СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал ____Курганский__________________________________
Представительство _____________________________________
Курсовая работа
по дисциплине Теория государства и права
Тема № 24: Виды монархий в современном мире.
Выполнила студентка: Киселева Оксана Александровна
№ контракта 19000080101259
Направление юриспруденция
№ группы ЗЮ-809-05
Подпись студента _________ Дата сдачи работы «___» __________200__г.
Нормаконтролер _________________________ ________________
Ф.И.О. подпись
«___» __________200__г.
Работа принята для передачи на аттестацию ____________________ _________________
Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись
«___» _____________200__г.
Оценка ________________ Преподаватель-экзаменатор АЦ ______________ _____________
Ф.И.О. подпись
«___» _____________200__г.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал ____Курганский__________________________________
Представительство _____________________________________
Задание на курсовую работу
По дисциплине: Теория государства и права
Студентки Киселевой Оксаны Александровны
№ контракта 19000080101259, группа ЗЮ-809-05, направление: юриспруденция
1 Тема № 24 Виды монархий в современном мире.
2 Срок сдачи курсовой работы: ____________________________________________
3 Краткое содержание курсовой работы: ____________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Дата выдачи темы: _____________________________________________________
Задание выдано ________________________________________ ______________
Ф.И.О. ответственного лица, должность подпись
«____» _______________ 200__ г.
Содержание
Введение 3
1 Понятие монархии и ее исторические разновидности 5 5
1.1 Понятие формы правления и сущности монархии 5
1.2 Исторические разновидности монархии 7
2 Виды современной монархии 12
2.1 Современная абсолютная монархия. 12
2.2 Современная конституционная монархия 13
3 Особенности монархии в некоторых странах 19 Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Приложения А 30
Б 32
В 33
Введение
Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В некоторых государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически обладали или обладают властью и статусом монарха. История государств мира была в течении тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. Однажды возникнув, монархия как идея и система власти, будучи элементом европейской цивилизации, менялась в потоке времени, сохраняя постоянство и верность традициям. Все народы в общих чертах имеют одинаковые потребности, и все государства поэтому имеют приблизительно одинаковые цели, которые различаются не столько по характеру высшей власти их, но и по обстоятельствам внешним и внутренним. Монархии многому могут учиться у республик и наоборот. Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Данная тема весьма актуальна в современных условиях. Сегодня все громче раздаются голоса сторонников возрождения монархии в России.
Однако, очень часто ярые сторонники возрождения монархии с трудом представляют все особенности данной формы правления.
Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу.
Актуальность темы данной курсовой работы очевидна: ведь из первого десятка стран с наивысшим уровнем жизни граждан подавляющее большинство являются монархиями. Оказывается что монархии как ни странно, оставили далеко позади страны с иной формой правления практически по любому показателю.
Основными задачами в ходе исследования является определение понятия «монархия», рассмотрение ее положительных и отрицательных сторон, а также сравнение видов монархий на разных этапах эволюции монархической формы правления, и существующих ныне форм монархической власти на примерах некоторых государств.
Целью настоящей работы является изучение монархической формы правления на современном этапе.
1 Понятие монархии и ее исторические разновидности
1.1
Понятие формы правления и сущности монархии
Под формой правления общепринято понимать систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего государства. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Она является тем ключом, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти. Особое внимание из этих форм вызывает монархия – власть одного (что верно лишь отчасти – в истории мировых монархий не редкость – соправительство, когда правят вдвоем, а в Риме, правда, кратковременно, правили одновременно даже пять императоров). Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть. При монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте. В чем заключается форма правления монархии? Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.(1)
Во всех монархических странах монарх является неприкосновенной особой. С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-
1 Венгеров А.Б.Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000
представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной).
Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.
Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.
Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).
Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
В зависимости от принципа наследования власти, монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к династии. Претендент на престол должен был быть выходцем из царского рода. Правда, это вовсе не означало, что он автоматически наследовал корону.
Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного правителя. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Монархия как форма правления весьма неоднородна, и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, качества, благодаря которым ей и удается существовать в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим разновидности монархий.
1.2 И
сторические разновидности монархии
Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).
Патриархальная монархия, так же, как и сакральная, имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса «Греческая мифология». Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).
Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом — так она и воспринимается в христианском богословии.
Сакральная монархия — это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.
Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже незаконнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. Можно также вспомнить одну из причин принятия Русью христианства – обожествление власти монарха.
По-гречески, слово «деспот» означает «владыка», «повелитель». Деспотическая монархия складывается в милитаризированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению — жрец, то деспотический — генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях — народ-войско.
Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель). Впоследствии такая форма монархии выродилась в военную диктатуру, свойственную странам, где государственный переворот был совершен военными.
Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии обретая с их помощью плоть и кровь. Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством представляет одну из известных феодализму форм государства, сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция государства на этом этапе обнаруживает такие своеобразные социальные структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не только классовых, но и сословных различий. Такая форма монархии в истории встречается чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы — сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству. Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе — в воинское.
В западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.
Точно так же в традиции Руси до монгольского нашествия князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии — бояр.
Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать надсословным, а следовательно, сделать его судьей в случае межсословных конфликтов.
В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать монархию сословную. С созданием единой России, был осуществлен переход к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством — Земским собором).
Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров). В истории России тоже можно проследить такие тенденции.(2)
Становление сословно-представительской монархии в нашей истории пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом.
Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы — сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент — Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории — Земский собор кн. Всеволода III — Большое Гнездо (1211 г.), то есть наш ________________________
2 Венгеров А.Б.Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000
парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия — это уже составная политическая система.
Виды современной монархии
2.1
Современная абсолютная монархия
Абсолютная монархия(3) характеризуется всевластием главы государства. Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»). Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.
Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из приближенных «просветителей». В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.
В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.
______________________________________
3Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
Ватикан — город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя резиденция Пап).Ватикан — абсолютная теократическая монархия. Глава государства — избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы — Вселенский Собор римско-католической церкви (последний раз созывался в 1962 — 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор. Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе — секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы.
2.2 Современная конституционная монархия
Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.
Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.
Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией различают дуалистическую и парламентарную монархии.
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.)(4). Это
первоначальная форма ограниченной (или конституционной) монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие дуалистических монархий от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха бóльших полномочий в сфере государственной власти.
Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, ____________________
4 Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.
т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона. А главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него — с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Одним из представителей современной дуалистической монархии является Таиланд. Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий. Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX — является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия.
В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год. В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи — 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак. В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати, сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.
В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах мира (Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты. При условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления — парламентарной монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.
Парламентарная монархия — более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.
Главный отличительный признак парламентарной монархии политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство».
Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые «резервные», так называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидерланды). Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется «цивильным листом».
3
Особенности монархии в некоторых странах
Для начала определим признаки, характерные абсолютно для всех монархий:
1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.
2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.
3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на
мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, например, монарх именуется «Король – Лев». В международных отношениях обращение к монарху начинается с титула.
4. Монарх не несет ответственности перед народом.
Рассмотрим статус монарха, способ осуществления полномочий, ограничение королевской власти на примере 3-х стран: Великобритании, Японии, Испании. Во всех трех странах глава государства — монарх, именуемый в каждой стране по-разному — в Испании и Великобритании это Король (Королева), в Японии – Император.
В Великобритании и Испании действует кастильская система наследования.
Великобритания — трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо, если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, то есть он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.
Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви — более близкой степени родства, при той же степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед младшим. Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской Короны. В случае, если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.
В Японии же — салическая система – трон наследуют только мужчины. «Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом».(5)
Конституция Великобритании запрещает брак с католиком, Конституция Испании ограничивает обладателя права на наследование Короны в свободе выбора, при заключении брака ст.57 п.4. «Тот, кто обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или Генеральных Кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на наследование Короны».(5) (см. Приложение В)
Во всех трех странах монарх является символом единства нации (государства) и осуществляет функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности.
Наиболее «бесправен», на взгляд автора — Император Японии. Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-министром. Действующий император и его супруга ведут демократический образ жизни: помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при поездках на пикник и за город, как обычные граждане _____________________
5 Современные зарубежные конституции. М., 1992.
соблюдают правила дорожного движения, не пользуясь какими-то преимуществами.
В Великобритании, в отличии от Японии и Испании монарх является составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной руководит «правительство его (ее) Величества» – кабинет министров во главе с Премьер–министром).
Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: «Король – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами». Подобная характеристика не встречается ни в Конституции Великобритании ни в Конституции Японии.(6)
В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию королевы действия осуществляются правительством, кабинетом, премьер–министром и министрами, Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту.
Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на полномочия:
В области государственного управления – право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны.
Великобритания — премьер — министр, формально назначается монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.
Испания – Король обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов
________________________
6 Современные зарубежные конституции. М., 1992.
кандидатуру председателя Правительства, назначать его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению председателя правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях Правительства, когда сочтет это необходимым.
Япония – правительство может формироваться обеими палатами Парламента, но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются указом Императора.
Таким образом в Испании и Великобритании монарх назначает, а в Японии подтверждает назначение на должность членов Правительства.
В отличие от Японии, Король Великобритании и Испании является (юридически) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.
В законодательной области – право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий президента и тронной речимонарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом).
Великобритания – Король открывает ежегодную сессию парламента, выступая с ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты новых выборов.
Испания – Король назначает выборы в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать.
Япония – Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент.
Роль монарха в отношениях с Парламентом во всех трех странах равнозначна. Королева Великобритании подписывает законы и теоретически обладает правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных политических кризисов.
Конституция Японии и Испании права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента монарху не предоставляет.
Во внешнеполитической области – право назначать послов и иных дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей иностранных государств, право подписания международных договоров и соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого требуется санкция парламента.
Великобритания — Монарх – глава британского Содружества, поэтому промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество. Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения физических границ суверенитета Короны.
Испания — В области внешних отношений Король объявляет о принятии Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные представители в Испании также аккредитованы при нем. В отличие от Японии, где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, в Испании, согласно ст.56 Конституции, «Король осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях».(Приложение Б)
Япония — Император совершает действия внешнеполитического характера. На него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7)(Приложение А)
Иные полномочия и прерогативы – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов.
Как Великобритании, так в Испании и Японии монарх обладает правом на награждение орденами. В Великобритании и Испании – правом на присвоение почетных званий. Монарх Испании и Великобритании – осуществляет право помилования, Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний, восстановления в правах.
Заключение
Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию — символа и инструмента единства.
В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность — один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.
Вследствие этих природных преимуществ монархии она и составляла до сих пор обычную норму государственной жизни человечества, В истории чаще всего мы встречаем именно ее, и величайшие эпохи национального творчества в большинстве случаев отмечаются именами монархов. Весьма вероятно предположение, что и современные запросы народов не будут на самом деле удовлетворены, пока не дорастут до всенародной ясности, при которой среди потомков наших наций получит возможность снова явиться монархия и совершить то, что не удается сделать демократиям. Современные монархические институты в Европе давно опираются на прочные демократические структуры, парламентские традиции, на высокую политическую культуру избирателей. Вот почему монарх — скорее символ общенационального единства, лицо, санкционирующее самые важные государственные акты, но не имеющее реальную рычагов для осуществления исполнительной власти.
Итак, в целом в современном мире наблюдается преобладание парламентарной формы конституционной монархии, наиболее близкой прогрессу и демократии нашего времени.
Из трех рассмотренных стран, наиболее отдаленной (на взгляд автора) от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие «Монархия», является Япония, а страной, где монарх обладает реальной властью — Испания.
В последние годы все чаще наблюдаются попытки отреставрировать монархию. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.
Глоссарий
№ п/п
Новое понятие
Содержание
1
2
3
1
Государство
политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории
2
Дуалистическая монархия
форма правления, при которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту, который фактически подчинен монарху
3
Империя
сложное государство, созданное насильственным путем
4
Конституционная монархия
форма правления, при которой имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом — парламентом
5
Конституция
в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой.
6
Контрассигнатура
скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр
7
Монархия
форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передается по наследству
8
Парламентарная монархия
форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена, а законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, ответственному перед парламентом
9
Престолонаследие
переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке
10
Регент
в монархических государствах — временный правитель вместо монарха
11
Форма государства
структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
12
Форма правления
способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования
13
Цивильный лист
сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Японии, Современные зарубежные конституции. М. МЮИ.1992
2 Конституция Испании, Современные зарубежные конституции. М. МЮИ.1992
Научная литература
1 Венгеров А.Б. «Теория государства и права: учебник для вузов». М.: 4-е изд.стереотипное. – М.: Омега-Л, 2007.
2 Комаров С.А. «Общая теория государства и права». Юриспруденция, 2000
2 Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: ТК Велби, Проспект 2007
4 Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.
5 Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.,2001
6 Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И.
Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999.
7 К. Валишевский. «Роман императрицы». С.-П. 1908.
8 “Теория государства и права”. Учебник для ВУЗов. М. 1999.
9 “История государства и права России”. Под. ред. пр. Ю. П. Титова.
М. 1998.
10 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность — СПб. Российский
Имперский Союз-Орден, 1992.
Приложение А
Конституция Японии
Промульгирована 3 ноября 1946 г., вступила в силу 3 мая 1947 г.
Глава 1. Император
Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.
Статья 2. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.
Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.
Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.
Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.
Статья 5. Если в соответствии с Законом об императорской фамилии устанавливается регентство, Регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от имени Императора. В этом случае применяется абзац первый предыдущей статьи.
Статья 6. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента. Император назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.
Статья 7. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства: промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв Парламента; роспуск Палаты представителей: объявление всеобщих парламентских выборов; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах; пожалование наград; подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом; прием иностранных послов и посланников; осуществление церемониала.
Статья 8. Никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента.
Приложение Б
Конституция Испании, выдержка
Раздел второй: О Короне
Статья 56
1 Король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в постоянной деятельности государственных органов, — осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, особенно с народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами.
2 Его звание — Король Испании, однако он может также пользоваться другими званиями, которые соответствуют Короне.
3 Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Его решения скрепляются подписью в порядке, установленном в статье 64, без его подписи они не имеют силы, за исключением положений, предусмотренных в статье 65.
Приложение В
Конституция Испании, выдержка
Раздел второй: О Короне
Статья 57
1.Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви — более близкой степени родства, при той же степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед младшим.
2 Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской Короны,
3 В случае, если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.
4 Тот, кто обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или Генеральных Кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на наследование Короны.
5 Отречение и отставка, равно как и любые сомнения по существу или по праву, возникшие в связи с порядком наследования Короны, решаются законом.