СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…
1. Историко-правовой анализ установления уголовнойответственности за торговлю людьми…
2. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми… 8
3. Отграничение торговли людьми от смежных составов… 12
4. Реабилитация жертв торговли людьми… 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 21
ВВЕДЕНИЕ
Торговлялюдьми, являясь глобальным явлением, имеет многовековые корни. Факты унижения,полного игнорирования прав и свобод человека как личности в настоящее времятакже не только имеют место, но и приобретают все более изощренные формы.Сексуальная эксплуатация, которая для нас является пока формой более понятной ирассматриваемой в правоприменительной практике, трудовая эксплуатация вразличных ее проявлениях и эксплуатация жертв в целях продажи органов,использование криминальными структурами жертв для получения доходов в рамкахдругих видов преступной деятельности представляют сегодня реальную угрозуэкономическому благополучию, физическому и нравственному здоровью человечества.
Длянашей республики проблема борьбы с торговлей людьми особенно острой стала впоследние несколько лет. Являясь преимущественно страной происхождения, мытеряем трудоспособных и здоровых членов общества, получая через некоторое времяобратно физически и нравственно искалеченных людей. Поэтому государствопредпринимает значительные усилия по предотвращению попадания своих граждан врабство (в любой из его форм и проявлений). Кроме того, Беларусь, являясь такжеи страной транзита, становится своеобразным барьером на пути незаконноймиграции в другие страны (как запада, так и востока, как севера, так и юга).
Понимаясерьезность проблемы борьбы с транснациональной преступностью, в том числе ипротиводействия торговле людьми. Республика Беларусь ратифицировала всеосновные международные соглашения в данной области и объединяет свои усилия вэтом направлении с международным сообществом. Основными нормативно-правовымиактами, регламентирующими деятельность правоохранительных и судебных органов всфере противодействия торговле людьми, являются:
– КонвенцияОрганизации Объединенных Наций против транснациональной организованнойпреступности, принятая резолюцией 55 25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. в г. Палермо;
– Протоколо предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, инаказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональнойорганизованной преступности, принятый тогда же (далее — Палермский Протокол);
– другие международно-правовые акты,ратифицированные Республикой Беларусь;
– Уголовныйкодекс Республики Беларусь;
– ДекретПрезидента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «0 некоторых мерах по противодействию торговле людьми»;
– УказПрезидента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 « О предотвращении последствий торговли людьми».
– идругие нормативные акты.
Объектомисследования являются общественные отношения, регулирующие процесспротиводействия торговле людьми. Предмет исследования – уголовно-правовойинститут торговля людьми.
Цельюданной работы является изучение института торговля людьми, разграничение его отсхожих уголовно-правовых институтов, поиск проблемных вопросов при реализацииисследуемого института. Для достижения поставленных целей необходимо:
– раскрытьсущность и значение данного института;
– указатьвозможные несовершенства данной системы, как на нормативном уровне, так и науровне правоприменительном. Внести свои предложения по совершенствования функционированияинститута.
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗУСТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ
Торговлялюдьми представляет собой опасное посягательство на свободу человека как одноиз важнейших человеческих благ, защищаемых и гарантированных цивилизованнымигосударства. Ее истоки находятся в далеком прошлом, когда человеческая свободане рассматривалась в качеств значимого объекта государственно-правовой охраны.
Похищениеи продажа свободного человека в рабство признавались древнейшими памятникамиправа особо тяжким преступлением. В качестве примера можно привести § 14законов Хаммурапи, который устанавливал ответственность в виде смертной казниза похищение человеком «малолетнего сына человека». Аналогичное наказание запохищение родовитых людей, и особенно женщин, был предусмотрено в ст. 323древнеиндийских законов Ману [11, с. 23].
Своеобразнаяохрана свободы человека закреплялась и в древнейших памятниках русского права,нормы которого действовали в X — начале XI в. и на старобелорусских землях.Так, ст. 61 Пространственной редакции Русской Правды устанавливала запретпродажи господином закупа (феодалы-зависимого крестьянина, но сохранившегоэлементы прав свободного человека) как холопа.
Подлиннойреволюцией в правотворчестве на Беларуси стало издание Статутов Великого княжестваЛитовского 1529, 1566 и 1588 гг. Будучи в целом демократичными по сравнению сранее действовавшими законами, данные документы закрепили отрицательноеотношение и к рабству. Таи. арт. 11 и 12 Статута 1566 г. устанавливали возможность возврата в положение свободы свободных граждан, продавших себя исвою семью в рабство в период голода. Аналогичная норма была закреплена и вСтатуте 1588 г. (арт. 19). Кроме того, арт. 11 данного документа содержалуказание на то, ф.-свободный человек не мог быть продан в рабство засовершенное преступление.
Послетретьего раздела Речи Посполитой Беларусь вошла в состав Российской империи. Сэтого времени в Беларуси стали применяться российские законы, в частностиСоборное уложение 1649: Артикул воинский 1715 г., Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных 1845г., Уголовное: уложение 1903 г.
Всевышеназванные законы Российской империи охраняли свободу человека посредствомустановления запрета на похищение, незаконное лишение свободы, в том числепродажу человека. Так. и ст. 187 Артикула воинского похищение человека с цельюего продажи расценивалось как квалифицированный вид кражи, виновные в которойподвергались смертной казни.
Уложениео наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (как и в его редакциях 1866 и 1885 гг. действовавшее в Российской империи послепетровского периода, криминализировалосамое тяжкое посягательство на свободу – поставление человека в положение невольника,т. е. лица, свобода и личность которого подлежали всецело усмотрению другоголица. Особого внимания заслуживает исторический аспект развития законодательства,предусматривающего ответственность за торговлю женщинами. Уложение 1903 г., в целом отвечающее образцу уголовного закона западноевропейских государств, не содержалонорм, запрещающих торговлю женщинами. На практике такое деяние рассматривалоськак подговор к эмиграции (если женщины продавались за границу) или какнесоблюдение правил, регламентирующих проституцию (в случае продажи женщин всвоей стране). Тем не менее, в Уложении была закреплена правовая основа дляборьбы с антиобщественными явлениями, способствовавшими распространениюторговли женщинами. Так, ст. 526 устанавливала ответственность за склонение лицженского пола промышлять развратом путем насилия, угрозы, обмана или злоупотреблениявласти; склонение такими способами к выезду за границу с целью обратить напромысел разврат. Кроме того, было предусмотрено наказание за сутенерство ивербовку женщин для занятия проституцией (ст. 527).
Несмотряна то, что рабство как явление не было характерным для российского общества в19 – начале 20 в., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г. предусматривали ответственность за продажу или передачу человекав рабство и устанавливали за эти деяния достаточно строгие наказания. Однако впервом советском УК 1922 г. эти общественно опасные деяния былидекриминализированы. Предполагалось, что создание социалистического государствана основе уничтожения эксплуатации человека человеком исключили такиенегативные явления, как рабство и работорговлю. Торговля людьми не была выделенав самостоятельный состав, однако уголовную ответственность влекли деяния,способствовавшие распространению торговли женщинами: предусматриваласьответственность за принуждение к занятию проституцией, совершенное посредствомфизического или психического воздействия из корыстных или иных видов; уголовныйзакон устанавливал наказание за вербовку женщин для занятий проституцией[11, с.24].
В УК 1928 г., как и в УК 1922 г., торговля людьми не предусматривалась самостоятельным составом, однакоуголовный закон сохранил запреты на деяния, связанные с торговлей людьми (принуждениек занятию проституцией, вовлечение в занятие проституцией). Нормы,предусматривающие ответственность за торговлю людьми, отсутствовали и в УК БССР 1960 г., хотя в международном масштабе активизировалась деятельность по противодействиюэтому явлению. Указанный пробел в законодательстве можно объяснить тем, что всоветский период проституция и неразрывно связанная с ней торговля женщинами вцелях их сексуальной эксплуатации существовали, скорее, как -исключительноеявление, не получая широкого распространения. Иные виды торговли людьми фактическиотсутствовали. Предупредительную роль в аспекте противодействия проституцииобеспечивали на то время нормы УК 1960 г., предусматривающие ответственность за содержание притонов и сводничество (ст. 221) и за вовлечениенесовершеннолетних в занятие проституцией (ст. 205).
Такимобразом, на протяжении длительного времени торговля людьми не признаваласьзаконодательством в качестве самостоятельного преступления, хотя свободачеловека охранялась на разных этапах нормами, предусматривающими иные составыпреступлений (сутенерство, вербовку женщин для занятия проституцией и др.).
Переменыв государственном устройстве и социально-экономической жизни Республики Беларусь,произошедшие в 90-х гг. XX в., повлекли и необходимость изменений уголовногозаконодательства. В связи с переосмыслением социальных ценностей на первоеместо были поставлены права, свободы и законные интересы человека. Согласно ст.1 Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы и гарантии ихреализации были признаны высшей ценностью общества и государства. Это положениенашло отражение в ст. 2 УК, принятого в 1999 г., одной из главных задач которого стала охрана человека, его прав и свобод от преступных посягательств.
УКРеспублики Беларусь, отразивший правовые подходы к охране личной свободычеловека, обеспечил и уголовно-правовое регулирование борьбы с торговлейлюдьми, при этом ввел в качестве самостоятельного преступления торговлю людьми(ст. 181), что было обусловлено прежде всего требованиями, вытекающими измеждународно-правовых обязательств Республики Беларусь.
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Согласноч.1 ст. 181 УК Республики Беларусь торговлей людьми признается купля-продажачеловека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные вцелях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получениечеловека.
Изанализа вышеназванной нормы видно, что часть первая этой статьи устанавливает внастоящее время ответственность за «куплю-продажу человека или совершениеиных сделок в отношении его, а равно совершенных в целях эксплуатации вербовки,перевозки, передачи, укрывательства или получения человека».
Непосредственнымобъектом этого преступления является личная свобода человека, а точнее, свободаего волеизъявления.
Потерпевшимв рамках ч. 1 ст. 181 УК является любое совершеннолетнее лицо. В случае торговлинесовершеннолетним ответственность наступает по п. 1 ч. 2. ст. 181 УК.
Взависимости от характера совершаемых деяний и наличия либо отсутствия целиэксплуатации новая редакция ч. 1 ст. 181 УК определяет торговлю людьми в двухвозможных вариантах преступного поведения:
1.Купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его;
2.Совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательствоили получение человека.
Понятиеторговли людьми по сравнению с первоначальной редакцией ст. 181 УК в настоящеевремя определено значительно шире (ранее в ч. 1 ст. 181 УК шла речь о сделках,направленных на совершение купли-продажи или иных только в отношении зависимыхлиц). Следует отметить, что новое определение торговли людьми как преступленияв УК Беларуси значительно шире и понятия торговли людьми, которое указано вподпункте «а» ст. 3 Палермского Протокола о предупреждении ипресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющегоКонвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (далее — ПалермскийПротокол).
Купля-продажаозначает возмездную передачу человека (т.е. распоряжение им как вещью).Представляется, что использование гражданско-правовой терминологии в этомслучае не совсем корректно.
Совершениеиных сделок – это мена, дарение и совершение любых возможных сделок по передачечеловека.
Припервом названном варианте преступного поведения не обязательно, чтобы виновноелицо руководствовалось корыстной целью либо целью эксплуатации. Более того,лицо может руководствоваться и альтруистическими целями.
Второйвариант преступного поведения представлен в законе рядом альтернативныхдействий и обусловлен наличием цели — эксплуатации человека.
Вербовкачеловека представляет собой привлечение, наем человека для сексуальной эксплуатации.
Перевозкапредставляет собой перемещение человека в пространстве путем его транспортировки.
Передачачеловека – это распоряжение человеком как вещью посредством передачи его подконтроль иному лицу. Передача фактически означает совершение какой-либо сделки.Но в контексте ст. 181 УК передача должна быть совершена в целях эксплуатациичеловека.
Укрывательствочеловека представляет собой совершение действий, направленных на сокрытие лиц,являющихся жертвами торговли людьми (потерпевших).
Получениечеловека – это противоправное завладение им.
Вцелом следует отметить, что конструкция состава, предусмотренного ст. 181 УК,весьма неудачна. Дело в том, что в подпункте «а» статьи 3 ПалермскогоПротокола понятие торговли людьми обусловлено исчерпывающим перечнем способовсовершения этого преступления. Эти способы учитывают объект посягательства –свободу волеизъявления человека. Поэтому в Палермском Протоколе выделеныспособы торговли, предполагающие ограничение свободы волеизъявления. Эти способыусловно можно разделить на две группы:
1.способы, которые свидетельствуют о торговле человеком против его воли(применение силы или угрозы ее применения, иные формы принуждения);
2.способы осуществления торговли человеком помимо его воли (обман,злоупотребление доверием, использование уязвимого положения).
Исключениемявляются несовершеннолетние лица. Согласно подпункту «с» статьи 3Палермского Протокола вербовка, перевозка, передача, укрывательство илиполучение ребенка для целей эксплуатации считается «торговлей людьми»даже в том случае, если они не связаны с применением каких-либо средстввоздействия, указанных в подпункте «а» статьи 3 Протокола.
Вопределении основного состава торговли людьми, указанном в ч. 1 ст. 181 УК, этиспособы не называются. Однако многие способы, которые указаны в ПалермскомПротоколе, с определенной модификацией выведены в квалифицирующиеобстоятельства:
– п.6 ч. 2 ст. 181 – должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;
– п.9 ч. 2 — с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иныхобстоятельств потерпевшего;
– п.10 — путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозойего применения или иными формами принуждения.
Получается,что в рамках предлагаемого основного состава торговли людьми могут быть использованылюбые иные способы. Но, учитывая специфику этого преступления, иные способы в отношениисовершеннолетнего лица трудно представить.
Делов том, что уголовно-правовые признаки вербовки, перевозки, передачи,укрывательства или получения человека следует рассматривать с учетом важногопризнака субъективной стороны этих преступных деяний — цели эксплуатации. Вчасти первой примечаний к ст. 181 УК дано понятие эксплуатации:«незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг в случае,если он по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполненияработ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством». Еслипреследуется цель незаконного принуждения, то как можно завербовать,перевозить, передавать, укрывать или получать совершеннолетнего человека способами,не ограничивающими его свободу волеизъявления? Конечно, это всегда будетсопряжено с обманом, использованием уязвимого положения, насилием и т.д. Но этоозначает, что при такой конструкции состава торговли людьми в практике к ответственностифактически всегда будут привлекать за квалифицированный состав торговли людьми(потому что принудительные способы или обман указаны в ч. 2 ст. 181 УК). А вслучае осуществления данного преступления с распространенной в настоящее времяцелью сексуальной эксплуатации (это квалифицирующее обстоятельство согласнопункту 3 ч. 2 ст. 181 УК), с учетом способов торговли людьми, которыефактически всегда будут квалифицирующими, суд будет вынужден назначать ещеболее жесткое наказание в рамках санкции ч. 2 ст. 181. Представляется, чтотакой подход создает предпосылки для необоснованного ужесточения уголовнойрепрессии.
Следуетотметить, что практически все исследователи и эксперты в области международногоправа сходятся в том, что торговля совершеннолетними людьми должна вобязательном порядке определяться только как акт, сопряженный с обманом илипринуждением[10, с. 59].
Составторговли людьми сконструирован по типу формального состава преступления. Данноепреступление будет признаваться оконченным с момента совершениясоответствующего действия (передачи, вербовки человека и т.д.). Представляется,что в прежней редакции ч. 1 ст. 181 УК этот состав людьми в превентивномаспекте был сконструирован более удачно, поскольку позволял признаватьоконченным преступлением действия, предшествующие совершению кощунственной посвоему характеру сделки (например, с момента предложения продать человека). Посмыслу ныне действующей нормы все действия, которые предшествовали, например,факту передачи человека, будут образовывать приготовление к преступлению.Известно, что за приготовление к преступлению ответственность должна быть менеестрогой, чем за оконченное преступление. Вместе с тем ответственность в целомза это преступление ужесточена. Так, в санкции ч. 1 ст. 181 УК за торговлюлюдьми установлено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи летс конфискацией имущества (исключены ранее указанные в ч. 1 ст. 181альтернативные наказания). Максимальный предел лишения свободы увеличен до семилет (ранее – до 6 лет). В соответствии с положениями статьи 12 УК это означает,что данное преступление отнесено к категории тяжких преступлений. Дополнительноенаказание в виде конфискации имущества является обязательным.
Конструкцияданной санкции вступает в противоречие с положениями части второй статьи 61 УК,в соответствии с которыми конфискация имущества может быть установлена только вотношении тех тяжких или особо тяжких преступлений, которые совершаются изкорыстных побуждений. Однако торговля людьми далеко не всегда может бытьобусловлена корыстными побуждениями.
Приустановлении санкции следует не забывать особый законодательный подходприменительно к несовершеннолетним преступникам. Так, согласно пункту 2 части 2статьи 115 УК лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет,срок наказания в виде лишения свободы не может превышать семи лет. Вместе с темв санкции ч. 2 ст. 181 УК установлено наказание в виде лишения свободы от 10 до12 лет с конфискацией имущества. Как суду назначать наказание несовершеннолетнемув таком случае?
Васпекте квалификации преступления возникает вопрос и об отграничении торговлилюдьми от некоторых смежных преступлений. В частности, это касается соотношениявербовки людей в целях сексуальной эксплуатации и вовлечения в занятиепроституцией. Данный вопрос мы рассмотрим в следующей главе.
3. ОТГРАНИЧЕНИЕТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ
Какбыло отмечено, в аспекте квалификации возникает вопрос об ограничении торговлилюдьми от некоторых смежных преступлений. Так, одним из альтернативныхдействий, относящихся к торговле людьми, является совершенное в целяхэксплуатации получение человека. В этой части торговля людьми конкурирует спохищением человека в целях сексуальной или иной эксплуатации (4 ч. 2 ст. 182УК). В соответствии с ч. 1 182 УК похищением человека является тайное,открытое, путем обмана или злоупотребления доверием, или соединенное с насилиемили угрозой его применения, или иными формами принуждения противоправноезавладение лицом отсутствии признаков захвата заложника. Получение человека вцелях его эксплуатации (торговля человеком) тоже может быть совершеноспособами, аналогичными похищению человека: путем обмана, злоупотреблениядоверием или соединенными с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения(п. 10 ч. 2 ст. 182). В Палермском Протоколе указывается, что получениечеловека в целях эксплуатации может быть совершено, в частности, путемпохищения. То есть похищение является способом получения человека. Однако в УКБеларуси получение человека в целях эксплуатации и похищение человека в целяхего эксплуатации являются самостоятельными преступлениями.
Этимологическипонятия «получение» и «завладение» фактически тождественны. Однако вуголовно-правовом смысле похищение человека в целях сексуальной или инойэксплуатации должно быть сопряжено с захватом человека, перемещением его вдругое место с последующим удержанием [9, с. 115]. При торговле людьми получениечеловека помимо его воли или против его воли не предполагает в качествеобязательного признака перемещение человека. Кроме того, представляется, чтополучение человека в целях его эксплуатации должно быть обусловлено зависимымположением потерпевшего на момент его завладения.
Торговлюлюдьми следует отличать от незаконных действий, направленных на трудоустройствограждан за границей (ст. 187 УК). Законом изменено название и содержание ст.187 УК. В данной статье установлена ответственность за незаконные действия,направленные на трудоустройство граждан за границей, если в результате таких действийлица, трудоустроенные за границей, подвергались сексуальной или инойэксплуатации помимо своей воли, при отсутствии признаков преступления,предусмотренного ст. 181 УК. Незаконные действия, направленные натрудоустройство граждан за границей, равно как и торговля людьми, являютсяумышленным преступлением. При торговле людьми факт эксплуатации человеканаходится за рамками состава этого преступления. Поскольку в ст. 181 УКпредусмотрен формальный состав преступления, то торговля человеком признается оконченнымпреступлением с момента совершения любого действия, предусмотренного в даннойстатье, независимо от того был ли реально вовлечен человек в эксплуатацию. Приприменении ст. 187 УК должна быть установлена причинная связь между незаконнымидействиями по трудоустройству гражданина за границей и фактом сексуальной илииной эксплуатации помимо воли гражданина. При этом причиной вовлечениягражданина в эксплуатацию являются действия другого лица, не виновного всовершении незаконных действий по трудоустройству гражданина. Действие(действия) по неправомерному трудоустройству являются лишь условием, создающимвозможность другим лицам подвергнуть потерпевшего эксплуатации. Если незаконныедействия по трудоустройству будут обусловлены, взаимосвязаны с действиямидругого лица, подвергающего потерпевшего эксплуатации, то содеянное должноквалифицироваться как торговля человеком (ст. 181 УК).
Вцелом, следует отметить, что норма, предусмотренная в ст. 187 УК,сформулирована неудачно. Положения данной нормы порождают возможность длянеобоснованного расширения причинно-следственных отношений и создаютпредпосылки объективного вменения.
Измененияи дополнения, внесенные в УК, порождают вопрос об отграничении вербовки в целяхсексуальной эксплуатации (п. 3 ч. 2 ст. 181) от вовлечения в занятиепроституцией (ст. 171-1 УК). В статье 1711 установлена ответственность завовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятияпроституцией. Некоторые деяния, ответственность за которые предусмотрена в ст.1711 УК, были уголовно наказуемыми и ранее в уголовном законодательстве.Принуждение к продолжению занятия проституцией подпадало под признаки общейнормы, предусматривающей ответственность за принуждение (ст. 185). В настоящеевремя этот вариант принуждения выделен в специальный состав и ужесточенонаказание. Ответственность за вовлечение в занятие проституциейнесовершеннолетнего была ранее предусмотрена в ст. 173 УК, а в настоящее время –это квалифицированный состав вовлечения в проституцию в рамках ч. 2 ст. ст. 171-1.Новеллой является вовлечение в занятие проституцией совершеннолетнего лица.
Еслисравнивать с зарубежным законодательством, то ч. 1 ст. 171 УК Беларусипрактически воспроизводит содержание ч. 1 ст. 240 УК России, действующейредакции Закона РФ от 8 декабря 2003 г. Можно понять логику законодателяУкраины: поскольку в ч. 1 ст. 303 УК Украины занятие проституцией признаетсяпреступлением (правда, систематическое занятие проституцией), то логично иустановление в ч. 2 ст. 303 УК Украины ответственности за вовлечение в занятиепроституцией (как специальной разновидности подстрекательства к преступлению).Но по белорусскому и российскому законодательству занятие проституцией являетсяадминистративным правонарушением. Понятно, что вовлечение в проституциюнесовершеннолетнего должно признаваться преступлением. Уголовный закон, такимобразом, защищает нормальное нравственное и физическое развитиенесовершеннолетнего. Следует согласиться с тем, что вовлечение совершеннолетнеголица в проституцию путем насилия тоже должно признаваться преступлением. Ноправильно ли признавать преступным вовлечение совершеннолетнего лица впроституцию при отсутствии насильственных способов? Есть ли здесь объект,свойственный преступлению против половой свободы? Представляется, чтововлечение в проституцию совершеннолетнего лица может признаваться преступным,если это деяние сопряжено с принуждением или обманом в отношении потерпевшего.
Всвоем объективном выражении «вербовка» и «вовлечение» фактически обозначаютодно и тоже явление[8, с. 198]. В аспекте отграничения вербовки от вовлечения впроституцию отличие нужно проводить по субъективной стороне преступления: привовлечении в проституцию должна отсутствовать цель сексуальной эксплуатации.Если виновный при вовлечении лица в проституцию руководствовался цельюсексуальной эксплуатации, то должна применяться ст. 181 УК.
Следуетотметить, что, поскольку вовлечение в проституцию, как правило, предполагаетцель использования проституции виновным лицом в корыстных целях, то естьоснования предполагать, что ст. 1711 УК в судебной практике будет применятьсядостаточно редко.
Заслуживаетвнимания и новая редакция ст. 171 УК. В настоящее время в данной статье неиспользуются термины «сутенерство» и «сводничество». Это объясняется тем, чтомногие формы сводничества и сутенерства образуют собой вербовку людей дляэксплуатации или иные противоправные действия, выражающиеся в торговле людьми.Однако не совсем понятно, что следует понимать под использованием занятияпроституцией? В некоторых словарях русского языка такого рода поведениеобъясняется словом «сутенер». Между тем, использование занятия проституциейсогласно ч. 2 примечаний к ст. 181 УК является сексуальной эксплуатацией.Представляется, что термин «использование занятия проституцией» создаетпредпосылки для достаточно широкого толкования этого понятия в судебнойпрактике.
4.РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Ст. 6Палермского Протокола устанавливает:
Каждоегосударство участник рассматривает возможность реализации мер по обеспечениюфизической, психологической и социальной реабилитации жертв торговли людьми, втом числе, в надлежащих случаях, в сотрудничестве с неправительственнымиорганизациями, другими соответствующими организациями и другими элементамигражданского общества, и, в частности, мер, предусматривающих предоставление:
–надлежащего крова;
–консультативной помощи и информации, особенно в отношении их юридических прав;
–медицинской, психологической, материальной помощи;
–возможностей в области трудоустройства, образования и профессиональнойподготовки [ 3, ст.6] .
Ксожалению, достаточно часто заманчивые и перспективные предложения овысокооплачиваемой работе за рубежом или долгожданное предложение о замужествеоказываются обманом и оборачиваются кошмаром. Женщин вынуждают работать вподпольных мастерских, на изнурительных сельскохозяйственных работах, вкачестве домашней прислуги или насильно принуждают заниматься проституцией.Мужчин принуждают к каторжной работе на стройках или лесозаготовках. Детейзаставляют попрошайничать в общественных местах, нанося им увечья для того,чтобы они вызывали больше жалости у прохожих. Реальностью для проданных людейстановятся багажники автомобилей, в которых их перевозят через границу, или днолодки, уткнувшись в которое рабсила переправляется через пограничные реки, атакже грязные бордели, жесткий секс, болезни, избиения до полусмерти, кровь,голод.
Можновыделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются проданные женщины,находясь за рубежом.
Юридические.
Фальшивыедокументы или нарушение визового режима приводят к тому, что женщины незащищены законом о труде, преследуются как нелегальные мигрантки или занарушение закона о проституции. Работодатели и траффикеры запугивают женщинарестом или депортацией для того, чтобы контролировать их поведение иманипулировать ими.
Финансовые.
Ещена стадии вербовки между траффикером и жертвой заключается устный илиписьменный договор, в котором оговариваются размеры обещаемой заработной платыи предупреждения о финансовых и других штрафах. Все расходы, связанные соплатой проезда, оформлением визы и других документов, стоимостью питания ипроживания, складываются в сумму долга. Он и является главным пунктом вшантаже. Почти всегда женщина сталкивается с проблемой невыплаты заработнойплаты или частичной оплаты труда. Как правило, сколько бы она ни работала,обещанных денег не получает, а ее долг только увеличивается.
Ограничениеили лишение свободы.
Обманнымпутем либо с применением силы у женщины отбирают паспорт. Без этого документаона становится никем иным, как узником чужой страны, с которым могут сделатьвсе, что угодно. Кроме этого, обычно женщина находится в ситуации, когдаработодатель не разрешает ей покидать место, где она живет и работает. Онконтролирует женщину, чтобы она не убежала или не обратилась за помощью кпредставителям местной власти. Угрозы или прямое применение насилия противженщины или ее родственников используются для контроля над ее поведением.
Изоляция.
Зачастуюженщины не знают языка той страны, где находятся, поэтому они оказываются визоляции и не могут обратиться за помощью. Случается, что в окружении женщинынет ни одного человека, который разговаривал бы с ней на родном языке, отчегоона чувствует себя еще более изолированно. Ей может быть очень трудно, а иногдапросто невозможно поддерживать контакты с родственниками или друзьями.
Насилие.
Насилие– типичная составляющая эксплуатации. И женщины сталкиваются с ним чаще, чемможно себе представить: от угроз, запугиваний, лишения свободы — до избиений,изнасилований и даже убийств[12, с. 78]. Ничего не остановит торговцев и ихпособников, чтобы выжать из женщины как можно больше прибыли.«Клиенты», которых вовлеченная в секс-бизнес женщина обслуживаеткаждый день, — другой источник насилия. Они часто агрессивны, пьяны, одурманенынаркотиками. Иногда это психически больные люди.
Нарушениездоровья.
Женщины,пострадавшие от торговли людьми, могут иметь проблемы со здоровьем в случаесмены климата, питания и последствий стресса. Люди, принуждаемые кпопрошайничеству или работе в подпольных мастерских и вынужденные просиживатьдолгие часы в холодных, часто темных помещениях, страдают заболеваниями почек иухудшением зрения.
Другиепроблемы могут возникнуть на фоне постоянного недоедания, в связи с ранениями иболезнями, передающимися бытовым или половым путем. Женщины обычно испытываюттрудности с лечением и приобретением медикаментов. Секс без презерватива, дажево время менструации, на ранних сроках беременности; риск быть инфицированнойВИЧ/СПИД, заразиться венерическими заболеваниями; принудительный аборт и, какследствие, невозможность иметь впоследствии детей; зависимость от алкоголя инаркотиков — то, с чем сталкиваются проданные женщины ежедневно. И, какрезультат, сломанная психика, навсегда утраченное здоровье и даже смерть.
Какиеже проблемы и последствия ожидают женщину после возвращения на родину?
Женщины,возвращающиеся домой, могут столкнуться с юридическими, финансовыми проблемами,а также с проблемами, связанными с физическим и психическим здоровьем.Возможности для их трудоустройства оказываются очень ограниченными. Женщинамвесьма трудно вернуться к нормальной жизни, их болезни являются дополнением кматериальным проблемам[12, с. 79]. Больных женщин могут не приниматьродственники и близкие, они становятся чужими для семьи и окружающих. Отношениямежду женщиной и семьей могут измениться в ее отсутствие. Члены ее семьи могутзависеть от денег, которые она высылала, и могут захотеть, чтобы она сновавыехала за рубеж. Ее дети могут вырасти, муж жениться или найти любовницу.Семья может и не знать всей правды о характере ее работы и проблемах.Большинство пострадавших женщин ничего не рассказывают своим родным ослучившемся с ними, боясь непонимания и осуждения с их стороны. Часто случаетсятакже, что женщины, пострадавшие от торговли людьми, бывают обмануты и членамисемьи, друзьями либо другими лицами, которым они доверяли. Кроме того, женщинаможет иметь проблемы с представителями властных структур в своей стране из-занарушения визового режима.Конечно же, все пережитое не может не сказаться напсихологическом состоянии женщины. Как правило, это проявляется в следующем.
Притупленностьэмоций. Женщине трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими,ей недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.
Нарушенияпамяти и концентрации внимания. Женщина испытывает трудности, когда надососредоточиться или что-то вспомнить (по крайней мере, такие трудностивозникают при определенных обстоятельствах). В некоторые моменты концентрациявнимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовомуфактору, и женщина уже не в силах сосредоточиться.
Депрессия.Женщине кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству сопутствуютнервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.
Общаятревожность. Проявляется на физиологическом уровне (спазмы желудка, головныеболи), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность,необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянноечувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).
Злоупотреблениенаркотическими и лекарственными веществами. Непрошеные воспоминания. В памятивсплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с пережитым. Эти воспоминаниямогут возникать как во сне, так и во время бодрствования. Наяву они появляютсяв тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся вовремя травмирующего события: запах, звук, какой-то предмет, словно бы пришедшиеиз той ситуации. Яркие образы прошлого снова обрушиваются на психику и вызываютсильный стресс. Главное отличие этих воспоминаний от обычных состоит в том, чтоони сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.
Бессонница(трудности с засыпанием и прерывистый сон). Пострадавшая боится во сне вновьувидеть пережитое. Следствие этого — регулярное недосыпание, которое приводит кнервному истощению. Бессонница может возникнуть из-за неспособности расслабиться,а также из-за непроходящего чувства физической или душевной боли.
Мыслио самоубийстве. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чемсмерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой.Человек, дошедший до грани отчаяния и не видящий никаких способов поправитьсвое положение, начинает размышлять о самоубийстве.
Пооценкам психологов, работающих с такой категорией женщин, пострадавшейтребуется около 2-х лет, чтобы прийти в себя после пережитого и вернуться кжизни, которая иногда так и не становится полноценной [12, с. 80]. Поиски работыначинаются вновь, и нередки случаи, когда женщины выезжают на заработкиповторно, но теперь уже зная, какая работа их ждет за границей. Они могутподдаться искушению использовать свои контакты с траффикерами, чтобызавербовать других женщин.
Пострадавшимиот торговли людьми необходима социальная помощь.
Социальноесопровождение – работа, направленная на оказание социальной опеки, помощи ипатронажа социально незащищенным категориям детей и молодежи с цельюпреодоления жизненных трудностей, сохранения и повышения их социальногостатуса.
Социальноесопровождение пострадавших от торговли людей предусматривает оказаниесоциальным работником различного вида социальных услуг. В течение определенноговремени эти услуги прежде всего оказываются в тот период, когда потерпевшие ужепокинули приют и возвращаются к прежней жизни в семье или по новому местужительства. Социальное сопровождение включает в себя консультации социальногоработника и юриста о возможности возбуждения уголовного дела в связи с нарушениемправ пострадавшего человека, помощь в преодолении стресса, связанного срасследованием, защиту пострадавшего, выступающего свидетелем по факту торговлилюдьми (предоставление безопасного места жительства, материальной, медицинскойпомощи). По просьбе пострадавшего социальный работник может присутствовать насудебных заседаниях с целью моральной поддержки.
Основнойзадачей социального сопровождения пострадавших и вернувшихся в семью, являетсяпомощь им в следующих вопросах:
–решение бытовых проблем;
–укрепление здоровья;
–профориентация и трудоустройство;
–налаживание взаимоотношений с членами семьи.
Основнымипринципами работы с людьми, пострадавшими от траффикинга, являютсяконфиденциальность и анонимность.
Во-первых,в большинстве случаев торговля женщинами связана с принуждением их кпроституции. Если после возвращения потерпевшей на родину окружающим становитсяизвестно, какую работу за границей она выполняла, то это может сделать еесуществование невыносимым, а возвращение к нормальной жизни невозможным.Во-вторых, еще на стадии вербовки траффикер получает основные персональныеданные о потерпевшей, условиях ее жизни, родственных связях. Поэтому еслиженщина решится давать показания в суде против торговца (что часто являетсяопасным), то несоблюдение принципа конфиденциальности может помочь узнать ему оее местонахождении. Таким образом, нарушение конфиденциальности информацииможет подвергнуть опасности жизнь и благополучие женщины. Важной является ианонимность, поскольку она дает возможность получить помощь, не боясь бытьузнанной. Этот принцип особенно актуален, если пострадавшая живет в небольшомнаселенном пункте, где все друг друга знают и где трудно сохранить тайну.
Необходимотакже соблюдение принципа добровольности услуг (предоставляются только темлицам, которые нуждаются в помощи и готовы ее принять). Не стоит навязыватьсвою помощь и выступать инициаторами повторных контактов с потерпевшей. Правоженщины самой решать, когда и какую помощь она хочет получить.
Социальнаяработа как таковая основывается на принципе соблюдения и уважения правчеловека. Им руководствуются в своей деятельности неправительственныеорганизации, работающие в направлении предотвращения торговли людьми и оказанияпомощи пострадавшим.
Всеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, принципыдобровольности услуг, конфиденциальности и анонимности неразрывно связаны спринципом соблюдения прав человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вданной работе с соблюдением логической последовательности изложены вопросы,связанные с историей возникновения уголовной ответственности за торговлюлюдьми, уголовно-правовая характеристика этого деяния, его отличие от смежныхсоставов, а также необходимая реабилитационная помощь жертвам работорговли.
Подводяитоги написания курсовой работы, необходимо определить понятие «торговлилюдьми». Так, согласно ч.1 ст. 181 УК Республики Беларусь торговлей людьмипризнается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, аравно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача,укрывательство или получение человека.
Следуетподчеркнуть, что уголовный закон Беларуси в достаточной степени обеспечиваетнеобходимую правовую регламентацию противодействия преступлениям в сфереторговли людьми и в основном соответствует международным требованиям. Каксвидетельствует проведенный анализ, несмотря на принятие ОрганизациейОбъединенных Наций необходимых нормативных документов, дающих четкую правовуюоценку указанного противоправного явления и содержащих конкретные рекомендациипо принятию соответствующих мер противодействия ему, в законодательстве различныхстран мира не существует единого уголовно-правового подхода к определениюпонятия торговли людьми. В ряде государств, к числу которых следует отнестиБеларусь, Польшу, Россию и Украину, данное понятие толкуется достаточно широкои включает в себя разные формы преступных проявлений. В Германии, Голландии,Швейцарии и некоторых других странах это криминальное деяние рассматривается,ограничено, в аспекте сексуальной эксплуатации. В уголовных законах такихстран, как Дания, Испания, Франция, понятие «торговля людьми» вообщеотсутствует. В то же время очевидным является тот факт, что национальноеуголовное законодательство подавляющего большинства государств довольнодифференцированно и полно регламентирует составы преступлений в сфересексуальной эксплуатации.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь (сизм. и доп.). Мн.1997
2. Конвенция Организации ОбъединенныхНаций против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией55 25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. в г. Палермо;
3. Протокол о предупреждении ипресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее,дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности,принятый резолюцией 55 25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. в г. Палермо;
4. Декрет Президента РеспубликиБеларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «0 некоторых мерах по противодействию торговлелюдьми»;
5. Указ Президента РеспубликиБеларусь от 8 августа 2005 г. № 352 « О предотвращении последствий торговлилюдьми».
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь.Мн. 2007.
7. Бабий Н.А. Уголовное право. Общаячасть. Учебное пособие. Мн. 2000.
8. Бабий Н.А., Грунтов И.О. Уголовноеправо. Особенная часть. Учебное пособие. Мн. 2002.
9. Ванькевич О.М. Проблема торговлилюдьми в Республике Беларусь// Проблемы борьбы с преступностью и подготовкикадров для органов внутренних дел Республики Беларусь. Сб. наун.- практ. конф.Мн., 2005
10. Ломоть И.В. О некоторых подходахк проблеме торговли людьми в Республике Беларусь// Вопросы совершенствованиязаконодательства и деятельности правоохранительных органов. Сб. научных статейпрепод., адъюн. и соиск. Мн., 2002
11. Ретнева Н.И. Историко-правовойанализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми// Тезисыдокладов научн.-практ. конфер. Мн., 2007
12. Турко В., Усик Ю. Практикарассмотрения дел о преступлениях против личной свободы граждан и торговлелюдьми// Юстиция Беларуси. 2005, № 11
13. Хомич В.М. Уголовное право. Общаячасть. Учебное пособие. Мн.2002.