Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика правомочий местного самоуправления

Содержание
1 Гарантии правомочий местного самоуправления
1.1 Правовая защита местногосамоуправления
1.2 Иные формы защиты прав местногосамоуправления
Заключение
Список используемой литературы

1. ГАРАНТИИ ПРАВОМОЧИЙМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Правовая защитаместного самоуправления
Понятие правовой защитыместного самоуправления предполагает широкий спектр механизмов отстаиваниязаконных интересов различных субъектов права. Можно выделить следующие группыинтересов, подлежащих отстаиванию в рамках правовой защиты местногосамоуправления:
·       защитаправ граждан на местное самоуправление;
·       защитаправ муниципальных образований на местное самоуправление;
·       защитаграждан от действий органов местного самоуправления, ущемляющих права и свободычеловека и гражданина.
Необходимо отметить,что из перечисленных форм в наибольшей мере законодательно обеспечена в РФзащита граждан от действий органов местного самоуправления, ущемляющих права исвободы человека и гражданина, в то время как законодательное обеспечениепервых двух из выше упомянутых направлений правовой защиты местногосамоуправления в должной мере отсутствует.
Такое положение вещейсвязано с тем, что механизмы защиты от противоправных действий органов власти,по существу, одинаковы в отношении и государственной власти и местногосамоуправления. Поэтому для защиты граждан от злоупотребления властью взначительной мере применимы продолжающие действовать в настоящее время нормызаконодательства советских времен, предусматривающие возможность обжаловать всудебном и административном порядке решения и действия органов власти.
В отличие от проблемызащиты от неадекватных действий органов власти проблема защиты прав на местноесамоуправление возникла относительно недавно. Впервые однозначное указание нагосударственную защиту местного самоуправления было сделано в Конституции РФ(ст. 133).
Среди наиболееэффективных механизмов государственной защиты прав граждан и муниципальныхобразований следует выделить судебную систему и институт прокуратуры. Вопросысудебной защиты требуют детального рассмотрения в силу особой важности данногоинститута, который одновременно представляет собой самостоятельную ветвьпубличной власти – судебную власть (ст. 10 Конституции РФ).
1.2 Иные формы защитыправ местного самоуправления
Вместе с темпредставляется целесообразным исследовать проблемы правовой защиты местногосамоуправления в иных (внесудебных) формах защиты, поскольку к судебныминстанциям обычно обращаются, когда иные формы защиты не дали результата.
Прокуратура РФ.Деятельность данного института регламентирована Конституцией РФ (ст. 129) иФедеральным законом «О прокуратуре РФ», где указано на особую организациюпрокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящихпрокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Генеральныйпрокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности СоветомФедерации по представлению Президента РФ.
Таким образом,прокуратура в РФ представляет собой единую федеральную централизованную системуорганов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ иисполнением законов, действующих на территории РФ.
Граждане могутобратиться за защитой своего законного права в органы прокуратуры для принятиясоответствующих мер прокурорского реагирования. Представляется, что всоответствии с вышеизложенным принципом правом обращения в прокуратуру в связис нарушением прав местного самоуправления обладают также органы и должностныелица местного самоуправления. Эта позиция соответствует и положениям ст. 11Европейской хартии местного самоуправления, где говорится об органах местногосамоуправления как субъектах права государственной защиты.
В то же времязаконодательство о прокуратуре не лишено пробелов в части защиты местногосамоуправления. Так, предметом прокурорского надзора являются только исполнениезаконов, тогда как надзор за исполнением нормативных правовых актов местногосамоуправления (которые не являются законами) в компетенцию прокуратуры невходит. Иными словами, обратится к прокурорской защите в целях обеспечениянадлежащего исполнения местных норм не представляется возможным.
Применительно к вопросузащиты местного самоуправления следует отметить, что граждане и органы местногосамоуправления могут обратиться в прокуратуру для принятия мер прокурорскогореагирования в случае нарушения права граждан на местное самоуправление, в томчисле для опротестования нормативных правовых актов органов власти, содержащихположения, нарушающие данное право или препятствующие его реализации.
Защита прав граждан впорядке административного производства. Административное законодательство РФ внастоящее время составляют Кодекс РФ об административных правонарушениях иотдельные акты, как правило, устанавливающие административную ответственность(в том числе законы субъектов Федерации). Фактически правовое регулированиеадминистративных отношений в настоящее время сводится к решению вопросов обустановлении составов административных правонарушений и ответственности за ихсовершение.
Таким образом,неисполнение решений местного самоуправления влечет административнуюответственность в виде штрафа. Представляется, что данная норма может бытьназвана одним из необходимых элементов механизма правовой защиты местногосамоуправления.
Административноезаконодательство также предусматривает возможность привлечения к ответственностиорганов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение избирательныхправ граждан, что само по себе является важной гарантией реализацииконституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления.
Думается, к данномуинституту правовой защиты следует отнести также и конституционно закрепленноеправо граждан на обращение в государственные органы и органы местногосамоуправления (ст. 33 Конституции РФ), в том числе обжалование вадминистративном порядке (т. е. в вышестоящий орган) действий и решений органовгосударственной власти и местного самоуправления.
ДеятельностьМинистерства юстиции РФ по выявлению нарушений Конституции РФ и федеральногозаконодательства. Министерство юстиции РФ проводит юридическую экспертизупроектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимыхфедеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ иПравительства РФ, а также проводит юридическую экспертизу нормативных правовыхактов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральнымзаконам.
Деятельностьнегосударственных (общественных) организаций. Защита прав граждан (в том числена местное самоуправление) может обеспечиваться посредством деятельностиотдельных негосударственных организаций, например, таких как Конгрессмуниципальных образований РФ, общероссийские, межрегиональные, региональныеобъединения муниципальных образований, специальные или научно-исследовательскиеучреждения и организации.
Это может выражаться восуществлении независимой правовой (научной) экспертизы соответствия издаваемыхорганами государственной власти и местного самоуправления правовых актовимеющим высшую юридическую силу нормативным правовым актам, а также вподготовке заключений на проекты законов и иных нормативных актов в сфереместного самоуправления.
Также значительноеместо в деятельности организаций занимает обеспечение представительстваинтересов местного самоуправления на федеральном уровне власти и в сферемеждународных отношений.
В то же время вроссийском законодательстве отсутствуют процессуальные механизмы, необходимыедля эффективного осуществления указанными органами своих функций, а именно, поконтролю за законностью деятельности органов государственной власти и органовместного самоуправления.
Кроме того,законодательством РФ не определен правовой статус и последствия вынесениязаключении государственных органов или уполномоченных негосударственныхорганизаций о несоответствии закону правовых актов государственной власти,нарушающих права и свободы граждан.
Деятельностьмеждународных организаций в сфере правовой защиты местного самоуправления.Конституция России предоставляет гражданам РФ право использовать международныемеханизмы защиты. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе всоответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственныеорганы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты.
В то же время обращениев Европейский суд по правам человека (Страсбург) для защиты права наосуществление местного самоуправления в настоящее время невозможно. Даннаяситуация связана с тем, что в Европейском суде рассмотрению подлежат лишь дела,вытекающие из нарушения прав и свобод человека, предусмотренных Конвенцией озащите прав человека и основных свобод (1984), которая не содержит упоминания оправе на местное самоуправление.
Институт самозащитыправ. Согласно п. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права исвободы всеми способами, не запрещенными законом. Еще более четко данное правооговаривается в ст. 14 Гражданского кодекса РФ: допускается самозащитагражданских прав; способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и невыходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.Одновременно ст. 133 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправлениегарантируется правом на судебную защиту.
Однако реальнаясудебная защита местного самоуправления существенно затруднена в силунеобеспеченности ее достаточной законодательной базой, позволяющей ставитьвопрос о фактической недееспособности российской судебной системы.
Таким образом, несмотряна то, что Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ» гарантировано право местногосамоуправления на судебную защиту, его реализация затруднена отсутствиемнеобходимых правовых механизмов.
К наиболее серьезнымпробелам в законодательстве, препятствующим реализации права местногосамоуправления на судебную защиту, представляется возможным отнести:
·       отсутствиечеткой правовой регламентации статуса муниципальных образований и органовместного самоуправления в отношениях, связанных с осуществлениемсудопроизводства (так, Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГКП РФ) вообще неотносит муниципальные образования и органы местного самоуправления к участникампроцесса);
·       отсутствиесудебного органа, уполномоченного на рассмотрение споров между РФ и ее субъектами,а также муниципальными образованиями, органами местного самоуправления иорганами государственной власти;
·       отсутствиесудебных органов, в надлежащем порядке наделенных полномочиями признаватьнормативные правовые акты органов публичной власти не соответствующими инымнормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, за исключениемКонституции РФ;
·       отсутствиеправовых механизмов обращения органов местного самоуправления в КонституционныйСуд РФ.
Обеспечение эффективнойправовой защиты местного самоуправления требует серьезного совершенствования иразвития законодательной базы.
В специальноезаконодательство о местном самоуправлении целесообразно включить нормы,обеспечивающие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления,независимо от пробелов процессуального и материального законодательства.

Заключение
Можно сказать, что насовременном этапе утверждения конституционной модели российскойгосударственности проблема развития местного самоуправления играет важную роль,так как формируемая система управления еще не использовала всех своихпотенциальных резервов. Полномочия по обеспечению федеральных гарантий местногосамоуправления не подкреплены соответствующими механизмами. Необходимо отметитьотсутствие института предметов совместного ведения государственной имуниципальной власти. Также существуют конфликты между органами властисубъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения прав иобязанностей и, соответственно, проблема разграничения ресурсов, необходимыхдля реализации компетенции, а также неясность в вопросе о том, являются лизадачи местного самоуправления, установленные законодательством, обязательнымидля исполнения или речь идет только о праве их решать.
До настоящего временине решена проблема наделения органов местного самоуправления отдельнымигосударственными полномочиями.
С одной стороны,действует положение Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ» о наделение органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральнымизаконами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимыхматериальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочийподконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлениеморганами местного самоуправления отдельных государственных полномочийопределяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ. Сдругой стороны, отсутствует федеральный закон, устанавливающий порядок наделенияорганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,расчета и передачи, необходимых для их реализации ресурсов, контроля за ихреализацией.
Говоря о реализацииконституционного права населения на осуществление местного самоуправления,необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит нетолько от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающихорганизационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, нои от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местногосамоуправления, от действительной способности этими правами грамотновоспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.
Для действительнойспособности реализации права на местное самоуправление представляетсянеобходимым:
1) наличие механизмовосуществления права, то есть наличие органов, создаваемых населением дляреализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямоговолеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населениясоздаваемых им органов (выборы, формы контроля). Эти вопросы в основном решеныв рамках первого, организационного этапа;
2) наличие возможностиосуществления права, то есть наличие финансово-экономической базы дляобеспечения реальной самостоятельности населения и дееспособности, создаваемыхим органов (основная задача второго, экономического этапа);
3) наличие осознаннойволи в осуществлении права, то есть активное участие в процессе организацииместного самоуправления не только государства (через официальные решения егоорганов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкоеучастие в процессе, заинтересованность в его результате).
Все три составляющиенаходятся в настоящее время в процессе формирования, но именно их неразрывноесочетание: наличие обладающих экономической и правовой возможностьюорганизационных структур местного самоуправления при активном участии изаинтересованности государства и населения может привести к созданию реальногоэффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильногопоступательного развития российского общества и российского государства.

Список литературы
1.        Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт //СОЦИС. — М., 1997. — №1.
2.  Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право ипрактика его реализации в городском самоуправлении. — Ростов-на-Дону, 1996.
3.  Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможностиместного самоуправления //СОЦИС. — М. 1997. — №1.
4.  Бялкина Т.М. Законодательство области о местномсамоуправлении. — Воронеж, 1996.
5.  Гладышев А.Г. Правовые основы местногосамоуправления. — М., 1996.
6.  Лаптева Л.Е. Вступительная статья // Местноесамоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. — М., 1998.
7.  Правоведение: учебник/ В.А Алексеенко, О.Н.Булаков, И. В. Зыкова, Н. Н. Косаренко и др. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС,2007. – 436с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.