Реферат по предмету "Государство и право"


Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме

Курсоваяработа на тему:
Уголовноеправо и судебный процесс в Древнем Риме

План
 
Введение
Глава 1.
1.1 Развитие уголовного права в ДревнемРиме
1.2 Отдельные виды преступлений
1.3 Система наказаний
Глава 2.
2.1 Судопроизводство
2.2Формирование специальных уголовных судов
2.3 Процесс в суде присяжных
Заключение
Библиографический список

Введение
Рассматриваяданную тему, необходимо рассказать о самом Риме. В то время это было самое могущественноегосударство. Самая сильная армия, самая большая территория, самый развитый –всё это можно отнести к Риму. На него работало пол мира. Конечно же, этосказалось во всех сферах жизни Великой империи. Остановимся на правой стороне.
Римпо своей сути являлся лидером в правовом развитии. Именно здесь возникаютразличные правовые нормы, законы, обычаи, которые в дальнейшем распространилисьпо миру, влияние римских норм наблюдается во многих законодательствахсовременных государств. Прошли тысячи лет, а их до сих пор используют.
ЗаконыДревнего Рима не были идеальны и демократичны. То что в Древнем Риме процветалаработорговля — уже о многом говорит. Не будем забывать и о принципе Талиона. Новсё же по сравнению с другими странами Рим в правовом аспекте шагнул далековперёд.
Римскоеправо древнейшего периода отличалось строгостью, формализмом. Особое вниманиебыло уделено урегулированию отношений, связанных с движением имущества и правомчастной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственниканад объектом права. Классовое деление ощущалось и защищалось в римскомзаконодательстве. Можно даже сказать, что эта черта была неотъемлемой.
Уголовное право исудебный процесс в Римском праве были выбраны нами в качестве темы, в силутого, что эти правовые институты носят основополагающий характер и какследствие имеют значение для всех отраслей римского права. Это позволяет врамках одной работы рассмотреть целый ряд проблем, касающихся развития римскогоправа и уровня юридической техники рассматриваемого периода времени.
Цель нашей работы — датьобщую характеристику основных понятий и элементов системы уголовного права исудопроизводства в Римском праве. Достижение цели нами рассматривается каквыполнение поставленных перед нами в данной работе задач, а именно: отразитьсистему и развитие уголовного права, рассмотреть систему римских судов, датьхарактеристику процессуальным формам, предусмотренным Римским правом, и описатьосновные стадии производства в различных формах процесса.
уголовноеправо судопроизводство присяжный

Глава 1
 
1.1 Развитие уголовного права в ДревнемРиме
Уголовное право иуголовная юстиция Древнего Рима развивались собственным путем, практически невзаимодействуя с переменами, происходившими в сфере частного права и общего судопроизводства.Во многом это происходило потому, что главным источником римского уголовногоправа стали законы (в виде постановлений народных собраний, сенатус — консультов,императорских конституций); важные для частного права преторская юстиция июриспруденция оказали на сферу уголовного правоприменения небольшое влияние.
Формирование подлиннойсистемы в уголовном праве произошло поздно: во второй пол. 2- первой пол. 1века до н.э. Зато все последующее развитие в императорскую эпоху былопродолжением принципов законодательства периода кризиса республики. Весьмноговековой догосударственный и республиканский период в истории Рима был лишьвременем становления уголовного права, когда оно постепенно переходило отохраны ценностей родового быта, неразрывных с религиозными установками, кпреследованию посягательств на устои res publicae иобщегражданский мир.В древнейшийпериод истории римского права всякое противоправное причинение вреда личностиили имуществу другого лица влекло за собой обязанность уплаты в пользупотерпевшего. Эта уплата обозначалась термином «poena» (буквально: «выкуп», а может быть «возмездие»). В товремя не принималось во внимание, умышленно или случайно нанесен ущерб личностилибо имуществу. Позже всякое противоправное действие стали обозначать термином«деликт» (delictum). Деликты, смотря по тому, чейинтерес нарушался, делился на delicta publicaи delicta privata.
В первом случае речь шлао таком правонарушении, которое затрагивало интересы государства и котороепреследовалось органами государственной власти в уголовном порядке. Во второмслучае имелось в виду правонарушение, затрагивавшее интересы частного лица.Такие деликты преследовались лишь на основании иска потерпевшего. Ноотграничение деликтов первого рода от второго произошло не сразу. С другойстороны, некоторые из тех правонарушений, которые ранее рассматривались как delicta privata, стали затем квалифицироваться как delicta publica.1 Вдревнейший период были известны такие деликты:
1. inuria. Слово inuria можно было бы передать на русский язык словом«обида». Оно означало всякое противоправное действие, наносящее ущерб римскомугражданину. Сюда относились: телесное повреждение, перелом кости и иные случаипричинения вреда (например, легкие побои, повреждение чужого имущества). Еслимежду потерпевшим и обидчиком, как отмечалось выше, не состоялось соглашения обуплате штрафа, то разрешалось применить Талион (talio esto).
2. За перелом костиу свободного человека уплачивался штраф в размере 300 ассов. Если была сломанакость у раба, то штраф в размере 150 ассов шел в пользу господина раба.
3. furtum. Похищение чужого имущества. Ночноговора по закону 12-ти Таблиц разрешалось убить на месте. Дневного вора можнобыло убить лишь в том случае, если он совершил кражу, будучи вооруженным. Есливор не был схвачен с поличным и затем у него находили украденное, то он долженбыл уплатить штраф размере двойной или тройной стоимости вещи;
4. damnum iniuria datum. Противоправное повреждение или уничтожение чужогоимущества.
По законам 12-ти Таблицтакие случаи еще не ограничивались от delicta privata, но впоследствии они составили самостоятельную группу деликтов.
Согласно закону Аквилия286 года до н. э, устанавливалась обязательность платежа в случаях: а)противоправного убийства чужого раба или животного. Это деяние облагалосьштрафом в пользу хозяина в размере высшей стоимости, какую имел раб илиживотное в течение года до убийства; б) повреждение другого имущества, за чтовзыскивался штраф в размере высшей стоимости, которую имела испорченная вещь втечение 30-ти дней до повреждения; виновный мог быть присужден к уплате двойнойстоимости вещи, если он не основательно отрицал факт причинения им вреда.
В конце республики расширяетсякруг тех действий, которые попадают под понятие delicta publica. Вследствие обострения классовых и сословныхпротиворечий расширяется и усиливается карательная деятельностьгосударства,детализируются отдельные виды преступлений. delicta publica получили наименование crimina (преступления). Однако уголовного кодекса в Риме создано небыло. Не было также исчерпывающего перечня преступлений и наказаний. Приопределении тех действий, которые считались уголовно-наказуемыми, и приопределении меры наказания виновному царили усмотрение и произвол должностныхлиц и императоров. Согласно Ульпиану, «тому, кто рассматривает преступление вчрезвычайном порядке, разрешается выноситьтакой приговор, какой он хочет: илиболее тяжелый или более легкий, при том, однако, чтобы в обоих случаях он невышел за пределы умеренности». Наказание, применяемое магистратом в силупринадлежащего ему империя (или даже potestas) именовалось coercitio.[2]
Уголовно-правовые законыи распоряжения императоров обрастали всяческими толкованиями и распространялисьна ряд случаев, в самих законах прямо не предусмотренных.
Поэтому одно то же деяниемогло подходить под несколько видов преступлений.
Хотя римскаяюриспруденция сравнительно мало занималась разработкой проблем уголовногоправа, систематизацией и анализом деяний, почитавшихся преступными, все же онарешила ряд вопросов общей части уголовного права, например, о субъективнойстороне преступления.
Такие юристы, как Павел иУльпиан, различали действия предумышленные, т.е. совершенные с заранееобдуманным намерением, умышленные, например, совершенные вследствие гнева иливнезапного порыва, и случайные.
«Преступлениясовершаются,- говорится в Дигестах,- или обдуманно, или в порыве, или случайно.Обдуманно совершает преступление разбойник, который составляет шайку, в порыве- когда в пьяном состоянии дело доходит до драки или же оружия, случайно же — когда во время охоты стрела, пущенная в зверя, убивает человека». Значениеумысла для наказуемости видно из следующего афоризма Павла: «Следует наказыватьнамерение лица, а не действие». Кроме того, согласно Ульпиану, «кто убилчеловека, должен быть освобожден, если он совершил это не с намерением убить, атот кто, не убил, но хотел убить, осуждается как человекоубийца».
Попадаются нормы, которыеосвобождают от ответственности, если преступление совершено в состояниибезумия: «Кто убьет родича в безумии, тот не подвергается наказанию;достаточно, что он наказан своим безумием; но он должен быть тщательно содержимпод стражей или даже быть закован».
Могли быть освобождены отответственности лица, которые в стадии покушения добровольно отказались отсовершения преступления.
«Кто чеканил фальшивуюмонету, и не захотел придать ей окончательный вид,- тот освобождается отнаказания при наличии раскаяния».1
Малолетних иногда вовсеосвобождали от наказания, а иногда наказывали мягче.
Наказание за убийствосмягчалось, если, например, муж в порыве гнева убивал любовника жены.
Юристы, не ограничиваясьдеянием преступных деяний на умышленные и не умышленные, стали различать стадиипреступной деятельности в виде подготовительных к преступлению действий,покушения и совершения преступлений, т.е. исполнения замысла. Они рассмотрели ивопрос о соучастии, т.е. совершении преступления несколькими лицами вместе. Тотпринцип, что любое лицо, участвовавшее в преступлении, должно отвечать за негополностью, возник в Риме.
1.2 Отдельные виды преступлений
В качестве так называемыхгосударственных преступлений 12-ть Таблиц и другие источники называютследующие: измену, выдачу римского гражданина врагу, подстрекательство врагаримского народа к нападению на римское государство. Тяжким преступлениемсчиталось также уклонение от военной службы. Как гласят Дигесты, «В древностиуклонившихся от призыва отдавали в рабство, как предателей свободы»; каралосьустройство ночных сборищ в городе.
При Сулле вводится такойсостав государственного преступления, как оскорбление величия (crimen lease maiestatis). Имелось ввиду величие римскогонарода, государства, а точнее самого Суллы. В период империи стали подводитьпод это понятие самые разнообразные деяния против существующего строя, как-то:вооруженные восстания, самовольное ведение войны, измена, убийство магистрата,подстрекательство войска к мятежу, подлог государственных документов, заговороб убийстве членов консистории и сената. Обычным наказанием за это преступлениеявлялась смертная казнь. Некоторые преступления рассматривались какпреступления против религии. К ним можно отнести убийство народного трибуна,что являлось нарушением lex sacrata, то есть«священного закона»1. Сюда же относились волшебство, колдовство.Можно упомянуть и о таком преступлении, как нарушение обета целомудриявесталкой, что влекло за собой смертную казнь для обоих виновных. До поры довремени сурово каралось исповедание христианства (по суду и без суда). Однако спревращением христианства в государственную религию, стали сурово карать ужеязычество, ересь и вероотступничество.
К преступлениям противпорядка управления надо отнести так называемое ambitus, то есть буквально «происки».
Под этим понималосьдомогательство и получение какой-либо должности с использованием при этомвлияния (в том числе, в позднее время, императорских фаворитов). Однако,снискание должности недозволенными способами было делом распространенным –фактически ни один магистрат в конце республики или чиновник в период империине попадали на свою должность строго дозволенными средствами. Взятка, подкуп,протекция, устройство угощений и развлечений являлись обычными средствамиискателей должностей. Законы же, издаваемые против подобных явлений, цели недостигали.
К преступлениям противнравственности следует отнести, в первую очередь, прелюбодеяние (adulterium), то есть нарушение супружескойверности женой. В конце республики на (adulterium) смотрят уже не как на delicta privata, а как на delicta publica. Отец былвправе убить свою дочь, захваченную им с поличным в своем доме или в домесвоего зятя. Дозволялось убить сообщника неверной жены, захваченной в домесупруга. Согласно Павлу, жена, нарушившая супружескую верность, подвергаласьконфискации половины приданного и трети прочего её имущества и ссылке наостров, а её сообщник отбиранию половины имущества и также ссылке на остров, нона другой.
Некоторый качественныйскачек в истории уголовного законодательства связывается с именем Суллы. Егозакон 83 года об убийствах и отравителях преследовал изготовление и продажуяда, поджог, ношение оружия для совершения убийства или воровства, а такжеложные показания по делу, которое влекло за собой смертную казнь. За все этипреступления назначалась ссылка на остров и конфискация имущества (вимператорский период смертная казнь). Законом предусматривался и такой видпреступления, как насилие частное и публичное. Наказуемым являлось похищениесвободных людей или лишение их свободы. При Сулле же был издан закон о подлогах– lex cornelia de palsis.
Этим законом ипоследующей практикой предусматривались разнообразные деяния, совершаемые вкорыстных целях: соглашения о ложных свидетельских показаниях, подкуп судьи,подлог в счетах и документах, похищение и уничтожение завещания.
1.3 Система наказаний
Система наказанийосновывалась на принципе неопределенности: конкретный вид и размер наказаниязависел от усмотрения судей. Смертная казнь полагалась за более чем 30-ть видовпреступлений. Главной целью наказания стало уже не возмездие, а устрашение, ипотому на первый план вышли такие наказания, которые были рассчитаны напричинение виновному максимальных физических страданий.
Что касается наказаний,то они делились на две категории: тяжелые (capitalia)- смертная казнь, изгнание, ссылка врудники; прочие — денежные штрафы и воздействия на тело. Смертна казньсовершалась различными способами: отсечение головы мечом; закалывание мечом;повешение; утопление в море или реке. Совершивших убийство кровных (близких) иродственников секли розгами, зашивали в мешок вместе с собакой, петухом измеёй, а затем топили в море. Весталок, нарушивших обет девственности,закапывали живьем в землю.
Рабов казнили различнымиспособами, в том числе путем сбрасывания с Тарпейской скалы. В императорскийпериод появляются новые, более изощренные формы казни: сжигание заживо,распятие на кресте, отдача диким зверям на растерзание. Правда, издавались императорскиеуказы, запрещавшие применять смертную казнь мучительными способами.Ноедва ли этот запрет имел действенную силу. Смертная казнь сопровождаласьконфискацией имущества. Телесные же наказания — битьё розгами, палками,бичевание — применялись в период империи только к рабам и лицам низших сословий.В период республики существовал такой вид наказания, как «удаление в изгнание»- (aquae et ignis interdictio), но позднее оно было замененоссылкой (deportatio), а также высылкой(relegatio). Имущество депортированного, то есть сосланного,конфисковалось. Он лишался права римского гражданина и становился уголовнымрабом. Местом ссылки пожизненной или срочной были острова.
Особенно тяжелой былассылка на рудники, сопряженная с каторжными работами. Различались работы внутрисамого рудника в тяжелых оковах (in metallum) и работа вне рудника (in opus metalli), в частности плавка руды, её сортировка в оковах,вспомогательные работы, чаще применяемые по отношению к женщинам. Наказаниявлекли за собой утрату свободы, превращение в уголовного раба. Суровымнаказанием было присуждение к отдаче в гладиаторы, а также отдача для ловлидиких зверей и битвы сними на аренах цирков. Гладиатор превращался вуголовного раба (servus poene).
 

Глава2
 
2.1 Судопроизводство
В этой главе мыпостараемся отразить систему судебных органов в Древнем Риме.
Рассмотрение этоговопроса мы считаем необходимым, так как невозможно дать достаточно точнуюхарактеристику процесса не представляя себе тех органов, которые егонепосредственно осуществляют. В данном случае можно сказать, что понятие судакак орган а и суда как непосредственных судебных действий взаимосвязаны:судебный орган, его полномочия и функции, непосредственно определяют предметразбирательства и форму процесса. В этой работе мы попытаемся в общих чертахпоказать судоустройство Рима в различные периоды развития государства: царскийпериод, период римской рабовладельческой республики и период империи.
Что касается судебныхорганов Древнего Рима, то нельзя говорить о какой-либо их системе. В различныепериоды времени их число, структура и компетенция весьма существенноизменялись, при этом в Риме не существовало отдельных исключительно судебныхорганов.
Все органы и должностныелица, выполнявшие судебные функции, помимо этого занимались так жеполитической, финансовой деятельностью, административным управлением и так далее.
В Царский период ( с.VIII–VI в.д.н.э. ) римское государство еще сохраняло, хотя и в модифицированномвиде, практически все органы управления родового строя: Народное собрание (куриатная комиция ), совет старейшин ( Сенат ) и царскую власть ( Rex ). В этотпериод истории Рима между органами государственной власти еще не произошлочеткого разделения их управленческих функций, и во многом сферы регулируемых имивопросов часто пересекались. Именно такое положение имело место в отношениисудебной власти: и куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебныефункции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились.
К VI в.д.н.э. общиннаяформа государственности изживает себя и ей на смену приходит Римскаярабовладельческая республика с ее достаточно сложным аппаратом управления и болеечетким разграничением компетенции всех органов и должностных лиц. Именно спериодом республики связано появление магистратур, сыгравших огромную роль встановлении всей системы римского права.
Различного рода судебныефункции выполнялись следующими магистратами: народными трибунами, преторами,диктаторами и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов.
Народный трибун, вчастности, имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека ипроизводить его публичный допрос.
Претор, большую частькомпетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производилпроцессуальные действия, а в ряде случаев ( например экстраординарный процесс).
Кроме того, преторампринадлежало право толкования законов, что в свою очередь существенно расширялоих судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти ( втом числе и судебной ) принадлежала диктатору, который имел право выноситьлюбые решения не подлежащие обжалованию.
В провинции властьмагистратов «была, по существу, неограниченной»,[3] то есть им принадлежалався полнота власти, в том числе и судебной. Кроме того, в период республикинесколько возрастает роль народных собраний ( они принимали судебные решения, вотношении которых Сенат не имел права их изменения), сам же Сенат судебныморганом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и «давать указания опроизводстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренномубийстве»[4].
С 82 г.д.н.э. по 27г.д.н.э. в Древнем Риме существовал целый ряд военных диктатур, во времякоторых судебные правомочия некоторых органов и должностных лиц несколькоизменились.
При Сулле произошлозначительное снижение роли народных собраний, а Сенат при обрел ряд судебныхправомочий, при Цезаре диктаторская власть включала в себя власть на родныхтрибунов и т.п.
С окончанием периодавоенных диктатур в Риме начинается период империи, состоящий из двух временныхотрезков: принципата и домината. С точки зрения компетенции судебных органовразница между этими отрезками времени невелика. В период принципата ещесохранялись республиканские органы государственной власти и управления, которыетеоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная властьбыла сосредоточена в руках императора — ( Октавиан обладал правом высшегогражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народныхсобраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихсянепосредственно императору, в состав которых входил и юридический отделканцелярии), а в период домината ( с 284 г.н.э.) все республиканские органыбыли упразднены, а магистраты превратились в муниципальных должностных лиц, чтоозначало переход всех судебных органов и должностных лиц в непосредственноеподчинение императора.
2.2 Формированиеспециальных уголовных судов
Развитие римскогоуголовного права, превращение его в целостную систему было неразрывно с новойорганизацией уголовной юстиции. Основой этой новой организации сталиспециальные суды — постоянные комиссии (quaestio perpetuae), каждой из которых поручался суд посвоей категории дел. В большинстве случаев фактом создания особой комиссии длярассмотрения обвинений по новой категории дел и признавалась безусловнаянаказуемость того или иного действия, что ранее оставалось на усмотрениимагистратов, а не закона. Первая постоянная комиссия была организована в 149году до н. э. по специальному закону, которым было признано наказуемымдолжностное вымогательство со стороны магистратов, находившихся при исполнениидолжности. В конце 2-го века до н. э. было признано, что за преступлениеобвинение может быть возбуждено против любого лица, исполнявшегоадминистративную или судейскую должность. Создание системы комиссий пришлось напервую половину 1-го века до н. э., а подавляющее большинство было организованоединовременно по законам Корнелия Суллы, диктатора в 81-79 гг. до н.э.
По законам Суллы стало 8постоянных комиссий (с учетом реорганизации прежних), в которых подлежалирассмотрению обвинения:
v  В преступлениях против величияримского народа, или против республики.
Сюда относились действия,направленные к уменьшению величия богов, города, сената, оставление армии, атакже восстание против магистратов, попытки их отстранения, умаления властитрибунов. Судебная интерпретация преступлений была весьма разнообразной (самопонятие умаления величия было введено в 102 г. до н. э.). Детализированнуюквалификацию дал особый закон Юлия Цезаря, который включил в посягательства навеличие римского народа передачу врагу земли или людей, поддержку врага, отпускпленных, дезертирство, заговоры. Наказываться эти преступления должны былипреимущественно «запрещением огня и воды».
v  В вымогательстве и взяточничестве состороны магистратов или других должностных лиц. Здесь исследовались (с предварительнымзаключением особой сенатской комиссии) преступления, совершенные только приисполнении служебных обязанностей. Наказаниями были штрафы, ограничение вправах, а по закону Юлия Цезаря 59 г. до н. э. (где было дано общее понятиеэтого преступления) – изгнание, а также исключение из членов Сената.
v  В злоупотреблениях государственнойказной – это был еще один вид должностных преступлений, одним из проявленийкоторого было, например, хищение священного имущества, нарушение целостностигородских стен и укреплений. Старое право придерживалось практики назначения заэто изгнания, а с закона Юлия Цезаря и здесь применяли «запрещение огня иводы».
v  В нарушениях предвыборных правил иподкупе. Впервые понятие этого преступления было введено в 159 г. до н. э., азаконы с конкретными запретами появились в 1-м веке до н. э. За организациючрезмерных пиров для избирателей, подкуп влиятельных лиц, а также за давлениена судью в уголовном разбирательстве виновных ждало изгнание и связанное с этимограничение или лишение прав гражданина.
v  В убийстве и приравненных к немупреступлениях, где главное место занимало убийство родственников. По римскомуправу далеко не всякое убийство подлежало преследованию (так, здесь неразбирались убийства детей, рабов, иностранцев), но только такое, где можнобыло усмотреть посягательство на величие римского народа, т.е. убийствогражданина. Сюда же позднее были отнесены, поджег на корабле, вытравление плодаженщиной, другие особо злостные действия, последствия которых однозначно влеклигибель одного или многих людей. Наказанием за это прежде всего была смертнаяказнь.
v  В отравлении, что считалось одним изнаиболее опасных преступлений. К самому преступлению приравнивалось такжеизготовление ядов, разного рода магические действия с одурманивающимивеществами. Как правило, ответственности подлежали все, кто прямо или косвеннообнаружил причастность к этим действиям. Поэтому несколько позднее вкомпетенцию этой комиссии вошли обвинения в бандитизме. Основным наказанием заэти преступления была смертная казнь.
v  В публичном насилии, которое включалов себя действия, помешавшие магистрату отправлять свои обязанности, а такжевсе, что нарушило общественное спокойствие. Сюда же позднее отошли и обвиненияв насилии против частных лиц (не связанные ни с оскорблениями, ни с отнятиемимущества; что считалось частными деликтами). Виновных в публичных насилияхнаказывали «запрещением огня и воды»,[5] в частных- конфискацией1/3 имущества и лишением чести (infamia).
v  В обмане, куда входили самыеразнообразные по виду преступления: от фальшивомонетчества до злоупотреблениядоверием при частных сделках, включая обмеривание, обвешивание, изготовлениефальшивых завещаний и т.д. Преступление это считалось также недостойным дляримского гражданина и наказывалось «запрещением огня и воды».
Законодательство Суллы нетолько создало восемь основных категорий преступлений, но внесло и существенныекоррективы в старые понятия частных деликтов. Многое из того, что ранее входилив сферу чисто гражданской ответственности, было криминализировано: избиение,нанесение телесных повреждений, вторжение в чужой дом для этих действий — и отныне наказывалось штрафами и лишением чести. По обвинениям в коррупции быловведено новое наказание в виде 10- летнего запрета избираться в магистраты.
Председателями комиссийбыли преторы — число их было увеличено до восьми (либо особый судья без правмагистрата). От руководства комиссиями отстранялись только городской иперегринский преторы. Хотя комиссии назывались постоянными, состав их былразличен и непостоянен: в каждую назначалось от 350 до 450 судей. Судьямисчитались внесенные в особые судейские списки граждане высших сословий — сенаторы и всадники, которые судили и гражданские дела (это было единственное,что роднило римское уголовное и гражданское судопроизводство). Членами комиссийне могли быть народные трибуны, квесторы, военные трибуны первых четырехлегионов, родственники сенаторов, а также лица моложе 30 и старше 60 лет. Длякаждого процесса из общего списка судей, числящихся за нею, избиралось своеколичество, либо начинали слушать дело все судьи комиссии, а далее их числосокращалось. Рассмотрение дел по существу обвинения коллегией граждан –фактически судом присяжных стало важнейшим принципом развитой уголовной юстициив Риме.5
2.3 Процесс в судеприсяжных
Другим свойством римскогоуголовного процесса было то, что обвинение по любому делу должно исходитьтолько от римского гражданина, а не от должностного лица, — обвинение былочастным.[6] Для началасудопроизводства требовалось, чтобы римский гражданин как частное лицо и вчастном порядке предъявил перед судом обвинение другому римскому гражданину.Для таких порядков, несомненно повышавших чувство гражданской ответственностиза происходившее в государстве, разумеется, требовались от гражданина и немалые юридические знания, и личное гражданское мужество – особенно, когда речьшла об обвинениях по адресу бывших магистратов или лиц, известных бандитизмом инасилиями.
Выдвижение обвиненияоткрывало процесс. Обвинителей могло быть и несколько, тогда претор своейвластью определял одного главного. На предварительной стадии затем следоваливопросы обвиняемому. Если он отвечал молчанием, это расценивалось как признаниеобвинения. Одним из законов Юлия Цезаря было введено правило, что обвинениедолжно быть сформулировано письменно и подано за подписью гражданина. Обвинениевписывалось в судебный протокол, и назначался день судоговорения передприсяжными – обычно 10-й, 50-й или 100-й после подачи обвинения. Хотя за отказуже против самого обвинителя могло быть выдвинуто серьезное в Риме обвинение вклевете (злостных клеветников клеймили на лбу) или в негражданском поведении.
Обвиняемый, как правило,ждал дня суда на свободе. Только отцеубийц и отравителей сажали в тюрьму вкачестве превентивной меры. Обвиняемый, не дожидаясь суда, мог скрыться – этосчиталось равнозначным признанию обвинения и влекло осуждение к «запрещениюогня и воды», а также конфискацию имуществ. К тем же последствиям вела и простонеявка на процесс.
Если суд не принимал зауважительные причины отсутствия, то выносился заочный приговор – по законуАвгуста такой приговор должен быть единодушным. Обвинение должно быть строгоконкретным и единичным, не допускалось объединять обвинения (например, вубийстве и в подделке завещания убитого). Единожды отвергнутое обвинение илиснятое не могло быть повторено никогда более. На суде обвиняемому полагалосьодетым в траурное. Ему (как и обвинителю) могли помогать защитники из граждан,а также патрон. Судей определяли жребием, затем стороны согласовывали всекандидатуры; по закону Ватиния (57 г. до н.э.) можно было отвести даже всехсудей. По каждому делу судьи всякий раз заново произносили клятву в верностиправосудию. Количество судей от начальной к конечной стадии процесса, какправило, сокращалось: начинали слушать дело, например, 350 судей, речи сторонслушал уже 81 судья, голосование по обвинению проводил 51 судья.
Порядок судоговорения былсвоеобразным: после заслушивания обвинения происходил обмен речи сторон, азатем, при необходимости, производилось испытание доказательств (представлениедокументов, заслушивание свидетелей и т. п.). Основными доказательствамисчитались показания свидетелей (необязательно очевидцев преступления, но вообщелюбого, кто имел сведения о нем). Одним из важнейших правил считалось то, что«показания одного — не свидетельство»[7]; но точных узаконений,сколько нужно свидетелей, не было. По обвинениям в государственныхпреступлениях показания могли давать и женщины, и рабы. Рабы давали показаниятолько под пыткой (в обеспечение интересов римского гражданина); если онидавали показания против своего господина, то после процесса считалисьсвободными. При Августе впервые был подвергнут пытке при даче показаний римскийгражданин. Документы (официальные акты, письма) должны были представляться непозднее трех дней до судоговорения – обязательно в подлинниках (копиидопускались только для финансовых документов провинций).
Основное место всудоговорении занимал обмен судебными речами. Речей и со стороны обвинителя, исо стороны обвиняемого могло быть несколько – как правило, по четыре, но бывалои до 12. Позднее вошло в правило («Чтобы была выслушана и вторая сторона»), чтообвиняемому предоставляется время на ¼ больше, чем обвинителю; стороныдолжны быть поставлены в равное положение. Эти два правила, введенные судомприсяжных, стали классическими для уголовной юстиции. Время произнесения речейизмерялось по водяным часам – клепсидрам. После испытания доказательствнаступало время решения.
Решение выносилосьприсяжными по большинству голосов. С 139 г. до н.э. по закону Габиния были введены бюллетени для тайного голосования в народных собраниях, с 137 г. до н.э. принятые и в судах. При обвинениях в государственных преступлениях голосование всегдаоставалось открытым (поднятием рук). При Сулле было установлено, что видголосования определяется по соглашению сторон. Подсчёт голосов проводилсяобязательно гласно, равенство истолковывалось в пользу обвиняемого. Вообщеприсяжные могли вынести троякий вердикт: «оправдан», «обвинён» и «дело невыяснено»; последнее также снимало обвинение, но как бы оставляло в подозрении.
После завершениясудоговорения, но до объявления приговора могла быть объявлена отсрочка – в этовремя обвиняемый ещё мог скрыться из города, хотя и признав себя тем самымвиновным. После вынесения приговора наказание тотчас приводилось в исполнение.От немедленного наказания освобождались только беременные женщины. Приосуждении на смертную казнь могла быть предоставлена отсрочка в 10 дней:предполагалось, что за эти дни гражданин сам покончит с собой, что снимет хотябы частично позор с фамилии.

Заключение
 
Как видно из сказанноговыше, Рим являлся высокоразвитым государством с высоким интеллектуальнымпотенциалом, который постоянно развивался. Но всё же классовое деление, котороене возможно было избежать в те времена, давало о себе знать. Рабы по своемустатусу были приравнены к статусу какого – либо домашнего животного. Не забудемчрезвычайно жестокие наказания (такие как, сдиранию кожи с проповедников ит.д.). Всё это, конечно, не характеризует эту империю с положительной стороны.Но если отойти не много в сторону; перестать смотреть на законы с человеческойточки зрения, а взглянуть с чисто юридической, то тут открывается совершеннодругая картина. Законодательство стоит на охране частной собственности,святости брака, нравственности, закона.
В целом Рим – этогосударство, в котором все законы были подчинены богатой прослойке населения,но с некоторым уклоном в сторону демократических веяний.
СудоустройствоДревнеримского государства представляло собой постоянно трансформирующуюся вовремени общность судебных, судебно-административных органов и должностных лиц,при этом процесс трансформации шел в сторону установления единой иерархичнойсистемы судов, что так и не было окончательно реализовано на практике.
Наличие в правенескольких форм возможного судопроизводства свидетельствует о достаточновысоком уровне развития юридической техники этого правового явления и онепрерывном развитии процессуальных средств, приводящих к закономерной смене одной формы процесса другой в соответствии с требованиями развивающегосягосударства.
Характеристика отдельныхпроцессуальных особенностей различных процессуальных форм позволяет проследитьизменения во взаимоотношениях конкретной личности с государством, что даетвозможность оценить уровень развития самого Древнеримского государства.
 

Библиографическийсписок
 
1) Орлянский А.В. Римское право.М., 2000 г.-250с.
2) Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Суд над ИисусомХристом. Вавилонский Аммураби.М., 1995 г.-592 с.
3) В.В. Кучма Государство и право Древнего мира. СПб., 1998г.-528 с.
4) Памятники римского права под ред. Кофанова Л.Л.,Томсинова.М.,1991 г.
5) Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV – VIII вв.СПб., 2000 г. 418 с.
6) Барон Ю. Системаримского гражданского права, т. 3, Обязательственное право., СПб., 1999 г.
7) Бартошек М. Римскоеправо: понятия, термины, определения., Юридическая литература, М., 2004 г.
8) Боголепов Н.П.Учебник истории римского права., М., 2005 г.
9) Гиббон Э.Историческое обозрение римского права., СПб., 1993 г.
10)Дернбург Г.Пандекты., т. 3, М., 2004 г.
11)Дигесты Юстиниана //Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями Изд.С.Перетерского., М., 1984г.
12) Дювернуа Н. Значениеримского права для русских юристов Ярославль., 1872 г.
13) Ефимов В.П. Догмаримского права., 1997г.
14) История государстваи права зарубежных стран., М., 2001 г.
15) Иеринг Р. Духримского права на различных ступенях его развития.,
СПб., 1875 г.
16) Иоффе О.С., МусинВ.А. Система римского гражданского права., Л.,
1974 г.
17) Новицкий И.Б.Римское право., М., 1993 г.
18) Покровский И.А.История римского права., СПб., 1913 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.