Реферат по предмету "Государство и право"


Сущность и виды административного принуждения

Содержание
 
Введение
Глава 1. Административное принуждениев государственном управлении
1.1 Понятие и виды государственногопринуждения
1.2 Общая характеристикаадминистративного принуждения
1.3 Основы правового регулированияадминистративного принуждения в Российской Федерации
Глава 2. Система мерадминистративного принуждения в Российской Федерации
2.1 Классификация мерадминистративного принуждения
2.2 Административно-предупредительныемеры
2.3 Меры административного пресечения
2.4 Меры ответственности
2.5 Меры обеспечения производства поделам об административных правонарушениях
Заключение
Список использованных источников

Введение
Поскольку существуетобщество, неизменно будет существовать и принуждение к чему-либо одних людейдругими. Это принуждение может выражаться в различных формах. Оно может бытьправомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыводного из членов общества другими к соблюдению им нравственных устоев).
Административноепринуждение правомерно, применяется на основе нормативных актов, т.е.применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормамиадминистративного права.
Административноепринуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающеесяв причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямопредусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением(или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки составаправонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложенияна субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридическойобязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.
В написании курсовойработы использовались различные методы исследования: анализ мнений различныхученых; анализ учебных пособий и работ ученых-правоведов; изучение нормативныхактов, связанных с темой курсовой работы.
Целью курсовой работыявляется исследование сущности и видов административного принуждения.
К задачам курсовой работыотносится:
— определение положенияадминистративного принуждения в государственном управлении;
— выявление сущностиадминистративного принуждения;
— каким образомрегулируется административное принуждение;
— классификация мерадминистративного принуждения на основе мнений разных авторов.

1. Административноепринуждение в государственном управлении
 
1.1 Понятие и видыгосударственного принуждения
Говоря о принуждении вправе, следует иметь в виду то обстоятельство, что «принуждение является однимиз атрибутов государственной власти». Действительно, единственным легитимнымсубъектом правового принуждения может выступать только государство. «Создаваяправовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к ихбезусловному исполнению». В приведенной фразе заключено пониманиегосударственного принуждения в его широком смысле.
Однако чаще всего юристов-правоведовинтересует государственное принуждение не в широком, а в узком смысле. Нельзяне согласиться с мнением Д.Н. Бахраха о том, что «юридическая наука занимаетсяне принуждением вообще, а принуждением к соблюдению правовых предписаний,которое само четко регламентировано правом».
В этом смысле подгосударственным принуждением понимается определенный метод воздействиягосударства на субъектов права. Для его отличия от других методов воздействиянеобходимо выделение определенного набора характерных только этому методупризнаков.
В юридической наукесуществует два различных подхода к отличию метода государственного принужденияот убеждения.
Точка зрения сторонниководного из подходов заключается в том, что основным отличительным признакомметода принуждения от убеждения является результат внутренней психическойдеятельности объекта принуждения. Если от подвластного удается добиться нужногогосударству поведения в результате воздействия на него путем подавления его«внутренней» воли либо путем устранения у него возможности «внутреннего» выбораварианта правомерного поведения в сложившейся ситуации – имеет местогосударственное принуждение. Если нужного поведения удается добиться другимиспособами – убеждение.
Так,Д.Н. Бахрах считает, что «принуждение можно понимать как отрицание волиподвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда неисполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную,имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразоватьего волю, добиться подчинения».
 «Меры принуждения – это закрепленныезаконом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного иорганизационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридическиеобязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений,лишений, обременений, ответных действий, влекущих наступление правового урона,причинение морального, материального и физического вреда», — считает А.И.Каплунов.
Сторонники второгоподхода определяют государственное принуждение как «применяемый в целях защитыправ и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка ибезопасности метод правового воздействия на общественные отношения. Егосодержание заключается в нормативно предусмотренном физическом или психическомвоздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного иорганизационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, аравно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме какпринудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.Государственное принуждение осуществляется специально уполномоченными на тогосударственными органами и должностными лицами (либо гражданами в случаесамозащиты) в предусмотренных законом процессуальных формах и предполагаетвозможность обжалования принудительных действий».
Следует отметить, чтоЛ.Л. Попов и Д.Н. Бахрах, наряду с определением государственного принуждения,основанным на результате внутренней психической деятельности объектапринуждения, давали определения, основанные и на другом подходе.
Так, Л.Л. Попов в другойсвоей работе считает, что государственное принуждение – это метод воздействиягосударства на «сознание и поведение лиц, совершающих антиобщественныепоступки, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательныхпоследствиях морального, материального и физического характера, имеющих цельюпредупреждение правонарушений, исправление и наказание правонарушителей».
Д.Н. Бахрах в одной изсвоих работ под административным принуждением понимает «особый видгосударственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональнойвласти, установленных нормами административного права принудительных мер всвязи с административными правонарушениями».
Главным длягосударственного принуждения в приведенных трех последних определениях являетсяне результат внутренней психической деятельности объекта принуждения, аобъективное внешнее выражение таких мер. Все авторы указывают на то, что этимеры заключаются в «нормативно предусмотренном физическом или психическомвоздействии», «установленных правовыми актами отрицательных последствияхморального, материального и физического характера», «применении субъектамифункциональной власти, установленных нормами административного права принудительныхмер».
Принимая во вниманиеизложенное, можно констатировать то, что по мнению большинства ученых, государственноепринуждение – это метод воздействия государства на субъектов права,заключающийся в причинении им каких-либо правоограничений путем применениянормативно закрепленных мер принуждения в связи с правонарушением (илиобъективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки составаправонарушения), либо в связи с государственной необходимостью.
По своему конкретному содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект.
Мерой физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случайно «рассеивается» по индивидам.
По материально-правовому характеру и процессуальной форме выделяют такие виды государственного принуждения как уголовно-процессуальные, гражданско-правовые, государственно-правовые, и административно-правовые.
Такая классификацияобъясняется тем, «что в некоторых отраслях права – государственном, гражданскоми особенно административном — имеются нормы, которыми предусматриваетсявозможность применения принуждения вне какой-либо связи с виновным поведениемсубъектов, с правонарушением. Причём такие нормы в административном праве,например, составляют значительный объём». А уголовно-процессуальное принуждение– это «система мер государственно-властного характера, влекущих существенноеограничение прав и законных интересов подозреваемого, свидетеля и иныхучастников уголовного судопроизводства»,- считают некоторые специалистыуголовного процесса.
В данной курсовой работебольшое внимание мы уделим административно-правовому принуждению, обсуждениекоторого пойдет в следующих пунктах работы.

1.2 Общаяхарактеристика административного принуждения
Административное принуждение – особый методгосударственного управления. Сущность административного принуждения можнораскрыть через ряд присущих ему признаков.
К ним можно отнести следующие признаки:
Административное принуждение — особый видгосударственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественныхотношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.Меры административного принуждения используются в процессе реализацииисполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, чтоявляется результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всеммерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
Данный признак административного принуждениянеобходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые специалисты отрицаютпринудительный характер ряда мер административного воздействия (например,карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами иобязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерамипринуждения не являются.
В то же время, говоря об этих мерах, имеются в видуне общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственногопринуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельностигосударственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямоговоздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей,находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотрапассажиров и т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил(карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены,не устраняет их объективно принудительного содержания — серьезных ограниченийих личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.
Административное принуждение по своему содержаниюзаключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическомвоздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений)личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иныхнеблагоприятных последствий.
Внешние формы проявления административногопринуждения весьма различны. Это обусловливается разнообразием обеспечиваемых сих помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержаниемкомпетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использованияэтих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться,например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании идоставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся,например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарногосостояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствиенарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениямотносятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.
Все меры административного принуждения применяютсядля того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия иливоздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Такимобразом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается несама личность, а ее поведение.
Меры административного принуждения могутустанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишьна основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах иформах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административноепринуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовыхактов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение применяется лишьуполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определенправовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и ихдолжностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций всфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорныеорганы). Таким образом, административное принуждение характеризуетсямножественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такогопринуждения.
Специфика управленческих отношений объективноопределяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующихдолжностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенныхправом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо онизатрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественнойбезопасности граждан.
В связи с этим очевидной становится особенностьадминистративного принуждения, которое должно заключаться в немедленном егоприменении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство,безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом исостоит эффект административного принуждения.
Административное принуждение характеризуетвнесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительнойвласти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции безобращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены судыи единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел обадминистративных правонарушениях и применяют к виновным меры административногонаказания, например, за мелкое хищение.
Административное принуждение осуществляется в рамкахособых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сферегосударственного управления и охватывающих права и обязанности компетентныхорганов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административногопринуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лицограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения,не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правиллицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.
Административное принуждение характеризует и тообстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оноприменяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает егоот дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебныхотношений. Административное принуждение может использоваться в отношенииширокого круга субъектов административного права.
Процессуальный порядок его применения отличаетсяоперативностью, относительной простотой и экономичностью.
Административное принуждение применяется не только кфизическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства),но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике ипоявлением негосударственных организаций расширяется сфера примененияадминистративного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций занарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленныхзаконодательными актами в области строительства, за нарушение земельного,налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарнойбезопасности, законодательства о рекламе и т.д.
Одним из важнейших признаков административногопринуждения является специфическая юридическая природа оснований егоприменения. Основанием применения административного принуждения являются:во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступлениеособых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий,стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайныхобстоятельств, при которых меры административного принуждения используются приотсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновениятех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнутькоренное отличие оснований административного принуждения от оснований иныхвидов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, вкачестве которого может выступать только совершение преступления.
Основываясь наперечисленных признаках, можно сделать вывод, что административное принуждение– это урегулированное нормами административного права психическое, физическое,организационное или материальное воздействие, применяемое в публичных интересахуполномоченными органами государственного управления и должностными лицами.
1.3 Основы правовогорегулирования административного принуждения в Российской Федерации
Крайневажным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующихприменение мер административного принуждения. Безусловно, что их использованиев той или иной степени ограничивает права и свободы граждан. Но, согласноКонституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены в той мере, вкакой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства. Но необходимо, чтобы такие ограничениябыли предусмотрены федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ).
Следовательно,основания, условия и порядок осуществления мер административного принуждения,перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы,уполномоченные на их применение, — все это должно определяться только нормамифедеральных законов. В последние годы действительно принят ряд федеральныхзаконов, которые регулируют как организацию управления в ситуациях, требующихреализации мер административного принуждения, так и деятельностьгосударственных органов, наделенных правом их применения. Примерами здесь могутслужить Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», законы РФ«О милиции», «О Государственной границе Российской Федерации», федеральныезаконы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»,«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Вместе с тем, ксожалению, до сих пор действует определенное число подзаконных и дажеведомственных актов, уполномочивающих различные государственные органы в техили иных случаях применять меры административного принуждения и определяющихпорядок их применения.

2. Система мерадминистративного принуждения в Российской Федерации
 
2.1 Классификация мерадминистративного принуждения
Проблема классификациимер административного принуждения на виды давно обсуждается в юридическойлитературе. До сегодняшнего дня она остается дискуссионной. Предлагаютсяразличные варианты ее решения. Так, И.И. Веремеенко классифицирует мерыадминистративного принуждения на три вида:
1)административно-процессуальные;
2)административно-правовые санкции;
3)административно-предупредительные.
Ю.М. Козлов, М.И. Еропкин,И.А. Галаган – на 1) административно-предупредительные; 2) меры административногопресечения; 3) взыскания.
Д.Н. Бахрах не согласен стем, что существуют административно-предупредительные меры, поскольку не видитв их природе принудительного характера, но предлагает вместо них ввести вклассификацию административно-восстановительные меры.
Право на существованиеимеют все из вышеперечисленных групп административного принуждения.Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: оназаключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, вотношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортноесредство по требованию сотрудника милиции). Меры процессуального обеспеченияпроизводства по делу о правонарушении также имеют право на существование,поскольку не всегда «растворены» в других группах мер. Так, административноезадержание на срок до рассмотрения дела (но не свыше указанного в Кодексе)осуществляется только в целях обеспечения рассмотрения дела и никакой другойцели не имеет. Более того, новый Кодекс РФ об административных правонарушенияхтакже уделил целую главу этой группе мер – глава 27 «Применение мер обеспеченияпроизводства по делам об административных правонарушениях».
Существуют другиеклассификации мер административного принуждения. Так, Ю.А. Дмитриев, И.А.Полянский и Е.В. Трофимов выделяют меры принуждения в зависимости от характераи степени принудительного воздействия, а так же цели принуждения:
— административно-предупредительные;
— административно-пресекательные;
— административно-восстановительные;
— меры юридическойответственности.
Но в данной курсовой работе мы будем придерживатьсямнения профессора Л.П. Попова, который классифицирует меры административногопринуждения в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка,определяемых объективным характером общественных отношений и противоправныхпосягательств на эти отношения, на четыре группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры обеспечения производствапо делам об административных правонарушениях
2.2Административно-предупредительные меры
Административно-предупредительные меры. Применениепринудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактомнарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угрозаобщественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнутьвследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действийпсихически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применениюпринудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права,компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права.Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, ит.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждениеправонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, атакже обеспечение общественной безопасности.
Следовательно, основанием для примененияадминистративно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступлениеособых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и несвязанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушенияправовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий,предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии,эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.
Законодатель не только закрепляет юридическивластные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительныхмер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов,освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядокреализации этих мер.
Административно-предупредительным мерам присуща ярковыраженная профилактическая направленность.
Государство, используяадминистративно-предупредительные меры, стремится защитить общественныеотношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда,предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительныхмер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целяхпредупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, еслиих не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершениюправонарушений, наступлению тяжких последствий.
Так, в соответствии с п. 18 ст. 11 Закона РФ «Омилиции» сотрудникам милиции предоставлено право беспрепятственно входитьв жилые и другие помещения граждан, на принадлежащие этим гражданам земельныеучастки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматриватьих при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо приналичии достаточных данных полагать, что там совершено или совершаетсяпреступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личнойбезопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях,катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Органывнутренних дел (милиция) наделены также правом оцеплять (блокировать) участкиместности при ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров, аварий,катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемии или эпизоотии,пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работутранспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побегосужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых всовершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортныхсредств, и т.п.
Отмечая общность всехадминистративно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий междуотдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеруправоограничений.
По этому критерию средиадминистративно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:
1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозынаступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий,например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией,закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционныхзаболеваний на сопредельной территории и др.;
2) меры, направленные на предупреждениеправонарушений, причем не только административных правонарушений, но ипреступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющихличность);
3) меры, препятствующие уклонению соответствующихсубъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительноемедицинское освидетельствование и проч.);
4) особую группу составляют так называемыелечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не толькообеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных,наркоманов, инфекционных больных и т.д.
2.3 Мерыадминистративного пресечения
Реальные правонарушения представляютнепосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред.Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительнойвласти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающихправовые предписания. Такими мерами являются, например, административноезадержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов,приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания принарушении санитарных правил и т.п.
Суть подобных мер, несмотря на их многообразие,состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности)граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.
Значение этих мер в системе правоохранительныхсредств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболеераспространенные правонарушения — административные правонарушения,обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однаконазначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой садминистративными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращенияпреступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливаютработы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил инорм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствиемадминистративного правонарушения или преступления. Таким образом, мерыадминистративного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы справонарушениями.
Далее, в соответствии с законодательством органысанитарно-эпидемиологического надзора имеют право выносить постановления обуничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанныхнегодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силукак правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принужденияважен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому мерыадминистративного пресечения являются средством защиты общественных отношенийот опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения илииного деяния или события.
Таким образом, основаниями применения мерадминистративного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и,во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступлениепредставляющих опасность противоправных состояний или событий. При такихобстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостьюбыстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личнуюбезопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественныхорганизаций.
Многообразные меры административного пресеченияможно сгруппировать в несколько видов.
В частности, к ним относятся меры:
1) применяемые непосредственно к личностиправонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение,непосредственное физическое воздействие, административное задержание идоставление в милицию и др.);
2) имущественного характера (изъятие огнестрельногоохотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);
3) технического характера (запрещение эксплуатациинеисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушенияправил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение илиограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если несоблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
4) финансового характера (прекращение кредитования,сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлятьфинансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученныхпредприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовойдисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции идр.);
5) медико-санитарного характера (отстранение отработы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественногопитания из-за их антисанитарного состояния и др.);
6) связанные с осуществлениемлицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида нажительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);
7) специального или исключительного назначения(применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов,резиновых палок, наручников и др.).
Меры административного пресечения тесно связаны смерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечиваявозможность ее фактической реализации. Административное задержание, личныйдосмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личностьправонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его кответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечитьисполнение постановления о назначении административного наказания.
 
2.4 Мерыответственности
Административнаяответственность — вид юридической ответственности за нарушениеадминистративного или иного законодательства, которая выражается в примененииуполномоченным органом или должностным лицом административного наказания клицу, совершившему правонарушение.
Административнаяответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности.В то же время в законодательстве можно найти не только общие признакиюридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именнодля данного вида ответственности.
Вцелом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
1)административная ответственность устанавливается только федеральными законамиили законами субъектов Федерации в отличие от мер административногопринуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами.Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;
2)основанием административной ответственности является административноеправонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарныйпроступок;
3)субъектами административной ответственности могут быть как физические, так июридические лица; уголовной ответственности — только физические лица;
4) заадминистративные правонарушения предусмотрены административные наказания; запреступления — уголовные наказания; за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания.
5)административные наказания применяется широким кругом уполномоченных органов идолжностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органамиместного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);
6)административные наказания применяются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административнаяответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой крабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;
7)привлечение административного наказания не влечет судимости, что характерно дляуголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оноприменено, считается имеющим административное наказание в течениеустановленного срока — одного года со дня исполнения постановления по делу обадминистративном правонарушении;
8)меры административной ответственности применяются в соответствии сзаконодательством, регламентирующим производство по делам об административныхправонарушениях, т. е. КоАП РФ. Уголовные дела рассматриваются в соответствии суголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии снормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.
Следовательно,административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от другихвидов ответственности. Но основная особенность административной ответственностисостоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, амерами — административные наказания.
Основнымивидами административных наказаний являются:
1)предупреждение;
2)административный штраф;
3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административногоправонарушения;
4)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5)лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управлениятранспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронныхсредств или высокочастотных устройств);
6)административный арест;
7)административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица безгражданства;
8)дисквалификация;
9)административное приостановление деятельности.
 
2.5 Меры обеспеченияпроизводства по делам об административных правонарушениях
Мерыобеспечения производства по делам об административных правонарушениях выделенызаконодателем в отдельную РФ гл. 27 КоАП РФ и используются в целях пресеченияадминистративного правонарушения, установления личности нарушителя, составленияпротокола об административном правонарушении при невозможности его составленияна месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременногои правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполненияпринятого по делу постановления. Их основное назначение состоит в том, чтобысоздать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающихответственность за административные правонарушения.
Рассмотримэти меры.
1.Доставление правонарушителя состоит в принудительном препровождении физическоголица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещениеоргана местного самоуправления сельского поселения.
Оноосуществляется в целях составления протокола об административном правонарушениипри невозможности составить его на месте выявления административногоправонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАПРФ).
2.Административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободыфизического лица, может быть применено в исключительных случаях, если этонеобходимо для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела обадминистративном правонарушении и исполнения постановления по делу об административномправонарушении.
3.Личный досмотр — досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАПРФ), т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности,осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершениялибо предметов административного правонарушения должностными лицами, указаннымив ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ.
4.Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателюпомещений, территорий, находящихся там вещей и документов (27.8 КоАП РФ).
5.Досмотр транспортного средства любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), т.е.обследование транспортного средства, проводимое без нарушения егоконструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудийсовершения либо предметов административного правонарушения.
6.Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметамиадминистративного правонарушения (ст.27.10 КоАП РФ).
7.Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей (ст. 27.11 КоАП РФ).
8.Отстранение от управления транспортным средством и медицинскоеосвидетельствование на состояние опьянения. Отстранение от управления транспортнымисредствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, чтоони находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на правоуправления или пользования транспортным средством — данная мера закреплена вст. 27.12 КоАП РФ.
9. Медицинскоеосвидетельствованию на состояние опьянения подлежат управляющие транспортнымисредствами лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать,что они находятся в состоянии опьянения (ч.1 ст. 27.12 КоАП РФ).
10.Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАПРФ). Задержание транспортного средства соответствующего вида осуществляетсядолжностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующихадминистративных правонарушениях в порядке, установленном ПостановлениемПравительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержаниятранспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещенияэксплуатации».
11.Запрещение эксплуатации транспортного средства. Сотрудники милиции вправе запрещатьэксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей,создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ст. 11 Закона «Омилиции») или совершивших правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ.
12.Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ). Аресттоваров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения илипредметами административного правонарушения, заключается в составлении описиуказанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, вотношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении, либо его законному представителю о запретераспоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется вслучае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъятьневозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары,транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданына ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившимарест.
13.Привод (ст. 27.15 КоАП РФ). Порядок привода определен приказом МВД России от 21июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».
14.Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном насрок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств,структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а такжеэксплуатации объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видовработ, оказания услуг.

Заключение
Итак, правильноеиспользование метода принуждения органами государственного управления, в томчисле органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческойдеятельности, функционирования административно-правовых институтов,незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения иликвидации правонарушений.
Принуждение в сфереуправленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:
— правомерность поведенияучастников управленческих отношений;
— функционирование изащиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовыепредписания;
— существованияустойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основахзаконности.
Принуждение является вполной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основестрогой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка ипроцедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.
Назначение принуждениясостоит в восстановлении социальной справедливости, воспитанииправонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение неимеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить егочеловеческое достоинство.
Вместе с тем оно содержиткарательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительныйхарактер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание иисправление лиц, их совершивших.

Список использованных источников
 
1. Конституция Российской Федерации:принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25дек.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от30.12.2008) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // «Собрание законодательстваРФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. О чрезвычайномположении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) (одобренСФ ФС РФ 16.05.2001) // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, N23, ст. 2277.
4. О внутренних войскахминистерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон от06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 08.04.2008) (принят ГД ФС РФ 25.12.1996) //«Собрание законодательства РФ», 10.02.1997, N 6, ст. 711.
5. О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от30.12.2008) (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) // «Собрание законодательстваРФ», 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
6. О внесении изменений вКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другиезаконодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силунекоторых положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральныйзакон от 09.05.2005 N 45-ФЗ (ред. от 26.12.2008) (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)// «Собрание законодательства РФ», 09.05.2005, N 19, ст. 1752.
7. О милиции: ЗаконРоссийской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 26.12.2008) //«Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, N 16, ст. 503.
8. О государственной границеРоссийской Федерации: Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 (ред.от 30.12.2008) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР» 29.04.1993, N 17, ст.594.
9. Об утверждении Правилзадержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а такжезапрещения эксплуатации: Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 N 759(ред. от 17.09.2007) // «Собрание законодательства РФ», 22.12.2003, N51, ст. 4990.
10. Об утвержденииинструкции о порядке осуществления привода: Приказ МВД РФ от 21.06.2003 N 438(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.07.2003 N 4878) // «Бюллетеньнормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 47,24.11.2003.
11. Алехин А.П.,Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право. М., 2003 г.
12. Бахрах Д.Н. Административнаяответственность. Учебное пособие. М., 1999 г.
13. Бахрах Д.Н.Административное право. М., 2005 г.
14. Веремеенко И.И.Административно-правовые санкции. М., 1975 г.
15. Галаган И.А.Административная ответственность в СССР. Воронеж, 1970 г.
16. Дмитриев Ю.А.,Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации.Ростов н/Д., 2008 г.
17. Еропкин М.И. Оклассификации мер административного принуждения // Вопросы советскогоадминистративного права на современном этапе. М., 1967 г.
18. Каплунов А.И.Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел(системно-правовой анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степенидоктора юридических наук. М. 2005 г.
19. Советское административное право.Учебник под ред. Козлова Ю.М. М., 1985 г.
20. Попкова Е.С.Юридическая ответственность и ее соотношение с иными правовыми формамигосударственного принуждения. Автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата юридических наук. М. 2001 г.
21. Попов Л.П. Административноеправо. М., 2005 г.
22. Попов Л.Л.Убеждение и принуждение в административной деятельности милиции: Автореферат диссертациина соискание степени кандидата юридических наук. М., 1966 г.
23. Тихомиров Ю.А. Административное правои процесс: полный курс.- М.: 2001 г.
24. Четвериков B.C.Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д., 2004 г.
25. Солдатов А.П.(Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное правоРоссийской Федерации. Учебник. М., 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.