--PAGE_BREAK--Формационный подход
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государства:
Рабовладельческий; Феодальный; Буржуазный; Социалистический.
При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.
Цивилизационный подход
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций:
Древние государства; Средневековые государства; Современные государства.
При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.
Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Классификация современных государств
Помимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации.
В зависимости от уровня экономического развития развивающиеся (иногда из называют иногда аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т. д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере). В зависимости от политического режима демократические государства; авторитарные государства; тоталитарные государства. В зависимости от формы правления государства монархии; республики. В зависимости от господствующей идеологии государства идеологизированные; деидеологизированные.
Идеологизированные государства — это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы:
религиозные — в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией — здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).
Идеология — определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология).
Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.
4. Гражданское общество
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.
Гражданское общество в его современном понимании и значении— это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество- это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.
Гражданское общество- это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.
Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия.
-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.
Гражданское общество Гегеля- это хорошо известное нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное Гегелю- он точно определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательные ответы.
5. Понятие права
Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на право сознание людей. Право — непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественным и правами. Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„ организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система».
Право— это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой.
Право — результат правотворческой деятельности государства.
Право характеризуется рядом специфических признаков:
1. Право состоит из норм, то есть правил поведения, которые являются обязательными.
2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.
3. Нормы права выражены и закреплены в нормативных актах.
6. Нормы права и их место в системе социальных норм
Право— это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой.
Государство не может эффективно функционировать, не опираясь на право, оно гарантирует реализацию правовых норм.
Норма права
Норма права — это правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения.
Признаки нормы права:
Норма права имеет общий характер Норме права присуща многократность повторения. Общеобязательность исполнения. Обеспечивается силой государственного принуждения.
Гипотеза — условия, при которых выполняется данное правило.
Диспозиция — само правило поведения.
Санкция— мера принудительного воздействия на нарушителя правовой нормы. Санкция может нести поощрительные или карательные меры, в зависимости от того, соблюдаются или нарушаются правила поведения (нормы).
В зависимости от предписаний правовые нормы подразделяются на:
Управомочивающие (нормы-разрешения); Обязывающие (что нужно делать); Запрещающие(нормы-запреты);
Классификация норм права:
-по характеру правила, которое заключено в той или иной норме права:
управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом); обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия); запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).
-по характеру отношения урегулированных той или иной нормы:
· материальные: опред. Права и обязанности субъекта.
· Процессуальные: опред. Процедуру их реализации.
— по времени действия:
· Бессрочные: действуют пока не отменят.
· Срочные: до опред момента(1год).
-по месту действия:
· Общефедеральные: на всей территории РФ.
· Законодательых субъектов: действие на опред. Территории .
-по кругу лиц.
7. Источники права
Источниками права являются официальные государственные документы (законы, указы, постановления), в которых закрепляются правовые нормы.
Юридические нормы имеют общественный характер и обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Законы, указы, постановления являются результатом правотворческой деятельности, то есть деятельности компетентных органов государства.
Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой.
8. Нормативно-правовые акты и их виды
Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой.
Нормативный правовой акт— официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]
Нормативный правовой акт в России(а также во многих других странах, относящихся к романо-германскойправовой семье) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.
Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:
в зависимости от юридической силы:
· Законы
· Конституция РФ
· Федеральные конституционные законы
· Федеральные законы
· Подзаконные правовые акты:
· Указы Президента РФ
· Постановления Правительства РФ
· Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
· Локальные нормативно-правовые акты
· Особую группу составляют международные договоры РФ.
в зависимости от содержания:
· отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
· гражданско-правовые
· уголовно-правовые
· и т.д.
· комплексные
9. Правоотношения
Правоотношение— урегулированное нормами праваобщественное отношение, участники которого обладают субъективными правамии являются носителями юридических обязанностей.
Признаки правоотношения
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной); Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон); Отрегулированностью правовыми нормамисодержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения; Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).
Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются Государством.
Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных закономюридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д.).
В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:
Гражданские правоотношения; Административные правоотношения; Уголовные правоотношения и др.
Структура правоотношения
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения;
2) объекта правоотношения;
3) юридического содержания правоотношения.
Субъекты правоотношений
Участники правоотношений именуются их субъектами.
Правоотношение — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государствомв лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями), связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.
Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть:
• граждане;
• юридические лица;
• государственные и муниципальные образования.
Физические лицаэто всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица– коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти, вне своей юрисдикции, имеют статус юридического лица.
Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.
10.Система права
Система права — совокупность норм, институтови отраслейправав их взаимосвязи.
Важным качеством права является то, что оно — не простое нагромождение отдельных норм, а четкая их система. Нормы права группируются в институты, институты — в отрасли. Нормы различаются по юридической силе и степени обязательности. Для правильного толкования нормы необходимо знать не только ее содержание, но и ее место в системе норм.
продолжение
--PAGE_BREAK--