Оглавление
Введение
Формыгосударственного устройства: понятия, виды и значения для формы государства.
Федеративнаяформа государства.
Признаки федерации.
Принципы объединения.
Классификация федераций.
Осуществление государственной властив федерациях.
Историяразвития федерализма в России.
Юридическаяприрода российского федеративного государства.
Принципы федеративного устройствасовременной России.
Государственный суверенитет РФ
Конституционный статус РФ и еёсубъектов
Изменения в федеративном устройствеРоссии после рекращения существования СССР
Объединение регионов России
Районирование Российской Федерации
Конституционное регулированиекомпетенции в РФ
Современныепроблемы российского федерализма
Списокиспользованных источников
/>/>
Введение
Государство – этосложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципамиобразования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так несуществует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типагосударства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формыпозволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь междучастями государства и целым государством, какие методы используются дляосуществления власти. Более полное представление о форме конкретногогосударства дает анализ трех его составных частей – формы правления,государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд,наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит оченьсубъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократическийрежим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другомугосударству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешьисторических, культурных, религиозных и других особенностей народов,проживающих в этом государстве.
Вопрос о федеративномустройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и внастоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователейправоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзногогосударства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этихгосударствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешеннымидо сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то инымпризнакам и так далее.
В настоящее времяфедеративная система существует в более чем двух десятках стран мира — этодесятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территориивсех стран мира. Также это самая сложная организация территориальногоустройства, требующая пристального внимания для решения существующих в такихгосударствах проблем.
Формыгосударственного устройства: понятия, виды и значения для формы государства
Форма государственногоустройства — национальное и администpативно-теppитоpиальное строениегосударства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составнымичастями, между центральными и местными органами и государственной власти.Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственнойвласти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделениямежду составными частями государства. Форма государственного устройствапоказывает:
· -из каких частей состоит внутренняя структура государства;
· -каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
· -как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
· -в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей натерритории данного государства. [9]
Категория «формыгосударственного устройства» трактует вопросы кто и как правит в обществе,как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, какобъединено население на данной территории, каким образом оно связано черезразличные территориальные и политические образования с государством в целом,как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формыгосударственного устройства в значительной степени зависит политическая жизнь вобществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государственногоустройства – это строение государства, на которое влияют как социально- экономическиефакторы, так и природные, национально-исторические и религиозные особенностикультурные и т.п.
Необходимостьопределенным образом построить территориальную организацию государства вытекаетиз того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченнойтерритории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Длявыполнения своего социального назначения — организации экономической жизни,защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. — государство ведетразнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяетналоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или инойстепени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную)осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельностьиз одного центра при значительной численности населения и больших размерахгосударства становится объективно невозможным.
После определенногопорога численности граждан и размеров территории возникает необходимостьразделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы,губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованияхместные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределитьполномочия между центральными и местными органами власти и управления.
По формегосударственного устройства все государства можно подразделить на три основныегруппы: федеративные, конфедеративные и унитарные.
На сегодняшний день выработанылишь две формы организации многонациональных государств — унитарная ифедеративная. При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и вовнешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.
Федерализм предполагаетту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих всостав единого государства.
Что же касаетсяконфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственныхобразованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся сопределенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полнуюнезависимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали частьсвоих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силулишь с одобрения всех членов конфедерации. Федеративная форма государства
Федерация представляетсобой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственныхобpазований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройствонеоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которыеопределяются историческими условиями образования конкретной федерации и преждевсего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и бытанародов, входящим в союзное государство. Признаки федерации
В федеративномгосударстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти(федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъектыфедерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительногохарактера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правомпринимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, естьсобственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правовогостатуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъектфедерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило,не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметьразличные наименования, которые, как правило, определяются историческими илиправовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли(как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации,которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако напрактике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьмазатруднительно.
Можно выделить наиболееобщие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
· Территорияфедерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов,республик.
· Всоюзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная властьпринадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией иеё субъектами разграничивается федеральной конституцией.
· Внекоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции,имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
· Вбольшинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство игражданство федеральных единиц.
· Основнуюобщегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляютфедеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию вмежгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
· Обязательнымпризнаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента.Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства,депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлятьинтересы членов федерации.
· Субъектыфедерации имеют право принятия своей конституции.
Принципы объединения
— добровольноеобъединение государств или государственных образований в федерацию;
— равноправие субъектовфедераций независимо от величины их территории, численности населения,экономического потенциала;
— плюрализм идемократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;
— широкие возможностиграждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональныхполитических процессах;
— соблюдение законностии конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией исубъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациямиобычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и сгражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и инымиобщественно-политическими органами и организациями. [9]
Классификация федераций
Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор.
1. Национальные
2. Национально-территориальные
3. Территориальные.
Из существующих сейчас в мире федераций на этнической основе построены только две: Бельгия и Югославия. Большинство же федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные. Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.
По степени централизации:
1. Централизованные
2. Децентрализованные
Централизованной является Индийская федерация, в которой парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. д. Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и т. д., в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в области экономики и социальной политики.
Осуществление государственной власти в федерациях
Государственная власть в федерациях имеет дуалистический характер, который проявляется, главным образом, в неодинаковом право-политическом статусе федерации и ее субъектов.
Рассмотрим важнейшие элементы политического статуса федерации как суверенного государства:
— Решение вопросов учредительного характера (установление названия, формы правления, конституционного строя, системы федеральных властных органов, формы государственного устройства; установление пределов ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством; вступление в государственные и межгосударственные союзы и т. д. ).
— Обеспечение территориальной целостности страны (федерация обладает территориальным верховенством, т. е. Высшей властью в отношение своей территории. Суверенность федерации распространяется на всю ее территорию. Государственный суверенитет проявляется в праве устанавливать статус, режим территорий, охране государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства и т. д.),
— Единая правовая система (государственный суверенитет федерации предполагает не только единую федеральную правовую систему, но и верховенство федерального права в вопросах ведения субъектов федерации).
— Легитимность федеральных органов государственной власти (система органов государства — это единый, целостный механизм, который функционирует на основе общих принципов, установленных федерацией).
— Федеральное гражданство.
— Федеральная государственная собственность, единая кредитно – денежная система.
— Единая федеральная армия.
— Международная правосубъектность.
— Официальный статус государственного языка.
— Государственные символы.
— Контроль за деятельностью субъектов федерации ( контроль за исполнением федерального законодательства, введение чрезвычайного положения, введение прямого президентского правления или федеральной интервенции.
История развития федерализма в России
Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия, и это хотелось бы подчеркнуть, создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы. Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные «верхи».
Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.
Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.
В своем развитии российскийфедерализм прошел три основных этапа:
1) созданиеоснов социалистического федерализма (1918-1936);
2) утверждениефактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
3) реформыгосударственного устройства перед принятием Конституции 1993 года. [8]
Впервыефедеративное устройство России было провозглашено Учредительным собранием вкороткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года: «Именем народов,государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собраниепостановляет: Государство Российское провозглашается Российской ДемократическойФедеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, вустановленных федеральной конституцией пределах, суверенные».
Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения. [12]
Федерализм в Россиивозник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основуфедерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национальногогнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировойсоциалистической революции, которую проповедовали большевики. РоссийскаяФедерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918года. Этим устанавливалось новое государственное устройство не толькособственно России (как мы понимаем ее сегодня), но и всей бывшей Российскойимперии, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порахфедерация всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось.Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии иТувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, такжеобъявленные независимыми, вступили в договорные отношения с РоссийскойФедерацией.
На российской территорииначался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальномуили географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало,да и население в национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этотпроцесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданыБашкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономныхобластей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в 1923 г. в составе РСФСРнаходилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии иобласти. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративноегосударство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Этообъединение народов было тесно связано с антидемократической сущностьютоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Самым заметным результатомтакого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм,особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольноопределенных территориях. После создания СССР внимание к процессамгосударственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, кэтому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожиданиясоответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах.Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления СоюзаССР, который преподносился как результат национальной политики партии и личноИ.В. Сталина.
Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение «национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства.
Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не решило всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привело к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было. [7]
Юридическая природа российского федеративногогосударства
Определяющим фактором выбораформы государственного устройства России является многонациональный состав еенаселения (более 100 наций и народностей), при том, что 81,5 % населениясоставляют русские, 3,7% -татары, 2,9% — украинцы, 1,2% — чуваши, 0,9% — башкиры, 0,7% — мордва, 0,6% — чеченцы и т.д. Федерация, позволяющая избежатьсверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектовФедерации, является оптимальной формой национально-государственного устройствадля России.
Следует выделитьюридические признаки Российской Федерации, которые позволяют отнести ее к числуфедеративных государств:
1) территорияРоссийской Федерации состоит из территорий субъектов Федерации, которыепредставляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования,обладающие определенной учредительной властью;
2) компетенция междуФедерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией;
3) в российскомгосударстве верховная законодательная, исполнительная и судебная властьпринадлежит федеральным государственным органам;
4) субъекты Федерацииобладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют сои высшиезаконодательные и исполнительные органы;
5) в России существуетединое гражданство;
6) в российскомпарламенте – Федеральном Собрании Российской Федерации – имеется палатапредставляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);
7) внешнеполитическуюдеятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Ониофициально представляют Российскую Федерацию в межгосударственных отношениях.
Российская Федерация –нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она являетсяасимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционнымстатусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Особоеправовое а по ряду позиций привилегированное) положение в России занимаютреспублики, автономные округа, автономная область.
Конституция РФ 12декабря 1993 года [1]заложила конституционные основы российского федерализма,среди которых выделяют: целостность и неприкосновенность российской территории;равноправие всех субъектов Федераций; строительство и развитие РФ на двухравнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; признанияобладания государственным суверенитетом за РФ, а не за ее субъектами. Принципыфедеративного устройства современной России
государство федерацияконституционный регион
Система государственной власти вРоссийской Федерации формируется на общих принципахдемократии и федерализма, которые записаны в действующей Конституции. Россия вформировании вертикали государственной власти мучительно проходит путь отпривычного унитаризма к федерализму; от диктата господства централизованнойбюрократии — к самостоятельности местных сообществ. При этом ясно, что четкоеразделение властей по вертикали призвано повышать эффективность ихфункционирования. Попытка перехода к демократии федерализма в первые годыпостсоветской смуты, по мнению многих, угрожала развалом страны, хотя, если быне был применен принцип федерализма, вполне возможно, Россия действительноразвалилась бы. В результате виновной оказывается идея федерализма, хотяфедерализм, может быть, спас нас от еще больших трагедий. Основательномуструктурному анализу проблем федерализма мешает противоречивость развитияобщества и государства, которые за последние десять лет находились неоднократнона грани гражданских, политических и иных конфликтов, расшатывающих основы ицелостность государства. Несмотря на все это, в целом нам удалось сформироватьорганы власти субъектов Федерации, исходя из базовых установок Конституции. [6]
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) [1] в числе основ конституционного строя.
Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации.
Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их. Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти се субъектов — еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет:
А) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;
Б) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
В) Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.
Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.
Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению. Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.
В числе принципов федеративного устройства России — принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехословакия).
Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Швейцария, Германия). Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально- территориальному принципу. Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.
В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.
Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации.
Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.
Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.
Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).
Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности — русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве — Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом. Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.
Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:
А) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
Б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
В) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.Государственныйсуверенитет РФ
Государственныйсуверенитет — это исходящая от народа верховная власть, состоящая всамостоятельном осуществлении государственных функций в рамках национального имеждународного права.
Несмотря на то, чтоверховенство, самостоятельность и независимость государственной власти могутпроявляться в различных сферах общественной жизни: в экономике,законодательстве, внутренней и внешней политике, — суверенитет един и неделим.
Согласно устоявшемуся вконституционном праве подходу народ, нация и государство выступают субъектамисуверенитета. Отдельными компонентами суверенитета государства являются народ итерритория.
Категория суверенитетанаиболее важна для федеративного государства, поскольку предполагаетконкретизацию объема прав, которыми должна обладать Федерация для обеспеченияее государственного суверенитета. Наличие неотчуждаемых прав Федерациигарантирует сохранение государством его суверенитета.
Суверенитет государствареализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочийгосударства, тот необходимый минимум, без которого не может существоватьсуверенное государство. Если суверенитет как определенное свойствогосударственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может бытьречи о его сужении или расширении), то суверенные права — более подвижнаякатегория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае,суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства. [10]
К конституционнымосновам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:
• верховенствоКонституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектовФедерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);
• территориальнаяцелостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);
• правозащиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п.«к» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);
• единыевооруженные силы (п. «м» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);
• единствоэкономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенноерегулирование, денежная эмиссия (п. «ж» ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75Конституции РФ);
• исключительноеправо на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п.«к» ч. 1. ст. 71 Конституции РФ);
• управлениефедеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслейнародного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. «д» ч. 1ст. 71 Конституции РФ).
Российский федерализмхарактерен тем, что несмотря на четкую определенность положений Конституции РФоб исключительном обладании государственным суверенитетом РоссийскойФедерацией, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации,по прежнему продолжают считать себя суверенными государствами, как этозакреплялось в республиканских декларациях о государственном суверенитете1990—1992 гг. и нашло отражение в Федеративном Договоре 1992 года,республиканских конституциях и других документах.
Статья 61 КонституцииРеспублики Татарстан, например, определяет указанный субъект Федерации вкачестве суверенного государства, субъекта международного права,ассоциированного с Российской Федерацией — Россией на основе Договора овзаимном делегировании полномочий и предметов ведения.[2]
Другим примеромпритязаний на обладание государственным суверенитетом республик являетсяДоговор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года, где впервой же статье записано: «Республика Башкортостан — суверенноегосударство в составе Российской Федерации».[3]
И, наконец, одиознымпроявлением посягательства на государственный суверенитет Российской Федерациислужит подписанный в 1994 году Договор о дружбе и сотрудничестве междуРеспубликой Башкортостан и Республикой Абхазия [4], где стороны именуют себясуверенными государствами. Данный Договор — это пример явного вторжениясубъекта Федерации в исключительную компетенцию России в области международногопризнания государства.
Таким образом, внастоящее время можно говорить о двух тенденциях толкования концепциигосударственного суверенитета в российском федеративном государстве. Первая,закрепленная в Конституции РФ, основывается на понятии единого, неделимого ираспространяющегося на всю территорию Российской Федерации государственномсуверенитете, отрицающего какую-либо возможность для субъектов Федерации иметьсвой собственный государственный суверенитет. Вторая тенденция, напротив,заключается в признании суверенитета за республиками в составе РоссийскойФедерации в силу того, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называютсягосударствами. Такой подход характерен для внутригосударственных договоров изаконодательства республик. Исходя из такого понимания делается вывод, что вРоссии наблюдается сочетание двух суверенитетов в рамках одного государства.Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих внего республик. Тенденция множественности государственного суверенитета таит всебе определенную опасность для существования единого целого федеративногогосударства.
Внешним проявлениемгосударственного суверенитета являются символы государства — государственныйфлаг, герб, гимн. В Российской Федерации они устанавливаются федеральнымконституционным законом, который в настоящее время не принят. Сейчасгосударственная символика России определена указами Президента РФ. [5] [6]Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношениягосударственные символы Российской Федерации, поскольку в них в образном илаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностяхгосударства. Столицей России является город Москва, статус которой определяетсяфедеральным законом.Конституционныйстатус РФ и её субъектов
Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В ст. 1 основного закона записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.
Глава 3 Конституции “Федеративное устройство” раскрывает эти основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства, закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.
Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:
1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
2) федеральная Конституция и федеральные законы;
3) федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
4) государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
5) единое гражданство РФ;
6) государственный язык;
7) единые Вооруженные Силы;
8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
9) государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
10) столица РФ.
Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
В России — нескольковидов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов посостоянию на 1 октября 2010г. – 83. Среди них: 21 республика, 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения.
Таблица 1. Особенностиконституционно-правового статуса субъектов РФ.Республики
· Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2);
· Имеют свою конституцию (статья 5 п.2);
· Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
· Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
· Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2); Края и области
· Имеют свой устав (статья 5 п.2);
· Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
· Могут включать автономные округа (статья 66 п.4); Города федерального назначения
· Имеют свой устав (статья 5 п.2);
· Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
· Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Автономные округа
· Имеют свой устав (статья 5 п.2);
· Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3);
· Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4);
· Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Автономная область
· Имеет свой устав (статья 5 п.2);
· Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1);
· Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3);
· Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4);
· Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Изменения вфедеративном устройстве России после прекращения существования СССР
· всеСоветские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года —автономные области и АССР) стали республиками;
· всеавтономные округа получили возможность выхода из состава областей и краевпосредством принятия соответствующего закона;
· Чукотскийавтономный округ вышел из состава Магаданской области;
· Чечено-ИнгушскаяАССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию;
· 2города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) былипреобразованы в города федерального значения;
· спринятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края,области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейскаяавтономная область стали субъектами Российской Федерации;
· былипереименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевскаяв Самарскую;
· Сокольскийрайон Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородскойобласти;
· Пермскаяобласть и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край;
· Таймырскийи Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю;
· Камчатскаяобласть и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край;
· Усть-ОрдынскийБурятский автономный округ присоединился к Иркутской области;
· Читинскаяобласть и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;Объединениерегионов России
· 7декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-ПермяцкогоАО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющимбольшинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года. (ГосударственныйАрхив Пермского Края — Хроника событий по объединению двух субъектов РФ)
· 17апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и ЭвенкийскогоАО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющимбольшинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
· 23октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и КорякскогоАО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинствомголосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
· 16апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-ОрдынскогоБурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобреноподавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008года.
· 11марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и АгинскогоБурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобреноподавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008года
Начатапредварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО.Процедура по объединению заморожена. Возможные названия — Поморский край,Архангельский край, Северный край.
Велосьобсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.Среди предлагаемых названий — Петербургская губернияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%A0%D0%A4- cite_note-7, Невскийкрай.( Референдум по вопросу объединения Санкт-Петербурга и Ленинградскойобласти).
РайонированиеРоссийской Федерации
Субъектыфедерации группируются в:
· 8федеральных округов;
· 11экономических районов;
· 14географических районов;
· 6военных округов;
· 9часовых поясов (до 28 марта 2010 года — 11 часовых поясов). Конституционноерегулирование компетенции в РФ
Государственный суверенитет вдеятельности органов государственной власти по реализации внутренних и внешнихфункций государства. Только через основные функции государственной властисуверенитет воплощается в жизнь, становится фактическим свойством власти. Длятого, чтобы выполнить данные функции, государство должно обладать определеннойкомпетенцией.
Компетенция — этоопределяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органаили должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своейдеятельности.
По отношению кгосударству — это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественныхотношений. Компетенция государства может быть реализована не только черезорганы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.
Федеративное устройствопредопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти иорганами власти субъектов. Компетенция государственного органа по устоявшемусяв юридической науке мнению определяется через предметы ведения и полномочия.При этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественныхотношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актамик компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственнойвласти включают в себя права и обязанности органа государственной власти вотношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властныхдействий в определенной сфере общественных отношений.[11]
В соответствии сКонституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и еесубъектов разграничивается на:
• исключительнуюкомпетенцию федеральных органов власти;
• совместную компетенциюорганов государственной власти Федерации и ее субъектов;
• исключительнуюкомпетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.
К исключительнойкомпетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные сфункционированием государства на международной арене, вопросы, требующиеединого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы,денежная система и др.), федеральная собственность и управление ею,установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти,федеративное устройство и территория России. Органы государственной властисубъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в исключительнуюкомпетенцию федеральных органов.
Предметы совместноговедения в отличие от предметов находящихся в исключительном ведении Федерации,предполагают, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия сучетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур,механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегированияполномочий.
Исходя из смысла ст. 72Конституции РФ предметы совместного ведения можно условно подразделить нанесколько групп.
1. Вопросыгосударственного строительства и защиты прав и свобод:
• обеспечениесоответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иныхнормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральнымзаконам;
• защита прав и свободчеловека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечениезаконности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
• защита исконной средыобитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
• установление общихпринципов организации системы органов государственной власти и местногосамоуправления.
2. Вопросы, регулированияэкономики, социального и культурного развития:
• разграничениегосударственной собственности;
• установление общихпринципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
• общие вопросывоспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
• охрана памятниковистории и культуры;
• координация вопросовздравоохранения;
• защита семьи,материнства, отцовства и детства;
• социальная защита,включая социальное обеспечение.
3. Вопросы экологии иэкологической безопасности:
• вопросы владения,пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природнымиресурсами;
• природопользование,охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
• особо охраняемыеприродные территории;
• осуществление мер поборьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация ихпоследствий.
4. Вопросы,деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы:
• кадры судебных иправоохранительных органов;
• адвокатура, нотариат;
• административное,административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное,водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охранеокружающей среды.
5. Координациямеждународных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международныхдоговоров Российской Федерации.
Здесь действует правилоо том, что если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы,отнесенные к ведению субъекта Федерации, то требуется согласование с егоорганами власти. Субъекты Федерации вправе представлять федеральным органамгосударственной власти рекомендации о заключении международных договоров,касающихся их интересов
3. Современныепроблемы российского федерализма.
Несмотря на значительное разнообразие, большинство существующих проблемроссийского федерализма может быть объединено в несколько групп.
Первая — проблемы, порожденные несовершенством и противоречивостьюисходных и доставшихся нам в наследство сложнейших проблем государственногоустройства. Вторая — проблемы, обусловленные развитием федеративных отношенийвне конституционного поля.
Третья — проблемы критики экономики и потери управляемости единымэкономическим и правовым пространством.
Четвертая — проблемы, связанные с несовершенством и противоречивостьюряда положений Конституции, и особенно с противоречиями конституций и уставовсубъектов Федерации.
Пятая — проблемы правового обеспечения федеративных отношений по всемукомплексу противоречий в Федерации.
Именно из-за отсутствия законов современная практика федеративныхправоотношений все более расходится с установленными в Конституции РоссийскойФедерации нормами. Требовать изменения Конституции вместо ее использования взаконодательстве — путь не очень продуктивный.
Во-первых, Основной Закон Российской Федерации должен быть ориентированна устойчивое социально-экономическое развитие государства, налаживаниеотношений, сотрудничество и совместную деятельность федеральных и региональныхорганов государственной власти. Нельзя, да и невозможно подгонять Конституциюпод каждый случай, возникающий на практике.
/>Во-вторых, срочно нужно принять предусмотренныеКонституцией страны федеральные законы, предназначенные для регулированияфедеративных отношений, и таким образом развивать заложенные в Конституциинормы и восполнять содержащиеся в Основном Законе Российской Федерациинеопределенности и пробелы.
В-третьих, недопустимо терять содержащийся в Конституции духкомпромиссного Федеративного договора. Процессы развития Российской Федерациинастолько сложны, что здесь не обойтись лишь сухим языком права. Нужно умелосогласовывать свои интересы.
Субъекты Федерации зачастую вынуждены входить в противоречия с нормамиКонституции страны не столько по сути, сколько в рамках регламентацииполномочий Конституции. Особенно когда региональный законодатель начинаетопережать своей законотворческой деятельностью федерального законодателя.Конечно, в ходе этой работы есть и попытки установления в своих основныхзаконах, иных нормативных актах прав и обязанностей (полномочий), отличных отустановленных в Основном Законе Российской Федерации, федеральных законах, что,конечно же, недопустимо и порождает противоречивую нормотворческую практику всубъектах Федерации, а порой и случаи неисполнения федеральных законов, актовПрезидента РФ и Правительства Российской Федерации. И здесь закономерновмешательство Федерации.
Из-за «запаздывания» федерального законодателя в принятии федеральныхзаконов по предметам совместного ведения (в основном из-за отсутствия механизмовреализации ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации) субъекты Федерацииосуществляют «опережающее» нормотворчество. В результате этого действующие внастоящее время в субъектах Российской Федерации отдельные нормативно-правовыеакты противоречат принятым позднее федеральным законам.
В случае нарастания кризисных явлений и неуправляемости возможна утратагосударственного суверенитета России над отдельными территориями субъектов РФ.Это могут быть не только республики Северного Кавказа, как об этом пишут, ноДальний Восток, Калининградская область, Курильские острова. Эту проблемунеобязательно рассматривать только через призму этнического фактора. Нужнонаходить эффективные правовые механизмы своевременного решения таких проблем.
Главным фактором на данном этапе развития Российской Федерации может бытьразрешение проблем российского федерализма на основе совершенствованиязаконодательства и координации действий федеральных и региональных органовгосударственной власти в рамках действующей Конституции страны. [7]
Таблица 2.Основные группы таких конкурирующих принципов в системе федеративных отношений.Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4), целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 4) Самоопределение народов в Российской Федерации (преамбула, ч. 3 ст. 5), вся полнота власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73), признание республик в составе Российской Федерации государствами и наличие у них права на внешнюю государственную атрибутику — конституцию, государственный язык (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68) Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), единство правового и экономического пространства (ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 8, ст. 74, 75) Возможность договорного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 11), право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 4, 6 ст. 76) Единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 77, 78) Право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77) Равноправие субъектов Российской Федерации (ч. 1, 4 ст. 5) Асимметричность Российской Федерации, различный конституционно-правовой статус образующих ее субъектов (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65, ст. 66, ч. 2 ст. 68)
Списокиспользованных источников
Нормативно-правовыеакты
1.Конституция Российской Федерации от12.12.93г.// Российская газета. — 1993.- 25 декабря.
2.Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г.// Российская газета, 1994. 18 февраля.
3.Договор о разграничении предметовведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти РеспубликиБашкортостан от 3 августа 1994 г. // российская газета, 1994. 5 августа.
4. Договор о дружбе и сотрудничествемежду Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия от 18 августа 1994 г. //«Ведомости Верховного Совета и Правительства РеспубликиБашкортостан», 1994, № 12 (30), ст. 710
5.Положение о Государственном флагеРоссийской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года.
6. Положение о Государственном гербеРоссийской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 года.
Книги.
7.Абдулатипов Р. Г. Национальныйвопрос и государственное устройство России. М., 2000.
8. Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации. М., 2000, стр. 294-298
9. Хропанюк В.Н. Теория государства иправа. М., 1996 г.
10. Конституционное право России.Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М., 2000 г., стр.249-251.
Статьи.
11.Баргондия Б.А. Российский федерализм:разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал.– 1996 г. №4, стр. 56-67.
Ресурсы Интернет.
12.Саликов М. Национальный федерализм России. – Режим доступа: www.prof.msu.ru/ .