Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Подчерковедческая экспертиза. Её роль в раскрытии и расследовании преступлений

--PAGE_BREAK--Почерковедческая экспертиза
        Почерковедческая экспертиза– один из видов идентификации личности.
Она основана на исследовании признаков почерка, отобразившихся в рукописных документах.

Потребность в проведении почерковедческой экспертизы возникает при наличии основания сомневаться в выполнении подписи лицом, от имени которого она значится, при необходимости установления факта выполнения записи
с подражанием почерку другого лица и т.д.

Для разрешения вопросов об исполнителе рукописного текста, цифровых
и других записей в распоряжение эксперта представляют образцы почерка
(ст. 202 УПК РФ)[1].

Образцы почерка подразделяются на общие, выполненные обычным для данного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.) почерком и в обычных условиях, и специальные, выполненные рисовкой, вычерчиванием, с подражанием печатному шрифту, то есть с соблюдением специальных условий.

К общим свободным образцам относятся рукописи, в отношении которых имеется уверенность, что их исполнитель не предполагал, что они будут использованы в качестве образцов почерка для экспертизы. Обычно это рукописи, написанные вне всякой связи с расследуемым преступлением. Наряду с этим общие образцы могут быть и экспериментальными, когда, например, рукописи выполняются подозреваемым лицом по предложению следователя или оперативного работника в связи с расследуемым преступлением.

Для проведения почерковедческих экспертиз в распоряжение эксперта должны быть направлены как свободные, так и экспериментальные образцы почерка. Отсутствие или неудовлетворительность свободных образцов почерка нередко влекут невозможность выполнения экспертизы или недостаточную определенность выводов эксперта. Представление лишь одних экспериментальных образцов допускается в исключительных случаях при невозможности получения свободных образцов, что обязательно отмечается в постановлении о назначении экспертизы.

Наилучшими свободными общими образцами почерка чаще всего служат рукописи, сопоставимые, с исследуемым рукописным документом по назначению (например, служебные бумаги), по общему виду почерка (размер букв и пр.),
по словарному составу, фразеологии, орудиям и материалам письма (карандаш или перо, их качество, сорт и формат бумаги и пр.), а также по времени написания, близкому к моменту возникновения исследуемой рукописи. Так, при экспертизе рукописного текста квитанции в качестве образца следует также представить квитанции такого же или близкого по содержанию, написанные карандашом или пером, на такой же по виду поверхности, линовке, формату и цвету бумаге (бланке) как и исследуемая квитанция.

Важнейшим требованием, предъявляемым к свободным образцам письма, является их достоверность, то есть несомненность происхождения. Поэтому следователь или оперативный работниц должен удостовериться в том,
что свободные образцы, направляемые эксперту, действительно выполнены данным лицом.

Экспериментальные образцы почерка получают двумя путями: посредством диктовки или предложения составить какой-либо документ (автобиография, объяснение по определенному вопросу, заявление или другой документ).

При наличии достаточного количества свободных общих образцов можно ограничиться первым способом, при недостаточности или отсутствии свободных образцов необходимо их получение как под диктовку, так и в виде самостоятельного письма. Не допускается предоставление лицу возможности списывать текст
с подлежащей исследованию рукописи или заранее заготовленного текста. Иногда обстоятельства дела требуют, чтобы лицо, чей почерк подвергают исследованию,
не знало, что выполняемая им рукопись будет направлена на экспертизу. В таких случаях довольствуются самостоятельно исполненными им образцами, не получая образцов текста, написанного под диктовку.

Кроме свободных образцов почерка, все остальные рукописи, предназначаемые для экспертизы, должны быть выполнены лицом в присутствии следователя или оперативного работника.

При получении образцов почерка, как правило, целесообразно диктовать текст исследуемой рукописи. Однако, когда из-за тактических либо этических соображений нежелательно оглашать содержание исследуемого документа, следователь (оперативный работник) составляет и диктует связный текст, который, отличаясь по содержанию от исследуемой рукописи, включал бы в различных сочетаниях слова и отдельные буквы из нее.

Текст диктуется ровным, спокойным голосом, достаточно ясно, но без выделения и подчеркивания интонацией особенностей написания отдельных слов
и их частей. Нельзя принуждать пишущего воспроизводить буквы определенной формы, писать крупнее, мельче, с определенным наклоном, ставить знаки переноса и препинания в определенных местах, требовать того или иного размещения текста и т.п. Орудия письма и бумага должны соответствовать исследуемому документу. Требуется, чтобы поза при письме была обычной, то есть лицо, у которого отбираются образцы почерка, писало сидя за столом. Если в процессе повседневной работы данное лицо пользуется очками, следует обязательно соблюсти это условие
и при написании им экспериментального текста.

Кроме общих образцов почерка, нередко возникает необходимость
в подготовке специальных образцов, то есть таких, которые выполняются путем рисовки, вычерчивания, либо написанных в необычных условиях. Они также бывают свободными и экспериментальными.

В тех случаях, когда исследуемая рукопись выполнена путем рисовки, вычерчивания, левой рукой или иным необычным способом, оперативный работник или следователь при подготовке образцов почерка для экспертизы выясняет,
не пользуется ли данное лицо этими способами письма повседневно. В остальном при получении свободных специальных образцов соблюдаются требования, предъявляемые к подбору общих свободных образцов почерка.

Второй вид специальных образцов почерка получают или под диктовку или посредством предложения лицу составить в присутствии следователя или оперативного работника какую-либо рукопись. В обоих случаях соблюдаются условия, соответствующие написанию исследуемого документа (способ выполнения, шрифт, бумага, орудие письма и т.п.). Для этого в распоряжение лица, у которого отбираются образцы, представляются соответствующие орудия
и материалы письма. В полученных образцах может не оказаться характерных признаков, наблюдающихся в исследуемой рукописи. Тогда следователь или оперативный работник предлагает этому лицу исполнить рукописный образец определенным способом и шрифтом или в строго заданных условиях (например, стоя, полулежа, на стене, в перчатках, при плохом освещении и т.п.). Однако понуждать к этому категорически запрещается.

Для экспертизы текстов, написанных левой рукой, необходимы специальные рукописные образцы, выполненные левой рукой подозреваемого. Отбираются они путем диктовки заранее подготовленного текста. Кроме этих образцов, эксперту должны быть направлены и общие образцы почерка правой руки подозреваемого.

Принадлежность представляемых на экспертизу образцов почерка определенному лицу или лицам фиксируется в протоколе изъятия образцов, который составляется
с соблюдением требований ст. 166 и ст. 167 УПК РФ. В протоколе изъятия
в отношении общих образцов указывается время их возможного написания,
а в отношении экспериментальных и специальных – время отобрания и способ их получения (под диктовку, самостоятельное письмо) образцы описывают также
в постановлении о назначении экспертизы с указанием, кем они выполнены.
При этом эксперту полезно также сообщить сведения о возрасте, образовании, национальности, роде занятий и физических особенностях (плохое зрение, отсутствие пальца, дрожание рук, положение тела при письме и т.п.) предполагаемого исполнителя исследуемой рукописи.

При хранении в уголовном деле или пересылке рукописных документов
на экспертизу должны строго соблюдаться меры предосторожности, гарантирующие полную сохранность этих документов в неизменном виде. В связи с этим их нельзя прошивать, хранить при высокой температуре или в среде с повышенной влажностью, делать на них пояснительные надписи, они не должны соприкасаться
с химически активными веществами.

Почерковедческая экспертиза, прежде всего, нацелена на идентификацию личности исполнителя записей, подписей. Наряду с идентификационными
в почерковедческой экспертизе разработаны и успешно применяются диагностические исследования.

Успех почерковедческой экспертизы зависит как от уровня профессиональной подготовки эксперта, его опыта, так и от того, насколько правильно подобраны материалы для производства экспертизы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Вопросы, разрешаемые экспертизой
Постановка перед экспертизой вопросов зависит не только от задач, которые решает по делу следователь или оперативный работник, но и от характера исследуемых рукописных материалов. По каждому конкретному делу они далеко
не одинаковы. Это объясняет специфику предлагаемых на разрешение экспертизы вопросов, из которых наиболее часто встречающимися могут быть следующие:

1.        Как давно написан текст документа (время возникновения документа устанавливается относительно, например, по примененному алфавиту, существовавшим правилам грамматики и др.)?

2.        В каком состоянии находилось лицо при выполнении текста документа (этот вопрос также решается относительно, путем сравнения текстов, выполненных одним и тем же лицом в нормальном и болезненном состоянии)?

3.        В каких условиях был написан текст — в обычных или необычных?

4.        Весь ли рукописный текст выполнен в данном документе одновременно?

5.        Какой рукой (правой или левой) выполнен текст?

6.        Каков возраст лица, написавшего определенный документ (школьник, лицо среднего или старческого возраста)?

7.        Одним или разными лицами выполнены тексты всех исследуемых документов?

8.        Выполнен ли текст или отдельные фрагменты исследуемого документа данным лицом?


Сравнительные материалы,
необходимые для производства почерковедческой экспертизы
Успешное решение задач экспертами возможно только при правильно собранных сравнительных материалах – образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя. Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработан ряд общих требований, предъявляемых к сравнительному материалу, которые и будут рассмотрены ниже. К ним относятся, прежде всего, надлежащее качество и достаточное количество сравнительных материалов-образцов.

Надлежащее качество образцов – это сопоставимость их по времени написания и виду документа, языку, содержанию, материалу письма, способу выполнения и, если возможно, по условиям выполнения.

Достаточное количество образцов – это такой их объем, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте, подписи. Единых для всех экспертных ситуаций рекомендаций по количеству представляемых образцов дать невозможно. Однако практикой установлено, что свободных образцов почерка должно быть
не менее 5-6, причем различных по характеру (материалы личного дела, заявления, черновые записи, письма и т. д.), свободных образцов подписей – не менее 10 (к ним можно отнести подписи в платежных ведомостях, заявлениях, поручениях
на получение пенсии и др.). Экспериментальные образцы почерка отбираются
в количестве не менее 12 листов; подписи – не менее 30-40 (на отдельных листах
по 5-6 подписей на каждом).

Исследуемые рукописи могут быть очень краткими и написанными
в необычных условиях, в связи, с чем в них могут проявиться признаки, редко встречающиеся в почерке. В таких случаях представление большого количества разнообразных по целевому назначению и условиям выполнения рукописей – образцов почерка предполагаемого исполнителя даст возможность установить различные варианты признаков почерка, определить частоту встречаемости, устойчивости и пределы их вариационности, провести полное и глубокое сравнительное исследование и дать правильную оценку его результатов.

Для решения судебно-почерковедческих задач представляются три вида образов почерка и подписи: свободные, экспериментальные и условно-свободные.
Свободные образцы почерка (подписей)
Свободные образцы почерка (подписей) – это рукописи (подписи), выполненные определенным лицом вне связи с делом, по которому проводится экспертиза, когда исполнитель не предполагал, что они могут быть использованы
в качестве сравнительного материала при производстве экспертизы. Свободными образцами могут служить тексты (подписи), относящиеся к служебной переписке, автобиографии, собственноручно заполненные анкеты, заявления, личные письма, подписи в платежных ведомостях, кассовых ордерах, библиотечных документах, поручениях на получение пенсии и других документах. Свободные образцы почерка (подписи) – наиболее ценный сравнительный материал, так как обычно они выполняются без намеренного изменения признаков почерка, подписи.

Одним из основных требований, предъявляемых к свободным образцам, является несомненность их происхождения, т. е. бесспорная принадлежность рукописей (подписей) лицу, образцами почерка (подписи) которого они должны служить. Чтобы убедиться в этом, следователь или суд предъявляют собранные рукописи для опознания лицу, от имени которого они выполнены. Результаты опознания фиксируются в протоколе. Каждый образец удостоверяется лицом, выполнившим его, например: «Текст выполнен мною. Подпись».

Если по каким то причинам (смерть, пребывание в другом месте) невозможно представить рукописи для опознания самому лицу, они могут быть предъявлены администраций предприятия, на котором это лицо работало, его сослуживцам, знакомым или родственникам с целью подтверждения их принадлежности,
что должно быть особо отмечено в постановлении о назначении экспертизы.
Если образцы вызывают сомнение в их подлинности и устранить эти сомнения невозможно, их не следует представлять на экспертизу. Допущенные при подборе образцов ошибки влекут за собой ошибки экспертные, а это, в конечном счете, может направить следствие или суд на ложный путь.

Представляемые на экспертизу свободные образцы должны быть сопоставимы с исследуемым документом, что достигается соответствием их исследуемому документу по ряду параметров.

1. По письменности и языку. Свободные образцы должны быть выполнены
на том же языке, что и исследуемый текст (подпись). Рукописные тексты, выполненные различными алфавитами, положенными в основу той или иной письменности, вследствие разницы в строении письменных знаков бывают несопоставимыми или не полностью сопоставимыми.

При необходимости назначения экспертизы документов, выполненных
на иностранных языках или на языках народов России, следователь (суд) должен определить, на каком языке выполнена рукопись, и установить, в каком экспертном учреждении имеются специалисты, и может быть проведена экспертиза.
Для решения первого вопроса следователь (суд) может воспользоваться консультацией специалиста-языковеда. С особым вниманием нужно подходить
к выбору эксперта. Знание языка, на котором выполнен исследуемый документ,-  одно из условий компетентности эксперта, производящего экспертизу почерка.

Задача следователя (суда) состоит в получении экспериментальных образцов – рукописей, выполненных на том же языке, на котором написан исследуемый документ. Решение этой задачи может осложниться, если лицо, образцы почерка которого необходимы для экспертизы, заявляет, что не владеет языком, на котором ему предлагают писать. В подобных случаях возможно направление на экспертизу только свободных образцов почерка. При необходимости получения экспериментальных образцов почерка следователь может предложить обвиняемому (свидетелю) переписать текст, выполненный на том же языке, которым исполнена рукопись исследуемого документа. Если предполагаемый исполнитель отказывается это сделать, вопрос о возможности проведения экспертизы решается особо.

2. По времени исполнения. Несмотря на относительную устойчивость письменно-двигательного навыка, почерк лица может значительно изменяться
с течением времени. При исследовании рукописей (подписей), выполненных сформировавшимся высоковыработанным почерком, разрыв во времени исполнения исследуемого текста и образцов может быть относительно продолжительным
(до пяти-восьми лет). В этом случае проведение сравнительного исследования возможно при условии, что данное лицо не перенесло за названный период болезней, в результате которых могли наступить изменения признаков почерка (заболевания глаз, руки, психические, нервные и т. п.), и в момент выполнения исследуемого документа не действовали какие-то необычные внешние факторы. Однако вопрос о возможности проведения экспертизы и дачи заключения без образцов, соответствующих по времени написания исследуемому документу, решает эксперт.

В других случаях очень важно, чтобы разрыв во времени был минимальным. Особенно это необходимо учитывать при исследовании документов, выполненных лицами преклонного возраста, а также имеющими почерк низкой и средней степени выработанности.

При экспертизе рукописей, выполненных с большим разрывом во времени, эксперт должен располагать сведениями о возрасте, образовании, специальности, письменной практике конкретного лица, перенесенных им заболеваниях, влияющих на почерк, чтобы должным образом оценить установленные в процессе исследования различающиеся признаки почерка.

3. По целевому назначению и содержанию Названные обстоятельства нередко определяют применяемый пишущим вариант почерка. Так, при составлении бухгалтерских документов, заполнении документов личного дела и т. д. может быть использован один вариант почерка (например, стилизованный), а в личной переписке – другой (скоропись). При составлении официальных документов человек может писать медленно почерком усложненного строения, а при записывании лекций, составлении конспектов – вариантом, приспособленным для быстрого письма. Указанные варианты почерка одного человека характеризуются различной совокупностью признаков. При исследовании больших по размеру рукописей (например, сочинений, писем, заявлении) целесообразно представление аналогичных сравнительных материалов, что позволяет провести сравнительное исследование по признакам письменной речи и признакам, отражающим пространственную ориентацию движений, которые имеют большую идентификационную значимость, нередко оставаясь устойчивыми даже при намеренном искажении почерка.

4. По материалу письма. Очень важно, чтобы образцы были выполнены тем же пишущим прибором и по возможности на такой же бумаге. Влияние вида пишущего прибора и материалов письма на изменение признаков почерка может быть настолько существенным, что установленные при проведении экспертизы различающиеся признаки не позволят эксперту сделать определенный вывод
об исполнителе рукописи. Особенно значительными эти изменения могут быть при письме непривычным пишущим прибором, например спичкой, заостренной палочкой, плакатным пером.

5. По условиям выполнения. Когда исследуемый документ выполнялся
в каких-то необычных условиях (например, стоя либо сидя при расположении рукописи на коленях и т. п.), то в качестве свободных образцов почерка (подписи) желательны документы, исполненные в аналогичных условиях.

6. По состоянию пишущего. Если известно, что исследуемый документ исполнялся лицом в каком-то необычном состоянии (например, во время болезни глаз или руки), то в качестве свободных образцов желательно представить рукописи, выполненные в том же состоянии. Необычное физическое или психическое состояние писавшего (заболевание, травма, алкогольное опьянение и др.) часто вызывает значительные изменения признаков почерка. Отсутствие надлежащих образцов почерка (подписей) может сделать невозможным проведение экспертизы.

7. По темпу письма. При резком замедлении или ускорении темпа письма лицо может переходить на новый вариант почерка (при этом не исключено изменение строения почерка в целом, в простых и усложненных почерках под влиянием очень быстрого темпа могут появиться элементы упрощения).

Изменение темпа письма не сопровождается ярко выраженными признаками необычного выполнения, поэтому следователь или судья могут не заметить их при осмотре документов. Для более тщательного оформления материалов при назначении почерковедческой экспертизы, в соответствии со ст. 168 УПК РФ, следователь и суд вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части 5 ст. 164 УПК РФ, консультироваться с сотрудниками экспертного учреждения.

8. По способу выполнения. Если исследуемый документ исполнен
с подражанием какому-либо шрифту (например, чертежному) или написан левой рукой (при обычном письме правой рукой), рекомендуется попытаться разыскать свободные образцы, выполненные таким же способом. Это требование вызвано необходимостью установления комплекса признаков, специфичных для такого письма. Проведение экспертизы без соответствующих образцов почерка возможно
в крайне редких случаях, когда в исследуемой рукописи, например выполненной
с подражанием печатному шрифту в быстром темпе, проявилось большое количество признаков скорописного почерка.

Если исследуемый документ выполнен не обычной скорописью,
а с подражанием печатному или стилизованному шрифту, это без труда устанавливается в процессе проведения следственного осмотра документа. В таких случаях следователь может подготовить образцы почерка самостоятельно, руководствуясь соответствующими методическими правилами.

Необходимость в свободных образцах почерка, выполненных той же рукой, возникает, как правило, когда на исследование поступают рукописи, исполненные левой рукой. Если человек привычно пишет левой рукой (из-за отсутствия или болезни правой либо левша), то подбор свободных образцов почерка осуществляется по общим правилам.

Если к письму левой рукой прибегают как к средству изменения своего почерка, то в исследуемой рукописи при отсутствии навыка такого письма обычно обращает на себя внимание резко деформированный внешний вид букв и знаков: признаки «зеркальности» разностороннее положение продольных осей букв, ярко выраженные изломы штрихов, особенно в овалах и закругленных элементах букв; неустойчивость общих признаков почерка, неравномерные размеры письменных знаков, одноименные буквы отличаются по строению и т. д.)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :