--PAGE_BREAK--Анализ использованной литературы
При подготовке к данному реферату, прежде всего я использовала основную книгу, анализ которой и является основой моей работы – “Сиясат-наме” Низам ал-мулька.
Прежде чем преступить к изучению содержания данного произведения, я подробно ознакомилась с биографией самого автора, которая была подробно изложена в предисловии к данному изданию книги, составленном С. Шохуморовым. А для того, что бы иметь подробную картину времени и обстоятельств, которые повлияли на сам характер книги. Тем более что задачей моего реферата является ознакомления с качествами, которыми должны обладать государи, по мнению автора, учитывая так же и специфику того времени. А для лучшего понимания требований, которые предъявляет один человек к другому, необходимо определить качества которыми обладает он сам. Безусловно, сам Кавамуддин Абуали Хасан был просто человеком, и пытаться отыскать в его биографии признаки идеального мудреца-философа не реально. Но, тем не менее, это выдающийся человек, который за свои труды на благо государства и получил это громкое имя – Низам ал-мульк. И его книга является бесценным произведением, в котором он делится своими знаниями, опытом и наблюдениями, приводя к каждому из своих утверждения примеры из жизни государей. А ознакомление с несколькими подобными рассказами позволило мне очень ясно представить себе тот образ царя, который восхвалял автор.
Для написания своего реферата я так же использовала дополнительную литературу.
Книгу Б. Гафурова “Таджики”, благодаря которой я ознакомилась с предысторией создания государства Сельджукидов. И с ролью Низам ал-мулька в истории таджикского народа, развитии культуры, науки и просвещения.
Также очень полезной для написания данной работы была статья Профессора А.Х. Самиева “”Сиясат-наме” Низам ал-мулька и таджкиско-персидское военное искусство”, в котором автор анализирует историческое значение книги “Сиясат-наме”.
Биография Автора
Автором “Сиясат-наме” был выдающийся государственный деятель XIвека великий визирь Кавамуддин Абуали Хасан ибн Али ибн Исхак, носивший почетный титул “Низам ал-Мульк” (“Порядок государства”), в течение почти тридцати лет верой и правдой служивший сельджукским султанам Алп-Арслану (1063-1072) и Малик-шаху (1072-1092).
Низам ал-мульк родился 6 апреля 1019 года в одном из селений Туса в Хорасане. Его предки происходили из дехкан (землевладельцев). Однако, его отец Абулхасан Али находился на государственной службе у правителей Хорасана, будучи начальником фискальной службы в Тусе. Именно здесь родился Низам ал-мульк, здесь прошло его детство, здесь он получил начальное образование, а затем совершенствовал свои познания в науках в медресе Нишапура и Мерва. Завершив учение, он поступил на службу к газневидскому правителю Балха Абуали ибн-Шадану в качестве секретаря.
После захвата Балха и Термеза сельджукским военачальником Чаргибеком в 1039 году Абуали инб – Шадан был назначен визирем Туграла IСельджукида (1037-1063), а Низам ал-мульк – дабиром (воспитателем) Алп Арслана, сына Чагри-бека.
После смерти Туграла Iв 1063 году султаном стал Алп Арслан, сын Чагрибека и племянник Туграла I. Он решил избавиться от опеки и влияния приближенных бывшего султана, приказал умертвить его взиря Амид ал-мулька Абунасра Мансура Кандури и 27 гоября 1063 года назначил своим визирем Низам ал-мулька.
О взаимоотношениях Низам ал-мулька с сельджукскими султанами (особенно в Малик-шахом) в письменных источниках содержатся многочисленные рассказы, легенды и анекдоты, которые во многом далеки от реальности и исторической действительности, а порой и вовсе явно вымышлены. Однако одно бесспорно: жизнь Низам ал-мулька при сельджукском дворе не всегда была спокойной, безопасной, безоблачной. В последние годы правления Малик-шаха жизнь визиря особенно осложнялась интригами и явной враждебностью части придворных. Тому было несколько причин. Во-первых, жизнь двора в целом всегда была сопряжена с дворцовыми интригами, подстрекательством, провокациями, разложеньем нравов, и Низам ал-мульк – как высокопоставленный придворный был их непосредственным участником. Во-вторых, отличаясь известным тщеславием, он стремился придать наследственный характер своей деятельности при сельджукской династии (порядок, который был характерен для Бармакидов эпохи Аббасидов и в определенной степени – для Балъамидов при Саманидах). Участвуя в дворцовых интригах. Низам ал-мульк часто обходил своих соперников и врагов, благодаря от части тому что на многих важных постав в государстве, за долгие годы службы он успел поставить преданных себе людей. Но и у этого преимущества были свои недостатки, так как многие из его ставленников порой прикрывали свои преступления громким именем своего покровителя. В то время взяточничество принимает среди чиновников массовый характер, притеснение и угнетение широких народных масс становится обычным делом. Но непоколебимый Порядок Государства продолжал свою службу на благо государства, борясь со своими врагами. Известно, что Низам ал-мульк был ярым защитником ортодоксального ислама. Низам ал-мульк принимал энергичные меры к тому, чтобы добиться централизации управления. Без создания чиновничьего аппарата, без наличия грамотных людей это было невозможно.
Низам ал-мульк слишком много трудов, и большую часть своей жизни посвятил созданию и укреплению сельджукидского государства. И когда Малик-шаху однажды пожаловались на недостойное поведение сана Визиря, которого тот поставил правителем Мерва, Низам ал-мульк посчитал, что не обязан извинятся за это перед государем, ответив на это обвинение довольно в резкой форме. Султан был очень рассержен, но каких-либо шагов не предпринял. Но когда он находился в поездке в Багдад в 1092 году и в его свите находился так же и Визирь. По дороге какой-то человек в суфийской одежде под предлогом вручения просьбы или жалобы приблизился к Низам ал-мульку и нанес ему ножевое ранение, в результате которого 15 октября 1092 года он умер.
Как выяснилось, убийца принадлежал с исмаилитским федаинам. Существует предположение, что Низам ал-мульк был убит по поручению самого Малик-шаха, либо его окружения. Тем более, что сам Султан по неизвестным причинам скончался спустя месяц в Багдаде. И после его кончины ходили слухи, что его отравили, в отметку за убийство Визиря.
Тело Низам ал-мулька было привезено в Исфаган и там похоронено. Однако, по сведениям некоторых источников, прах его вскоре был перевезен в Нишапур, где постоянно жила его семья и там предан земле.
Некоторые историки изображают Низам ал-Мулька чуть ли не борцом за благо народа. Таким он, конечно, никогда не был. Если некоторые из его мероприятий и ограничивали произвол военачальников и феодалов, если он и заботился о создании медресе, то все это делалось для того, чтобы укрепить могущество Сельджукидов, увеличить поступление доходов в государственную казну.[2] Низам ал-Мульк принимал также меры к развитию внешней торговли, добиваясь отмены тормозивших ее чрезмерных пошлин.
Низам ал-мульк был ревностным сторонником организации высших богословских учебных заведений – медресе. Такие учебные заведения получили в честь этого государственного деятеля название “Низамия” они были открыты во многих городах, в том числе и в Багдаде.
продолжение
--PAGE_BREAK--Перечень глав
Книга Низам ал-мулька “Сиясат-наме” (“Книга об управлении государством”) состоит из пятидесяти одной главы. Первоначально автор написал тридцать девять глав, но позже добавил еще, и дополнил существующие интересными рассказами из его жизни, и легендами.
Глава первая: О делах людей и времени.
Глава вторая: О благодарности государей за благодеяния всевышнего.
Глава третья: О разборе государем обид, право-судности и упражнении в добром житии.
Глава четвертая: Об амилях, о постоянном разузнавании дел вазиров и гулямов.
Глава пятая: О мукта, о разузнавании, как они обращаются с народом.
Глава шестая: О казиях, хатибах, мухтасибе и успешности их дел.
Глава седьмая: О разузнавании о делах амиля, казия, шихнэ, раиса и условиях управления.
Глава восьмая: О разузновании и осведомлении, о делах веры шариата и тому подобном.
Глава девятая: О мушрифах и достатке их.
Глава десятая: О сахиб-хабарах и о совершении мероприятий по делу царства.
Глава одиннадцатая: О почтении к приказам его величества.
Глава двенадцатая: О посулке гулямов со дворца по важным делам.
Глава тринадцатая: О посылке лазутчиков и о мероприятиях ко благу государтсва и народа.
Глава четырнадцатая: О постоянном рассылании скороходов и птиц.
Глава пятнадцатая: О проявлении внимания к приказам в опьянении и в трезвом состоянии.
Глава шестнадцатая: О приближенном вакиле и успешности его дела.
Глава семнадцатая: О надимах, о приближенных и о порядке их дел.
Глава восемнадцатая: О совещаниях государя о делах с учеными мудрецами.
Глава девятнадцатая: О муфридах, об их содержании, снаряжении, порядке дел и обстоятельсвах.
Глава двадцатая: О распорядке в отношении оружия, украшенного драгоценными камнями, во время государева приема.
Глава двадцать первая: Относительно послов и их дела.
Глава двадцать вторая: О заготовлении фуража на остановках.
Глава двадцать третья: О ясности в имущественном состоянии всего войска.
Глава двадцать четвёртая: О содержании войска всякого рода.
Глава двадцать пятая: О пребывании заложников и содержании войска разных племен при дворе.
Глава двадцать шестая: О необходимости иметь на службе туркмен на положении гулямов, тюрок и тому подобных.
Глава двадцать седьмая: О неутруждении рабов во время службы и распорядке их дел.
Глава двадцать восьмая: Относительно государевых приемов для приближенных и для всех.
Глава двадцать девятая: О распорядке собрания для винопития и правилах его.
Глава тридцатая: О порядке стояния рабов во время службы
Глава тридцать первая: О нуждах и требованиях войска, о службе свиты.
Глава тридцать вторая: Об устройстве убранства, оружия и снаряжения, боевого и походного.
Глава тридцать третья: О выговорах высокопоставленным в случае ошибок и проступков.
Глава тридцать четвертая: Относительно дела стражей часовых и привратников.
Глава тридцать пятая: О добром устройстве стола и распорядке его у государя.
Глава тридцать шестая: О вознаграждении достойных слуг и рабов.
Глава тридцать седьмая: О мерах предосторожности по отношению к икта и мукта и делах народа.
Глава тридцать восьмая: О неторопливости государя в делах государства.
Глава тридцать девятая: Об эмир-и-харас, ликторах и об орудиях наказания.
Глава сороковая: О милостях государя к божьему люду и о следовании правилам во всяком деле и обычае.
Глава сорок первая: О значении титулов.
Глава сорок вторая: О том, чтобы не приказывать двух должностей одному человека, а приказывать таковые не имеющим дела, не оставлять их обездоленными, о предоставлении их людям с чистой верой, достойным, а маловерам и плоховерам должностей не давать, от себя удалять.
Глава сорок третья: Относительно женщин; о соблюдении чинов и глав войска и начальствующих.
Глава сорок четвёртая:О выявлении дел еретиков, явлющихся врагами царя и ислама.
Глава сорок пятая: О проявлении Маздака, его вероучении, как произошло его убиение Нуширваном Справедливым.
Глава сорок шестая: О выступлении Сумбада Гябра из Нишапура в Рей против мусульман и его смута.
Глава сорок седьмая:О появлении карматов и батинитов в Кухистане, Ираке и Хорасане.
Глава сорок восьмая: О выступлении батинитов в Хорасане и Мавераннахре.
Глава сорок девятая:О сохранности казнохранилища, о соблюдении правил и порядка в нем.
Глава пятидесятая: О даче ответов, о проведении дел челобитчиков и свершении правосудия.
Глава пятьдесят первая:О наблюдении за отчетностью владения и порядке и способе ее.
Краткое содержание глав,
посвященных качествам царей
В “Сиясат-наме” определены также некоторые требования, которые предъявляются к правителям. Так, правитель должен быть физически вполне здоровым, справедливым, сильным духом и разумом, почитателем науки и знаний, храбрым и т.п. Рассматривая каждое из этих качеств, Низам ал-мульк приводит массу примеров из жизни древних персидских царей – Джамшеда, Ануширвана, Йаздигурда и других. Он отмечает: если правитель не обладает положительными качествами, то в стране обязательно возникнут беспорядки, разлад в обществе, насилие, преследования, грабежи. Положительные качества должны быть и у окружения сутана, ибо без этого не возможно процветание страны. Все приказы и указания правителя должны беспрекословно выполняться, в случае промедления виновник должен понести суровое наказание.
Низам ал-мульк на основе своих личных наблюдений, изложенных на страницах “Сиясат-наме”, советует правителям, чтобы они дважды в неделю самолично и непосредственно выслушивали народ, так как чиновники, ответственные за разбор жалоб и заявлений, не всегда точно и беспристрастно передают их содержание государю.3 В качестве примера он приводит рассказ о справедливом эмире Исмаиле Самани, у которого “был такой обычай: и дни, когда холод был особенно сильный, а снегу много, он в одиночестве садился верхом на коня, выезжал на площадь и, сидя верхом на коне, был там до полуденного намаза. Он говорил: “Может, кто из челобитчиков идет ко двору, имея нужду, а у него нет ни пропитания, ни места, где остановиться; по причине сего и ветра он не сможет нас увидеть, затруднительным покажется ему добраться до нас, а когда узнает, что мы находимся здесь, подойдет, представит свое дело и уйдет с миром”.[3]
Очень много ценных советов даёт автор государям государства, и в разных главах своей книги, каждая из которых посвящена определённому вопросу, он указывает на то, как нужно поступать мудрому правителю в той или иной ситуации.
Во второй главе Сиясат-наме Низам ал-Мульк напоминает государям о том, что им “надлежит блюсти божье благоволение”,[4] но самое главное справедливо управлять людьми т.к. лишь их благодарные молитвы могут принести счастье его государству: “царство держится при неверии и не держится при притеснении и насилии”.[5] Владыка не должен забывать, что после смерти он должен будет держать ответ не только за дела, творимые им самим при жизни, но так же и дела которые свершались в его государстве: “Владыка мира должен знать – что в тот великий день от него потребуют ответа за всех тварей, бывших под его приказом”.[6] Правителю самому следует заниматься делами своего государства, не перекладывая это на плечи другого.
Рассказ относительно этого:Говорят, что Абдаллах сын Омара ал-Хаттаба – да будет над ними обоими божье благословение! – спросил у своего отца, уходившего из этого мира: “Когда я увижу тебя, отец?” Сказал: “На том свете”. Скзал: “Хочу скорее”. Сказал: “В первую во вторую или в третью ночь увидишь меня во сне”. Прошло двенадцать лет, и он его не видел во сне. Через двенадцать лет он увидел его во сне и сказал: “О отец! Не говорил ли ты, что увижу тебя через три ночи”. Сказал: “Я был занят. В окрестностях Багдада разрушился мост; мои смотрители не обратили внимание на это; у одного барана нога провалилась в дыру и сломалась – до сего времени я держал за это ответ”.7
В третьей главе поднимается вопрос о разборе государем обид и правосудии. Здесь автор советует правителю лично дважды в неделю выслушивать челобитчиков, дабы обидчики, узнав, что государь уделяет этому столько внимания, боялись “совершать обиды и своеволия”.8
В восьмой главе Низам ал-Мульк подробно описывает, как подобает правителям познавать дела веры, и исполнять её обычаи. В первую очередь необходимо чтить вероучителей — “уважать и ценить отшельников и подвижников”.9 Несколько раз в неделю государь должен допускать к себе вероучителей и выслушивать от них: “то, что относится к божьей воли, слушать толкование к Корану”.10 Если государь в течение долгого времени будет следовать этому совету, то в последствие он ознакомится со всеми законами шариата и будет править справедливо и — “в этом мире государь получит добрую славу, а в том и спасение, высокую степень и неисчислимое вознаграждение”.11
Глава десятая гласит: “Государю необходимо ведать все о народе и о войске, вдали и вблизи от себя, узнавать о малом и великом, обо всем, что происходит”12 Поэтому существует необходимость в сахиб-хабарх, о которых и идет речь в этой главе.
Акцент делается на осведомленности государя о делах в его государства. Потому как правитель, который не знает о том, что творится в его стране – не правитель, а тот который знает и бездействует – “несправедливец”.13[7]
Даются советы о том, что к воинам у государя должно быть особое отношение, им нужно щедро платить и не задерживать оплату, т.к. воины люди особые – они отдают свою жизнь за благо и спокойствие государства, так что их нельзя держать в нужде.
В главе одиннадцатой Низам ал-мульк дает ценные указания о том как и в каком количестве лучше Султану посылать свои приказы, и как подобает к ним относится всем прочим. “Послания, которые пишут с государева двора – многочисленны, а все, что становится многочисленным; теряет свое значение. Надо, чтобы не писали ничего от высокого собрания, пока не наступит какое-нибудь важное обстоятельство. А если написали, то уже надо, чтобы содержание послания было таково, чтобы ни у кого не поселялось намерения что-нибудь не выполнить из приказа. Если окажется, что кто-либо поглядит пренебрежительно на приказ или замедлит в ревности к слушанию и повиновению, пусть назначат суровое наказание, даже будь он из близких. В этом состоит разница между писанием государя и других лиц”. 14
И отдельно отмечается, что некоторые особые приказания находятся в исключительной власти государя и лишь ему дано отдавать. “Все, что имеет отношение к государю, ему и подобает совершать или приказывать, как-то: накладывать наказание, рубить головы, отрезать руки и ноги, делать евнухом и подобно этому, если кто-либо учинит такое без приказа государя со своим слугой или рабом, — не надо соглашаться, а надо наказать его самого, дабы другие знали свое место, взяли бы то за пример”. 15
В главе тринадцатой автор даёт ценные указания о посылке лазутчиков и о мероприятиях ко благу государства и народа: “Надо отправлять лазутчиков постоянно во все места под видом купцов, странников, суфиев, продавцов целительных средств, нищих; пусть они сообщают обо всем, что услышат, чтобы ничто из дел никоим образом не оставалось скрытым…”.16[8]
Шпионаж во все времена был неотъемлемой частью внешней политики любого государства. Без неофициальных сведений, собранных различными лицами, трудно была узнать реальное положение дел в государстве, с которым ведутся сношения. Так что подобный совет государю является вполне естественным. И в данном случае не следует воспринимать подобные мероприятия по посылке лазутчиков как нечто не достойное Султана. Напротив, исходя из уроков истории у всех знаменитых государей, как Востока, так и Европы была развита огромная сеть подобных людей, без которых внешняя политика государства была бы менее эффективной.
В восемнадцатой главе правителям рекомендуется чаще советоваться о делах государственных с мудрецами и учеными, так как их несомненный опыт и мудрость всегда сможет прийти на помощь государю. И учитывая, что один человек не может содержать в себе абсолютно все знания, необходимо выслушивать различные мнения: “У всякого ведь имеется какое-либо знание; всякий что-то знает, один больше, другой меньше, одни знает, но никогда не применял и не испытывал на деле, а другой обладает теми же знаниями, а вместе с тем и применял их на деле и испытывал”.17[9]
Поэтому автор настоятельно советует принимать все важные решения, предварительно посовещавшись: “Решение, устроение и благоусмотрение бывают тогда, когда умы всех соглашаются в одном. Отказ от совещания в делах – признак нерассудительности, такое лицо называют своевольным. Как нельзя совершить ни один поступок без желания государя, точно так же не будет хороши ни одно дело без совещания” 18
Глава тридцать восьмая посвящена неторопливости государя в делах государства – “Поспешность от шайтана, а неторопливость от милосердного”.19[10]Этот совет может принять во внимание и человек, чья ответственность не распространяется на целое государство, а лишь на его собственную жизнь. Ведь не только в мудрости Востока мы можем найти пословицы и высказывания по этому поводу.
Довольно любопытная сорок вторая глава гласит о том как следует вести себя с женщинами и как необходимо относится к их советам. “Не следует, чтобы подручные государю становились начальствующими, ибо от этого порождаются большие непорядки… Если жены государя станут давать приказы, они будут приказывать, то что им подсказывают корыстные люди… И в прошлые времена, когда государева жена верховодила над государем, ничего не бывало креме мятежей, смут, восстаний и зла.”20
И в остальных советах по этому поводу видно, что Низам ал-мульк придерживается довольно традиционного для Востока того времени отношения к месту женщины.
Предание
: Если что скажут женщины, надо делать вопреки, чтобы вышло целесообразно. Согласно предания пророк приказал: “Советуйся с ними, но поступай вопреки”. Если бы жены были с полным разумом, посланник мир над ним! – не сказал бы этого.21
Глава пятьдесят первая напоминает о важности наблюдения за отчетностью владения, о контроле экономики. О справедливости и
“… устройстве запасов ля поддержания и отражения вражеских козней”. 22
Справедливо благодарить за службу, не переоценивая оказанную услугу – “не дарить сто динар тому, кто заслуживает одного динара, а кто заслуживает сто динар, пусть не дари тысячу … ” 23
И другие советы, которые дает государю автор, завершая свою книгу.
[11]
продолжение
--PAGE_BREAK--