--PAGE_BREAK--Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента.
1.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды.
Менеджмент представляет собой выполнение работы посредством использования усилий других людей. Это влечет за собой необходимость делегирования полномочий и обязанностей другим. Делегирование – это не просто добровольная передача работы или распорядительное указание. Это создание особых отношений между руководителем и подчиненным в рамках формальной структуры организации.
Сегодня к делегированию полномочий подталкивают потребности компаний. Ключом к успеху являются: быстрая реакция на требования клиентов, надежные межуровневые и межфункциональные связи в компаниях, а также необходимость использовать местные, мгновенно возникающие и исчезающие возможности, что требует решительной децентрализации процессов принятия решений.
Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).
Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.
Делегирование – нелегкая задача. Она включает поведенческие, а также организационные и экономические аспекты, отчего иногда возникает множество злоупотреблений. Делегирование, проведенное на хорошем уровне, приносит пользу и организации, и сотрудникам. Оно должно вести к оптимальному использованию трудовых ресурсов и улучшению качества работы. Изучение успешно функционирующих организаций показывает преимущества эффективного делегирования:
а) Оптимальное распределение времени.
Время – наиболее ценный, но ограниченный ресурс, и важно, чтобы менеджер использовал его максимально эффективно. Делегируя те действия, которые могут осуществляться подчиненными, руководитель использует во благо трудовые ресурсы организации. При этом менеджеры освобождают себе дополнительное время для дальнейших действий и собственно руководства.
Делегирование позволяет руководителю выгоднее использовать ресурсы, концентрироваться на более важных задачах и тратить больше времени на управление и меньше – на исполнение.
б) Средства подготовки и развития.
Делегирование предусматривает средства подготовки и развития, а также тестирование подчиненного для продвижения по службе. Оно может служить средством оценки исполнительности подчиненного. Делегирование, таким образом, помогает избегать давления «Принципа Питера», который гласит: «В иерархической структуре каждый сотрудник имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности».
Если руководители подготовили компетентных подчиненных, способных замещать их самих, это не только будет содействовать организационному прогрессу, но и откроет перед ними самими дополнительные перспективы для дальнейшего продвижения. Поэтому руководители должны всемирно поддерживать делегирование.
в) Социальные знания и навыки.
Когда организации становятся более сложными, увеличивается потребность в сотрудниках, обладающих специальными знаниями и навыками. Делегирование способствует всестороннему развитию специалиста, обеспечивая тем самым дополнительную эффективность работы организации. Разумное делегирование и приобретение специальных навыков повышают качество принимаемых решений.
г) Географическое расположение.
Другая причина для делегирования полномочий – географическая отдаленность отделов или секций организаций. Например, когда филиал расположен на большом расстоянии от головного предприятия, управляющий филиала будет нуждаться в адекватном уровне делегирования, чтобы поддерживать повседневную эффективность работы у себя в офисе.
д) Экономическая целесообразность.
Успешное делегирование приносит пользу и руководителю, и подчиненным, позволяя всем сыграть свою роль в повышении организационной эффективности. Принцип делегирования заключается в том, чтобы должные решения принимались как можно на более низком уровне. Если решения приняты на более высоком уровне, чем это необходимо, то они могут оказаться слишком дорогостоящими. Делегирование – это признак здоровой экономической политики, равно как и хорошей организации.
е) Сильные кадры.
Делегирование должно вести к совершенствованию персонала. Оно дает подчиненным больше возможностей для действий и развития способностей, увеличивая их вклад в достижение целей организации. Разумное делегирование ведет и к улучшению морального климата в коллективе, повышению мотивации и удовлетворенности трудом.[10]
Делегирование сосредотачивает внимание на мотивирующих факторах и создает среду, в которой подчиненные вовлечены в процессы планирования и принятия решений. Делегирование – форма участия. Там, где подчиненные участвуют в делегировании, будет положительное отношение к работе.
Для того чтобы выработать эффективную систему делегирования, необходимо четко довести до сведения подчиненных, что от них ожидается, чего необходимо достигнуть, каковы пределы свободы их действий и в какой мере они могут самостоятельно принимать решения. Можно выделить пять основных этапов в рамках системного подхода к делегированию:
- определение целей и подходящей модели организации;
— достижение согласия о сфере компетенции и принятие властных полномочий и ответственности;
— руководство, поддержка и обучение, схемы коммуникации;
— эффективный контроль и процедуры проверки;
— свобода действий в установленных границах.
Рис.1 Основные этапы процесса делегирования.
а) Определение задач в организации.
Первым этапом при использовании системного подхода к делегированию является определение задач и моделирование приемлемой схемы организации для их достижения. Организационные процедуры и политика должны быть разработаны так, чтобы заложить основы для реализации властных полномочий и принятия ответственности. Руководители должны четко представлять себе свою роль, свои возможности и ограничения. Должна наличествовать четкая цепь инстанций между различными иерархическими уровнями в рамках организационной структуры.
б) Соглашение в сфере компетенции.
Далее управляющий ведет переговоры и достигает соглашения относительно роли, доверяемой сотруднику, и пределов его компетенции. Необходимо четко обозначить участки работы, за достижение результатов на которых отвечает подчиненный. Следует уделять более пристальное внимание достижению конечного результата, чем составлению подробных предписаний и инструкций. Важно убедиться, что сотрудники принимают ту меру полномочий и ответственности, которую им делегируют. Подчиненные должны проявлять позитивное отношение к порученной им работе и иметь возможность свободно высказывать свои сомнения и обеспокоенность. Делегирование подразумевает принятие концепции властных полномочий. Дэвис объясняет это следующим образом:
в) Руководство, поддержка и обучение.
Если подчиненные согласились принять делегированные полномочия, они должны быть соответствующим образом проинструктированы и обучены. Им необходимо оказывать поддержку. Они должны знать, к кому они могут обратиться за консультацией и помощью. Руководитель обязан сформировать у подчиненных четкое представление о природе и объеме делегирования и заручиться их помощью. Если при выполнении задачи необходимо вступать в контакт и обращаться за информацией в другие отделы, то менеджеру следует заручиться согласием и поддержкой других руководителей. Простой процесс налаживания каналов коммуникации обычно не вызывает затруднения у руководителя. Это важно не только с точки зрения банальной вежливости, но и для привлечения к сотрудничеству персонала других отделов, что помогает избежать недоразумений в дальнейшем.
г) Процедуры проверки и контроля.
Руководитель должен определить временные рамки делегирования полномочий. Необходимо оговорить сущность и уровень контроля, разработать систему наблюдения за ходом работы и обеспечивать обратную связь. Также важно обозначить крайние сроки, даты проверки и время встреч, а также порядок контроля за ходом работы в пределах определенной сферы компетенции: например, обсуждать положение дел с руководителем в конце каждой недели; рассмотреть черновой проект в его первоначальном варианте, прежде чем двигаться дальше; установить контрольные даты.
Делегирование не является необратимым; полномочия всегда можно отозвать.
Важно также четко обозначить ожидаемый уровень достижений и оговорить стандарты эффективности работы (по возможности количественно), а также единицы измерения результативности на каждом участке.
д) Свобода действий.
Подчиненному должна быть предоставлена возможность работать самостоятельно. Весьма угнетающе действует руководитель, который, передав полномочия сотруднику, продолжает стоять за его спиной, наблюдая за каждым шагом. Это противоречит природе делегирования. Истинная природа успешного делегирования заключается в предоставлении свободы действий в заранее установленных пределах.
е) Соответствующая система поощрения.
По мере возможности процесс делегирования должен быть соотнесен с системой поощрения. Это может быть премирование, моральное удовлетворение от проделанной работы, уменьшение количества стрессовых ситуаций на рабочем месте, возможность продвижения и личного роста, включая дальнейшее делегирование.[6]
Делегирование – это не просто распределение работы. Это не только выполнение указаний и поставленных задач в соответствии с подобными инструкциями. В рамках формальной структуры делегирование формирует особые отношения между руководителем и подчиненным. В его основе лежат понятия:
— о полномочиях;
— ответственности.
Делегирование есть наделение особыми полномочиями со стороны руководства. По своей сути оно подразумевает двойную ответственность. Сотрудник, которому делегируют полномочия, ответствен перед вышестоящим за выполнение работы, а вышестоящий также отвечает за итоговый результат. Принцип делегирования лежит в основе всех процессов, протекающих в формальной организации.
Полномочия – это право принимать решения, которые в ином случае принимал бы руководитель. Полномочия узаконивают осуществление власти в рамках структуры и правил организации. Они позволяют подчиненному давать действенные инструкции другим сотрудникам.
Ответственность подразумевает обязательства подчиненного выполнять определенную работу или принимать конкретные решения, а также согласие нести ответственность перед руководством за неудовлетворительные результаты. Однако значение термина «ответственность» может вызывать некоторую путаницу. Хотя делегирование включает как полномочия, так и обязанности, эффективное делегирование не подразумевает отказа от ответственности.[7]
Руководитель, в свою очередь, отвечает перед высшим руководством. Это и есть и природа «двойной ответственности» при делегировании. Менеджер в ответе перед вышестоящим и не может передать ответственность за это подчиненным. Ответственность вышестоящего за действия подчиненных абсолютна.
Таким образом, делегирование подразумевает и полномочия, и ответственность. Нецелесообразно делегировать что-то одно.
Рис.2 Основы делегирования.
Ответственность должна подкрепляться полномочиями и правом сотрудника распоряжаться на вверенном ему участке работы. Довольно часто полномочия делегируют с готовностью, но при этом возникает множество проблем из-за невозможности обеспечить сотрудников необходимой информацией и ресурсами для достижения ожидаемых результатов или же неспособности предоставить достаточно полномочий, чтобы дать подчиненным возможность исполнять их обязанности.
Заставить подчиненных отвечать за определенные участки работы без одновременного предоставления им необходимых полномочий в структуре организации для принятия решений и действий в рамках возложенной ответственности – означает злоупотребление делегированием.
Менеджер должен поддерживать и защищать своих подчиненных и лично принимать любое взыскание за неудовлетворительные результаты их деятельности. Таким образом, менеджер имеет право решать все вопросы в своем подразделении, консультировать сотрудников и пересматривать систему делегирования.[10]
Различают два вида полномочий:
-Линейные полномочия
-Штабные полномочия
Линейные полномочия- это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Рис. 3. Цепь команд.
Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Рис. 4. Классификация штабных полномочий.
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Сосредоточим внимание на определение того, какая деятельность относится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.
Линейная деятельность в настоящем смысле слова — это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией.
Естественно, что определение того, какие конкретно виды деятельности следует отнести к аппаратно-штабной, зависит от миссии, целей и стратегии организации. Различия в целях приводят к фундаментальным различиям в структуре. Например, в большинстве организаций юридические службы безусловно относятся к аппаратной деятельности. Однако в юридической фирме юристы составляют хребет организации. Аналогичным образом, обучение обычно является либо аппаратной деятельностью, либо просто одной из обязанностей линейного руководителя. Но в колледже преподавание — основной вид деятельности организации, финансы представляют собой ключевой вид деятельности почти в любой организации и поэтому относятся к линейной деятельности. Однако ведение финансовых документов, бухгалтерский учет можно рассматривать в качестве аппаратной деятельности, потому что это вспомогательное средство для руководства финансовой деятельностью.[11]
1.2 Централизация и децентрализация управления.
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация — разделение задач по определенным признакам.
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.[8]
Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:
— восприимчивость к новым идеям;
— готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
— готовность доверять низшему звену управления;
— стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).
Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее «этажах».
Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация. При этом нужно иметь в виду, что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают лимитированными ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь определенное число проблем, усваивать ограниченный объем информации. Полная децентрализация невозможна из-за того, что организация потеряет управляемость и попадет в состояние хаоса.
Это неизбежно приводит к тому, что централизация в одном отношении требует одновременно обратного процесса в другом. Так, излишнее сосредоточение решения тех или иных проблем в вышестоящей управленческой структуре обусловит то, что большинство из них неизбежно будет приниматься на ее нижних этажах, что отнюдь не прибавит им качества, зато снизит оперативность и усилит бюрократизацию управления.
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором — об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
— Издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться.
— Размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь возникает преимущество горизонтальных связей.
— Особенности исторического развития и традиции;
— Характер и мировоззрение высших руководителей;
— Наличие необходимых кадров;
— Характер деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий;
— Динамику бизнеса — чем она выше, тем выше должна быть децентрализованность;
— Внешние силы в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.
В условиях существования гигантских предприятий с массовым выпуском однородной продукции тенденция к централизации управления была преобладающей, поскольку условия производства создавали для нее наиболее благоприятную почву и давали возможность реализовывать ее преимущества, заключавшиеся в следующем:
Во-первых, в усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации. Во-вторых, в устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников). В-третьих, в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт.
Однако централизация полномочий имеет свою оборотную сторону: затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то время как исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены, и те навязываются им в принудительном порядке. В результате решения оказываются не достаточно качественными и неэффективно реализуются на практике.
Сегодня в условиях значительного усложнения производственных и информационных процессов, увеличения числа и степени хозяйственной самостоятельности субъектов, входящих в организации, их территориальной разбросанности, быстрого изменения конъюнктуры, роста в геометрической прогрессии числа принимаемых решений и т.п. возникла реальная потребность децентрализации процесса управления.
Она позволяет, во-первых, быстро разрабатывать и принимать решения, в том числе при участии непосредственных исполнителей; во-вторых, более определенно отражать в этих решениях объективную ситуацию; в-третьих, отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки.
Однако децентрализация управления сопровождается рядом негативных последствий, которые необходимо учитывать в практической деятельности. Прежде всего, вследствие обособленности процесса принятия решений и концентрации его на нижних этажах управленческой структуры зачастую слабо учитываются или вовсе игнорируются интересы других подразделений и организации в целом, в результате чего решения часто носят тактический характер, оказываются мелкими, малоэффективными.
Из-за отсутствия общих правил и процедур выработки и принятия решений «утряска» занимает много времени и далеко не всегда оказывается успешной. Наконец, децентрализация может привести к сепаратизму, наносящему огромный вред организации.
Крайней формой децентрализации управления является его полное отсутствие, что имеет место в так называемых множественных структурах — организациях конгломератного типа, в которых отсутствуют какие бы то ни было связи (информационные, технологические, организационные и даже финансовые), посредством которых формируется и распределяется централизованный фонд денежных средств — они заменяются финансовым контролем.
Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом — централизацией. Таким образом, возникают своего рода «маятниковые колебания», придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость.
Другим способом обуздания излишней самостоятельности подразделений является так называемая выборочная централизация, предполагающая, что, наряду с предоставлением им большей свободы действий, их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а следовательно, вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.[9]
Таблица 1. Преимущества централизации и децентрализации.
Преимущества централизации
1.Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
2.Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
3.Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Преимущества децентрализации
1.Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся дли этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.
2.Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.
3.Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.
4.Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.
Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот.
Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации. Среди них можно выделить следующие:
— величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства);
— степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;
— размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;
— философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;
— наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
— использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
— характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;
— влияние внешней среды. Имеются в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы.[10]
Глава 2. Анализ состояния менеджмента в ОАО «Тольяттиазот».
2.1 История предприятия «Тольяттиазот».
Строительство Тольяттинского азотного завода, которому суждено было стать одним из лидеров мировой химической промышленности, началось в ноябре 1974 года. Предприятие возводилось по соглашению с известной фирмой Арманда Хаммера «Оксидентал Петролеум» (США). Благодаря этому сотрудничеству, СССР получал современное оборудование и передовые технологии, обеспечивающие высокую эффективность в работе агрегатов аммиака и карбамида.
Для осуществления амбициозного проекта по строительству химического гиганта требовались тысячи рабочих рук. Поэтому руководство страны принимает решение - объявить «ТоАЗ» Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В Тольятти по комсомольскому призыву приехали энтузиасты со всех уголков нашей Родины. Большинство юношей и девушек навсегда связали свою судьбу с тольяттинским предприятием и стали родоначальниками трудовых династий, которыми по сию пору славится завод. Большую помощь в возведении «ТоАЗа» оказали лучшие строительные и пусконаладочные организации страны, зарубежные специалисты. Одновременно с химическим заводом велась прокладка магистрального аммиакопровода «Тольятти-Одесса» протяжённостью более двух тысяч километров.
Спустя пять лет, а именно в апреле 1979 г., «Тольяттиазот» выдал первые тонны аммиака. В том же году был введён первый агрегат по производству карбамида. За ним буквально через полгода последовал пуск второго. Химики сдавали объект за объектом: в августе 1983г. получена первая продукция жидкой двуокиси углерода; в октябре 1985г. сдана в эксплуатацию установка по получению карбамидоформальдегидной смолы (КФС); в июне 1986 г. введён в строй последний, седьмой агрегат аммиака. Предприятие, которому не было аналогов в стране, постепенно набирало темпы, однако существовало огромное количество проблем и завод никак не мог заработать стабильно и успешно.
В 1985 году по направлению ЦК КПСС и правительства «Тольяттиазот» возглавил В.Н. Махлай, который к тому моменту добился серьезных успехов на Губахинском химическом заводе. ТоАЗ, который серьезно лихорадило, к приезду нового генерального директора представлял неутешительное зрелище. Агрегаты стояли голые, просто обнесённые дырявым забором. Пять лет после пуска, а из шести агрегатов аммиака работали только два, да и те постоянно ремонтировались. Одна авария за другой! Горели котлы, потому что вместо обессоленной использовалась обычная речная вода. Доходило то того, что один раз маховик турбины полтонны весом вылетел сквозь стену – чудом никто не погиб. Не было ремонтной базы. Агрегаты постоянно «хромали», план хронически не выполнялся. Постоянно приходилось останавливать агрегаты. На всех уровнях советской и партийной власти это предприятие «пинали» и «пихали». В социальном направлении практически ничего не делалось, не было ни профилактория, ни какого-нибудь пионерлагеря, ничего – один единственный детский сад.
За короткий период В.Н. Махлай и его новая команда из профессионалов, проведя большую реформаторскую работу во всех сферах деятельности завода, вывели ТоАЗ из прорыва и превратили его в предприятие с солидным потенциалом. Об огромном объеме работы, которую пришлось сделать, говорит такая деталь — было исправлено около трёхсот серьёзных проектных ошибок. Усилия не пропали даром — ТоАЗ начал набирать движение, учились люди, отрабатывались технологии и завод прорывался на мировые рынки и лидирующие позиции. Дисциплина и порядок органично вписались в тоазовский стиль работы.
Новый генеральный директор понимал значение социальной сферы, он выбил у города жилье для работников «Тольяттиазот», и примерно через два года малосемейками были обеспечены все нуждающиеся. Строились дополнительные детсады. Появился собственный пионерский лагерь «Радуга», который, кстати, ни за что не построился бы так быстро, если бы не личное участие Махлая (по пять раз в неделю ездил за сто километров туда проводить совещания). И постепенно в городе и области стало меняться отношение к ТоАЗу – о нём заговорили как о перспективном и устойчивом предприятии. И заводчане, изнурённые нестабильностью и постоянными остановками, прониклись к нему доверием. Они поняли: в директорское кресло сел человек, обладающий широкими знаниями, опытом, умением находить выход из трудного положения.
С начала 90-х «Тольяттиазот» борется за сохранение позиций на мировом химическом рынке и одновременно активно занимается внедрением новых производств. Появилось производство кирпича, керамической плитки, черепицы, фритты, мебельное производство, производство полиэтиленовой плёнки, запущена линия сборки видеоаппаратуры, началось изготовление оконных и дверных блоков из ПВХ со стеклопакетами. Кроме того, в Свердловской области почти на голом месте был разработан мраморный карьер, обработка мрамора здесь ведётся на итальянском оборудовании. Впервые в России на Шекснинском комбинате древесных плит была запущена линия по производству древесной плиты средней плотности – МДФ. У каждого из этих производств есть будущее, а значит рабочие места.
Начало нового века «Тольяттиазот» встретил новой большой победой – в строй была введена уникальная установка по производству метанола. Ее мощность составила 450 тыс. тонн в год. Это стало настоящим технологическим прорывом, причем, в мировом масштабе, превратив завод в одного из крупнейших производителей метанола. 11 января 2001 года с железнодорожной станции завода отправился первый состав с метанолом. Этому событию предшествовала огромная трехлетняя работа и тоазовских специалистов, и предприятий корпорации (прежде всего ТИАПа, «Азотреммаша», «Волгоцеммаша») и зарубежных партнеров: компании «Метанол Казале» и французской фирмы «Огонь и вода».
В 2005 году на «Тольяттиазоте» освоили новый для России метод центробежного литья реакционных труб, которые применяются при перегонке нефти, синтезе аммиака и метанола. Запуск отечественного производства реакционных труб позволит российской промышленности отказаться от дорогостоящего импорта. Значимость нового начинания тоазовцев высоко оценил присутствовавший на церемонии открытия цеха президент Европейского банка реконструкции и развития г-н Жан Лемьер.
«Тольяттиазот» относится к тем компаниям, которые постоянно ориентируются на перспективное развитие и решают стратегические задачи. Ярким примером этому служит строительство порта на Таманском п-ове, которое в настоящее время ведет корпорация и ввод которого будет иметь стратегическое значение для России в целом.
В апреле 1979 года Тольяттинcкий азотный завод выдал первые тонны аммиака, и именно тот год можно считать датой рождения корпорации «Тольяттиазот».
Далеко не простыми были прошедшие годы и путь к успехам. На долю тех, кто стоял у истоков завода с крупнотоннажными агрегатами аммиака, карбамида и метанола, кто строил современные цехи и осваивал новейшие технологии, выпало немало испытаний. Практически коллективу удалось вдохнуть жизнь в уникальные производства, которым не было аналогов в стране. А потому тоазовцы стали и первооткрывателями в химической индустрии, и первопроходцами.
Работники «Тольяттиазота», в полной мере почувствовав, что такое жесточайшая борьба за выживание на современном пространстве, не боясь, шли на риск и эксперименты. Создавали заводы-спутники, осваивали выпуск товаров народного потребления, пользующихся большим спросом у населения, успешно продолжали одновременно совершенствовать производство минеральных удобрений. В трудные для всей российской экономики годы ТоАЗ не утратил своих позиций на мировом рынке, оставаясь несомненным лидером — производителем 15 процентов всего выпускаемого в мире объема минеральных удобрений.
Сегодня корпорация «Тольяттиазот» является одной из динамично развивающихся, экономически сильных и социально привлекательных компаний отечественной промышленности. С понятием «Тольяттиазот» ассоциируется высокое качество и надежность. И в этом огромная заслуга трудового коллектива «ТоАЗа», который создал и заложил формулу «тоазовский стиль — фирменный стиль» в основу деятельности всей корпорации.
За прошедшие годы компания шагнула далеко вперед, значительно расширила свои границы и превратилась в современную корпорацию с разветвленной производственной структурой. Сегодня в состав корпорации «Тольяттиазот» входят крупнейший в мире производитель аммиака «Тольяттинский азотный завод», ведущий региональный производитель цементного машиностроения «Волгоцеммаш», уникальный завод по изготовлению запасных частей для предприятий химии и нефтехимии «Азотреммаш», региональный банк «Тольяттихимбанк», производители сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления.
Поистине золотым фондом компании можно назвать ветеранов, которые, придя на производство в самые первые дни его строительства и становления, стали, по сути, и авторами, и участниками многолетней истории гиганта химии. Именно благодаря им, не прерывается преемственность поколений — около 400 семейных династий успешно трудится на нашем заводе.
За годы существования «Тольяттиазот» сформировался коллектив единомышленников, который прошел этот большой путь открытий и свершений, который и сегодня продолжает решать задачи масштабного значения. Примером тому служит нынешняя реализация самого крупного за всю историю корпорации проекта — строительство порта на Черном море, ввод которого будет иметь стратегическое значение и для России.
2.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Тольяттиазот».
Рис. 5 Краткая схема управления предприятия.
Таблица 2. Характеристика функций административно – управленческого персонала.
Наименование должности
Функции управления
Директор
1. общее руководство всеми видами деятельности предприятия;
2. организуют работу структурных подразделений;
3. заключает необходимые для предприятия договора и финансовые сделки;
4. несет ответственность за финансовое состояние предприятия.
Заместитель директора
5. руководит деятельностью технической службы, учебных процессов и механической группы;
6. несет ответственность за качественную подготовку производства, за оснащение рабочего места и ремонт оборудования;
7. организует внедрение новых технологий;
8. несет ответственность за технику безопасности;
Главный бухгалтер
9. осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно финансовой деятельности предприятия;
10. контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия;
11. организует учет поступления и расходования денежных средств;
12. несет ответственность за финансовую деятельность предприятия;
Бухгалтер
13. учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
14. перечисление платежей в бюджет, взносов на социальное страхование, зарплаты рабочих и служащих, налогов;
15. обеспечивает своевременное поступление доход, оплату счетов поставщиков, оформление в установленные сроки финансово-расчетных банковских операций;
16. обеспечивает своевременно составление и предоставление установленной финансовой отчетности.
Специалист по производству
1. осуществляет контроль за соблюдением режима работы, правил БОН, доведение всех инструкций и правил;
2. осуществляет заключение договоров с другими организациями;
3. участвует в организации конкурсов и семинаров;
4. следит за соблюдением правил, техники безопасности.
Специалист по
кадрам
5. осуществляет прием и увольнение;
6. создает кадровые и производственные приказы;
7. оформляет отпуска, пенсии, больничные листы;
8. осуществляет руководство участков;
Ведущий специалист
по экономике
9. осуществляет учет затрат, связанных с производством;
10. планирует объем бытовых услуг;
11. следит за правильностью составления отчетов кассиров, отчетов в статистику;
12. осуществляет анализ работы предприятия, расчет показателей и расчет цен;
продолжение
--PAGE_BREAK--