Реферат по предмету "Государство и право"


Функции местного самоуправления

РЕФЕРАТ
«Функции местногосамоуправления»

Содержание
 
Введение
1. Функции и областькомпетенции органов местного самоуправления
2. Проблемы и перспективыв области реализации функций местного самоуправления
Заключение
Список использованныхисточников
Приложение

Введение
 
В экономической науке существует понятие «баланс власти», подкоторым подразумевается наличие противовесов в системе государственных органовуправления. При этом речь идет о балансе власти по горизонтали. Однако это лишьодно из условий демократизации государственного управления, причем относящеесяк области политических процессов.
Для социально-экономического развития территорий, государствав целом более важна другая составляющая равновесия — баланс власти по вертикали.Он предполагает наличие полномочных органов местного самоуправления с высокойстепенью организационной и финансовой самостоятельности.
Мировой опыт свидетельствует, что система регулирования общественно-экономическихотношений в любом государстве состоит из 2-х базовых составляющих:государственного управления и местного самоуправления. Уровень и перспективыразвития страны, прежде всего, зависят от того, насколько совершенны указанныесоставляющие. Все остальные элементы этой системы, включая хозяйственноеуправление, являются производными от неё и функционируют в соответствии с заданнымиею правилами игры. Из этого следует, что местное самоуправление относится к числуглавных факторов социально-экономического развития общества. Страна не можетбыть демократической, иметь устойчивую социально-экономическую базу без развитогоместного самоуправления.
Для развития системы местного самоуправления взаконодательной базе должны быть четко определены его функции, что и делаеттему данной работы актуальной. Здесь важно уточнить, что таковой страна не можетбыть и без сильной государственной власти.
Поняв экономическую и социальную целесообразность децентрализациигосударственного управления, во многих странах Европы (во Франции, Швеции и др.)и в США в 18-19 вв. были приняты меры по формированию дееспособного местногосамоуправления, что послужило одной из ключевых предпосылок устойчивогоразвития этих стран.
Целью даннойработы является анализ функций местного самоуправления в РФ. На основании целив работе ставятся задачи изучить функции самоуправления в РФ на современномэтапе, а также выявить проблемы и перспективы развития в этой области.

1. Функции и область компетенции органов местногосамоуправления
 
Основныефункции местного самоуправления перечислены в Конституции (Основном Законе) РФ.В ч. 1 ст. 132 Конституции сказано, что «Органы местного самоуправлениясамостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают иисполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляютохрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
Сопоставляя содержащиесяздесь нормы с нормами ст. 130 Конституции, где говорится о возможности решенияподведомственных местному самоуправлению дел непосредственно населением, можносделать однозначный вывод, что основной объем этих дел приходится все же надолю структур, специально для этого создаваемых.
Приведенный вст. 131 Конституции РФ перечень — открытый, т.е. кромеуказанных в нем вопросов управления муниципальной собственностью, формирования,утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов исборов, осуществления охраны общественного порядка предполагается решениеорганами местного самоуправления «иных вопросов местного значения». Причемназванные вопросы главным образом связаны с материально-финансовым обеспечениемместного самоуправления. Если исключить из этого перечня охрану общественногопорядка, конкретные направления деятельности органов местного самоуправленияпредставить трудно. Полностью, детально они определяются Федеральным законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее – Закон), принятым в 2003 году.
Само понятие «вопросыместного значения» относительно. Хотя в их оптимальном решении заинтересовано,прежде всего, местное население, для государства в целом это тоженебезразлично, поскольку вся политика государства, согласно Конституции,направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека.
Тем не менее, Конституцияразличает полномочия местного самоуправления, имеющие локальный характер, игосударственные полномочия. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органыместного самоуправления могут наделяться отдельными государственнымиполномочиями. Эта норма, с одной стороны, отражает уже сложившееся положение,когда действующие органы местного самоуправления, унаследовавшие в известной степенифункции местных Советов, решают вопросы государственного значения, а с другой — определяет возможность увеличения их государственных обязанностейв новых условиях.
Новый Закон затрагиваетгораздо более широкий круг отношений в области местного самоуправления, посравнению с предыдущими законами и регулирует их конкретнее, чем прежний. Егообъем в три раза превышает ранее действовавший акт. Хотя Закон по-прежнемуявляется рамочным, он непосредственно и исчерпывающим образом решает многиевопросы организации местного самоуправления, определяет пределы полномочийсамоуправленческих структур, права граждан на участие в местном самоуправлении.
По своему замыслу новыйЗакон должен стать единственным правовым документом, определяющим на федеральномуровне общие принципы организации местного самоуправления. Если раньше этипринципы могли регулироваться и другими федеральными законами, то теперь всесосредоточивается в одном акте. Закон объединил в себе ряд законопроектов,которые подготавливались в течение нескольких лет Государственной Думой, но поразным причинам не были завершены, — таких, как «Об основах статуса выборного должностного лицаместного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах наделенияорганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», «Оборганах территориального общественного самоуправления», «Об основных гарантияхграждан на участие в осуществлении местного самоуправления». Он включил в себяотдельные нормы Федерального закона 1997 года «О финансовых основах местногосамоуправления в Российской Федерации», который перестал действовать со вступлениемв силу нового акта.
Существенная характернаячерта нового правового документа состоит в том, что он централизовалнормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его срегионального на федеральный уровень. Согласно прежнему Федеральному закону кполномочиям органов государственной власти субъектов РФ относилось принятие иизменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении; разграничениепредметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организацииместного самоуправления; определение условий и порядка контроля заосуществлением органами местного самоуправления отдельных государственныхполномочий субъекта РФ; установление порядка регистрации уставов муниципальныхобразований; определение порядка установления территорий муниципальныхобразований и др. Некоторые субъекты РФ, хотя и не в полной мере, реализовалиэти полномочия. Однако в большинстве регионов органы государственной властикакое-то время вели себя пассивно. В нормативной базе местного самоуправленияпродолжали существовать серьезные пробелы.
Это и послужило одной изпричин усиления федерального участия в правовом регулировании корневой системыпубличной власти. И хотя субъекты РФ сохранили некоторые свои полномочия, ихучастие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь непредусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления,находящихся согласно Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации иее субъектов, в новом Законе выглядит иначе, чем в прежнем. Их «федеральнаясоставляющая» в большей степени, чем прежде, перевешивает «региональную».Конечно, это не означает, что Закон разрушает уже сделанное в области местногосамоуправления и как бы заново выстраивает все отношения в данной области. Нафедеральный уровень вынесено решение вопросов, многие из которых ужеапробированы в региональном законодательстве.
Итак, с принятием новогоФедерального закона существенно изменилась сама система законодательства оместном самоуправлении, а если учитывать предусмотренное Законом расширениенормотворческих возможностей муниципальных органов, — система всех правовых актов о местном самоуправлении. Эти измененияотнюдь не самоцель. Они служат правовым средством перестройки муниципальногоуровня публичной власти, его обновления и упорядочения, приближения к населению.Их смысл в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местногосамоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельныхгосударственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправленияв соответствие с общественной практикой.
Функции местногосамоуправления определены в главе 3 Закона «Вопросы местного значения» (см.Приложение 1). Муниципальное образование каждого типа — поселение, муниципальный район, городской округ — решает свой круг вопросов местного значения. Если прежде предметыведения муниципальных образований различных уровней должны были разграничиватьсязаконами субъектов РФ (чего на практике почти не было), то теперь их исчерпывающиеперечни закреплены Законом.
Можно сделать вывод, что вопределении круга вопросов местного значения Закон исходит из принципасубсидиарности — в ведениемуниципальных образований разных уровней включены те вопросы, которые на данномуровне могут решаться наиболее эффективно, с оптимальным результатом[1].Поэтому объем дел, которыми теперь будут заниматься поселенческие муниципалитеты,меньше возложенного на муниципальные районы и городские округа. Более того, сучетом реальных условий и возможностей решение некоторых вопросов, входивших вкруг обязанностей органов местного саомуправления, передается органамгосударственной власти субъектов РФ. Это прежде всего касается сферыобразования. В старом Законе была закреплена довольно расплывчатая общаяобязанность муниципальных образований организовывать, содержать и развиватьмуниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессиональногообразования. Ныне из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальнымирайонами и городскими округами, организация профессионального образования исключена.Данные муниципалитеты призваны заботиться о предоставлении общедоступного ибесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования поосновным общеобразовательным программам, но за исключением полномочий пофинансовому обеспечению образовательного процесса (зарплата учителям),отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Признана неприемлемойформула старого Закона о том, что муниципальные образования вправе принимать ксвоему рассмотрению вопросы, отнесенные законами субъектов РФ к вопросамместного значения. Участие субъектов РФ в определении этих вопросов, по сути,исключено. Их перечень не может быть изменен иначе как путем внесения измененийв новый Федеральный закон. Тем самым установлена еще одна федеральная гарантияоптимального наполнения функционального содержания местного самоуправления, связанногос непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения.
Решение всего перечнявопросов местного значения обязательно для муниципального образования. Этосвоеобразные «правообязанности» муниципалитетов, реализация которых должнапроисходить в рамках местных бюджетов. Правда, органы местного самоуправлениявправе решать и другие вопросы, коль скоро они не отнесены к компетенции иныхмуниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из ихкомпетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако теперь этоправо по сравнению с прежним ограничено — решение таких вопросов возможно только при наличии собственныхматериальных ресурсов и финансовых средств. При этом исключается использованиесубвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъектаРФ.
Закон вносит относительнуюясность в разграничение полномочий органов местного самоуправления игосударственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.Теперь полномочия органов местного самоуправления, устанавливаемые федеральнымизаконами и законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным Федеральным законом квопросам местного значения, являются государственными полномочиями, передаваемымидля осуществления органам местного самоуправления со всеми вытекающими отсюдапоследствиями. Этим правилом ставится заслон так называемым федеральным ирегиональным мандатам, то есть устанавливаемым «сверху» социальнымобязательствам, не обеспеченным соответствующими финансовыми и материальнымиресурсами.
Возможность наделенияотдельными государственными полномочиями предусмотрена, как правило, длямуниципальных районов и городских округов. Сельские и городские поселения впринципе освобождаются от обязанности выполнения этих полномочий с учетом ихограниченных возможностей. Восполняя правовой пробел, Закон определяет порядокнаделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,обязательный как для федеральных, так и для региональных органовгосударственной власти. Защищая органы местного самоуправления от возможногопроизвола федеральных и региональных органов государственной власти, Законуказывает, что несоблюдение порядка наделения органов местного самоуправлениягосударственными полномочиями, признанное в судебном порядке, являетсяоснованием для отказа от их исполнения.
Принципиальная особенностьнового Закона состоит в его направленности на расширение самостоятельногорешения вопросов местного значения непосредственно населением. Документсодержит более полный, чем прежде, перечень форм осуществления населениемместного самоуправления и участия граждан в реализации местного самоуправления.Кроме местного референдума и выборов предусмотрено голосование по вопросамизменения границ и преобразования муниципального образования. Новая форма«прямой муниципальной демократии» — публичные слушания, на которые в обязательном порядке выносятсяпроект устава муниципальных образований, проект местного бюджета и отчет о егоисполнении, проекты планов и программ развития муниципальных образований, атакже вопросы о преобразовании муниципальных образований. Предполагаются опросыграждан для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органовместного самоуправления, а также органов государственной власти.
Все это должно усилитьначало самоорганизации населения в осуществлении местного самоуправления,укрепить связи граждан с органами местного самоуправления, обеспечитьоткрытость и гласность работы всех самоуправленческих структур.
 
2.Проблемы и перспективы в области реализации функций местного самоуправления
 
Для реализации функций местного самоуправления необходима соответствующаяматериальная база. Здесь, однако, нерешенной осталась главная проблема — создание условий дляформирования полноценных местных бюджетов. Это свидетельствует о том, чтопроцесс демократизации управления в стране встречает серьезное противодействие[2].
В развитыхстранах бюджеты органов местного самоуправления составляют примерно 20-28 % от консолидированногобюджета. Причем, доля финансовой помощи в бюджетах органов местногосамоуправления в виде субсидий, субвенций и дотаций составляет около 25-30 %.Налоговая система в этих странах построена образом, позволяющим органамместного самоуправления остальную часть бюджета (70-75 %) формировать за счетсобственных доходов. В России все обстоит наоборот. В действующих условияхданное соотношение, в лучшем случае, составляет 30 % к 70 %, а в худшем — 0 % к 100 % (г. Москва).С вступлением в силу нового закона о местном самоуправлении механизмформирования бюджетов изменился лишь по форме.
Следовательно, позаконодательству одновременно с государственными функциями местномусамоуправлению должны быть переданы необходимые для их реализации материальныеи финансовые ресурсы.
Между тем какой-либоколичественный показатель, который характеризовал бы качество предоставляемыхгарантий, отсутствует. Это делает практически невозможным реальный обсчетнеобходимых расходов муниципальных бюджетов для надлежащего предоставлениягарантий гражданам. Поэтому каждое муниципальное образование исполняет этиобязательства в различных объемах, что является нарушением прав граждан.
Желательно установитьопределенный минимальный уровень финансового обеспечения расходных обязательствсубъектов Российской Федерации и муниципальных образований в социальной сфере,закрепить за субъектами Федерации и муниципальными образованиями надолгосрочной основе доходные источники для покрытия расходных обязательств,перевести имущественные налоги, налоги с предприятий малого бизнеса в разряд местных,осуществить разработку законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс,предусматривающего нормы, устанавливающие минимальный уровень финансовогообеспечения расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований.
По мнению А. Рухмана к функциям местного самоуправления необходимоотнести весь комплекс мер социально-экономического и экологического развитиятерритории[3]. Опыт показывает,что роль органов МС в этом деле может быть весьма существенной. Например, по инициативеи при частичной финансовой поддержке одной из сельских администраций в Нижегородскойобласти создана ассоциация собственников ЛПХ. Цель создания ассоциации — сбор у населения и реализациямолока, выполнение заказов населения на приобретение средств малой механизациии других ресурсов для ЛПХ. Результат: 2 человека получили постоянную работу, а значительнаячасть жителей села — источник постоянного дохода. Подобные примерыимеются во многих регионах.
Кирсанов О. такжеотмечает, что вопросы управления развитием были отражены в старом законе «Обобщих принципах организации местного самоуправления». А в федеральном законе2003 года эта функция из перечня вопросов местного значения исключена, чтоявляется, по мнению О. Керсанова, неоправданным и поспешным решением[4].Ведь именно местное самоуправление как форма самоорганизации и самореализациилюдей способно и должно эффективно заниматься развитием территорий.
Но опыт взаимодействияорганов власти всех уровней по поводу развития муниципальных образований,создания новых производств, привлечения инвестиций сегодня фактическиотсутствует. Не существует также налаженных механизмов взаимодействия по поводуразвития между муниципальными органами власти и хозяйствующими субъектами.
Согласно новому Налоговому кодексу налог на доходы физическихлиц является федеральным. Из этого следует, что возможности местных органоввласти по повышению занятости и доходов населения будут задействованынедостаточно. Система управления должна быть построена таким образом, чтобыстимулировалась активность органов МС и совпадал вектор интересов всех уровнейуправления, включая МС. Существующие и новые условия не обеспечивает должноеиспользование названных резервов.
Справедливостиради следует отметить, что новый Закон устранил неясности в области функцийсамоуправления, которыми изобиловали предыдущие закон. Однако этого явнонедостаточно для решения проблем местного самоуправления, многое в этой областиеще предстоит сделать. Базу для этого нужно готовить уже сегодня. С этой целью,прежде всего, необходимо осуществить экспериментальную проверку наиболеелогичных моделей местного самоуправления. Принятие Закона или поправок к немуследует проводить с учетом итогов подобных экспериментов.
Не следует забывать, что ситуация крайне сложна и требуетчестного ответа на вопрос: «Хотим и будем мы реально развивать местное самоуправлениеили нет»? Продолжать принимать законы и иные решения в области местногосамоуправления, направленные на «выпуск пара», смысла нет. Вопрос стоит ребром:«Да или нет социально-экономическому развитию страны»? Если да, то нужнореально, без «отвлекающих маневров» перенимать опыт развитых стран, наделятьорганы местного самоуправления поселений полноценными бюджетами.
Анализпоказывает, что использование зарубежного опыта местного самоуправления в чистомвиде нецелесообразно. Чтобы получить хороший эффект, в перенимаемый опытнеобходимо вкрапливать наиболее удачные элементы местного самоуправления, апробированныев России
Несостоятельны также и доводы открытых противников развития местногосамоуправления, такие как «народ не готов», «начнется массовое хищение средствиз местных бюджетов», «децентрализация власти будет способствовать развалустраны», «денег на всех не хватит», «на местах нет необходимой кадровой базы» идругие. В этих «аргументах» нетрудно заметить подмену понятий. Местноесамоуправление, являясь фундаментом демократии, как раз и направлено на болееэффективное решение перечисленных и других проблем. Это убедительноподтверждается мировым опытом.

Заключение
 
КонституцияРоссийской Федерации (ст. 3) установила, что многонациональный народ являетсяединственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственнои через органы местного самоуправления. В большей мере власть народа может бытьреализована в системе местного самоуправления, самого приближенного к народнойсреде института управления.
С принятием новогоФедерального закона о местном самоуправлении существенно изменилась самасистема законодательства о местном самоуправлении. Эти изменения отнюдь несамоцель. Они служат правовым средством перестройки муниципального уровняпубличной власти, его обновления и упорядочения, приближения к населению. Ихсмысл в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местногосамоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельныхгосударственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправленияв соответствие с общественной практикой.
Успеха вуправлении можно достичь только в том случае, если каждое звено управленческойсистемы будет заниматься своим делом, а высокие инстанции освободятся от массытекущих дел, отвлекающих их от более крупных проблем. В то же время органыместного самоуправления, имея достаточную компетенцию, соответствующую ихматериально-финансовым возможностям, смогут более оперативно и качественнорешать задачи местного значения, приближенные к жизни человека.

Список использованных источников
 
1.  КонституцияРФ.
2.  ФедеральныйЗакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от16.09.2003 №131–ФЗ (в ред. от 29.06.2005 с изм., внесенными Федеральным закономот 30.12.2004 № 211-ФЗ).
3.  АвтономовА.С. Правовые и финансовые основы самоуправления в Российской Федерации. М.2005.
4.  ВасильевВ.И. Местное самоуправление: закон четвертый.// Журнал российского права. 2004.№1.
5.  КирсановО. Развитие местного самоуправления.// Материалы Всероссийского совещаниямуниципальных финансистов и экономистов. (г. Волгоград, 5-7 июня 2007 г.).
6.   Кичкин Б. Разграничениекомпетенций органов местного самоуправления.// Государство и право. 2004. №9.
7.   Комментарий к КонституцииРФ./ Под ред. Окунькова Л.А. – М., 2007.
8.  КонституцияРоссийской Федерации: Проблемный комментарий./Отв. ред. В.А. Четвернин. М.,2002.
9.  Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. – М.:Юриспруденция, 2005.
10.     РухманА. Местное самоуправление: актуальность, состояние, перспективы развития. – М.,2006.

Приложение
6 октября 2003 года N 131-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
16 сентября 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
24 сентября 2003 года
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ,
от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,
от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ,
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 18.04.2005 N 34-ФЗ,
от 29.06.2005 N 69-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2004 N 211-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные,организационные и экономические принципы организации местного самоуправления вРоссийской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Статья 14 вступает в силу содня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января2006 года применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в силутребований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 83данного документа).
Статья 14. Вопросы местногозначения поселения
1. К вопросам местногозначения поселения относятся:
1) формирование,утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данногобюджета;
2) установление, изменение иотмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование ираспоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границахпоселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,снабжения населения топливом;
5) содержание истроительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иныхтранспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, заисключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортныхинженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущихграждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий,жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организациястроительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий дляжилищного строительства;
7) создание условий дляпредоставления транспортных услуг населению и организация транспортногообслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждениии ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мерпожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий дляобеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли ибытового обслуживания;
11) организациябиблиотечного обслуживания населения;
12) создание условий дляорганизации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организацийкультуры;
13) охрана и сохранениеобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного(муниципального) значения, расположенных в границах поселения;
14) обеспечение условий дляразвития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
15) создание условий длямассового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массовогоотдыха населения;
16) оказание содействия вустановлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства наднуждающимися в этом жителями поселения;
17) формирование архивныхфондов поселения;
18) организация сбора ивывоза бытовых отходов и мусора;
19) организацияблагоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраныгородских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
20) утверждение генеральныхпланов поселения, правил землепользования и застройки, утверждениеподготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировкетерритории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов вэксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектированияпоселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельныхучастков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельногоконтроля за использованием земель поселения;
(п. 20 в ред. Федеральногозакона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
21) организация освещенияулиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
22) организация ритуальныхуслуг и содержание мест захоронения;
23) организация иосуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территориипоселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(п. 23 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
24) создание, содержание иорганизация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
(п. 24 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
25) организация иосуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальныхпредприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
(п. 25 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
26) осуществлениемероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране ихжизни и здоровья;
(п. 26 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
27) создание, развитие иобеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местногозначения на территории поселения.
(п. 27 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
2. Органы местногосамоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные ккомпетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований,органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличиисобственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключениемсубвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъектаРоссийской Федерации).
Статья 15 вступает в силу содня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января2006 года применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в силутребований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 83данного документа).
Статья 15. Вопросы местногозначения муниципального района
1. К вопросам местногозначения муниципального района относятся:
1) формирование,утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнениемданного бюджета;
2) установление, изменение иотмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование ираспоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственностимуниципального района;
4) организация в границахмуниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание истроительство автомобильных дорог общего пользования между населеннымипунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границнаселенных пунктов в границах муниципального района, за исключениемавтомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерныхсооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий дляпредоставления транспортных услуг населению и организация транспортногообслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в предупреждениии ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципальногорайона;
Пункт 8 части 1 статьи 15вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющимпорядок организации и деятельности муниципальной милиции (абзац второй части 3статьи 83 данного документа).
8) организация охраныобщественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятиймежпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) организация иосуществление экологического контроля объектов производственного и социальногоназначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологическийконтроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
11) организацияпредоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам,за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса,отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации; организация предоставления дополнительного образования иобщедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципальногорайона, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) организация оказания натерритории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключениемсанитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлиническихи больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, вовремя и после родов;
13) опека и попечительство;
14) организация утилизации ипереработки бытовых и промышленных отходов;
15) утверждение схемтерриториального планирования муниципального района, правил землепользования изастройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемытерриториального планирования муниципального района документации по планировкетерритории, ведение информационной системы обеспечения градостроительнойдеятельности, осуществляемой на территории муниципального района,резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков вграницах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местныхнормативов градостроительного проектирования межселенных территорий,осуществление земельного контроля за использованием земель межселенныхтерриторий;
(п. 15 в ред. Федеральногозакона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
16) формирование исодержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
17) содержание на территориимуниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальныхуслуг;
18) создание условий дляобеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи,общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организациябиблиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечногоколлектора);
20) выравнивание уровнябюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, засчет средств бюджета муниципального района;
21) организация иосуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территориимуниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(п. 21 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
22) создание, развитие иобеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местногозначения на территории муниципального района;
(п. 22 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
23) организация иосуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальныхпредприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях;
(п. 23 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
24) осуществлениемероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране ихжизни и здоровья.
(п. 24 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
2. Органы местногосамоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местногосамоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенныхпунктах, не являющихся муниципальными образованиями в соответствии с пунктом 9части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе полномочиямиорганов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отменеместных налогов и сборов в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о налогах и сборах.
3. Органы местногосамоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные ккомпетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований,органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличиисобственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключениемсубвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъектаРоссийской Федерации).
4. Органы местногосамоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района,вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципальногорайона о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций,предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Органы местногосамоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органамиместного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципальногорайона, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций,предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующихпоселений.
Указанные соглашения должнызаключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающиеоснования и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядокопределения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществленияпередаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции занеисполнение соглашений.
Статья 16 вступает в силу содня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января2006 года применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в силутребований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 83данного документа).
Статья 16. Вопросы местногозначения городского округа
1. К вопросам местногозначения городского округа относятся:
1) формирование,утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнениемданного бюджета;
2) установление, изменение иотмена местных налогов и сборов городского округа;
3) владение, пользование ираспоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городскогоокруга;
4) организация в границахгородского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание истроительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иныхтранспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключениемавтомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерныхсооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан,проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий,жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организациястроительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий дляжилищного строительства;
7) создание условий дляпредоставления транспортных услуг населению и организация транспортногообслуживания населения в границах городского округа;
8) участие в предупреждениии ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
Пункт 9 части 1 статьи 16вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющимпорядок организации и деятельности муниципальной милиции (абзац второй части 3статьи 83 данного документа).
9) организация охраныобщественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
10) обеспечение первичныхмер пожарной безопасности в границах городского округа;
11) организация мероприятийпо охране окружающей среды в границах городского округа;
12) организация иосуществление экологического контроля объектов производственного и социальногоназначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологическийконтроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
13) организацияпредоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательнымпрограммам, за исключением полномочий по финансовому обеспечениюобразовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации; организация предоставлениядополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольногообразования на территории городского округа, а также организация отдыха детей вканикулярное время;
14) организация оказания натерритории городского округа скорой медицинской помощи (за исключениемсанитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи встационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощиженщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий дляобеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания,торговли и бытового обслуживания;
16) организациябиблиотечного обслуживания населения;
17) создание условий дляорганизации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организацийкультуры;
18) охрана и сохранениеобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного(муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;
19) обеспечение условий дляразвития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;
20) создание условий длямассового отдыха жителей городского округа и организация обустройства местмассового отдыха населения;
21) опека и попечительство;
22) формирование исодержание муниципального архива;
23) организация ритуальныхуслуг и содержание мест захоронения;
24) организация сбора,вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
25) организацияблагоустройства и озеленения территории городского округа, использования иохраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
26) утверждение генеральныхпланов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждениеподготовленной на основе генеральных планов городского округа документации попланировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектированиягородского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительнойдеятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование иизъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городскогоокруга для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля заиспользованием земель городского округа;
(п. 26 в ред. Федеральногозакона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
27) организация освещенияулиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
28) организация иосуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территориигородского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию системоповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание исодержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических,продовольственных, медицинских и иных средств;
(п. 28 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
29) создание, содержание иорганизация деятельности аварийно-спасательных служб и (или)аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
(п. 29 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
30) создание, развитие иобеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местногозначения на территории городского округа;
(п. 30 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
31) организация иосуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальныхпредприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
(п. 31 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
32) осуществлениемероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране ихжизни и здоровья.
(п. 32 введен Федеральнымзаконом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
2. Органы местногосамоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные ккомпетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований,органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличиисобственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключениемсубвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъектаРоссийской Федерации).
Статья 17. Полномочияорганов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Статьей 5 Федеральногозакона от 30.12.2004 N 211-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2006 года, частьпервая дополнена подпунктом 4.1.
1. В целях решения вопросовместного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальныхрайонов и городских округов обладают следующими полномочиями:
1) принятие уставамуниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, изданиемуниципальных правовых актов;
2) установление официальныхсимволов муниципального образования;
3) создание муниципальныхпредприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формированиеи размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов науслуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иноене предусмотрено федеральными законами;
5) организационное иматериально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальныхвыборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборногооргана местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципальногообразования, преобразования муниципального образования;
6) принятие и организациявыполнения планов и программ комплексного социально-экономического развитиямуниципального образования, а также организация сбора статистическихпоказателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферымуниципального образования, и предоставление указанных данных органамгосударственной власти в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации;
7) учреждение печатногосредства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов,иной официальной информации;
8) осуществлениемеждународных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральнымизаконами;
9) иными полномочиями всоответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальныхобразований.
2. Органы местногосамоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округоввправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение опривлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых дляпоселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решениявопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 8, 9, 15 и 19части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значениягородских округов, предусмотренных пунктами 8 — 11, 20 и 25 части 1 статьи 16настоящего Федерального закона.
К социально значимым работаммогут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональнойподготовки.
К выполнению социально значимыхработ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений игородских округов в свободное от основной работы или учебы время набезвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этомпродолжительность социально значимых работ не может составлять более четырехчасов подряд.
3. Полномочия органовместного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляютсяорганами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправлениягородских округов и органами местного самоуправления муниципальных районовсамостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностноголица местного самоуправления одного муниципального образования органу местногосамоуправления или должностному лицу местного самоуправления другогомуниципального образования не допускается.
Статья 18. Принципыправового регулирования полномочий органов местного самоуправления
1. Перечень вопросовместного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений идополнений в настоящий Федеральный закон.
2. Финансовые обязательства,возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счетсредств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местнымбюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Вслучаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации, указанные обязательства могут дополнительнофинансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральныхгосударственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы,законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений,определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Денежно-кредитные механизмы экономического роста регионов на примере Сахалинской области
Реферат Порядок уголовно-процессуального задержания
Реферат Современный политический лидер
Реферат Сталинградская битва 4
Реферат Объектно-ориентированное программирование на C с использованием библиотеки OpenGL
Реферат Анализ и разработка системы мотивации персонала (сотрудников) предприятия на основе показателей энергосбережения
Реферат Facts Backing Up The Preamble Of The
Реферат Фразеологизмы в пьесе Чехова "Дядя Ваня"
Реферат Собиратели русского фольклора
Реферат Сравнительно-сопоставительный анализ стилистической выразительности и средств ее актуализации в английском и русском языках
Реферат Отбор детей в классы и группы с задержкой психического развития
Реферат "Летучие черты..." Портреты А. С. Пушкина
Реферат Поняття про інформаційну систему. Способи організації інформаційної бази
Реферат Трехфазные электрические цепи электрические машины измерения электрической энергии электрического
Реферат История возникновения и развития акцизов