1. Виды территорий.
Проблема территорий и границ всегда была одной из наиболее острых в международный отношениях. На протяжении всей истории человечества войны возникали в первую очередь из-за территорий, границ, в связи с борьбой за раздел и передел мира. И в настоящее время эти проблемы сохраняют свою остроту, поэтому внешняя политика и дипломатия государств всегда учитывает эти проблемы. Значительное число территорий и границ все ещё нуждается в определении их статуса. Неурегулированность некоторых из них пришла из прошлого. С другой стороны, в период после Второй мировой войны возникло около 140 новых государств, и у многих из них правовой статус территорий и границ всё ещё нуждается в определении.
В международном праве под территорией понимается весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушные пространство над ними, а также космическое пространство. Все эти пространства с точки зрения международного права разделяются на территории государств, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом, и у каждой из них имеется свой международно-правовой статус.
Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находиться под суверенитетом государства. Как правило, территория государства имеет международно признанные границы, что заключается заключением с соседними государствами договоров о границах, мирными договорами после окончания вооружённых конфликтов. Существуют так называемые исторические границы, которые не оформлены договорами, но признаются государствами на практике.
В пределах своих границ государства устанавливают правовой режим территории на основании национального законодательства и международных договоров. К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным право; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящимся за пределами Земли, также имеют международный режим. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с принципами и нормами международного права.
К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана – прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шлейф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляются в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например таможенных в прилежащей зоне.
Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).
2. Территория государства.
В международном праве под территорией государства понимаются пространства, в пределах которых государства, которым принадлежат эти территории, осуществляют свой суверенитет, верховенство и юрисдикцию. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию».
В состав территории государства входит суша (сухопутная территория в пределах границ государства), водная территория (внутренние воды и территориальное море государств), воздушное пространство над территорией государства и недра, находящиеся под территорией государства. Недра могут разрабатываться государством на технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с сохранением окружающей среды. В международном праве нет общепризнанной нормы о пределах распространения суверенитета государства на недра Земли. Вопрос решается законодательством государств.
Сухопутная территория государства может состоять из целого земного массива, а может быть разделена водным пространством (находящиеся в море острова), либо территорией другого государства (территориальные анклавы). Независимо от географического расположения все части территории государства с точки зрения международного права составляют единую территорию, находящуюся под его суверенитетом.
К водным территориям государства относятся: морские воды, расположенные в сторону от берега (от исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря); воды внутренних морей, морских портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству и если ширина не превышает 24 морские мили; воды исторических заливов, гаваней и бухт, озёра, каналы, реки, а также воды территориального моря. К внутренним водам относятся также воды государств-архипелагов, правда, правовой статус этих вод отличается от правового статуса внутренних вод обычных государств. Все перечисленные водные пространства находятся под суверенитетом соответствующего государства, которые определяет их правовой статус и режим использования (вопросы водопользования, судоходства, рыболовства и т.п.) с учётом норм международного права.
Воздушная территория государства включает в себя воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальными водами в пределах границ государства. Оно осуществляет суверенитет в воздушном пространстве, устанавливает его правовой режим, в частности правила полётов.
Из закреплённого в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах своей территории осуществлять территориальное верховенство. Это значит, что власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. Отсюда следует, что на территории государства исключается власть другой державы и что законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется нс все физические и юридические лица, находящиеся на его территории за исключением случаев, когда иное предусмотрено в международных договорах и иных международно-правовых актах. Так, любые попытки осуществлять на территории другого государства без согласия властные полномочия иной державы означают вмешательство во внутренние дела другого государства, что не допустимо по современному международному праву. Практика международных отношений показывает, что государства на основе взаимности допускают изъятие в своём законодательстве в отношении иностранных физических и юридических лиц.
Международное право признаёт недопустимость насильственного, неправомерного захвата территории другого государства. Согласно Декларации принципов международного права 1970 года «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или её применения». Любое прямое или косвенное противоправное посягательство на государственную территорию есть посягательство на территориальную целостность государства и его суверенитет. В то же время верховенство не означает вседозволенность. Так, в соответствии с упомянутым выше Декларацией 1970 года «каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооружённых банд, в том числе наёмников, для вторжения та территорию другого государства».
Осуществлять территориальное верховенство, государство прежде всего решает вопросы административно-территориального деления территории и его правового режима. Разделение территории на административно-территориальные единицы каждое государство осуществляет в интересах организации государственной власти и управления. Организуя территорию в административном отношении, государство также устанавливает на ней определённый режим. В этом смысле иногда говорят, что государство распоряжается своей территорией. Однако государство совершает здесь действия не собственника, а суверена. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство обеспечивает с помощью мер принуждения соблюдение правового режима пребывания, проживания и передвижения по его территории. Применение таких мер может осуществляться лишь в пределах собственной территории.
Осуществляя территориальное верховенство, государства реализуют нормы своего внутреннего права и международные обязательства. Все совершаемые государством в связи с этим действия составляют понятие юрисдикции государства, т.е. право судебных и административных органов государства рассматривать и разрешать дела в соответствии с их компетенцией.
В международном праве принято различать территориальную и личную юрисдикцию. Территориальная юрисдикция означает, что в пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляют юрисдикционные полномочия в полном объёме. Сюда включается и обязанность государства обеспечивать права и законные интересы граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории, без какой-либо дискриминации. Личная юрисдикция имеет трансграничные аспекты и означает, что государство осуществляет юрисдикцию вне его пределов, в частности в отношении своих граждан, морских и воздушных судов, находящихся за рубежом. Международное право исходит из того, что физические и юридические лица обязаны следовать законам своего государства, где бы они не находились. Юрисдикция государства может осуществляться за пределами государственной территории не только в отношении юридических и физических лиц, но и в более широком объёме.
Территория государства – это не только юридическое понятие, но и определённая географическая среда, в которой живут люди, которая обеспечивает людей материальными богатствами, необходимыми для их существования и развития производства. Будучи географической средой, территория государства включает в себя и природные ресурсы, которые имеют важное значение для жизни человека. В международном праве общепризнано, что территория государства не может использоваться в хозяйственных целях (недропользовании, рыболовстве и т.п.) другими государствами, их физическими и юридическими лицами без согласия территориального суверена.
3. Государственная граница.
Государственная граница – это линия, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства. Поскольку в состав государственной территории входят сухопутные, водные и воздушные пространства, поскольку и государственные границы делятся на сухопутные, речные, озёрные, морские и воздушные.
Границы имеют огромное значение для каждого государства и служат для решения следующих проблем:
1) определения пределов территории государства;
2) обеспечения безопасности государства;
3) контроля за миграционными потоками физических лиц;
4) контроля за передвижением товаров, грузов и других видов экономических связей.
Исторически сложилось так, что государственные границы часто устанавливались с учётом имеющихся на местности естественных преград (горы, реки, озёра, моря и др.). Такие границы называют орографическими, т.е. проводимые с учётом рельефа местности. Государственные границы могут устанавливаться посредством проведения прямых линий между точками на местности, такие границы называются геометрическими. Когда граница между государствами проводится с учётом этих двух факторов, они именуются комбинированными. Наконец, государственные границы могут устанавливаться по параллелям и меридианам, такие границы называются географическими (астрономическими), примером может служить карта Африки.
Границы по судоходным рекам чаще всего устанавливаются по середине главного фарватера или по тальвегу реки – линии, соединяющей наибольшие глубины на реке. На несудоходных реках (ручьях) границы обычно проводятся по середине реки или по середине реки или по середине главного рукава. В связи с тем, что речные границы бывают подвержены природным изменениям, в договорах не редко указывается порядок учёта таких изменений или же, наоборот, подтверждается неизменность прохождения пограничной линии. На пограничных озёрах и иных подобных водоёмах границы обычно проводиться по прямой линии, соединяющей выходы границы этих государств к берегам водоёма. На мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях, проходящих по рекам, ручьям и иным водоёмам, границы проходят по середине этих сооружений независимо от прохождения линии границ на воде. Государственной границей на море является внешний предел территориального моря соседних или противолежащих государств. Морская граница устанавливается либо внутренним актом такого государства с учётом принципов и норм международного морского права, либо по соглашению с соседним или противолежащим государством.
Воздушной государственной границей считается воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границы. Никаких специальных соглашений по воздушным границам государства не заключают. Высотный предел воздушной территории имеет важное значение, поскольку признан разделить воздушное и космическое пространства, которые имеют различный правовой режим. Однако до сих пор не удалось разработать норму о высотном пределе воздушной границы территории. Что касается нижней границы космического пространства в правовом смысле этого слова, то согласно сложившейся обычной норме международного права она проходит на высоте 90-110 км от Земли.
Определение линии прохождения государственной границы проходит стадии делимитации и демаркации. Делимитация означает описание прохождения линии границы в договоре и нанесение этой линии на карту. Карта и описание прохождения линии границы, если оно сделано в приложении к пограничному договору, должны быть составной частью договора и должны быть ратифицированы вместе с договором. После этого государство осуществляет демаркацию границы, т.е. определение её на местности на основе заключённого пограничного договора. Демаркация предусматривает подробное описание линии прохождения границы на местности, её обозначение с помощью специальных пограничных знаков и составлением соответствующих документов, которые чаще всего называют протоколами описания границы. Для проведения демаркации обычно создаются совместные комиссии, которые ведут всю работу. По итогам работы составляются протоколы с необходимыми дополнительными документами: схемами, снимками и т.д. Если карты и описания линии прохождения границы не являются составной частью договора, то они могут быть не приняты в качестве доказательства, подтверждающего прохождения такой линии.
Наряду с демаркацией существует процедура, именуемая редемаркацией, когда через некоторое время стороны проводят работу по проверке линии прохождения границы на местности, в связи с чем происходит замена разрушенных знаков или установление новых, а также ряд других работ, поскольку нередко рельеф местности, особенно той, по которой проходят реки, меняется. Итоги редемаркационных работ оформляются так же, как и при проведении работ по демаркации границы.
Ректификация границы – проведение границы на местности с некоторым отклонением от линии границы, установленной при её делимитации, например, предоставления небольшого участка территории соседнему государству для обслуживания построенной им гидростанции на пограничной реке, где граница проходила по её фарватеру или середину реки. предоставляемый небольшой участок определяется, естественно, при согласии заинтересованных сторон новой границей на местности.
Режим государственной границы устанавливается в соответствии с внутренним законодательством каждого государства и его международными договорами. Обычно решаются вопросы содержания границы, её пресечения людьми и транспортными средствами, перемещения товаров и животных, ведения в районе границы хозяйственной и иной деятельности. В законодательстве РФ и ряда других стран для разрешения вопросов соблюдения режима государственных границ, урегулирования пограничных инцидентов, поддержания сотрудничества по пограничным вопросам предусмотрено на договорной основе создание института пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных).
С точки зрения международно-правового статуса государственных границ наиболее важное значение имеют принципы неприкосновенности и нерушимости. В соответствии с принципом неприкосновенности запрещается насильственный захват и присоединение чужих территорий и, соответственно, посягательство на границы других государств. Принцип нерушимости государственных границ образовался по окончании Второй мировой войны и отразил стремление европейских государств признать сложившиеся в послевоенной Европе границы. Согласно Декларации принципов Заключительного акта 1975 г., принятого на Совещании по безопасности и сотрудничества в Европе, «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
Принцип неприкосновенности государственных границ содержит три элемента: обязанность государства соблюдать существующие на местности линии границы; обязанность не допускать произвольного перемещения линии границы на местности – пограничных столбов и других знаков; обязанность не допускать пересечения границы без разрешения или вне установленных правил на её пересечение.
Споры, возникающие в связи с прохождением границ, должны разрешаться мирными средствами, таким же путём, как и территориальные споры.
В международном праве утвердились нормы, согласно которым смена территориального суверена или иные случаи возникновения правопреемства не дают правовых оснований для пересмотра границ. В ст. 11 Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. сказано: «правопреемство государств не затрагивает а) границ, установленных договором; б) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границ». Это означает, что международные договоры, устанавливающие границу, могут изменяться или прекращать своё действие только по взаимному согласию заинтересованных сторон. В отличии от иных международных договоров, договоры о границах не могут прекращаться по таким основаниям, как прекращение существования субъекта договора, аннулирования договора или в связи с коренным изменением обстоятельств, а также по другим обстоятельствам, предусмотренным в Венской конвенции о праве договоров 1969 г. Практика международных отношений показывает, что в случае правопреемства государство-преемник сохраняет границы государства-предшественника, а пограничные договоры, как правило, являются бессрочными.
Бессрочный характер договоров о границах не означает, что государственные границы не могут изменяться. Хельсинский Заключительный акт СБСЕ 1975 г., провозгласив принцип нерушимости границ, допускает хи изменения «в соответствии с международным правом, мирным путём и по договорённости», что не противоречит принципу нерушимости границ, который запрещает односторонние насильственные действия для пересмотра границ.
Список используемой литературы.
Международное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Ашавский Б.М. и др.]; под ред. А.А. Ковалёва, С.В. Черниченко; Дипломат. акад. МИД Рос. Федерации. – 4-е изд., стер. –с М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 831 с. – (Высшее юридическое образование).