/>Оглавление
Введение. 3
1.Функции государства. 5
2.Понятие формы государства. 12
3.Влияние формы государства на осуществление социальной функции. 17
Заключение. 20
Списокиспользованной литературы… 22
Введение
Любоегосударство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активнофункционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм,требуется четко организованная государственная власть. По мысли известногорусского философа и юриста И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченноепонятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни,живая организация власти народа.
Необходимо,чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно «так» — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в этуорганизацию»[1].
Средимножества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросыопределения понятия форм государства. В научной и учебной литературе имтрадиционно уделяется особое внимание[2]. И это не случайно,поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как онасоотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и осамом государстве в целом.
Формагосударства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности исодержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова вконечном счете и его форма.
Элементомсистемы «государство» является система «функции государства», в которую входитсоциальная функция.
Темаданной работы «Формы государства и социальные функции государства. Проблемы ихвзаимосвязи» носит актуальный характер, так как сегодня четко вырисовываетсяконтур нового социального государства, «государства возможностей»,осуществляющего социальную функцию на базе новых принципов. «Государствовозможностей» — цель, к которой стремится современноегосударственно-организованное общество, этап развития социального государства,следующий за «государством всеобщего благоденствия».
Помнению О.В. Родионовой, социальная функция должна изучаться в деятельностномаспекте, включающем в себя такие стороны, как деятельность различных социальныхфакторов: по социальной защите нуждающихся групп населения; по обеспечениюправа каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы,контроля над безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены,социального страхования и обеспечения; в области образования, здравоохранения,обеспечения граждан жильем и т.д[3].
Цельданной работы — проследить взаимосвязь формы государства и социальной функции.
Задачи- дать краткую характеристику функциям государства; остановиться на понятиеформы государства; рассмотреть влияние формы государства на осуществлениесоциальной функции
/>1. Функциигосударства
Вфункциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичнаясуть. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление егодеятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо напротяжении всего своего существования обойтись не может. Это необходимая,устойчивая предметная деятельность государства в той или иной сфере. Вфункциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность.Поэтому через функции можно более предметно познать сущность государства, егомногосторонние связи с обществом.
Вфункциях конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждомисторическом этапе развития общества. Реализуются функции государства вопределенных (преимущественно правовых) формах и с использованием разнообразныхметодов государственной деятельности.
Функциигосударства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит оточередности задач, встающих перед обществом в ходе исторической эволюции, ицелей, которые оно преследует.
Каждаяфункция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная общественная сфера (экономика, культура, экология и др.), накоторую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критериемразграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делаетгосударство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чемконкретно занимаются его соответствующие органы[4].
Попричинам возникновения (генезису) функции государства можно первоначальноклассифицировать:
нафункции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивленияэксплуатируемых классов и др.);
нафункции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел» — экономическая, экологическая и др.).
Понаправленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние.Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, показываютстепень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — наустановление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными)государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях междувнутренними и внешними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависимость ивзаимопроникновение.
Квнешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировуюэкономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира;сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблемсовременности, поддержание мирового правопорядка.
Квнутренним функциям государства относятся: экономическая; обеспечение прав исвобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая;стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредныхпоследствий; информационная и социальная.
Экономическаяфункция современногогосударства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социальноориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересыпроизводителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, обакционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересыграждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, не допускает к участию в рынкенедобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольноезаконодательство, осуществляет лицензирование производства ряда товаров и торговлиэтими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров,стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики и т. д. Данная функциягосударства обеспечила экономике капиталистических стран как бы второе дыхание:ушли в историю разрушительные экономические кризисы, затяжные депрессии,экономика приобрела большую устойчивость и динамизм. Неотъемлемой частьюэкономической функции государства является охрана существующих форм собственности- экономического фундамента любого государства[5].
Охранаправопорядка — функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития.Правопорядок — необходимое условие нормальной жизнедеятельности любогоорганизованного в государство общества, его объективная необходимость. Неслучайно многие ученые само понятие и основное назначение государства связывалис правопорядком. Правопорядок есть итоговое состояние урегулированности,упорядоченности отношений в обществе. Его единичным актом является правомерноеповедение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва(деформации) служит противоправное поведение (правонарушение). Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальномуправопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественнойбезопасности. Другими словами, если все субъекты права будут вести себяправомерно, то все окажутся в безопасности. Реальный же правопорядок изменчив.Его состояние зависит от многочисленных и разнообразных факторов. В последниедесятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальностьпроблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина,без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФгласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»[6]. Поэтому функция охраны правопорядкамодифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свободчеловека и гражданина, охране правопорядка.
Вконце XX — начале XXI в. все мыслящие люди на планете отмечают фактобострения экологических проблем. В больших масштабах загрязнение воздуха,водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов — «легких Земли» — создают реальную угрозу растительному и животному миру,здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция приобрелаисключительное значение не только в отдельных странах, но и в глобальном,международном масштабе, превратилась в проблему спасения планеты, сохранениячеловечества.
Охранаприроды и окружающей среды — не только важная функция государства, но и первостепенная проблемамировой общественности. Буддийская методология, к примеру, не без основаниясчитает, что загрязнение окружающей среды является следствием загрязнениячеловеческого сознания, но люди не видят этого загрязнения, ибо оно скрыто отглаз. Пока не произойдет «очищение» сознания, человечество не сможет решитьэкологической проблемы в целом[7].
Научно-техническиедостижения XX в. предопределили появление у многихгосударств мира новой функции — стимулирование научно-техническогопрогресса и ограничение его вредных последствий. Данная функция имеетдвоякое проявление.
Содной стороны, деятельность государства проявляется в стимулированиинаучно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабынаучных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постояннорастут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулироватьнаучно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы нафундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищаетинтеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности,обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение завнедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии.
Сдругой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствиянаучно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточноэнергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности.В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходныхтехнологий — одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечествувыжить. Без их создания, повсеместного и широкого применения, как полагаютмногие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня экологическая функция ипо этой причине приобретает новые черты, выходит на иной качественный уровень,требует иной степени обязательности, ответственности, применения предупредительныхи карательных средств и мер против экологических правонарушений.
Кпоявлению новой информационной функции государства подталкивает быстроразвивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всемирныхинформационных систем, формирование общемирового информационного пространства.
Спецификаданной функции заключается в способах ее воздействия на общество:целенаправленное информирование населения (а подчас и манипулированиеобщественным сознанием), другие способы передачи информации создаютнеобходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти иорганов государства[8].
Социальнаяфункция многообразнапо видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранитьили смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускатьбольшого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение,образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что еслигосударство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когдагосударство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести.Рассматриваемая функция связана с понятием социального государства,деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, социальную защищенность.
Длявыполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплатупенсий, пособий, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализуетпрограммы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, вкоторых государственно-правовое регулирование нацелено на достижениеэкономической стабильности и перераспределение доходов в пользу наименееобеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровеньпрогрессивного налогообложения. Государство, выступая равноправнымхозяйствующим субъектом, реализует функцию обеспечения высокого уровня жизнинаселения и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизнисвоих граждан.
Вразвитых странах социальная деятельность государства регулируется особойотраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действуетСоциальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы оразличных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальнойпомощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетнымсемьям и т. д.)[9].
Всовременных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развитияздравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видамидеятельности государством создаются и финансируются соответствующие органы иучреждения.
Государствовыполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельностиразличные методы. Под формами осуществления функций понимается однородная посвоим внешним признакам деятельность органов государства по выполнению функцийгосударства. Различают правовые и неправовые формы реализации функцийгосударства.
Вправовых (основных) формах отражается связь права и государства, обязанностьпоследнего действовать на основе норм права и в рамках закона. Кроме того, онипоказывают, как государственные органы и должностные лица работают, какиеюридические действия совершают. Обычно выделяют ряд правовых форм осуществленияфункций государства — правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную,правосудие и контроль.
Неправовыеформы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы впроцессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа инеобходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми действиями,влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительнаяработа по сбору, оформлению, изучению различной информации, необходимой дляпринятия управленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан идр. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения,сбыта и т. д.
Методыосуществления функций государства многообразны и зависят от вида функций,государственных органов, которые их осуществляют[10].
Такимобразом, функции государства — это основные направления его деятельности,выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства поуправлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Функциигосударства имеют объективный характер, но реализуются сознательнойдеятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе,осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика иизменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом входе исторической эволюции, целей, которые оно преследует.
2. Понятие формы государства
Каждоегосударство, как особая политическая организация, все свои содержательныепризнаки проявляет в той или иной форме. Иначе не может быть. Содержаниелюбого организованного социального феномена непременно «формировано»,существует и проявляется вовне обязательно в какой-то форме. В наиболеешироком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образоксовокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма жепредставляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственныеи временные границы.
Государствоне составляет исключения в этом смысле. Оно необходимо приобретает ту или инуюформу, без изучения которой не представляется возможным понять его природу,назначение и роль в обществе.
Античнаяфилософская мысль особо подчеркивала значение формы, отводя ей активную,определяющую роль. У Аристотеля, например, форма имела приоритет передсодержанием. Древнегреческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоитиз материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодарякоторому вещь становится действительной, так и целью процесса. становленияпредмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма, а не что-либодругое, содержательна. «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи», — считали они. Такойподход был заимствован и развит в Средние века и Новое время. Так, например,Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникают изее формы. Кант относился к форме государства как к способу упорядочениягосударственности, единения ее слагаемых.
Марксистскаяфилософия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. Приэтом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма — ту егосторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменениясодержания и конкретных условий его существования. В свою очередь, форма,обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активноевоздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет егоразвитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию,тормозит его дальнейшее развитие[11].
Ксожалению, в отечественной литературе доперестроечного периода наблюдаласьизвестная недооценка формы государства. Не всегда обращалось внимание на то,что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражениясодержания, что именно форма, а не что-либо другое содержательно. С «легкой руки»представителей марксизма все прогрессивное относилось к «классовому» содержанию.Однако история многих стран учит, что во времена жестокихсоциально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишьформа государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живыесилы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве,в большей мере относится к его форме.
Внастоящее время под формой государства понимают организацию государственнойвласти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, формагосударства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Подсодержанием государства следует понимать его многогранную деятельность,нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматриваетсясвязь формы государства с его функциями как основными направлениямидеятельности государства, а также иными общетеоретическими категориями:механизмом государства, социальным назначением государства и др. Изучение жеформы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве,какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, скольдлителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом осуществляетсягосударственная власть и т.д.
Изучитьгосударство с точки зрения его формы — это значит в первую очередь изучить его строение,его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методыосуществления государственной власти.
Становитсяочевидным, что роль и значение формы государства нельзя приуменьшать, а самапроблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенноепрактически-политическое значение. От того, как организована и как реализуетсягосударственная власть, определяющим образом зависит эффективностьгосударственного руководства, действенность управления, престиж и стабильностьправительства, состояние законности и правопорядка в стране. Так, личнаятвердость в отстаивании демократических принципов короля Испании неоднократноспасала эту страну от происков реваншистских сил в послефранкистский период ееразвития (в том числе в ходе вполне реальных государственных переворотов,исходящих от агрессивно настроенных военных).
Итак,форма государства — это не только понятие государствоведения. Это такжеинститут государственности и реальность — конкретное явление каждогогосударства. Как институт она характеризуется обобщением родовых признаков(включающих не только юридические). Как конкретное явление она присуща любомугосударству: нет государства, которое не имело бы уникальной, во всех деталяхприсущей только ему государственной формы. Вместе с тем понятие, институт иявление имеют в виду один и тот же феномен.
Поэтомуформа государства, в каких бы философских категориях она ни трактовалась, «это- способ организации и функционирования государственной власти на базе прямых иобратных связей ветвей власти с населением».
Формагосударства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами.Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органовгосударства. Во-вторых, это способ территориального устройства государства,определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местнойвластей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной(политической) власти.
Такимобразом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно:
— формы (государственного) правления;
— формы (государственного) устройства;
— формы (государственного) режима.
Интересно,что некоторые авторы полагают, что в форму государства развились в ходеисторического прогресса три основных признака государства. В форме государствапрежде всего воплощается связь населения в политическое целое, т.е. тепублично-властные отношения, которые позволяют рассматривать государство какобъединение индивидов, одномасштабное общество, основанное на обмене товарами идеятельностями. В форме государства, далее, воплощается природа и организацияпубличной власти — системы учреждений, управляющих делами общества. Наконец, вней выражается внутреннее территориальное деление государства.
Каквидим, форма государства — это его устройство, выражающееся в характереполитических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, междугосударством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), вспособах организации высших органов государственной власти (форма правления) ив административно-территориальном делении государства (форма территориальногоустройства).
Вюридической литературе термин «государственное устройство» обозначаеторганизацию территории государства, соотношение государства как целого с егосоставными частями. Поэтому в последние годы он все чаще заменяется понятием«государственно-территориальное устройство». Это и понятно, посколькуисторически любое государство возникало в виде особенного территориальногообъединения.
Длявыполнения своего социального назначения — организациипроизводственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и правразличных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и — государство реализует собственные важнейшие задачи на всей «своей» территории.Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только изодного центра. Тем более если размеры территории и численность населениядостаточно большие. Именно в связи с этим возникает необходимость деления всейтерритории государства на соответствующие подразделения — губернии, области,штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства.Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения властицентра и регионов[12].
Наэто структурирование государства влияет множество факторов: потребностиэкономики, рост населения, политические интересы, исторический опытгосударственности, политико-правовые заимствования, геополитическое окружениеи т.д. Эти и другие факторы определяют конкретную форму государственногоустройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних государствах,которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статустерриториальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков[13].
Такимобразом, форма государственного устройства показывает следующее: I) из каких составных частей состоитвнутренняя структура государства; 2) каков статус (правовое положение) этихчастей и взаимоотношения их органов власти; 3) каким образом строятся отношенияцентральных и региональных государственных органов.
Следовательно,понятие формы государственного устройства раскрывает то, какова территориальнаяорганизация государства, статус частей, его составляющих, их взаимоотношениямежду собой и центральной властью страны.
Рольи значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована икак реализуется государственная власть, определяющим образом зависитэффективность государственного руководства, действенность управления, престиж истабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране, атакже благосостояние населения.
3. Влияние формы государства на осуществлениесоциальной функции
Социальнаяфункция свойственна не только демократическим, но и антидемократическимрежимам. Примером является СССР, политический режим в котором принятоквалифицировать как тоталитарный. Но в СССР социальная функция осуществляласьдовольно активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право намедицинскую помощь, право на образование и так далее.
Вкачестве примера обратимся к одному из наиболее важных аспектов проявлениясоциальной функции государства — пенсионному обеспечению.
Пенсиив СССР финансировались из общественных фондов потребления, которые складывалисьиз средств государственного бюджета и из отчислений предприятий. Сами работникииз индивидуальных доходов не отчисляли ничего. Относительно низкий возраствыхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) также можно считатьвесьма важной составляющей данного аспекта проблемы. Следует отметить, чтосроки возможного выхода на пенсию по старости не изменились и по сей день.
В1990г. в России был принят Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,самый гуманный и самый социальный закон о пенсионном обеспечении за всю историюРоссии. Он ввел институт социальных пенсий; был расширен перечень выплат, засчет которых формируется пенсия; размер пенсий был поставлен в зависимость отуровня оплаты труда и числа проработанных лет; период учета заработка дляисчисления пенсии был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию; появиласьвозможность рассчитывать пенсию из заработка за любые пять лет непрерывногостажа; в трудовой стаж включили «нестраховые» периоды (служба в армии, учеба,нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком и т.п.); право получатьпенсию в полном размере получили все работающие пенсионеры; минимальная пенсияв соответствии с этим законом не должна была опускаться ниже прожиточногоминимума; пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен. Ноданный закон был рассчитан на советское государство с плановой экономикой, надругие реалии. В условиях рыночной экономики данный закон стал невыполним поцелому ряду причин[14].
Длясовременной России неотъемлемым элементом социальной функции является системагосударственных гарантий права граждан на пенсионное обеспечение. Но внастоящее время пенсия слабо зависит от трудового вклада и совсем не учитываетвклад страховой, т.е. продолжительность и объем уплаченных в Пенсионный фондвзносов. На размер пенсионных выплат сильнее всего влияет стаж работы, а слабеевсего — заработная плата, и общий уровень пенсий остается при этом сравнительнонизким. Поэтому пенсионные выплаты напоминают разновидность социальной помощи.
Итак,в плане выполнения социальной функции современное Российское государство можетеще поучиться у СССР, хотя политический режим в современной России можноквалифицировать как демократический режим либерального толка.
Еслиговорить о взаимосвязи формы правления и социальной функции, то следует отметить,что тут нет прямой зависимости. Например, Япония является монархией, ноодновременно достаточно развитым социальным государством, если квалифицироватьее по уровню жизни населения, по уровню образования и оказания качественныхмедицинских услуг. Ее вполне можно отнести к социальному государству. Хотя вЯпонии основное бремя по осуществлению социальной функции несет семья, чтоотличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская формаправления.
Такимобразом, нет какой-либо зависимости в проявлениях социальной функциигосударства от формы правления. Здесь прямая зависимость прослеживается опятьже от того, на каком уровне развития находится конкретное государственно-организованноеобщество: если на индустриальном или постиндустриальном, то социальнаядеятельность является имманентным атрибутом деятельностигосударственно-организованного общества; если на аграрном уровне — осуществляется фрагментарно[15].
Аналогичнымобразом решается вопрос с зависимостью социальной функции от территориальногоустройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальнойдеятельности не зависят от формы территориального устройства. Так, например,Дания является унитарным государством. Ей присущ социально-демократический типсоциального государства, высокий уровень развития социальной функции,специфичность которой определяется этнокультурными особенностями, а в целом — постиндустриальным обществом, в рамках которого существует данное государственноеобразование.
Швейцарияявляется федеративным государством. Но и ей присущ тот же тип социального государства,что и Дании, т.к. определяющим критерием степени развитости и качествасоциальной деятельности является не форма территориального устройства, а уровеньразвития общества и этнокультурные особенности. Разница лишь в организационныхмоментах реализации социальной функции, которая во многом обусловлена унитарнымили федеративным способом территориальной организации того или иного государства.
Такимобразом, прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объемареализации социальной функции от форм государства прослеживается только вслучае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальноеустройство не являются детерминантами социальной функциигосударственно-организованного общества.
Заключение
Такимобразом, функции государства — это основные направления его деятельности,выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства поуправлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Квнутренним функциям государства относятся: экономическая; обеспечение прав исвобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая;стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредныхпоследствий; информационная и социальная.
Квнешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировуюэкономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира;сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблемсовременности, поддержание мирового правопорядка.
Функциигосударства имеют объективный характер, но реализуются сознательнойдеятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляютсясоответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функцийгосударства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе историческойэволюции, целей, которые оно преследует.
Каждоегосударство, как особая политическая организация, все свои содержательныепризнаки проявляет в той или иной форме.
Формагосударства — это его устройство, выражающееся в характере политическихвзаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством илюдьми в процессе управления ими (государственный режим), в способахорганизации высших органов государственной власти (форма правления) и вадминистративно-территориальном делении государства (форма территориальногоустройства).
Рольи значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована икак реализуется государственная власть, определяющим образом зависитэффективность государственного руководства, действенность управления, престиж истабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране, атакже благосостояние населения.
Какой-либозависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления несуществует. Здесь прямая зависимость прослеживается от того, на каком уровнеразвития находится конкретное государственно-организованное общество: если наиндустриальном или постиндустриальном, то социальная деятельность являетсяимманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества;если на аграрном уровне — осуществляется фрагментарно.
Аналогичнымобразом решается вопрос с зависимостью социальной функции от территориальногоустройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальнойдеятельности не зависят от формы территориального устройства.
Прямая,непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальнойфункции от форм государства прослеживается только в случае с политическимрежимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство неявляются детерминантами социальной функции государственно-организованногообщества.
Список использованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета». 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Венгеров А.В.Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998.
3. Ильин И.А. Огосударственной форме//Советское государство и право. 1991. № 11.
4. Пацация М.Ш.Теория государства и права. М.: Академия, 2000.
5. Родионова О.В.Социальная функция современного государства. М., 2006.
6. Рассолов М.М.Теория государства и права. М.: Закон и право, 2004.
7. Соколов А.Н.Теория государства и права. Калининград, 2002.
8. Темнов Е.И.Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.
9. Теориягосударства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.
10. Теориягосударства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007.
11. Чиркин В.Е.Государствоведение. М.: Юрист, 1999.