Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Налоговая система России

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономической теории Курсовая работа по экономической теории на тему Налоговая система России сущность, характеристика, проблемы Выполнила студентка Группы МК-108 Сандалова О. А. Проверил доцент


Фахретдинова Г. Р. Уфа - 2005 Содержание Введение. 1. Налоги и налоговые системы 1. Налоги их функции и виды 2. Понятие налоговой системы 3. Принципы налогообложения 2. Налоговая система России 1. Основы налоговой системы 2. Недостатки налоговой системы РФ 22 Заключение. 30 Список изученной литературы.


33 Введение. На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму. Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства.


Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.


Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский 1225 или 1226 - 1274 определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье 1689-1755 полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части,


которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им, К. Маркс считал, что в налогах воплощено экономическое выражение существования государства. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит 1723 - 1790 говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает признак не рабства, а свободы. В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая


до 40-50 различных их видов. Причины такой множественности заключаются в различиях источников зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал и объектов доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт налогообложения. Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. В связи с чем остро встает вопрос распределения налогового бремени,


неотделимый от вопросов формирования налоговой системы. От правильной организации налогообложение зависит успешное развитие и стабильность экономики государства. Постоянно идет работа по усовершенствованию системы, вносятся поправки и новые законы в налоговый кодекс. Так что правильная организация налоговой системы - это актуальный вопрос во все времена. 1. Налоги и налоговые системы 1. Налоги их функции и виды


Налоги являются главным источником доходной части федерального бюджета. Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый с организации в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований Налоговый кодекс РФ. Часть первая С 8 Существует 3 основные функции налогов фискальная регулирующая


распределительная. Фискальная функция налогов состоит в формировании государственных финансов, которые обеспечивают содержание государства и местного самоуправления. Регулирующая функция проявляется через налоговый механизм налоговые ставки, льготы, способы налогообложения, в совокупности регулирующие темп и пропорции экономического роста, оказывающие влияние на производство, создающие условия для стимулирования или сдерживания темпов развития определенных отраслей или регионов,


усиления или ослабления накопления капитала. Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов регулируется перераспределение национального дохода и решаются основные социальные задачи государства, в том числе, развитие не государственной сферы и социальная поддержка малоимущих слоев общества. Существуют различные признаки, по которым устанавливаются виды налогов. По характеру взимания налоги принято делить на прямые и косвенные.


По уровню взимания налоги и другие обязательные платежи делятся на федеральные, региональные и местные. По объекту налогообложения различаются налоги на доходы, на собственность, на имущество и др. Все виды налогов подразделяются на два больших класса прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные


в тариф. Владелец товара или услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком потребителем и государством опосредована через объект обложения. Прямые налоги включают подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль доход предприятий и организаций, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на имущество предприятий и др. Косвенные налоги в отличие от прямых не связаны непосредственно с доходом или имуществом


налогоплательщиков. К косвенным налогом относятся налог на добавленную стоимость НДС, акцизы, таможенные пошлины. Юридическими плательщиками косвенного налога являются предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налоги, а потом закладывает его в цену товара, так что реально расплачивается покупатель. Поэтому покупатель не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переносится населением гораздо более тяжко.


Косвенные налоги, наоборот, наиболее приемлемы для государства ввиду своей замаскированности. С другой стороны, косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково. Федеральные, региональные и местные налоги. Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный,


региональные и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов.


К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы делятся между центральным и территориальными бюджетами. В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными


экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение


глобальных экономических и социальных задач. 1.2. Понятие налоговой системы Среди ученых занимающихся разработкой проблемы налоговой системы не существует единого мнения в определении термина налоговая система. По мнению одних авторов это совокупность существующих в государстве налогов, форм и методов из взимания, а также соответствующих государственных органов и учреждений Салихов В.В. Экономическая теория курс лекций. Часть


II. Нижнекамск МГЭИ, 2000. С 172 по мнению других это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства Бабич А.М Павлова Л.Н. Финансы Учебник - Москва.ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 С 511 Второе определение кажется нам более полным, оно включает первое определение и дополняет его. Налоги в их сущности и содержании на практике представляют в виде


многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы разных стран. Существует три вида подоходного налога по которому и определяется система налогообложения государства. Это регрессивны, прогрессивный и пропорциональный. Регрессивный налог характеризуется тем, что его средняя ставка снижается по мере возрастания дохода и наоборот. Так, для работников с годовым доходом менее 100 000 рублей ставка единого социального налога,


перечисляемого предприятиями и организациями во внебюджетные фонды, является максимальной и составляет 35.6 от фонда оплаты труда для всех предприятий и организаций плюс варьируемый процент страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от отрасли, например, в образовании 0.2 Пропорциональный налог, который называют так же налогом, взимаемым по единой ставке, означает взимание


налога в равных долях независимо от размера дохода. При пропорциональном подоходном налоге граждане с годовым доходом в 120 000 рублей и 60 000 рублей платят одинаковую налоговую ставку подоходного налога 13. Человек с более низким доходом в качестве подоходного налога перечисляет за год 7 800 рублей, а человек с более высоким доходом 15 600 рублей. В этом случае и доход и налог более состоятельного человека в


два раза больше. Подоходный налог растет пропорционально росту дохода. Прогрессивный налог предполагает увеличение процентной ставки по мере возрастания дохода. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц используется во многих странах мира. Предположим, американский налогоплательщик с годовым доходом 25000 долларов выплачивает подоходный налог по ставке 20 , а его соотечественник с годовым доходом 100 000 долларов 40.


За год первый перечислит в бюджет 5 000 долларов, а второй 40 000 долларов. В данном примере при четырехкратной разнице в уровне дохода существует восьмикратная разница в размере подоходного налога. Таким образом, при прогрессивной налоговой ставке подоходный налог увеличивается с ростом дохода в большей пропорции. Прогрессивная система имеет преимущество перед пропорциональной в трех позициях обеспечивает большие поступления в бюджет. способствует уменьшению дифференциации доходов


населения. может регулировать экономические процессы по территориям и отраслям. 1.3. Принципы налогообложения На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков


в хозяйственной деятельности. Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера, получившая название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Ее смысл в том, что снижение ставок налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на экономику. При снижении ставок налогов в конечном счете увеличивается налоговая база раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше, хотя это происходит не сразу.


На рис. 1. можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступления налогов в госбюджет T откладывается на оси абсцисс, на оси ординат предельная налоговая ставка t. В данном случае предлагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста налога от 0 до 100 доходы Рис 1. Кривая Лаффера. государственного бюджета налоговая выручка будет вначале расти от 0 до некоего максимального


уровня точки М, соответствующей, допустим, 50 ставке налога, а затем снежатся опять до 0. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, являются ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или уходить в тень Современные принципы налогообложения таковы 1.


Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. 2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. 3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми,


понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям. 5. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.


Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, к итогу Налоги на личные доходы40Налоги на прибыль корпораций фирм10Социальные взносы30Налог на добавленную стоимость10Таможенные пошлины5Прочие налоги и налоговые поступления5 В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.


В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС . Булатов А. С. Экономика. Москва. Экономистъ, 2003 С 896. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость они включаются в арендную и квартирную


плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя . Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя


перекладывается все большая часть косвенных налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. 2. Налоговая система России 2.1. Основы налоговой системы


Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в таблице. Налоговый кодекс РФ , С 13-15. Федеральные налоги и сборыРегиональные налоги и сборыМестные налоги и сборы1. Налог на добавленную стоимость 2. Акцизы на отдельные виды товаров услуг и отдельные виды


минерального сырья. 3. Налог на прибыль доход организаций 4. Налог на доходы от капитала 5. Подоходный налог с физических лиц 6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды 7. Государственная пошлина 8. Таможенная пошлина и таможенные сборы 9. Налог на пользование недрами 10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы 11.


Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов 12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 13. Лесной налог 14. Водный налог 15. Экологический налог 16. Федеральные лицензионные сборы.1. Налог на имущество организаций 2. Налог на недвижимость 3. Дорожный налог 4. Транспортный налог 5.


Налог с продаж 6. Налог на игорный бизнес 7. Региональные лицензионные сборы 1. Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц 3. Налог на рекламу 4. Налог на пользование или дарение 5. Местные лицензионные сборы Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в


России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты. К примеру, в США действуют только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемых на уровне отдельный штатов. Чепурин М. Н Киселева Е. А. Киров. Афа 2003 С 830. Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые


могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит. Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии.


Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации НТП, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.


Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИКОР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть представлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30 от стоимости оборудования и не может превышать 50


от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в переделах от до ставки рефинансирования ЦБ РФ. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности, условий для накопления капитала, а так же поощрения социально полезной деятельности корпораций. К мерам подобного рода относятся система налоговых мер по стимулированию компаний добывающих отраслей. В виде так называемых скидок на истощение недр.


Согласно этому положению, добывающие компании имеют право резко сокращать уплату налогов под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых, а в яде случаев и вовсе освобождаться от уплаты налогов. В 2005 году в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общий вектор сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижения налоговой нагрузки. Самым важным шагом является снижение базовой ставки единого социального налога.


ЕСН установлен гл. 24 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом признается календарный год. Максимальная налоговая ставка для большинства налогоплательщиков снижена с 35,6 до 26. Шаталов С. Д. налоговая реформа экономического роста. Финансы 2, 2005 С3. Снижение ставки ЕСН, являющееся главной мерой по уменьшению налогового бремени в 2005 г приведет к дополнительному росту ВВП на 0,4-0,6 и к увеличению инвестиций на 1,3-1,5.


Это средства, которые останутся у предприятий и будут работать на экономику. Снижение ставки ЕСН приведет к увеличению собственных ресурсов предприятий, производящих конечную продукцию, на 6-11, а дополнительный прирост рентабельности капитала составит 1-2. Снижение ставки ЕСН повлияет также и на прирост фонда оплаты труда, что приведет к увеличению реальных доходов населения. Согласно прогнозу, в 2005 г. прирост


ФОТ в номинальном выражении с учетом снижения ставки ЕСН составит 22, без учета снижения ставки ЕСН - 19,1. В 2006 г соответственно, 18,7 и 14,4. При этом с 1 января 2005 года увеличен порог регрессии, т. е. величина налоговой базы, начиная с которой начинается применение регрессии. Доступ к регрессивным ставкам начинается с выплат свыше 280 000 руб. годового дохода на одного работника.


Приняты серьезные меры по НДС. НДС взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. При движении товаров или услуг от производителя к потребителю они проходят длинные технологические цепочки производства и обращения. На каждой стадии производства или реализации создается дополнительная


стоимость продукта, которая и служит объектом налогообложения. Ставки НДС могут быть дифференцированы по различным группам товаров например, товаров, именуемых предметами роскоши ставка обычно выше по группе товаров первой необходимости ставка обычно ниже. В большинстве развитых стран НДС составляет 10-20 от величины добавленной стоимости. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную


стоимость. С 1 января 2004 г. снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18. Это является очень важной мерой, направленной на увеличение оборотных средств предприятий. С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости. Не менее важным является переход на принцип страна назначения в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью в полном объеме, включая поставки углеводородов.


Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматривается как нормальный экспорт, и экспортеры получили возможность предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений. Существенные изменения произошли с Подоходным налогом с физических лиц. Налог на доходы физических лиц подоходный налог, может взиматься с таких видов доходов, вознаграждение


за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу пенсии, пособия, стипендии дивиденды и проценты страховые выплаты доходы, полученные от представления в аренду или реализации имущества и др. Некоторые виды доходов физических лиц освобождаются от налогообложения пособия по безработице, беременности и родам, государственные пенсии, алименты, выплаты компенсаций и др. До 1 января 2001 года в России использовалась прогрессивная ставка подоходного налога.


В настоящее время в нашей стране используется пропорциональная ставка 13, устанавливаемая независимо от размера дохода физического лица. С 2005 года введена в действие гл. 25 Водный налог. В налоговом кодексе РФ установлены все элементы формально нового налога налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята с 1 января 2005 и введена в действие


гл. 25.3 Государственная пошлина. Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и не налогового характера. Теперь на ряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовывать зеркальный по отношения к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающие всеми признаками


налога или сбора, если они прямо не поименованы в Налоговом кодексе. Обращаясь в те или иные уполномоченные государством органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить государственную пошлину в случаях и в размере, предусмотренных в НК. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры. Все это в пользу налогоплательщика.


Налог на операции с ценными бумагами заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах. Отменяется сбор за использование наименования Россия и Российская федерация, он тоже заменен государственной пошлиной, которую нужно уплатить один раз, а не платить налог с оборота, который существовал, фактически под видом этого сбора. Формально с 1 января 2005 уже введена в действие гл.


31 земельный налог. Однако фактически большинство муниципалитетов сможет ввести такой налог только с 2006 года. Это принципиально новый налог, базирующийся на кадастровой стоимости земли. С его повсеместным введением будет исправлена сложившаяся на основе ряда достаточно сомнительных показателей, разработанных еще в 1991 году и давно оторвавшихся от жизненных реалий. Размер налоговой ставки определяют муниципальные власти, но она не должна превышать 1,5, а для земель,


используемых для сельскохозяйственных нужд, занятых жилищным фондом, представленных для жилищного строительства или же ведения хозяйства и садоводства, размер налоговой ставки не может быть выше 0,3. Кроме того, в зависимости от категории земли могут быть установлены дифференцированные ставки. Организации и предприниматели будут рассчитывать налог сами на основании сведений государственного земляного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности.


Граждане будут получать из налоговых инспекций уведомления с расчетом земельного налога. Переход всех регионов на новый порядок сбора земельного налога, даст дополнительные доходы местным бюджетам. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли. Шаталов С. Д. Налоговая реформа важный фактор экономического роста.


Финансы. 2, 2005 С 3-6. Налог на имущество физических лиц взимается с жилых домов, квартир, дач, гаражей иных строений, помещений и сооружений, находящихся на праве собственности у физических лиц. Налог уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой в размере, не превышающем 0.1 от инвестируемой стоимости для имущества не выше 300 000 рублей. Акциз включается в цену товара в виде надбавки к цене и изымается в государственный и местный бюджет. Формально плательщиками сборщиками этого налога выступают


предприятия, производящие продающие подакцизную продукцию и оказывающие налогооблагаемые услуги, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Акцизы распространяются на ограниченный круг товаров и услуг, как правило, массового потребления и высокий доходности. Чаще всего к ним относятся табак, алкоголь, легковые автомобили, природный газ, нефть и некоторые другие продукты ввозимые на территорию страны.


С 1 января 2002 г. снижена ставка по налогу на прибыль организаций с 35 до 24 с одновременной отменой льгот. Кроме того, российские предприятия получили право включать в расходы по налогу на прибыль все экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, что отвечает мировым стандартам. Согласно закону о федеральном бюджете на 2003год, 6 налога зачисляется в федеральный бюджет, 16 - в региональный бюджет 2 - в местный бюджет. В 2003г была введена упрощенная налоговая система.


В соответствии НК РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе. При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период. С уплатой которого с них не взимаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию


РФ, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности и единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц. Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям, получившим по итогам 9


месяцев прошедшего года доходы от реализации без учета НДС в размере не превышающем 11 млн руб. индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размеров полученных доходов. Андреев И. М. Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения. Налоговый вестник 2, 2005 С 81-89. Тенденции последних двух лет показывают нарушение баланса между


распределением доходов в федеральный и городской бюджет в сторону федерального. Соотношение распределения доходов в г. Москве по итогам 8 месяцев 2004г. составило 70,2 в федеральный бюджет против 29,8 рис 2. По 2003 г. Оно составляло 65 к 35, а в 2001-2002 гг. 51 на 49. Рис. 2. Поступления-возвраты Федерального и городского бюджетов. Это происходит на фоне общего увеличения собираемости налогов в г.


Москве, даже с учетом инфляции. Увеличиваются возвраты большей частью экспортного НДС, которые составляют почти 11 от всех доходов, из них почти все 10,4, приходятся на долю федерального бюджета. Это косвенно подтверждает не только сырьевую структуру нашего экспорта, но и увеличение товарооборота с другими странами. Именно поэтому особую актуальность представляют налоги, идущие на пополнение городского бюджета и на собираемость которых можно реально повлиять.


Такими налогами в первую очередь являются налог на имущество физических лиц, юридических лиц, наследование и дарение, транспортный налог, земельный налог. Результаты сбора прочих налогов наряду с НДС и налогом на прибыль выглядят следующим образом. Основные налоги консолидированного бюджета за 8 мес. 2004г. Вид налогаГруппаФедеральный бюджет млрд. руб.


Городской бюджет млрд. руб.Подакцизные товары Налог на имущество НДС Прибыль Земельный налог Транспортный налог Налог на рекламу Доходы физлиц 1 1 1 1 2 2 2 236,268 0,025 131,197 45,519 0 0 0 010,162 18,723 0 170,105 0,654 1,164 3,305 66,852 Основные налоги легко можно разбить на две группы. 1 группа это налоги, которые примерно поровну распределяются между федеральным и городским бюджетами. 2 группа это налоги, составляющие важную часть городских доходов,


но не являющихся первостепенной задачей Федеральной налоговой службы. Артамонов Г. Ф. Подсистема комплексных сведений о налогоплательщиках. Финансы 2, 2005 С 32. Способы уплаты налога. На сегодняшний день в РФ существует три основных способа уплаты налога уплата налога по декларации, уплата налога фискальным агентам и кадастровый способ уплаты налога. 1. Уплата налога по декларации.


На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах. Во-первых, декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения. Во-вторых, декларация о доходах может является всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог,


а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации. В РФ обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении подходящего налога. 2. Уплата налога у источника дохода фискальным агентам.


В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход. 3. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр это реестр объектов земли, сооружений и т. д которые определенным способом классифицированы,


устанавливающий среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету. Кашанина Т. В Кашанин А. В.


Основы российского права. Москва. НОРМА. 2001. С 800. 2.2. Недостатки налоговой системы РФ Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам социальным налогам.


До сих пор государство сталкивается с серьезными проблемами в администрировании НДС и многочисленными случаями злоупотреблений, связанными с неправомерным возмещением налога, в том числе с использованием фирм-однодневок. Для решения проблемы предлагалось даже ввести специальные НДС-счета. Безусловно, у НДС-счетов имеются свои плюсы они ликвидируют многие схемы уклонения от уплаты налогов, что создает равные конкурентные условия для всех участников рынка, а на сегодня эта задача


является одной из самых важных. В то же время введения НДС-счетов имеет и явные отрицательные последствия средства, которыми сегодня налогоплательщик распоряжается свободно, переводятся в специальную расчетную систему и могут расходоваться только целевым образом, следовательно, налогоплательщику придется покрывать эти суммы за счет кредита, что приведет к дополнительным расходом с его стороны. Возникают проблемы с возмещением уплаченного налога, есть и другие минусы.


К тому же опыт Болгарии, где подобная система применяется уже 2 года, показывает не слишком впечатляющие результаты. Правительство отказалось от реализации подобных механизмов, и сегодня ищет другие инструменты, не столь обременительны для налогоплательщика. В стадии разработки находится новые информационные технологии, которые позволяли бы налоговым органам своевременно получать информацию о движении сумм налога по обычным банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решения о проведении налоговых проверок тех


организаций, показатели которых дают основания подозревать их в уклонении от налогообложения. Такие схемы не создают дополнительных неудобств добросовестному налогоплательщику, в то же время они могут серьезно повлиять на общий экономический климат в стране, способствуя сокращению теневого сектора. Очевидно, что для реализации этих подходов необходима серьезная подготовка. В частности требуется оценить дополнительные затраты банков и государства, решить массу технических


вопросов, связанных с обработкой больших массивов информации, так что о введении нового контрольного механизма в этом году говорить еще рано. При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами. Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций фирм в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных


премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики. Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала. Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они


часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых


инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции в России она называется налоговой полицией. Большой проблемой остаются всевозможные схемы ухода от уплаты налогов. Перед Правительством и законодателями стоит серьезная задача четко определить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки, возможностями налогового планирования. Это очень непростая задача. Четкого ответа на вопрос каковы критерии определения хороших и плохих схем,


до сих пор нет. Главным критерием является то, ради чего проводится сделка или последовательность сделок и каково их экономическое содержание. Если сделка изначально носит цель ухода от налогов, то, даже будучи формально законной, она может подвергнута сомнению с точки зрения налогообложения. При решении этого вопроса необходима доработка налогового законодательства с целью устранения налоговых дыр, допускающих сделки ради ухода от уплаты налогов, при этом следует использовать результаты обобщения


судебной практики. На заседании Правительства уже рассмотрены предложения, направленные на решение этой задачи. Скорее всего, к 2006 году будет принято определенное решение. Однако, несмотря на то, что, по данным Госкомстата России, объем инвестиций в 2003 г. на 13 превысил объем инвестиций 2002 г. с 19,8 до 29,7 млрд. долл. соответственно, к сожалению, наибольший вес в структуре инвестиций по-прежнему имеют так называемые


прочие инвестиции т. е. торговые, прочие кредиты и т. д а не прямые инвестиции. Причиной этого является, в том числе, и то, что некоторые законодательные решения имели негативное влияние на инвестиционные процессы в России. Одновременно с существенным снижением ставки по налогу на прибыль была отменена 50-процентная налоговая льгота по капиталовложениям, которая позволяла предприятиям не уплачивать налог на прибыль с сумм инвестиций, направляемых в производственную сферу.


В результате отмены этой льготы производители были лишены стимула к осуществлению капиталовложений в производственную сферу, а значит, к обновлению собственных основных фондов. Причем эти меры были предприняты в условиях масштабного износа основных фондов, состояние которых постепенно ухудшается из-за сокращения инвестиций в основной капитал предприятий. Отмена инвестиционной льготы стала одной из главных причин того, что в 2002 г. объем инвестиций, направляемых


в основные фонды предприятий, сократился по сравнению с предыдущим периодом на 15 млрд. руб. Причем 70 сокращений пришлось на производственную сферу. Для высвобождения оборотных средств предприятий и направления их в инвестирование собственного производства явно недостаточно снижения ставки НДС с 1 января 2004 г. на 2 процентных пункта. Необходимо было сократить ставку как минимум на 4 процентных пункта.


Это можно было сделать без потерь для консолидированного бюджета путем сохранения налога с продаж, который является одним из главных источников формирования доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. В борьбе с оборотными налогами забыли о достижении поставленной цели. Вместо устранения оборотного характера налога на пользователей автомобильных дорог, который был основным источником финансирования дорожного строительства, отменили его вообще.


В результате вместо активизации хозяйственной деятельности получили разбитые дороги, замедлилось развитие малого бизнеса, который, в основном, весь свой грузооборот осуществляет автомобильным транспортом. При рассмотрении упрощенной системы налогообложения для предприятий малого бизнеса установлен слишком низкий размер порога дохода, предельно допустимый для перехода на упрощенную систему 15 млн. руб Столь низкий порог препятствует переходу многих малых предприятий на упрощенную систему.


Габдурахманов И. Ф. Законы должны улучшать инвестиционный климат. Экономика России ХХI век 17, 2004. Введение регрессивной шкалы ставки по единому социальному налогу сопровождалось введением ограничений на допуск организаций к этой шкале. Воспользоваться поэтому регрессией смогло ничтожное количество налогоплательщиков. Установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость


НДС по экспортным поставкам сопровождалось, к сожалению, включением в НК чрезмерно сложного порядка обоснования нулевой ставки и последующего возмещения НДС из федерального бюджета, что, в конечном итоге, превратилось в реальное препятствие на пути российских экспортеров. Также одним из недостатков предпринятых в ходе реформы мер является увеличение административной нагрузки на налогоплательщиков. Растет объем отчетности и число контрольных мероприятий, проводимых


государственными органами в отношении налогоплательщиков, усложняется система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Во многом недостатки налоговой реформы последних лет обусловлены практикой частого внесения изменений и дополнений и поспешностью, сопровождающей процесс законотворчества. Регулярные правки актов законодательства о налогах и сборах нарушают стабильность экономической системы, препятствуя экономическому развитию. Без четкой и прозрачной процедуры принятия налоговых законопроектов


любые попытки государства эффективно реформировать систему налогообложения оказываются безрезультатными. Неоднозначность толкования налоговой нормы приводит к произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками, что, тем самым, ведет к нарушению принципа равенства налогообложения. В то же время неясность отдельных норм законодательства позволяет недобросовестным налогоплательщикам


уклоняться от уплаты налогов. Таким образом, сложившаяся в ходе реформ налоговая система еще требует значительных доработок. Заключение. Подводя черту под всем выше сказанным, еще раз остановимся на основных моментах работы, выделим ее ключевые аспекты. Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке и используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства.


Она является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет следующие функции обеспечение финансирования государственных расходов фискальная функция поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними социальная функция государственное регулирование экономики регулирующая функция. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами


потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьзным измерителем качества налоговой системы страны. Доказано, что при повышении налоговой нагрузки доходы бюджета сначала начинают расти, и достигают максимума,


а затем резко снижаются, так как либо предпринимателю не выгодно развивать производство и он снижает обороты, сворачивает производство, либо налогоплательщик находит законные и незаконные способы уйти от уплаты налогов. Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения.


Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Реформирование налоговой системы продолжается и по сей день. Введение Налогового кодекса Российской Федерации положило начало существенным изменениям в налоговой системе нашей страны. Однако всех вопросов Налоговый кодекс РФ не решил. Так и не удалось создать единую комплексную систему налогов в


Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах. Мало внимания уделено борьбе с системой неплатежей. Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами. Немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится


осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика.


Проведенное исследование налоговой системы Российской Федерации, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы - российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны,


но должны быть сведены к минимуму - налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом России стала качественнее, более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги всего 28 налогов и сборов налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны.


Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса.


С каждым годом налоговая система России становится все лучше и лучше. Но еще много предстоит реформ сделать нашему правительству. Список изученной литературы. 1. Андреев И. М. Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения. Налоговый вестник 2, 2005 С 81-89. 2. Артамонов Г. Ф. Подсистема комплексных сведений о налогоплательщиках.


Финансы 2, 2005 С 32. 3. Бабич А.М Павлова Л.Н. Финансы Учебник - Москва ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 С 511. 4. Булатов А. С. Экономика. Москва. Экономистъ, 2003 С 896. 5. Габдурахманов И. Ф. Законы должны улучшать инвестиционный климат. Экономика России ХХI век 17, 2004. 6. Кашанина Т.


В Кашанин А. В. Основы российского права. Москва. НОРМА. 2000 С 800. 7. МОО Достижения молоды Прикладная экономика. Москва. Артель- сервис. 2003. С 272. 8. Налоговый кодекс РФ . 9. Орлов М. Налоговый ключ. Экономика России ХХI век 11, 2003. 10.Салихов В.В. Экономическая теория курс лекций. Часть II. Нижнекамск


МГЭИ, 2000. С 172. 11.Трунин С.Н. Проблемы налоговой системы России. Финансы и кредит 9, 2004 С 9-11. 12.Чепурин М. Н Киселева Е. А. Курс экономической теории Киров. Афа 2003 С 830. 13.Шаталов С. Д. Налоговая реформа важный фактор экономического роста. Финансы. 2, 2005 С 3-6.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.