ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 1-9 глав книги РЫНОК МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ оглавление ГЛАВА 3 ГЛАВА 6 ГЛАВА 9 ГЛАВА 11 ГЛАВА 13 ГЛАВА 16 ГЛАВА 20 ГЛАВА 21 ГЛАВА 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24 Глава 1. РЕДКОСТЬ - Это такая ситуация,когда чего-то не хватает на всех.
ЭКОНОМИКА НАУКА - Это общественная наука,изучающая вы- бор,который люди совершают,использую редкие ресурсы для удов- летворения своих желаний. МИКРОЭКОНОМИКА - Это раздел экономики,изучающий выборы,совер- шаемыми малыми экономическими единицами,такими,как хаусхол- ды,фирмы и правительственные учреждения. МАКРОЭКОНОМИКА - Это раздел экономики,изучающий крупно мас- штабные экономические явления,такие,как инфляция,безработица
и экономический рост. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА - Это три группы,на которые делятся производительные ресурсы. ТРУД - Это умственные и физические затраты,совершаемые людьми в процессе производства. КАПИТАЛ - Это все средства производства,созданные людьми. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ - Это все,что может быть использовано в производстве и первозданном виде. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ - Это стоимость производства товара или услуги,измеренная с точки зрения потерянной
возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов дея- тельности,требующим того же самого времени или ресурсов. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - Это такая ситуация,в которой невозможно произвести изменение с целью более полного удов- летворения желаний одного человека,не нанося при этом ущербу удволетворению желаний другого человека. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ - Это ситуация, в которой при имеющемся уровне знаний и данном количестве
производительных ресурсов. ИНВЕСТИЦИЯ - Это долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие,дело. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - Это процесс поиска новых возможностей, в ходе которого внедряются новые технологии,используются вновь открывшиеся возможности и преодолеваются старые стерео- типы. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - Это способность выполнять рабо- ту или выпускать товар по относительно меньшей альтернатив- ной стоимости. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В
РАСПРЕДЕЛЕНИИ - Это ситуация в которой при данном количестве благ невозможно удовлетворить желания одно- го человека,не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - Это та часть экономической науки,которая изучает факты и зависимости между этими фактами. НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - Это та часть экономичес- кой науки,которая занимается суждениями о том,хороши или пло- хи экономические
условия и политика. СТИХИЙНЫЙ ПОРЯДОК - Это способ осуществления координации, в которой индивидуумы приспосабливают свои действия к усло- виям,основываясь на информации и стимулах своего непосред- ственного окружения. ИЕРАРХИЯ - Это способ достижения координации,в котором инди- видуальные действия подчинены инструкциям центральной власти. РЫНОК - Это любое взаимодействие в которое люди вступают для торговли друг с другом. ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ -
Это график,показываю- щий те сочетания благ,которые могут произведены экономичес- кой системой при наличных факторах производства и уровне зна- ний. ЭКОНОМЕТРИКА - Это статистический анализ эмпирических эконо- мических данных. УСЛОВНЫЙ ПРОГНОЗ - Это предсказание будущих экономических со- бытий, выраженное в форме Если А,то Б,при прочих равных. ЗАКОН НЕПРЕДВИДЕННЫХ
ПОСЛЕДСТВИЙ - Это свойства политических действий иметь ненамеренные эффекты в дополнение к тем, кото- рые были целью этих действий. Глава 2. СПРОС - Это желание и способность людей покупать товары. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Это желание и способность продавцов предостав- лять товары для продажи на рынке. ЗАКОН СПРОСА - Это принцип,в соответствии с которым сущес- твует обратная зависимость между ценой товара и величиной по- купательского спроса на этот товар при прочих равных усло- виях.
При падении цены спрос увеличивается,при повышении це- ны - уменьшается. КРИВАЯ СПРОСА - Это график зависимости между ценой товара и величиной спроса,предъявленного покупателями на этот товар. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА - Это изменение количества това- ра,которое потребители хотят и могут купить,происходящее в результате изменения цены товара при прочих равных условиях.Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой.
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА - Это изменение количества,которое покупате- ли желают и могут купить,происходящее в результате изменения неценового фактора. ЗАМЕНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ СУБСТИТУТЫ - Такие пары товаров,для кото- рых рост цены одного товара приводит к росту спроса на дру- гой товар. ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ТОВАРЫ КОМПЛЕМЕНТЫ - Такие пары това- ров,для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой.
НОРМАЛЬНЫЙ ТОВАР - Это товар,спрос на который растет при рос- те потребительских доходов. НИЗШИЙ ТОВАР ТОВАР НИЗКОГО КАЧЕСТВА - Это товар,спрос на который падает при росте потребительских доходом. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Это графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара,которое произ- водители хотят предложить на рынке. ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Это изменение того количес- тва товара,которое производители желают
и могут про- дать,происходящее в результате изменения цены товарапоказы- вается движением вдоль кривой предложения. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Это изменение того количества това- ра,которое производители желают и могут продать,происходящее в результате изменение неценового факторапоказывается сдви- гом кривой предложения. РАВНОВЕСИЕ - Это ситуация,когда планы покупателей и продав- цов на рынке полностью совпадают,так что при данной цене ве- личина предложения равна величине спроса.
ВЕЛИЧИНА ИЗБЫТОЧНОГО СПРОСА ДЕФИЦИТ - Это ситуация, в кото- рой при данной цене величина спроса превосходит предложенное количество товара. ТОВАРНЫЙ ЗАПАС - Это товарные фонды,которые для реализации и использования. ИЗБЫТОЧНАЯ ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗБЫТОК - Это ситуация,ког- да величина предложения товара по данной цене превышает вели- чину спроса на него. Глава 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ - Это мера реакции одной переменной на измене- ние другой,выраженная как отношение процентных
изменений. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ - Это отношение процентного изме- нения величины спроса на товар к заданному процентному изме- нению его цены при прочих равных условиях. ДОХОД - Это цена умноженная на проданное количество единиц товара. ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - Это ситуация,при которой величина спроса изменяется на больший процент,чем цена,и поэтому общий доход возрастет по мере того,как падает цена.
НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - Это ситуация,при которой величина спро- са изменяется на меньший процент,чем изменяется цена и общий доход уменьшается по мере падения цены. СПРОС С ЕДИНИЧНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ - Это ситуация,при которой цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент и следовательно общий доход остается неизменным по мере измене- ния цены. СОВЕРШЕННО НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - Это ситуация,при которой кри- вая спроса строго вертикальна.
СОВЕРШЕННО ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - Это ситуация,при которой кри- вая спроса строго горизонтальна. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДАМ - Это отношение процентного изменения величин спроса на товар к заданному процентному из- менению доходов потребителей при прочих равных условиях. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - Это отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены некоторого другого товара при прочих равных условиях.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ - Это отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к заданному процен- тному изменению в цене этого товара при прочих равных усло- виях. Глава 4. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ - Это установленные законом правила,кото- рые определяют,какими вещами может пользоваться или распоря- жаться то или иное лицо,также условия,при которых такое ис- пользование или распоряжение может быть осуществлено. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ -
Это целесообразная деятельность,направлен- ная на достижение цели и учитывающее заданное ограничение и имеющиеся возможности. БРИТВА ОККАМА - Это принцип ,согласно которому более прос- тым теориям стоит отдавать предпочтение перед более сложны- ми,если и те и другие согласуются с данными наблюдений. ПОЛНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - Это допущение того,что люди полнос- тью используют доступную информацию,рассчитывая,как наилучшим образом достичь своих целей. ОГРАНИЧЕННАЯ
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - Это допущение,что люди намере- ны выбирать такие варианты,которые наилучшим образом соответ- ствуют их целям,но они располагают ограниченными возможнос- тями получения и обработки информации. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА - Это проблема того,насколько эффек- тивно рынки справляются со своей задачей обеспечения органи- заций взаимовыгодной торговли. ФИАСКО РЫНКА - Это ситуация,при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического
выбора та- ким образом,чтобы обеспечить эффективное использование. ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ - Это эффекты производства или потребления блага,воздействие которого на третьих лиц,являющихся ни поку- пателями,ни продавцами,никак не отражено в цене этого блага. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА - Это блага 1 которые не могут быть предоставлены одному лицу так,чтобы не предоставить их в рас- поряжение всех других2 которые будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим
без дополнительных зат- рат. МОНОПОЛИЯ - Это ситуация при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА - Это изучение того,каким обра- зом люди используют правительственные учреждения институ- ты,преследуя свои собственные интересы. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА - Это любая плата,приходящая на долю не- которого фактора производства и превосходящая его альтернатив-
ную стоимость. ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ - Это процесс поиска и защиты эконо- мической ренты с помощью политического процесса. ФИАСКО ПРАВИТЕЛЬСТВА - Это ситуация,при которой политика пра- вительства приводит к неэффективному использованию ресурсов. Глава 5. ПОЛЕЗНОСТЬ - Это то удовольствие,удовлетворение или исполне- ние запросов,которое получают люди от потребления товарами или услугами. ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - Это величина добавочной полезнос- ти,полученной от прироста величины
потребления,равного едини- це некоторого блага при прочих равных условиях. ПРИНЦИП УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ - Это принцип,соглас- но которому чем больше потребление некоторого блага,тем меньше приращение полезности,получаемой от единичного прира- щения потребления этого блага. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ - Это ситуация,в которой потребитель не может увеличить общую полезность,получаемую исходя из дан- ного бюджета,расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого
блага. ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ - Это та часть прироста величины спроса на подешевевший товар,которая образовалась вследствие замещения замена менее дорогостоящим благом других благ,ставших те- перь сравнительно дороже. ЭФФЕКТ ДОХОДА - Это доля изменения величины предъявленного спроса на подешевевший товар,вызванная соответствующим увели- чением реального дохода. ТОВАР ГИФФИНА - Это низший товар,занимающий в бюджете потре- бителя значительное место,имеющий кривую спроса с положи- тельным наклономдля товара
ГИФФИНА эффект дохода от измене- ния цены перевешивается действием эффекта замещения. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК - Это разница между максимумом це- ны,которую потребитель готов заплатить за единицу некоего то- вара,и той реальной величиной цены,которую он заплатил факти- чески. ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ - Это разность между тем,что производи- тели фактически получают за единицу товара и тем минимумом цены,которую они готовы за него получить.
ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ - Это та часть экономического бре- мени налога,которая принимает форму излишка потребителя и производителя,утрачиваемого из-за того,что налог сокращает равновесное количество спроса и предложения товаров и услуг. НАБОР БЕЗРАЗЛИЧИЯ - Это набор вариантов потребительского вы- бора,каждый из которых обладает одинаковой полезностьюпоэто- му ни один из вариантов,составляющих этот набор не имеет предпочтения перед другими.
КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ - Это графическое отображение набора без- различия. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ - Это норма,в соответствии с кото- рой одно благо может быть замещено другим без выигрыша и по- тери для удовлетворения потребителя. КАРТА БЕЗРАЗЛИЧИЯ - Это набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ. ТРАНЗИТИВНОСТЬ - Это принцип,согласно которому если
А пред- почтительнее чем Б,а Б предпочтительнее,чем С,то А должно быть предпочтительнее,чем С. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ - Это линия на графике,показывающая все имеющиеся варианты выбора. Глава 6. ЯВНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ИЗДЕРЖКИ - Это альтернативные издержки,кото- рые принимают форму явных денежных платежей поставщикам фактором производства и промежуточных изделий.
ИМПЛИЦИТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ - Это альтернативные издержки использо- вания ресурсов,принадлежащих владельцам фирмы или находящих- ся в собственности фирмы,как юридического лица,которые недо- получены в обмен на явные денежные платежи. ЧИСТАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ - Это сумма,остающаяся после вы- читания из совокупного дохода фирмы величины явных и импли- цитных издержек. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ - Это совокупный доход минус явные де- нежные издержки.
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ - Это затраты,которые не могут быть за от- носительно короткий промежуток времени ни увеличены,ни уменьшены с целью увеличения или уменьшения объема выпуска продукции. ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ - Это явные денежные и имплицитные альтернативные издержки,связанные с обеспечением постоянных затрат. ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ - Это затраты,которые могут быть увеличе- ны или уменьшены с целью соответствующего изменения объема производства в рамках краткосрочных временных интервалов.
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗМЕРЖКИ - Это явные денежные и имплицитные издер- жки,связанные с обеспечением переменных затрат. КРАТКОСРОЧНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ - Это временной горизонт,в рамках которого объем выпуска продукции может регулироваться только с помощью изменения объемов переменных затрат,в то время,как постоянные затраты остаются неизмененными. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ - Это временной горизонт,ве- личина которого достаточна для того,чтобы дать возможность измениться
как постоянным,так и переменным затратам. БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ - Это издержки,осуществляемые фирмой единожды они не могут быть возвращены ни при каких обстоя- тельствах. ПОЛНЫЙ СОВОКУПНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ - Это совокупный вы- пуск продукции фирмы,измеренный в физических единицах. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ - Это выраженный в физических единицах прирост выпуска продукции,произведенный
каждой до- полнительной единицей переменных затрат данного рода при неизменности всех других видов затрат. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ДОХОДНОСТИ - Это принцип,гласящий,что при увеличении одного и неизменности всех других видов затрат,бу- дет достигнута точка,за которой предельный физический про- дукт переменных затрат начнет сокращаться. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ - Это дополнительные издержки,требуемые для прироста выпуска некоего товара или услуги на одну едини- цу. ПРАВИЛА ПРЕДЕЛЬНЫХ
И СРЕДНИХ - Это правило,согласно которому предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае,когда величина средних издержек достигает своего мини- мума. ЭКОНОМИЯ,ОБУСЛОВЛЕННАЯ МАСШТАБОМ ПРОИЗВОДСТВА - Это сокраще- ние долговременных средних издержек с увеличением объемов вы- пуска. УЩЕРБ,ОБУСЛОВЛЕННЫЙ МАСШТАБОМ ПРОИЗВОДСТВА - Это увеличение долговременных средних издержек с увеличением объемов произ-
водства. ПОСТОЯННЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ МАСШТАБОВ ПРОИЗВОДСТВА - Это отсутствие у фирмы как экономии,так и ущерба от изменений масштабов производства. НАИМЕНЬШИЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МАСШТАБ - Это уровень выпуска продук- ции,начиная с которого прекращается действие эффекта эконо- мии,обусловленной ростом масштабов производства. Глава 7. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА СТРУКТУРА РЫНКА - Это основные характер- ные черты рынка,к числу которых
относится количество и раз- меры фирм,степень сходства или отличий товаров разных фир- м,легкость входа на и выхода с конкретного рынка,доступность рыночной информации. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - Это рыночная структура,характери- зуемая большим количеством мелких фирм,однородностью продук- ции,свободой входа и выхода и равным доступом к информации. ОЛИГОПОЛИЯ - Это рыночная структура,состоящая из небольшого числа фирм,причем по крайней мере некоторые
из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - Это рыночная структура,сос- тоящая из множества мелких фирм,выпускающих неоднородную про- дукцию характеризуется свободным входом и выходом фирм. ПРАЙС-ТЕЙКЕР PRICE-TAKER - Это фирма,продающая свою продук- цию по ценам,определяемым силами,над которыми она не имеет контроля. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД - Это величина,на которую изменяется сово- купный доход в результате
увеличения количества произведен- ной и реализованной продукции на одну единицу. Глава 8. ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - Это монополия,защищенная юридическими запретами,наложенными на конкуренцию. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - Это отрасль,в которой долгосрочные средние издержки минимальны,только когда одна фирма обслужи- вает весь рынок. ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - Это монополия,при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным пос-
тавщиком продукта,но не имеет специальной защиты от конкурен- ции. ФИРМА МОНОПОЛИСТ - Это фирма,которая является единственным поставщиком продукта, не имеющего близких субститутов. ПРОСТАЯ МОНОПОЛИЯ - Это монополия,которая в каждый конкрет- ный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям. ЛИМИТИРУЮЩЕЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - Это стратегия ценообразова- ния,при которой господствующая на рынке
фирма устанавливает цену на уровне меньшем того,который дает возможность полу- чать краткосрочную максимальную прибыль.Цель стратегии - уменьшение вероятности появления конкурентов на рынке. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - Это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же продукта,неоправданная никакими различиями в издержках. ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ ДЕДВЭЙТ-УБЫТКИ - Это потери излишков потреби- теля или производителя,которые не скомпенсированы
ничьей при- былью. Глава 9. КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА - Это степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм. КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ - Это процентное отношение продаж четырех или восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объе- му продаж. ИНДЕКС ГЕРФИНДАЛЯ - Это индекс рыночной концентрации,вычис- ляемый как сумма квадратов долей рынка выраженных в процен- тах всех фирм,продающих продукцию на этом рынке. ВХОДНОЙ
БАРЬЕР - Это любые обстоятельства,мешающие новой фир- ме на равных конкурировать со старожилами отрасли. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ - Это необходимость тщательно- го учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска. КАРТЕЛЬ - Это группа производителей,совместно максимизирую- щих прибыли путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска. ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО - Это ситуация,когда повышение или пониже- ние цен фирмой,доминирующей
в олигополии ценовым лиде- ром,поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ РЫНОК МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Эдвин Дж. Долан , Дэйвид Е.Линдсей,1992 год СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ Издание девятое,исправленное,1982 год СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА С.И.Ожегов,1990 A.FRM.MACВ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |