Реферат по предмету "Государство и право"


Цели, задачи и функции государства

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие государства, его цели и задачи
1.1 Понятие государства
1.2 Цели и задачи государства
2. Функции государства: понятие и виды
2.1 Понятие функций государства
2.2 Виды функций государства
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтемы исследования заключается в том, что ни проблема понятия государства, нипроблема понимания его признаков не могут обойти стороной вопрос о сущностигосударства. Собственно познание сущности составляет одну из важнейших целейтеории государства и права. Нельзя ограничиваться изучением только внешних,очевидных, наглядных выражений и проявлений сущностной стороны государства,поскольку при такой ситуации останется невыясненным, непонятым сам предметтеории.
Сущность государства неможет быть рассмотрена без его целей, задач и функций, представляющих собойважнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственногосударства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Назначениеи сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управлениеобществом на основе демократических принципов правления в интересах защитыосновных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия(социального компромисса). Поскольку государство представляет собойтерриториальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи ивыполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти,то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина,регулирование и упорядочение общественных отношений и является основнойобязанностью государства. Природа государственной власти — в охране прав исвобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
Социальноеназначение государства заключается в том, что это такая организацияполитической власти, призванная представлять общие интересы населения.Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляяделами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитиюобщества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицеронписал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединениелюдей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей,связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»
Объект данногоисследования – государство, предмет – цели, задачи и функции государства.
Цель работы – раскрытьпонятие целей, задач и функций государства. Для достижения поставленной целибыли определены следующие задачи:
1. определить понятиегосударства,
2. рассмотреть цели изадачи государства,
3. дать определениефункций государства,
4. охарактеризовать видыфункций государства.
При написании работыиспользовались метода анализа, сравнения.
Для написания работыиспользовалась специальная литература и нормативно-правовые акты.

1. Понятие государства, его цели и задачи
 
1.1 Понятие государства
Государство — это выделившаяся из общества иобусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культуройполитическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продуктэмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает собществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта системаимеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию(которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизмвзаимодействия структурных элементов[1]. Таким образом,государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью,формой[2].
Государство характеризуют следующие признаки,отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:
1) наличие публичной власти, выделенной из обществаи не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладаетаппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — эточиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступаяосновной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы дляпроведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей,не производящих материальных ценностей и занятых только управленческойдеятельностью);
3) территориальное деление населения (государствообъединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию,независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; впроцессе становления первых государств территориальное деление населения,начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается вадминистративно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественныйинститут — подданство или гражданство);
4) право (государство не может существовать безправа, так как последнее юридически оформляет государственную власть и темсамым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществленияфункций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы,подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи,трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы,физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковымиявляются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственнойвласти);
7) устойчивые правовые связи с населением,проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствамидля проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта ит.п.);
9) монополия на официальное представительство всегообщества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенствона своей территории и независимость в международных отношениях). В обществевласть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная ит.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организацийи учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшуювласть в пределах собственных границ. Верховенство государственной властиозначает:
а) ее безусловное распространение на население и всесоциальные структуры общества;
б) монопольную возможность применения таких средстввоздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которымине располагают другие субъекты политики;
в) осуществление властных полномочий в специфическихформах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной иправоохранительной);
г) прерогативу государства отменять, признаватьюридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуютустановлениям государства. Государственный суверенитет включает такиеосновополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенностьтерриториальных границ и невмешательство во внутренние дела[3].Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушаетграницы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, неотвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении егосуверенитета. А это явный признак слабости данного государства и егонеспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственныеинтересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое жезначение, что и понятие «права и свободы» для человека[4];
11) наличие государственных символов — герба, флага,гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственнойвласти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают назданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, наформенной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флагивывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международныеконференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующегогосударства и т.д.
1.2 Цели и задачи государства
Понятие функций государства не следует отождествлятьс такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства естьто, к чему стремится общество, а задачи — средства ее достижения, то функции — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед нимзадач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.
Последовательность возникновения функций зависит оточередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, атакже преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:
потребностей и интересов населения;
экономических возможностей общества;
нравственного и культурного уровня общества;
профессионализма государственных служащих и структури др.
В разные периоды приоритетное значение приобретаютте или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные егофункции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферуэкономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимаетэкономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное вниманиеуделяется реализации функций государственной власти и т.д[5].
Цели и задачигосударства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности исодержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, атакже в значительной мере — от его идеологической обусловленности. Нет и неможет быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующихфункций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием,идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовымназначением.
Идеологическиеи политические установки особенно ярко прослеживались в целях, задачах ивнешних функциях Советского государства. Среди них выделялись, например, такиефункции, как функции взаимопомощи и тесного сотрудничества с государствамимировой системы социализма; борьбы за мир и мирное сосуществование со странамикапитализма; функция поддержки национально-освободительных движений исотрудничества с развивающимися странами и др. Политические и идеологическиепостулаты, составляющие основу данных функций, содержались не только в официальныхпартийных документах, но и закреплялись законодательно.
Так, вКонституции СССР 1977 года констатировалось, что Советское государство “неуклонно”проводит политику мира, выступает за “упрочение безопасности народов и широкоемеждународное сотрудничество” (ст. 28, п. 1). На основе данных постулатовпровозглашались принципы внешней политики государства и формировались егосоответствующие функции. Среди принципов, оказавших решающее воздействие напроцесс формирования и реализации внешних функций государства, конституционнозакреплялись и провозглашались следующие: принцип суверенного равенствагосударств, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; ненарушимостиграниц; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров;невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод;равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества междугосударствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих изобщепризнанных принципов и норм международного права и др. (ст. 29).
Задачи ифункции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, нонесовпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачахгосударства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тотили иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение поотношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой.В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики наразвитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляютсобой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаютсяв жизнь посредством осуществления его функций.
Нагосударство как на «идеального совокупного капиталиста» возлагаютсятакие разнообразные по своему характеру, но одинаковые по своейсоциально-классовой сути и содержанию задачи, как:
а)сглаживание внутриклассовых противоречий, существующих между различными частямигосподствующего класса — буржуазии;
б)приведение разрозненных, а зачастую — противоречащих друг другу интересовразличных фракций буржуазии к некоему общему знаменателю;
в)определение общих, стратегических целей и перспектив дальнейшего развитиягосподствующего класса и его ближайших союзников;
г)обеспечение с помощью всех находящихся в распоряжении государства средствнепрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшегосовершенствования политической системы общества, повышения эффективностиофициальной идеологии и др.
Важнымизадачами и соответствующими им основными направлениями деятельности государствасоциал-демократической ориентации в переходный период являются следующие:
а)перестройка системы социального страхования и социального обеспечения на новый,социал-демократический лад;
б)введение в систему образования и медицинского обеспечения, которые до этогобыли и в значительной мере остаются прерогативой государства, наряду спубличными элементами частных элементов;
в)совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с цельюпривития им новых социальных, политических, отчасти этических и иных ценностей;
г)перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый,«партнерский» лад;
д)сосредоточение внимания и усилий соответствующих государственных органов всфере экономики не только на макроэкономических, но и микроэкономическихпроблемах, и др.
Всейэтой социально ориентированной деятельностью государство, с точки зрениясторонников социал-демократической модели, должно заниматься не само по себе, аво взаимосвязи и взаимодействии с негосударственными организациями. Кроме того,разрешая «переходные», довольно специфические проблемы, государствосоциал-демократического толка не должно упускать из виду и другие егоповседневные для любого государства проблемы. Имеется в виду его деятельностьпо сохранению и поддержанию экономического, политического, социального,военного и иного потенциала страны, по защите национальных и государственныхинтересов, по усилению гарантий, обеспечению и защите прав и свобод граждан идр.
Органическоесочетание решения реформаторских задач и осуществления соответствующихнаправлений деятельности государства с традиционными для любого государствазадачами и направлениями деятельности имеет принципиальное значение, ибоперекос в сторону традиционной для государства повседневности и рутинностичреват консерватизмом и застоем. Перекос же в сторону радикального реформизма,граничащего с официальным социально-политическим и экономическим экстремизмом,независимо от того, в какие формы он облекается и как выражается, опасенподрывом национальной экономики, социальной структуры системы образования икультуры, разрушением национальных обычаев и традиций, падением уровня жизниосновных слоев населения, разрушением конституционно-правовой системы игосударственной структуры.
Всовременной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становленияновой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешниефункции государства. В чем это проявляется?
Во-первых,в том, что с разрушением «мировой системы социализма», естественно,отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самихфункций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему«социалистическими» странами. Теперь они именуются иначе. Функции«братской» помощи им постепенно заменяются функциями равноправногопартнерства.
Во-вторых, измениласьполитическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониямзападных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению кнационально-освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла ифункция поддержки этого движения.
И,в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80-х годов и вплоть допоследнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальнойРоссии к западным странам. Многолетняя политика идеологического противостояниярезко сменилась противоположной политикой — соглашательства по рядупринципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительногосамобичевания и политического заискивания. Из одной крайности политика иидеология России, а вместе с ней и бывших соцстран, отразившиеся на их внешнихфункциях, перешли в другую крайность[6].

2. Функции государства: понятие ивиды
 
2.1 Понятие функций государства
Вопросо функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение.Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения егоразносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляетсявозможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства,правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец,уровень его организованности и эффективности[7].
Термин«функция» имеет в отечественной и зарубежной научной литературедалеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане онрассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта вданной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфическихдействий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой илинеобходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лицспецифических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессевыполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.)[8].В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная илилюбая иная потребность или обязанность действовать в соответствии ссуществующими правовыми и моральными установками и «в соответствующейманере».
Применительнок государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретаютнесколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют какосновные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью исодержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развитияцелями, задачами и его социальным назначением.
Вотечественных и зарубежных академических источниках существуют различныеварианты трактовки функций государства.
Например,еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольноширокое распространение представление о функциях государства как опредметно-политической характеристике содержания его деятельности.
Невсеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем неменее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сейдень. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия«функция государства», в соответствии с которым им охватываютсяпредмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ееобеспечения.
Ещераньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а отчастии в отечественной юридической литературе широко допускалось их отождествлениекак основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью.Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена прирассмотрении деятельности государства как «чисто юридическогофеномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Невдаваясь в проблемы разграничения функций как основных направлений деятельностии различных аспектов самой деятельности, автор сосредоточил свое внимание лишьна попытках проведения различий между государством-корпорацией и другимисопредельными с ними корпорациями.
Государство,пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе «Общаятеория права и государства», если рассматривать его как «чистоправовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация.Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации.«Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличаетсяот других корпораций»[9].
Отвечаяна него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним идругими корпорациями заключается «в нормативном порядке», который самустанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения,«проблема государства-корпорации по своему существу есть проблеманационального правового порядка».
Помимоназванных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросусуществуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногдаограничивается представлением об основных направлениях деятельности государствалишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счетвключения в их понятие и содержание «механизма государственноговоздействия на развитие общественных процессов»[10].При таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрениявозможность и реальность воздействия государства на общественные отношения нетолько в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением ирегулированием экономики, его воздействием на международные экономические,политические и иные отношения.
Вовтором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе,предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства вцелом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов,как аппарат государства.
Наличиеразличных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функцийгосударства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность имногогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане,однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточитьсяне на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении ирассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяетфункции государства как явление среди других государственных инегосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?
Отвечаяна эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.
1.Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основныенаправления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могутотождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельностигосударства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных иоднопорядковых аспектов деятельности государства.
Однакоэто не механическое и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. Заним всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различныхгосударственных органов, всего государственного аппарата. В политических игосударственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было,например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняютстоящие у власти политические партии.
2. Посвоему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бываютсоциально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражаютсоциально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В нихнеизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированнаяроль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики,общества и самого государства.
Речьидет при этом не только о государствах различных типов, государствах,существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идеттакже и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различнойэкономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательствав решение вопросов экономики и общества[11].
Вкачестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазногогосударства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних,включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногдавысказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Западарыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.
Это,в частности, нашло свое отражение на ранних этапах развития капитализма втеории «государства ночного сторожа», отражавшей идеи полного или, покрайней мере, минимального вмешательства государства в дела экономики иобщества. А на более поздних этапах — в теории «государства всеобщегоблагоденствия», символизировавшей активную, многократно возросшую рольгосударства в решении вопросов экономики и общества.
Применительнок современному Российскому государству, существующему и функционирующему впереходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общейтенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики иобщества, его деятельность и функциональная активность по мере развитиярыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать.Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы «приложения»деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающуюэкономическую и социально-политическую среду.
3. Вфункциях государства прослеживается прямая связь не только ссоциально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с егонепосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развитияосновными целями и задачами. Характер функций определяется не только типомгосударства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но иособенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштабреализации первых в значительной мере обусловливаются важностью и масштабностьюпоследних. Функции как средства достижения целей и решения основныхгосударственных задач во многом зависят и определяются характером этих самыхцелей и задач.
Так,в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государствоми обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый планвыступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежитсомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса,когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане всилу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
Последнееособенно отчетливо проявляется в России в современный период. От успешности решенияэкономических функций целиком и полностью зависит достижение объективно стоящихперед обществом и государством целей, осуществление всех других государственныхфункций.
4.Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органовили же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют вбольшинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но темне менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительноузким, локальным характером.
Еслифункции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активностьвсего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органовраспространяются лишь на его часть.
5.Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и несмешиваются со сферами их приложения.
Всоответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на томили ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство можетиспользовать и использует методы поощрения, убеждения или же, принеобходимости, методы принуждения.
Основнымиправовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная(правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительнаядеятельность государства.
Чтоже касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегдасовпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства можетосуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция можетпроявляться в нескольких сферах жизни общества.
2.2 Виды функций государства
Классификацияфункций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для ихболее глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Онадает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованиюосновных направлений деятельности-функции государства не вообще, адифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже — котдельно взятым функциям.
Вюридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований(критериев) классификации функций государства. Их пытаются подразделять взависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные,присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от ихсоциальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов,слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всегообщества); от сфер их «приложения» и осуществления (политические,идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации(правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.
Классификацияфункций государства проводится также на основании территориального масштаба, впределах которого они реализуются. В федеративном государстве — это функцияфедерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве — это функция,осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальномплане делимого государства. В конфедерации — это координирующие функции всего сообщества(союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого изучастников этого союза государств.
Впоследние годы предпринимаются попытки классификации функций государства,базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критериемфункции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие исудебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенностьданной классификации заключается прежде всего в том, что «она отражаетмеханизм реализации государственной власти» и что каждая из названныхфункций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственныхорганов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной,исполнительной и судебной[12].
Относительноновой трактовкой классификации функций государства является их подразделение взависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но ив зависимости от обусловленности «природой всякого общества». Всоответствии с данным критерием функции подразделяются на функции государствэксплуататорских типов, функции государств демократического типа и функции,вытекающие из природы всякого общества.
Характернымичертами функций эксплуататорских государств называются следующие:
— доминирующая роль функций прямого подавления эксплуататорским меньшинствомэксплуатируемого большинства населения. Различия касаются лишь приемов,масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оноосуществляется;
— охрана частной собственности на землю, на основные орудия труда и средствапроизводства. Различия при этом обусловливаются лишь особенностями самих формсобственности;
— обеспечение внешних условий эксплуатации;
— ограниченное вмешательство государства в экономику.
Наиболееважными особенностями функций государства демократического типа считаются:
— второстепенное значение функций прямого подавления. Последнее осуществляетсябольшинством населения в отношении отстраненного от власти эксплуататорскогоменьшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое значение;
— охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную игосударственную;
— ведущее значение «организаторских функций», не известных ранеесуществовавшим, эксплуататорским государствам;
— направленность функций на решение демократических по своему характеру задач[13].
Кчислу функций, вытекающих из природы всякого общества, относятся все теосновные направления деятельности государства, которые имеют своей цельюобеспечение и поддержание естественных условий жизни общества. Это — общесоциальные (в противоположность преимущественно классовым) функциигосударства. Содержание их составляет деятельность государства, направленная навзвешенное, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающейсреды, внедрение в производство новых, безотходных технологий и пр.
Классификацияфункций государства в зависимости от типов и принадлежности последнего являетсявполне традиционной. В отечественных научных исследованиях и учебникахдовоенных и послевоенных лет такой подход к функциям государства занималдоминирующее положение. Вполне обычным и оправданным было рассмотрение функцийс позиций того, принадлежат ли они рабовладельческому, феодальному,капиталистическому или же социалистическому государству. Первые три типагосударств и соответствующих им функций считались эксплуататорскими инедемократическими с точки зрения воли и интересов трудящихся масс. Четвертыйже тип — социалистический — рассматривался с этих же позиций какнеэксплуататорский и демократический. Правда, функция подавления считаласьсвойственной и этому типу государств. Но, во-первых, она трактовалась каквременная функция, присущая этому государству лишь на начальной стадии егоразвития, в переходный от капитализма к социализму период. Во-вторых, онарассматривалась как вынужденная функция, возникшая у государства на этой стадииего развития не в силу самой природы государства, а в силу необходимости егозащиты от свергнутых, но сохраняющих свои позиции в обществе и государствевнутренних «врагов». И, в-третьих, эта функция трактовалась не простокак функция подавления, а как целевая функция — подавления сопротивлениясвергнутых классов, как «спровоцированная» антисоветская деятельностьбелого офицерства, кулачества, представителей других«антиреволюционных» слоев общества, «врагов трудящихся масс».
Помере развития общества и ослабления классовой борьбы согласно существовавшейтогда в нашей стране и других странах, называвших себя социалистическими,теории необходимость в функции подавления сопротивления свергнутых классовотпадает. Эта функция постепенно вытесняется и заменяетсяхозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной функцией, функциейконтроля за мерой труда и мерой потребления и другими им подобными функциями.  Таковойбыла теория, но нередко совсем иной была практика. Имеется в виду не только ине столько практика прямого физического «подавления сопротивлениясвергнутых классов», сколько практика политического и идеологическогоограничения, попыток втискивания всей сложной и многогранной жизни общества врамки официальной политики и идеологии.  В настоящее время в России и другихстранах бывшего «социалистического лагеря», ставших теоретически ипрактически на капиталистический путь развития, идет переоценка ценностей ивзглядов. Переоценивается, в том числе и в сфере приложения функцийгосударства, прошлое. Вырабатывается новый официальный взгляд на настоящее ибудущее.
Функциональнуюактивность Советского государства нередко пытаются представить какисключительно репрессивную, недемократическую, в то время как аналогичнуюдеятельность западных стран рассматривают как высокогуманную, безупречную всоциальном плане, демократическую. Такие оценки социального характера функцийразличных по своему типу государств широко распространялись особенно впостсоветский период. Что же касается советского периода, то все обстояло какраз наоборот.
Невдаваясь в подробности рассмотрения и объективность подобного рода оценок,следует заметить, что в данном случае имеют место две крайности: полнаяидеализация функций одних государств и представление исключительно в негативномплане функций других. В советский период идеализация распространялась нафункции социалистических государств, а исключительно негативное представление офункциях касалось капиталистических государств. В настоящее время оценки поменялисьна противоположные. Подобные операции носят политический и идеологическийхарактер и ничего общего с объективными, научными оценками не имеют. Онивозникают и широко распространяются практически в каждой стране, независимо оттиповой принадлежности государства, при смене государственной власти,политического режима, при переходе государства и общества от одного типа кдругому.
Объективныйхарактер оценки социального содержания функций любого государства заключается втом, что они носят одновременно и сугубо классовый, и общесоциальный характер,обслуживают интересы и власть имущих, и всего общества. С точки зрениядемократического потенциала, содержащегося в функциях, следует отметить, что втой их части, которая касается выражения воли и интересов всего общества,функции, несомненно, имеют демократический характер. Там же, где в функцияхгосударства воплощаются воля, эгоистические интересы лишь власть имущих — незначительной части общества в ущерб интересам остальных классов и слоевобщества — функции носят антидемократический характер.
Нарядус вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функцийгосударства. Однако наиболее распространенными и широко признанными среди нихявляются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государстваподразделяются на внутренние и внешние — в зависимости от направленностирешаемых государством целей и задач, а также — на основные и неосновные — взависимости от важности и социальной значимости тех или иных направленийдеятельности государства.
К внутренним функциям современного Российскогогосударства относятся следующие.
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина,обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защитуинтересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 КонституцииРФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшейценностью». Данное направление деятельности современного Российскогогосударства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свободчеловека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилениемборьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.
Экономическая функция государства заключается ввыработке и государственной координации основных направлений экономическойполитики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функцияможет проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределахвмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственногоуправления экономическими отношениями. Если в условиях административной системыуправления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условияхрыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредствомналогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России восновном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегииэкономического развития общества, обеспечению равных условий для существованияразличных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательскойдеятельности и т.д. Функция налогообложения выступает самостоятельной основнойфункцией современного Российского государства, ибо налог все больше становитсяглавным методом новой системы управления, универсальным регулятором, которыйиспользуется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической,внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая системагосударственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговыеинспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство(Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налоговогозаконодательства). Функция социальной защиты есть направление деятельностигосударства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для обществаи социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функциягосударства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальныхуслуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего, речь идет обобеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силуразличных объективных причин не может полноценно трудиться — инвалиды,пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию,призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественныйтранспорт, связь и т.п.
Экологическая функция — это новое развивающеесянаправление деятельности современного Российского государства, связанное собострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработкеприродоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливаетправовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своимигражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случаенеобходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона ит.д.
Культурная функция призвана поднять культурный иобразовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создатьусловия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующимиучреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняягосударственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя иосуществляемая в явно недостаточном объеме
Внешние функции государства тесно связаны свнутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государствав современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
К внешним функциям России относятся следующие.
Функция обороны страны имеет первостепенное значениево все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровняобороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственнойбезопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальнойцелостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важныминтересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработкучеткой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствованиевооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко онеобходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще разнапомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке безсанкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по сувереннойЮгославии.
Функция содействия по обеспечению международногомира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны,разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательногодля всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейшихвоенных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран вурегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включенииВооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции[14].
Функция сотрудничества с другими государствамипроявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена наустановление и развитие экономических, политических, правовых, информационных,культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государствас интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграцииРоссии в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями,товарами, финансовыми связями и т.п. Внешняя деятельность государств, в томчисле и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной иплодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовыхактах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических,культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировоесообщество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаключении можно сделать следующие выводы:
Выработанныеполитической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяютсделать следующие методологически значимые выводы:
1)государство — это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемсячисто теологических доктрин);
2)государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором естьразвитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность,формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);
3)общество, в котором есть государство, — это государственно-организованноеобщество; для такого общества государство — это форма его существования;
4) натеоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг сдругом;
5)при любом определении государства речь идет и об определенных властныхинститутах, государственном аппарате, системе властных государственных органов,в деятельности которых заняты специфические социальные группы;
6)развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества вгосударстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельностьгосударства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь — достижение«лучшей жизни», «общей пользы», «общего блага»или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.
Задачии цели государства зависят от исторических этапов развития государства, еготипов.
Функции государства — это основные направлениядеятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно вфункциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальноеназначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чемзанимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основныенаправления деятельности государства они не должны отождествляться с самойдеятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваныотражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобырешать поставленные перед ним задачи.
К наиболее значимым признакам функций государстваотносятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельностьгосударства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностнойхарактеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь)реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства навыполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческомэтапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства(чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числевластно-принудительных, методов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.        Указ ПрезидентаРФ «Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил РоссийскойФедерации в международном присутствии по безопасности в Косово, СоюзнаяРеспублика Югославия» от 25 июня 1999 г. N 822 // Российская газета. 1999. 29 июня.
3.        БайтинМ.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
4.        Денисов А.И.Сущность и формы государства. М., 1960.
5.        Ильин И.А. Теорияправа и государства. – М.: Зерцало, 2003.
6.        Каск Л.И. Функциии структура государства. Л., 1969.
7.        МановГ.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теориигосударства. М., 1993.
8.        МорозоваЛ.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.
9.        Морозова Л.А.Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право.1993. N 6.
10.      Общая теориягосударства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.
11.      Общая теориягосударства и права. Академический курс в 3-х томах. 2-е изд. Т. 1 / Отв. ред.М.Н. Марченко. М., 2001.
12.      ПаршинА. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб., 1907.
13.      Ракитская И.Ф.Теория государства. СПб., 1999.
14.      Теориягосударства и права / Отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. Уфа, 1994.
15.      Теория государстваи права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Научно-технический потенциал мирового хозяйства
Реферат Economic theory and models экономические теории и модели
Реферат Торговая политика стран и её инструменты
Реферат Новая Франция
Реферат Охрана природы
Реферат Основные средства, их классификация, оценка и учет поступления 2
Реферат «Последний срок: диалоги о России», выпущенная в 2005 году издательством «Воскресенье», и «Боль души», которая вышла в издательстве «Алгоритм» три года назад
Реферат Теория риска
Реферат Політична криза лейбористської партії 1931 р
Реферат Правовые основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти
Реферат Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии XIV - XV вв.
Реферат Государственное управление здравоохранением в Республике Казахста
Реферат Соціальна робота в Управлінні Пенсійного фонду України в Роменському районі
Реферат Финансово-экономические результаты работы предприятия и эффективность их использования
Реферат 1 Проблема, пов'язана із здоров'ям: Звернення за ліками з приводу симптомів алергії, які пацієнт розпізнав самостійно