Реферат по предмету "Государство и право"


Экстрадиция в уголовном праве и правоприменительной практике

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯУКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙУНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ИАДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Курсовая работа
по дисциплине уголовное право
тема: «Экстрадиция в уголовном правеи правоприменительной практике»

                                                         Выполнил: студент ЮФ2 курса Извекова Н.В.
                                                         Руководитель: Зуева И.И.
ОДЕССА — 2007
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Раздел І: История института экстрадиции
Раздел ІІ:Определение экстрадиции,ее нормы и концепции
    2.1.  Концепцииэкстрадиции
     2.2.  Нормы экстрадиции 
Раздел ІІІ: Нормативная база,международно-правовые документы и
решения вэкстрадиционной деятельности
Раздел ІV: Экстрадиционный процесс
      4.1.Экстрадиционный процесс в украинском законодательстве
Выводы
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
В современном мире проблема преступности представляет опасность не толькодля отдельных государств, но и для всего человечества. Факт отсутствияправового сотрудничества между государствами по уголовным делам на должномуровне, успешно используется преступностью, для того, что бы совершатьпреступления в одном государстве, в последствии скрыться на территории другогогосударства и тем самым избежать уголовного наказания, а в некоторых случаяхпродолжать преступную деятельность. Ситуация осложнена еще тем, что растетчисло преступлений, которые подрывают основы не только национальной, но имеждународной безопасности.  
Важность правового регулирования института экстрадиции в системе, оказываемойгосударствами правовой помощи по уголовным делам, определяется какнациональными интересами государств, в целях предупреждения уголовнойпреступности на их территории, так и интересами международного сотрудничествапо борьбе с международными преступлениями, представляющими опасность для всегосообщества государств. В этой ситуации объединение совместных усилий государств,для осуществления сотрудничества в борьбе с преступностью, приобрело особоезначение. Существенное место в этом сотрудничестве занимает институтэкстрадиции.
В связи с тем, что институт экстрадиции затрагивает многие дисциплины, исследованияпроблемы экстрадиции привлекали внимание целого ряда международных организацийи ученых. Изучение и разработка отдельных аспектов института экстрадиции былипредметом неоднократного рассмотрения Института международного права,Международной ассоциации уголовного права, Ассоциации международного права идругих.  Вклад в разработку проблемы внесли такие ученые как  Г. Ляммаш, С.Д.Беди, А. Воглер, Ю.Г. Васильев,  Д. О. Никольский, В. П. Шупилов,   М. Д. Шаргородский, Н. С. Таганцев, Н.А. Сафаров и многие другие.
1. ИСТОРИЯИНСТИТУТА ЭКСТРАДИЦИИ
 
Институт экстрадиции, имеет многовековую историю  и его начало можно проследить со времен глубокой древности, когда еще не существовало правовых взаимоотношений в вопросах противостояния преступности в ее современном понимании, но существовала практика выдачи, поначалу носящая локальный характер. История института экстрадиции восходит к глубокой древности и берет свое начало с возникновения первых признаков формальной дипломатии.
Историю экстрадиции можно разделить на четыре периода:
·    первый период по временным рамкам обхватывает область с древних времен и до конца  XVII века, в этот период экстрадиция не являлась частым явлением и в основном имела место в отношении политических преступлений, а также в отношении еретиков и перебежчиков;
·    второй период обхватывает время, начиная с XVIII века и до первой половины XIX века, этот период характеризуется ростом заключаемых договоров между государствами не только в отношении бунтовщиков и перебежчиков, но также и лиц, виновных в обычных преступлениях, основной объект проблемы сводился к дезертирам;
·    третий период начинается с 1840 года, именно в этот период государства начали согласованную компанию в отношении беглых преступников;
·    четвертый период начинается после 1948 года, т.к. именно в это время интенсивно стали развиваться международные отношения после второй мировой войны и, можно так сказать, продолжается по настоящее время. В этот период на первый план вышла необходимость построения международной безопасности и предупреждения совершения в будущем преступлений против мира и безопасности человечества.
Обосновывая существования выдачи еще в рабовладельческую эпоху  исследователи часто ссылаются на договор, заключенный царем хеттов Хатушилем III и египетским фараоном Рамсесом II в 1296 году до н.э. В этом договоре говорилось: “Если кто-нибудь убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, а вернет в страну Рамсеса”. (1, стр. 54) Особенность этого договора состоит в том, что в нем речь идет не только о преступниках, очень часто экстрадиция применялась к беглым рабам.  Кроме того, имелись договоры о выдаче между отдельными греческими городами-государствами. Также выдача широко применялась к беглым рабам в Греции и в Римской империи. Например, в Греции,  выдача применялась довольно часто к беглым рабам, которые не пользовались правом убежища,  поэтому рабовладелец мог преследовать раба повсюду и везде, и власти должны были оказывать ему полное содействие. Однако и здесь право убежища все-таки оказывало свое влияние. Так, в Афинах храм Тезея, хотя не обеспечивал беглому рабу ни безнаказанности, ни свободы, но, по крайней мере, давал ему право требовать судебного разбирательства. Если на суде выяснялось, что рабовладелец слишком жестоко обходился с рабом, то выдача не применялась, и раба продавали новому господину. Также известны интересные факты, что афиняне обязались выдать македонскому царю Филиппу беглых македонских преступников, а ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы некоторые из ее граждан, напавшие на одну Ахейскую деревню; Катон требовал, чтобы Цезарь был выдан германцам за то, что начал с ними несправедливую войну. В этих случаях преобладает политический характер экстрадиции.
Изменения в институте экстрадиции в средние века были, прежде всего, продиктованы изменениями в институте убежища, когда местами, выдача из которых была недопустима, стали определенные священные места: храмы и монастыри. Еще одним препятствием для экстрадиции лиц, совершивших уголовные преступления, служил обычай закрепощения всех иностранцев, прибывших в страну без разрешения существовавший в феодальных государствах Западной Европы. В связи с этим экстрадиция по-прежнему оставалась формой расправы с политическими противниками, а не с преступниками. Например, одним из наиболее ранних средневековых договоров, по которому договаривающиеся стороны обязались выдавать друг другу политических преступников, являлся трактат, заключенный в 1174 г. между английским королем Генрихом II и шотландским королем Вильгельмом. Последующие западноевропейские соглашения подобного характера также касались главным образом бунтовщиков и обоюдных врагов к числу таковых относились, так называемые инакомыслящие.
В XVIII веке, с которого начинается  второйпериод в развитии экстрадиции, договоры о выдаче все более распространяются нетолько на дезертиров, но и на уголовных преступников — убийц, фальшивомонетчиков,воров, поджигателей, а сотрудничество государств в уголовном преследовании этихлиц становится все более интенсивным. Это объясняется тем, что в то время былоочень интенсивное перемещение людей из одного государства в другое, в связи спроцессами индустриализации Европы и появлением новых видов транспорта, чтовызвало проблемы борьбы с грабителями на железных дорогах.
В третийпериод, который начался для западноевропейских стран с 40-х годов XIX столетия, появляется осознаниенеобходимости бороться общими силами против преступников, совершивших неполитические, а уголовные деяния. В связи с заключаемым с этой целью договорамвыдача наполняется своим подлинным смыслом, превращаясь в акт правовой помощи(оказываемой одним государством другому) в области международного общения. К концу XIX в. большинствостран Европы и ряд стран американского континента заключили договоры как друг сдругом, так и с географически удаленными государствами.
В четвертом периоде, начавшемся в середине XX века, решающую роль в развитии института экстрадиции сыгралаВторая мировая война. Наказание за злодеяния, творимые в ее ходе фашистами,становится одной из основных целей. Последовал целый ряд заявлений ивыступлений, в которых союзники выразили решимость подвергнуть уголовномупреследованию тех, кто несет ответственность за зверства, убийства и казни илипринимал в них непо­средственное и добровольное участие. Эта общая решимостьпривела не только к учреждению Нюрнбергского и Токийского международных военныхтрибуналов, созданных для суда над военными преступниками, преступления которыхне связаны с определенным географическим местом, но и к многочисленнымпроцессам по делу военных преступников, организованным в тех странах, где онисовершили свои преступления. По мере развития отношений между государствамисовершенствуется и институт экстрадиции: растет количество договоров, в которыхконкретизируется круг лиц, подлежащих выдаче, уточняются критерии и основаниядля выдачи.
Таким образом, история развития института экстрадиции охватывает собойвсе исторические типы общества. Однако лишь в новое время экстрадиция приобрелаобщечеловеческое значение в отношении преступлений международного характера ипреступлений против мира и безопасности человечества.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕЭКСТРАДИЦИИ, ЕЕ НОРМЫ КОНЦЕПЦИИ
Впервые термин «экстрадиция» (франц. extradition — лат. ех из, вне + traditio передача) вошел в оборот благодаряФранции,  где был официально употреблен в декрете от 19 февраля 1791 года,которым регламентировались отдельные процедуры выдачи, а сам французский языкполучил в конце XVIII в.официальное признание в качестве рабочего языка дипломатической переписки поделам о выдаче.
В разной литературе и словарях термин «экстрадиция» определяется поразному: в более широком и в более узком смысле. Краткое определениеэкстрадиции можно выразить в том, что термин «экстрадиция» сводиться только квыдачи одним государством другому лица, для привлечения его к уголовнойответственности. Но более правильным и широким определение экстрадиции будетзвучать так: «экстрадиция – это передача иностранному государству лица,нарушившего законы этого государства, по требованию последнего для привлеченияпреступника к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившегов законную силу приговора». (4, стр. 82)  
 
2.1. Концепции экстрадиции.
Нужно отметить, что в целом институт экстрадиции остается пока ещемалоизученным, нередко ему отказывается в праве на самостоятельноесуществование. Вследствие этого экстрадицию часто принимают за выдачу, а вопросыэкстрадиции сводятся к вопросам выдачи. Это приводит к тому, что анализуподвергаются лишь те нормы института экстрадиции, которые в той или иной мереоказываются связанными с выдачей. Вместе с тем вопросами выдачи экстрадиционнаядеятельность не исчерпывается. Нужно уточнить, что экстрадиция и выдача неявляются тождественными понятиями. Основополагающие международно-правовыедокументы об экстрадиции были приняты в послевоенное время и понятиеэкстрадиции, которое используется в них, опирается в основном на концепциювыдачи преступников.
Практика экстрадиции действительно поначалу опиралась на концепциювыдачи, но концепция выдачи отражала реалии экстрадиционной деятельностигосударств в тех международно-правовых и политических реалиях, которые уже ушлив прошлое. В связи сэтим экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей нельзя потому,что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается,так как процедура экстрадиции может закончиться и отказом в выдаче.  
С одной стороны — институт выдачи является актом правовой помощи, которыйоснован на международных договорах и базируется на общепризнанных нормах ипринципах международного права, состоящий в передаче обвиняемого илиосужденного государством, на территории которого он находиться, требующему егопередачи государству, на территории которого он совершила преступление илигражданином которого он является, для привлечения к уголовной ответственностиили приведения к исполнению приговора.  С другой стороны – в экстрадицииусматривается не только выдача преступников и наказание виновных, но и болееширокие вопросы, которые состоят в правовой помощи и сотрудничестве междугосударствами. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что задачи, цели ифункции института экстрадиции не повторяют и не поглощаются задачами, целями ифункциями института выдачи. Нормы института экстрадиции охватывают болееширокий круг вопросов, чем у выдачи. Выдача представляет собой лишь формуреализации процедуры экстрадиции. 
В этом аспекте проявляется целый ряд новых действий и целей: институтэкстрадиции предусматривает регулирование международного сотрудничества иправовой помощи между государствами по уголовным и гражданским делам, а такжепринимает меры по обеспечению необходимых процессуальных и правовых гарантий,укрепление международного правопорядка, норм и требований права, соблюденияправ человека. 
Концепцию экстрадиции, идущую на смену концепции выдачи, можно определитькак концепцию правовой помощи. Переход на новую концепцию способствовалдальнейшему развитию практики экстрадиции, вывел ее за пределы выдачипреступников, вследствие чего экстрадиция распространилась на более широкуюобласть международно-правового сотрудничества между государствами. Концепцияправовой помощи позволила существенно обогатить практику экстрадиции. Взначительной мере расширяется круг участников экстрадиционной деятельности.Объединяются усилия государств, и повышается эффективность их международногосотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
 
2.2 Нормы экстрадиции
Международно-правовое регулирование института экстрадиции имеет два виданорм. Один можно отнести к нормам романо-германской правовой системы, другой кнормам англо-саксонской правовой системе права. И один и другой вид норм имеет свои положительные иотрицательные стороны. Романо-германскаяправовая система права способствует обеспечению законности и права выдаваемоголица, но в тоже время она способствует виновному в совершенном преступленииизбежать заслуженного наказания. Англо-саксонская система права способствуетснижению роли общих принципов и предоставляет суду право выносить приговор поконкретному делу с учетом конкретных обстоятельств, преследуя цель обеспечитьнаказания преступника.
Различие в правовых системах находят свое отражение вмеждународно-правовом регулировании института экстрадиции. Англо-саксонскаяправовая система права отрицает существование принятых другими государствамипринципов экстрадиции в качестве общеобязательных. И на этот счет, самоеосновное внимание уделяется двусторонним договорам, которые регулируютсотрудничество государствами с одной системой права.
Установление международных норм об экстрадиции, можно считатьотдельными элементами обеспечения законности при оказании правовой помощи в обеспеченииправ человека, более важным моментом является проведение таких норм в действие.

3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕДОКУМЕНТЫ И РЕШЕНИЯ В ЭКСТРАДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Связь между уголовным и международным правом обуславливается тем, что определенныеинституты, которые имеют уголовно-правовое значение, находят своепервоначальное определение в нормах международного права, точнее в техмеждународных соглашениях, к которым присоединилась Украина. Согласно ст. 9Конституции действующие международные договоры, согласие на обязательностькоторых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национальногозаконодательства Украины.
На нормах международного права базируются статьи уголовного кодекса,которые определяют проблему уголовной ответственности лиц, имеющихдипломатическую неприкосновенность (ч. 4 ст. 6 УК), экстрадиции (выдачи)преступников (ст. 10 УК), признание преступными некоторых действий (например,преступления, предусмотренные статьями 438 УК «Нарушение законов и обычаев войны», 445 УК «Незаконное использование символики Красного Креста и КрасногоПолумесяца») и т.п. Международно-правовое происхождение имеют также нормы, указанныев статьях 301 УК «Ввоз, изготовление, сбыт и распространения порнографическихпредметов», 442 УК «Геноцид» и некоторых других.
Вопросам экстрадиционной деятельности, а не просто вопросам выдачипреступников посвящены многие важные международно-правовые документы и решения.К ним относятся документы ООН (Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессииГенеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международногоуголовного суда 1998 года), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года,Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года,Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, дляотбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года)и межгосударственные договоры. Можно сказать о том, что жизнеспособность,эффективность и действенность указанных положений и документов прошла проверкувременем. Передача осужденных из одного государства в другое для отбыванияназначенного наказания согласуется с положениями Европейской конвенции о выдаче1957 года, которыми, в частности, предусматривается не только передача, нотакже такие ее разновидности, как отсроченная передача и передача с условиями.
Экстрадиция регламентируется не только многосторонними соглашениями (конвенциями ООН, региональными международными организациями), но и двусторонними соглашениями, которые заключаются между конкретными государствами. Такие двусторонние договоры можно определить по трем видам. К первому виду можно отнести специально заключенные договоры по проблеме экстрадиции. Ко второй группе относятся договоры, в которых регламентация выдачи лиц осуществляется в рамках общего договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали Гана, Бенин,Нигерия и Того. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживаютвнимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников1957 года, подписанная государствами — членами Совета Европы (участвует более20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой посвящен проблеме выдачипреступников. Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерноодинаковы. Стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на ихтерритории, для  привлечения к уголовной ответственности или приведенияприговора в исполнение. Кроме того, в них более или менее подробнорегламентируется порядок, которого договаривающиеся стороны намереныпридерживаться при решении практических вопросов, связанных с выдачей.
В соответствии с Конвенцией 1984 года выступающей против пыток и другихжестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,ни одно государство-участник не должно выдавать какое-либо лицо другомугосударству, если имеются серьезные основания полагать, что ему может угрожатьтам применение пыток. Кроме того, во многих странах действует законодательство,согласно которому нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требуетвыдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Тестраны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников темстранам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истексрок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенноепреступление, и в ряде других случаев.
Государство, получившее обращение о выдаче, должно удостовериться:
·  в том, что речь не идет о лице, которое преследуется по политическим мотивам;
·  данное правонарушение преследуется в уголовном порядке не только в запрашивающем, но и в запрашиваемом государстве;
·  что нет никаких веских оснований считать, что просьба о выдаче направлена с целью подвергнуть лицо преследованию по признакам расы, религии, национальности, убеждений, пола или социального статуса;
·  в результате выдачи не будет нарушен принцип недопустимости повторного осуждения лица за одно и то же преступление;
·  в отношении данного лица не возникло какого-либо основания для не привлечения его к ответственности (например, срок давности или амнистия);
·  в том, что лицу будет предъявлено обвинение только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача (неизменность квалификации);
·  в том, что в случае заочного осуждения обвиняемому было дано надлежащее уведомление о судебном разбирательстве и была предоставлена надлежащая возможность для защиты.

4. ЭКСТРАДИЦИОННЫЙПРОЦЕСС
Различают три вида экстрадиции:
1.    выдача лиц, подозреваемыхв каких-либо преступлениях, для привлечения к уголовной ответственности;  
2.    выдача уже осужденныхпреступников для исполнения приговора;
3.    выдача на время (какправило, для участия в следственных и судебных процедурах).
Экстрадиция реализуется в таких формах: 1) выдача; 2) отказ в выдаче; 3)отсрочка выдачи; 4) временная выдача; 5) экстрадиционный транзит; 6) передача.
 Цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан,но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит: чья выдача нарушала быправа, свободы и интересы государства. Цели экстрадиции направлены в первуюочередь на создание и укрепление единого юридического механизма, в которомзадействованы разные государства, обеспечивающие юридические гарантиисоблюдения международно-признанных прав и свобод граждан и лиц без гражданствав сфере межгосударственного сотрудничества и правовой помощи по уголовным игражданским делам. Выдача преступника может преследовать цель и применение кнему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенныйи вступивший в силу приговор суда. Возможна также выдача преступника,осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, дляотбытия наказания.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдачепреступника государство предъявляет в случаях, когда:
·        преступление совершено на его территории;
·        преступник является гражданином этого государства;
·        преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории несколькихгосударств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основемеждународных договоров и норм международного права. При этом в каком быгосударстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечатьза все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие судырассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в периодвторой мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью,серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, натерритории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятсяна территории другого государства.       В современном международном правеутвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться тольколицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозныммотивам.  Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, немогут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политическогопреступления в международной практике выработать не удалось. Поэтомупрактически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политическогоубежища решается исходя из политической оценки и правовых установленийгосударства, на территории которого этот человек находится.
При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников можетрешаться дипломатическим путем. (Пример: Израиль выдал СССР преступников,которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большуюсумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции ибыли выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не былоне только международного договора, но и дипломатических отношений).
Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
·        преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
·        если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Такие гарантии есть в практике международных отношений латиноамериканскихгосударств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене,насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменилсмертную казнь, а другие ее сохраняют.
Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его кответственности, в этом случае государство, обратившееся с требованием овыдаче, должно предоставить убедительные доказательства совершенногопреступления.
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должноподвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществлениянаказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничениюего личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передачеи не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом,следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека,связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Законодательство многих государств относительно выдачи предполагаемыхпреступников, принятое в последние годы, направлено на укреплениепроцессуальных гарантий прав человека при осуществлении процедуры экстрадиции.Это нашло отражение в повышении роли судебного контроля. Роль суда при решениивопросов выдачи неодинакова в различных странах. В одних странах именно судрешает вопрос о выдаче (к ним относятся, в частности, Аргентина, Бразилия,Швейцария), в других — решение суда, разрешающее выдачу, носит рекомендательныйхарактер, окончательное же решение принимает исполнительная власть. Если же судзапрещает выдачу, то такое решение обязательно для исполнительной власти. Этотак называемая «люксембургская система» (Люксембург, Италия,Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция и др.). Существует и третья система:решение суда во всех случаях носит рекомендательный характер.
Наряду сборьбой с преступностью и неотвратимостью наказания, целью всей системыуголовной юстиции также является обеспечение гарантий соблюдения прав человека,вовлеченного в уголовный процесс, недопустимости привлечения к уголовнойответственности невиновного лица.
 
4.1.  Экстрадиционный процесс в украинскомзаконодательстве
Гуманизация уголовного процесса, создание действенной системы защиты правчеловека,  является одним из основных направлений в области уголовной юстициина международном уровне. Европейская конвенция о выдаче правонарушителейсодержит ряд важных гарантий защиты прав лица, вовлеченного в экстрадиционнуюпроцедуру. Главным образом эти гарантии направлены, на защиту интересоввыдаваемого лица от возможных преследований со стороны запрашивающегогосударства и выражаются в форме отказа в выдаче.
Международно-правовой механизм экстрадиции в рамках Европейской конвенциисодержит достаточно эффективную систему защиты прав выдаваемого лица отпреследований и неправомерного обращения со стороны запрашивающего государства.За пределами такого механизма остаются вопросы защиты прав человека в запрашиваемомгосударстве. Конвенция исходит из того, что процедура рассмотрения ходатайств овыдаче запрашивающим государством международно-правовыми нормами нерегламентируется.
С точки зрения национального законодательства Украины очевидно, чтополучение запроса о выдаче не может являться основанием для задержанияподозреваемого или заключения его под стражу. Все гарантии прав человека,предусмотренные законодательством Украины и ее международно-правовымиобязательствами, должны быть строго соблюдены по отношению к иностранцу,каковым является лицо, подлежащее выдаче. Другое отношение может и должнорассматриваться как дискриминация по признаку гражданства.  Считается, чтомомент задержания и ареста с целью обеспечения процедуры выдачи не следуетустанавливать международными договорами. Это является вопросом внутреннегоправа запрашиваемого государства. Международно-правовое обязательство государствасостоит в выполнении требования о выдаче. То, каким образом оно обеспечитвыполнение своих договорных обязательств — его внутреннее дело.
В соответствии со статьей 9 Международного Пакта о гражданских изполитических правах, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на такихоснованиях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.Основания для ареста любого лица, находящегося в сфере юрисдикции Украиныявляется судебное решение или санкция прокурора. Никаких изъятий для лиц, вотношении которых ведется экстрадиционное производство, закон непредусматривает. Следовательно, задержание и арест запрашиваемого лица не могутбыть произведены ни на основании запроса (требования) о выдаче, ни на основаниипостановления о заключении под стражу, поступивших от иностранного государства,без принятия соответствующего решения компетентными органами Украины.
На основании этого можно сделать вывод о том, что распоряжение озаключении под стражу, сделанное компетентными органами иностранногогосударства, не подлежит исполнению правоохранительными органами Украины, ноявляется необходимым основанием для принятия ими решения об аресте. Когда речьидет об аресте с целью обеспечения рассмотрения вопроса о выдаче, такое решениевыносится в соответствии с международно-правовыми обязательствами инациональным законодательством Украины и с учетом просьбы об аресте, поступившейот запрашивающей стороны.
Кроме данных, содержащихся в постановлении о заключении под стражу(«detention order»), а также иных представленных запрашивающейстороной документах, также должны оцениваться все обстоятельства, служащиеоснованием для избрания такой меры пресечения по национальному законодательствуУкраины.
Институт экстрадиции представляет собой сочетание суверенных правгосударства с правами человека. Решение вопроса о экстрадиции — суверенноеправо государства, но осуществляется оно в соответствии с нормамимеждународного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правамчеловека. В любом случае, выдача преступников — не обязанность, а правогосударства.

В Ы В О Д Ы:
В наше время институт экстрадиции играет важную роль в укреплении иразвитии международного сотрудничества между государствами. Так же большое влияниевозможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свободличности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка иборьбу с преступностью.
Нормативное регулирование экстрадиции на международно-правовом и внутригосударственномуровне еще не сложилось в полном объеме: оно, как и экстрадиционная практика,переживает период интенсивного развития с учетом вызовов международномусообществу со стороны преступности и терроризма. В связи с тем, чтотранснациональная преступность не может быть пресечена национальными мерами,вопрос о международном сотрудничестве в сфере уголовного правосудия приобретаетособую значимость.
В последнее время все чаще актуальность приобретает более широкий взглядна институт экстрадиции. В современных условиях институт экстрадициискладывается как самостоятельный и важный институт права. Его нормы, процедуры,концепции и принципы играют важную роль в развитии правовой помощи исотрудничества между государствами, в обеспечении правовых гарантий соблюденияправ и свобод, в решении задач борьбы с преступностью, терроризмом и другиминегативными проявлениями в любом уголке земного шара.
Современные реалии экстрадиции позволяют говорить о формировании новойконцепции, которая идет на смену концепции правовой помощи. Речь идет оконцепции правовых гарантий прав и свобод. Эта новая современная концепцияэкстрадиции все чаще оказывается востребованной как при нормативномрегулировании вопросов экстрадиции, так и практикой применения ее норм.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
1.        Васильев Ю.Г.«Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве»,Москва, Изд. «Зерцало», 2003год. 
2.        «Европейскаяконвенция о выдаче от 13.12.1957 года»
3.        КонституцияУкраины, Харьков, Изд. «Одиссей», 2005 год.
4.        Мацко А.С. «Мiжнародне право», Киев, 2003 год.
5.        Международно-правовыеаспекты экстрадиции, Сб. документов, М, 2000год
6.        Международныеакты о правах человека, Сб. документов, М, 1997 год.
7.        Сафаров Н.А.«Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики», Изд.«Вольтерс Клувер», 2005 год.
8.        Уголовный кодексУкраины, Харьков, Изд. «Одиссей», 2005 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.