Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика лесного фонда и его земель

Глава I. Общая характеристика лесного фонда и егоземель
Земли лесного фонда занимают самую большую площадь посравнению со всеми территориями земель в нашей стране. Основное их назначение — использование в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Земельноезаконодательство рассматривает земли лесного фонда в качестве самостоятельнойкатегории по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованиемземель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений ирегулируются земельным и лесным законодательством.
Для того чтобы иметь представление о правовом режиме земельлесного фонда, необходимо уяснить наиболее важные положения лесногозаконодательства и его соотношение с земельным законодательством.
Прежде всего, речь идёт о соотношение юридических понятий«лес» и «земли лесного фонда». ЛК (ст.7 и 9) включает впонятие леса и земли, на которых произрастают леса. Между тем, биологические ииные естественнонаучные характеристики природных объектов не закрепляются вправе автоматически. Для права имеют значение лишь юридически значимые признакиприродных ресурсов. Поэтому российское законодательство о природных ресурсахпостроено на принципе разграничения предметов регулирования соответствующихотраслей. Земельное законодательство регулирует отношения, связанные сопределением порядка использования и охраны земель, т.е. земельные отношения. Предметлесного законодательства — лесные отношения, т.е. отношения по поводуэксплуатации лесов, защите их от пожаров, вредителей, болезней ивоспроизводству.
Признавая экологическую связь земли, леса и других природныхобъектов, следует подчеркнуть, что лес и земля представляет собой природныеобъекты, правовое регулирование которых имеет различный характер. Объединениеземли и лесов в единое понятие «лесной фонд» создаёт неправильноепредставление о действительных площадях, занятых лесами, площадь которых приэтом ассоциируется с площадью земель лесного фонда, в состав которых входят инепокрытые лесом земли.
Понятие земель лесного фонда содержится в ст.101 ЗК. Кземлям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесной растительностью ине покрытые ею, но предназначенные для её восстановления — вырубки, гари,редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйстванелесные земли (просеки, болота, дороги и пр).
Внутренняя структура земель этой категории детализирована вст.8 ЛК.
К землям лесного фонда относятся:
лесные земли, т.е. покрытые лесной растительностью и непокрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, редины,погибшие древостои, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками,несомкнувшимися лесными культурами, и иные);
нелесные земли, т.е. земли, предназначенные для нужд лесногохозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями идругие земли), а также иные земли расположенные в границах лесного фонда (землизанятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использованияземли.
Закрепление в законодательстве такой структуры земельлесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видовземель (ст.8-9 ЛК). Лесные земли предназначены для выращивания лесов,рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих жецелей используются и участки лесного фонда, не покрытые лесной растительностью(вырубки, гари и т.п.) они также предназначены для лесовосстановления, поэтомуотносятся к лесным землям.
Нелесные земли — земли, которые не только не заняты лесом,но и не предназначены для его выращивания. Целевое назначение этих земельсостоит в обслуживании нужд лесного хозяйства — устройство просек, дорог и т.п.к нелесным землям относятся также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составеправовой категорией, самостоятельным объектом правового регулирования поотношению к такой категории, как лесной фонд. Отношения, связанные сиспользованием земель лесного фонда, — разновидность земельных отношений какпредмета земельного права. В силу этого все нормы, регулирующие отношения поповоду земель лесного фонда, носят земельно-правовой характер независимо оттого, содержатся ли они в земельном законодательстве или в Лесном кодексе. Земельноезаконодательство определяет общие положения, касающиеся регулированияиспользования и охраны земель лесного фонда. Лесное законодательство отражает спецификурегулирования этих отношений. Принимая во внимание целевое назначение земельлесного фонда, их правовой режим закрепляется в земельном и лесномзаконодательстве.Глава II. Деление лесов на группы
Для ведения лесного хозяйства принудительное значение имеюттакие понятия, как «группа лесов» и «категория защитности лесов».В соответствии с экономическими, экологическими и социальным значением лесногофонда, его местоположением и выполняемыми им функциями лесной фонд разделяетсяпо группам лесов, леса первой группы разграничиваются по категориям защитности(ст.55 ЛК).
Лесное законодательство выделяет леса первой, второй,третьей групп. Основная цель такого деления заключается в определении режимазаготовки древесины и обеспечении охраны наиболее ценных лесов, имеющих важноеприродоохранное значение. В зависимость от группы и категории защитности лесовустанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них, использования лесногофонда, а также изъятия участков лесного фонда. Отнесение к соответствующейгруппе определяет применение тех или иных видов и способов рубок, ширинулесосек и т.п.
Группа лесов — правовой режим, установленный в отношениичасти лесного фонда в зависимости от его экономического, экологического исоциального значения, местоположения и выполняемых функций.
Правовой гарантией сохранения уникальных природоохранныхфункций лесов служит установление категорий защитности лесов, которыевыделяются в пределах лесов первой группы. Категория защитности определяет правовойрежим части лесного фонда и не покрытых лесом земель этого фонда, выделенных всвязи с особым защитным, водоохранным, санитарно-гигиеническим, рекреационным,научным, историческим и иным специальным значением для использованияпреимущественно в одной из указанных целей.
К лесам первой группы относятся леса, основное назначениекоторых — выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,оздоровительных иных функций, а также леса особо охраняемых природныхтерриторий (56 ЛК). Леса первой группы подразделяются на следующие категориизащитности:
запретные полосы лесов по берегам рек, озёр, водохранилищ идр. водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценныхпромысловых рыб;
противоэрозийные леса;
защитные полосы лесов, вдоль железнодорожных магистралей,автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;
государственные защитные лесные полосы;
ленточные боры;
леса на пустынных, степных, лесостепных и малолесных горныхтерриториях, имеющих важное значение для защиты окружающей природной среды;
леса зелёных зон поселений и хозяйственных объектов;
леса первого и второго поясов зон санитарной охраныисточников водоснабжения;
леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной)охраны курортов;
особо ценные лесные массивы;
леса, имеющие научное или историческое значение;
памятники природы;
орехово-промысловые зоны;
лесоплодовые насаждения;
притундровые леса;
леса государственных природных заповедников;
леса национальных парков;
леса национальных парков;
заповедные лесные участки.
К лесам второй группы ст.57 ЛК относит леса в регионах свысокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса,выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные ииные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса врегионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуютсяограничение режима лесопользования.
К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов,имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесиныдолжны сохраняться экологические функции этих лесов. Леса третьей группыразделяются на освоенные и резервные (ст.58 ЛК).
Приказом Рослесхоза от 27 июня 1997 года №83 утвержденыкритерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам. Выделяются резервныелеса только из состава лесов третьей группы. Эти леса являются источникомполучения древесины для местных нужд, одновременно они имеют важноеводоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, климатоулучшающее,санитарно-гигиеническое, экологическое значение, обеспечивая условиятрадиционного проживания коренных народов и этнических общностей.
К резервным лесам относятся все леса (в том числе заросликедрового стланика, карликовой берёзы и т.п.), расположенные в пределах горныхсистем и на равнине, которые предполагается вовлечь в эксплуатацию в теченииближайших 15-20 лет. В состав резервных лесов входят леса на территорияхтрадиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей.Леса третьей группы относятся к резервным, как правило, по материаламлесоустройства.
Критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесамустанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Как видно из изложенного выше, леса первой группы попадаютпод щадящий режим пользования. Леса второй группы подлежат экономическиобоснованной и эффективной эксплуатации. В лесах третьей группы, которыепроизрастают в основном в многолесных районах, рубки главного пользования (заготовкилеса и т.п.) направлены на рентабельную и рациональную эксплуатацию ипроводятся способами, обеспечивающими своевременное восстановление леса.
Процедура выделения особо защитных участков лесаурегулирована приказом Рослесхоза от 30 декабря 1993 года № 348 «Обутверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса».Особо защитные участки леса выделяются в целях сохранения защитных и иныхэкологических и социальных функций таких участков путём установления в нихсоответствующего порядка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом.
Особо защитные участки леса не выделяются в лесах,отнесённых к категории защитности, в которых действует аналогичный или болеестрогий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, чем вособо защитных участках леса.
Предусмотрено 25 видов особо защитных участков леса. Так, берегозащитнымиучастками леса могут быть признаны полосы шириной 100-300 м. (в многолесныхрайонах — 100м., в среднелесных — 200м., малолесных — 300м).
Допускается выделение участков леса с реликтовыми иэндимичными растениями. К ним относятся участки леса с древесной, кустарниковойи травянистой растительностью, в составе которой находятся виды растений,имеющие научную или историческую ценность. Площади и границы каждого участкаустанавливаются на основании специальных обследований и обоснований. Могут бытьвыделены участки леса глухариных токов. Ими признаются участки леса в радиусе300 метров вокруг глухариных токов. Выделяются, как правило, не более 3-х такихучастков на 10 тыс. га лесного фонда, с тем, чтобы, охраняя природу, несоздавать неоправданных ограничений в использовании лесных ресурсов. Возможновыделение иных видов защитных участков леса: опушки леса по границам сбезлесными пространствами; небольшие участки леса по границам, расположенныесреди безлесных пространств, участки леса, на легко размываемых и выветриваемыхгрунтах и т.д.
Кроме того, к лесам, выполняющим защитные функции, относятсяпротивоэрозийные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей,автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственныезащитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных,степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющих важное значениедля защиты окружающей природной среды; леса зелёных зон поселений ихозяйственных объектов и некоторые другие. Все леса, находящиеся на земляхприродоохранного назначения, относятся к первой группе лесов.
Глава III. Правовой режим земель лесного фонда
Лесной фонд РФ образуют не все леса. из его составаисключены, как это определено ст.7 ЛК РФ, леса, расположенные на землях обороныи землях населённых пунктов (поселений). Разграничение территории этих лесовпроизводится в порядке лесо- и землеустройства государственными проектнымиорганизациями по решению органов власти РФ.
Такое деление лесов Лесной Кодекс РФ предусматривает длятого, чтобы возложить основное бремя забот о ведении лесного хозяйства и охранылесов, не входящих в лесной фонд, соответственно, на органы обороны и городскиевласти.
В лесной фонд и в состав других лесов не входят также такназываемые «древесно-кустарниковая растительность» (ст.11 ЛК РФ), расположеннаяна:
землях сельскохозяйственного назначения, в т. ч. земляхпредоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожныхмагистралей и автомобильных дорог);
землях населённых пунктов (поселений), в т. ч. предоставленныхдля дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий (промышленности, природоохранногоназначения и др.).
Закон устанавливает различия в порядке использования земельдля нужд лесного хозяйства и для других нужд российской экономики. Границылесного фонда определяются путём отграничения земель лесного фонда от иныхземель (ст.7 ЛК). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из негоосуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ.Согласно ст.101 ЗК изъятие земель, занятых лесами первой группы, длягосударственных или муниципальных нужд допускается только в исключительныхслучаях указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.493 кодекса.
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли дляиспользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства,пользованием лесным фондом, и перевода земель лесного фонда в земли иных (других)категорий определяется ст.63 ЛК РФ (в ред. От 22 августа 2004 г)
В зависимости от группы лесов и категории защитности лесовустанавливается порядок ведения хозяйства в них, режим использования лесов исоответствующих земель, а также изъятия земель лесного фонда длягосударственных и общественных нужд. В связи с этим важное значение дляобеспечен6ия сохранности лесов имеет определение порядка перевода лесных земельв нелесные.
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования ихв целях не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом,и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускается только приналичии положительного заключения государственной экологической экспертизы, иосуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, в отношенииучастков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройстваили незапланирован, но необходим для обеспечения государственных имуниципальных нужд, с учётом территориальных комплексных схем градостроительногопланирования развития соответствующих территорий или их частей.
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования ихв целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием леснымифондом, осуществляется:
в лесах первой группы — Правительством РФ по представлениюфедерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства;
в лесах второй и третьей групп — территориальным органомфедерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли дляиспользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованиемлесным фондом, устанавливается Правительством РФ. Оно же осуществляет переводземель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
Состав и порядок подготовки документации о переводе земельлесного фонда в земли иных (других) категорий определяется также ПравительствомРФ.
При переводе лесных земель в нелесные земли дляиспользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованиемлесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорийграждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод,возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчёта и возмещения потерь лесногохозяйства при данных переводах устанавливаются Правительством РФ.
Перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорийосуществляется в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевомуназначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нуждлесного хозяйства, а также в случае необходимости обеспечения обороны страны,безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения вустановленном порядке объектов здравоохранения, объектов культурного,жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных установленныхземельным и лесным законодательством Российской Федерацией случаях.
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли дляиспользования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованиемлесным фондом, устанавливается ст.64 ЛК РФ (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ).
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования ихв целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом,осуществляется соответствующим лесхозом федерального органа исполнительнойвласти в области лесного хозяйства с разрешения территориального органафедерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства всубъекте Российской Федерации.
На участках лесного фонда, переданных в аренду иликонцессию, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действиякоторых более 2-х лет, возведении лесопользователем на срок лесопользования строенийи сооружений, пунктов хранения древесины перевод лесных земель в нелесные землиосуществляется в порядке, предусмотренном частью первой ст.64 ЛК РФ.
В решении территориального органа федерального органаисполнительной власти в области лесного хозяйства в субъекте РоссийскойФедерации о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их вцелях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом,указываются место нахождения земельного участка лесного фонда, его площадь,цель, срок на который осуществляется перевод, перечень разрешённых к выполнениюработ на данном участке, мероприятия по рекультивации этого участка послеистечения срока перевода.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. № 455утверждено «Положение о переводу лесных земель в нелесные земли дляиспользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства ипользованием лесным фондом».
Данное Положение устанавливает порядок перевода лесныхземель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведениемлесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Перевод осуществляется, если всоответствии с земельным и лесным законодательством РФ не требуется переводаземель лесного фонда в земли других категорий. Названный перевод осуществляетсяв целях:
проведения геологоразведочных работ, а также геологическогоизучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных и иных работ — насрок проведения указанных работ;
строительства (реконструкции) и эксплуатации линийэлектропередачи, связи, трубопровода и других подобных объектов — на срокстроительства (реконструкции) и эксплуатации.
Перевод допускается только при наличии положительногозаключения государственной экологической экспертизы и осуществляется всоответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющимиданные лесоустройства:
в лесах первой группы — на основании решения ПравительстваРФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному сФедеральным агентством лесного хозяйства;
в лесах второй и третьей групп — на основании решения органагосударственной власти субъекта РФ по представлению территориального органаФедерального агентства лесного хозяйства в этом субъекте РФ.
В решение о переводе указывается место нахождения участкалесного фонда, его площадь и цель или вид разрешённого использования.
Перевод осуществляется по инициативе граждан и юридическихлиц. Лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают в установленномпорядке потери лесного хозяйства и убытки лесопользователей, связанные спереводом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности регулирования труда госслужащих
Реферат The Crucible Literal Vs Literary Essay Research
Реферат Анализ ценообразования в картеле ОПЕК
Реферат I. Святой Франциск и его время Глава II
Реферат §ї§Э§Ц§Ь§д§в§Ъ§й§Ц§г§Ь§Ъ§Ц §и§Ц§б§Ъ §б§Ц§в§Ц§Ю§Ц§Я§Я§а§Ф§а §д§а§Ь§С
Реферат Wartime Propaganda
Реферат Теоретические аспекты исследования проблем трудовой миграции
Реферат Возможности информационных технологий обучения в процессе развития творческого мышления
Реферат European Union Description Essay Research Paper In
Реферат I. Правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина стр
Реферат Внешняя торговля России в X-XVII вв
Реферат Возникновение основ советского права
Реферат Describe And Evaluate The Preparation Of Your
Реферат Особисте страхування
Реферат Значение анализа газодинамики процесса термолиза промбытотходов при разработке основного агрегата