Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Договор перевозки

--PAGE_BREAK--Однако при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Если же в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате в отношении отдельных категорий пассажиров или грузоотправителей, то  согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ транспортной организации, осуществляющей перевозки соответствующих пассажиров или грузов, должны быть компенсированы все ее расходы, связанные с осуществлением перевозок на льготных условиях.
Вместе с тем, независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.
Для перевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем или владельцем багажа обязанности по внесению провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей должно служить предоставленное ему право удерживать грузы и багаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право в силу п. 4 ст. 790 ГК РФ может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
Кроме основных, принципиальных положений, содержащихся в главе 40 ГК РФ, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь – транспортными уставами и кодексами. Каждым из них регулируются отдельные виды перевозок соответствующим транспортом с учетом его специфических условий.
В настоящее время действуют:
«Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее ВК РФ);
«Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее КТМ РФ);
 «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее КВВТ РФ);
 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее УЖТ РФ);
ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного  электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее УАТ РФ).
Данные транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках.[6]
Наряду с транспортными уставами и кодексами к перевозкам применяются положения ряда других законов РФ. Особое значение имеют ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, а также Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, действие которого распространяется на перевозки пассажиров и багажа.[7]
Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами и ведомствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов (порядок подачи заявок на перевозку грузов, оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках, заявление претензий и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). 
Правила перевозок грузов издаются в виде сборников, которые на железнодорожном, морском и речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюся нумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки тарифных платежей и порядок их исчисления. Условия пассажирских перевозок определяются в специальных правилах. На воздушном транспорте действует правило о том, что «перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Согласно п. 2 ст. 102 ВК РФ эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
Действующие в настоящее время на разных видах транспорта ранее изданные правила перевозок применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются.[8]  
Перевозки грузов и пассажиров осуществляются как во внутреннем, так и в международном сообщении. Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ, например: Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.), Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. На железнодорожном транспорте действуют многостороннее Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (с изменениями и дополнениями на 1 января 2000 г.), двусторонние международные соглашения о прямом международном железнодорожном сообщении, заключенные с Финляндией, Турцией, Австрией, Ираном и рядом других стран. Внутреннее законодательство применяется к перевозкам, регулируемым международными конвенциями и соглашениями, если данными актами не установлено иное.
Международно-правовыми являются также многосторонние и двусторонние соглашения в области транспорта, заключаемые государствами — участниками СНГ, например Соглашение от 21 марта 1995 г. между Правительством РФ и Правительством Украины о международном автомобильном сообщении.
Выводы:
Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.
Источники правового регулирования перевозок являются:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Транспортные уставы и кодексы, регулирующие договорные отношения, связанные с перевозками;
Правила перевозок и тарифы;
Международные договоры и соглашения СССР и РФ.

Глава 2. Обязательство по подаче транспортных средств: основания возникновения, содержание, ответственность.
2.1. Понятие обязательства по подаче транспортных средств.
Обязательства по подаче транспортных средств, то есть правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства регламентируются ст. 791 ГК РФ.
Перевозчик при этом обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Как видно, взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, опосредующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в главе 40 ГК РФ.
2.2. Основания возникновения обязательства по подаче транспортных средств.
Из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель – использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой.
Таким образом, источником возникновения прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое и является договором. Следовательно, можно сделать вывод о договорной основе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчиком заявки, поскольку еще «заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК)».[9]
Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.
2.3. Содержание обязательства по подаче транспортных средств.
Для уяснения содержания обязательств по подаче транспортных средств необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено п. 1 ст. 791 ГК РФ, следует обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.
В современной юридической литературе имеются разные взгляды на правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств и использованию их отправителем. Так, например, одно из мнений, высказанных в юридической литературе, состоит в том, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляют собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки. Данной позиции придерживаются Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов: «заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК)… При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок.… Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки».[10] 
С указанной позицией сходна и точка зрения В.А. Егиазарова, который пишет: «Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов».[11]
Наиболее правильной по этому вопросу следует признать точку зрения В.В. Витрянского, который считает, что: «попытка объяснить правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, через некие «организационные предпосылки» договора перевозки или «оперативно-регулирующие функции» заявки, а тем более с точки зрения «завязки грузоперевозочного процесса» не имеют ничего общего с определением правовой природы соответствующих отношений. Юридический анализ должен основываться на исследовании правовых аспектов указанных отношений».[12]
2.4. Ответственность по обязательству по подаче транспортных средств.
Перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель — за непредъявление груза или неиспользование транспортных средств по иным причинам несут взаимную имущественную ответственность согласно п. 1 ст. 794 ГК РФ.
Основания этой ответственности установлены в транспортных уставах и кодексах, например в ст. 94 УЖТ РФ, ст. 115 КВВТ РФ, ст. 9 УАТ РФ) или в Положениях об ответственности за невыполнение плана перевозок. Исключение составляет лишь ВК РФ, в котором нет правил о такой ответственности.
Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и непредъявление груза наступает независимо от реального причинения убытков, т.е. носит штрафной характер. Причиненные другой стороне убытки не подлежат возмещению, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа. Следовательно, по своей правовой природе такой штраф должен быть отнесен к законной исключительной неустойке.
Рассматриваемая ответственность представляет собой предусмотренное в нормативном порядке отступление от принципа вины. Меры ответственности могут быть применены и без вины обязанной стороны. Обстоятельства, обусловившие объективную невозможность исполнения соответствующей обязанности, освобождают от уплаты штрафа только в том случае, когда подпадают под установленные в законе, транспортных уставах и кодексах исчерпывающие перечни оснований освобождения от ответственности. Согласно ст. 794 ГК РФ к таким основаниям относятся непреодолимая сила, иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.
Размер подлежащего за неподачу транспортных средств или непредъявление груза штрафа согласно ст. 115 КВВТ РФ, ст. 34 УАТ РФ, Положению об ответственности за невыполнение плана перевозок, действующему на морском транспорте, исчисляется в процентах к провозной плате за непринятое количество груза или его непредъявленное количество,  либо согласно ст. 94 УЖТ РФ в определенной части минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или каждый контейнер. С неисправного участника экспортной перевозки взыскиваются установленные штрафы.
В ст. 791 ГК установлена обязанность перевозчика подать отправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель в силу ст. ст. 793, 794 ГК РФ обязан предъявить груз в состоянии, соответствующем правилам перевозки.
Нарушение этих требований приравнивается к неподаче транспортных средств или непредъявлению груза и влечет применение указанной штрафной ответственности. Отказ отправителя от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, согласно п. 1 ст. 791 ГК РФ представляет собой только право отправителя, но не его обязанность.
Выводы:
Обязательства по подаче транспортных средств представляют собой правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства.
Перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель — за непредъявление груза или неиспользование транспортных средств по иным причинам несут взаимную имущественную ответственность.

Глава 3. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора.
3.1. Понятие договора перевозки грузов.
Договор перевозки груза – это договор, в силу которого, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Данный договор является двухсторонним, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем.
Договор перевозки груза принято также относить возмездных, взаимных и реальных договоров. Данный договор, как правило, квалифицируется как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным согласно ст. 426 ГК РФ. Перевозка лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и из закона, иных правовых актов или выданного этим лицам разрешения (лицензии) вытекает, что перевозка груза осуществляется при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких лиц подлежит опубликованию.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Оформление договора перевозки грузов.
Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
Как правило, такой формой служат следующие документы — транспортная железнодорожная накладная и выданная перевозчикам на ее основании квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ РФ), грузовая накладная (ст. 105 ВК РФ), транспортная накладная и оформляемые на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ РФ), товарно-транспортная накладная (ст. 8 УАТ РФ). На морском транспорте при линейных перевозках также необходимо составление двух документов — погрузочного ордера, экспортно-импортного поручения или письменного объявления (любой из этих документов исходит от отправителя) и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора — перевозчика (ст. 142 КТМ РФ).
Нельзя согласиться со встречающимися в транспортных уставах и кодексах утверждениями, что накладные и выданные на их основании квитанции лишь подтверждают заключение договора перевозки груза. Из этого неизбежно следует ошибочный вывод, что само заключение договора происходит ранее, вне всякой формы. На самом же деле волеизъявление отправителя, направленное на заключение договора, содержится в накладной, погрузочном ордере (экспортном поручении и т.п.). Выражение воли сопровождается передачей груза перевозчику. Соглашаясь с предложением отправителя и принимая груз, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза или коносамент, в которых получает выражение его воля. Следовательно, при посредстве этих двух документов, представляющих в совокупности форму договора, и заключается договор перевозки груза.
Несоблюдение установленной законом письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора между ними ссылаться в подтверждение заключения договора или его условий на свидетельские показания. Как правило, практически доказывание в этом случае допустимо с использованием иных письменных доказательств — телеграмм, телексов, радиограмм, квитанций и т.п.

3.3. Содержание договора перевозки грузов.
Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон.
Внесение провозной платы и иных платежей является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК РФ). Такое исключение сделано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается перевод платежной обязанности на получателя. Распределение платежных обязанностей зависит от условий договора, заключенного между отправителем и получателем. Они могут по-разному определить момент перехода платежных обязанностей в перевозке от одной стороны к другой в зависимости от условий передачи товара.
Доставка груза – основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.
Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки и выгрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф.
Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение, и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств.
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины. По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке.
3.4. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов.
 
Одна из основных обязанностей перевозчика заключается в обеспечении сохранности вверенного ему груза. Устанавливая ответственность за нарушение этой обязанности, ст. 796 ГК РФ прежде всего называет виды такой несохранности — утрата, недостача, повреждение (порча) груза.
Под утратой понимаются все случаи непередачи получателю груза безотносительно к ее причинам (гибель груза, его потеря, хищение, конфискация, выдача неуправомоченному лицу и т.п.).
Недостача груза представляет любую частичную его утрату (сохранившаяся часть груза передается получателю).
Повреждение состоит в нарушении целостности предметов, составляющих груз.
Порча понимается как изменение свойств груза, ведущее к его полному или частичному обесценению.
Возможность ответственности возникает после принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю. Следовательно, перевозчик отвечает за груз и тогда, когда он принят к перевозке, но не погружен в транспортное средство (в вагоны, думпкары, цистерны, трюмы или другие грузовые помещения морского или речного судна, кузов автомобиля, грузовые отсеки самолета), а находится на складах, в пакгаузах, хранилищах перевозчика.
Основания ответственности перевозчика заключаются в том, что он несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Эта формулировка означает, что ответственность перевозчика основана на принципе вины. Примерно так же сформулированы основания ответственности перевозчика в транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ РФ, п. 1 ст. 117 КВВТ РФ, ст. 118 ВК РФ, ст. 34 УАТ РФ). В ст. 166 КТМ РФ прямо указывается на отсутствие вины перевозчика, его работников или агентов.
В транспортные уставы и кодексы (за исключением ВК РФ) включены перечни обстоятельств, которые наиболее часто с учетом специфики деятельности каждого вида транспорта вызывают несохранность груза (ст. 95 УЖТ РФ, ст. 166 КТМ РФ, ст. 118 КВВТ РФ, ст. 34 УАТ РФ). Эти перечни имеют примерный характер. При определенных условиях перевозчик может быть освобожден от ответственности и тогда, когда ущерб наступил вследствие обстоятельства, не предусмотренного в перечне. Следовательно, значение таких перечней сводится только к тому, что из общего круга обстоятельств, приводящих к ущербу, таким путем выделяются наиболее часто встречающиеся и тем самым устанавливаются известные ориентиры для определения направления исследования фактов.
Помимо выявления конкретного обстоятельства, вызвавшего несохранность груза, нужно убедиться и в том, что между этим фактическим обстоятельством (событием, явлением) и наступившим результатом существует необходимая причинная связь.
Третьей предпосылкой освобождения перевозчика от ответственности служит проявленная им должная заботливость о грузе в связи с действием конкретной причины, способной вызвать несохранность груза. О такой заботливости можно говорить, во-первых, при полной непричастности перевозчика к возникновению вредных обстоятельств; во-вторых, при принятии им всех разумных мер по предотвращению их действия или устранению последствий.
Следует отметить одну важную особенность построения ответственности перевозчика за несохранность груза при морских перевозках в заграничном сообщении. КТМ неизвестны случаи безвиновной ответственности морского перевозчика. Но в Кодексе установлено исключение противоположного порядка — вина морского перевозчика не всегда влечет за собой его ответственность.
Согласно ст. 167 КТМ перевозчик не отвечает за несохранность груза, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что его утрата, недостача или повреждение произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.
Это положение известно как правило о навигационной ошибке. Навигационная ошибка указанных лиц — проявление вины работников морского перевозчика. Поскольку же перевозчик отвечает за действия и упущения своих работников как за собственные, законодатель, освобождая его от ответственности за навигационную ошибку, тем самым освобождает перевозчика от ответственности за ущерб, причиненный по его вине. В ст. 796 ГК РФ говорится, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, установлена опровержимая презумпция вины перевозчика в несохранности груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Опровергнуть эту презумпцию и тем самым освободиться от ответственности за несохранность груза перевозчик может, доказав, что: ущерб вызван одним из конкретных природных событий или общественных явлений; между этим событием или явлением и несохранностью груза имеется необходимая причинная связь, а перевозчиком в связи с действием этой причины проявлена должная заботливость о грузе.
В качестве общего правила распределения обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза транспортные уставы и кодексы придерживаются такого же принципа. Признавая правильность такого подхода в качестве общего правила, транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК РФ, установили из него ряд существенных изъятий. В каждом из них (кроме ВК РФ) названы обстоятельства, при которых бремя доказывания вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Так, согласно ст. 118 УЖТ РФ такая обязанность лежит на грузовладельце в семи случаях (прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами и т.д.). В других транспортных уставах и кодексах предусмотрено возложение на грузовладельца указанной обязанности в случаях доставки груза в место назначения в исправных транспортных средствах за исправными пломбами отправителя, в исправной, перевозки груза в сопровождении представителя отправителя или получателя, недостачи груза в пределах норм естественной убыли.
Нужно признать, что с введением в действие части второй ГК названные нормы полностью утратили силу. В ст. 796 ГК РФ установлена презумпция виновности перевозчика, а каких-либо изъятий из этого положения в ГК РФ не предусмотрено. Помимо того, согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ при нарушении обязательства отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В ГК сохранен принцип ограниченной ответственности перевозчика за ущерб, вызванный несохранностью груза. Ограничение ответственности выражается в том, что ущерб не возмещается перевозчиком в полном размере понесенных грузовладельцем убытков (ст. 15 ГК РФ). Понесенный при перевозке груза ущерб возмещается в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения или порчи груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Поскольку при необеспечении сохранности груза цель договора перевозки не достигнута, перевозчик наряду с возмещением грузовладельцу причиненного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза, если эта плата не включена в стоимость груза.
После доставки груза в пункт назначения перевозчик обязан уведомить получателя о прибытии груза (ст. 34 УЖТ РФ, п. 1 ст. 111 ВК РФ). Получатель должен принять прибывший в его адрес груз и вывезти его с территории железнодорожной станции, аэропорта, морского или речного порта, пристани в установленные сроки. В течение времени, определенного в договоре или в правилах перевозки груза транспортом соответствующего вида, перевозчик обязан бесплатно хранить груз. По окончании соответствующего срока за хранение груза взыскивается отдельная плата.
При несвоевременном вывозе груза по вине получателя плата за его хранение подлежит увеличению в несколько раз (ст. 43 УЖТ РФ). Если груз не получен в течение предусмотренного в правилах перевозки груза срока хранения, он может быть реализован в установленном порядке (ст. 35 УЖТ РФ, ст. 112 ВК РФ).
Передача груза получателю закрепляется документально и удостоверяется подписью последнего в соответствующей накладной или коносаменте. Только после этого договор перевозки груза может считаться прекращенным ввиду исполнения.
Выводы:
Договор перевозки груза – вид договора в системе договоров перевозки, опосредующий перевозки грузов.

Глава 4. Договор перевозки пассажиров и багажа.
4.1. Понятие договоров перевозки пассажиров и багажа.
По договору перевозки пассажиров и багажа согласно п. 1 ст. 786 ГК РФ одна сторона — перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона — пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.
Этот договор — одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК РФ он назван в числе других договоров перевозки — перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом перевозки груза, служит деятельность перевозчика — транспортная услуга. Эта деятельность выражается в самом перемещении.
Договор перевозки пассажира и багажа регулирует отношения, возникающие из перемещения физического лица — пассажира, а в некоторых случаях и его багажа. Таким образом, потребителем услуги, оказываемой перевозчиком, выступает пассажир. Поэтому на отношения из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК РФ и транспортных уставов и кодексов, распространяется Закон «О защите прав потребителей» (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»)[13].
Договор перевозки пассажира и багажа представляет собой самостоятельную разновидность обязательства перевозки.
Договор перевозки пассажира может включать в себя и обязанность перевозки его багажа. Перевозка багажа не рассматривается в ГК РФ или в каком-либо из транспортных уставов и кодексов как разновидность договора перевозки. Она неотделима от перевозки пассажира, так как потребовать принять от него багаж вправе лишь пассажир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым уже вступившее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.
Таким образом, как видно из договора перевозки пассажира, указанный договор является двусторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречное предоставление в виде обязанности уплатить провозную плату.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.