СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Правовая природа социальнойподдержки детей-инвалидов
1.2 Состояние и перспективы развитиянормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов
1.3 Система и структура органовисполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящейкурсовой. Анализ норм законодательства о социальном обеспечении позволяетсказать о преимущественном использовании законодателем дефиниции «социальнаяподдержка» в отношении детей-инвалидов, нуждающихся в помощи государства.Поэтому в настоящее время уже можно говорить о наметившейся тенденции кунификации терминологии в этой области законодательства. Представляется,указанная тенденция вполне могла бы повлиять и на выработку единого подхода кразграничению компетенции органов исполнительной власти, реализующих мерысоциальной поддержки.
Безусловно, спецификазаконодательства о социальной поддержке детей-инвалидов осложняется и наличиеммассива нормативных правовых актов субъектов РФ. При этом их содержание, какправило, зависит от наличия денежных средств в бюджете субъекта РФ.Предоставляя ту или иную меру социальной поддержки детей-инвалидов, субъект РФ,очевидно, стремится к уменьшению расходной части своего бюджета. Такоеобстоятельство не может не повлиять не только на количество и содержание мерсоциальной поддержки гражданам, но и на порядок и условия их предоставления.
Таким образом, выбраннаядля исследования тема представляет несомненный интерес как в теоретическом, таки в практическом плане, и подтверждает актуальность данного исследования.
Настоящее исследованиепредставляет собой попытку комплексного изучения нормативно-правовых основсоциальной поддержки детей-инвалидов в его современном содержании, а такжеанализа перспектив развития.
Объектом исследования курсовойработы являются урегулированные правом взаимоотношения органов, реализующихмеры социальной поддержки гражданам, а также отношения, возникающие между этимиорганами и детьми-инвалидами в связи с предоставлением последним мер социальнойподдержки.
Предметом исследования курсовойработы выступают нормативно-правовые акты и реальные правоотношения,регламентирующие предоставление мер социальной поддержки гражданам, а такжепрактика органов исполнительной власти региона Тюменской области.
Целью курсовой работыявляетсякомплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов,состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфересоциальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статусафедеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной властисубъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщениеимеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной властирегиона Тюменской области и выработка на их основе научно-практическихпредложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования,устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений егодальнейшего развития.
Для достижения даннойцели курсовой работы предполагается решение следующих задач:
— провести теоретическийанализ понятия «социальная поддержка», правовых категорий «льгота», «гарантия»,«социальное обеспечение», «социальная защита»;
— охарактеризоватьсоциальную поддержку детей-инвалидов как один из видов социального обеспечения;
— определить состояние иперспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальнойподдержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области;
— выявить необходимостьразработки и принятия единых государственных социальных стандартов социальнойподдержки детей-инвалидов;
— рассмотреть систему иструктуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержкидетей-инвалидов;
— исследовать правовойстатус органов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов в регионеТюменской области;
— проанализироватьпрактику органов исполнительной власти Тюменской области в сфере социальнойподдержкидетей-инвалидов;
— разработать иобосновать предложения по совершенствованию компетенции органов, реализующихмеры социальной поддержки граждан.
Методологическую основу курсовойработы составляют методы и приемы научного познания. Основу исследованияопределили общенаучные (диалектико-материалистический, системный,функциональный, метод анализа, синтеза) и специальные (сравнительно-правовой,нормативно-логический, историко-юридический, структурно-функциональный,статистический и другие) методы познания.
Применение названныхметодов позволило провести комплексное изучение административно-правовых основсоциальной поддержки детей-инвалидов, выработать отдельные предложения ирекомендации по совершенствованию регламентирующих его норм. Методологическойосновой для выработки понятий послужили законы формальной логики и правилалингвистики.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Правоваяприрода социальной поддержки детей-инвалидов
В соответствии со ст. 7 КонституцииРФ Российская Федерация является социальным государством, политика которогонаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека. С помощью социальной политики реализуется одна из важнейшихфункций государства – социальная. В силу взаимозависимости политики и экономикиможно с уверенностью сказать, что эффективность социальной политики государствапредопределяется ростом его экономики. Полагаем, социальная политикагосударства должна быть направлена на сбалансирование экономических исоциальных интересов государства для обеспечения его экономического роста.
Анализ состояниясоциальной политики России позволяет рассматривать социальную поддержку в двухаспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова – этоформа выражения социальной политики государства, направленная на оказаниесоциальной помощи нуждающимся гражданам (детям-инвалидам). В свою очередь,целью социальной поддержки детей-инвалидов является претворение в жизньсоциальной политики государства.
Узкий смысл социальнойподдержки детей-инвалидов требует дополнительного исследования. В настоящеевремя законодатель не закрепляет определение данному термину[1].
В то же время, вводяновый термин в оборот, законодатель не потрудился определиться с его значением.Исследование показало, что в одних случаях он указывает на замену льгот икомпенсаций мерами социальной поддержки, в других – он заменяет только термин«льготы» мерами социальной поддержки, в третьей ситуации под мерами социальнойподдержки понимаются «социальные гарантии». При этом заметим, что в одном и томже нормативным правовом акте законодатель называет мерами социальной поддержкикомпенсации и льготы, в последующем заменяя льготы словами «возмещение вреда имеры социальной поддержки». В результате можно сделать вывод о недоработкезаконодательства в части определения термина «социальная поддержка» и ее мер[2].
Исследование норммеждународного права позволяет утверждать, что социальная поддержка как терминне используется в основных международных нормативных актах. Но, тем не менее, вних прослеживается закрепление отдельных мер социальной поддержки в качествевидов социального обеспечения.
В то же время проведенныйанализ показывает, что правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов заключаетсяв соблюдении принципа солидарности граждан и поколений и основана наперераспределении части средств в пользу данной категории граждан.
Но мой взгляд, сущностьсоциальной поддержки заключается в оказании государством помощи отдельнымкатегориям граждан. Социальная поддержка детям-инвалидам является частью ихсоциального обеспечения, наряду с инвалидным обеспечением или обеспечениемпособиями, поскольку, по сути, социальная поддержка – это социальная помощь.
Таким образом, вузком смысле социальная поддержка означает обеспечение детей-инвалидов за счетсредств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, построенное наперераспределении части средств в целях оказания помощи детям-инвалидам.Меройсоциальной поддержки является вид помощи, оказываемый государством такимкатегориям граждан[3].
1.2Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфересоциальной поддержки детей-инвалидов
Неопределенностьзаконодателя по вопросу о понятии «законодательство» никак не можетположительно сказываться ни на развитие отечественной юриспруденции, ни напрактике правоприменения. Поэтому необходимо согласиться с учеными,выдвигающими предложение о необходимости единообразного нормативногозакрепления понятия «законодательство», например, в Федеральном законе «Онормативных правовых актах».
На мой взгляд, понятие«законодательство» правильнее было бы толковать именно в широком смысле слова.В пользу данного утверждения выступает положение о взаимосвязи права каксистемы общеобязательных, формально определенных правил поведения, изаконодательства как системы нормативных правовых актов. Общепризнанно, что этидва понятия соотносятся как содержание (право) и форма (законодательство).Поэтому в целях настоящего исследования законодательство в сфере социальнойподдержки детей-инвалидов трактуется в широком смысле. При этом необходимообратить внимание, что законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидовявляется составной частью как законодательства о социальном обеспечении детей-инвалидов(оно включается в его состав в качестве института, в некотором смыследополняющего самостоятельный институт социального обеспечения о льготах икомпенсациях), так и административного законодательства (в части, определяющейсистему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальнойподдержки детей-инвалидов, и их компетенцию).
Законодательство носитсистемный характер. Можно предположить, что системность как свойство, присущеекак в целом законодательству, так и, в частности, законодательству в сфересоциальной поддержки детей-инвалидов, заключается в том, что нормы, образующиеее, представляют собой упорядоченную совокупность, что объясняется наличиемиерархии среди них. Вместе с тем, градация норм, их соподчинённость,взаимозависимость и взаимообусловленность не исключает их единства. Единствоэто проявляется двояко: с одной стороны, это единство содержания — принциповправового регулирования, основных положений (понятий, терминов), с другойстороны: это и единство формы, взаимосвязь актов, составляющих законодательствов сфере социальной поддержки детей-инвалидов.
С сожалением приходится констатировать,что данные положения во многом остаются теоретическими изысканиями, и ненаходят отражения в действующем законодательстве. Нормативные правовые акты,устанавливающие меры социальной поддержки детей-инвалидов зачастуюхарактеризуются отсутствием единообразного применения терминов, страдаютнеточностью формулировок. В качестве примера можно привести факт отсутствия взаконодательстве понятия социальной поддержки детей-инвалидов. В федеральномзаконодательстве закрепляются нормы, которые вызывают трудности управоприменителей на уровне субъекта РФ. В некоторых случаях субъектам РФпредоставляются права в формировании регионального законодательства в сфересоциальной поддержки детей-инвалидов, в то время как необходимо на федеральномуровне установить общие положения.
Справедливости радинеобходимо отметить, что постепенно законодательство в сфере социальнойподдержки детей-инвалидов начинает выстраиваться в определенную систему.Принятые за последние два года нормативные правовые акты положили началоформированию федеральной и региональной системы законодательства в даннойсфере, так как законодательство о социальной поддержке детей-инвалидов находитсяв совместном ведении РФ и ее субъектов. Однако полностью системазаконодательства еще не выстроена.
Системный подход корганизации общефедеральных и региональных актов позволит им взаимообеспечиватьдруг друга в процессе юридического регулирования, создавать единое правовоепространство. Следует согласиться с учеными, которые высказываются о необходимостиразработать и принять специальный нормативный акт «О системе нормативныхправовых актов». В то же время, представляется правильным встроить в качествеподсистемы (блока) в систему региональных актов также систему муниципальныхправовых актов.
Таким образом, можносформулировать возможное определение понятия «законодательство в сфересоциальной поддержки детей-инвалидов». Это система иерархически связанныхнормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, содержащихнормы, направленные на реализацию в отношении детей-инвалидов мер социальнойподдержки.
Нормы институтасоциальной поддержки «разбросаны» по различным нормативным правовым актам:федеральным и региональным, законам и указам, постановлениям. Законодательствов сфере социальной поддержки детей-инвалидов разрозненно, страдает пробелами.Это — отражение негативных процессов, имеющих место в административномзаконодательстве и законодательстве в области социального обеспечения.Сказывается недостаточная теоретическая изученность проблемы. Выход видитсятолько один – необходима систематизация всех норм о социальной поддержкедетей-инвалидов. Формой систематизации должна быть кодификация в виде кодексаили основ законодательства[4].
Последние годыхарактеризуются интенсивной работой по упорядочению российскогозаконодательства, систематизацией самых разнообразных актов. Принимаютсятрадиционные для России кодификационные акты, например, Гражданский, Уголовныйи другие кодексы; многие акты принимаются впервые – Градостроительный, Водный,Воздушный кодексы. Однако приходится констатировать, что кодификационныепроцессы мало затронули административное законодательство. Единственныйинститут административного права, который систематизирован, это институтадминистративной ответственности.
Безусловно, процесссистематизации очень длительный. Однако, учитывая, что в современных условияхзаконодательство о социальной поддержке детей-инвалидов регламентируетсяразличными по юридической силе, по содержанию нормативными правовыми актами,следует признать, что его достаточно трудно систематизировать. Скорее этодолжно быть несколько этапов работы по систематизации законодательства.
Первый этапсистематизации законодательства в сфере социальной поддержки детей-инвалидовхарактеризуется разработкой и принятием Концепции социального государства. Внастоящее время уже сформирована Концепция социального государства, согласнокоторой социальное государство – это правовое демократическое государство, котороепровозглашает высшей ценностью обеспечение гражданам достойной жизни, созданиеусловий для свободного развития и самореализации творческого (трудового)потенциала личности.
На основе Концепциисоциального государства необходимо разработать государственные социальныестандарты (второй этап). На мой взгляд, понятие и виды государственныхсоциальных стандартов необходимо отразить в федеральном законе «Огосударственных социальных стандартах», принятие которого в настоящее времянеобходимо в целях унификации понятийного аппарата законодательства осоциальной поддержке детей-инвалидов. Например, в общих положенияхпредлагаемого закона представляется важным определиться с базовыми понятиями вданной сфере: «социальное обеспечение», «социальная защита» и «социальнаяподдержка». Далее необходимо закрепить виды этих категорий, их отличие,компетенцию органов государственной власти относительно порядка представлениятого или иного вида. При этом важно разграничить компетенцию органовгосударственной власти РФ и ее субъектов в сфере предоставления государственныхсоциальных стандартов. В этой ситуации, очевидно, что установление видовпредоставляемых стандартов следует оставить в компетенции органовгосударственной власти РФ, а определение их размеров (не ниже действующих натерритории РФ) отнести к ведению субъекта РФ.
Заметим, что образованиеФедеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развитияпозволило существовать такой ситуации, при которой законодательно установленнойсистемы государственных социальных стандартов не имеется, однако контроль инадзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания ужеосуществляется указанной службой.
Справедливости радиследует отметить, что в регионе Тюменской области имеются некоторые предпосылкина формирование стандартов, но только в сфере социального обслуживания. Внастоящее время постановлением главы администрации области утвержден только областнойперечень гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемыхгражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями и предприятиямисоциального обслуживания. Однако социальная поддержка детей-инвалидов, основныетребования к объемам и качеству социальныхуслуг, порядку и условиям их оказания так и неустановлены.
Третий этапсистематизации законодательства в сфере социальной поддержки детей-инвалидов вытекаетиз второго и требует упорядочения законодательства субъектов Федерации в даннойсфере.
На четвертом этапе важнокодифицировать законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов. Вэтих целях представляется правильным принятие Социального кодекса РоссийскойФедерации. На наш взгляд, Социальный кодекс РФ объединил бы не только нормы осоциальном обеспечении и социальном страховании, но и нормы о социальнойподдержке граждан различных категорий, в том числе и детей-инвалидов. В кодексенадлежит систематизировать и упорядочить разные виды пособий, меры социальнойподдержки, основы предоставления социального и медицинского обслуживания,закрепить единый понятийный аппарат, определить компетенцию федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфереустановления и предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан.Возможно, принятие Социального кодекса РФ станет шагом на пути систематизацииадминистративного законодательства в целом по институциональному критерию.
Наиболее четкое определениесоциального права, даны Стаховой А.А[5]., где она отражает егокак систему правоотношений и соответствующих правовых норм, в рамках которыхопределяется содержание и реализуется социальная политика. Учитывая, чтосоциальная поддержка предоставляется государством определенной категорииграждан, то эту правовую связь можно назвать социальной услугой государства,направленной на развитие его социальной политики. Таким образом, очевидно, чтоотношения по предоставлению социальной поддержки детей-инвалидов входит вплоскость социального права как отношения по оказанию гражданам социальныхуслуг[6].
1.3Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальнойподдержки детей-инвалидов
Система органовисполнительной власти в области социальной поддержки населения состоит изПравительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ,соответствующих федеральных служб и агентств и органов исполнительной власти(министерств, департаментов, отделов, управлений) субъектов РФ. Более того,анализ действующего законодательства показывает, что осуществлять полномочия посоциальной поддержке детей-инвалидов на уровне субъекта РФ можно тремя путями:образовать территориальный орган федеральной службы, назначить представителя,занимающего должность в центральном аппарате министерства, и передатьосуществление части полномочий министерства по вопросам социальной поддержки детей-инвалидоворганам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Наряду стерриториальными органами министерства на уровне субъекта РФ могут такжеобразовываться и действовать органы исполнительной власти субъекта РФ.
Главная проблемавзаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительнойвласти и органов исполнительной власти субъекта РФ заключается в некоторомдублировании отдельных полномочий.
Поэтому перегруппировкаполномочий по реализации социальной поддержки детей-инвалидов соотносится собщей тенденцией социальной политики: передача Российской Федерациейосуществления части своих полномочий субъектам РФ.
Одними из элементовсистемы являются внешние и внутренние связи субъекта управления с инымисубъектами. С сожалением приходится констатировать тот факт, что количестводанных связей невелико. Видимо, одной из причин является неурегулированностьданной процедуры в рамках указанного министерства, а также в субъектах РФ.Вполне очевидно, что наиболее рациональным выходом может быть принятиеПоложения о взаимодействии структурных подразделений органов исполнительнойвласти субъекта РФ, реализующего меры социальной поддержки детей-инвалидов.
Система и структуранеразрывно связаны между собой. Вследствие этого, рассматривая вопросы системыорганов, реализующих меры социальной поддержки, необходимо остановиться на ихструктуре.
Из трех типов построенияструктуры органа (линейный, функциональный, штабной) для рассматриваемыхорганов представляется наиболее целесообразным именно штабной тип. В настоящеевремя структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ,Федеральной службы по труду и занятости и органов социальной защиты субъектовРФ отвечает требованиями именно линейно-функционального типа.
Каждый органисполнительной власти как субъект административного права включает руководящиеи неруководящие должности. Анализ структуры органов, реализующих мерысоциальной поддержкидетей-инвалидов, показал, что для определения оптимальногочисла подчиненных одному руководителю лиц необходимо выявить не толькотерриторию действия субъекта управления, но численность населения, проживающегона данной территории. Это позволит с наибольшей долей вероятности сгруппироватьвсе должности в структурные подразделения и тем самым выявить необходимое количестворуководителей. Исследование этого вопроса применительно к органам социальнойзащиты детей-инвалидов региона Тюменской области выявило, что количестворуководящих должностей значительно превышает число руководимых ими работников,ведет к необоснованному перерасходу денежных средств на оплату труда, посколькутруд руководителей всегда оплачивается выше, нежели подчиненных.
Система органовисполнительной власти субъекта РФ – это составная часть системы органовгосударственной власти субъекта, а также составная часть системы исполнительнойвласти Российской Федерации. Система государственных органов власти субъекта РФустанавливается им самостоятельно, соответственно самостоятельно закрепляется исистема органов исполнительной власти субъекта РФ.
Поэтому первойособенностью правового статуса органов, реализующих меры социальной поддержкина уровне субъекта РФ, можно выделить именно их «двухгруппность», то естьосуществление своих полномочий наряду с реализацией однородных функцийтерриториальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Второй особенностьюявляется то, что при изменении порядка реализации льгот и выплат,предоставлявшихся ранее до 31 декабря 2004 года отдельным категориям граждан внатуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот ивыплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены на уровнесубъекта РФ. Рассмотрение данной особенности позволяет признать, что субъектыРФ после 01 января 2005 года вынуждены финансировать значительное число мерсоциальной поддержки детей-инвалидов, фактически реализуя ранее действовавшиефедеральные льготы отдельным категориям граждан. При этом допускается частичноефинансирование этих выплат, производимое дополнительно в виде субсидий изФедерального фонда софинансирования социальных расходов. Однако сумма субсидийне перекрывает действительные затраты, производимые из бюджета субъекта РФ.
Более того,предоставление полномочий субъектам РФ устанавливается за счет средств бюджетасубъекта РФ дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи дляотдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законахположений, устанавливающих указанное право, позволило фактически создаватьсоциальное неравенство. Представляется необходимым уточнить данное положениеуказанием на обязательное предоставление вводимых дополнительных мер также идля лиц, включенных в федеральный регистр как получателей социальной помощи нафедеральном уровне.
Перечень органовисполнительной власти, которые субъект РФ должен образовать в силу требованийразличных федеральных законов, не закреплен. Анализ законодательства осоциальной поддержке детей-инвалидов показал, что субъект РФ обязан образоватьорганы исполнительной власти, реализующие меры социальной поддержкидетей-инвалидов[7].
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Общий объемфинансирования мер социальной поддержки для детей-инвалидов в 2007 году вТюменской области составит свыше 2,5 миллиарда рублей из всех источников.
По данным на 1 марта 2007года общее число детей-инвалидов в регионе составило 5 тысяч 391 человек. Изних 2 тысячи 93 ребенка страдают психическими расстройствами, 1 тысяча 232признаны инвалидами в связи с болезнями нервной системы, 239 ребят — сэндокринными заболеваниями, 255 — с поражениями органов зрения.
Ежегодно в результатеспециализированного лечения в реабилитационных центрах области выздоравливаетоколо 10% находящихся на учете в органах соцзащиты детей. Этому способствуетдействующая с 2004 года система разработки индивидуальных программ реабилитациидетей-инвалидов, которая сегодня охватывает 100% детей
Реабилитационные услуги врегионе оказывают около 40 учреждений — центры социального обслуживаниянаселения и социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центрыдля несовершеннолетних, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей,приют для подростков, оздоровительные лагеря.
Общий объемфинансирования мер социальной поддержки для детей-инвалидов в 2007 году поплану составит свыше 2,5 миллиарда рублей из всех источников, в том числе более1 миллиарда — расходы областного бюджета. Еще более 300 миллионов рублейобласть направит на строительство и капитальный ремонт учреждений социальногообслуживания таких ребят. В частности, уже ведется строительство нового корпусана 200 мест учреждения для детей с хроническими психическими заболеваниями вселе Успенка[8].
На сегодняшний день 3 379детей с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных учреждениях,822 ребенка получают дошкольное образование. В регионе есть специальные школы иклассы для слабовидящих детей, ребят с тяжелыми нарушениями речи и слуха, споражениями опорно-двигательного аппарата, для умственно-отсталых детей,отметили в пресс-службе.
Тем не менее, одна изглавных проблем в обеспечении прав на образование детей-инвалидов — недостатокспециалистов. В ближайшее время нужны 17 педагогов для олигофренов и, покрайней мере, по 10 сурдо- и тифлопедагогов (для работы со слабослышащими инезрячими детьми). В областном департаменте разработан план переподготовки ужеработающих педагогов по необходимым специализациям на базе московских,петербургских вузов и ТюмГУ.
В настоящее время врегионе Тюменской области нет закона, который бы полностью регулировалсоциальную поддержку детей-инвалидов, но имеются многие кодифицированные акты,закрепляющие социальную поддержку различных категорий граждан, куда входят иданные категории лиц.
Поскольку Правовоерегулирование отношений в сфере социальной поддержки детей-инвалидов не можетбыть осуществлено исключительно законами. Они, несомненно, занимают центральноеместо в институте социальной поддержки. Они составляют основу, чтонепосредственно является «минусом» данного правового института. Однако динамикаобщественного развития порождает и необходимость быстрой ответной реакции состороны государства. Мобильность правового регулирования должны обеспечитьдополнительные нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
Многообразие мерсоциальной поддержки детей-инвалидов, которые могут быть установлены на уровнеРоссии и субъекта РФ и реализация которых обеспечиваетсяадминистративно-правовыми нормами, объясняет многообразие актов, в которых этинормы содержатся.
Поэтому необходимопровести несколько этапов систематизации всех норм о социальной поддержкедетей-инвалидов. Формой систематизации должна быть кодификация. На первом этапенеобходимо утвердить Концепцию социального государства. Итогом второго этапаявилось бы принятие Федерального закона «О государственных социальныхстандартах», «О государственной социальной поддержке детей-инвалидов»необходимого в целях унификации понятийного аппарата законодательства осоциальной поддержке детей-инвалидов. На третьем этапе следуетсистематизировать региональное законодательство. В результате кодификацииобосновывается целесообразность принятия Социального кодекса РФ[9].
Так же предполагается дляисключения дублирования полномочий органов исполнительной власти в субъектах РФ(в частности, в Тюменской области), реализующих меры социальной поддержкидетей-инвалидов, признание нецелесообразности функционирования территориальныхорганов департамента социальной защиты детей-инвалидов региона Тюменскойобласти – управлений социальной защиты детей-инвалидов департамента социальнойзащиты этой категории граждан Тюменской области в муниципальных образованияхрегиона Тюменской области.
Во всех положениях офедеральных органах исполнительной власти, реализующих меры социальнойподдержки детей-инвалидов, не закреплены элементы целевого блока их правовогостатуса. Для устранения этого существенного недостатка необходимо определить вуказанных положениях цели, задачи и функции соответствующего органа.
Проанализировав цели,задачи и функции Федеральных фондов, предоставляющих социальную поддержкудетям-инвалидам, аргументируется необходимость исключения из числа функцийданного органа функции организации и оказания государственных услуг в сфересодействия в обеспечение социальной поддержки детей-инвалидов. Причинусодержится в противоречии слияния этих функций в одном органе.
Анализ положений офедеральных органах исполнительной власти, реализующих меры социальнойподдержки детей-инвалидов, показывает, что в них отсутствует закреплениеобязанностей органа. Для устранения неоднородных толкований о наличии илиотсутствии обязанностей у органа власти необходимо принять Федеральный закон, вкотором бы детально регламентировалась структура Положений о федеральныхорганах исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб,федеральных агентств) и их структурных подразделений, в том числе и дляорганов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов. В противномслучае такая ситуация, когда одно положение имеет структуру, отличную отдругого положения, при наличии разночтения терминов, будет иметь место всегда.
В связи с этим необходимопередать полномочия по реализации мер социальной поддержки детям-инвалидам,социальная поддержка которых установлена федеральным законодательством, территориальномуоргану Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
На федеральном уровненеобходимо установить перечень органов исполнительной власти, которые субъектРФ обязан образовать в силу требования федерального законодательства. К таковымследует также отнести и органы исполнительной власти, реализующие мерысоциальной поддержки детей-инвалидов.
Основные принципысоциальной политики в отношении детей- инвалидов в Тюменской области
Государственная политикав сфере социальной защиты детей- инвалидов строится на принципах:
— преимущественно государственныйхарактер мер социальной защиты детей-инвалидов, дополняемый содействием со сторонынегосударственной системы социальной защиты;
— профилактическийпринцип, направленный на раннее выявление и реабилитацию инвалидности;
— дифференциация формсоциальной защиты детей-инвалидов в зависимости от степени тяжести устойчивогорасстройства функций организма, возраста, материального и семейного положения;
— формирование единой системыреабилитации детей-инвалидов, осуществление исполнительным органом государственнойвласти Тюменской области в сфере социальной защиты населения координации иконтроля за реализацией реабилитационных мероприятий.
Государственные службыреабилитации детей-инвалидов Тюменской области создаются и действуют на основанииположений, утверждаемых постановлением Губернатора Тюменской области.
Координацию деятельности помедицинской, профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов осуществляетисполнительный орган государственной власти Тюменской области в сфере социальнойзащиты населения.
Областная Программа реабилитациидетей- инвалидов — утвержденный постановлением Администрации Тюменской области гарантированныйперечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, направленныхна компенсацию ограничений жизнедеятельности, которые предоставляются детям-инвалидамбесплатно или на льготных условиях за счет средств областного бюджета.
Индивидуальная программареабилитации детей-инвалидов разрабатывается учреждениями государственной службымедико-социальной экспертизы Тюменской области на основании положения, утверждаемогопостановлением Администрации Тюменской области.
Инвалидам и семьям,имеющим детей-инвалидов, предоставляется 50- процентная скидка по оплате занимаемойобщей площади жилых помещений, в том числе членам семей инвалидов, совместно с нимипроживающим. Льготы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений предоставляютсяинвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, независимо от принадлежностижилищного фонда[10].
Наряду с этим, вТюменской области создаются множество общественных фондов, обществ, организацийи реабилитационных центров, деятельность которых направлена на социальнуюподдержку детей-инвалидов в Тюменской области, такие как:
1. Общественнаямолодежная реабилитационная организация инвалидов Центрального района г. Тюмени«Оптимист».
Основные видыдеятельности: Оказание помощи детям – инвалидам.
Наиболее значимые проекты,реализованные организацией: Впервые в г. Тюмени были разработаны и реализованысоциально значимые программы для сложной категории детей-инвалидов, основнойцелью которых является проведение интеллектуально-познавательных игр средиздоровых и детей и детей-инвалидов (коррекционные школы), раскрепощение ивыявление одаренных детей.
2. Тюменскаяобластная общественная организация «Родник», при участии Благотворительногофонда развития города Тюмени, Тюменской городской общественной организации«Особый ребенок» и управления социальной защиты населения Нижнетавдинскогорайона, приступила к реализации проекта «Социальное партнерство: развитиево взаимодействии» на грантовые средства Межрегионального общественногофонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Проект направленна объединение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями,сотрудников органов местного самоуправления и специалистов социальнойсферы для выявления и совместного решения проблем социализации ребенка-инвалида.
В задачи проектавходит создание условий для участия родителей детей-инвалидов в социальноактивной деятельности в интересах и своих детей, и местногосообщества, в составе общественного объединения получивших доступк дополнительным бюджетным и внебюджетным средствам. Проектреализуется в Нижнетавдинском районе на базе Комплексного центрасоциального обслуживания населения и школы-интерната для детей-инвалидов(п. Лесозаводский).
Он разработан длясельской местности, поскольку там нет ни одной общественной организации,объединяющей родителей, а представители учреждений социальной сферы,не имеют доступа к инновационным технологиямкоррекционно-реабилитационной работы с инвалидами в домашнихусловиях.
3. АНО социальногообслуживания «Мария» работает отделение социальной реабилитациидетей-инвалидов. Родители таких особых ребятишек знают: в первый четвергкаждого месяца их ждут под крышей центра. Здесь они могут пообщаться друг сдругом и поучаствовать в работе семинара-практикума. Мамы и папы каждый разполучают ответы на актуальные для них вопросы от специалистов из сферыздравоохранения, социальной защиты, образования.
В Тюмени сегодня более1,5 тысячи детей-инвалидов. Специалисты «Марии» патронируют 342 семьи, вкоторых воспитываются ребята с ограниченными возможностями. Большинство семей —благополучные, но все они нуждаются в поддержке. На семинары, где разбираютсяпроблемы конкретных детей, приходят их мамы и папы, дедушки и бабушки, старшиебратья и сестры.
Отделение социальнойреабилитации детей-инвалидов АНО СО «Мария», проходило около десятка встреч соспециалистами. Обсуждаемые вопросы касались получения социальных льгот иматеринского капитала, организации санаторно-курортного лечения и комплекснойреабилитации детей-инвалидов, поднимались проблемы преодоления психологическихтрудностей в семье, определялась мера ответственности специалистов и родителейза развитие и воспитание ребят.
Семинары, проходившие вэтом отделении, посвящены оказанию медицинской помощи и лекарственномуобеспечению детей с ограниченными возможностями. В обсуждении проблемы принаютучастие представители департамента здравоохранения Тюменской области,управлений социальной защиты и здравоохранения Тюмени. Специалисты разъясняютсобравшимся, почему сегодня так остро стоят обозначенные медицинские вопросы.
Родители и попечителиполучили ответы на вопросы по обеспечению детей необходимыми средствамиреабилитации и ортопедической помощи, посетовали на недостаточное количествовыделяемых путевок для санаторно-курортного лечения детей летом, указали нанедостаток специальных образовательных учреждений для инвалидов. Специалисты нетолько проконсультируют родителей, но и предложат варианты решения трудныхвопросов[11].
4. Окружные целевыепрограммы «Дети Ямала» и «Социальная поддержка инвалидов» приняты на заседаниидумы Ямало-Ненецкого округа. Мероприятия программы «Дети Ямала» направлены наоздоровление и физическое развитие детей, совершенствование сети специализированныхучреждений, формирование действующей системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних.
Всего на ее реализацию вближайшие два года будет выделено около 70 млн. рублей. В два раза большепредполагается потратить в округе на социальную поддержку инвалидов. Выделенныесредства будут израсходованы не только на социальное обслуживание инвалидов иукрепление материально-технической базы сети специализированных учреждений,профессионально-трудовую реабилитацию инвалидов, но и на внедрение современныхинформационных технологий в работу органов социальной защиты, реализующихданную программу.
5. «Социальная политика»,«Областной центр «Семья» и АНО «Комплексный центр социального обслуживаниянаселения» г. Заводоуковска проводят очередную областную стажерскую площадку натему «Организация и содержание работы по социальному обслуживанию гражданпожилого возраста и реабилитации людей с ограниченными возможностями, в томчисле детей-инвалидов».
В площадке примут участиеспециалисты по социальной работе организаций и учреждений социальногообслуживания населения г. Тюмени и Тюменской области. В процессе деловогообщения, практических занятий, открытых занятий с участием граждан пожилоговозраста специалисты смогут изучить опыт других территорий в реализацииэффективных технологий работы с пожилыми и инвалидами, повысить своепрофессиональное мастерство.
В программе областнойстажерской площадки:
— Опыт работы сельскихучастковых специалистов по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.
— Модель патронажапрестарелых граждан на дому.
— Комплексный подход креабилитации инвалидов на территории Заводоуковского городского округа.
— Трудовая реабилитацияграждан пожилого возраста и инвалидов (Практическое занятие).
— Психологические аспектысоциальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Развитиевзаимоотношений между людьми разных возрастных групп (Тренинговое занятие).
— Технология организациидосуговой деятельности пожилых людей.
— Реабилитациядетей-инвалидов в условиях дневного пребывания (открытое занятие).
— Организацияобразовательного процесса для детей-инвалидов на территории Заводоуковскогогородского округа.
— «Что такое стресс и какс ним совладать» (Практическое занятие).
— Реабилитациядетей-инвалидов в условиях дневного пребывания «По волнам по морям» (Открытоезанятие).
— Круглый стол повопросам организации работы с людьми с ограниченными возможностями, гражданамипожилого возраста и т.д.
Итак, количестводетей-инвалидов, к сожалению, растет неукоснительно. Инвалиды, как отмечаетстатистика, составляют десятую часть населения планеты. В условиях российскойдействительности эта категория людей по-прежнему остается одной из самыхэкономически и социально-психологических неблагополучных. Инвалидность не естьмедицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей.
Поэтому,необходимо рассматреть инвалидность не только как нарушение здоровья состойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничениюжизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность –психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотальнопрепятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резкосниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.
Данное психологическое образованиеличности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена«инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценногоучастия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав сдругими гражданами страны, что является явной социально-психологической и,думается, политической дискриминацией.
На 1 сентября 2006 годатолько в городе Тюмени насчитывалось 1289 детей-инвалидов школьного возраста.Из них 494 человека, что составляет 38,3%, обучаются в массовыхобщеобразовательных учреждениях. Как организовать и обеспечитьсоциально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса,чтобы оптимизировать развитие детей данной группы, интегрировать их в общество?Эти и многие другие вопросы интересуют педагогическую общественность,правозащитные общественные организации, родителей, имеющих детей-инвалидов –будущих школьников.
В развитии ребенка всевзаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точкироста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы,создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цельобразовательного учреждения – не только учение, передача ребенку определеннойсуммы знаний, а, прежде всего – формирование Человека. Таким образом, в модельпрактики социально-педагогического сопровождения закладывается безусловнаяценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целейи ценностей его развития.
При осуществлениисоциально-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов принципиальноважным является создание условий для самостоятельного творческого освоения имисистемы отношений с окружающими и самим собой, а также для совершения каждымребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождениявзрослый, создавая ситуацию выборов и не навязывая априорно свою точку зрения,побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принятьответственность за собственную жизнь.
При рассмотрении вопросао социально-педагогическом сопровождении мы опираемся на пониманиекомплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этомнеобходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистовобразовательного учреждения. Такими полифункциональными образовательнымиучреждениями являются городские и федеральные экспериментальные площадки МОУСОШ № 2 города Ханты-Мансийска (директор А.М.Болотова) и МОУ СОШ № 70 городаТюмени (директор Л.Н. Русакова), традиционные функции которых (обучение, воспитаниеи развитие) расширены пока еще не свойственными для широкой педагогическойпрактики функциями: здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, социальнойзащиты, комплексного сопровождения, культурологической и т.д. В этихучреждениях наряду со здоровыми детьми обучаются и дети-инвалиды.
Опираясь на классификациюдетей-инвалидов, разработанную Р.Боровским. Эта классификация позволяет нам, вслучае правильного отнесения ребенка-инвалида к определенному типу, наметитьконструктивные способы адресной помощи и поддержки, развернуть его внутренниерезервы с учетом специфики отношения ребенка к своему недугу.
Опираясь на даннуюклассификацию, объединив детей-инвалидов в три группы, наметим конкретныереабилитационные меры. Так, у детей 1-х, 2-х, 6-х типов, скрывающих фактинвалидности от других, явно сформировано негативное самоотношение и непринятиефакта своей инвалидности. В случае внешне выраженных физических дефектовдети-инвалиды обеспокоены несоответствием своего физического «Я» общемустандарту. При наличии феномена отвержения, неприятия окружающими такие детивынуждены преодолевать психологические барьеры первоначального вхождения вновый социум. Окружающие, определив специфичность их поведения, способныпроявить некорректность в поведении, тем самым нанести детям-инвалидам тяжелыепсихологические травмы. Сопровождающему (в качестве которого мы рассматриваемвзрослого, непосредственно с ним взаимодействующего: это и классныйруководитель, и психолог, дефектолог, учитель, родитель) такого ребенканеобходимо:
— создать атмосферубезопасного самопознания;
— снять чувство страха вобщении со сверстниками и взрослыми, вызванного чувством своей ущербности;
— подготовить квероятности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватномувосприятию данного поведения;
— сформироватьтолерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состоянияздоровья и внешности, способностей;
— помочь пережить фактпсихологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренниерезервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности,преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.);
— обучить отреагированиюнегативных эмоций в социально приемлемых формах и т.д.
— сформировать у ребенкакомпенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудностисоциализации;
— стимулироватьстремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего;
— оказать конкретнуюпомощь в стремлении ребенка обретения смысла своей жизни, конкретных и реальнодостигаемых жизненных перспектив.
Для детей 3-х, 7-х, 8-хтипов, не скрывающих факт своей инвалидности, характерно несколько вариантовповедения.
А манипулированиеокружающими посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типеакцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидовформируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие,государство. Пожалейте меня, сам же я ничего не могу и ни на что не способен».
С представителями даннойкатегории детей-инвалидов сопровождающему необходимо:
— создать атмосферубезопасного самопознания;
— формироватьсубъектность ребенка, воспитывать самостоятельность и персональнуюответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;
— научить управлятьсвоими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы,реализовывать намеченные программы, оценивать и контролировать результаты своихдействий;
— создавать ситуацииуспеха, фиксировать внимание на позитивных результатах, культивироватьпотребность самопомощи, самообслуживания;
— сформировать у ребенкакомпенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудностисоциализации;
— запустить внутренниемеханизмы саморазвития ребенка, его способностей к самопознанию,саморегулированию, корректной самопрезентации.
Дети-инвалиды, отнесенныек данному варианту поведения, демонстрируют следующий поведенческий сценарий: стремятся,во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности, у них вызываетчувство раздражения, когда к ним относятся как к немощным, болящим инеспособным самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Опасностьданного поведения заключается в том, что дети этой группы зачастую не всостоянии адекватно оценить ситуацию и свои возможности, что может привести кнанесению ущерба их здоровью и усугублению тяжести психического состояния.Многие специалисты отмечают, что у детей-инвалидов достаточно часто можнонаблюдать переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения вгруппе, что выражается в неадекватно завышенном уровне притязаний.
С данной группой детейсопровождающему необходимо:
— создать атмосферубезопасного самопознания;
— сформировать реальноеотношение к своему состоянию здоровья;
— помочь ребенкуустановить предел допустимых психофизиологических затрат;
— научить обращаться запомощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда;
— сформировать у ребенкакомпенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудностисоциализации.
Для детей 5-х, 9-х, 10-хтипов, не знающих о своей инвалидности, характерно поведение с ориентацией наповедение, как и у здоровых детей. Эти дети не осознают тяжести своегосостояния здоровья, могут включаться в деятельность, несоизмеримую сограниченностью их психофизических возможностей. Вследствие отрицательногорезультата из-за невозможности соответствовать стандарту, испытывают чувстворазочарования. Особо остро такие дети реагируют на информирование о том, чтоони инвалиды – люди с ограниченными возможностями и факт их неудач – тотальнаянеизбежность.
С представителями даннойкатегории детей сопровождающему необходимо:
— создать атмосферубезопасного самопознания;
— подготовить, взависимости от возраста ребенка и особенностей его личности, к восприятиюреальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми онвстретится;
— не фиксировать, «непривязывать» его к факту своей дефективности в процессе дальнейшей с нимкоррекционно-развивающей деятельности, рассмотреть возможность идти на разумныйриск;
— определив «точкироста», перспективы его развития с учетом особенностей дефекта, целенаправленносоздавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах;
— сформировать у ребенкакомпенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудностисоциализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации».
К какому бы типу мы неотносили детей-инвалидов и как бы их не группировали, при организациикомплексного социально-психолого-педагогического сопровождения в условияхинтегрированного обучения со здоровыми сверстниками в массовой школе, онитребуют особого внимания, педагогической поддержки, искреннейзаинтересованности педагогов в том, чтобы они состоялись как личности, былиоптимально социально-психологически интегрированными в сообщество. Только втаком случае ребенок-инвалид получит опыт защиты собственных прав, а значит исвоего будущего[12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанногоможно сделать вывод, что комплексный анализ социальной поддержкидетей-инвалидов, порядка, условий предоставления им мер социальной поддержки, атакже системы органов исполнительной власти, реализующих данные меры,разграничение их компетенции, так и не был проведен. Возможно, одной из причинявляется относительная новизна института социальной поддержки не только вадминистративном праве, но и в праве социального обеспечения. Тем не менее,полагаем, эти вопросы заслуживают самого тщательного изучения со сторонынаучных и практических работников, так как от их решения в целом зависит эффектот деятельности органов исполнительной власти.
Научная обоснованность идостоверность полученных результатов, выводов и предложений обеспечиваютсякомплексным характером проведенного исследования, использованием специальнойнаучной литературы по административному праву и праву социального обеспечения,материалов практики органов исполнительной власти Тюменской области иРоссийской Федерации в целом.
Итак, анализ состояниясоциальной политики России позволяет рассматривать социальную поддержку в двухаспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова – этоформа выражения социальной политики государства, направленная на оказаниесоциальной помощи нуждающимся гражданам (детям-инвалидам). В свою очередь,целью социальной поддержки детей-инвалидов является претворение в жизньсоциальной политики государства.
Узкий смысл социальнойподдержки детей-инвалидов означает обеспечение этих лиц за счет средствфедерального бюджета или бюджета субъекта РФ, построенное на перераспределениичасти средств в целях оказания последним детям-инвалидам.Меройсоциальной поддержки является вид помощи, оказываемый государством такимкатегориям граждан.
Законодательство в сфересоциальной поддержки детей-инвалидов – это система иерархически связанныхнормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, содержащихнормы, направленные на реализацию в отношении детей-инвалидов мер социальнойподдержки.
Законодательство в сфересоциального обеспечения в широком смысле слова, включая не только законы, но и иныенормативные правовые акты.
Конечно, в объеме однойкурсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, чтодостигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыланеобходимые вопросы и понятия для понимания социальной поддержкидетей-инвалидов; провела теоретический анализ понятия «социальная поддержка»,правовых категорий «льгота», «гарантия», «социальное обеспечение», «социальнаязащита»; охарактеризовала социальную поддержку детей-инвалидов как один из видовсоциального обеспечения; определила состояние и перспективы развитиянормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидовв регионе Тюменской области; выявила необходимость разработки и принятия единыхгосударственных социальных стандартов социальной поддержки детей-инвалидов;рассмотрела систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих мерысоциальной поддержки детей-инвалидов; исследовала правовой статус органов,реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменскойобласти; проанализировала практику органов исполнительной власти Тюменскойобласти в сфере социальной поддержки детей-инвалидов; разработала и обосновалапредложения по совершенствованию компетенции органов, реализующих меры социальнойподдержки детей-инвалидов.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бучинская А.Парламентская газета // Тюменские известия // Общество от 14.07.07.
2. Голиков Н. Ж-л«Учитель» №1 январь – февраль 2006г // Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду
3. Галагузова М.А.Социальная педагогика – М.: ВЛАДОС, 2000
4. Мустаева Ф. А.Основы социальной педагогики. – М., 2001
5. Стахова А.А.Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в Российской Федерации //Юристъ-правоведъ. 2006. № 3 (28). – 0,5 п.л.
6. Стахова А.А.Особенности правового статуса органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, реализующих меры социальной поддержки граждан // Теория ипрактика административного права и процесса: Материалы всероссийскойнаучно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина.Краснодар, 2006. – 0,65 п.л.
7. 11.04.2007г.Тюмень. РИА-Новости. Александр Пересторонин.// Социальная поддержкадетей-инвалидов