Реферат по предмету "Государство и право"


Советское государство и право в период общественных отношений (середина 50-х–середина 60 годов)

Контрольная работа
История государства и права
Советское государство и право в период общественныхотношений (середина 50-х–середина 60 годов)

Содержание
Введение
1.Внешниефункции Советского государства
2.Развитиеформы государственного единства
3.Перестройкагосударственного механизма
4.Развитиеправа
Заключение
Списокиспользуемой литературы
/>

Введение
Периодохватывающий десятилетия с середины 50-х годов до конца 80-х, отмечен процессомзамедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановлениянародного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарногорежима Сталина был осуществлен переход к «коллективному руководству».Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управленияпродолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы,составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики. Определенноеразвитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государствав годы авторитарно-тоталитарного режима.
советский политикагосударственный правовой

1.Внешние функции Советского государства
Советская внешняя политика развивалась в условиях «холоднойвойны» между капиталистическими державами (США, Великобританией и др.) и странамисоциализма во главе с Советским Союзом.
В мае 1955 г. Советский Союз, Болгария, Польша, Чехословакия,Румыния, Венгрия и Германская Демократическая Республика заключили Варшавский договоро дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Это было ответом на создание Североатлантическогоблока (НАТО), направленного против социалистических стран. На европейском континентесложились две противостоящие друг другу военные группировки — стран НАТО и странВаршавского договора.
Притом в середине 50-х гг., особенно после XX съездаКПСС, Советское правительство осуществило ряд мер, направленных на смягчение международнойобстановки, ослабление ранее проводившегося жесткого курса. Громадное значение имелтот факт, что в решениях съезда указывалось на отсутствие фатальной неизбежностивойны и необходимость проведения политики мирного сосуществования двух систем.
Такой курс на конструктивную внешнюю политику принессвои положительные результаты. В 1955 г. при активном участии Советского Союза былурегулирован австрийский вопрос. В заключенном государственном договоре предусматривалосьустановление постоянного нейтралитета Австрии.
Летом 1955 г. по инициативе Советского Союза в Женевебыло созвано Совещание глав правительств СССР, США, Англии, Франции, что способствовалосмягчению напряженности в международной обстановке.
Советский Союз оказывал политическую и экономическуюпомощь странам Азии, Африки и Латинской Америки, боровшимся за освобождение от колониальнойзависимости.
В 1954 г. при активном содействии СССР была прекращенавойна в Индокитае. Франция вывела свои войска из Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В Женевебыли заключены соглашения по Индокитаю.
В 1956 г. Советский Союз при поддержке других миролюбивыхсил содействовал прекращению военных действий, которые вели Англия, Франция и Израильпротив Египта, и выводу войск этих стран с египетской территории.
В 1960 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята внесеннаяСоветским Союзом Декларация о предоставлении независимости колониальным странами народам.
Большое внимание во внешнеполитической деятельности Советскогогосударства уделялось проблеме всеобщего разоружения, запрещению атомного и водородногооружия и его испытаний, установлению строгого международного контроля за всеми видамивооружения.
Наша страна приняла предложение западных держав о том,чтобы СССР, США и Китай сократили свои вооруженные силы до 1 — 1,5 млн., а Францияи Англия — до 650 тыс. человек. Однако западные державы отказались от своих же предложений.Тем не менее Советский Союз в 1955 г. в одностороннем порядке сократил численностьВооруженных Сил более чем на 2 млн. человек.
Как видим, в основе нашей внешней политики лежало искреннеестремление к сохранению и упрочению мира и безопасности. Однако понимание, что скапиталистической системой в лучшем случае возможно только мирное сосуществование,тревога в ожидании войны держала СССР в постоянном напряжении, вызывала на вынужденноесоревнование в гонке вооружений.

2.Развитие формы государственного единства
Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизациюгосударственной жизни затронул и форму государственного единства. Он коснулся преждевсего сферы управления экономикой, где сложился крайний централизм, права союзныхреспублик были существенно ограничены, что становилось тормозом для дальнейшегоразвития народного хозяйства как самих республик, так и Союза в целом. Такой порядокне учитывал тех серьезных изменений, которые произошли за истекшие годы в республиках.Там были подготовлены собственные кадры специалистов в различных областях экономикии культуры, способные более глубоко, чем специалисты из центра, учитывать конкретныеусловия своих регионов и успешно решать самые сложные задачи.
Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятноотражалась и на политической ситуации: республики тяготились таким положением истремились к большей самостоятельности.
Учитывая эти обстоятельства, в 50-е гг. был осуществленряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954 — 1955 гг. из союзного подчиненияв ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий.В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысилсяс 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г.был существенно изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзныхреспублик. Советам Министров союзных республик было предоставлено право самостоятельноутверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции,вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств, промысловойкооперации. В общегосударственном плане развития народного хозяйства объем продукциипо этим предприятиям предусматривался в целом по республике.
Расширение бюджетных прав союзных республик выразилосьв том, что в Государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзныхреспублик на республиканский и местные. Теперь в общесоюзном бюджете стали фиксироватьлишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органыстали самостоятельно распределять средства между республиканским и местными бюджетами.Это повысило возможности союзных республик более полно учитывать местные условияпри распределении бюджетных средств и, как показала практика, имело положительныйрезультат
Дальнейшие шаги по расширению прав союзных республикбыли осуществлены на основе решений XX съезда КПСС, в которых указывалось на необходимостьустранения излишней централизации в управлении народным хозяйством. В целях реализациирешений съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1956 г. приняли Постановлениео дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организацийлегкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров,промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей народного хозяйства.Автомобильный транспорт и речной флот также были полностью переданы союзным республикам.
При этих переменах ведущие отрасли экономики страны по-прежнемуоставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, котораяпередавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль.Она была возложена на созданную 11 февраля 1957 г. Экономическую комиссию СоветаНациональностей Верховного Совета СССР. В ее компетенции были: подготовка для СоветаНациональностей предложений по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительствав союзных республиках, предварительное рассмотрение предложений союзных республико проведении тех или иных мероприятий в области хозяйственного строительства, народногопросвещения, здравоохранения и т.д.
Экономическая комиссия готовила также заключения дляСовета Национальностей о соответствии народно-хозяйственных планов, вносимых наутверждение Верховного Совета СССР, задачам экономического развития союзных республик.
Комиссия избиралась в составе председателя и 30 членов:по 2 депутата от каждой союзной республики. При рассмотрении вопросов, затрагивающихинтересы автономных республик, автономных областей и национальных округов, депутатамСовета Национальностей, избранным от этих национально-государственных единиц, обеспечивалосьправо участия в работе Экономической комиссии.
В рассматриваемый период были расширены (а по сути дела,восстановлены) права союзных республик в области законодательства и осуществленияправосудия. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об отнесениик ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик,принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов».
В результате этого ослаблялась введенная КонституциейСССР 1936 г. централизация в области правосудия, гражданского, уголовного и процессуальногозаконодательства. Одновременно это позволило обновить законодательство союзных республик,полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности.
С учетом федеративного устройства государства за СоюзомССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуальногозаконодательства, а также законодательства в области правосудия.
По Конституции СССР 1936 г. вопросы регулирования областного,краевого административно-территориального деления были отнесены к компетенции СоюзаССР. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому решение вопросовобластного, краевого административно-территориального устройства переходило в ведениесоюзных республик. Из Конституции СССР исключалось перечисление краев и областей,за Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных республик и автономныхобластей. Последнее мотивировалось тем, что вопросы образования новых автономныхреспублик и автономных областей — это сложные государственные вопросы, требующиеучета многих обстоятельств, прежде всего интересов национальностей, создавших автономныегосударственные образования.
Изменился и состав союзных республик. В 1956 г. былаликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР (коренные народы составлялиздесь лишь 17% населения). На ее месте была вновь создана Карельская АССР в составеРоссийской Федерации
Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированныхв годы Отечественной войны народов. По Закону, принятому в феврале 1957 г., КабардинскаяАССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-ИнгушскаяАССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую ,образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в КалмыцкуюАССР.
Однако названные меры не были полными. Оставались ещенароды, чьи права тоже нуждались в восстановлении (крымские татары, немцы Поволжьяи некоторые другие).
 
3.Перестройка государственного механизма
 
Перестройка государственного аппарата обусловливаласьстремлением демократизировать государственную структуру, преодолеть сложившийсячрезмерный централизм.
Однако надо сказать, что далеко не все осуществлявшиесямеры соответствовали вышеназванной цели, а порой представляли собой оторванные отреальной жизни непродуманные проекты, не выдерживавшие даже краткого испытания практикой.
Стремление к демократизации государственной жизни нашловыражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности,упрочение связей с народными массами. Это было необходимо потому, что в работе Советовимелись серьезные недостатки — нарушался принцип коллегиальности, сессии Советовсозывались нерегулярно, с нарушением сроков, установленных Конституцией СССР, депутатыне всегда отчитывались перед избирателями. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление«Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связис массами».
В Постановлении определялись задачи Советов: значительноеулучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов снаселением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельныхорганизаций. Объявлялась решительная борьба с бюрократизмом и волокитой, невнимательнымотношением к нуждам населения, принимались меры по усилению роли Советов в хозяйственноми культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, всоблюдении законности.
Результаты сказались скоро — деятельность Советов оживилась:регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развитияхозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов,теснее стали связи Советов с населением.
Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957- 1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельскихи районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их праваи обязанности, порядок деятельности.
Следует отметить, что начиная со второй половины 50-хгг. стали проводиться политические кампании, которые внешне носили демократическийхарактер, а по сути являлись показными, декларативными, не оказывавшими реальноговоздействия на жизнь. К ним относились всенародные обсуждения важнейших законопроектов,результаты которых даже официально имели рекомендательную силу.
Некоторые волюнтаристские реорганизации, проведенныев эти годы, пожалуй, даже не имели здравого смысла. К ним с полным основанием можноотнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных Советов депутатов трудящихсяна промышленные и сельские, которым были соответственно подчинены промышленные исельскохозяйственные районы. Полная никчемность такой реорганизации стала очевиднойочень скоро: нарушилось единство власти, началась неразбериха в управлении.
Перед страной остро встала проблема повышения эффективностиуправления народным хозяйством. Привычная централизованная система сковывала инициативупредприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. Выход виделся восуществлении организационных мер, перестройки управления. Именно в этом направлениишел поиск. В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принципуправления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным.В связи с этим были упразднены многие общесоюзные и союзно-республиканские министерства,ведавшие промышленностью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономическихадминистративных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавалсяСовет народного хозяйства (совнархоз), который руководил предприятиями и стройками.
Переход к территориальной системе управления промышленностьюи строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолетьведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства.
Однако эта цель достигнута не была. Радикальных измененийв развитии промышленности и строительства не произошло. Обнаружились новые недостатки- расцвет местничества, не всегда компетентное руководство. Главная причина неудачногоэксперимента состояла в том, что с созданием совнархозов в основу управления промышленностьюи строительством не были положены экономические методы.
В 50-е гг. были осуществлены меры по укреплению правопорядкаи законности. Прежде всего был отменен внесудебный порядок рассмотрения дел и ликвидированоОсобое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных ииных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие (хотядалеко не все) несправедливо репрессированные были реабилитированы.
Реорганизации подверглись и правоохранительные органы.В марте 1954 г. за счет выведения из МВД СССР соответствующих подразделений былобразован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Спустянекоторое время была устранена чрезмерная централизация руководства органами внутреннихдел. В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милициив областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительныхкомитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах,городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городскихи поселковых Советов депутатов трудящихся. Вместе с изменениями в структуре милициина местах были пересмотрены права органов милиции в союзных республиках. Начальникуправления милиции стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзнойреспублики и назначался Советом Министров союзной республики.
Восстановление принципа двойного подчинения органов внутреннихдел предполагало укрепление их связи с Советами депутатов трудящихся, усиление контроляСоветов над органами МВД.
Аналогичную цель преследовало и восстановление в 1957г. наблюдательных комиссий, создаваемых при исполкомах районных Советов депутатовтрудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. Переднаблюдательными комиссиями ставилась задача осуществления постоянного контроля засоблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественнополезному труду. Комиссии должны были привлекать общественность к перевоспитаниюосужденных, содействовать в трудоустройстве лиц, освобожденных из мест заключения.
В конце 50-х гг. получила распространение передача некоторыхгосударственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенношироко применялась, была сфера охраны общественного порядка. В ноябре 1958 г. вЛенинграде возникли добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественногопорядка.
В целях всемерного развития этой организационной формыЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли Постановление «Об участиитрудящихся в охране общественного порядка в стране». В соответствии с ним ДНДстали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольныхнародных дружин, объединявших в своем составе более 4 млн. человек.
Надо сказать, что создание ДНД сыграло, несомненно, положительнуюроль, позволило привлечь внимание общественности к решению важной задачи охраныобщественного порядка. Вместе с тем невольно принижалось значение того факта, чтоэта деятельность требует профессионального подхода, определенных специальных знанийи навыков, которыми в должной мере члены добровольных народных дружин не обладали.
В 1960 г. ликвидировали Министерство внутренних дел СССР.Однако, как показала практика, это было непродуманным шагом. Усложнилась координацияработы республиканских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанскийобмен опытом борьбы с преступностью, снизились возможности использования в этойборьбе новейших достижений науки и техники.
Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстицииСССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции управления переданы ВерховномуСуду СССР, Верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областнымсудам. Все эти суды имели теперь право производить ревизии народных судов, контролироватьвсю их деятельность, а также осуществлять руководство государственными нотариальнымиконторами.
В феврале 1957 г. в связи с сокращением объема деятельноститранспортных судов, а также в силу утраты оснований выделять эти суды в особую судебнуюсистему они были упразднены. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные,краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.
24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорскомнадзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов всеми государственнымиорганами и учреждениями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генеральногопрокурора СССР. В Положении говорилось также об обязанности всех работников прокуратурыбыть принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдениязаконности. Прокуратуре надлежало своевременно принимать меры к устранению различныхнарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.
Положение обязывало всех прокуроров внимательно следитьза тем, чтобы ни один гражданин не был незаконно подвергнут аресту или необоснованнопривлечен к уголовной ответственности. Четко подтверждалось, что органы ПрокуратурыСССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором,с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Существенной реорганизации подверглись органы правосудия.В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия и объем деятельностивысшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены,а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.
Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядкенадзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик.Верховный Суд СССР мог истребовать дела, приговоры и решения по которым вступилив законную силу, только в том случае, если они были рассмотрены в порядке надзорав Верховном суде союзной республики. Пересмотр дела в Верховном Суде СССР мог иметьместо лишь в случае противоречия постановлений Верховных судов союзных республикобщесоюзному законодательству или при нарушении этими постановлениями интересовдругих республик.
Сокращение надзорных функций давало возможность ВерховномуСуду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, еще тщательнееразрабатывать руководящие разъяснения судебным органам, заниматься вопросами совершенствованиязаконодательства и судопроизводства. Верховному Суду СССР принадлежало право законодательнойинициативы, а также право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениямипо вопросам, подлежавшим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкованиязаконов СССР. Верховный Суд СССР действовал в составе: Пленума Верховного Суда СССР,Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военнойколлегии.
Верховный Суд СССР состоял из председателя, его заместителей,членов Верховного
Суда и народных заседателей, избиравшихся Верховным СоветомСССР, а также председателей Верховных судов союзных республик, являвшихся членамиВерховного Суда СССР по должности.
В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательствао судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народныхсудов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народныхсудей увеличен с трех до пяти лет. Это обеспечивало возможность народному судьелучше изучить условия района, способствовало стабилизации судебной практики, повышениюкачества судебной работы. Согласно Основам народные заседатели стали избиратьсяна общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства,а военнослужащих — по воинским частям.
Основы установили подотчетность народных судей непосредственноизбирателям, всех других судов — Советам, их избравшим. Основы предусмотрели такжеобразование пленумов Верховных судов союзных республик, что было направлено на обеспечениеболее квалифицированного руководства деятельностью судебных органов, учет специфическихусловий республик при осуществлении правосудия.
Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положениео военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясьедиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы учитывали организационнуюструктуру армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационноеруководство ими осуществлялись непосредственно Военной коллегией Верховного СудаСССР и Пленумом Верховного Суда СССР.
4.Развитиеправа
Одновременно с поворотом в сторону усиления демократическихначал в общественной и государственной жизни активизируется правотворческая деятельностьгосударства, принимается ряд новых общесоюзных и республиканских законов.
Масштабы, объем и многосторонность правотворчества былитаковы, что назрела необходимость проведения новой кодификации советского законодательства,в особенности таких его отраслей, как гражданское, уголовное, процессуальное право.В новых законах нашли отражение те изменения в социально-экономической и культурнойжизни страны, которые произошли со времени первой кодификации.
Гражданское право. Гражданское законодательство подвелоитог развития социалистических имущественных отношений, закрепило принципы социализмав гражданском праве.
Существовавшее к началу 50-х гг. гражданское законодательствов значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые более 30 лет назад, на практикеуже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицированов рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же СоветскогоСоюза такая систематизация проведена не была. Между тем природа союзного государстваделала необходимым выработку и закрепление норм, которые бы определили единые длястраны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССРи союзных республик.
В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшиесложившуюся в стране систему имущественных отношений. Закон закреплял государственную,кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественныхорганизаций.
В разделе, посвященном праву собственности, подчеркивалось,что Советское государство является собственником всего государственного имущества.За конкретными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества,поступавшего в их оперативное управление.
Впервые в истории советского законодательства давалиськлассификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификацияформ защиты гражданских прав.
В разделе Основ гражданского законодательства Союза ССРи союзных республик, посвященном обязательственному праву, ведущее место занималинормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественнымиорганизациями. Эти нормы имели цель использовать договорную систему как инструментвыполнения народно-хозяйственных планов, обеспечения ответственности предприятийи организаций за ассортимент, качество и комплектность продукции, своевременностьее поставки.
Основы определяли единые для всего Союза ССР принципырегулирования имущественных отношений граждан. Устанавливалось, что государствозащищает личную собственность граждан, основанную на их труде и предназначеннуюдля удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Основы устанавливали,что имущество, находившееся в личной собственности граждан, не могло быть использованодля извлечения нетрудовых доходов.
Таким образом, Основы гражданского законодательства СоюзаССР и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные отношения в обществе,где отсутствовала частная собственность на средства производства и наличествоваласоциалистическая система ведения хозяйства.
В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательствабыли приняты гражданские кодексы союзных республик.
Трудовое право развивалось под воздействием мер, которыепредпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан,обеспечения их социальных прав.
В 1955 — 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемымтрудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникампросвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественногопитания и других отраслей, обслуживающих население.
Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день.В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной,металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий. В марте 1956г. на два часа была сокращена продолжительность рабочего дня рабочих и служащихв предпраздничные и предвыходные дни. Для подростков от 16 до 18 лет устанавливалсяшестичасовой рабочий день. Продолжительность отпуска женщинам по беременности иродам увеличена с 77 до 112 календарных дней. Тогда же был начат перевод рабочихи служащих без уменьшения заработной платы на семи- и шестичасовой рабочий день.
Были отменены меры, предусмотренные Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., квалифицировавшиеся Международной организациейтруда как принудительный труд. Рабочие и служащие получили право одностороннегорасторжения трудового договора с предупреждением администрации за две недели.
В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольныйуход с предприятий, а также за прогул. Директор предприятия или начальник учрежденияполучили право наложить на работника, совершившего прогул, дисциплинарное взысканиесогласно правилам внутреннего распорядка, либо лишить его права на получение процентнойнадбавки за выслугу лет на срок до трех месяцев, либо уволить за прогул с указаниемэтого в трудовой книжке. Вопрос о прогульщике мог быть передан и на товарищескийсуд.
В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новоеПоложение о порядке рассмотрения трудовых споров. По Положению на предприятиях,в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных,заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссиипо трудовым спорам. Комиссии являлись первичным органом, рассматривавшим трудовыеспоры, возникающие между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией- с другой. Это были вопросы увольнения или перевода на другую работу, оплаты простояили брака, сверхурочной работы и т.д. При несогласии заинтересованного работникас решением комиссии он мог обратиться в фабричный, заводской, местный комитет профсоюза,который должен был в 7-дневный срок рассмотреть жалобу.
Постановление комитета профсоюза, в свою очередь, моглобыть обжаловано в 10-дневный срок в народный суд. Такой порядок рассмотрения трудовыхспоров расширил компетенцию профсоюзов в защите прав рабочих и служащих.
Было проведено изменение пенсионного обеспечения. В соответствиис Законом о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. право на пенсию имели граждане,если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественныхобязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Гражданам, имевшимодновременно право на различные пенсии, назначалась по их выбору одна пенсия. Выплатапенсий обеспечивалась за счет ежегодно ассигновавшихся по государственному бюджетусредств без каких-либо вычетов из заработной платы. Пенсии не подлежали обложениюналогами. Пенсии по старости назначались рабочим и служащим: мужчинам — по достижении60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет при стажеработы не менее 20 лет. Для рабочих и служащих, занятых на подземных работах, наработах с вредными условиями труда и в горячих цехах, устанавливались льготные условия.Пенсия по инвалидности назначалась, если инвалидность наступала
периодработы или после ее прекращения независимо от того, сколько времени прошло междупрекращением работы и наступлением инвалидности.
В результате введения Закона о государственных пенсияхсредний размер пенсий увеличивался на 50 — 60%, по старости — более чем на 90%.Рабочим и служащим с невысокой заработной платой пенсии были увеличены в 2 — 2,5раза.
В 1962 г. была повышена роль профсоюзов в решении вопросовпенсионного обеспечения рабочих и служащих. Устанавливалось, что документы, необходимыедля назначения пенсий рабочим и служащим, предварительно подготавливаются комиссиямифабричных, заводских, местных профсоюзных комитетов по пенсионным вопросам совместнос администрацией предприятий, учреждений и организаций по последнему месту работырабочих и служащих. Руководители предприятий, учреждений и организаций были обязаныбеспрепятственно предоставлять трудовые книжки и другие документы о трудовой деятельностии заработной плате рабочих и служащих представителям профсоюзов для проверки правильностивнесенных в них записей.
Земельное, колхозное и природоохранительное право. Измененияв земельном и колхозном праве, происходившие в эти годы, представляли собой составнуючасть мер, принимавшихся КПСС и Советским государством по преодолению отставаниясельского хозяйства. В этих целях, в частности, были расширены права колхозов. Вмарте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление, которое предоставилоколхозникам право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственнойартели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определятьразмеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в ихличной собственности. Колхозам было предоставлено также право устанавливать обязательныйминимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве,решать вопросы о принятии в артель и исключении из нее .
Несколько раньше, в марте 1955 г., расширились праваколхозов в области планирования. При условии обеспечения плана поставок и натуральныхпоступлений в государственные фонды колхозы могли сеять любые культуры и содержатьлюбые породы скота и в любом количестве. При планировании поставок сохранялся погектарныйпринцип, т.е. их норма устанавливалась в зависимости не от произведенной продукции,а от размеров закрепленной за хозяйством земли, что должно было стимулировать болеерациональное хозяйствование.
Изменения произошли в принципах и форме оплаты трудав колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределениюпо трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, неотвечала принципу материальной заинтересованности колхозников, не способствоваларосту производства. Поэтому в марте 1956 г. было разрешено ежемесячное авансированиеколхозников. Оно, как правило, проводилось в форме денежной оплаты. За более производительнуюработу устанавливалась дополнительная оплата.
Существенные изменения в правовое регулирование деятельностиколхозов были внесены в марте 1958 г. в связи с принятием Верховным Советом СССРЗакона о реорганизации МТС. Необходимость осуществления подобной меры мотивироваласьтем, что машинно-тракторные станции свои задачи выполнили. К концу 50-х гг. колхозыэкономически окрепли, технически были лучше оснащены, имели свои квалифицированныекадры. Поэтому был осуществлен переход от производственно-технического обслуживанияколхозников через МТС к свободной продаже колхозам тракторов и других машин. Колхозыполучили собственную сельскохозяйственную технику и сами обрабатывали имеющуюсяу них землю. Ремонт техники колхозов стал осуществляться по договорам с ремонтно-техническимистанциями, а с 1961 г. – с местными отделениями объединения «Союзсельхозтехника».
Облегчилось положение колхозников, рабочих совхозов ивсех граждан, имеющих приусадебные участки в сельской местности. Законом о сельхозналоге1953 г. был резко сокращен объем обложения, введено погектарное исчисление, установленымногочисленные льготы. Были сокращены также обязательные поставки сельхозпродукцииотдельными гражданами, ведущими сельское хозяйство, а затем это обложение было вообщеотменено. Все это создавало стимул для работы на приусадебном участке, дававшемдополнительную продукцию как самому колхознику, так и для свободной продажи на рынке.
Предпринятые меры способствовали некоторому подъему сельскогохозяйства. Однако радикально преобразовать его не могли, поскольку они носили половинчатыйи часто непоследовательный характер.
Попыткой одним махом решить зерновую проблему страныбыло освоение целинных и залежных земель, которое, конечно, дало определенный результат,но ожидаемой цели не достигло.
В октябре 1960 г. был принят Закон «Об охране природыв РСФСР», направленный на усиление охраны, рациональное использование и воспроизводствоприродных ресурсов. Закон объявлял заботу о природе всенародным делом и возлагална государственные органы и общественные организации обязанность обеспечить охрану,рациональную эксплуатацию и воспроизводство природных ресурсов; предусматривал ответственностьруководителей учреждений, предприятий, организаций и граждан за уничтожение илипорчу природных богатств. Аналогичные законы были приняты в других союзных республиках.
Уголовное право. В рамках проводившейся в конце 50-хгг. кодификации следует рассматривать издание в 1958 г. Основ уголовного законодательстваСоюза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основныеначала уголовного законодательства СССР и союзных республик.
Новый общесоюзный закон определял, какие деяния в принципеявляются преступными, и устанавливал подлежавшие применению наказания.
На содержании Основ отразилась тенденция к демократизацииобщественной жизни. В частности, в них сужалась и смягчалась уголовная ответственностьза деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства. Вместес тем Основы увеличивали ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления.Они предусматривали усиленное наказание для рецидивистов и других опасных антиобщественныхэлементов. В Основах был четко выражен принцип ответственности только за определенноедеяние и принцип индивидуализации наказания в зависимости от степени вины лица,совершившего преступление.
Новым положением являлась отмена института аналогии,т.е. осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе.Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное уголовнымзаконом, действовавшим в момент совершения преступления. Сохранялся прежний принципприменения обратной силы: закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния,имел обратную силу, а устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказаниеобратной силы не имел.
В Основах давался перечень видов наказаний, начиная отнаиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. Вкачестве исключительной допускалась высшая мера наказания — смертная казнь — расстрел.Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, какизмена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство,совершенное при отягчающих обстоятельствах.
Закон отменял ряд ранее существовавших видов наказанияи среди них такую меру, как лишение избирательных прав. Основы повысили минимальныйвозраст возможного привлечения к уголовной ответственности до 16 лет. Вместо предусмотренногопрежним законодательством максимального срока лишения свободы — 25 лет — Основыустановили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особо опасных рецидивистов- 15 лет.
Предусматривалось, что условно-досрочное освобождениедолжно применяться только к тем осужденным, которые примерным поведением и честнымотношением к труду доказали свое исправление и фактически отбыли не менее половинысрока наказания. К лицам, осужденным за тяжкие преступления, условно-досрочное освобождениемогло применяться по отбытии ими не менее 2/3 срока наказания. В отношении особоопасных рецидивистов применение этой меры не предусматривалось вообще.
Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принялЗаконы «Об уголовной ответственности за государственные преступления»и «Об уголовной ответственности за воинские преступления». Эти Законыбыли приняты взамен аналогичных правовых актов 1927 г.
Общесоюзные уголовные законы стали базой для развитияуголовного законодательства союзных республик. В соответствии с принципами и положениями,закрепленными в Основах уголовного законодательства, разрабатывались уголовные кодексысоюзных республик. В октябре 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовныйкодекс, заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за Российской Федерацией такие кодексыбыли приняты в других союзных республиках.
Уголовно-процессуальное право. Развернувшаяся кодификациязаконодательства затронула и уголовно-процессуальную отрасль. И здесь прежде всегоследует отметить Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик,принятые в 1958 г. В соответствии с Основами задачи уголовного судопроизводствасостояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении инаказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.
В качестве принципов уголовного судопроизводства Основызафиксировали недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как наоснованиях и в порядке, установленных законом, осуществление правосудия на началахравенства граждан перед законом и судом, участие народных заседателей и коллегиальностьрассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинение их только закону, гласностьсудебного разбирательства, ведение судопроизводства на языке союзной или автономнойреспублики, автономной области, национального округа или языке местного населения,обеспечение обвиняемому права на защиту.
Основы определяли полномочия суда, следственных органовв уголовном судопроизводстве.
Согласно Основам производство предварительного расследованиявозлагалось на следователей прокуратуры, а по некоторым тяжким государственным преступлениям- на следователей органов государственной безопасности. В 1963 г. право производствапредварительного расследования по уголовным делам было предоставлено органам внутреннихдел. Последние осуществляли также дознание по некоторым видам преступлений. Основыпредоставляли право давать органам дознания обязательные для них поручения и указанияо производстве оперативно-розыскных и следственных действий, требовать всяческогосодействия при расследовании уголовных дел. Закон предусматривал участие в делезащитника с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствияи предъявления ему для ознакомления всего производства по делу. По делам о преступленияхнесовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психическихнедостатков не могли сами осуществить свое право на защиту, защитник допускалсяк участию в деле с момента предъявления обвинения.
Основы вводили институт общественных обвинителей и общественныхзащитников.
Еще до принятия Основ, в 1956 г., были отменены законы,принятые в 30-х гг., устанавливающие упрощенный порядок уголовного судопроизводствапо государственным преступлениям.
Гражданское процессуальное право. На седьмой сессии ВерховногоСовета СССР 8 декабря 1961 г. были утверждены Основы гражданского судопроизводстваСоюза ССР и союзных республик.
Основы устанавливали единые для всего Союза ССР принципиальныеобщие положения гражданского процессуального права. Они заменяли многие устаревшиенормы гражданских процессуальных кодексов 20-х гг. В законе была заложена юридическаябаза для единообразного решения коренных вопросов гражданского судопроизводства,закреплялись основные права и обязанности участников гражданского процесса.
Основы формулировали задачи гражданского судопроизводства,состоявшие в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Закон предусматривал расширение участия организаций иколлективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. Для защиты прави законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своихпредставителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательствеи сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. В случаях, предусмотренныхзаконом, гражданские дела могли быть рассмотрены товарищескими судами.
В 1964 г. в соответствии с Основами и в их развитие былиприняты новые гражданско-процессуальные кодексы союзных республик.

Заключение
Развитие общества в данный период происходит в большоймере под влиянием субъективного фактора. Смерть Сталина и приход к власти Н.С. Хрущевапривели к заметной либерализации общественных отношений. Экономика находится в сбалансированномположении, однако чем дальше, тем больше нарастают напряжения. Несмотря на предпринимаемыемеры, по-прежнему не удается поднять сельское хозяйство. В конце периода наша странавпервые после голода 1921 г. начинает ввозить зерно. Тем не менее в результате сокращениярасходов на вооруженные силы и переключение некоторой части средств с тяжелой промышленностив сферу производства предметов народного потребления удается начать массовое жилищноестроительство, наполнить товарами, отечественными и импортными, полки магазинов.
С точки зрения развития государства данный период характеризуетсяобилием реформ, как разумных, так и надуманных. Общей тенденцией является стремлениедецентрализовать управление государством, что приводит к расширению прав союзныхреспублик и местных органов власти и управления.
Развитие права характеризуется новой широкой кодификациейзаконодательства. Издаются общесоюзные Основы различных отраслей права, а такжесоответствующие им кодексы в союзных республиках.
Важнейшим событием является восстановление законностив деятельности органов государственной безопасности. Началась массовая реабилитациялюдей, необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия, гарантирующиеневозможность повторения беззаконий.

Список используемой литературы
1.Российскоегосударство и общество. XX век. М., 1999.
2.ПортновВ.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.