Реферат по предмету "Экономическая география"


Региональная политика Индии

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Факультет гуманитарный Кафедра регионологии Курсовая работа защищена с оценкой Руководитель работы « » 2007 г.


Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИНДИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине ВВЕДЕНИЕ В РЕГИОНОВЕДЕНИЕ КР 032301.04 Студентка группы РВ-61 Руководитель работы к.и.н доцент кафедры регионологии Е.А. Попова БАРНАУЛ 2007 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ… ….3 ГЛАВА I. Особенности индийской федерации 1. Исторический аспект регионального развития


Индии… ….2. Законодательная основа федерации… …… …….3. Взаимоотношения между центром и штатами… ……4. Итоги развития индийского федерализма… ……5. Будущее индийской федерации… … 20 ГЛАВА II. Территориальная структура хозяйства Индии и экономическое районирование… ….22 ГЛАВА III. Региональная политика Индии: проблемы и решения 1.Формирование региональной политики….……….


…2. Теоретическая база региональной политики… … ….3. Особенности региональной политики Индии…32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….38 Список использованной литературы… 39 ВВЕДЕНИЕ Как известно, индийская цивилизация — одна из древнейших в мире, но демократическое федеративное государство Республика Индия еще очень молодо. Индия добилась независимости в 1947 г. и лишь в 1950 г. вступила


в силу Конституция, заложившая основы государственного устройства, федерализма. Оформление индийской федерации происходит со многими сложностями, и этот процесс, прошедший ряд этапов, не завершен, видимо, и по сей день. На протяжении всех десятилетий истории независимой Индии исследователи и политики ведут спор о ее жизнеспособности в качестве единого государства. Последнее не¬редко ставится под вопрос, особенно тогда, когда в том или ином регионе


Индии вспыхивают сепаратистские движения, нередко приводящие к кровавым столкнове¬ниям. Вместе с тем, за десятилетия своей истории независимая Индия накопила не только тяжкий груз этнических и межрегиональных конфликтов, но и, что важнее, разрешения в рамках демократического государства и выработанных им законов, так что этот опыт достоин специального изучения. Историография внутренней политики Индии несопоставима с огромным значением этой страны на


современном этапе. «Ныне Индия – одно из динамично развивающихся государств. Великая страна мира, концентрирующая одну шестую часть населения мира, говорящая на 1562 языках, демонстрирует миру успешное развитие, основанное на принципе «единства в многообразии». Всего за полвека независимости она прошла путь от колонии на «задворках цивилизации» до лидера развивающихся стран, занимающего четвертое место в мире по объему


ВВП». Одной из немногих монографий об Индии, на которой можно основать свое исследование, является «Индия: страна и ее регионы» Е.Ю. Ваниной. Данная монография является первым в отечественной науке комплексным исследованием региональных факторов в истории, культуре, экономике и политике Индии. Особое внимание уделено современному индийскому федерализму, взаимоотношениям "центр-регионы" в рамках демократии, механизмам защиты территориальной целостности страны.


В статье Джилла С.С. «Экономика развивающегося региона: опыт Индии» анализируются региональные различия в уровне экономического развития Индии и вызвавшие их факторы. Автор предпринял попытку увязать этот анализ с теорией регионального роста. В статье рассматриваются: определение термина “регион”; стадии межрайонной дифференциации и факторы, лежащие в ее основе; региональное экономическое неравенство в


Индии в историческом контексте, а также ранжирование регионов Индии по уровню доходов; влияние на региональное развитие новой экономической политики, проводимой с 1991 г.; миграция между штатами. Как крупнейшее в современном мире федеративное демократическое госу¬дарство Индию трудно не ассоциировать с Россией, и, рассматривая индийский вариант федерализма, отноше¬ний «центр–регионы», противодействия сепаратистским тенденциям, особенности региональной политики, мы не должны упускать


возможность использования положительного опыта Индии. В этом мы видим актуальность темы данной работы. Цель исследования – проанализировать сущность региональной политики Индии. Объектом исследования являются документы, монографии, периодические издания о внутренней политике Индии. Предмет исследования – особенности региональной политики Индии в историческом аспекте и на современном этапе.


В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены и решены следующие задачи: 1. Ознакомиться с печатными и электронными источниками по теме исследования. 2. Выявить исторический аспект, законодательную основу, сущность региональной политики Индии. Работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. В главе первой рассматриваются особенности индийской законодательной базы региональной политики.


Во второй главе затронут вопрос экономического районирования. В третьей главе сделана попытка анализа особенностей региональной политики Индии. ГЛАВА I. Особенности индийской федерации 1. Исторический аспект регионального развития Индии. Хотя в общественном сознании Индия обычно воспринимается как одно из древнейших государств и цивилизаций мира, на самом деле единое


государство таких размеров и в таких границах на субконтиненте возникло впервые в 1947 г. В сознании же индийцев их субконтинент в прошлом существовал как конгло¬мерат стран. А могущественные империи, возникавшие на его территории, скорее были объединениями отдельных регионов, нередко представлявших собой некое подобие самостоятельных независимых государств, контролировавшихся местными правителями. Последние исследования показали, что даже в


XVIII в. еще никто не мыслил категориями единой Индии. Колониальный период, длившийся около 200 лет, условно можно назвать прологом к интеграции. Сама же интеграция — политическая, экономическая, культурная — начала осуществляться после достижения независимости. Историю современной Индии принято начинать с 15 августа 1947 г с момента провозглашения независимости, поскольку уже к этому моменту были определены ее внешние основные границы и согласованы


главные принципы государственного строительства — демократическая политическая система и федеративное устройство. Конституция, вступившая в силу 26 января 1950 г провозгласила новое независимое государство суверенной демократической респу¬бликой и учредила ее как Союз Штатов. «Перед лидерами независимой Индии стояла весьма труднодостижимая цель - построить единое государство в полиэтническом, многоконфессиональном обще¬стве, отдельные составляющие которого находятся


на разных стадиях социального, экономического и культурного развития. Предстояла гигантская работа по транс¬формации вчерашней колонии в современное государство» . Следует отметить, что у политической элиты Индии в канун достижения незави¬симости преобладало убеждение, что строительство нового целостного государства невозможно без сохранения естественного многообразия ее регионов. Отсюда — лозунг или, как сейчас принято говорить, довольно точно сформулированная на¬циональная


или государственная идея — «единство в многообразии». Составной частью этой идеи было построение федерации из бывших провинций Британской Индии и из многочисленных княжеств, во главе которых стояли местные правители – князья. 1.2. Законодательная основа федерации Особенности формирования индийской федерации во многом предопределили и ее специфику. Стало очевидным, что для сохра¬нения независимости и целостности страны понадобится


сильный центр. Решение социально-экономических проблем в масштабах всей страны со слаборазвитой эко¬номикой и неравномерностью развития регионов, перевод экономики из состояния стагнации на рельсы ускоренного развития с целью постепенной трансформации экономики колониального типа в современную социально-ориентированную могли осуществляться только в условиях сильной центральной власти, тем более что на решение этих проблем Индии были отпущены не столетия, а десятилетия. Этими соображениями руководствовались авторы конституции.


В то же время присутствовало четкое понимание того, что для такой большой и многоликой страны, как новая Индия, унитарная форма правления не годится; при сохранении сильной центральной власти необходимы главные признаки федерализма — дееспособная региональная власть. Ведь регионы, составившие Индийский Союз, в течение очень длительного времени имели свою собственную субкультуру, систему управления, свои традиции и обычаи, образ жизни и т.д.


Поэтому было негласное соглашение относительно того, что многими вопросами должны ведать региональные власти. Решить вопросы будущего устройства страны предстояло Учредительному со¬бранию, созванному в 1946 г. Б. Р. Амбедкар, являющийся крупным специалисто¬м по конституционному праву, возглавил Редакционную комиссию по выработке конституции и по праву считается одним из основных авторов-творцов


индийской конституции, отцом или идеологом индийского федерализма. Представляя проект конституции Учредительному собранию, Амбедкар обра¬щал внимание на то, что в Индии создается федерация. 1-я статья конституции гласит, что Индия учреждается как Союз Штатов. Индии присущи основные черты федеративного государства:


1. Двойная система управления (в унитарном государстве действует только одно правительство — общенациональное, в федеративном — два федеральное и правительство каждого субъекта федерации); 2. Распределение полномочий между властями федерации в целом и властями ее членов; 3. Юридическое верховенство конституции (это значит, что все полномочия - исполнительные, законодательные и судебные, независимо от того, кому они принадлежат — федеральному центру или субъектам федерации,


исходят от конституции и регулируются ею); 4. Разделение полномочий между властями обеспечивается тем, что судам предо¬ставляется окончательное право толкования конституции и признания недей¬ствительными решений властей федерации и штатов и их различных органов в случае нарушения ими положений конституции. Вместе с тем Индия отличается от типичных федераций мира по способу образования и по положению штатов и федерации. В отличие от федеративного союза американского типа, образованного на основе добровольного


соглашения, заключенного между рядом суверенных и независимых государств для управления некоторыми делами в общих интересах, Индия созда¬валась путем превращения унитарного государства, каковым являлась Британская Индия, в федеративное. Вхождение в нее провинций Британской Индии было обя¬зательным, а княжеств — добровольным. Концепция индийской конститу¬ции предусматривает сильный центр и пользующиеся реальной, но не безграничной


автономией штаты. Притом, что полномочия центра и штатов четко разграничены в конституции, контроль над управлением и законодательной деятельностью в штатах осуществляет центр или Союз. Уклон в сторону централизма, считает известный специалист в области конституционного права Д. Д. Басу, явился благом для Индии, так как он помогает сохранять целостность страны в условиях выступлений сил коммунализма и лингвистического шовинизма, в условиях их борьбы за власть, приводящей к беспорядкам,


несмотря на средства контроля, которыми располагает центр . Весьма важным принципом индийской федерации является положение консти¬туции, в соответствии с которым штаты не обладают правом отделения от Индии. Этот тезис стал одним из основополагающих принципов индийской консти¬туции и индийского федерализма. 16-я поправка, принятая в 1963 г внесла еще большую ясность в это положение, подчеркнув, что любые действия и выступления, направленные на отделение от


Союза не пользуются защитой со стороны консти¬туции. А это означает, что в случае возникновения угрозы целостности страны, центральные власти располагают целым набором средств для борьбы с ней. В Индии по конституции существует целый «институт чрезвычайного положе¬ния», как принято в кругах юристов называть часть XVIII конституции, которая включает в себя статьи 352-360.


При изучении практики применения чрезвычайных мер в Индийской федера¬ции исследователь чаще всего сталкивается с институтом президентского правления, вводимым в одном или нескольких штатах, либо даже на отдельной территории того или иного штата. В этом случае вся полнота власти передается губернатору штата, назначаемому президентом и действующему от его имени; может быть приостано¬влена деятельность законодательных органов власти и правительства


штата. Все эти меры, а также порядок и сроки введения президентского правления подробно ого¬вариваются в статьях 356-357 конституции. Позднее были приняты дополнения или поправки, которые в случае необходимости предусматривали возможность введения войск центрального подчинения на территорию субъекта федерации и ведения воен¬ных действий. Хотя случаи применения столь жестких мер редки, тем не менее, они являются своего рода гарантией от реализации центробежных тенденций.


Закрепив конституционным образом государственные границы и выработав механизмы, гарантирующие целостность территории Индийского Союза, авторы конституции предоставили широкие полномочия парламенту по приему в Союз и образованию новых штатов, изменению территорий и границ или названий уже существующих штатов. Действительно, политическая карта Индии за пять десятилетий претерпела зна¬чительные изменения. В первоначальном тексте конституции речь шла о 27 штатах.


Изменения начались сразу после принятия конститу¬ции и происходят и сейчас. В 2000 году, когда у власти находилась коалиция партий во главе с БДП (Бхаратия Джаната Парти), было были образованы три новых штата: Чхаттисгарх на территории штата Уттар Прадеш в Центральной Индии, Уттаркханд на территории штата Мадхъя Прадеш в предгорьях


Гималаев и Джаркханд на юге штата Бихар. На сегодняшний день Индийский Союз состоит из 29 штатов: 1. Андхра Прадеш; 2. Аруначал Прадеш; 3. Ассам; 4. Бихар; 5. Дели; 6. Гоа; 7. Гуджарат; 8. Хариана; 9. Химачал Прадеш; 10, Джамму и Кашмир; 11. Карната¬ка; 12. Керала; 13. Мадхъя


Прадеш; 14. Махараштра; 15. Манипур; 16. Мегхалайя; 17. Мизорам; 18. Нагаленд; 19. Орисса; 20. Панджаб; 21. Раджастхан; 22. Сикким; 23. Тамилнаду; 24. Трипура; 25. Уттар Прадеш; 26. Западная Бенгалия; 27. Чхаттисгарх; 28. Уттаркханд; 29. Джаркханд и 6 союзных территорий:


1. Андаманские и Никобарские острова; 2. Дадра и Нагар Хавели; 3. Чанди¬гарх; 4. Даман и Диу; 5. Лакшадвип; 6. Пондишери. Как для Союза в целом, так и для штатов конституция установила парла¬ментскую форму правления британского типа, с которой страна была знакома на протяжении длительного времени. Во главе исполнительной власти в центре и штатах стоят президент и гу¬бернатор соответственно, которые


в обычное время действуют по совету кабинетов министров, главы которых — премьер-министр в центре и главный министр в шта¬те — и являются исполнительной властью. При этом президент избирается один раз в пять лет путем непрямых выборов — выборными членами парламента и законодательных органов штатов. Губернатор назначается президентом. Премьер-министром и главным министром становятся лидеры победивших на выборах пар¬тии или коалиции,


пользующиеся поддержкой большинства членов нижней палаты парламента и законодательного собрания штата соответственно. В конституцию заложен принцип ответственности кабинетов министров перед парламентом и леги¬слатурой штата. Широкие полномочия президента, предусмотренные конституцией, фактически осуществляются кабинетом министров. Президент, как правило, лишь оформляет решения, принимаемые кабинетом во главе с премьер-министром. Эта практика постепенно превратилась в неписаный конституционный обычай.


Однако вокруг фигуры президента и его реальной роли до сих пор существуют разночтения. Одни авторы считают, что по смыслу конституции совет премьер-ми¬нистра обязателен для президента. В силу парламентской ответственности кабинета президент является лишь номинальным главой государства. Другие утверждают, что «по конституции президент пользуется гораздо более широкими полномочиями, чем номинальный глава государства в парламентской республике».


Третьи полагают, что «роль президента в индийской республике не имеет прямых аналогов в других стра¬нах». Президент объявляет чрезвычайное положение в соответствии со статьей 352 конституции в случае угрозы войны или внутренних беспорядков. Президент может распустить нижнюю палату парламента на период чрезвычайного положения, и тогда вся полнота прав переходит к исполнительной власти. Весьма значительны права президента как главы исполнительной власти и в отношении штатов.


В этой связи достаточно точную характеристику индийской конституции дал сам д-р Б. Р. Амбедкар, назвав ее унитарной в чрезвычайных обстоятельствах — таких как война и прочих чрезвычайных условиях, и федеративной в обычное время. Законодательная власть в Союзе принадлежит двухпалатному парламенту в лице нижней палаты, именуемой Народной палатой (Лок сабха), и верхней палаты — Со¬вета штатов (Раджъя сабха).


В нижнюю палату выборы проходят один раз в пять лет на основе всеобщего избирательного права. Индийская верхняя палата избирается на 6 лет, обновляясь раз в два года на одну треть. Выборы в нее проходят косвенным путем с помощью коллегии выборщиков из зако¬нодательных собраний штатов, а 12 членов назначаются президентом из числа лиц, обладающих специальными познаниями или практическим опытом в области лите¬ратуры, науки, искусства и общественной деятельности.


Представительство штатов колеблется от 1 до 85 членов в нижней палате и от 1 до 34 - в верхней палате; важную роль в определении числа депутатов играет численность населения в том или ином штате, однако это не является единственным критерием. Менее населенные штаты пользуются некоторыми преимуществами. Кроме того, резервируется определенное число мест за представителями зарегистрированных каст и племен. Законодательная власть в штатах осуществляется легислатурой (законодатель¬ным органом) штата.


В большинстве штатов существует двухпалатная легислатура. Нижняя палата штата – законодательное собрание – избирается прямым голо¬сованием, как и нижняя палата парламента на основе всеобщего избирательного права. Срок полномочий законодательного собрания установлен в 5 лет. Верхняя палата штата – законодательный совет – так же, как и верхняя палата парламента, избирается


косвенным путем сроком на 6 лет, при этом каждые 2 года обновляется одна треть депутатов. Характерной чертой индийской федерации является четкое размежевание пол¬номочий Союза и полномочий штатов. В особую группу выделены совместные полномочия Союза и штатов. Все эти вопросы оговорены в Приложении седьмом конституции. Компетенция Союза включает обширный перечень из 97 пунктов.


Сюда от¬носятся в первую очередь оборона, вооруженные силы, производство вооружений и оборонная промышленность, атомная энергия. В компетенцию Союза входят отношения с иностранными государствами, заключение международных договоров и соглашений, дипломатические, консульские и торговые представительства, объ¬явление войны и заключение мира, вопросы гражданства, разведка и контрразведка. Союз ведает железными дорогами, шоссейными дорогами общесоюзного значения, речным и морским судоходством,


портами общесоюзного значения, воздушными сообщениями и аэродромами, почтой, телеграфом. В области финансов к компе¬тенции Союза относится денежное обращение, чеканка монет, государственный долг, иностранные займы, резервные банки Индии, целый ряд налогов, таможен¬ные пошлины. Последний пункт перечня оговаривает, что все полномочия, не включенные в список полномочий штатов или совместных полномочий Союза и штатов, так называемые остаточные полномочия, составляют исключительную


компетенцию Союза. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции штатов, состоит из 66 пунктов. Он включает обеспечение общественного порядка, полицию (включая и сельскую, и железнодорожную), отправление правосудия, местное самоуправление, здраво¬охранение, образование всех ступеней, за исключением объявленных парламентом учреждений национального значения, пути сообщения с той же оговоркой. Важ¬ное место среди вопросов, относящихся к компетенции штатов, занимает сельское хозяйство, аграрные


отношения, а следовательно, и законодательство об аграрных реформах. Однако законы, предусматривающие отчуждение частных земель, подле¬жали утверждению президента. Перечень вопросов, отнесенных к совместной компетенции Союза и штатов, состоит из 47 пунктов. Он включает уголовное право (за некоторыми исключени¬ями), уголовный процесс, поддержание общественного порядка, законодательство о браке, семье и опеке, значительную часть


вопросов гражданского права, эконо¬мическое и социальное планирование, законодательство о профсоюзах, конфликты в промышленности и трудовые конфликты, трудовое законодательство и т.д. «Анализ полномочий Союза и штатов приводит к выводу, что хотя штатам предо¬ставлены довольно широкие права, решающие позиции в области законодательства и управления сохранены за Союзом». Конституция Индии, в отличие от многих других федеративных конституций, признает единое индийское


гражданство: штаты не имеют своего гражданства. Важнейшей проблемой для любой федерации является сведение к минимуму препятствий, мешающих людям разных штатов чувствовать себя гражданами одной страны. Главным средством достижения этой цели являются гарантии каждому гражданину свободы передвижения и выбора местожительства. Такие гарантии предоставляет статья 19 (пункты «d» и «е»). Не менее важной является свобода коммерческих операций и перемещение товаров из одной части страны


в другую. Свобода торговли в Индии обеспечивается статьями 301-307 конституции. Официальным языком Союза был объявлен язык хинди со шрифтом деванагари (ст. 343). Окончательно вопрос о государственном языке не решен и сегодня, теперь их18 (Приложение восьмое Конституции). Гарантом соблюдения конституционных законов выступает судебная власть Ин¬дии, действующая независимо от законодательной и исполнительной власти


Союза и штатов. Важно, что по всей Индии действует одно судебное право, а конститу¬ционный надзор осуществляется Верховным судом Союза и Высшим судом штата. Главный судья Индии и члены Верховного суда, а также главный судья Высшего суда и его члены назначаются приказами президента страны. Одни и те же консти¬туционные нормы и законы распространяются на всех граждан и должностных лиц, независимо


от занимаемого ими положения. Именно конституция во многом помогала сохранять до сих пор целостность Индийского союза. Во-первых, в ней самой заложе¬ны механизмы, предотвращающие его распад, а во-вторых, существует возможность изменения конституции путем внесения поправок, отвечающих требованиям жизни. 1.3. Взаимоотношения между центром и штатами. Несмотря на подробно разработанное и закрепленное конституцией правовое положение центра и штатов, говорить о гармоничных отношениях между ними трудно.


На протяжении всей истории независимой Индии проблемы взаимоотно¬шений между центром и штатами всегда были в фокусе внимания политических сил. Периодически усиливаются центробежные тенденции, возникает угроза един¬ству и целостности страны; на повестку дня то и дело выносятся требования децентрализации управления, передачи больших полномочий штатам. Под этими лозунгами выступали, как правило, оппозиционные Индийскому национальному конгрессу силы, прежде всего в штатах.


Правящую партию ИНК обвиняли в том, что она трактует многие положения конституции в пользу центра, пытается урезать полномочия регионов за счет узурпации полномочий, находящихся в совместном ведении. На рубеже 80-х гг. первым за расширение полномочий штатов во всех сферах вы¬ступил штат Тамилнаду, однако идея расширения политических полномочий штатов за счет полномочий Союза не вызвала широкой поддержки. Тем не менее, между мно¬гими штатами было достигнуто согласие относительно


необходимости добиваться более широких финансовых полномочий по сравнению с теми, которые предоставля¬ются конституцией, для более эффективного проведения экономических преобразо¬ваний и осуществления программ развития. В марте 1983 г еще Индирой Ганди была создана комиссия, которую возглавил бывший судья Верховного суда Дж. Саркариа. Эта комиссия должна была тщательным образом проанализировать сложившуюся практику во взаимоотношениях между центром и штатами и подготовить рекомен¬дации по их совершенствованию


и возможным изменениям конституции. Комиссия проработала пять лет. Ее итогом стал фундаментальный труд, опубли¬кованный в 1988 г. Всего комиссия подготовила 247 различных предложений, направленных на ре¬формирование отношений между центром и штатами в целях более справедливого их разделения. Предлагалось расширить права штатов в различных сферах, консуль¬тироваться со штатами по более широкому


кругу вопросов, чем это предусмотрено конституцией, увеличить долю доходов, отчисляемых штатам, увеличить их роль в законотворчестве. По рекомендации этой ко¬миссии был создан межштатовский совет — постоянный орган для урегулирования спорных вопросов, возникающих между штатами. Однако до сих пор индийским властям удавалось справляться с самыми слож¬ными ситуациями во многом благодаря механизмам, заложенным в конституции. Как уже говорилось выше, особое место в системе чрезвычайных полномочий,


относящихся к компетенции центральной исполнительной власти, занимает инсти¬тут «президентского правления» в штатах, основанный на статье 356 конституции. «Пожалуй, ни одно другое конституционное положение и особенно практика его применения не вызывало столь противоречивых оценок и не осложняло в такой мере отношений между центром и штатами». Суть института «президентского правления» (ПП) состоит в том, что при опре¬деленных обстоятельствах федеральное правительство имеет конституционное право взять на себя


всю полноту ответственности за управление тем или иным штатом страны. Статья 356 гласит, что президенту страны принадлежит право издать такую прокламацию, «если по получении доклада от губернатора штата или иным образом он приходит к убеждению, что возникла ситуация, при которой управление штатом не может осуществляться в соответствии с положением настоящей конституции». В соответствии с прокламацией к президенту



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Документационное обеспечение управления 5
Реферат Демонополизация как одно из условий становления рыночной экономики
Реферат Thomas Jefferson (1743-1826)
Реферат История Буддизма 2
Реферат Москва и Петербург в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин.
Реферат Совместимость и удовлетворенность супругами браком
Реферат Теорія неокласичного синтезу. Теорія економіки ринків
Реферат фиббоначи
Реферат Экология АПК
Реферат Аристид около 540-467 гг до нэ
Реферат Струйные энергетические технологии
Реферат Перехрестя Безпечний перехiд дороги з обмеженою оглядовiстю i недостатньою видимiстю 2
Реферат Этнический состав Омской области. Народы, религия, культура, размещение
Реферат Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего психического развития
Реферат Мотивация персонала и качество предоставления услуг предприятия гостеприимства