Реферат по предмету "Государство и право"


Становление и развитие идей прав человека в условиях

Содержание
Введение… 2
1. Становление и развитие идей прав человека в условиях ДревнейГреции   3
Заключение… 14
Список используемой литературы… 15

Введение
Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались вобщем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) иего законы имеют божественное происхождение и опираются на божественнуюсправедливость. Право вообще и права отдельных людей — членов полисавосходят/согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядкусправедливости.
Так, уже во времена «гомеровской Греции» (конец II тысячелетия дои. э) эллины оперируют, в частности, такимипонятиями, как «дике» (правда, справедливость), «темис»(обычай; обычное право), «тиме» (личная честь, почетноеправо-притязание), «помос» (закон). Божественная по своей природесправедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и правовогокритерия. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам насправедливость, воспринималось как право. Лишь благодаря легитимации вконтексте представлений о справедливости (даке) то или иное притязаниепризнавалось правом и входило в обычай (темис).

1. Становление и развитие идей прав человекав условиях Древней Греции
Идея единства справедливости, полиса и закона отчетливоприсутствует в поэмах Гесиода (VII в. дон.э.)”Теогония" и “Труды и дни”. Справедливость (Дике) и Благозаконие(Эвномия) — это, по Гесиоду, сестры-богини, дочери верховного олимпийского богаЗевса и богини правосудия Фемиды. Дике при этом охраняет Эвномию,олицетворяющую идеал полисного устройства с господством справедливых законов.Отход от этих божественных установлений приведет, по словам Гесиода, к тому,что «правду заменит кулак», «где сила, там будет и право».
Критика насилия и защита права в поэмах Гесиодасвидетельствовали об усилении индивидуально-человеческого (личностного) началав тогдашней общественно-политической жизни, поскольку право всегда и повсюдупредполагает правосубъектность человека, свободную личность.
Известный исследователь античной философской иполитико-правовой мысли Эрнст Кассирер в данной связи писал: «Прежде всегоблагодаря идее права эпос приобрел новый облик. Идея права вдохнула в эпосновую жизнь, она дала ему такой личностный характер, который еще отсутствовал уГомера».
Как право вообще, так и права отдельных людей невозможны безобщей нормы поведения, выражающей одинаковую для всех субъектов мерудозволенного и запрещенного, равную меру свободы. Там, где нет такой равноймеры (общей нормы, единого масштаба), нет и права. В этом плане следуетотметить существенное правовое значение суждений «семи мудрецов»Древней Греции (конец VII — начало VIв. до п.э) о необходимости соблюдать определенную «меру» и«середину» во всех делах и поступках.
Одним из «семи мудрецов» был Солон (ок.638 — 559гг. до н.э.) — знаменитый афинский государственный деятель и законодатель.Реализуя представления о надлежащей мере в своем законодательстве (594 г. доп.э), он уничтожил долговое рабство и ввел в Афинах умеренную цензовуюдемократию, пронизанную идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. Всвоих элегиях Солон отмечал:
…Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал,
Законы я простому о знатным наравне,
Для каждого прямую правду указав,
Так написал.
С точки зрения нашей темы особый интерес представляетпонимание Солоном закона (и его власти) как сочетания нрава и силы. Наряду сразличением права и закона такая конструкция включает в себя и пониманиеполисного закона как всеобщей (для всех свободных) формы и общезначимой мерыофициального признания и выражения нрав членов полиса. Такая всеобщность законавыражает требование правового равенства: все граждане в равной мере находятсяпод защитой закона и подчиняются его общеобязательным нормам.
Поиски объективной нормы справедливости и права для полиса иего граждан были продолжены пифагорейцами (VI — V вв. до н.э.). Пифагор и его последователи стоят у истоковшироко распространившегося и влиятельного представления, что жизнь людей должнабыть реформирована и приведена в соответствие с выводами философии о полисе,справедливости в «надлежащей мере» в человеческих взаимоотношениях.При этом пифагорейцы сформулировали весьма важное для последующих представленийо естественных правах человека положение о том, что «справедливое состоитв воздаянии другому равным». Это определение представляло собойфилософскую абстракцию и интерпретацию древнего принципа талиона (око за око,зуб за зуб).
Глубина и новизна пифагорейского взгляда состояла в том, чтопод понятиями «надлежащая мера» и «соразмерность» ониусмотрели известную пропорцию (числовую по своей природе), т.е. некоеприравнивание, словом — равенство. Это сыграло важную роль в формировании идейправового равенства людей.
Процесс становления и углубления теоретических концепцийправа и прав человека в Древней Греции развивался в целом в русле поисковобъективных естественноправовых основ полиса и его законов.
Так, Гераклит (VI — V вв. до и. э) трактовал полис и его законы как отражениекосмического порядка. Знание о справедливости, законе и т.д. — это, поГераклиту, часть знания о мире вообще, о космосе как «упорядоченнойвселенной», «мировом порядке». В основе всех событий мира лежитвсеобщий божественный, логос (разум) — первоисточник человеческойсправедливости и права.
Полис и его закон — это, по Гераклиту, нечто общее, одинаковобожественное и разумное по их истокам и смыслу. «Ведь все человеческиезаконы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколькожелает, всему довлеет и над всем одерживает верх». Божественный (разумный,космический) закон как источник человеческих законов — то же самое, что вдругих случаях обозначается Гераклитом как логос, разум, природа. Этотбожественный закон дает разумный масштаб и меру человеческим явлениям, делам иотношениям, в том числе и человеческим законам.
С учетом последующей эволюции правовой мысли можно сказать,что к гераклитовской концепции восходят все те доктрины античности и новоговремени, которые под естественным правом людей понимают некое разумное начало(норму всеобщего разума), подлежащее выражению в позитивном законе.
Существенная для естественноправовой теории характеристиказакона и государства как чего-то искусственного, вторичного и обусловленногонеким естественным началом (естественным развитием человеческого общества)встречается в развернутом виде уже у Демокрита (ок. V-IV вв. до и. э). Соотношение естественного и искусственного — это соотношение того, что существует «по правде» (т.е. в природе, вдействительности), и того, что существует лишь согласно «общемумнению». Соответствие природе Демокрит расценивал как критерийсправедливости в этике, политике, законодательстве. «То, что считаетсясправедливым, — утверждал он, — не есть справедливое: несправедливо же то, чтопротивно природе».
С этих естественноправовых позиций Демокрит трактовал полискак «общее дело» своих граждан и их «опору». Интересы«общего дела» определяют существо и границы прав и обязанностейчленов полиса. При этом Демокрит имел в виду эллинский демократический полис,который он противопоставлял варварской деспотии (царской власти).«Бедность в демократии, — отмечал он, — настолько же предпочтительнее такназываемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучшерабства».
Великая идея естественного равенства и свободы всех людейбыла впервые высказана софистами (V — IVвв. до н.э.).
Основополагающий принцип воззрений софистов былсформулировал Протагором (ок.481 — 411 гг. до н.э.). Звучит он так: «Меравсех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, чтоони не существуют» (Платой, Теэтет, 152а). Положение Протагора о человекекак мере всех вещей резко расходилось с традиционными представлениями означимости именно божественного, а не человеческого начала в качестве масштабаи меры.
Демократическая идея Протагора и вместе с тем максима егополитико-правовой концепции состоят в том, что существование государствапредполагает равную причастность всех его членов к человеческой добродетели, ккоторой он относит справедливость, рассудительность и благочестие.
Обосновывая равноправие членов полиса, Протагор утверждал,что дары Прометея (умение обращаться с огнем и другие практические знания) идары Зевса («стыд и правда», умение жить сообща) были даны всем людям(эллинам), так что всем им в одинаковой степени доступно искусство полисной жизнии все они 13 равной мере являются гражданами полиса.
Софист Гиппий противопоставлял право по природе (веленияприроды) искусственному закону полиса. Он критически отмечал условность,изменчивость, текучий и временный характер полисных законов, их зависимость отусмотрения сменяющих друг друга законодателей. В отличие от полисных законов,считал Гиппий, неписаные законы природы справедливы и «одинаковоисполняются в каждой стране».
Положение о всеобщем равенстве по природе выдвинул софистАнтифонт. При этом он ссылался на то, что у всех людей — эллинов и варваров,благородных и простых — одни и те же естественные потребности. Неравенство желюдей проистекает из человеческих законов, а не из природы. «По природе, — говорил Антифоит, — мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) иварвары, и эллины. (Здесь) уместно обратить внимание на то, что у всех людейнужды от природы одинаковы». С этих позиций он отмечал, что «многие(предписания, признаваемые) справедливыми по закону, враждебны природе (человека)”.Даже полезные установления закона — суть оковы для человеческой природы,веления же природы приносят человеку свободу. Обосновывал он это так: „Ибопредписания законов произвольны (искусственны), (веления же) природынеобходимы. И (сверх того), предписания законов суть результат соглашения(договора людей), а не возникшие сами собой (порождения природы); веления жеприроды суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения (людеймежду собой)”.
Идею естественноправового равенства и свободы всех людей(включая и рабов) обосновывал софист Алкидам. Ему приписываются следующиезнаменательные слова: “Божество создало всех свободными, а природа никогоне сотворила рабом».
Начало понятийно-теоретического исследования (с помощьюлогических дефиниций и общих понятий) объективной разумной природы полиса и егозаконов связано с именем Сократа (469 — 399 гг. до н.э.). Говоря онеобходимости соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса, Сократутверждал, что только на этом пути достижима свобода — прекрасное ивеличественное достояние как для человека, так и для государства.
Личная судьба Сократа, выступившего с принципоминдивидуальной свободы и автономии личности, его осуждение и казнь отчетливодемонстрируют реальное положение дел в области прав человека и гражданина вэпоху афинской демократии.
Рационалистические идеи Сократа были развиты его ученикомПлатоном (427 — 347 гг. до н.э.). В его проекте идеального государстваотсутствуют частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Вследза пифагорейцами Платой признает равноправие женщин и мужчин, хотя в числовысших правителей женщины в платоновском идеальном государстве не допускаются.
Характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платонписал: «Заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будетсправедливостью»; «справедливость состоит в том, чтобы каждый имелсвое и исполнял тоже свое» (Государство, 433Ь, е). Справедливость состоиттакже в том, «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего»(Государство, 433е).
Эти определения справедливости (dikaiosyne)относятся им и к праву (dikaion), раскрывая тем самымплатоновское понимание естественных прав человека.
Справедливость, согласно Платону, предполагает«надлежащую меру», определенное равенство. При этом он (со ссылкой наСократа) различает два вида равенства: «геометрическое равенство»(равенство по достоинству и добродетелям) и «арифметическоеравенство» (равенство меры, веса и числа). Поясняя смысл такого различия,Платой замечает, что «для неравных равное стало бы неравным, если бы несоблюдалась надлежащая мера» (Законы, 757а). «Геометрическоеравенство» — это «самое истинное и наилучшее равенство»:«большему оно уделяет больше, меньшему — меньше, каждому даря то, чтосоразмерно его природе» (Законы, 757Ь, с).
Эти положения в дальнейшем были восприняты и развиты вучении Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.) о двух видах справедливости — справедливости уравнивающей и справедливости распределяющей.
Распределяющая справедливость — это проявлениесправедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т.п.),что может быть разделено между членами общества. Уравнивающая справедливостьдействует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляетпредмет обмена» (Этика, V, § 5). Этот вид справедливостиприменяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда,преступления и наказания.
Принципом распределяющей справедливости, по Аристотелю,выступает деление соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству,т.е. пропорционально их вкладу или взносу в общее дело. Тем самымраспределяющая справедливость интерпретируется им (не без влияния пифагорейскихпредставлений о числовых характеристиках справедливости и других добродетелей)как равенство в геометрической пропорции. В уравнивающей же справедливостиимеется в виду арифметическое равенство.
Трактуя право как политическую справедливость, Аристотельписал: «Не должно ускользнуть от нашего внимания то обстоятельство, чтоискомое нами понятие состоит как в справедливости вообще, так и в политическойсправедливости (праве). Последнее же имеет место между людьми, принадлежащими кодному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, притом между людьмисвободными и равными, равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще.Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно другдруга политической справедливости (прав), но имеют некоторого родасправедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеютправа, для которых существует закон, определяющий их отношения; закон жепредполагает преступление, суд — распределение правды и неправды».
Политическое право Аристотель делит на естественное иволеустановленное (т.е. позитивное) право. Он отмечает, что хотя вся областьправа изменчива, однако понятия о справедливости и праве изменчивы только визвестной степени. «Ясно, — пишет он — что из явлений, могущих быть ииными, должно отнести к области естественного права, и что должно отнести не кобласти естественного права, а установленного законом и всеобщимсоглашением».
В трактовке Аристотеля различные формы политического(государственного) устройства — в силу именно своей политичности — соответствуют принципу справедливости и идее права, т.е., иначе говоря, носятправовой характер. «Итак, ясно, — пишет Аристотель, — что только те формыгосударственного строя, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласнопринципу абсолютной справедливости, правильными; те же формы, при которыхимеется в виду только личное благо правителей, все ошибочны и представляютотклонения от правильных; они основаны на деспотическом принципе, а государствоесть общение свободных людей» (Политика, III,4,7,1279а 26). Такая принципиальная общность и предметно-смысловое единствополитических и правовых форм, противопоставляемых деспотизму, дают основаниеговорить о наличии в учении Аристотеля правовой концепции государства.
Право в целом (и естественное, и волеустановленное) и праваиндивида, по Аристотелю, носят политический характер и возможны только в государстве(т. с. в условиях эллинского полиса), «причем для (граждан)свободнорожденных и равных пропорционально или арифметически»(Этика'10,25). При господском (т.е. неполитическом) типе власти и отношений (вварварских деспотиях, в отношениях между господином и рабом и т.д.) как правовообще, так и права индивидов невозможны. В этих неполитических условиях иотношениях, замечает Аристотель, о праве можно говорить лишь условно,метафорично.
В известном положении Аристотеля о том, что «человек,по природе своей, — существо политическое» (Политика, I,1,9,1253а 16), под природой человека понимается не актуальная исходнаяданность, а возможная конечная потенция, реализованная лишь у эллинов (вполисной организации), но не осуществленная пока у варваров, живущих в условияхдеспотизма и рабства. «Варвар и раб по природе своей понятиятождественные» (там же, I, 1,5,1252в 10). Все этов целом означает, что естественные права человека, согласно Аристотелю, реальносуществуют лишь в виде прав политического субъекта, т.е. гражданина полиса.
Особо следует отметить последовательную защиту Аристотелем(в полемике против Платона) права личности на частную собственность ииндивидуальную семью. На эти положения в дальнейшем ссылались многие сторонникиестественных прав человека.
В эпоху эллинизма представления о государстве и праве какдоговоре об общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимнойбезопасности людей развивал Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.). Основные ценностиэпикуровской этики (свобода, удовольствие, «атараксия» — безмятежноеспокойствие духа), как и вся она в целом, носят индивидуалистический характер.
Свобода человека — это, согласно Эпикуру, егоответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческойсвободы — это сфера его ответственности за себя; она вне и необходимости,поскольку «необходимость не подлежит ответственности», инепостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, «чтозависит от нас» и «не подлежит никакому господину».«Необходимость, — говорил он, — есть бедствие, но нет никакойнеобходимости жить с необходимостью». Обуздание страстей и желаний разумоми довольство немногим — существенная черта свободного человека.«Величайший плод довольства своим (ограничения желаний) — свобода».
Главная цель государства и основания политического общениясостоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении ихвзаимного страха непричинении ими друг другу вреда. В рамках политическогообщения «безопасность от людей достигается до некоторой степени благодарянекоторой силе, удаляющей (беспокоящих людей), и благосостоянию».
С таким пониманием характера и цели политического общения,смысла свободы связана и эпикуровская трактовка государства и права какдоговора людей между собой об их общей пользе и взаимной безопасности.«Справедливость, происходящая от природы, — писал Эпикур, — есть договор ополезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда».
Договорный характер государства и права в учении Эпикураозначает, что они не данности природы, извне и слепо навязанные людям, а ихсобственные самоопределения, человеческие установления.
Договорный характер справедливости он пояснял так:«Справедливость сама по себе не есть нечто, по в сношениях людей друг сдругом в каких бы то ни было местах всегда есть некоторый договор о том, чтобыне вредить и не терпеть вреда'».
Принцип и критерий справедливости применимы, согласноконцепции Эпикура, лишь в отношениях участников договорного общения (людей инародов). Конкретное содержание понятия справедливости изменчиво — взависимости от индивидуальных особенностей той или иной страны, изменяющихсяобстоятельств и т. н. Однако во всей этой изменчивости неизменным остается сампринцип справедливости: "… в общем справедливость для всех одна и та же,потому что она есть нечто полезное в сношениях людей друг с другом"".
В концепции Эпикура справедливость — в свете ее соотношенияс законом — представляет собой естественное право с изменяющимся (в зависимостиот места, времени и обстоятельств) содержанием, каковым является изменчиваяобщая польза взаимного общения. В этой конструкции соотношения естественногоправа и закона движущим началом и вместе с тем источником изменчивых«естественных представлений о справедливости» являются изменяющиесяпрактические потребности взаимного общения людей. С изменением этихпотребностей изменяется и представление об общеполезном, т.е. то, чтосоставляет содержание справедливости. Здесь справедливость (естественное правос изменяющимся содержанием) выступает как критерий соответствия законаизменяющимся потребностям людей и вместе с тем их изменяющимся естественнымпредставлениям о справедливости.

Заключение
Итак, законы, соответствующие справедливости, выступают каксредство ограждения и защиты «мудрых» от «толпы», какпубличная гарантия свободы, безопасности и автономии индивида. «Законы, — говорит Эпикур, — Изданы ради мудрых, — не для того, чтобы они не делали зла, адля того, чтобы им не делали зла».
Эпикуровская договорная трактовка государства и праваподразумевает равенство, свободу и независимость людей — членов договорногообщения и по существу является исторически первой философско-правовойконцепцией либерализма и правового индивидуализма. Важная линия связи тянетсяот договорно-правовой концепции Эпикура к идеям общественного договора Новоговремени.

Список используемой литературы
1. Бережнов А.Г. Права личности:некоторые вопросы теории. – М., 2004
2. Мальцев Г.В. Права личности:юридическая норма и социальная действительность. – М., 2001
3. Мордавец А.С.Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. –Саратов, 2005
4. Мюллерсон Р.А. Права человека:идеи, нормы, реальность. – М., 2000
5. Права человека: Учебник для вузов/ Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2002.
6. Права человека в историичеловечества и в современном мире. – М., 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат All American Girls Professional Baseball League Essay
Реферат Родство у казахов
Реферат ТЭК, его состав и значение, проблемы и перспективы развития
Реферат Оптовая и розничная торговля в системе распределения предприятия
Реферат Этническая культура, ее сущность и функции
Реферат Финансы отраслей и учреждений непроизводственной сферы
Реферат Философские основы кибернетики и методология  применения в военном деле
Реферат Ришильда Провансская
Реферат Side Affects Of Capheine Essay Research Paper
Реферат Crash Down Essay Research Paper And if
Реферат Здесь будет город заложен
Реферат Пути повышения эффективности использования основных средств в СПК "Родина"
Реферат Анализ информационной системы автосалона "Питер-Лада" и улучшение ее при помощи СУБД MySQL, PHP и HTML
Реферат Полупроводниковые датчики температуры
Реферат Радиоактивные явления. Марио Льоцци: из истории физики