Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Инвестиционный договор теоретико-правовой аспект

--PAGE_BREAK--
3. СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО ДОГОВОРА

С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ

ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЕЙ
В главе 10 ИК закреплены существенные условия инвестиционного договора. Схематично структуру названного договора можно изобразить следующим образом: стороны — государство (в лице уполномоченных органов государственного управления) и инвестор.

Исходя из толкования ст. 46 «Условия инвестиционного договора» ИК можно сделать вывод о том, что при реализации инвестиционного проекта инвестором будет создано юридическое лицо. В силу этого, конструкция рассматриваемого договора представляется следующей: инвестор заключает договор с Республикой Беларусь, затем создает юридическое лицо либо преобразует уже созданное юридическое лицо путем внесения части своих инвестиций в уставный фонд такого юридического лица, после чего может непосредственно передавать инвестиции в различных формах (заем, кредит, безвозмездное пользование, оплата дополнительной эмиссии акций и др.) указанному (созданному, преобразованному, реорганизованному) юридическому лицу для реализации инвестиционного проекта. Республика Беларусь, в свою очередь, предоставляет государственную поддержку такому инвестору в форме, предусмотренной законодательством. В рассматриваемой ситуации не исключен вариант, что государственная поддержка будет оказана непосредственно юридическому лицу, созданному инвестором для реализации инвестиционного проекта [30, с. 50].

С учетом изложенного можно утверждать, что, фактически, в приведенных примерах участвует три лица (субъекта гражданского права): инвестор, государство, юридическое лицо, принимающее участие в реализации инвестиционного проекта. Данный договор по своей конструкции будет являться сложным многосторонним обязательством между государством, инвестором и соответствующим юридическим лицом. По направленности он будет относиться к группе договоров о совместной деятельности (общецелевых договоров) [23, с. 127], при этом, не являясь ни договором простого товарищества, ни учредительным договором «в чистом виде» (это обусловлено особым порядком заключения названного договора, наличием государственной поддержки по договору). У сторон договора имеется общая цель, а именно: реализация инвестиционного проекта в рамках договора; в свою очередь, эта цель позволяет удовлетворить частные интересы сторон, исходя из гармонии интересов в инвестиционной деятельности: у инвестора — получение прибыли, у предприятия также получение прибыли, у государства — трудоустройство, развитие производственной и социальной инфраструктуры, наличие нового объекта налогообложения [30, с. 55-57].

Кроме того, в концессионном договоре с Республикой Беларусь также в качестве сторон договора выступают государство и инвестор, и, по существу, концессионный договор регулирует порядок осуществления инвестиционной деятельности сторонами в период реализации инвестором инвестиционного проекта по использованию концессии. Тем более, что в литературе появление понятия «инвестиционный проект» связывают с концессионным договором [13, c. 214]. Названный договор также будет относиться к группе общецелевых договоров (договоров о совместной деятельности), о чем свидетельствует характер прав и обязанностей сторон концессионного договора, зафиксированных в ст. 67 ИК. Указанный договор не будет являться договором простого товарищества (это обусловлено особым порядком заключения названного договора, наличием специальных условий концессионных договоров, указанных в ст. 68-69 ИК).

В качестве общего между инвестиционным договором с Республикой Беларусь и концессионным договором можно выделить то, что одной из сторон названных договоров выступает государство, данные договоры регулируют порядок осуществления инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционного проекта, являются общецелевыми по своей сути, при этом они не являются ни договорами о совместной деятельности, ни договором простого товарищества, ни учредительными договорами из-за наличия самостоятельных специфических черт, обусловливающих специальное регулирование. (Об этом свидетельствует и структура ИК: нормы, регулирующие инвестиционный и концессионный договор содержатся в разных главах и даже разделах.)

К инвестиционным договорам, предметом которых является осуществление инвестиционной деятельности в ходе реализации инвестиционного проекта, стороной государство в лице Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц, можно отнести также договор купли-продажи государственного предприятия, акций, принадлежащих государству (Республике Беларусь или административно-территориальной единице) по конкурсу в процессе приватизации.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что имеет место самостоятельный тип гражданско-правового договора – инвестиционный договор с государством (Республикой Беларусь или административно-территориальной единицей), регулирующий порядок осуществления инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционного проекта. Ввиду того, что в литературе понятие «тип договора» наполнено различным содержанием [15, с. 58-59] для целей данной работы под типом гражданско-правового договора будем понимать «самостоятельные правовые институты, обусловливаемые спецификой опосредствуемых договором отношений и имеющие самостоятельное правовое регулирование» [25, с. 20]. Типу гражданско-правового договора в законодательстве Республики Беларусь соответствует отдельная глава в разделе IV «Отдельные виды обязательств» ГК.

К признакам, определяющим самостоятельность договорного института (т.е. позволяющего рассматривать тот или иной договор как тип), автор относит признаки, определенные П.В.Соколом [25, с. 20]. При этом тип гражданско-правового договора может быть закреплен не только в ГК, но и в других кодифицированных актах, например ИК. В качестве признаков, обусловливающих рассмотрение инвестиционного договора с государством как самостоятельного типа гражданско-правового договора, на наш взгляд, можно считать следующие положения.

1. Наличие инвестиционного договора с государством обусловлено спецификой одной из сторон этого договора – государства, которое участвует в таком договоре на равных началах и в то же время представляет публичные интересы, что обусловливает содержание некоторых условий такого договора, например, обязанности инвестора по развитию социальной и производственной инфраструктуры, заинтересованность и содействие государства в реализации инвестиционного проекта.

2. Данный договор может быть применен в различных сферах, его предметом является осуществление инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционного проекта.

3. Сторонами указанного договора, как правило, выступают государство (Республика Беларусь или административно-территориальная единица) в лице уполномоченных органов и инвестор. В то же время законодательство и практика составления подобных договоров свидетельствуют о том, что в зависимости от формы осуществления инвестиционной деятельности участником такого договора может быть юридическое лицо (чаще всего коммерческая организация), созданное инвестором (или инвестором и государством), в уставном фонде которого имеется доля инвестора и (или) государства, и которое непосредственно принимает участие в реализации инвестиционного проекта: данному юридическому лицу направляются инвестиции необходимые для осуществления проекта. В рассматриваемой ситуации имеет место сложное многостороннее инвестиционное обязательство, т.е. единый инвестиционный договор. Однако законодательство не называет такое юридическое лицо стороной договора, что, на наш взгляд, может вызвать проблемы определения правовой природы соответствующих отношений между инвестором и юридическим лицом, привлечения к ответственности указанного юридического лица. Например, вызывает вопросы правовая природа Соглашения между Правительством Республики Беларусь и ОАО «Нефтегазовая компания „Славнефть“ о создании комплекса глубокой переработки нефти в открытом акционерном обществе „Мозырский нефтеперерабатывающий завод“ от 27 сентября 2000 г. [4].

С учетом этого, целесообразно определить инвестиционный договор с государством как соглашение, заключаемое инвестором и государством (в лице Республики Беларусь или административно-территориальной единицы) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, регулирующее порядок осуществления инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционного проекта.

4. Названные договоры заключаются в особом порядке. Ввиду важности регулируемых отношений, условия рассматриваемых договоров сохраняют силу на весь срок их действия, если иное не предусмотрено сторонами.

5. Данный договор по своей природе относится к группе общецелевых договоров, не являясь при этом ни договором о совместной деятельности, ни учредительным договором, а представляет собой самостоятельный тип гражданско-правового договора.





4. ПОРЯДОК  ЗАКЛЮЧЕНИЯ (ПРЕКРАЩЕНИЯ) ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1449 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» утверждено Положение о порядке заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, в соответствии с п. 1 которого порядок заключения (прекращения) инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определяется в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет).

В случае внесения проектов инвестиционных договоров по предложению инвестора инвестор, претендующий на заключение инвестиционного договора (иное уполномоченное им в установленном порядке лицо), обращается с заявлением:

в государственный орган в случае реализации инвестиционного проекта в соответствующей отрасли;

в исполнительный комитет в случае реализации инвестиционного проекта в административно-территориальной единице соответствующей области (г. Минска).

В случае если в инвестиционном договоре предусматриваются обязательства Республики Беларусь о предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, инвестор вправе направить в Министерство экономики заявление о заключении инвестиционного договора для подготовки проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора.

К заявлению инвестора о заключении инвестиционного договора прилагаются следующие документы:

проект инвестиционного договора, подготовленный согласно приложению к настоящему Положению и подписанный инвестором;

копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – резидентов Республики Беларусь), легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (датированная числом не позднее одного года до подачи заявления) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения (для юридических лиц – нерезидентов Республики Беларусь);

копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц – резидентов Республики Беларусь), копия документа, удостоверяющего личность инвестора, с переводом на русский язык и документ, нотариально удостоверяющий подпись переводчика (для физических лиц – нерезидентов Республики Беларусь).

В случае если для заключения инвестиционного договора необходимо принятие решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с абзацем четвертым части первой подпункта 1.2 пункта 1 Декрета, к заявлению прилагаются заключение аудитора о финансовом состоянии инвестора (для юридических лиц) и бизнес-план инвестиционного проекта, разработанный в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Рассмотрение заявления инвестора о заключении инвестиционного договора осуществляется государственным органом или исполнительным комитетом в течение 30 дней с даты получения такого заявления.

Государственный орган или исполнительный комитет определяет соответствующее должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявлений о заключении инвестиционного договора, обеспечение непосредственного взаимодействия с инвестором в процессе такого рассмотрения, а также обладающее правом запрашивать у инвестора дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о заключении инвестиционного договора.

Проект инвестиционного договора рассматривается государственным органом или исполнительным комитетом с участием в таком рассмотрении экономических и юридических служб этих органов и проведением обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора.

В процессе рассмотрения государственный орган или исполнительный комитет обязан направлять проект инвестиционного договора на согласование в другие государственные органы и исполнительные комитеты, срок которого не должен превышать 7 дней с даты поступления такого проекта.

Заключение инвестиционного договора подлежит обязательному рассмотрению на коллегии (совете) государственного органа, заседании исполнительного комитета, по результатам которых принимается решение:

о заключении инвестиционного договора;

о внесении в Правительство Республики Беларусь проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора в соответствии с абзацем третьим части первой подпункта 1.2 пункта 1 Декрета;

о направлении проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь в Министерство экономики в соответствии с абзацем четвертым части первой подпункта 1.2 пункта 1 Декрета;

об отказе в заключении инвестиционного договора.

Для участия в коллегии (совете) государственного органа, заседании исполнительного комитета, как правило, приглашается инвестор (иное уполномоченное им в установленном порядке лицо).

Инвестиционный договор подписывается инвестором и руководителем государственного органа или председателем исполнительного комитета одновременно с принятием решения о заключении инвестиционного договора.

В случае заключения инвестиционных договоров Советом министров Республики Беларусь при принятии коллегией (советом) государственного органа, исполнительным комитетом решения в соответствии с абзацами третьим и четвертым части первой подпункта 1.2 пункта 1 Декрета данный государственный орган или исполнительный комитет в 3-дневный срок с даты принятия такого решения в соответствии с пунктом 10 Положения вносит в Правительство Республики Беларусь вместе с заключением обязательной юридической экспертизы инвестиционного договора, проведенной Министерством юстиции, или в Министерство экономики проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора.

После получения от государственного органа или исполнительного комитета проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора или заявления инвестора (иного уполномоченного им в установленном порядке лица) Министерство экономики:

осуществляет рассмотрение проекта инвестиционного договора, проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта;

получает заключение обязательной юридической экспертизы инвестиционного договора, проведенной Министерством юстиции;

подготавливает и вносит в установленном порядке в Правительство Республики Беларусь проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора.

Министерство экономики определяет соответствующее должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявлений о заключении инвестиционного договора, обеспечение непосредственного взаимодействия с инвестором в процессе такого рассмотрения, а также обладающее правом запрашивать у инвестора дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о заключении инвестиционного договора.

Общий срок рассмотрения Министерством экономики проекта инвестиционного договора не должен превышать:

15 дней с даты получения от государственного органа или исполнительного комитета проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора;

30 дней с даты получения заявления инвестора (иного уполномоченного им в установленном порядке лица) о заключении инвестиционного договора.

Заключение инвестиционного договора подлежит обязательному рассмотрению на коллегии Министерства экономики, по результатам которой принимается решение:

о внесении в Правительство Республики Беларусь проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора;

об отказе в заключении инвестиционного договора при наличии отрицательного заключения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта. В этом случае инвестор (иное уполномоченное им в установленном порядке лицо) приглашается для принятия участия в коллегии Министерства экономики.

В 3-дневный срок с даты принятия коллегией решения Министерство экономики вносит в установленном порядке в Правительство Республики Беларусь проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора с приложением дополнительно к установленным в соответствии с законодательством документам копии соответствующего решения коллегии Министерства экономики, заключения юридической экспертизы инвестиционного договора, проведенной Министерством юстиции.

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, вносимый государственным органом, исполнительным комитетом, Министерством экономики, должен содержать преамбулу с указанием норм Декрета, в соответствии с которыми предлагается принятие решения Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора, а также положения:

о заключении инвестиционного договора;

о предоставлении полномочий государственному органу, исполнительному комитету (должностному лицу) на подписание инвестиционного договора;

об определении государственного органа, исполнительного комитета, ответственных за координацию работы по выполнению инвестиционного договора и оказание инвестору необходимого содействия в реализации инвестиционного проекта;

о сроке вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора рассматривается Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, по результатам рассмотрения которого:

принимается соответствующее постановление Совета Министров Республики Беларусь в соответствии с абзацем третьим части первой подпункта 1.2 пункта 1 Декрета;

одобряется инвестиционный договор и проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора и направляется на согласование Президента Республики Беларусь в соответствии с абзацем четвертым части первой подпункта 1.2 пункта 1 Декрета.

Подписание инвестиционного договора осуществляется одновременно с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора.

Инвестиционный договор вступает в силу с даты принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора, если в этом постановлении не указан иной срок вступления договора в силу.

Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке в количестве экземпляров по числу сторон инвестиционного договора.

Внесение изменений и дополнений в инвестиционный договор осуществляется по согласованию сторон, заключивших этот договор, в порядке, предусмотренном Положением для заключения инвестиционного договора и вступления его в силу.

Прекращение действия инвестиционного договора осуществляется в порядке, установленном Положением для заключения инвестиционного договора, в случаях:

выполнения инвестором своих обязательств по договору;

окончания срока действия договора;

ликвидации инвестора – юридического лица или индивидуального предпринимателя, смерти инвестора – физического лица;

соглашения сторон (по инициативе одной из сторон), в том числе по инициативе Республики Беларусь при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором своих обязательств по договору.

Государственный орган, исполнительный комитет, заключившие инвестиционный договор или уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь на осуществление координации работы по выполнению этого договора, в 3-дневный срок с даты заключения инвестиционного договора направляют в Министерство экономики копии решения коллегии (совета) государственного органа, исполнительного комитета и инвестиционного договора для регистрации такого договора в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (далее – реестр).

Направление в Министерство экономики копий постановления Совета Министров Республики Беларусь и инвестиционного договора для его регистрации в реестре осуществляется в установленном порядке.

Государственный орган, исполнительный комитет, заключившие инвестиционный договор либо на которые Советом Министров Республики Беларусь возложена координация работы по выполнению этого договора, оказывают инвестору необходимое содействие в реализации инвестиционного проекта и ежеквартально 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство экономики информацию о ходе реализации инвестиционного проекта и выполнении сторонами условий инвестиционного договора.

Ежеквартально 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, Министерство экономики направляет в Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля информацию о ходе реализации инвестиционных договоров, зарегистрированных в реестре.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, можно отметить, что, начиная с 90-х годов 20 в. в юридической литературе под инвестиционным договором понимается договор, заключаемый инвестором (как отечественным, так и иностранным), с одной стороны, и физическим, юридическим лицом или государством – с другой, по поводу осуществления инвестиционной деятельности и (или) реализации инвестиционного проекта.

Приведенное определение понятия инвестиционного договора является более широким по сравнению с определением инвестиционного договора (соглашения), рассматривавшимся в советский период, на основании следующего:

1) в качестве стороны инвестиционного договора может выступать не только государство (и его вступление в договор не является обязательным), но и юридическое лицо, в том числе государственной формы собственности, а также физические лица;

2) по такому договору не обязательно предоставление льготного режима инвестору. В договоре могут только содержаться условия осуществления инвестиционной деятельности (порядок осуществления действий по вложению инвестиций), реализации инвестиционного проекта;

3) рассматриваемый договор как сделка может быть не только двусторонним, но и трехсторонним (многосторонним).

Появление таких определений в юридической литературе было обусловлено развитием инвестиционного законодательства, возросшим значением привлечения инвестиций в экономики различных государств, расширением инвестиционной деятельности, форм ее осуществления, а также тем, что начиная с указанного периода позиции ученых-правоведов о правовой природе инвестиционных договоров (необходимо учитывать и другие наименования подобных договоров, о чем говорилось выше), в которых не участвует государство и инвестору не предоставляется льготный режим, перестали быть однозначными как в советский период.

Обязательными признаками (критериями) инвестиционного договора, на наш взгляд, являются следующие положения:

— в качестве одной из сторон инвестиционного договора выступает инвестор (определение понятия „инвестор“ содержится в законодательстве того или иного государства);

— договор содержит условия, определяющие порядок осуществления инвестиционной деятельности (например, порядок реализации инвестиционного проекта, осуществления иных действий по привлечению, вложению инвестиций). Эти условия составляют предмет инвестиционного договора;

— договор как сделка может быть как двусторонним, так многосторонним (в зависимости от количества участников (основных) и их компетенции, функций в реализации конкретного инвестиционного проекта);

— инвестиционный договор (соглашение) составляется в виде единого документа либо в виде нескольких договоров, заключаемых инвестором и другими участниками инвестиционного договора (инвестиционного проекта), тексты которых составляют содержание инвестиционного договора;

— на базе инвестиционного договора и в его развитие заключается ряд других договоров (купли-продажи, займа, кредита и др.);

— инвестиционные договоры заключаются, как правило, для реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с большими капиталовложениями, затратами, привлечением иностранных специалистов;

— договоры заключаются, как правило, на длительный срок;

— существует система инвестиционных договоров.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.