Политология
Тема:
Типыгосударственного устройства в современном мире
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основная часть.
2.1 Понятие типа государственногоустройства……………………………5
2.2. Типы государственногоустройства…………………………………….7
3. Заключение………………………………..……………………………...18
Список используемойлитературы.……………………………………...20
Введение
Марксистко-ленинскаятеория считает основной причиной возникновения государства раскол общества напротивоположные классы с непримиримыми противоречиями. По этой причине официальнаясоветская историография долгое время не признавала государственность скифов.Между тем наличие государства языческих славян никак не оспаривалось.
Второе ошибочноеследствие из данной посылки заключалось в том, что все государства древнегомира должны были быть непременно рабовладельческими. Поэтому кастовая или инаястратификация необоснованно отождествлялись с рабовладением.
Основоположники марксизмадопускали и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф.Энгельс, к нему «стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результатесвоего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и длязащиты от внешних врагов».
На этих позициях стоит исовременная теория государства.
Несмотря на то, чтопредставители разных классов, страт, каст оказывались в далеко не равномположении, государство все же всегда возникало в связи с необходимостьюудовлетворения общих интересов населения: защиты от внешних нападений,обеспечения общественных работ, санитарных условий и т.п.
Признание государстваорганом всего общества – характерный мотив любого идеалистического учения огосударстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленныхфактов. Если государственная власть – от Бога, значит, она должна быть равнойпо отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере,следует из христианской религии. Патриархальная теория происхождениягосударства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью,опекающую подданных, как отец своих детей.
Договорная теория Руссопредоставляет власти только те полномочия, которыми ее наделяют«договорившиеся» граждане. Теория, утверждающая власть государства черезсогласие подданных на подчинение, и теория правового государства, требующаяограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека,отражают хотя и правильные, но сугубо идеологические и психологические основывозникновения и функционирования государства.
Государство объединяетсвоей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от ихпринадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государствоимеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь сгосударством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутристраны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и нанаходящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако ониимеют особое правовое положение.
Цель данной работы:
1. определить что такое типгосударственного устройства;
2. рассмотреть типы государственногоустройства.
2. Основная часть
2.1 Понятие типагосударственного устройства
Понятие типа, или формы государстваявляется одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения.Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму вкачестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности.Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлогосвидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость ичеткость формы государства (как и формы права), вытекающие изгосударственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм ипроизвол в проведении провозглашенного политического курса.
Работы многочисленныхавторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государств,особенно его «классовую» сторону. История многих стран учит, что во временажестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами,лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живыесилы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно,относится, главным образом, к его форме. Проявление понятия «форма»применительно к государству многообразны: от униформы представителя власти,государственного служащего до внутренней организации государства, егоструктуры.
В настоящее время под типом(формой) государства понимают организацию государственной власти и ееустройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с егосодержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежностьгосударственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет,то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организованавласть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядоквзаимодействия и образования, какими методами происходит осуществлениегосударственной власти.
На «горячих» примерахнашей действительности мы видим, что проблема формы государства приобретает нетолько теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. Оттого, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективностьгосударственного руководства, действенность управления, престиж и стабильностьв государстве, состояния законности и правопорядка в стране. Вот почемупроблема формы государства имеет весьма существенное политическое значение.
Форма государства, тоесть устройство государственной власти, ее организация, в содержательномотношении выступает в разных аспектах.
Во-первых, этоопределенный порядок образования и организации высших органов государственнойвласти и управления.
Во-вторых, это способтерриториального устройства государства, определенный порядок взаимоотношенийцентральной, региональной и местной властей.
В-третьих, это приемы иметоды осуществления государственной (политической) власти. Таким образом,форма государства синтезируется из трех основных элементов, которые в своюочередь находятся в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма(государственного) правления, формы государственного устройства, формыгосударственного режима.
2.2. Типыгосударственного устройства
Являясь одни из аспектовформы государства, государственное устройство играет очень большую роль длястабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннююструктуру государства. В рамках территориального устройства государства складываетсяопределенная система территориальных единиц, на которые делится государство,система государственных связей между государством в целом и этимитерриториальными единицами. Характер подобных связей зависит от правовогостатуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц.Таким образом под формой государственного устройства понимаютадминистративно-территориальную организацию государственной власти, характервзаимоотношений между государством и составляющими его частями, междуотдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственногоустройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальнойорганизацией населения — еще одним существенным свойством государства. Во/ время и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечиваютстабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив,найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам,могут стать одной из причин его распада.
С точки зрениягосударственного устройства, государство можно подразделить на унитарные(единые государственные образования); федерации (союзы относительносамостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзныхреспублик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации(государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).
Унитарным считается государство, не имеющее всвоей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полнымполитическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-территориальныеединицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своегособственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, естьунитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китайи др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковымиправами и представительством в органах государства. Достоинство унитарногогосударства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотойверховной власти.
В бывшем СССР унитарнымигосударствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, атакже все автономные республики.
Федерация – это союзное государство, состоящееиз государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающихопределенной юридической и политической самостоятельностью. Это – сложноегосударство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. Приданном типе государственного устройства образуются общие для всей федерациивысшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органывласти и органы управления у каждого из государств – членов федерации.Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную,налоговую системы.
На сегодняшний деньдовольно-таки много стран являются федерациями, сложившимися в силу различныхисторических условий и социально-политических причин.
Федеративное государствоявляется «компромиссным» вариантом государственно-территориального устройства,компромиссом между централизацией и децентрализацией государственнойвласти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерациейи ее составными частями.
Федеративные государстваформировались двумя путями:
1) создавались «сверху»,путем децентрализации, «разукрупнения» унитарных государств, передачи частиполномочий из центра на места (ФРГ, Россия);
2) переход «снизу» отконфедераций к федеративному государству через добровольное объединениесуверенных частей (США, Швейцария).
В состав современныхфедераций входит различное число субъектов: США - 50, АвстралийскогоСоюза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3,ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26,Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4,ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов -3. Самое большое количество субъектов входит в состав РоссийскойФедерации - 89.
Федерации создаются поразличным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенныепо территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина,Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации,основанные по национально – территориальному признаку (СССР, Югославия,Чехословакия). Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем.Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал –сепаратизма.
При определенныхобстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верхи привести к распаду единого федеративного государства. Именно этои произошло с указанными федерациями, когда республики, входящиев их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создалисуверенные государства.
К федерациям смешенноготипа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты,представляющие собой национально-государственные и национально–территориальныеобразования (республики, автономные области, автономные округа), а такжеадминистративно-территориальные образования (края, области, города федеральногозначения). И все же многонациональность является существеннымпризнаком России, а потому национальный фактор является определяющимв федеративном устройстве государства.
Существуют федерации,в которых при доминировании территориального признака в федеративномустройстве учитывается и этнический фактор. К таким федерациям можноотнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть федерации, созданные поязыковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия, где помимо прочего субъектыотличаются наиболее употребляемым языком.
Вместе с тем следуетотметить, что деление федераций на различные виды весьма условно. В чистомвиде не существует ни территориальной, ни этнонациональной, ни языковой моделифедерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерацияимеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство в определеннойстепени является носителем элементов федерализма. К примеру, Испанияявляется унитарным государством. Однако ее законодательная власть, широкиеполномочия 17 автономных областей приближают Испанию к федеративной формеустройства.
Федеративное устройствогосударства основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократическойсущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройстване только самой федерации, но и ее субъектов. К ним относятся:
государственнаяцелостность
единство системыгосударственной власти
разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти иорганами, государственной власти субъектов федерации
равноправие исамоопределение народов
равноправиесубъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
А теперь рассмотрим, чтоже в отдельности представляет каждый их выше перечисленных принципов.
Федерация состоит изгосударств (республик, штатов), государственно-территориальных инационально-государственных образований, созданных для достижения общих целей спомощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов федерации кгосударственному, политическому и социально-экономическому единству, котороевыражается в целостности федерации. Государственная целостность РоссийскойФедерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории;единством экономического пространства, которое не допускает установлениетаможенных границ, пошлин, сборов, и каких-либо препятствий для свободногоперемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством КонституцииРоссийской Федерации и Федеральных законов на территории Российской Федерации;единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов права выходаиз состава Российской Федерации или иного изменения своего статуса без согласияна то Российской Федерации; единством системы государственной власти.
Единство системыгосударственной власти – это одна из гарантий государственной целостностиРоссийской Федерации. Единство системы государственной власти выражается вналичии единого высшего органа или системы органов, составляющих в своейсовокупности высшую государственную власть.
Юридические признакиединства системы государственной власти заключаются в том, что совокупнаякомпетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые дляосуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этойсистеме, не могут предписывать одновременно одни и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. В РоссийскойФедерации государственная власть реализуется системой, в которую входятфедеральные государственные органы – Президент, законодательные,исполнительные и судебные органы, а так же государственные органы всехсубъектов Российской Федерации.
Система органовгосударственной власти основана на принципе разделения властей не только погоризонтали, то есть между законодательной, исполнительной и судебной властями,но и по вертикали – разграничения предметов ведения и полномочий различныхвидов органов федерации и ее субъектов. Реализуя принцип разделения властей повертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам,и признавая при этом в достаточно широком масштабе права на самостоятельностьсубъектов Федерации, то есть создана система, в которой каждый органосуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов,и только вся система в своей совокупности реализует государственную власть вцелом. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции междуорганами власти федерации и ее субъектов базируется на добровольном признаниисубъектами федерации приоритета ее задач и целей, а, следовательно, наограничение субъектов в их правах.
В Российской Федерациинароды пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенствоих прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры идругих областях. Право народов на самоопределение может осуществляться в самыхразличных формах. Согласно Декларации о принципах международного права,касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами всоответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., такими формами являются: создание суверенного государства; свободное присоединение кнезависимому государству или объединение с ним; установление любого другогополитического статуса. Однако выбор народом одной из форм самоопределения неможет вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека.
В Декларацииподчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение дляподрыва государственного и национального единства. Каждое государство должновоздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полноенарушение национального единства и территориальной целостности любого другогогосударства и страны.
Это равноправие означает,что все субъекты, федерации обладают одинаковыми правами в своихвзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако изтакого равноправия не вытекает, что все субъекты федерации имеют одинаковыеправа. Так, например, республика в составе Российской Федерации является государством,и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом.Вместе с тем, равноправными между собой являются все республики в составеРоссийской Федерации; все области и края; города федерального значения; всеавтономные округа.
Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое существование,союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются длядостижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию,остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственноегражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляютвласть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемыена уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственнойвласти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеютсамостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджетконфедерации.
Армия конфедерациисостоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленныхпо их решению в распоряжение общего командования.
Конфедерация сравнительноредко встречается в истории (США с 1781 по 1789 г. г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративнойформе устройства.
Федерацию от конфедерацииотличают следующие черты:
• единая территория,население, живущее на данной территории;
• наличие общефедеральных государственных органов власти на всей территории государства;
• наличие конституционныхгарантий территориальной целостности государства, отсутствие у частейгосударства права выхода из него;
• невозможность длясубъектов федерации вступать в какие-либо государственные союзы за еепределами;
Федерацию от унитарногогосударства отличают следующие черты:
• конституционное,договорное или конституционно-договорное разделение полномочий междуфедеральным центром и субъектами федераций;
• конституционныегарантии территориальной целостности субъектов федерации;
• самостоятельностьсубъектов федераций в осуществлении ими принадлежащих им полномочий;
• право выбора субъектомфедерации формы своей политической организации;
• право участниковфедеративных отношений на двустороннее (горизонтальное и вертикальное)регулирование государственно-властных полномочий.
Одной из важнейшихтенденций развития форм государственного устройства являются попытки совместитьпозитивные стороны унитаризма и федерализма, уравновесить их достоинстваи недостатки. Это новое течение регионализма, которое представляет собойпромежуточную форму между унитарным и федеративным государством. Наиболееотчетливо эта тенденция проявляется в Италии и Испании.
В отличие от другихгосударств, в Италии и Испании автономия предоставлена всемтерриториальным коллективам, на которые непосредственно разделена страна.Устройство государства представляет собой комплекс автономных образований,которыми являются крупнейшие территориально-административные единицы и, которыемогут иметь в своем составе другие автономные образования с меньшимиполномочиями. Как и в федеративном государстве, регионам принадлежитзаконодательная и исполнительная власть, как и в унитарномгосударстве, области не имеют конституций. В каком направлении развиваетсяэта форма государственного устройства? Наверное, она означает все-таки переходк федерализму.
Одна из самых жгучихпроблем России – это проблема поиска наиболее оптимальной формыгосударственного устройства, позволяющей стабильно развиваться всем регионами всем народам России.
Один из важнейшихвопросов при любом типе государственного устройства – это распределениеполномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов,позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты,обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельныхрегионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранилистабильность и целостность последнего.
А теперь постараемсяпроанализировать и понять, какие из рассмотренных выше типов государственногоустройства могут оказаться оптимальными?
Казалось бы, унитарное,единое, централизованное государство наилучшим образом противостоитсепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в Ольстере(Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие примерысовсем не редких исключений их правила. Высказываются мнения в пользудемократического, то есть «смягченного», унитарного государственногоустройства, где вся власть сосредоточена в основном в руках центральногоправительства, а регионам представлена некоторая автономия, пределы которойопределяются договором между регионом и центром. Решение экономических проблем,которые вызывают недовольство на местах и усиливают сепаратизм, требуютскоординированного правительством централизованных усилий. Считается, чтофедеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими,социальными правами на местах приведет к распаду государства, а так жесложность экономической ситуации усиливает хрупкость государства.
Однако великая депрессия 20-х и 30-х гг., поразившая множество федераций, не привела к утрате ихцелостности. Экономика определяет государственные формы лишь в самом конечномсчете.
Федерализм нельзя сводитьк простому географическому делению страны (особенно многонациональной) натерриториальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью отполитического центра. Необходимо помнить, что само понятие федерализма возниклос потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечиваяединство и согласованное функционирование крупного государства как целостнойорганизации политической власти, допускает существование и развитие в егопределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительносамостоятельные государства или государственные образования.
Федеративноегосударственное устройство не будет достаточно стабильным, если отдельныесубъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения сцентральным правительством. В федеративном государстве локальные конфликты,возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства впринципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновениявынуждены становится объектом внимания центра. Федеративное устройствопозволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачипривлекать к решению федеративное правительство.
Интересенопыт развития США. Число американских штатов с 1789 г., когда вступилав силу нынешняя Конституция, возросло с 13 до 50. АмериканскаяКонституция (ст. 4 р. 3) допускает образование новых штатов. Решение об этомпринимает конгресс. Однако, без согласия существующих штатов не могутобразоваться новые штаты путем слияния 2-х и более штатов или их частей.Получить же такое согласие - дело сложное. В противоположностьамериканской Федеральной Конституции, существующей уже два столетияи отличающейся стабильностью, конституции штатов реформировались частои основательно и даже заменялись другими.
Значительные различияв истории, экономике, социальной структуре и доходах, а такжев этническом составе населения штатов отразились в их политическихи культурных традициях. Элейзер Д. описывает три основных типаполитической культуры штатов: «индивидуалистическую», «моралистическую»,«традиционную».
Наиболее отчетливо традиционнаяполитическая культура выражена в южных штатах, в то время какиндивидуалистическая доминирует в центральных штатах (Нью-Джерси),а моралистическая политическая культура четко представлена в северныхштатах Новой Англии вплоть до Западного побережья, включая Калифорнию.
Заключение
Государство – этополитическая целостность, образуемая национальной или много национальнойобщностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживаетсяюридический порядок, установленный элитой, которая монополизируетинституционализированную власть, обладая законным правом примененияпринуждения.
Итак, история знает триосновных типа устройства государства: унитарное, федеративноеи конфедеративное государство.
Унитарное (неделимое)государство – форма государственного или национально-государственногоустройства, при котором территория государства в отличие от федерации, неимеет в своем составе федеративных единиц – субъектов федерации,а подразделяется на административно-территориальные единицы (области,округа, районы, департаменты и т. п.).
Федерация – формагосударственного устройства, в соответствии с которой государствосостоит из государственных образований – субъектов федерации, наделенныхзначительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства.
Наименее жесткие связисуществуют в конфедеративном союзе, где части (субъекты федерации) могутне подчиняться целому и даже превалировать над ним.
Федерация являетсяраспространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитываетсяоколо 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территориии численности населения сообщества.
Федерации создаются поразличным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенныепо территориальному признаку.
К федерациям смешенноготипа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты,представляющие собой национально - государственныеи национально - территориальные образования (республики, автономныеобласти, автономные округа), а также административно -территориальные образования (края, области, города федерального значения).
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Хропанюк В. Н. Теория государства иправа. М., 2005.
3. Теория государства и права // Подред. А. Б. Венгерова. М., 2005.
4. Теория государства и права // Подред. М. Н. Марченко. М., 2004.
5. Петров В. С. Сущность, содержание иформа государства. СПб., 1971.