Реферат по предмету "Государство и право"


Электронное правительство

Содержание
Введение
1 Электронное правительство в России
1.1 Понятие электронного правительства
1.2 Электронное правительство в России
2 Финансово – экономический аспект внедрения электронногоправительства
2.1 Перспективы внедрения электронного правительства длябизнеса
2.2 Система государственных службв условиях работы «электронного правительства»
Заключение
Списоклитературы
Введение
«Электронное правительство» — эти слова часто звучат и в новостях,и с высоких трибун, об этом проекте пишут в газетах, оптимисты ожидают отвнедрения электронного правительства прихода светлого будущего, скептики –очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронноеправительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?
Сегодня существуют множество самых разных определений этоготермина. Максимально коротко «электронное правительство» можноохарактеризовать как «автоматизацию процесса предоставлениягосударственных услуг». Gartner Group под «электроннымправительством» понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставленияуслуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних ивнешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
В модели «электронное правительство» выделяются четыречетко выраженные сферы взаимоотношений: между государственными службами и гражданами(G2C — government-to-citizen), государством и частными компаниями (G2B — government-to-business), государственными организациями и их сотрудниками (G2E- government-to-employee) и, наконец, между различными государственнымиорганами и уровнями государственного управления (G2G — government-to-government).
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронноеправительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этойцели предполагается решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшеговнедрения проекта;
3. Рассмотреть мировую практику;
4. Изучить финансово-экономический аспект внедрения электронногоправительства (влияние этого явления на бизнес и госорганы).
Предмет исследования – экономические и властные отношениягосударства и граждан (в том числе организаций), объект исследования –электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества.
Люди многого ожидают от государства, и скорость реализациипроектов автоматизации государственных организаций играет большую роль.Проведенные повсеместно опросы показывают, что, по мнению людей, задачаперехода к «электронному правительству» должна пользоваться приоритетом и чтовсякий раз, когда какая-либо услуга для населения начинает предоставляться поИнтернету, это вызывает положительную реакцию граждан и частных фирм. Автоматизациягосударственных служб достигает успеха тогда, когда она придает положительныйимпульс всему обществу и способна охватить все население.
1Электронное правительство в России 1.1 Понятие электронного правительства
В индустриальную эпоху такие нововведения, как железные дороги иавиация, совершенно изменили лицо общества и бизнеса в результате появленияновых рынков сбыта, о которых раньше нельзя было и подумать. Благодаря этомуразличные компании получили возможность контактов с новыми потребителями ипоставщиками. Поскольку государство обеспечило законодательную поддержку истабильность новой инфраструктуры, перевозка грузов по железной дороге и повоздуху повысила эффективность экономики, содействовала развитию государств и,тем самым, оказалась полезной для всех.
Точно так же, как железные дороги явились новым средствомкоммуникации в индустриальную эпоху, в нарождающуюся информационную эру рольбазовой инфраструктуры играет сеть Интернет[1]. Сегодня онаоказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры,помогая предприятиям промышленности и сферы услуг снижать затраты на материалы,по-новому строить взаимоотношения с партнерами, выходить на новые рынки сбыта исоздавать дополнительные источники дохода. Государственные службы также должныидти в ногу с процессом перехода от индустриального века к информационному.Граждане и частные фирмы сегодня уже не полагаются на централизованные методымассового предоставления государственными учреждениями услуг населению (такиеметоды, характерные для индустриальной эпохи, предполагают оказание услуг повертикальным каналам). Люди ожидают от своих правительств улучшения качествагосударственных услуг, повышения эффективности и снижения затрат, роста конкурентоспособностии обеспечения благосостояния в новой информационной экономике.
Как и в индустриальную эпоху, во многих случаях именногосударственным органам предстоит возглавить переход к новой информационнойэре. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношенияс гражданами, частными компаниями, служащими и другими государственнымиучреждениями. Государственные службы имеют поистине уникальную возможностьстать катализатором перемен. Поэтому развитие информационного обществаподталкивает многие организации к принятию концепции «электронногоправительства» с целью:
Предоставлять услуги для населения в интегрированном виде по сетиИнтернет. Помимо того, чтобы просто оказывать услуги по Интернету, не заставляяграждан тратить время на стояние в очередях, организации могут предоставлятьинтегрированные услуги и дополнительные возможности. Вместо того чтобы посещатьнесколько различных контор или несколько разных веб-сайтов для получениякакого-либо официального разрешения, граждане и частные компании могутсовершить все операции в одном месте, доступ к которому открыт 24 часа в суткии 7 дней в неделю[2].
Преодолеть информационное неравенство. Государство может сделатьновые технологии более доступными для менее обеспеченных слоев общества, атакже организовать преподавание навыков использования компьютеров, особенно длямолодежи и пожилых людей. Этого можно добиться, и это следует сделать,используя различные способы и разнообразные программы.
Дать людям возможность обучаться на протяжении всей жизни. Идея отом, что обучение не прекращается в тот момент, когда человек оканчивает школу,сегодня может быть воплощена в жизнь путем широкого распространенияэлектронного обучения. Будущее общество, состоящее из «работников со знаниями»(knowledge workers), продолжит пользоватьсясовременными, персонализированными средствами получения образования поИнтернету.
Перестроить взаимоотношения с населением. Вместо того чтобыпредоставлять одинаковые услуги всем гражданам, государственные учреждения могутиспользовать новые информационные технологии, чтобы учитывать индивидуальностьлюдей и предоставлять персонализированные услуги. Граждане становятся болееответственными за свои взаимоотношения с государственными службами и вновьобретают доверие к государственному сектору.
Способствовать развитию экономики. Государственные учреждениямогут помочь частным компаниям выйти в Интернет, а также оказать им содействиев использовании электронных средств. Иногда для этого могут потребоватьсяконсультации или материальные стимулы. Частные компании, занимаясь электроннойкоммерцией, могут не только пользоваться преимуществами своей близости,например, к местным потребителям, но и расширяться и выходить на новые мировыерынки. Это также способствует повышению уровня профессиональной подготовки изанятости на местах.
Выработать разумные законы и разумную политику. Информационноеобщество ставит перед законодателями множество новых проблем, среди них —идентификация граждан и удостоверение их личности, конфиденциальность, защитаданных, вопросы юрисдикции в киберпространстве, налогообложение электроннойкоммерции, а также так называемые кибер-преступность и кибер-терроризм.Государство должно гибко создавать новое законодательство, порождая доверие ковсем видам электронных операций и сохраняя равновесие между необходимостьюэкономического развития и обеспечения конфиденциальности информации.
Создать формы правления с бóльшим участием граждан.Автоматизация государственных служб, в конечном счете, может привести квозникновению «прямой демократии» (без промежуточных звеньев). На местномуровне муниципальные органы уже сейчас поддерживают дебаты, дискуссионныефорумы и голосование в Интернете, и это помогает местным органам в принятии решений.
Перспективы для граждан
Граждане все в большей степени ожидают от государственных служб,что те будут действовать подобно коммерческим организациям[3].Раз в США и многих других странах люди могут купить билет на самолет или втеатр по Интернету, то они хотят таким же образом продлить регистрациюавтомобиля или заплатить налоги. Им нужен удобный, мгновенный доступ кгосударственным услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Они желают получатьдоступ к услугам из дома, с работы или из любого другого места. И они не хотятникаких ограничений на то, какие средства будут использованы для полученияэтого доступа — персональный компьютер, WebTV1, мобильный телефон иликакое-либо портативное устройство.
Граждан также не интересует, какая группа чиновников или какоеофициальное лицо отвечают за ту или иную государственную программу или видуслуг для населения. Чтобы предоставлять населению персонализированноеобслуживание, государственные службы должны обеспечить возможность доступа ковсей информации и всем услугам через один интегрированный источник. С помощьювеб-порталов и электронных магазинов, через которые люди получают доступ кИнтернету, можно создать единый интерфейс для всех государственных организаций,скрыв их сложную внутреннюю структуру.
Кроме того, единая точка доступа позволяет гражданам лучшевыразить свое отношение к тому, что они ожидают от государственных служб и вчем нуждаются. Благодаря этому люди могут более активно участвовать в местнойобщественной жизни и демократических процессах, поскольку они могутвзаимодействовать с государственными службами и получать доступ к публичнойинформации, официальным документам, а также к протоколам административныхорганов. Если человеку некогда сходить в муниципалитет или на заседаниекакого-либо комитета, чтобы принять участие в публичных слушаниях, то вместоэтого он может отправить электронное письмо или поместить сообщение вдискуссионном форуме в Интернете.
Электронное правительство — такой способ предоставления информациии оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам,бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, прикотором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано имаксимально возможно используются информационные технологии.
Цель создания электронного правительства состоит в том, чтоэлектронное правительство не является дополнением или аналогом традиционногоправительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активногоиспользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышенияэффективности предоставления государственных услуг[4].
В будущем электронное правительство «одного окна» станет менееактуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развитиясоциальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможностиполитической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции междуправительством, бизнесом и гражданами.
Существует несколько различных видов взаимодействия, всовокупности формирующих электронное правительство. Так, выделяются:
G2С — между государством и гражданами (Government-to-Citizen),
G2B — между государством и бизнесом (Government-to-Business),
G2G — между различными ветвями государственной власти(Government-to-Government),
G2E — между государством и государственными служащими (Government-to- Employees)
Определение электронного правительства — Всемирный банк (англ.): «Подэлектронным правительством понимают использование информационных икоммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности ипрозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним».
Создание электронного правительства предусматривает разработкугосударственно-административными ведомствами своих сайтов, обеспечение ихтехнологического обслуживания, бесперебойного функционирования и эффективноговзаимодействия. Интернет-ресурс государственного учреждения должен даватьнеобходимое представление об устройстве и деятельности соответствующеговедомства, обеспечивать хотя бы минимальный комплект общественных веб-сервисови быть снабжен средствами оперативного взаимодействия с другимиправительственными учреждениями. В перспективе система таких онлайновыхобразований должна не только охватить центральные органы власти, но ираспространиться на регионы, включая администрации городов и крупныхэкономических центров.
По мнению американских и европейских специалистов, первостепеннаязадача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиковоказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправетребовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг, чтонепосредственно обеспечивается сферой G2C и косвенно — G2E, поскольку качествои скорость исполнения услуг зависят и от эффективности внутриведомственнойработы госучреждений.
История создания электронных правительств идет параллельно сразвитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитиеэкономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективностьработы и производительность труда государственных ведомств, расширитьвозможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшениядоступа к различного рода информации, создания более прозрачной работыгосударственных служб, ослабления бюрократических барьеров.
«Электронное правительство» подразумевает использованиеинформационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступногосредства электронного взаимодействия, для
того чтобы доводить правительственную информацию и доноситьгосударструктур и государственных органов.
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели[5]:
• оптимизация предоставления правительственных услуг населению ибизнесу;
• повышение степени участия всех избирателей в процессахруководства и управления страной;
• поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
• рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
• снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только болееэффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменениевзаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведетк совершенствованию демократии и повышению ответственности власти переднародом.
Основополагающие принципы организации ЭП
Для достижения максимального уровня преимуществ гражданамнеобходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, чтоправительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время.«Электронное правительство» должно обеспечить гражданам взаимодействие сгосударством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней внеделю, независимо от географического расположения и времени года.
В настоящее время донесение информации до граждан носит, какправило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается еераспространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряженияхправительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможностиознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.
Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первуюочередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки,порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти надоске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим,далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением«информационного голода», вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступностиуслуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вамнеобходимо выстоять. И наконец, третья проблема – оплата государственных услуг,что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке.
Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащихгосучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том,что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Людине знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертваминедобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.
Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуггосучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем икаждому в любое время.
В рамках формирования в стране электронного сообщества такаяинформация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех жесайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.
Однако ЭП начинается не с функционирования системы обменаинформацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.
Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугучерез Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.
Появление ЭП – это в определенной степени отклик на возникающиеожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.
«Электронное правительство» должно обеспечить прямой и открытыйдиалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами иведомствами и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга истатуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но иинтерактивным.
По сути, создание ЭП – это способ приблизить чиновника кгражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общениечиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющеегражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, – вот конечнаяцель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получаетобщество, – это снижение коррупции и взяточничества.
Технологии ЭП
Современные информационные технологии предоставляют богатый выборинструментов для организации «электронного правительства», проработанных как наконцептуальном, так и практическом уровнях.
Рассмотрим модель электронного правительства как идеальнуюинтегрированную информационную систему (ИС) – на каких программных технологияхона должна базироваться.
Документоориентированные технологии
Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являютсясистемы управления электронными документами (IDM – Integrated Document Management), известные нароссийском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркиваетделопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагаетработу прежде всего с документами – с заявлениями граждан, справками, письмамии т. п.
В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности,и средством производства. С документами связано множество аспектов: ихнеобходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажнойформы в электронную и наоборот.
Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи,которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:
• автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идетоб обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектовдокументов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;
• обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массоваяобработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пунктыприема или Интернет;
• ведение дел. В процессе обработки к исходному документудобавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документынеобходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическуюсилу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем классаRecord Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет какбумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функцииизъятия и возврата дел.
Но одной САДД при организации развитого ЭП не обойтись.Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а ополноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей нафундаменте IDM и BPM (Business Process Management).

1.2 Электронное правительство в России
16 августа 2007 года правительством России была утвержденаконцепция «электронное правительство». Согласно этой концепции «электронное правительство»будет создаваться в два этапа:
2008 год — разработка и утверждение необходимых документов
2009—2010 годы — практическое внедрение
В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорацииOracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области примененияинформационных технологий.
Определение электронного правительства, данное Правительством России:
Под электронным правительством понимается новая форма организациидеятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкогоприменения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новыйуровень оперативности и удобства получения гражданами и организациямигосударственных услуг и информации о результатах деятельности государственныхорганов.
Целями формирования в Российской Федерации электронногоправительства являются[6]:
• повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам иорганизациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков ихоказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций,связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
• повышение открытости информации о деятельности органовгосударственной власти, расширение возможности доступа к ней инепосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданскогообщества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всехуровнях государственного управления;
• повышение качества административно-управленческих процессов;совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемыхрешений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативностии полноты контроля за результативностью деятельности органов государственнойвласти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронногоправительства при его функционировании.
В то же время многие эксперты в части отношений бизнеса с органамивласти скептически относятся к идее создания электронного правительства:
Эксперт проекта TACISDevelopment of Internet Based Interactive Government to Business Services inNorthwest Russia Дмитрий Трутнев:
«Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было врамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы оценитьэффективность, ни желания сделать это не для отчета, не для галочки, а именнона пользу населению в регионах нет».
Представители петербургского бизнеса: генеральный директор«Санкт-Петербургской строительной корпорации» Борис Суровцев:
«Всё зависит от системы — как это будет организовано. Если будетконтроль (а это вполне возможно организовать) времени работы над этимобращением, ответа — при этих условиях работать чиновникам придётся, они женарод подневольный».
Более года прошло с момента начала формирования в РФ электронногоправительства, концепцию которого реальное правительство одобрило в мае 2008 г. «Явление народу» виртуального кабинета запланировано на начало 2010 г. Концепция определяет электронное правительство, как «новую форму организации деятельностиорганов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого примененияинформационно-коммуникационных технологий, качественно новый уровеньоперативности и удобства получения организациями и гражданами государственныхуслуг и информации о результатах деятельности государственных органов».
Сейчас рабочая группа с участием ученых из Высшей школы экономикиизучает готовность субъектов РФ к предоставлению государственных услуг черезинтернет. Министерство связи и массовых коммуникаций должно согласовать сМинэкономразвития последнюю редакцию ФЦП «Электронная Россия», которая несетльвиную долю расходов по реализации концепции.
Пока результаты внедрения электронного правительства в Россиидалеки от намеченных целей. Без оптимизма взирают на этот процесс и многиеактивные его участники. Прежде всего, как отмечается, инновационные переменынужны в психологии и менталитете доблестно-кипучих чиновников. В электронныхтендерах, например, как и прежде, побеждают, как правило, «свои» подрядчики. Внедрениеe-government оказывает крайне несущественное влияние на нашу бюрократию — неснижает ее коррупционности, не повышает ее эффективности и вообще не делает еечеловечнее, не заставляет искренне помогать гражданам.
Тем не менее, как вынужденно отмечается, интернетизация неумолимаи неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами.Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять длянего самую черную работу[7]. Электронноеправительство — неизбежность, признак современной культуры, высокойцивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться,перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничествавозрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этомувремени будет достигнута и тотальная интернетизация общества.
Как отмечено в очередном докладе чиновников Президенту России, за2008 год внесены в реестр операторы персональных данных от 50 тысяч субъектов,хотя, конечно, эта работа находится на начальной стадии. Их реально гораздобольше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридическихлиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22административных дела.
Вся работа в этом направлении была сосредоточена на том, чтобысориентировать органы государственной власти, которые ведут персональные базыданных, для того чтобы они привели свою работу в соответствие с федеральнымзаконом. Такая работа начата, она, конечно, сложная, системная и требуетдальнейшего правового и организационного регулирования. Это первое.
Правительство подготовило план действий по развитию электронногоправительства.
И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы.Первое – это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационноеобслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе – этомежведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие.
Третье – это создание вертикально-интегрированной государственнойавтоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй,самое важное – это предоставление государственных услуг в электронном видегражданам.
По первому разделу работа находится в достаточно продвинутомсостоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практическиво всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.
Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан иорганизаций по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общийпорядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию.Что касается предоставления услуг в электронном виде, то в I квартале создано177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем создатьоколо 300 таких публичных центров.
Второе. Сформирован перечень нормативно-правовых актов,направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальныхуслуг в электронном виде, что также важно – это основа плановой нормативнойработы.
И определён перечень государственных услуг, которые требуютпервоочередного перевода в электронную форму. Таких услуг около пятидесяти.Это, собственно, главное направление работы ведомств и административной комиссииПравительства.
Первая стадия электронного документооборота, она создана иработает: уже в электронном виде направляются в ведомства, в министерства вседокументы из Правительства.
Вторая стадия – это, собственно, уже электронное взаимодействие.Не просто документооборот, но и взаимодействие между ведомствами. Это, конечно,более сложная задача, но Правительство планирует её завершить до конца 2010года. Это реальная работа, которая уже поддается чёткому планированию.
Третий этап — построение такого системного проекта, которыйпозволит свести всё воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше ужедействовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.
Четвёртое направление связано с созданием единой вертикальноинтегрированной государственной автоматизированной системы управления. Онаоснована на единой технологической платформе, но и требует идеологическогонаполнения.
Раньше были созданы системы в рамках мониторинга нацпроектов, достаточноуспешно была реализована эта система. Создана система в соответствии с указомПрезидента по эффективности деятельности региональных властей. Сегодня этасистема также трансформирована в мониторинг антикризисных мероприятий. Такойдоклад ежеквартально разрабатывается Минрегионом на той базе, которая быласоздана для мониторинга эффективности деятельности органов госвласти.
Здесь аккумулированы все вопросы, связанные с рынком труда, сдеятельностью промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства итак далее, как это все функционирует в условиях кризиса, и мониторинг техмероприятий, которые проводят субъекты Российской Федерации. По этомумониторингу видно, кто хорошо работает, а кто плохо, у кого реализуются эффективныемероприятия, а у кого – недостаточно.
Эта работа должна быть завершена в мае 2009 года, и создана единаясистема мониторинга [реализации] антикризисных мероприятий.
Помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основныенаправления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельностьПравительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационногоцентра Правительства.
Помимо этого вся эта систематизированная информация будет доступнадля работы в ситуационных центрах Президента, Администрации Президента,министерств и ведомств. Так что создаётся, по сути дела, наполненная системнойинформацией система управления – государственная автоматизированная системауправления.
Как считают скептики, первый вариант реализации проекта «электронноеправительство» — это такая фикция, которую государственные умы придумали, чтобыдоказать, что они действительно движутся к демократическому обществу(гражданскому обществу, какому угодно обществу), не прилагая никаких особенныхусилий и почти не меняя ни свою структуру, ни привычки.
Вариант второй: электронное правительство — это такая концепция,которую государственные умы придумали, чтобы действительно продвинуться куда-тов направлении демократического общества (гражданского общества, какого угоднообщества)[8]. Концепцияроссийского электронного правительства, к примеру, слишком стройна, чтобы неотноситься к ней с опаской. Впрочем, если опустить все явно декларативныезаявления, сухой остаток все же не равен нулю. Вероятно, к 2010 году мыдоберемся до подачи налоговой декларации через Интернет и к онлайновомуголосованию на выборах (первое вероятнее). Получим распространение илегализацию электронного документооборота. Может быть, несколько ускоритсяпроцесс добывания информации из государственных структур. Никакое электронноеправительство не превратит государственную машину в механизм хрустальнойпрозрачности, схема действия которого очевидна для любого гражданина — хотя быобщие принципы действия. Электронное правительство — не способ в интересахграждан обеспечить взаимодействие между гражданами и обществом, это всего лишьспособ облегчить работу властным органам. Не исключено, конечно, что гражданамот внедрения в правительственные структуры технологических благ цивилизациитоже что-нибудь перепадет.
2Финансово – экономический аспект внедрения электронного правительства 2.1 Перспективы внедрения электронногоправительства для бизнеса
Создавая новые средства для повышения эффективности работы,государство тем самым создает здоровый деловой климат и дает местным компаниямпреимущество над иностранными фирмами. Компании повсеместно используютэлектронную коммерцию в сделках между собой, чтобы снизить затраты и улучшитьуправление своими материальными ресурсами.
Взаимодействие с государственными органами по Интернету еще болееповышает конкурентоспособность частных компаний и дает им возможность упроститьразличные официальные процедуры, уменьшить количество канцелярской волокиты.Компаниям становится легче соблюдать законы, и они могут быстрее начать своюдеятельность. Все это достигается благодаря подаче документов в электронномвиде, а также благодаря возможности заплатить налоги или предоставить статистическиеотчеты по Интернету.
Строитель-подрядчик, например, вместо того, чтобы ехать в местныеорганы власти и заполнять различные бумаги, может обратиться за разрешением назастройку и согласовать сроки инспекций, пользуясь электронной почтой.
Государственные организации могут и дальше способствовать созданиюздоровой обстановки для бизнеса, обеспечив надлежащую инфраструктуру, чтобыкомпаниям было легче выходить в Интернет. Компании, работающие в тех округах,где можно получить высокоскоростной доступ к Сети по разумной цене, будутполучать преимущество над теми фирмами, которые такого доступа не имеют. И принадлежащем уровне консультаций и финансовой поддержки, местные компании могутобмениваться информацией по Интернету, используя свое высокоскоростноеподключение для создания новых возможностей в сфере бизнеса.
Предоставление интегрированных услуг, доступ к которым можнополучить через единый канал, дает возможность частным компаниям и государственныморганам сотрудничать между собой.
Так, например, бухгалтерские службы и налоговые органы могли быусовершенствовать свои взаимоотношения и совместными усилиями предоставитьновые услуги для населения и коммерческих предприятий — для подачи налоговыхотчетов по Интернету. Более того, в США и других странах государственныеорганы, благодаря сотрудничеству с частным сектором, имеют возможность выходитьв Интернет быстрее и с меньшими затратами. В США самые важные проекты поавтоматизации государственных служб финансируются в рамках программы«Партнерство между государством и частным сектором» (Public Private Partnerships), в которой услуги, атакже прибыли и потери делятся между участвующими сторонами.
Государственные службы способны изменить к лучшему невысокоемнение населения о качестве оказываемых ими услуг и вновь обрести поддержку идоверие граждан, сделав их центром внимания любых инициатив посовершенствованию своей работы. Перестройка характера взаимоотношений с клиентамитребует предоставлять услуги по-новому, без длительных задержек и сложныхпроцедур. Организации, ориентированные на потребителей, достигают болеезначительных успехов как в осуществлении своих функций, так и в работе снаселением. Такие организации способны предоставить людям более легкий доступ куслугам, увеличить объем оказываемых услуг и снизить затраты времени служащихна деятельность, не связанную с клиентами.
Организации, ориентированные на нужды граждан, осознают, что весьпроцесс предоставления услуг населению редко производится одним человеком. Поэтомуони объединяют систему управления взаимоотношениями с клиентами (CustomerRelationship Management, CRM), документооборот и Интернет-технологии, превращаягосударственных служащих в работников, «управляющих знаниями». Сотрудникидолжны уметь использовать программные средства управления делами (casemanagement tools), разбираться в любой возникшей ситуации и знатьсоответствующие законы и нормы; кроме того, они должны быть способнысправляться с ситуацией и принимать решения. Для этого необходима возможностьсовместного доступа служащих к файлам на их электронных «рабочих столах»,единообразие при работе с людьми, сокращение времени ответа на обращение иснижение груза административной работы.
Такие работники должны уметь работать коллективно и свободно переходитьот одного документа (или базы данных) к другому на самых различных платформах.Имеющиеся в настоящее время несовместимые сети — наследие традиционного«вертикального» подхода к управлению, когда одна система предназначалась дляпредоставления какой-то одной услуги. Трудности интеграции системпредоставления услуг в разных организациях можно преодолеть, используя открытыетехнологии и разрабатывая новые интегрированные процессы оказания услуг поИнтернету, когда создаются виртуальные «зеркальные учреждения». И, наконец,можно справиться с этими трудностями, надлежащим образом перестроивбизнес-процессы государственных организаций.
Особенности «электронного правительства» и факторы, способствующиеуспеху
Электронные государственные службы предоставляют услуги в томвиде, в котором население и коммерческие организации хотели бы их получать; дляэтого используются Интернет и другие технологии. «Электронное правительство», всамом полном смысле этого слова, — это та инфраструктура, которую сегоднясоздают государственные органы, чтобы изменить способы выполнения своих задач.Ранее ИТ-инфраструктура государственного сектора создавалась для внутреннегоиспользования в отдельных департаментах и учреждениях[9].Теперь государственные службы могут дать более широким слоям населения доступ ксвоей инфраструктуре, с тем, чтобы главные ценности электронного века —«быстрее, лучше, дешевле, доступнее» — были применимы и к государственнымуслугам.
Переход к «электронному правительству» начинается с того, чторазличные организации начинают использовать Интернет. Первоначально организациисоздавали веб-сайты, чтобы рекламировать свои услуги и публиковать информациюобщего характера, например, часы работы, списки контактных лиц и номерателефонов. Часто информация сканировалась с ранее опубликованных печатныхматериалов, образуя так называемые «брошюры».
Позднее организации стали предоставлять всеобъемлющую динамическуюинформацию, с возможностью для поиска по базам данных и службой ответов напослания по электронной почте. Учреждения все больше стремятся внедрятьразличные интерактивные услуги, позволяющие гражданам заходить нагосударственный веб-сайт и заполнять различные формы, назначать встречи, искатьработу и так далее. Следующим шагом будет возможность предоставления финансовыхи юридических услуг, чтобы граждане и частные фирмы могли покупать лицензии иразрешения, подавать налоговые декларации, платить штрафы за неправильнуюпарковку и обращаться с просьбами о социальных льготах. Это требует повышениябезопасности инфраструктуры «электронного правительства», чего можно обычнодостичь более широким использованием таких технологий, как электронные подписии сертификаты, а также смарт-карты. Кроме того, важно разработать подходящиепрограммы партнерства с частными организациями, чтобы можно было внедрить этуинфраструктуру и управлять ею с помощью бизнес-механизмов. Например, гарантияфизической идентификации личности может обеспечиваться выдачей сертификата,который позволяет произвести опознание данного лица.
Затем организации могут захотеть сотрудничать по внедрениюпорталов, позволяющих гражданам переходить от одной службы к другой безнеобходимости снова удостоверять свою личность. Благодаря сотрудничеству,государственные базы данных могут стать интерактивными и взаимодействовать другс другом. Информация и услуги могут быть тематически сгруппированы по жизненнымситуациям или по конкретным областям и в таком виде представлены людям. В этотмомент количество процедур обмена информацией по Интернету достигает уровня«критической массы», и уже не веб-сайты будут представлять те или иныебюрократические структуры, а наоборот, организационные структуры будут отражатьсуществование в Интернете государственной службы, ориентированной на нуждыграждан.
Такая трансформация приведет к коренному переосмыслению роли иструктуры государственных органов. Граждане окажутся «у руля», а услуги иинформация для населения будут предоставляться тогда, там и таким образом, какэтого захотят люди. Граждане смогут персонализировать доступ к порталамгосударственных служб, а также пользоваться не только услугами государства, нои услугами своих любимых коммерческих веб-сайтов и общественных порталов.Благодаря легкости взаимодействия с государственными службами и доступу кпубличной информации, официальным документам и протоколам административныхорганов, люди будут лучше информированы и они будут охотнее участвовать впроцессе государственного управления. Это приведет к возникновениюинформационных сообществ и к становлению таких моделей правления, где гражданеболее широко вовлечены в процесс принятия решений.
Организации, успешно внедряющие программу «электронногоправительства», имеют следующие особенности:
Открытость и широкий охват. Государственные службы являютсяоткрытыми, поскольку Интернет-услуги базируются на существующих в Сетистандартах и поскольку такие услуги доступны всем гражданам, в любое время и спомощью любого устройства. Информационное общество должно охватывать всех,поэтому государство предпринимает шаги для предотвращения ситуации, когдаИнтернет-услуги доступны только некоторым людям или частным компаниям, либо жетолько в определенных районах или населенных пунктах.
Ориентация на нужды потребителей. Государственные службы,принявшие на вооружение Интернет-технологии, в большей степени способнысфокусироваться на потребностях граждан. Используя системы управлениявзаимоотношениями с гражданами (Citizen Relationship Management systems),организации могут следить за прохождением информации, предоставляемой населением,и анализировать ее для оказания качественных, персонализированных услуг.Дополнительные возможности и двусторонний обмен информацией будут привлекать киспользованию Интернет-услуг все больше людей.
Интеграция услуг.Бизнес-процессы государственных служб выглядят вИнтернете как полностью интегрированная система, поскольку не ограничиваютсяпредоставлением доступа к услугам отдельного подразделения, а представляютсобой совокупность всех учреждений и силовых структур. Вертикальный подход ушелв прошлое, и граждане не видят сложности внутреннего устройства государственныхорганов; они видят только предоставляемые услуги. Таким образом, подключившиськ государственному Интернет-порталу, гражданин может легко продлитьводительские права, и ему не нужно для этого знать сложную организационнуюструктуру автоинспекции.
Партнерство между государством и частным сектором. Многиегосударственные службы испытывают недостаток опытных сотрудников, которые моглибы проводить экспертизы или руководить проектами в рамках осуществления крупныхинициатив по автоматизации государственных организаций. Находясь под давлениемсо стороны населения, ожидающего повышения качества услуг, государственныеучреждения все чаще вступают в партнерство с частным сектором, чтобы быстро иэффективно внедрять такие решения, как порталы государственных служб. Возможно,государственные службы захотят испробовать новые модели поставок, например,модель частичной самоокупаемости, при которой подрядчикам предоставляетсявозможность получения дохода за счет подписки на услуги или же им выплачиваетсяопределенный процент от суммы, на которую снизились издержки. Частные компаниипредлагают дополнительные услуги, которые также интегрируются в порталгосударственных служб.
Люди многого ожидают от государства, и скорость реализациипроектов автоматизации государственных организаций играет большую роль.Проведенные повсеместно опросы показывают, что, по мнению людей, задачаперехода к «электронному правительству» должна пользоваться приоритетом и чтовсякий раз, когда какая-либо услуга для населения начинает предоставляться поИнтернету, это вызывает положительную реакцию граждан и частных фирм. Автоматизациягосударственных служб достигает успеха тогда, когда она придает положительныйимпульс всему обществу и способна охватить все население.
«Электронное правительство» состоит из трех групп ИТ-средств,расширяющих возможности людей: инфраструктуры, вертикальных решений и различныхканалов доступа, таких как общественные порталы. Инфраструктура «электронногоправительства» создается снизу вверх; она приносит пользу всем, поскольку позволяетиспользовать конкретные приложения для решения конкретных проблем и вопросов.Поэтому, хотя и важно, чтобы такая инфраструктура была создана повсеместно,настоящую пользу приносят те решения, которые создаются на базе этойинфраструктуры. Когда у людей появляется доступ в Интернет и адреса электроннойпочты, самое положительное воздействие на их жизнь окажут те приложения иуслуги, доступ к которым люди получат с помощью этих средств коммуникации. Кчислу подобных услуг относятся, например, телемедицина2, членство в виртуальныхсообществах, передача срочных сообщений, которые должны повысить уровеньготовности граждан и государственных органов к непредсказуемым событиям, и такдалее…
Вероятность успеха повышается, когда государственные органы могутустановить партнерские отношения с частными компаниями, прочно закрепившимися вИнтернете. Это поможет наладить онлайновые контакты с гражданами и компаниями,создавая при этом самые различные типы сложных сетей для предоставленияинтегрированных государственно-частных услуг.2.2Система государственных служб в условиях работы «электронного правительства»
Каким бы ни было учреждение или организация, находится ли оно нафедеральном, региональном или местном уровне, очень важно, чтобы ИТ-решения набазе инфраструктуры «электронного правительства» были доступны для всехграждан. Успешные проекты автоматизации привлекают не только тех, кто ужеподключен к Интернету, но и должны способствовать приходу в Сеть людей, которыепока ей не пользуются. Ключевым фактором достижения этой цели являетсявозможность предоставлять гражданам и частным компаниям дополнительные услугина базе инфраструктуры «электронного правительства».
В США государственные услуги для населения предоставляются сегодняпо множеству каналов, включая магазины, банки и отделения связи.Государственные учреждения имеют соглашения с компаниями, предоставляющимиуслуги, так что, например, граждане и частные фирмы могут оплачивать счета иплатить налоги в своем местном банке. Или, когда кому-то нужна лицензия наношение оружия, он скорее купит ее в магазине при покупке охотничьегоснаряжения, чем в государственной конторе. Та сеть государственных услуг,которая была разработана для общения с гражданами в физическом мире, была бытакже и наилучшим способом установления взаимоотношений в виртуальном мире.Тот, кто проводит банковские операции по Интернету, должен иметь возможностьоплачивать счета и платить налоги через свое онлайновое финансовое учреждение.Тот, кто покупает охотничьи принадлежности в электронном магазине, должен иметьвозможность купить лицензию на ношение оружия у того же веб-продавца, а тот вконечном итоге свяжется с нужной государственной организацией по Сети.
Разработка эффективной сети предоставления государственных услугпо Интернету требует технической интеграции между общественным порталом,который взаимодействует с клиентом, и провайдером услуг и государственнымучреждением, которые выступают в роли серверного приложения. Поэтому, например,когда посетитель заходит на страницу «домашнего помощника» (home advisor) портала MSN, чтобызарегистрироваться для голосования, там есть интерфейс с провайдером услуг3,который, в свою очередь, интегрирован с серверными системами государственногоучреждения, ответственного за регистрацию избирателей. Посетителям не нужновидеть или иметь дело с этими взаимоотношениями «за сценой» — они простозаходят на свою обычную домашнюю страничку и регистрируются для голосования.
Различные участники такой сети государственных услуг не заключаютдруг с другом эксклюзивных соглашений. Точно так же, как государственноеучреждение не станет предоставлять какой-то сети магазинов, торгующихохотничьими принадлежностями, исключительного права продажи лицензий на ношениеоружия, все провайдеры услуг и общественные порталы, которые хотят заниматьсяпредоставлением общественных услуг, должны иметь возможность делать это.Общественному порталу необходимо взаимодействовать с возможно большим числомпровайдеров услуг, чтобы подключиться к самым разным государственнымучреждениям. Провайдеру услуг, в свою очередь, нужны связи с различнымиобщественными порталами и Интернет-магазинами, чтобы охватить как можно большеечисло граждан. Для того чтобы обеспечить необходимую для общедоступныхотношений интеграцию, каждый участник действует на основе открытых истандартных технических требований и опубликованных деловых правил попредоставлению услуг и комплексной поддержке пользователя.
Хотя бизнес-модель процедур обмена информацией по Интернету неможет быть всеобъемлющей, государственные службы стремятся обеспечить высокоекачество предоставляемых услуг. Поэтому, когда государственная организациязаключает соглашение с провайдером услуг, а тот подписывает контракт собщественным порталом, обычно присутствуют пункты и условия, гарантирующиеопределенное качество услуг. Например, стороны обязуются предоставлять услуги 7дней в неделю, 24 часа в сутки. Или же государственное учреждение будетотвечать за обеспечение конфиденциальности информации граждан и защиты данных.
И, наконец, когда налажена сеть Интернет-служб, гдегосударственные организации, провайдер услуг и общественные порталы тесновзаимодействуют в целях обеспечения высококачественного обслуживания населения,большую важность приобретают взаимоотношения с клиентами. Такие отношения должныобеспечиваться в комплексе.
У государственного служащего могут быть какие-то вопросы, и емупотребуется связаться с гражданином, заполнившим налоговую декларацию наобщественном портале.
Но поскольку этот человек не является прямым клиентом налоговойслужбы, государственное учреждение должно быть готово использовать свои связи спровайдерами услуг и общественными порталами, чтобы отправлять запросыгражданам и отвечать на их письма.
А провайдеры услуг и общественные порталы, в свою очередь, должныпредоставить государственным службам возможность ответить гражданину иобеспечить, чтобы отправленное письмо было действительно доставлено.[10]Для комплексного обеспечения отношений с клиентами государственная служба,провайдер услуг и общественные порталы должны использовать одинаковые или функциональносовместимые средства.
Заключение
Государство — один из главных лидеров перехода общества винформационную эру. У государства действительно уникальное положение, чтобыбыть катализатором перемен. Информационное общество подталкивает многиеорганизации к принятию концепции «электронного правительства». Они ищутвозможность предоставлять услуги для населения в интегрированном электронномвиде, преодолеть информационное неравенство, обеспечивать обучение напротяжении всей жизни, перестроить отношения с клиентами, способствоватьразвитию экономики, установить разумные правила и нормы и создать формуправления с бóльшим участием людей. В конечном итоге, автоматизациягосударственных служб может привести к «прямой демократии» (без промежуточныхзвеньев).
Переход к «электронному правительству» начинается с выходаучреждений в Интернет, что приводит к фундаментальному переосмыслению структурыи роли государственных служб. Гражданин будет находиться «у руля», агосударственные услуги и информация будут предоставляться в то время, в томместе и в том виде, как этого захотят люди. Удачно реализованные электронныегосударственные услуги будут открытыми, общедоступными, ориентированными напользователя, интегрированными и основанными на принципе партнерствагосударства и частного сектора. Они не только привлекут тех людей, которые ужеподключены к Интернету, но и смогут привести в Сеть тех, кто еще не знаком сней. Главное для достижения этой цели — предоставить дополнительные услугигражданам и частным компаниям.
В наиболее полном смысле, «электронное правительство» — это таинфраструктура, которую сегодня создают государственные органы, чтобы перейти кновым способам выполнения своих задач. Они состоят из трех видов ИТ-средств —инфраструктуры, вертикальных решений и различных точек доступа, таких, какобщественные порталы.
Та сеть доступа к государственным службам, которая быларазработана для граждан в физическом мире, — это лучший способ для связи людейс государственными организациями и в виртуальном мире. Каналами предоставленияуслуг для населения в Интернете могут быть государственный веб-сайт, электронныймагазин или общественный портал типа MSN. В интересах государства предоставитьсвоим гражданам максимально возможное число каналов провайдеров услуг. Аобщественные порталы могут за день привлечь столько людей, сколькогосударственный веб-сайт — за месяц или даже за год.
Разработка эффективной сети государственных услуг в Интернететребует технической интеграции между общественным порталом, которыйвзаимодействует с клиентом, и провайдером услуг и государственным учреждением,которые выполняют работу. Различные участники такой сети не заключают междусобой эксклюзивных соглашений; напротив, чтобы обеспечить необходимую для общедоступныхотношений интеграцию, каждый участник действует на основе открытых истандартных технических требований и опубликованных бизнес-правил попредоставлению услуг.
Хотя бизнес-модель проведения операций по Интернету не может бытьэксклюзивной, государственные службы должны обеспечить высокое качествопредоставления услуг для населения и работоспособность цепочки взаимодействия склиентом.
Список литературы
1.    Александров Д.Д. Онекоторых социально-политических последствиях становления сетевой структурыобщества (2008) www.futura.ru/index.php3?idart=109
2.    Ачкасов В.А., ЧугуновА.В. Демократия и интернет: роль интернет в формировании «просвещенногопонимания». – Спб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2008
3.    Вершинин М.С.Политическая коммуникация в информационном обществе -Спб.: ИздательствоМихайлова В.А., 2001 — 253 с. ISBN 5-8016-0250-Х. www.polit.spb.ru/edu/ob30.html
4.    Глобальное исследованиесостояния национальных электронных правительств ООН – 2003. – Статистическийсборник, 2004
5.    Голобуцкий А., Шевчук О.Электронное правительство. – М.: Знание, 2007.
6.    Дрожжинов В.И. Мониторингуслуг электронного правительства. // Социс, 2008, № 5.
7.    Клифт С. Электронноеправительство и демократия // Слово, 2007, № 5.
8.    Олсон М. Трансформацияэкономических и социально-политических институтов в условиях перехода кинформационному обществу. rvles.ieie.nsc.ru/parinov/artem1.htm
9.    Определение электронногоправительства — Всемирный банк. // Вестник банков, 2008, № 5
10.  Стратегический планреализации электронного правительства Министерства энергетики США. – Зарубежом,2007, № 5
11.  Тони Блер. Модернизацияправительства. «Белая книга» британского электронного правительства. www.e-gorod.ru/e-project/whitepaper/4310.htm
12.  Трансформацияэкономических и социально-политических институтов в условиях перехода кинформационному обществу. Артем Шадрин, art@cabel.net, научный сотрудникИнститута экономических проблем переходного периода
13.   Уоллер П., Ливси П., Эдин К. Электронноеправительство на службе демократии. // Менеджмент в России и зарубежом, 2008, №8
14.  Электронное правительство какконцепция государственного управления. – М.: Про эн контра, 2008
15.  Электронные правительства: потенциали практическое использование / под ред. Ивановой Г.Р. – М.: Знание, 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организации тяглого населения в Московском государстве в XVI веке
Реферат Фортифікаційні ідеї Альбрехта Дюрера втілення в Україні
Реферат Аналіз системи маркетингу туристичної фірми "Вир Мандрів"
Реферат Эволюционная теория Ч. Дарвина основные положения и мировоззренческое значение
Реферат Лекции "Военная топография"
Реферат Формирование многопартийной системы в России
Реферат «Песни Великой Отечественной войны»
Реферат Управление финансами в Российской Федерации
Реферат 1. Теоретические основы антикризисного управления
Реферат Трудовые договора в коммерческих организациях
Реферат «Социальная ответственность российских компаний, на примере компании «Балтика»
Реферат Отключение процедуры верификации для 1С
Реферат Расчет стержневых систем и бруса на растяжение, Расчет нагруженной балки, Экзаменационные вопросы по прикладной механике
Реферат Характеристика порядка назначения трудовой пенсии в России
Реферат Metal Allergies Essay Research Paper On GoldWhat