Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика формы российского государства на современном этапе

Содержание
Задание 1. Характеристика формыроссийского государства на современном этапе. 2
Задание 2. На основе анализа положенийглавы  № 4 Конституции, обоснуйте место ПрезидентаРФ в системе разделения власти. 13
Список литературы и источников. 20
Задание № 1. Характеристика формы российского государства насовременном этапе.
 В самом общем понимании государство представляет собойаппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороныдругих лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложнуюструктуру и включает, в частности, представительные (законодательные) органывласти; главу государства; правительство, министерства и иные органыисполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию(милицию); пенитенциарные учреждения. Государственные органы находятся междусобой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единоецелое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этомв форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, формугосударственного устройства и политический режим.
Таким образом,форма государства — это организациягосударственной власти, выраженная в форме правления, форме государственногоустройства и политического (государственного) режима[1].
Форма правления характеризует способы образования высших органов государственнойвласти, порядок распределения между ними полномочий. Различают две основныеформы правления:  монархию (неограниченную и ограниченную)и республику (парламентарную, президентскую и полупрезидентскую).
Республика имеет следующиеюридические свойства: ограничение власти главы государства, законодательных иисполнительных органов конкретным сроком.; выборность главы государства идругих верховных органов; ответственность главы государства в случаяхпредусмотренных законом; представительство им интересов государства вмеждународных отношениях по поручению избирателей; обязательность решенийверховной государственной власти для всех других государственных органов;преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности игосударства.
Современные республиканские формыотличаются следующим: в парламентской республике глава государства(президент) избирается парламентом, главой правительства становится лидерпартии, победившей на выборах. Парламент осуществляет контроль надправительством. В случае вынесения парламентом вотума недоверия правительствоавтоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспускепарламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членовпарламента и сохраняют свое место. Примеры: Италия, ФРГ.  Впрезидентской республике глава государства избирается населением(гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему.Парламент не вправе выносить вотум недоверия. Президент не имеет права роспускапарламента. Примеры; США, Мексика.В полупрезидентской республике главагосударства (президент) избирается населением и сам формирует правительство. Правительство, подотчетно президенту, в руках которого наделе сосредоточено общее руководство исполнитель­ной деятельностью, хотя поконституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству. Парламентвправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставкерешается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры неявляются членами парламента. Правительство обладает правами для оказаниядавления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля надправительством. Примеры: Франция, Польша. В полупрезидентских республикахсоздаются особые должности премьер-министров, советы министров, которых нет втрадиционных президентских республиках (Бразилии, Мексике, США и др.).Должность премьер-министра обособ­ляется от должности президента, юридическимногие функции исполни­тельной власти изымаются из ведения президента, хотяфактически он остается главным руководителем правительства, а премьер-министр не­редкоявляется лишь административным премьером.
Форма государственного устройства понимается как способ распределения государственнойвласти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорийстраны. Выделяются две формы государственного территориального устройства:унитарная и федеративная. Унитарное государство это целостноецентрализованное государство, административнно-территориальные единицы которого(области, края, округа, провинции, губернии) не имеют статуса государственныхобразований и не обладают суверенными правами. В таком государстве единыевысшие органы, гражданство, конституция. В унитарных государствах, к числукоторых относятся, Франция, Швеция, Финляндия, центральные органыгосударственной власти определяют полномочия органов власти на местах.
Федеративное государство (федерация) — это сложное союзное государство, частикоторого (республики, штаты, кантоны, земли...) являются государствами илигосударственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строитсяпо принципу децентрализации власти. Этот союз основывается на договоре или нафедеративной конституции.  В федеративных государствах субъекты федерации имеютсвои собственные полномочия, которые не могут быть изменены центральной властьюв одностороннем порядке.
Существующие в современном мире федерацииклассифицируются по ряду оснований. 1) по способу создания:
·         договорные – возникают на основе договора, соглашенияучредительного характера между самостоятельными государствами (бывший СССР, СШАи др.);
·         договорно-конституционный – образованы на основеконституции с широким использованием договорных процессов (Россия, ОАЭ,Швейцария и др.);
2) по способу распределения и осуществления властныхполномочий:
·         централизованные – федерации, роль субъектов которыхневелика, полномочия незначительны (Индия, Пакистан, Венесуэла и др.);
·         относительно децентрализованные – федерации, субъекты которыхвладеют значительным объемом полномочий в политической, экономической и социальнойсферах (США, Германия, Австрия и др.).
3) по соотношению национального и территориального началв образовании федерации:
·         федерации, образованные по национальному признаку, — субъекты таких федераций создаются с учетом расселения на территорииопределенной национальной, этнической общности (Югославия, Бельгия и др.);
·         федерации, образованные по территориальному признаку –субъекты таких федераций не имеют ярко выраженной национальной, этническойокраски (Германия, Австрия, США и др.).
Россия объединяет в себе оба указанных признака, ибо в еесоставе находятся республики, автономная область, автономные округа как формы самоопределенияразличных народов страны, так и края, области, города федерального значения,олицетворяющие собой территориальное начало российской модели федерализма.
4) в зависимости от статуса субъектов федерации:
·         симметричные – субъекты таких федераций имеют одинаковыйстатус, являются не только де-юре, но и де-факто равноправными (Австрия, Эфиопияи др);
·         асимметричные – субъекты таких федераций имеют различныйстатус (Россия, США и др.).
Система способов осуществления государственной власти поотношению к гражданам, их объединениям, формы и методы участия населения в делахгосударства охватываются понятием политического режима. Многовековаяистория государства знает два вида такого режима: демократический и авторитарный.Для демократического режима характерны участие населения в формировании органовгосударственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политическихсвобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан идр. В противоположность демократии авторитарные режимы — деспотия, фашизм — характеризуются бесправным положением граждан, их отстранением отгосударственной деятельности, как правило, наличием единоличной власти. Встранах с таким режимом чаще всего царят произвол и беззаконие, самые грубыеформы нарушения прав человека.
Статья 1 Конституции РФ провозгласила: «РоссийскаяФедерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления». Конституционное закрепление Российской Федерациикак федеративной демократической республики означает следующее.
Форма правления. Конституцияделает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству,республики и монархии, в стране действует республиканская форма правления, чтоозначает выборность главы государства. Все граждане России, согласноКонституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ — Федерального Собрания, а также избрании главы государства — Президента РФ (ст.ст. 81, 96 Конституции). Необходимо отметить, что разработчики Конституции неопределили вид республиканской формы правления. Если сравнить нынешнююроссийскую форму правления с выше приведенными, то станет ясно, что это скорееполупрезидентская республика французского типа.
Форма государственного устройства. В соответствии с Конституцией РоссийскаяФедерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е.государственных образований, являющихся членами данного единого государства.Конституция закрепила следующие принципы федеративного устройства России: 1)суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных  законовна всей территории РФ; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправиесубъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственнойвласти; 5) единство  российского гражданства; 6) наличие у субъектов РФсобственной правовой системы (конституции и законодательства – у республик,устава и законодательства – у краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов); 7) единство системы государственнойвласти; 8)  разграничение предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами власти и органами власти субъектов Федерации;  9) равноправие исамоопределение народов РФ.
Федеративное устройство Российской Федерации основано наее государственной целостности. Каждый субъект РФ является частью Федерации, ипоэтому принцип целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный вст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративнымустройством нашей страны.
Указание в Конституции на то, что федеративное устройствоРФ основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметовведения и полномочий, означает, что в РФ ее субъекты имеют право на принадлежащееим и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависитот ряда факторов. Прежде всего, объем принадлежащих исключительно РФ предметов веденияи полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всегомногонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерацияне обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального,культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека игражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика всфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач вмасштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать системуфедеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а такжеобеспечивать их эффективную деятельность.
 Для повышения эффективности деятельности федеральныхорганов государственной власти на всей территории РФ и контроля над исполнениемих решений, в РФ были образованы семь федеральных округов: 1) Центральный; 2)Северо-западный, 3) Южный; 4) Приволжский, 5) Уральский, 6) Сибирский и 7)Дальневосточный. В этих федеральных округах, для  укрепления так называемой«вертикали власти» ответственную роль играют полномочные представителиПрезидента РФ. В задачи полномочного представителя Президента РФ в федеральномокруге входят: организация в федеральном округе работы по реализации органамигосударственной власти контроля над исполнением решений федеральных органов;представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальнойбезопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении вфедеральном округе. Полномочный представитель координирует  деятельностьфедеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами властисубъектов Федерации; анализирует эффективность работы правоохранительныхорганов; осуществляет контроль над исполнением федеральных законов и  пр[2].
Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней стольвелики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным.Она занимает более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах сразличными климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 национальностейи народностей, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков.Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределениепредметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимостьучета органами государственной власти и управления условий, в которых проживаетнаселение субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектамФедерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, системуорганов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основамконституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительныхорганов государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересахвсего многонационального российского народа. Для того чтобы не допуститькакого-либо нарушения законных прав и интересов РФ и ее многонациональногонарода, Конституция закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовыеакты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым всоответствии с полномочиями Федерации, причем в случае противоречий между нимидействует федеральный закон.
Российское государство, в соответствии со статьей 5 Конституции РФ представляет собой федерацию, объединяющую 89 равноправныхсубъектов РФ: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федеральногозначения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Субъекты Федерацииобладают своей территорией, которая является частью территории РФ.В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся нароссийской земле в многонациональный народ РФ. Субъекты РФ различаются между собойпо величине территории, численности и плотности населения, его национальномусоставу, по уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельныхотраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям,национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует изКонституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно — правовойстатус субъекта РФ.
Согласно положениям Конституции, республика — равноправный субъект Федерации, в том числе равноправный с другими еесубъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.Среди 89 субъектов РФ только республики признаются государствами, вместе с темони не вправе нарушать государственную целостность России, не имеют права выходаиз состава Федерации.  Таким образом,  республики, не являются независимымигосударствами –  в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией,а сами они считались бы субъектами международного права.  Но такое пониманиепротиворечило бы ст. 4 Конституции, в которой установлено, что суверенитет РФнеделим (''распространяется на всю её территорию''), а значит, все субъектыФедерации, и прежде всего  республики,  не вправе выступать как субъектымеждународного права[3]. Вто же время  каждая республика в составе РФ обладает некоторой международнойправосубъективностью. Они является самостоятельными участниками рядамеждународных, прежде всего, внешнеэкономических отношений, если это непротиворечит Конституции РФ, федеральным законам и Федеративному договору.Координация такого рода международных отношений осуществляется федеральнымиорганами исполнительной власти, в частности, по линии МИД России.
 Республики – субъекты Федерации являются национальнымигосударствами, несмотря на многонациональный состав их населения. Каждая республикаобладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе устанавливатьсвои государственные языки, имеет свои предметы ведения и полномочия, сферувопросов совместного ведения с РФ, образует собственные органы государственнойвласти, наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключатьдоговоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий сфедеральными органами государственной власти, ей гарантируется представительствов Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы вГосударственной Думе, право вносить предложения о поправках и пересмотре положенийКонституции,  обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, выражать своемнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.
Край, область, города федерального значения, автономнаяобласть, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Вне пределовведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного веденияРФ и ее субъектов край, область, автономный округ как самостоятельные иравноправные субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу надобровольной основе, по договору между соответствующими органами государственнойвласти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области илиавтономного округа. В сфере совместного ведения РФ и ее субъектов полномочияорганов государственной власти края, области на территории автономного округаосуществляются в рамках, определенных федеральным законом и договором междусоответствующими органами государственной власти, которые обязаны принять всемеры для достижения согласия. Отсутствие договора не может служить препятствиемдля распространения юрисдикции органов государственной власти края, области наавтономный округ.
Все субъекты РФ перечислены в п. 1 ст. 65 Конституции. Названия субъектов Федерации в Конституции даны в том варианте, которыйопределен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности,а названия республик, автономной области и автономных округов — имя титульныхнаций и народов. Так, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямозаписано, что данный округ «является исконным местом проживания коренныхмалочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование»(ч. 2 ст. 1).[4] Смомента принятия Конституции, некоторые субъекты РФ, не изменив своегоправового статуса, получили новое наименование. Так,  Указом Президента РФ от 9января 1996 г. N 20 в часть первую ст. 65 включены новые наименования субъектовРФ — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименованийИнгушская Республика и Республика Северная Осетия; Указом Президента РФ от 10февраля 1996 г. N 173 включено новое наименование субъекта РФ- РеспубликаКалмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч; УказомПрезидента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 включено новое наименование субъекта РФ — Чувашская Республика – Чувашия, вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республики.
Присвоение и изменение наименования — прерогативасубъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции, и подтверждается постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г[5],в котором отмечается, «недопустимо, однако чтобы наименование или переименованиесубъекта Федерации затрагивало основы конституционного строя, права и свободычеловека и гражданина, интересы других субъектов Федерации в целом и интересыдругих государств, а также предполагало изменение состава РФ или конституционно-правовогостатуса ее субъекта. В частности, оно не должно: содержать указания на инуюформу правления, чем предусмотренная Конституцией; затрагивать ее государственнуюцелостность; подразумевать или инициировать какие-либо территориальныепретензии; включать противоречащие Конституции идеологические и иныеобщественно-политические оценки; игнорировать исторические или этнические традиции».
В то же время, в  соответствии с  ч. 5. ст. 66 Конституции РФ, статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласиюРоссийской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционнымзаконом. Так, в соответствии со статьей 5 Федерального конституционного законаот 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерациюи образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[6], Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 N 1-ФКЗ[7]установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РоссийскойФедерации — Пермский край — в результате объединения Пермской области иКоми-Пермяцкого автономного округа (статья 1), которые прекращают существованиев качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (статья 4). В соответствии с ч.1статьи 2, новый субъект РФ имеет наименование Пермский край. Наименованиенового субъекта РФ — Пермский край подлежит включению в часть 1 статьи 65Конституции РФ. Основанием образования нового субъекта РФ является, совместноепредложение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, направленноеПрезиденту РФ в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ.
В ближайшее время может быть образован еще один субъектРФ, образованный путем объединения Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа иКрасноярского края.  Вопрос об образовании в составе Российской Федерациинового субъекта вынесен на референдум этих заинтересованных субъектов РФ,который состоится  17 апреля 2005 года.
В условиях России, представляющей многонациональноегосударство, федеративная форма государственного устройства является наиболееплодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересывсего многонационального народа России с интересами каждой республики и другихсубъектов Федерации.
Политический (государственный) режим  — Российская Федерация — демократическое государство.Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства иформировании его органов, а также предоставляются иные политические права(гл.2). Закрепленные Конституцией формы государственной власти отражают опытгосударственного строительства зарубежных стран, создают необходимые условиядля реализации зафиксированных в Конституции политических, экономических и иныхсвобод россиян. Проведение принципа разделения властей в системе федеральныхорганов государственной власти создает устойчивый характер для демократическихпреобразований в РФ, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лицаи введение тоталитарного режима. Как отмечают, авторы комментария к КонституцииРФ, «в Конституции 1993 г. мы не найдем ответа, на какую социально-экономическуюмодель рассчитаны ее принципы и нормы: социал-демократическую, либеральную либокакие-то иные зарубежные образцы. Но в ней есть ответ, что неприемлемо, — тоталитарный режим, однопартийная система, цензура, ограничения прав и свободчеловека и гражданина, игнорирование общепризнанных принципов и норм международногоправа. Стратегическая задача политических сил, определяющих курс государства, состоитне в том, чтобы провозгласить в очередной раз, что мы выбираем — социализм иликапитализм, а в четкой программе реализации идей построения демократического,правового, социального государства, закрепленных и конкретизированных в нормахдействующей Конституции»[8].
Принципиально важным является конституированиегосударства Российской Федерации в качестве правового. В современнойполитико-правовой доктрине правовым государством признается демократическоегосударство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательнопроводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются праваи свободы каждого человека. Верховенство закона как необходимый принципправового государства означает не только признание за Конституцией и инымизаконодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливатьисходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловноеподчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону. Всвоей многогранной деятельности государство действует не по собственномуусмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленныхКонституцией и иными основополагающими нормативно — правовыми актами.
Другим непременным признаком правового государстваявляется последовательное разделение властей на законодательную, исполнительнуюи судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг отдруга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать наддругими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица (ст. 10).
В правовом государстве признаются и гарантируются права исвободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, законами и иными нормативно — правовыми актами. Это свободы в сфере экономики,политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности,личную неприкосновенность и др. В конечном счете, каждый член общества в РФобладает равными правами и свободами независимо от пола, расы, национальности,языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения крелигии и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям идругих обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права личности,равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и не посягаетна права и свободы других лиц.
Таким образом,  из всего выше сказанного можно сделатьвывод, что  Российская Федерация — есть демократическое федеративное(конституционно-договорная, асимметричная федерация, образованная понациональному и территориальному признаку)  правовое государство среспубликанской  (полупрезидентская республика) формой правления. Задание№ 2. На основе анализа положений главы  № 4 Конституции, обоснуйте местоПрезидента РФ в системе разделения власти
В статье 10 Конституции РФ закрепляется фундаментальныйпринцип организации власти в РФ — принцип разделения властей — «Государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны». Каждый государственный орган, осуществляющий одну изтрех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственнымиорганами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схемавзаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.
 На федеральном уровне организации государственной властив РФ система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующимобразом. Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы,определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти,влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самыйсерьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверииПравительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства,судебных органов РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть:организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательныйпроцесс (право законодательной инициативы, обязательность заключенияПравительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительныхфедеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительствусбалансирована возможностью роспуска законодательного органа Президентом.Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ имеют правозаконодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104). Эти суды впределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которыхявляются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделениявластей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному СудуРФ. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией:разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативныхактов Президента, палат Парламента и Правительства РФ, разрешение споров окомпетенции между федеральными органами государственной власти, толкованиеКонституции (ст. 125).
Место  и роль Президента в системе разделения властей, вомногом обусловлены такой формой правления, как республика, и зависит от егоправового положения утверждаемого Конституцией. Глава государства впрезидентских республиках наделяется широкими полномочиями в областиполитического руководства. Он располагает определенными средствами воздействияна законодательный процесс, обладает распорядительной (регламентарной) властью,ключевыми прерогативами в сфере руководства вооруженными силами и гражданскойчасти государственного аппарата. Правовое положение Президента РФхарактеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чегоследует, что он — первый среди государственных должностных лиц, единственный,кто избирается всем избирательным корпусом РФ. В ч. 2 ст. 80 установлено,что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека игражданина. Он представляет РФ внутри страныи в международных отношениях
Являясьглавой государства, Президент РФ занимает в системе федеральных государственныхорганов особое положение. Согласно ч. 2 ст. 80  Конституции  Президент принимаетмеры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти.  В соответствии с Конституцией, никакой государственныйорган не может претендовать на суверенное осуществление всей полнотыгосударственной власти в стране. Сама государственная власть не делится междуорганами — она едина. Именно Президент обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам оннепосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.  В случаеразногласий между ними Президент РФ имеет возможность инициировать согласительныепроцедуры и даже передать решение спора на рассмотрение соответствующего суда(ст. 85 Конституции), однако в процессе согласования он не представляетинтересы какой-либо стороны. Обеспечение взаимодействия и согласованногофункционирования всех государственных органов является, как обоснованно считаетспециалист конституционного права Л.А. Окуньков, одной из главныхконституционных обязанностей Президента[9].
Вместе с тем наличие у главы государства упомянутойфункции не означает, что он должен принимать решения или нести ответственностьвместо названных органов. Усилия Президента по координации, объединению действийзаконодательной, исполнительной и судебной власти нельзя рассматривать какпрямое директивное руководство или ограничение самостоятельности соответствующихорганов. Глава государства не подменяет законодательные и исполнительные органывласти, а действует вместе с ними и через них, создавая необходимые условия дляих слаженной работы. Интегрирующая роль большинства конституционных функцийПрезидента применительно ко всем ветвям власти проявляется безпривилегированного отношения к одной из них. Обеспечивая  и направляядеятельность всех государственных органов РФ, и выполняя функцию по ихкоординации, Президент действует только в пределах, установленных КонституциейРФ, точно так же, как и все остальные федеральные органы государственнойвласти: Федеральное Собрание, Правительство, суды. Они самостоятельноосуществляют свои конституционные функции.[10]
В  Российской Федерации  органами федеральной исполнительной власти являются Правительство РФ,министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти. ПравительствоРФ – самостоятельный институт, существующий наряду с институтом Президента.Такая конституционная конструкция разделения властей отличает российскую формуправления от ''классической'' модели полной президентской республики, котораяпринята в США, и в ряде других стран, где министры (главы департаментов)назначаются Президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственнымруководством, образуя во главе с ним так называемый кабинет. Согласно ст. 110Конституции исполнительная власть осуществляется Правительством РФ,  иПредседатель Правительства, а не Президент определяет основные направлениядеятельности Правительства и организует его работу (ст.113). Хотя, поКонституции, Президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан снею наиболее тесно. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование иотставку Правительства. Президент с согласия Госдумы назначает ПредседателяПравительства РФ  (п. «а»  ст. 83 Конституции) и принимает решение оботставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83). Характерно, что если приназначении Председателя необходимо согласие Госдумы, то решение об отставкеПравительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняетсятем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельностьПравительства, в которой он лично может участвовать: на основании п.«б» ст. 83 Конституции он «имеет право председательствовать назаседаниях Правительства РФ». Это правило как бы «связывает»Президента и Правительство. Тесная связь Президента и Правительства РФподтверждается также тем, что Президент в силу п. «д» ст. 83назначает на должность и освобождает от должности заместителей ПредседателяПравительства и федеральных министров.  Своими указами Президент устанавливаетструктуру федеральных органов исполнительной власти. В  соответствии с УказомПрезидента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»от 10 января 1994 г.[11]непосредственно Президенту подведомственны МИД России, МЧС России, МВД России,Министерство обороны, Минюст  и ряд других федеральных силовых ведомств.Президент утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения оних и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как ВерховныйГлавнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.Правительство РФ только координирует деятельность перечисленных государственныхорганов.
Президент РФ как глава государства совместно сПравительством РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществлениеполномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст.78). В реализации данной функции Президента РФ особую роль играют ГосударственныйСовет РФ, а также институт полномочных представителей РФ в федеральных округах.Указом Президента от 1 сентября 2000 г.  было утверждено Положение о ГоссоветеРФ. По своему статусу этот орган является совещательным, содействующимреализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованногофункционирования и взаимодействия органов государственной власти. На егозаседаниях, где председателем является Президент РФ, обычно обсуждаютсяпроблемы, касающиеся взаимоотношений РФ и её субъектов, важнейших аспектовгосударственного строительства, укрепления основ федерализма и т.п.
Согласно ст. 83 Конституции РФ Президент формирует своюАдминистрацию. Это орган, являющийся собственно рабочим аппаратом Президента висполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.Администрация Президента имеет аналитические и экспертные подразделения и нерасполагает собственными властными полномочиями. Президент в установленномКонституцией порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости игосударственной целостности РФ (ст. 80).  В этом ему помогает СоветБезопасности, который он на основании п. «ж» ст. 83 формирует ивозглавляет.  Аппарат Совета Безопасности РФ является самостоятельнымструктурным подразделением Администрации Президента и имеет статус главногоуправления Президента РФ. Являясь совещательным органом, Совет Безопасностиосуществляет подготовку решений по вопросам государственной безопасности,которые оформляются указами Президента. В состав Совета Безопасности входятминистры обороны, МИД, МВД, директор СВР, директор ФСБ  и другие лица. 
Президент имеет определенные рычаги воздействия и назаконодательную власть. Как  глава государства, он назначает выборы нижнейпалаты Парламента- Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Президент обладаетсильным «оружием» для давления на Думу при назначении ПредседателяПравительства РФ: после трехкратного отклонения представленных кандидатур онвправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительстваназначить самостоятельно. Президент имеет возможность ограждать Правительствоот необоснованного, по его мнению, ограничения законодательной властью свободыдействий власти исполнительной. Так, Президент может не согласиться с выраженнымДумой недоверием Правительству и в предусмотренных Конституцией случаях ипорядке распустить Госдуму (ст. 84,109,111,117). Президент наделен правом,обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правомзаконодательной инициативы (ст.104), и отлагательного вето. Президент в случаенесогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение впалаты Федерального Собрания (ст.107). По Конституции законы принимаютсяГосдумой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись к Президенту;однако, законодательный процесс, имеет массу недостатков: если вето СоветаФедерации Госдума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть оченьсложно, так т.к. закон не действует, пока он не подписан президентом и неопубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не согласен, могут бытьим не подписаны неограниченное количество времени (не действовать), посколькуза неисполнение обязанности подписать закон в течение семи дней (послепреодоления президентского вето) не предусмотрено никаких санкции со стороныдругих государственных органов.  Как отмечает Сумбатян Ю.Г, — «… за подобныедействия Президента единственно возможными санкциями являются реакция средствмассовой информации, уменьшение шансов на победу на следующих выборахПрезидента и т.д., но это все не всегда способно заставить Президента соблюдатьКонституцию». [12]Стоит отметить, что право отклонения законов неприменимо к федеральнымконституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинствомголосов в обеих палатах Парламента, а также к тем федеральным законам, которыеповторно одобрены в ранее принятой редакции ⅔ голосов от общего числа членовСовета Федерации и депутатов Госдумы.
Органы  судебной власти в нашей стране самостоятельны впринятии своих решений:  в действующем законодательстве нет норм, указывающих,что судебная деятельность относится к ведению главы государства, тем более чтоона подконтрольна Президенту. Вместе с тем необходимо отметить, что судьивысших судов назначаются на должность по представлению Президента (ст. 6 ЗаконаРФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»), аостальные — им лично в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128Конституции РФ). Поэтому можно говорить о реальной возможности проведенияглавой государства своей кадровой политики, осуществления контроля в ходепроработки предложений по назначению на соответствующие должности судебногокорпуса. Кроме того, Конституция РФ закрепляет право Президента в необходимыхслучаях обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст.85 и 125). Таким образом,  судьи не столь независимы, как того требует теорияразделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающимиполномочиями по отношению к другим органам власти. Порядок назначения судейбольшинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнениенезависимость суда, а тем более представительный характер судебной власти (чтоотмечал еще Монтескье).
Надо обратить внимание и на то, что Президентупринадлежит право определять во внутренней и внешней политике именно основныенаправления. Это означает, с одной стороны, что Президенту как лицу, избранномуна свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулироватьуказанные основные направления, а с другой — что реализация внутренней ивнешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующихорганов законодательной и исполнительной власти. Важнейшим, документом,в котором Президент определяет основные направления внутренней и внешнейполитики, являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, которыестановятся достоянием широкой общественности, всего народа. Это позволяет вслучае необходимости корректировать политику Президента РФ с использованиемвсего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействиеодних государственных структур на другие, влияние на них общественного мнения.
Каквидим, Президент РФ обладает широким кругом конституционных полномочий и приэтом обладает неприкосновенность (ст. 91). Поэтому в Конституции РФ содержитсяопределенная система гарантий, препятствующих трансформации Президента РФ вавторитарного правителя. Они заключаются в: а) ограничении периода полномочийПрезидента РФ 4-летним сроком, б) его всенародных прямых выборов, ихальтернативном характере, в) в недопустимости занятия поста президента РФ более2 сроков подряд, г) возможности отрешения его от должности д) признании несоответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основерешений Конституционного Суда РФ и т.п.
Таким образом,  по совокупности и значимости функций иполномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, непосредственно невходя ни в одну из «ветвей» власти, бесспорно, занимает ведущее место в системеорганов РФ, осуществляющих государственную власть. Тем не менее, это несвидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда употребляюттермин «президентская власть», то это может означать только особый статусПрезидента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственныхполномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей вовзаимодействии с другими властями. Интегрирующая роль большинства конституционныхфункций Президента применительно ко всем ветвям власти проявляется без привилегированногоотношения к одной из них. Такое положение Президента не должно ограничиватьсамостоятельность деятельности основных государственных органов РФ, посколькуполномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованноговзаимодействия всех ветвей власти РФ, строгое соблюдение Конституции РФ, защитуправ и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
Список литературы и источников
1.         «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием12.12.1993) // «Российская газета», № 237, 25.12.1993
2.         «Гражданский кодекс Российской Федерации  (часть вторая)» от26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) // «Собрание законодательстваРФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410
3.         Федеральныйконституционный закон  от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта РоссийскойФедерации» (одобрен СФ ФС РФ 05.12.2001)// «Собрание законодательстваРФ», 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4916
4.         Федеральныйконституционный закон  от 25.03.2004 N 1-ФКЗ «Об образовании в  составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа'' (одобрен СФФС РФ 24.03.2004)// „Собрание законодательства РФ“, 29.03.2004, N 13,ст. 1110
5.         Указ ПрезидентаРФ от 13.05.2000 N 849 ( ред. от 06.04.2004) „О полномочном представителеПрезидента Российской Федерации в федеральном округе “ //  „Собраниезаконодательства РФ“, 15.05.2000, N 20, ст. 2112
6.         ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации/ / СЗРФ, 1995, N 49, ст. 4868
7.         Устав (основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа N 4-оз //Собрание законодательства Ханты-Мансийсийского авт. округа от 16 ноября 2000 г. N 10
8.         Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов ифакультетов – М: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 2005.
9.         Матузов Н. И., Малько А. В. Теория права и государства. Курс лекций. М.Юристъ 2001
10.       Окуньков Л.А.Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 36.
11.       Пономарев С. Е.Теория государства и права  Учебно-методическое пособие. — Омск Издание ОмГУ   2004.
12.       Комментарий к Конституции  Российской Федерации» / под ред. Л.А. Окунькова. – М: ИздательствоБЕК, 1996
13.       Комментарий к гражданском кодексу Российской Федерации, (часть вторая) /Под ред. О.Н. Садикова — М. ИНФРА М — НОРМА, 2005.
14.       Постатейный комментарий к Конституции РоссийскойФедерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура,2002.-959 с.
15.       Тарасов А.М.«Президентский контроль » //«Законодательство», N 4, 2003
16.       Усанов В.Е. Конституционное (государственное) право РоссийскойФедерации: Учебник /Под общ. ред  д.ф.н. Хмелевской С.А. – М.: ПЕР СЭ, 2003. –576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.