Задача 1.
Администрациеймуниципального образования «Сорокинский район» издано распоряжение, которымустановлены сроки уплаты земельного налога 15 сентября и 15 декабря и ставкиземельного налога (в рублях за 1га) на 2005 год:
за земли в границахвсех населенных пунктов района и вне черты, предоставляемые гражданам дляведения ЛПХ, садоводства, огородничества и животноводства: пашня 54-00; сенокос29-52; пастбище 16-13;
за землисельскохозяйственного назначения: пашня 25-00; сенокос 14-00; пастбище 8-05;
за земли, расположенныевне населенных пунктов района (земли промышленности, транспорта, связи т.д.):342- 44.
Оцените законностьданного распоряжения.
Задача 2.
Мясоперерабатывающийзавод разместил на земельном участке, расположенном в пределах полосы отводаавтомобильной дороги Тюмень-Ялуторовск, наружную рекламу своей продукции.Реклама завода была размещена с согласия администрации МО «Ялуторовский район»,которая для этой цели предоставила заводу соответствующий земельный участок.
Каков правовой режимземельных участков, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных дорог.Какой существует порядок размещения наружной рекламы в пределах полосы отводаавтомобильных дорог? Правомерны ли действия администрации МО «Ялуторовскийрайон»?
Задача 3.
Государственнаяналоговая инспекция провела проверку ОАО «Ива», по результатам которой вынеслапостановление, обязывающее ОАО немедленно погасить задолженность по аренднойплате за землю. ОАО обратилось в Арбитражный суд с иском о признаниинедействительным постановления налоговой инспекции. В исковом заявлении истецссылался на то, что налоговая инспекция явно превысила полномочия,предоставленные ей Законом, так как отношения по внесению арендной платырегулируются ГК РФ и договором аренды, заключенным с администрацией города.Налоговая возражала, мотивируя тем, что арендная плата — это обязательныйплатеж в бюджет, и потому ее взыскание входит в компетенцию налоговых органов. Решитедело.
ЗАДАЧА 1.
«Администрациеймуниципального образования «Сорокинский район» издано распоряжение, которымустановлены сроки уплаты земельного налога 15 сентября и 15 декабря и ставкиземельного налога (в рублях за 1га) на 2005 год:
за земли в границахвсех населенных пунктов района и вне черты, предоставляемые гражданам дляведения ЛПХ, садоводства, огородничества и животноводства:
— пашня 54-00;
— сенокос 29-52;
— пастбище 16-13;
за землисельскохозяйственного назначения:
— пашня 25-00;
— сенокос 14-00;
— пастбище 8-05;
за земли, расположенныевне населенных пунктов района (земли промышленности, транспорта, связи т.д.):342- 44.
Оцените законностьданного распоряжения».
Вопрос возникает всвязи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗНалоговый Кодекс Российской Федерации был дополнен главой – «Земельный налог».Закон № 141-ФЗ был официально опубликован в «Российской газете» 30.11.2004 и, сучетом положений пункта 1 статьи 8 Налогового Кодекса Российской Федерации,вступил в силу с 1 января 2005 года.
Указанная 31 главаНалогового Кодекса Российской Федерации существенно изменила порядок исчисленияи уплаты земельного налога.
В силу положенийФедерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ с 1 января 2005 года вступили в силустатьи 12-15 Налогового Кодекса Российской Федерации иодновременно утратил силу Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации».
Земельный налог всегдаотносился к местным налогам. Однако при этом существенно меняется подход к егоустановлению.
До 2005 года пунктом 2статьи 21 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» былопредусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами РФ,в частности, Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» и взимаетсяна всей ее территории. Региональным властям предоставлялось право установленияставок налога.
С 2005 года статья 387Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает, что поскольку земельныйналог является местным, то юрисдикционные полномочия по его введению или отменетеперь сосредоточены в руках органов местного самоуправления. Регулируявопросы, связанные с исчислением земельного налога, федеральный законодательлишь определил отдельные элементы данного налога, предоставив возможность ихустановления указанным выше уполномоченным органам.
При введении 31 главыНалогового Кодекса Российской Федерации, сложилась ситуация, сделавшаяневозможным установление земельного налога на 2005 год по правилам главы 31.
В силу статьи 5Налогового Кодекса Российской Федерации, законы субъектов РФ и иные актызаконодательства о налогах и сборах должны быть официально опубликованы неранее чем за месяц до даты вступления в силу и не ранее первого числаследующего налогового периода. С учетом пункта 1 статьи Налогового КодексаРоссийской Федерации, устанавливающим по земельному налогу налоговый период,равный календарному году, земельный налог по главе 31 Налогового КодексаРоссийской Федерации мог быть введен только в случае, если соответствующийнормативный правовой акт был опубликован не позднее 30 ноября 2004 года приэтом Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ был опубликован в «Российскойгазете» только 30 ноября 2004 года).
В статье 3 Закона №141-ФЗ сделана оговорка о том, что в случае введения «нового» земельного налогана территории муниципального образования Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «Оплате за землю» на данной территории не применяется. Утрачивает же силу ЗакономРФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» только с 1 января 2006 года (п. 2ст. 2 Закона № 141-ФЗ).
Таким образом, на 2005годАдминистрация муниципального образования «Сорокинский район», могла законноустановить земельный налог в соответствие с нормами, установленными ЗакономРФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
Необходимо проверить,соответствует ли изданное распоряжение указанному нормативному акту.
В рассматриваемомраспоряжении установлены:
1. Сроки уплатыземельного налога 15 сентября и 15 декабря (2005 г.)
Статья 17 ЗаконаРФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» гласит:
« Суммы налогауплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случаенеуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленномфедеральным законом.
Органы законодательной(представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие срокиуплаты налога».
Рассматривая условноераспоряжение, видно, что срок внесения второго платежа, указанный враспоряжении (15 декабря), выходит за рамки предельного срока, установленного ЗакономРФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (15 ноября).
Оговорка о том, что«органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют правоустанавливать другие сроки уплаты налога» в данном случае применена быть неможет, так как с учетом формулировки «не позднее 15 ноября», это право можетбыть реализовано только путем установления более раннего, чем 15 ноября, срокауплаты налога.
2. Ставки земельногоналога, исходя из площади предоставленного в собственность (пользование)земельного участка.
Это соответствуетнормам Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (в соответствие сглавой 31 основанием для определения размера земельного налога являетсякадастровая стоимость земли).
/>Статья3.Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» гласит:
«Размер земельногоналога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственниковземли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильныхплатежей за единицу земельной площади в расчете на год».
3. Ставки земельногоналога установлены дифференцировано, исходя из назначения земель.
а). Распоряжение: « заземли в границах всех населенных пунктов района и вне черты, предоставляемыегражданам для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества и животноводства: пашня54-00; сенокос 29-52; пастбище 16-13»
Статья 6.Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»:
«Земельный налог заучастки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленныегражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всейплощади земельного участка по средним ставкам налога за землисельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог заучастки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельскихнаселенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящейстатьи) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пятирублей за квадратный метр.
Органам местногосамоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещенияземельных участков, указанных в настоящей статье, повышать ставки земельногоналога, но не более чем в два раза».
Установлениедифференцированных ставок, а не ставок, соответствующих средним ставкам налогана земли сельскохозяйственного назначения соответствующего района, несоответствует требованиям закона.
б). Распоряжение: «заземли сельскохозяйственного назначения: пашня 25-00; сенокос 14-00; пастбище8-05»
Статья 5.Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»:
«Земельный налог насельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, ихкачества, площади и местоположения
Органамизаконодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходяиз средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодийустанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни,а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Минимальные ставкиземельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодийустанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектовРоссийской Федерации».
Установлениедифференцированных ставок по пашне, сенокосу, пастбищам соответствуеттребованиям закона.
в). Распоряжение: «заземли, расположенные вне населенных пунктов района (земли промышленности,транспорта, связи т.д.): 342- 44».
Статья 9Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»:
«Налог за расположенныевне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории,нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствиис приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до20 тысяч человек.
За земли, занятыеполигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налогустанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земельпреобладающего на данной территории сельскохозяйственного илилесохозяйственного использования».
Установление единойставки по землям промышленности, транспорта и связи соответствует требованиямзакона.
ЗАДАЧА 2.
«Мясоперерабатывающийзавод разместил на земельном участке, расположенном в пределах полосы отводаавтомобильной дороги Тюмень-Ялуторовск, наружную рекламу своей продукции.Реклама завода была размещена с согласия администрации МО «Ялуторовский район»,которая для этой цели предоставила заводу соответствующий земельный участок.
Каков правовой режимземельных участков, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных дорог.Какой существует порядок размещения наружной рекламы в пределах полосы отводаавтомобильных дорог? Правомерны ли действия администрации МО «Ялуторовскийрайон»?»
Автомобильная дорогаТюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск является федеральной трассой.
На основании положенийФедеральных законов «О рекламе» N 108-ФЗ от 18 июля 1995 года, «О безопасностидорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, ПостановленийПравительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1033 «Обутверждении Положения о Федеральной дорожной службе России" и от 4сентября 1999 года N 1005 «Вопросы Российского дорожного агентства», а такжеПравил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильныхдорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РоссийскойФедерации N 1420 от 1 декабря 1998 года, на органы управления федеральнымиавтомобильными дорогами общего пользования возложены функции по:
— согласованиюразмещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы в полосе отвода ипридорожной полосе федеральной автомобильной дороги;
— выдаче техническихусловий и проведению экспертизы проектной документации на объекты сервиса иконструкцию наружной рекламы, располагаемую в полосах отвода и придорожныхполосах федеральной автомобильной дороги общего пользования;
— участию в приемке вэксплуатацию объектов дорожного сервиса и конструкций наружной рекламы. Статьей14 Федерального закона «О рекламе» № 108-ФЗ от 18 июля 1995 года установлено,что распространение наружной рекламы путем установки на территории, здании,сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платыза распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора ссобственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, еслизаконом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающеговещными правами на имущество, и при наличии разрешения соответствующего органаместного самоуправления.
Вещными правами наполосу отвода федеральной автомобильной дороги на основании государственногоакта (свидетельства) на право бессрочного (постоянного) пользования обладаюторганы управления федеральными автомобильными дорогами.
В соответствии состатьей 52 Земельного кодекса РСФСР землепользователи обладают всеми правамисобственников земельных участков.
Положениями статьи 608Гражданского кодекса Российской Федерации право передачи имущества впользование (аренду) принадлежит его собственнику, однако арендодателем могутбыть и другие лица, уполномоченные собственником, законом или же иным правовымактом. Таким образом, на основании вышеперечисленных правовых актов Российскоедорожное агентство имеет законное право организации рационального использованияземель, занятых федеральными автомобильными дорогами, в целях привлечениядополнительных финансовых средств для реализации дорожных программ и проектов,а государственным предприятиям, учреждениям и организациям дорожного хозяйстваделегировано право в установленном порядке предоставлять закрепленные за нимиземельные участки во временное пользование.
Письмом Российскогодорожного агенства от 17 марта 2000 года N РДА-22/913 «Об использовании земель,занятых полосами отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования»утверждены, в частности:«примерный договор наиспользование полосы отвода федеральной автомобильной дороги общего пользованияпри размещении в ее пределах конструкций наружной рекламы»:
«(учреждение(предприятие, организация) дорожного хозяйства, осуществляющее функцииуправления федеральными автомобильными дорогами общего пользования) и владелец(собственник) конструкций наружной рекламы/рекламораспространитель заключили Договоро нижеследующем:
Владелец дорогипредоставляет Рекламораспространителю участок полосы отвода федеральнойавтомобильной дороги общего пользования согласно прилагаемому плану земельногоучастка и экспликации площадью для размещения наружной рекламы на… км участкафедеральной автомобильной дороги
Рекламораспространительвправе:
Размещать оговоренную внастоящем Договоре наружную рекламу в границах предоставленного ему для этихцелей Участка.
Владелец дороги вправе:
Устанавливатьтехнические условия и требования к размещению наружной рекламы, ограниченияусловий производства работ по установке наружной рекламы, требующих занятияпроезжей части или влияющих на нормальное функционирование федеральнойавтомобильной дороги.
Контролироватьправильность размещения наружной рекламы и ее состояние в границахпредоставленного «Рекламораспространителю» для этих целей Участка,соблюдение технических норм и требований безопасности дорожного движения,правил пользования и охраны автомобильных дорог.
Участвовать в приемкеконструкций наружной рекламы в эксплуатацию.
Иметь свободный доступна переданные земельные участки для осуществления контроля за выполнениемРекламораспространителем условий Договора.
Рекламораспространительобязан:
Представить Владельцудороги необходимую документацию для получения разрешения на размещениеконструкций наружной рекламы в полосе отвода федеральной автомобильной дорогиобщего пользования
Обеспечить соблюдениетехнических условий и требований к размещению конструкций наружной рекламы,установленных Владельцем дороги.
Обеспечить надлежащеесодержание наружной рекламы и ее несущих конструкций.
Использоватьпредоставленный ему Участок только для размещения указанной в настоящемДоговоре наружной рекламы и ее несущих конструкций. По требованию Владельцадороги в десятидневный срок демонтировать конструкции наружной рекламы в случаесамовольного изменения их местоположения или размещения не оговоренных вДоговоре конструкций наружной рекламы либо возместить Владельцу дороги затратыпо устранению указанных нарушений.
Не ухудшать условиябезопасности движения транспорта по указанному выше Участку федеральнойавтомобильной дороги и прилегающим территориям, соблюдать требованияэкологической безопасности на них при размещении наружной рекламы и ее несущихконструкций.
По представлениюВладельца дороги устранять выявленные им недостатки в установленный срок.
При выполнении работ поразмещению наружной рекламы и ее несущих конструкций не занимать прилегающую куказанному в настоящем Договоре Участку территорию.
Своевременно вноситьплату за размещение рекламы в пределах полосы отвода федеральной автомобильнойдороги общего пользования.
Осуществлять надлежащуюстраховую защиту имущественного комплекса, располагаемого на Участке, и иныевиды страхования, предусмотренные действующим законодательством.
Владелец дороги обязан:
Обеспечитьрекламораспространителю возможность размещения наружной рекламы и ее несущихконструкций путем предоставления обусловленного настоящим Договором Участка вгранице полосы отвода федеральной автомобильной дороги.
Предоставитьрекламораспространителю технические требования и условия к размещению наружнойрекламы и ее несущих конструкций в полосе отвода федеральной автомобильнойдороги общего пользования.
При принятии решения овыдаче разрешения на установку конструкции наружной рекламы и согласовании ееразмещения в полосе отвода федеральной автомобильной дороги руководствоватьсядействующими нормативно — правовыми актами и стандартами.
Принимать меры кустранению рекламораспространителем недостатков, связанных с несоблюдениемтехнических условий и требований к наружной рекламе и ее несущих конструкций вполосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования»«примерный договор наразработку технических условий на размещение конструкций наружной рекламы,располагаемых в полосе отвода и придорожных полосах федеральной автомобильнойдороги общего пользования, проведение экспертизы проектной документации науказанные объекты, осуществление технического надзора за их проектированием,строительством и функционированием»
«(учреждение(предприятие, организация) дорожного хозяйства, осуществляющее функцииуправления федеральными автомобильными дорогами общего пользования) и рекламораспространительзаключили договор о нижеследующем:
рекламораспространительобязуется представить Владельцу дороги соответствующую документацию архитектурно-планировочныерешения, планы земельных участков а владелец дороги обязуется рассмотретьпредставленные рекламораспространителем документы и направить ему своемотивированное заключение о возможности размещения конструкций наружной рекламына км в полосе отвода/придорожной полосе участка федеральной автомобильнойдороги общего пользования
рекламораспространительвправе:
Представить Владельцудороги необходимую документацию для рассмотрения возможности размещения конструкцийнаружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильнойдороги общего пользования.
Обжаловать действияВладельца дороги в вышестоящих инстанциях или суде.
Владелец дороги вправе:
Устанавливатьтехнические условия и требования к размещению наружной рекламы, ограниченияусловий производства работ при установке наружной рекламы, требующих занятияпроезжей части или влияющих на нормальное функционирование федеральнойавтомобильной дороги.
Проводить экспертизупроектной документации на конструкцию наружной рекламы в полосах отвода ипридорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Контролироватьправильность размещения конструкции наружной рекламы и их состояние, соблюдениетехнических норм и требований безопасности дорожного движения, правилпользования и охраны автомобильных дорог, правил установления и использованияпридорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Участвовать в приемке конструкцийнаружной рекламы в эксплуатацию.
Требовать отрекламораспространителя возмещения ущерба, нанесенного федеральнойавтомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, при проведении работпо размещению и содержанию конструкций наружной рекламы. Отказать всогласовании установки конструкции наружной рекламы в случаях, если они неотвечают утвержденной проектной документации, требованиям безопасностидорожного движения и условиям содержания автомобильной дороги.
Рекламораспространительобязан:
Представить Владельцудороги необходимую документацию для получения согласования на размещение конструкцийнаружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильнойдороги общего пользования, а в случае необходимости — дополнительную информациюв течение десяти дней с момента заключения настоящего Договора.
Обеспечить соблюдениетехнических условий и требований к размещению конструкций наружной рекламы,установленных Владельцем дороги.
Обеспечить надлежащеесодержание наружной рекламы и ее несущих конструкций.
Не ухудшать условиябезопасности движения транспорта, соблюдать требования экологическойбезопасности при размещении наружной рекламы и ее несущих конструкций.
По представлениювладельца дороги устранять выявленные им недостатки в установленный срок.
Своевременно, всоответствии с пунктом 3.1 настоящего Договора, вносить плату за осуществлениетехнического надзора за размещением объекта дорожного сервиса, наружной рекламыв пределах полосы отвода и придорожных полосах федеральных автомобильных дорогобщего пользования.
Владелец дороги обязан:
Разработать ипредоставить рекламораспространителю технические условия и требования кразмещению объекта наружной рекламы и ее несущих конструкций в полосе отвода ипридорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования.
Рассмотреть комплектдокументов, предоставленных Рекламораспространителем, и дать по немумотивированное заключение.
При принятии решения овыдаче согласования на установку конструкции наружной рекламы в полосе отвода ипридорожной полосе федеральной автомобильной дороги руководствоватьсядействующими нормативно — правовыми актами и стандартами.
Вести учетустановленных в границах полосы отвода и придорожных полос федеральныхавтомобильных дорог общего пользования конструкций наружной рекламы.
Принимать меры кустранению недостатков, связанных с несоблюдением технических условий итребований к размещению объектов наружной рекламы и ее несущим конструкциям,если эти недостатки отрицательно влияют на безопасность дорожного движения илинарушают режим содержания автомобильной дороги».
Поскольку из условиязадачи не следует, что эти необходимые условия (согласование размещения объектанаружной рекламы в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования,проект объекта наружной рекламы, ТУ на объект наружной рекламы, договор наразмещение объекта в полосе отвода) были выполнены, действияадминистрации МО «Ялуторовский район» по предоставлению земельного участкаявляются незаконными.
Технические требованияк объектам наружной рекламы, размещаемым в полосах отвода автомобильных дорог,установлены «Отраслевыми дорожные нормы размещения средствнаружной рекламы в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильныхдорог общего пользования» нормативно-технической документацией (ГОСТ 10807-78Знаки дорожные. Общие технические условия; ГОСТ 23457-86 Технические средстваорганизации дорожного движения. Правила применения; СНиП 2.01.07-85 Нагрузки ивоздействия; СНиП 2.02.01-83 Основания зданий и сооружений; СНиП 2.03.01-84Бетонные и железобетонные конструкции; СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции;СНиП 11-23-81 Стальные конструкции; СНиП 2.25.07-80 Деревянные конструкции;СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии; СНиП 2.01.02-85 Противопожарныенормы; ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению местпроизводства дорожных работ; ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасностидвижения на автомобильных дорогах и т.д.)
ЗАДАЧА 3.
«Государственнаяналоговая инспекция провела проверку ОАО «Ива», по результатам которой вынеслапостановление, обязывающее ОАО немедленно погасить задолженность по аренднойплате за землю. ОАО обратилось в Арбитражный суд с иском о признаниинедействительным постановления налоговой инспекции. В исковом заявлении истецссылался на то, что налоговая инспекция явно превысила полномочия,предоставленные ей Законом, так как отношения по внесению арендной платырегулируются ГК РФ и договором аренды, заключенным с администрацией города.Налоговая возражала, мотивируя тем, что арендная плата — это обязательныйплатеж в бюджет, и потому ее взыскание входит в компетенцию налоговых органов. Решитедело».
Исходя из аргументации сторон, можносделать вывод, что коллизия возникла в период действия Закона РФ «О плате заземлю» от 11.10.1991 г. № 1738-1, который утратил силу с 01 января 2006 года ив силу того, что в указанный период налог на землю и арендная плата являлисьформами платы за землю/> («Статья 1 Закона РФ «О платеза землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 «Использование земли вРФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата,нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи,кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданныев аренду, взимается арендная плата»).
В настоящее времятаковой спор невозможен, поскольку понятия земельного налога и арендной платычетко разграничены и относятся к разным отраслям права (порядок уплаты(взимания) земельного налога устанавливается главой 31 НК РФ, а вопросыарендной платы – это вопросы сугубо гражданского права, регламентируемые ГК РФи иными нормативными актами, действующими в сфере гражданского законодательства
Однако и в указанный период, решениепо делу было бы вынесено в пользу заявителя (ОАО «ИВА»), то есть постановлениеналогового органа было бы признано судом недействительным, поскольку именнопозиция заявителя основана на действовавшим в тот период законодательствеРоссийской Федерации, тогда как позиция налогового органа ему противоречит.
Статьей 21 Закона РФ «О плате заземлю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 («Размер, условия и сроки внесенияарендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель,находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующиеорганы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы повидам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата можетустанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме») было предусмотрено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землюустанавливаются договором.
Из названной нормы следует, что всеаспекты, связанные с уплатой арендной платы за землю, в том численачисление пенейза несвоевременную уплату арендной платы, являютсядоговорными.
Таким образом, определение размеразадолженности по аренднойплате и начисление пеней за несвоевременную уплату арендной платымогут производиться только в рамках договора аренды земли арендодателем,в рассматриваемом случае — администрацией условного города.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991года № 943-1 «О налоговыхорганах Российской Федерации» главными задачами налоговых органовявляются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей,установленных законодательством(«Главнымизадачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства оналогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетнуюсистему Российской
Федерации других обязательных платежей, установленныхзаконодательством Российской Федерации, а также контроль за производством иоборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательствомРоссийской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовымиактами органов валютного регулирования и настоящим Законом»).
Однако согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации»№ 2118-1 (действовавшей до введения в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации) под налогом, сбором и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующегоуровня и во внебюджетныйфонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,определяемых законодательными актами («Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимаетсяобязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд,осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыхзаконодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей(далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговуюсистему»).
И в тот период арендная плата за землю не подпадала под определениеобязательного платежа, поскольку не устанавливалась нормативными актами.
С введением в действие части 1 Налогового кодекса в Российской Федерации понятие налога и сбора дано в статье 8 Кодекса/>:
/>«1.Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
/>2.Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физическихлиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношенииплательщиков сборов государственными органами, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачуразрешений (лицензий)».
/>Арендная плата неподпадает ни под одно из указанных понятий; условия ее уплаты определяются договором арендыземли, а не законодательными актами.
Исходя из изложенного, налоговыйорган не был полномочен издавать какие-либо постановления, обязывающиезаявителя «немедленнопогасить задолженность по арендной плате за землю».
Равным образом, налоговый орган не являлся и надлежащим истцом по искам овзыскании арендной платы за землю, поэтому, в случае заявления налоговыморганом соответствующего иска, в иске было бы отказано.
Сказанное не означает, что заявитель ОАО «Ива» будет освобожден от уплатыарендной платы за землю и не будет нести никакой ответственности за ее неуплату(просрочку уплаты).
В случае заявления соответствующего иска надлежащим лицом (администрациейусловного города в лице соответствующих органов), сумма арендной платы за землю(равно как и сумма любых начисленных по закону, или договору аренды земельногоучастка, штрафных санкций) будут взысканы с заявителя.
Список литературы:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2
2.Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 N 1738-1 (действующая редакция), онлайн-версия www.consultant.ru/popular/renta/
3. Федеральный Закон «О введении в действиечасти второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений внекоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000 N118-ФЗ (действующий в редакции Федеральных законов от 24.03.2001 N 33-ФЗ, от06.08.2001 N 110-ФЗ, от 15.12.2001 N 165-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от24.07.2002 N 110-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 08.12.2003 N 163-ФЗ, от29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от28.12.2004 N 183-ФЗ, от 21.07.2005 N 105-ФЗ, от 03.11.2006 N 180-ФЗ, от30.12.2006 N 268-ФЗ, от 24.06.2008 N 92-ФЗ, от 24.11.2008 N 205-ФЗ, от26.11.2008 N 224-ФЗ, с изменнениями, внесенными Федеральными законами от27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от23.12.2003 N 186-ФЗ)
4.Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (действующий в редакции федеральных законов №90-ФЗ от18.07.2005; №137-ФЗ от 26.07.2006; №162-ФЗ от 17.07.2009).
5. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» №2118-1».
6. Постановление Федеральногоарбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2001 г. N А79-3049/2000-СК1-2718.
7. Решение Арбитражного суда ЯНАО от 27 декабря 2007 г. по делу № А-75-7122/2007
8. Федеральный закон РФ «О рекламе» N108-ФЗ от 18 июля 1995 года.
9. Федеральный закон РФ «О безопасностидорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года
10. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 13 августа 1997 года N 1033 «Об утверждении Положения оФедеральной дорожной службе России»
11. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 4 сентября 1999 года N 1005 «Вопросы Российскогодорожного агентства».
12. Письмо Российского дорожногоагентства от 17 марта 2000 года N РДА-22/913 «Об использовании земель, занятыхполосами отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования».