ПЛАН
Задание
1. Классификация юридических фактов вадминистративном праве. Примеры юридических (фактических) составов — основанийадминистративно-правовых отношений
2. Характеристика видов контроля, какспособа обеспечения законности деятельности органов исполнительной власти
Задача
Решение задачи
Список использованных источников
ЗАДАНИЕ
Вариант №3
3. По каким критериям можноклассифицировать юридические факты в административном праве? Приведите примерыюридических (фактических) составов — оснований административно-правовыхотношений.
13. Перечислите и охарактеризуйтевиды контроля, как способа обеспечения законности деятельности органовисполнительной власти.
Задача №3
В связи с угрозой проведениятеррористического акта начальник РОВД объявил об эвакуации жителей дома № 12 поул. Литейной. Неракуева отказалась покинуть свою квартиру, заявив, что не хочетоставить без присмотра ценные вещи, а взять их с собой не в состоянии.Сотрудники ОМОНа, применив, физическую силу, вскрыли квартиру и доставилиНеракуеву в милицейский автобус, осуществлявший эвакуацию жильцов. На следующийдень Неракуева, обнаружив пропажу из квартиры украшений на сумму 15 000 рублей,обратилась в суд с жалобой на действия сотрудников ОМОНа, и требовалавозмещения ущерба.
Дайте юридический анализ дела.
1. Классификацияюридических фактов в административном праве. Примеры юридических (фактических)составов — оснований административно-правовых отношений
Юридический факт — этообстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормыадминистративного права между сторонами должно (может) возникнуть, изменитьсяили прекратить свое существование конкретное правоотношение.
Юридическим фактам вадминистративном праве присущ ряд характерных признаков:
— юридические факты — этоединичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальностикак нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица ит.п.;
— юридические фактывыражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации,описываемой нормой административного права;
— в административномправе юридические факты должны иметь значение для организации и осуществлениягосударственного управления;
— они всегдапредусмотрены административно-правовыми нормами;
— по своему назначениююридические факты влекут правовые последствия, предусмотренныеадминистративно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращениеадминистративно-правовых отношений.
Юридические факты вадминистративном праве многообразны и могут быть классифицированы по различнымоснованиям.
1. По правовымпоследствиям выделяют юридические факты:
— правообразующие — влекущие возникновение административных правоотношений;
— правоизменяющие — влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
— правопрекращающие — влекущие прекращение административных правоотношений.
2. По форме проявленияюридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися вреальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами правасоциальная ситуация отсутствует.
3. Наиболеераспространенной и детализированной является классификация юридических фактовна деяния и события.
Деяния проявляются в двухипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие — результат активноговолеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанноена волевом решении совершение активных действий, а бездействие — волевое женесовершение предписываемых законом действий.
Как правило, действием,обусловливающим административное правоотношение, является изданиененормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделениисредств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный дляадминистративного права юридический факт. Однако административныеправоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектовправоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).
По своему характерувыделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основанына положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерныедействия нарушают предписания норм административного права. Такие юридическиефакты — это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками илиадминистративными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собойвозникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению кдисциплинарной или административной ответственности.
Следует иметь в виду, чтонеправомерным может быть и бездействие: Например, бездействие должностноголица, обязанного совершить определимые действия в отношении гражданина илиорганизации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органахвнутренних дел по месту временного пребывания.
Другая разновидностьюридических фактов в административном праве — события. События по своей сути — это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие ит.п.). Нормами административного законодательства предусматриваетсявозникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, втом Числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны сволеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечетза собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.
Юридический состав –сложный юридический факт, состоящий из двух и более жизненных обстоятельств,каждое из которых или в совокупности порождают юридические последствия.
Так для поступления нагосударственную службу требуется:
— наличие образования;
— достижение лицомвозраста 18 лет;
— отсутствия заболеванияпрепятствующего прохождению государственной службы.
Для введениячрезвычайного положения необходимо:
— наличие обстоятельств,которые представляютсобой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционномустрою Российской Федерации и устранение которых невозможно без применениячрезвычайных мер;
— издание указаПрезидента РФ;
— утверждение указаПрезидента РФ Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
— обнародование поканалам радио и телевидения, а также незамедлительное официальное опубликованиеуказа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
2. Характеристика видовконтроля, как способа обеспечения законности деятельности органовисполнительной власти
Контроль как средствообеспечения законности в государственном управлении — универсальное средствообмена информацией внутри системы государственного управления, а также междусистемой управления и внешней средой. Контроль может заключаться в заслушиванииотчетов и сообщений, проведении проверок, экспертиз, осуществлении наблюдения,рассмотрении жалоб и т.д.
В зависимости от задачипроведения контрольных процедур и стадии управленческого процесса различаюттекущий контроль, осуществляемый в процессе выполнения властных предписаний (входе исполнительно-распорядительной деятельности), а также предварительный ипоследующий контроль. Считается, что предварительный контроль — это фикция,поскольку проконтролировать можно лишь совершаемое либо совершенное действие.Однако зачастую возникает необходимость в осуществлении контроля напромежуточных стадиях сложных управленческих процессов. В этом смысле контрольбудет предварительным для следующей стадии процесса. Последующий контрольосуществляется соответственно по окончании выполнения определенных предписаний.
Все виды государственногоконтроля подразделяются на внешний и внутренний в зависимости от направленностиконтрольных мероприятий Внутрь системы органов власти или вне ее, наподведомственные структуры. По организационному признаку можно выделитьпрезидентский контроль, контроль законодательных органов власти и контрольисполнительных органов власти.
1) Президентский контрольв соответствии с Конституцией России осуществляется в следующих формах:
Контроль при формированииПравительства Российской Федерации, непосредственно подведомственных емуфедеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, вчастности Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей ифедеральных министров, при формировании Совета Безопасности РоссийскойФедерации и Администрации Президента Российской Федерации, назначении высшегокомандования Вооруженных Сил; повседневный контроль за деятельностьюПравительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти(председательствование на заседаниях Правительства, непосредственноеруководство деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти);контроль за законностью актов органов исполнительной власти (право отменыпостановлений и распоряжений Правительства в случае их противоречия КонституцииРоссии, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации; правоприостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации и т.д.).
2) Контроль органовзаконодательной власти проявляется в закрепленных в Конституции Россииотдельных правомочиях палат Федерального Собрания Российской Федерации вотношении органов государственного управления. Формами такого контролявыступают:
— утверждение СоветомФедерации указа Президента Российской Федерации о введении военного иличрезвычайного положения;
— возможность принятиярешения Советом Федерации об отрешении Президента Российской Федерации отдолжности;
— назначение СоветомФедерации судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
— назначение на должностьи освобождение от должности Советом Федерации Генерального прокурора РоссийскойФедерации;
— назначение на должностьи освобождение от должности Советом Федерации заместителя Председателя Счетнойпалаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
— дача согласияГосударственной Думой Президенту Российской Федерации на назначениеПредседателя Правительства Российской Федерации;
— принятие решенияГосударственной Думой о доверии Правительству Российской Федерации;
— назначение на должностьи освобождение от должности Государственной Думой Председателя Центральногобанка Российской Федерации;
— назначение на должностьи освобождение от должности Государственной Думой Председателя Счетной палатыРоссийской Федерации и половины состава ее аудиторов;
— выдвижениеГосударственной Думой обвинения против Президента России для отрешения его отдолжности.
Основным контролирующиморганом в руках законодательной власти, безусловно, является Счетная палатаРоссийской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» ее задачами являются:
— организация иосуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статейфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам,структуре и целевому назначению;
— определениеэффективности и целесообразности расходов государственных средств ииспользования федеральной собственности;
— оценка обоснованностидоходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертизапроектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральныхорганов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счетсредств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнениефедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленныхотклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на ихустранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— контроль за законностьюи своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральныхвнебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иныхфинансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
— регулярноепредставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходеисполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольныхмероприятий.
Счетная палата вправепроводить ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия.
3) Органы исполнительнойвласти контролируют деятельность подведомственных им структур с использованиемразличных методов, в том числе и путем непосредственного оперативноговмешательства в деятельность организаций и физических лиц. Кроме того, внутрисистемы органов исполнительной власти существует система внутреннего контроля.
Функции государственногоконтроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иныефедеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной властисубъектов РФ.
Правительство РФ каквысший исполнительный орган государственной власти общей компетенции наделеноширокими контрольными полномочиями в отношении федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.Согласно ст. 114 Конституции и Федеральному конституционному закону «О ПравительствеРоссийской Федерации» оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав исвобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией,федеральными законами и указами Президента. Оно в пределах своей компетенцииорганизует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов,нормативных указов Президента, международных договоров Российской Федерации,осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации,принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.
Правительство вправеотменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливатьдействие этих актов. Оно направляет в законодательные (представительные) органыи органы исполнительной власти субъектов Федерации проекты своих решений попредметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предложенияэтих органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в ПравительствеРФ.
Правительство РФобеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти праворганов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует ихвзаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовФедерации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из представителейзаинтересованных сторон.
Правительство вноситпредложения Президенту страны о приостановлении действия актов органовисполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия КонституцииРФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международнымобязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Федеральные министерстваи иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлятьмежотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых являетсяименно специализированный контроль, например, Федеральная антимонопольнаяслужба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба.Большинство федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительнойвласти осуществляет контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, вфинансово-экономической сфере контроль осуществляют министерства финансов,экономического развития и торговли, Центральный банк России. Осуществлениежесткого контроля за целевым использованием бюджетных средств — одна изосновных задач экономической политики. В связи с этим министерствам финансов,экономического развития и торговли и Центральному банку поручено ежеквартальнодокладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета исконцентрировать свои усилия на финансовой стабилизации и укреплении курсарубля.
В иных сферахдеятельности контроль осуществляют, например, федеральные службы,подведомственные Министерству транспорта РФ.
Для осуществлениямежотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции(например, Государственная жилищная инспекция), специальные структурныеподразделения внутри федеральных органов исполнительной власти (например,ГИБДД).
Особенностьюмежотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то,что он осуществляется за определенными сферами (вопросами) деятельности неподчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касаетсятолько определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольныхорганов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственностиобъектов управления.
Сферы (вопросы)управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы июридические последствия определены конкретными положениями о соответствующихорганах и иными нормативными актами. Например, Федеральным законом «Об охранеокружающей среды» от 10 января 2002 г. установлено, что государственныйэкологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительнойвласти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в порядке,установленном Правительством РФ. Должностные лица этих органов наделеныширокими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещатьорганизации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формсобственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами;проверять выполнение требований государственной экологической экспертизы ивносить предложения по ее проведению; привлекать в установленном порядкевиновных лиц к административной ответственности; приостанавливать хозяйственнуюи иную деятельность юридических и физических лиц, допустивших нарушениезаконодательства в области охраны окружающей среды.
Отраслевой(внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводитсяорганами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов идолжностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительнойдеятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и ихтерриториальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных(подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций — внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и ихдолжностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль — непременная частьуправляющего воздействия руководителей на своих подчиненных. Непосредственныйруководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами повсем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения,вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры дляисправления выявленных недостатков и устранения их причин.
В субъектах Федерацииконтрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующиеминистерства, управления и другие органы исполнительной власти. Объем ихполномочий определен федеральным законодательством, конституциями, уставами,законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
Органы исполнительнойвласти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизиии проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц,проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.
Задача
В связи с угрозойпроведения террористического акта начальник РОВД объявил об эвакуации жителейдома № 12 по ул. Литейной. Неракуева отказалась покинуть свою квартиру, заявив,что не хочет оставить без присмотра ценные вещи, а взять их с собой не всостоянии. Сотрудники ОМОНа, применив, физическую силу, вскрыли квартиру идоставили Неракуеву в милицейский автобус, осуществлявший эвакуацию жильцов. Наследующий день Неракуева, обнаружив пропажу из квартиры украшений на сумму 15000 рублей, обратилась в суд с жалобой на действия сотрудников ОМОНа, итребовала возмещения ущерба.
Дайте юридический анализдела.
Решение задачи
Статья 3 федеральногозакона от 06.03.2006 №35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О противодействии терроризму»,устанавливает, что контртеррористическая операция — комплекс специальных,оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники,оружия и специальных средств по пресечению террористического акта,обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц,организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористическогоакта.
Статья 11 федеральногозакона от 06.03.2006 №35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О противодействии терроризму»,устанавливает что в целях пресечения и раскрытия террористического акта,минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности,общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение опроведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведенияможет вводиться правовой режим контртеррористической операции на период еепроведения.
Решение о введенииправового режима контртеррористической операции (включая определение территории(перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, иперечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правовогорежима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.
На территории (объектах),в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористическойоперации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, напериод проведения контртеррористической операции допускается применениеследующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физическихлиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия такихдокументов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел РоссийскойФедерации (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физическихлиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировкатранспортных средств.
Статья 20.27 КоАП РФпредусматривает ответственность за нарушение правового режимаконтртеррористической операции. Так, к административной ответственностипривлекаются лица осуществляющие неповиновение законному требованиюдолжностного лица о соблюдении мер и временных ограничений, установленных натерритории (объекте), в пределах которой (на котором) введен правовой режимконтртеррористической операции.
Таким образом, действияНеракуевой содержат состав административного правонарушения предусмотренногост. 20.27 КоАП РФ.
Статья 18. федерального закона от 06.03.2006№35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О противодействии терроризму», устанавливает, чтогосударство осуществляетв порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационныевыплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результатетеррористического акта. Возмещение вреда, причиненного при пресечениитеррористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средствфедерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом,причиненный Неракуевой ущерб, будет ей компенсирован.
Список использованныхисточников
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенныхЗаконами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. — № 4. — Ст. 445.
Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. — № 1 — Ст. 1.
Федеральный закон от 06.03.2006№35-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О противодействии терроризму» // Собраниезаконодательства РФ. – 2006. — №11. — Ст. 1146.
Специальная литература
Административное право: Учебник /Общ. ред. Г.В. Атаманчук. – М.: Изд-во РАГС. – 2003. – 392 с.
Административное право: учебноепособие. – Спб.: Питер, 2005. – 253 с.
Бахрах Д.Н. Административное правоРоссии. – М.: Издательство НОРМА, 2000. — 640 с.
Гирько С.И., Воронин М.Ю., НазаркинМ.В., Попченко А.Р., Мешалкин С.Н. Комментарий к Федеральному закону «Опротиводействии терроризму» (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2007 г.
Дмитриев Ю.А. Административное право:учебник / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2009. –928 с.
Комментарий к Кодексу РоссийскойФедерации об административных правонарушениях / под ред. Е.Н. Сидоренко – М.:Проспект, 2006 г.
Туманов Г.А. Административное право.– М.: Юристъ. – 1999. – 304 с