Реферат
Подисциплине: Основы информационной безопасности
На тему:Федеральный закон «Об информации и защите информации»
Оглавление
Введение. 3
1. Общие положения. 8
2. Информационные ресурсы. 8
Введение
Как известно, право — этосовокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных илисанкционированных государством в отношении определённых сфер жизни идеятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения(отдельной личности).
Правовая защита информациикак ресурса признана на международном государственном уровне и определяетсямежгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуетсяпатентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственномуровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами(рис. 1).
В нашей стране такимиправилами являются Конституция, законы Российской Федерации, гражданское,административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах. Чтокасается ведомственных нормативных актов, то они определяются приказами,руководствами, положениями и инструкциями, издаваемые ведомствами,организациями и предприятиями, действующими в рамках определенных структур(рис. 2).
Требования информационнойбезопасности должны органически включаться во все уровни законодательства, втом числе и в конституционное законодательство, основные общие законы, законыпо организации государственной системы управления, специальные законы,ведомственные правовые акты и другие. В литературе приводится такая структураправовых актов, ориентированных на правовую защиту информации.
Первый блок — конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации изащиты информации, входят в него как составные элементы.
Второй блок – общиезаконы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, огражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности), которые включают нормыпо вопросам информатизации и информационной безопасности.
Третий блок – законы оборганизации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики,системы государственных органов и определяющие их статус. Они включаютотдельные нормы по вопросам защиты информации.
Четвёртый блок –специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений,отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизациии защите информации». Именно состав и содержание этого блока законов и создаётспециальное законодательство как основу правового обеспечения информационнойбезопасности.
Пятый блок –законодательство субъектов Российской Федерации, касающиеся защиты информации.
Шестой блок – подзаконныенормативные акты по защите информации.
Седьмой блок – этоправоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственностиза правонарушения в сфере информатизации.
Специальноезаконодательство в области безопасности информационной деятельности может бытьпредставлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовомузакону «Об информации, информатизации и защите информации», который закладываетосновы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности:
— информации иинформационных систем;
— субъектов – участниковинформационных процессов;
— правоотношенийпроизводителей – потребителей информационной продукции;
— владельцев(обладателей, источников) информации – обработчиков и потребителей на основеотношений собственности при обеспечении гарантий интересов граждан игосударства.
/>
/>
1.Общиеположения
Настоящий Федеральныйзакон регулирует отношения, возникающие при: формировании и использованииинформационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления,хранения, поиска, распространения и предоставления потребителюдокументированной информации; создании и использовании информационныхтехнологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов,участвующих в информационных процессах и информатизации.
Иформация — сведения олицах, предметах, факторах, событиях, явлениях и процессах независимо от формыих предоставления.
Информатизация-организационныйсоциально-экономический и научно-технический процессах создания оптимальныхусловий для удовлетворения информационных потребностей и реализации правграждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,организаций, общественных объединений на основе формирования и использованияинформационных ресурсов.
Государственная политикав сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена насоздание условий для эффективного и качественного информационного обеспечениярешения стратегических и оперативных задач социального и экономическогоразвития РФ. 2.Информационныересурсы
Информационные ресурсыявляются объектами отношений физических, юридических лиц, государствасоставляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другимиресурсами.
Документированиеинформации является обязательным условием включения информации в информационныересурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемоморганами государственной власти, ответственными за организациюделопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасностьРоссийской Федерации. Документ, полученный из автоматизированной информационнойсистемы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Информационные ресурсымогут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.
Собственникинформационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотреннымизаконодательством Российской Федерации, в том числе он право:
— назначить лицо,осуществляющее хозяйственное владение информационными ресурсами, илиоперативное управление ими;
— устанавливать впределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационныхресурсов и доступа к ним.
— определять условияраспоряжения документами при их копировании и распространении.
Право собственности насредства обработки информации не создает права собственности на информационныересурсы, принадлежащие другими собственникам. Документы, обрабатываемые впорядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средствобработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производнойпродукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.
Государственныеинформационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии сосферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы,находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации (далее — информационные ресурсы совместного ведения); информационныересурсы субъектов Российской Федерации.
Формированиегосударственных информационных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 8настоящего Федерального закона осуществляется гражданами, органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, организациями иобщественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственныеинформационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают ихиспользование в соответствии с установленной компетенцией.
Деятельность органовгосударственной власти и организацией по формированию федеральныхинформационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения,информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется изфедерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов«Информатика» («Информационные обеспечение»).
Граждане, органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, организации иобщественные объединения обязаны представлять документирование информациюорганам и организациями, ответственным за формирование и использованиегосударственных информационных ресурсов.
Порядок и условияобязательного представления документированной информации доводятся до сведенияграждан и организаций. Порядок обязательного представления (получения)информации, отнесенной государственной тайне, и конфиденциальной информацииустанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этихкатегориях информации.
Отдельные объектыфедеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийскимнациональным достоянием.
Отнесение конкретныхобъектов федеральных информационных ресурсов к общероссийскому национальномудостоянию и определение их правового режима устанавливаются федеральнымзаконам.
Государственныеинформационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми иобщедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесеннаязаконом к категории ограниченного доступа.
Документированнаяинформация с ограниченным доступом по условиям ее правового режимаподразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, иконфиденциальную.
Запрещено относить кинформацию с ограниченным доступом:
— законодательные идругие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов местногосамоуправления, организаций, общественного объединений, а также права, свободыи обязанности граждан, порядок их реализации;
— документы, содержащиеинформацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую,демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимуюдля обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов,производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
— документы, содержащиеинформацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления,об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов,о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений,отнесенных к государственной тайне;
— документы,накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системахорганов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимыедля реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Перечни персональныхданных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационныхресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РоссийскойФедерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а такжеполучаемых и собираемых негосударственными организациями, должны бытьзакреплены на уровне Федерального закона. Персональные данные относятся ккатегории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение,использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации,нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без егосогласия, кроме как на основании судебного решения.
Персональные данные немогут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вредагражданам, затруднения реализации прав свобод граждан Российской Федерации.Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использованияинформации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой,религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии сзаконодательством.
Юридические и физическиелица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах,получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки ипорядка использования этой информации.
Подлежит обязательномулицензированию деятельность негосударственных организацией и частных лиц,связанная с обработкой и предоставлением пользователем персональных данных.Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации,
Неправомерностьдеятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональныхданных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов,действующих на основании статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о персональных данных.