Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Милиция как система органов исполнительной власти 2

--PAGE_BREAK--§2. По характеру компетенции
По характеру компетенции выделяются органы общей, отрас­левой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культур­ное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Феде­рации и др.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.[12]
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специ­ализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказы­вающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого зна­чения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (на­пример, Российское агентство по патентам и товарным знакам).
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориаль­ные, межтерриториальные органы федеральных министерств).
§3. По порядку разрешения подведомственных вопросов
По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем воп­росам компетенции данных органов. В коллегиальных органах ре­шения принимаются большинством их членов в сочетании с пер­сональной ответственностью за их исполнение, за руководство по­рученными участками работы. Коллегиальность позволяет наибо­лее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства t участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиаль­ными являются правительства, некоторые государственные коми­теты, федеральные комиссии и др.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавля­ющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивав оперативность руководства, использование индивидуальных способ­ностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответ­ственность за результаты работы органа. Единоначальными мoгyт быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министер­ства, администрации краев, областей и т. д.).
Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различ­ные институты демократии и не подменяется единовластием. В си­стеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единона-чальных органов способствует как всестороннему и квалифициро­ванному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Со­четание указанных начал в единоначальных органах часто выра­жается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. По своему статусу коллегии от­носятся к совещательным органам, что не умаляет их роли в руко­водстве соответствующими отраслями и сферами. Решения колле­гий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжения­ми) руководителей, но могут быть обращены к исполнению непос­редственно. Это объясняется тем, что председателями являются руководители соответствующих органов, которые своей подписью придают юридическое значение решениям коллегий.[13]
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 де­кабря 1995 г. № 1286 «О членах коллегии федерального органа го­сударственной власти» численность членов коллегии такого органе определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должнос­ти входят руководители соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти и их заместители.
Назначение и освобождение членов коллегии, не являющих­ся таковыми по должности, производится Правительством РФ пс представлению руководителя федерального органа из числа руко­водителей ведущих департаментов, управлений, отделов, терри­ториальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число ко­торых, как правило, не должно превышать пяти человек.

ГЛАВА IIІ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МЕСТО МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Демократизация российского общества, формирование со­циально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли го­сударства в политической системе общества.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты — государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере обще­ственной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти[14].
В соответствии с современной теорией государства факто­ры, задающие тот или иной характер политической системе об­щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра­зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен­но политических систем.
Один из таких видов — политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо­го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап­парата, прежде всего и главным образом карательных (право­охранительных) органов.
Другой тип социальной среды, формирующий иные полити­ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры­ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще­ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст­ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе­ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато­ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро­ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо­ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право­вые формы становятся главным инструментом достижения по­литических целей.
Характеристика именно того, что делает государство, на­зывается его функциями. Для понимания функций современно­го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры­ночной экономики на функции государства.
Одними из самых важных функций Российского государст­ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж­дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со­циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина[15].
Если приоритет для современного Российского государст­ва— модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел и внутренними войска­ми в пределах их компетенции, может быть следующим[16]:
— преодоление традиции этатизма государства, обеспече­ние неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностран­ных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной по­литики;
— забота об экологии, образовании, здравоохранении, раз­витии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;
— борьба с преступностью, в том числе с уличной, запуги­вающей людей, и с организованной,  которая  во многом  опре­деляет экономические процессы в стране;
— последовательное и поступательное преодоление корруп­ции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сра­щена с мафией. Чиновник всегда потенциально более кримина­лен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, толь­ко  бы  не  мешали.  Чиновник  может  обогащаться  только  бес­честно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу ор­ганов внутренних дел и внутренних войск достойный  и доста­точный уровень жизни;
— существенное повышение престижа  (авторитета) орга­нов и войск системы МВД в общественном мнении.

ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
§1. Милиция в Российской Федерации
Милиция в Российской Федерации — система государст­венных органов исполнительной власти, призванных защи­щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собствен­ность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных на­стоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации[17].
Милиция является компонентом системы органов исполни­тельной власти. Тем самым уже с первых строк Закона четко определено ее место в государственном механизме, который слагается из законодательной, исполнительной и судебной властей (имеется также и прокурорский надзор). Важно отметить, что органы милиции призваны охранять и защищать указанные в Законе ценности. Их охрана является служебным долгом каждого сотрудника милиции в пределах его компетенции. Невыполнение служебного долга влечет за собой привлечение либо к дисциплинарной, либо даже к уго­ловной ответственности (см. комментарий к ст.40 настоящего Закона). На практике сложности и юридического, и морально­го характера могут возникнуть при решении вопроса о том, выполнял ли сотрудник милиции, столкнувшийся с правона­рушением или преступлением и пресекавший его, задержи­вавший правонарушителя вне рамок несения службы, свой служебный или общегражданский долг (кстати, строго говоря, последнего вообще не существует — нельзя возложить на гра­ждан обязанность пресекать правонарушения и преступления — это дело их совести и возможностей). С его решением могут быть связаны определенные юридические последствия (в слу­чае, например, причинения вреда здоровью или имуществу сотрудника милиции). Представляется, что как с точки зрения высоких моральных требований, предъявляемых к личности сотрудника милиции, так и с точки зрения установленного по­рядка несения службы эти случаи должны рассматриваться как выполнение служебных обязанностей.
Итак, именно на милицию законодатель возложил выпол­нение столь важных, ответственных и трудных функций. Кроме милиции существует еще целая система органов, в том числе и не входящих в систему Министерства внутренних дел, которые в той или иной степени призваны решать аналогич­ные или сходные задачи. Однако приоритет в защите указан­ных в Законе ценностей безусловно принадлежит милиции. С деятельностью милиции не идет ни в какое сравнение дея­тельность различных общественных и профессиональных орга­низаций частного характера, в том числе и с функциями охраны правопорядка (дружины, частные агентства, бюро и пр.). Имен­но милиция находится на первой линии борьбы с правонаруше­ниями и, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на нее высокую от­ветственность и предоставляет большие возможности. Существенно и то, что деятельность милиции в сфере охраны правопорядка носит универсальный характер. Это — профилак­тика правонарушений и преступлений вплоть до привлечения виновных к административной ответственности в установлен­ных законом (КоАП) случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности (админи­стративной, налагаемой в судебном порядке). Поэтому положе­ния ст.1 Закона о милиции имеют принципиальное значение, они позволяют определить само существо милицейской служ­бы, отграничить ее деятельность от деятельности ФСБ, военной[18].
Автор не является сторонником переименования данного органа в полицию, учитывая и исторический опыт (более 80 лет о чем-нибудь говорят), и непринципиалыюсть этого вопроса по существу. В со­временных условиях, независимо от названия, предназначение как милиции, так и полиции одно и то же — охрана личных, обществен­ных и государственных ценностей разведки и контрразведки, а тем более от деятельности Воору­женных Сил республики, функциональным предназначением которых является защита государства, его суверенитета и цело­стности от посягательств извне. Различное предназначение этих структур и милиции означает, что на Вооруженные Силы ни при каких обстоятельствах не должна возлагаться функция по наведению «внутреннего» порядка. С этой точки зрения участие в событиях на Северном Кавказе частей и подразделений Воо­руженных Сил вместо сил МВД — внутренних войск и милиции — является неконституционным.
Законодатель особо подчеркивает принадлежность милиции именно к системе государственных органов. Это означает ав­тономность милиции в пределах своей компетенции. Неиспол­нение законных требований сотрудника милиции, неподчине­ние ему, оказание сопротивления при исполнении последним своих служебных обязанностей влечет установленную зако­ном ответственность. С другой стороны, могут быть сущест­венно ограничены полномочия и правовые возможности раз­личных органов и организаций в  плане участия в охране правопорядка, помимо тех случаев, когда органы милиции са­ми делегируют часть своих полномочий. Эти обстоятельства должны быть оформлены официально[19].
Для достижения поставленных задач милиция от имени го­сударства наделяется правом применения государственного принуждения и мер, перечень которых устанавливается на­стоящим Законом и специальными нормативными актами (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона).
Милиция — это вооруженный орган исполнительной власти, что не означает, однако, придания ей характера и статуса Воо­руженных Сил. Вооруженность милиции является необходи­мым условием эффективного выполнения ею своих функций по охране общественного порядка. Именно этим предназначе­нием определяется степень «насыщенности» милиции различ­ными системами оружия и специальными средствами, а также порядок и условия их применения. Наличие оружия и воз­можность его применения- не самоцель, а средство. Именно из этого должен исходить каждый сотрудник милиции. Отсю­да вытекает и другое правило — использование оружия должно предусматривать причинение минимально необходимого вреда жизни и здоровью правонарушителя, не говоря уже о по­сторонних гражданах.
Признак вооруженности милиции от имени государства по­зволяет также разграничить компетенцию милиции и иных формирований, многие из которых действуют от своего соб­ственного имени. Смешение в данном вопросе прав и функ­ций государственных и негосударственных органов недопус­тимо, поскольку может привести к произволу и беззаконию. Вообще, следует иметь в виду, что милиция — отнюдь не слабо­сильная организация и выполнение поставленных перед ней за­дач по охране правопорядка во всех его проявлениях и аспектах не только дает возможность, но и в ряде случаев диктует необхо­димость применения тех или иных средств силового принужде­ния и пресечения. Важно лишь, чтобы они были адекватны сло­жившейся ситуации. На сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей по поддержанию правопорядка полностью распространяются требования административного и уголовного законодательства относительно допустимых преде­лов силового воздействия на правонарушителей- Более того, именно им в первую очередь адресуются специализированные правовые требования относительно правил и средств пресечения правонарушении и преступлений, задержания правонарушителей (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона). За нарушение этих правил сотрудник милиции может быть в установленном порядке привлечен и к дисциплинарной, и даже к уголовной от­ветственности (например, за превышение должностных полно­мочий — ст.286 УК РФ).
В компетенцию милиции входит обеспечение безопасности личности во всех ее аспектах (см. комментарий к ст.2). Важно отметить, что впервые в законодательстве о милиции на первый план выдвигаются именно интересы личности, гражда­нина во всем их проявлении в противовес существовавшему
    продолжение
--PAGE_BREAK--" Здесь имеются в виду прежде всего различные охранные и детек­тивные структуры, а также объединения с функциями охраны право­порядка (дружины и пр.). См., например, Закон РФ «О частной детек­тивной и охранной деятельности» от П марта 1992г. Общественная или даже профессиональная деятельность в сфере охраны правопо­рядка может быть полезна, но милицию она все равно не заменит. Отсюда и различия в правовом статусе долгое время представлению о приоритете государственных начал и ценностей над общечеловеческими, а тем более над ча­стными. Это полностью соответствует набирающему силу убе­ждению о действительной системе общественных ценностей, главной из которых является человек. Тем самым, хоть и кос­венно, дается ответ на известный (и принципиальный!) вопрос: кто для кого? Государство для человека или, наоборот, человек (гражданин) для государства? Последнее мы уже проходили в течение по крайней мере семидесяти лет и очень бы не хоте­лось повторять эти уроки. Намечающаяся тенденция, безуслов­но, демократическая и перспективная. С ней в немалой степени связано и отношение членов общества к представителям право­охранительных органов (их авторитет). С другой стороны от­крывается возможность содействия рядовых граждан в деле ук­репления законности и правопорядка. В конечном счете речь идет об установлении обоюдной связи гражданин — государст­во. В данном случае это реализуется в лице полномочных со­трудников милиции, во взаимном уважении гражданина и представителя закона, в соблюдении прав и законных интере­сов с обеих сторон. Гражданин в этой системе является полно­ценным ее участником, полноправным субъектом складываю­щихся отношений. Только на такой основе (но в более широком плане) может нормально функционировать государственный механизм демократического общества и государства. 6. В настоящее время милиция входит в систему Министер­ства внутренних дел РФ, хотя появление и развитие мили­ции общественной безопасности (местной, муниципальной) уже означает в этой ее части двойное подчинение: по вер­тикали — МВД РФ, по горизонтали — соответствующим ор­ганам местной власти и управления. Представляется, что такая в целом положительная тенденция должна быть со­хранена и развита. В этом смысле может быть использован известный в ряде государств положительный опыт органи­зации системы правоохранительных органов с четким раз­граничением компетенции центральной и местных ее со­ставляющих, в том числе и по территориальному принципу. России, как федеративному государству, наиболее интере­сен в этом отношении опыт США и Германии (см. коммен­тарий к ст.7-9 настоящего Закона)[20].
Развивая тенденцию к укреплению местного самоуправления, следует четко определить круг соответственно федеральных, ре­гиональных и местных интересов в сфере правоохранения, в том числе поддержания общественного порядка, с тем чтобы закре­пить правосубъектность различных органов и служб по террито­риальному и родовому (характер совершенного правонаруше­ния) признакам. Сюда же войдет и ведомственное разграничение компетенции различных подразделений и служб МВД. Сделать это, конечно, следует с учетом сложившихся национальных, а также административно-территориальных границ. Представля­ются возможными два пути: либо разработать и принять на фе­деральном уровне соответствующее законодательство, либо раз­работать и заключить необходимые соглашения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также в случа­ях необходимости непосредственно между самими субъектами. Последний вариант представляется менее желательным как под­рывающий необходимую властную вертикаль. Однако в любом случае давно назрела необходимость прямого и однозначного решения относительно органов правоохраны, их должностных лиц, в плане правомочности действий на «чужой» территории с разграничением правосубъектности федеральных органов и пра­воохранительных органов республик — субъектов Федерации. 7. Характерно, что указание на то, что милиция действует «в пре­делах, установленных настоящим Законом и другими федераль­ными законами» (последняя редакция ст. 1 Закона) включено уже в статью 1 комментируемого Закона, что сразу позволяет опре­делить и функциональное предназначение, и цели деятельности, и пределы полномочий органов милиции. В дальнейшем прин­цип законности деятельности милиции получает более подроб­ное развитие (см. комментарий к ст.З настоящего Закона).
§2. Задачи органов милиции
Задачами милиции являются:
— обеспечение безопасности личности;
— предупреждение и пресечение преступлений и админи­стративных правонарушений;
— выявление и раскрытие преступлений;
— охрана общественного порядка и обеспечение общест­венной безопасности;
-  защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установлен­ных настоящим Законом.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом[21].
Принципиальной положительной чертой Закона о милиции является то, что он освободил милицию от выполнения не­свойственных ей функций. Ранее действовавшее законода­тельство возлагало или, в той или иной форме, допускал о" воз­ложение на органы милиции таких обязанностей, как:
— контроль за исполнением гражданами и должностными ли­цами решений органов власти и управления по ряду вопросов;
— соблюдение правил пожарной безопасности;
— обеспечение порядка призыва на военную службу;
— контроль за исполнением природоохранного законодательства;
— контроль за исполнением правил благоустройства и т.д. Более того, последняя редакция Закона о милиции сняла юри­дически остававшиеся вопросы о возможности возложения на милицию каких-либо иных обязанностей другими законода­тельными актами,  помимо собственно  Закона о  милиции. Строго говоря, такая возможность оставалась в силу недос­татка редакции ч.2 комментируемой статьи, в которой говори­лось о возможности такого решения на основе просто закона; следовало понимать — любого. Теперь этот пробел устранен и речь может идти только о собственно Законе о милиции. Так, например, если надзор за соблюдением правил дорожного движения  всеми его участниками  целесообразно поручить именно милиции в лице ГИБДД, то прием экзаменов на право управления автомотосредствами, их регистрацию — соответст­вующим специализированным органам.
Целесообразно и сужение административной юрисдикции ми­лиции в плане возможности наложения административных взысканий за некоторые правонарушения помимо специаль­ных органов.
Одновременно желательно было бы видеть в Законе указание на обязанность органов милиции, их сотрудников оказывать помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений и преступ­лений, стихийных бедствий и несчастных случаев, всем лицам, находящимся в беспомощном состоянии. Такого рода деятель­ность (практически уже имеющая место) заслуживает отдельного упоминания, особенно с точки зрения формирования облика со­трудника милиции в глазах общественности. Кроме того, это еще раз подчеркнуло бы важное социальное предназначение мили­цейской службы. Его надо понимать, признавать и как минимум не препятствовать сотрудникам милиции в исполнении их про­фессиональных обязанностей, направленных в конечном счете на охрану интересов всех членов общества[22].
Обеспечение безопасности личности — более широкая фор­мулировка по сравнению с имевшейся ранее «обеспечение лич­ной безопасности граждан. Последняя вольно или невольно наводила на мысль об обеспечении (или, наоборот, необеспече­нии) таковой в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Правда, практического значения эта недоработка Закона не имела, поскольку милиция в своей работе фактически не делала различий по этому признаку. Однако такая неточность все же должна была быть устранена, что сейчас и сделано. Обеспечение безопасности личности достигается;
-  наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (патрульно-постовая служба, служба участко­вых инспекторов), которые, действуя в пределах собственной компетенции и во взаимодействии с другими службами (де­журные части и др.), в конечном счете обеспечивают дости­жение этой общей и многоплановой цели;
— профилактической направленностью деятельности милиции, которая во многих случаях позволяет предотвратить противо­правные покушения на личность;
-  принимаемыми в особых случаях гласными и негласными мерами по обеспечению безопасности определенных лиц, на­пример, участников уголовного процесса, в безопасности ко­торых есть основания сомневаться (обвиняемые, потерпев­шие, свидетели), а также вообще всех лиц, которые могут стать жертвами противоправных, и прежде всего преступных, проявлений (представители хозяйственно-финансовых струк­тур независимо от форм собственности, общественные, поли­тические, религиозные деятели).
Весь этот комплекс сил и мероприятий милиции должен обес­печивать личную, имущественную и иную безопасность. 3. Органы милиции обязаны принимать необходимые меры по предупреждению преступных проявлений и административ­ных правонарушений, а также по пресечению уже совершае­мых противоправных деяний. Известно, что правонарушение, в частности преступление, бывает проще предупредить, чем пресечь и тем более раскрыть. К тому же в первом случае не причиняется физический или материальный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, самому государству.
Что касается уже совершенных преступлений или админист­ративных правонарушений, то сотрудники милиции обязаны принять все предусмотренные законом необходимые меры к закреплению их следов, поиску и задержанию подозреваемых, доставлению их в соответствующий орган милиции, оказанию помощи потерпевшим, обеспечению охраны места происше­ствия, имущества потерпевших и иного, оставшегося без при­смотра, в необходимых случаях известить родственников по­терпевших и задержанных, принять другие определяемые обстановкой меры[23].
Под выявлением преступлений следует понимать установ­ление с достаточной полнотой обстоятельств, свидетельст­вующих о том, что то или иное преступление действительно имело место (в любой стадии преступной деятельности — при­готовление, покушение, оконченное преступление). Раскры­тие его — следующий этап, на котором устанавливаются не только его конкретные обстоятельства, но и лица, подлежа­щие привлечению к уголовной ответственности. Новая редакция Закона о милиции более четко и последова­тельно определяет основные этапы ее правоохранительной дея­тельности. Прежде чем раскрывать преступление, его надо вы­явить, т.е. обнаружить, а это один из больных моментов в деятельности милиции, поскольку известно, что многие пре­ступления вообще остаются неизвестными правоохранитель­ным органам (латентная преступность), либо сознательно скрыг ваются от учета и регистрации. И в том, и в другом случаях никакой работы по ним, разумеется, не ведется, преступники остаются безнаказанными, что создает условия для общего рецидива (совершение любого другого преступления, преступле­ний) или рецидива специального (повторение того же преступ­ления или продолжение той же преступной деятельности).
С целью выявления и раскрытия преступлений в органах милиции создаются и функционируют различные службы и подразделения, прежде всего оперативные, которые, взаимо­действуя с другими службами и органами, в первую очередь следственными (прокуратура, ФСБ и др.), в пределах своей компетенции должны  раскрывать каждое  преступление  из числа зарегистрированных.
Правоохранительная практика выработала, а уголовно-процессуальный кодекс (УПК) частично закрепил целый ряд способов и форм обеспечения взаимодействия органов дозна­ния и предварительного следствия. Это и создание смешан­ных оперативно-следственных групп, и дача следователями органам дознания (милиции) отдельных поручений по делам, находящимся в производстве следователей, и взаимный обмен информацией.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности — изначально одна из важнейших функций мили­ции. Большая роль в этой деятельности принадлежит патруль­но-постовой службе, службе участковых инспекторов, отрядам милиции особого назначения. Деятельность этих подразделе­ний регулируется специальными ведомственными актами.
Указание на защиту милицией частной,  государственной, муниципальной и иных форм собственности — новое дополне­ние Закона. Отсутствие его в прежней редакции формально яв­лялось пробелом (формально потому, что на деле данная задача перед органами милиции всегда ставилась и решалась ими). В настоящее время этот недостаток устранен. Важно подчерк­нуть, что современный законодатель не проводит каких-либо разграничений между видами собственности, не устанавливает никаких льгот, преимуществ или, наоборот, ограничений в деятельности милиции в зависимости от охраняемой формы собст­венности. Любая собственность в равной мере подлежит защи­те силами милиции,  что  является отражением  общих положений Конституции Российской Федерации.
Милиция обязана в пределах, установленных настоящим Законом, оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Речь в первую очередь идет об охране от противоправных посягательств в тех случаях, когда они имеют место или их проявление реаль­но в соответствии с объективными данными. Сюда относится также ликвидация препятствий к реализации прав и интересов физических и юридических лиц. (Примеры — участившиеся в последнее время случаи захвата помещений, зданий и терри­торий.) Правда, при этом далеко не просто разобраться, какая из сторон конфликта права. Представляется, что вмешиваться в такого рода события милиция должна только в рамках своих конкретных задач: восстановление общественного порядка, освобождение насильственно удерживаемых лиц, предотвра­щение возможных тяжких последствий, например, вследствие прекращения нормального функционирования какой-либо ор­ганизации (транспорта, связи и др.)[24].
§3. Принципы деятельности милиции
Деятельность милиции строится в соответствии с прин­ципами уважения прав и свобод человека и гражданин, закон­ности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимо­действии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципаль­ными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обращает на себя внимание, что и в этой статье на первое место выдвигается положение о необходимости в деятельно­сти милиции уважать права и свободы человека и гражданина. Часто милиция бывает поставлена перед необходимостью применения к правонарушителям мер принуждения, порой весьма острых. Но даже и в таких ситуациях принуждение должно вписываться в систему общечеловеческих ценностей, в частности закрепленных в „Декларации прав и свобод чело­века и гражданина“, принятой 22 ноября 1991 г. Разумеется, скорее выявляются и раскрываются. Поэтому взаимодействие — не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней. Наиболее очевидно соприкосновение органов милиции с населением происходит в повседневной деятельности участ­ковых инспекторов, которые служат как бы связующим зве­ном между милицией и населением.
§4. Правовая основа деятельности милиции
Милиция в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, настоящим Законом, феде­ральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Российской Федерации, действующими на территории Российской Федерации в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации[25].
Конституция Российской Федерации представляет собой ба­зисный, основополагающий документ, в том числе и по вопро­сам организации и деятельности милиции. Разумеется, в ней решаются только общие, принципиальные вопросы, вытекаю­щие из принципов государственного устройства Российской Федерации, ее политической и социальной организации. Прин­ципиальное значение имеют положения Конституции об осно­вах конституционного строя Российской Федерации, в которых провозглашаются, гарантируются и отстаиваются общечелове­ческие ценности (гл.]). В рассматриваемом контексте важно и решение вопроса об организации местного самоуправления (гл.8), в ведении которого, в частности, находится и обеспече­ние правопорядка на соответствующей территории. Исключительное значение имеют положения Конституции относительно прав человека (гл.2). Все они распространяются и на деятельность милиции. Милиция обязана соблюдать и защищать их, помнить о взаимоотношениях гражданина с ор­ганами власти и управления, в рамках которых гражданин яв­ляется полноценным и равноправным участником.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Власть руководителя и способы ее реализации в централизации и децентрализации с учетом ОСУ
Реферат Инструменты токаря
Реферат Inventions Essay Research Paper Inventions There have
Реферат Население Швейцарии
Реферат Hamlet And The Gravedigger Essay Research Paper
Реферат SaccoVanzetti Essay Research Paper SaccoVanzetti Trial 1921This
Реферат Эффективность и экологическая безопасность применения минеральных удобрений под ячмень при различном балансе азота, фосфора и калия в агроценозе
Реферат Cystic Fibrosis 2 Essay Research Paper Cystic
Реферат Теория и методика периодической печати и информационных агенств
Реферат Идейная борьба в Боливии в 20 30 е годы XX века
Реферат Проблема полисемии в дидактике перевода на примере многозначного существительного pattern
Реферат Белки – основа жизни
Реферат Психология трудовой экспертизы
Реферат Hitler And Stalin Essay Research Paper Inna
Реферат Электролучевая трубка с магнитной отклоняющей системой