогичной той, что осуществляется с участием прокурора, прежде всего в части сроков рассмотрения жалобы.
2. Сравнительный анализ правовых статусов указанных участников судопроизводства
Для того чтобы сравнить правовые статусы руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания выделим общие и отличительные черты их прав и обязанностей в отношении уголовного дела и подчиненных им лиц – соответственно следователя и дознавателя.
Общие черты
руководитель следственного органа
начальник подразделения дознания
1. Вправе возбудить уголовное дело
1. Вправе возбудить уголовное дело
2. Вправе поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям
2. Вправе поручать дознавателю производства дознания по уголовному делу
3. Вправе изымать уголовное дело у следователя и предавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи
3. Вправе изымать уголовное дело у дознавателя и предавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи
4. Вправе принимать уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя
4. Вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя
5. Вправе давать следователю указания о производстве отдельных следственных действий
5. Вправе поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий
6. Вправе проверять материалы уголовного дела
6. Вправе проверять материалы уголовного дела
7. Вправе давать следователю указания о направлении расследования, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения
7. Вправе давать дознавателю указания о направлении расследования, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения
8. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением некоторых случаев (см. в отличительных чертах). При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа
8. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания
Отличительные черты
руководитель следственного органа
начальник подразделения дознания
1. Вправе отменять незаконные или необоснованные постановления следователя
1. Вправе отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу. В отношении иных постановлений вправе вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя
2. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения
2. Обжалование любых указаний начальника подразделения дознания дознавателю не приостанавливает их исполнение
3. Вправе создавать следственную группу
3. Отсутствуют данные полномочия
4. Вправе давать указания следователю о привлечении лица в качестве обвиняемого
4. Только прокурор вправе утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого не выносится
5. Вправе давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения
5. Только прокурор вправе давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения
6. Вправе разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы
6. Только прокурор вправе разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы
7. Вправе отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК
7. Только прокурор вправе отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК
8. Вправе отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК
8. Отсутствуют данные полномочия
9. Вправе продлевать срок предварительного расследования
9. только прокурор вправе продлевать срок предварительного расследования
10. Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу
10. Только прокурор вправе утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу
11. Вправе возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования
11. Прокурор возвращать уголовное дело дознавателю, со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков, начальник подразделения дознания не обладает такими правами
12. Вправе рассматривать жалобы на действия следователей
12. Жалобы на действия дознавателей рассматривает прокурор
13. Вправе давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о применении меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности
13. Только прокурор вправе давать дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о применении меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности
14. Вправе давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о применении меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество подозреваемого
14. Полномочие давать дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о применении меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество подозреваемого принадлежит прокурору
15. Восстановление утраченного уголовного дела либо его материалов производится по постановлению руководителя следственного органа
15. Восстановление утраченного уголовного дела либо его материалов производится по постановлению начальника органа дознания
16. Вправе выносить постановление о соединении уголовных дел в одном производстве
16. Отсутствуют данные полномочия
17. Вправе давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер медицинского характера
17. Только прокурор вправе давать дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер медицинского характера
В результате поправок, внесенных в уголовно-процессуальное законодательство, существенно изменился правовой статус следователя, изменился характер его отношений с прокурором и другими участниками досудебного производства по уголовному делу.
Наряду с констатацией усиления процессуальной самостоятельности следователя можно говорить также о том, что фактически появились два вида уголовного преследования: уголовное преследование в форме дознания (прокурорское дознание) и уголовное преследование в форме предварительного следствия (собственно, предварительное следствие)[7].
Как видно из приведенных выше таблиц, прокурор оказывает большое влияние на ход дознания, когда как руководитель следственного органа стал более самостоятелен и независим в своих полномочиях.
Также начальник подразделения дознания, по моему мнению, лишен некоторых полномочий, которые имеет руководитель следственного органа (соединять уголовные дела, создавать группу дознавателей и некоторые другие).
Данную проблему, а также иные вопросы, касающиеся полномочий начальника подразделения дознания и руководителя следственного органа, я рассмотрю в следующем вопросе моей курсовой работы.
3. Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей руководителем следственного органа и начальника подразделения дознания
Если не основополагающим тезисом, то, во всяком случае, весьма ясно звучащим рефреном законодательных изменений, внесённых в УПК Российской Федерации Федеральным законом от 05.06.2007 г. №87-ФЗ стал тезис об укреплении процессуальной независимости следственных органов и лишении в данной связи органов прокуратуры системы властно-распорядительных полномочий по отношению к следствию. Причём задумывалось, судя по контекстам введённых новелл, не тактическое перераспределение отдельных из полномочий следственных органов и обвинительной власти, а именно стратегическое изменение в исторически сложившейся парадигме названных отношений[8].
В связи с внесенными изменениями возникли некоторые проблемы, связанные с пробелами и коллизиями в действующем законодательстве. Появились спорные ситуации в исполнении участниками уголовного судопроизводства своих полномочий.
Например, только руководитель следственного органа вправе давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнем аресте. Исключительно ему принадлежат полномочия давать согласие на возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных и иных процессуальных действий, для производства которых необходимо судебное решение. Если руководитель следственного органа отказывает в даче такого рода согласия, это означает, что он не убежден в правильности, необходимости их применения (производства) и не может ходатайствовать перед судом о даче разрешения на их производство.
Следователь вправе обжаловать решения руководителя следственного органа, в порядке, указанном в ч. 4 ст. 124 УПК, но в перечне полномочий прокурора или руководителя следственного органа не предусмотрено право этих должностных лиц рассматривать такого рода жалобы.
Достаточно трудно согласуется с сутью принятых изменений и сохранившееся в нормах ч. 4 ст. 146 УПК РФ полномочие прокурора отменить постановление (в том числе следственных органов) о возбуждении уголовного дела. Во-первых, названное полномочие прокурора противоречит п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, согласно которому правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователя обладает исключительно руководитель следственного органа. Во-вторых, неясно в силу каких неведомых обстоятельств отменить незаконное или необоснованное постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор не вправе и должен ходатайствовать перед этим перед руководителем соответствующего следственного органа (ч. 6 ст. 148 УПК), а отменить его же постановление о возбуждении уголовного дела, безусловно, вправе. На мой взгляд, законодатель в очередной раз ошибся в системности нормативного регулирования, по сути, идентичных общественных отношений. Тем не менее, в теории уголовно-процессуальной науки уже усиленно обосновывается тезис о том, что именно в данном подходе и заключается истинная воля законодателя, правильно определившегося в этом принципиальном вопросе[9].
В результате реформ действительно многие контрольные функции, ранее принадлежавшие прокурору, перешли руководителю следственного органа. Однако не надо забывать, что оба эти участника процесса относятся к стороне обвинения и более того — объединены ведомственным интересом[10]. Так что в целом, я считаю, что созданная правовая конструкция, при которой следователь и руководитель следственного органа образуют могучую двойку, чревата угрозой нарастания дисбаланса и так неравных сил сторон обвинения и защиты.
В правоприменительной практике органов внутренних дел возникают проблемные ситуации с толкованием и применением норм УПК РФ, регламентирующих процессуальную деятельность органов дознания. Причина тому — противоречивость ряда норм УПК и пробелы в регламентации отдельных сторон процессуальной деятельности органов дознания. После вступления в силу в 2007 г. Федеральных законов от 05.06.07 № 87-ФЗ, от 06.06.07 № 90-ФЗ, в УПК РФ были внесены существенные изменения, в том числе статья 401 «Начальник подразделения дознания», в которой перечислены его права и полномочия по осуществлению дознания и процессуальному контролю в отношении находящихся в его подчинении дознавателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--