Введение
Жизньсовременного общества трудно представить без объединения людей в группы,разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижениятех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданскомобороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Причиныпоявления института юридического лица, как и причины возникновения и эволюцииправа обусловлены усложнением социальной организации общества, развитиемэкономических отношений и впоследствии общественного сознания. В процессеразвития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишьфизических лиц как единственных субъектов частного права оказалосьнедостаточным для развивающегося экономического оборота.
ЮристыРимской республики обсуждали идею существования союзов, которые обладалинераздельным, обособленным имуществом и выступали в гражданском обороте отсобственного имени. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римскимюристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектовчастного права за счет особых организаций, союзов граждан мы обязаны римскомуправу.[1]
В Гражданском Кодексе Российской Федерации, впервые в историироссийского права в основном кодификационном акте гражданского законодательствасодержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого незнали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодексустанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироватьсяпоследующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этомКодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный дляустойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц,согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только втакой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Длякоммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотренсамим Кодексом[2], длянекоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другимизаконами, правила которых, однако, не должны противоречить нормам ГражданскогоКодекса и отклоняться от установленных им принципов.
Порядок образования и государственной регистрации юридическоголица помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируется такжеФедеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей».
Значение государственной регистрации заключается в том, что какюридический акт государственная регистрация является документом, правовымпоследствием принятия которого в отношении конкретной организации будетпризнание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих илиправопрекращающих юридических фактов.
Важность для создаваемого или действующегоюридического лица государственной регистраций можно подтвердить ссылками нанормы Гражданского кодекса:
1. в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФправоспособность юридического лица возникает в момент его создания;
2. в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицосчитается созданным с момента его государственной регистрации;
3. в соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ измененияучредительных документов приобретают силу для третьих лиц с моментагосударственной регистрации данных изменений, а в случаях, установленныхзаконом, – с момента уведомления регистрирующего органа об изменениях,внесенных в учредительные документы юридического лица.
Объектомисследованиякурсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессесоздания и регистрации юридического лица.
Предметом нашего рассмотренияявляются нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридическоголица.
В качестве целикурсовой работы мы выделяем анализ отношений создания и регистрацииюридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложенийпо совершенствованию законодательства.
Длявыполнения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи:
1. Рассмотреть способыобразования юридических лиц;
2. Рассмотреть порядокобразования юридического лица;
3. Рассмотреть порядокгосударственной регистрации юридического лица;
4. Рассмотреть случаи отказав государственной регистрации юридического лица и порядок действий при этом.
Проблемасоздания и государственной регистрации являлась объектом исследований такихотечественных ученых как: А.С. Гуев, А.Н. Сергеев, Ю.К. Толстой,А.В. Масляев, В.Н. Елисеев, М.И. Кулагин, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков,Г.Ф. Шершеневич, В.П. Грибанов, Н.В. Козлова, Д.И. Мейер, В.Е. Чиркин.
Нормативнойосновойисследования явились законы Российской Федерации и подзаконные нормативныеакты, регулирующие процедуру создания и регистрации юридического лица:Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.10.1994 г. Часть 1; Гражданский КодексРФ от 22.12. 1995 г. Часть 2; Федеральный закон №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
1. Порядоки способы создания юридического лица.
1.1 Способы образованияюридических лиц
В наукегражданского права выделяют различные способы и порядки создания юридическоголица. И.В. Елисеев указывает, что в зависимости от характера участиягосударственных органов в регистрации юридического лица наука гражданскогоправа выделяет такие способы образования юридических лиц, как распорядительный;явочный; разрешительный; нормативно-явочный[3].
Н.В. Козловаотмечает, что установленные в отдельных правопорядках способы созданияюридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессевозникновения нового субъекта права. Она различает концессионную(разрешительную) и явочную (регистрационную) системы создания юридических лиц,а также явочный, регистрационный, разрешительный и распорядительный порядки ихсоздания[4].
Распорядительныйпорядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одноголишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрацииорганизации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющеебольшинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая рольгосударства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданскимобществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемогоюридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядказаступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для неготакже характерно отсутствие специальной государственной регистрацииорганизаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей,выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.
Статья 51 ГКне предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимостигосударственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, чтораспорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящеевремя в России не применяются.
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, чтосоздание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР втаком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций,причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано помотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа врегистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК),но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видовюридических лиц.
Принормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласиякаких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется.Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительныедокументы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, послечего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образованияюридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
1.2 Порядокобразования юридического лица
Созданиесубъектов предпринимательства представляет собой порядок, состоящий из рядастадий, на каждой из которых совершаются действия как правового характера, таки фактические. В литературе процесс создания юридического лица называютюридическим составом, системой взаимосвязанных организационных отношений.[5]
На первойстадии формируется состав учредителей, предварительно согласовываютсяорганизационно-правовая форма организации, структура ее органов, состав истоимость вносимого в уставный капитал имущества, а также распределение долеймежду учредителями, разрабатывается проект учредительных документов. Приформировании состава участников необходимо учитывать установленныезаконодательством ограничения по составу участников и их количеству. Так, числоучредителей обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерныхобществ не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7 Закона об АО, п. 3ст. 7 Закона об ООО), причем государственные органы и органы местногосамоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ, заисключением предусмотренных законом случаев (п. 4 ст. 66 ГК). Числочленов производственного кооператива не должно быть менее 5 (ст. 4 Законао производственных кооперативах). Учредителем унитарного предприятия может бытьтолько одно соответствующее публично-правовое образование. Существуют инекоторые другие ограничения, которые необходимо учитывать. Например, всоответствии с п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК РФ учредителемхозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящееиз одного лица.
В отношениивопроса о вносимом в уставный капитал имуществе учредителям следуетопределиться с составом имущества, оценкой вкладов, размером уставногокапитала, способом внесения имущества.
До обращенияв регистрирующий орган следует оплатить не менее 50% уставного капиталасоздаваемого юридического лица. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги,ценные бумаги, другие вещи или имущественные либо иные права, имеющие денежнуюоценку.
Для оплатыуставного капитала деньгами необходимо обратиться в банк, в которомвпоследствии будет открыт расчетный счет юридического лица. В банк необходимопредоставить уже утвержденный проект учредительных документов и копию справки онеповторяемости юридического лица. Затем необходимо оплатить не менее 50%уставного капитала и получить справку об оплате этой суммы. Справка об оплатеуставного капитала предоставляется в регистрирующий орган при регистрацииюридического лица.
Если уставныйкапитал вносится имуществом или чем-либо иным, то в этом случае необходимыбудут следующие документы: документальное подтверждение на приобретенноеучредителем имущество (гарантийный талон, выписка из техпаспорта и т.д.) суказанием наименования этого имущества и его стоимости, копия платежногодокумента и копия счета-фактуры, акт оценки этого имущества, подписанныйучредителями, а также акт приемки этого имущества на баланс в качестве взносаучредителя в уставный капитал, подписанный учредителями и генеральнымдиректором юридического лица. В случае, когда стоимость такого имуществасоставляет более двухсот МРОТ, а также в случае, когда учредитель не можетдокументально подтвердить стоимость такого имущества, это имущество оцениваетсянезависимым оценщиком.
Как правило,на первой стадии создания юридического лица кем-либо из учредителей разрабатываетсяпроект учредительных документов для последующего официального утверждения научредительном собрании. Состав учредительных документов зависит оторганизационно-правовой формы: для общества с ограниченной ответственностьюучредительными документами являются устав и учредительный договор; дляунитарного предприятия, акционерного общества, производственного кооператива – устав,товарищества действуют на основании учредительного договора. Переченьучредительных документов, предусмотренный ГК РФ и федеральными законами, носитисчерпывающий характер.
Требования,предъявляемые к содержанию учредительных документов, определены ГражданскимКодексом и законами об отдельных видах юридических лиц.
В уставахлюбых коммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формыдолжны содержаться сведения о фирменном наименовании, месте нахожденияорганизации, структуре и компетенции органов управления, а также порядокпринятия ими решений.
В уставеобщества с ограниченной ответственностью дополнительно должны содержатьсясведения о величине уставного капитала, размере и номинальной стоимости доликаждого участника, их правах и обязанностях, порядке выхода из общества,перехода доли участника к другому лицу и некоторые другие.
Уставакционерного общества должен содержать сведения о типе общества (открытое илизакрытое), количестве, номинальной стоимости, категории акций (обыкновенные,привилегированные), права акционеров-владельцев акций каждой категории инекоторые другие сведения.
В уставеунитарного предприятия должны быть определены цели, предмет, виды деятельности,поскольку из всех видов коммерческих предприятий унитарные предприятияединственные имеющие специальную (целевую) правоспособность. Кроме того, уставунитарного предприятия должен содержать сведения об органе, осуществляющемполномочия собственника имущества предприятия, размере уставного фондаунитарного предприятия, порядке, источниках его формирования, а также онаправлениях использования прибыли.
В уставепроизводственного кооператива необходимо предусмотреть положения, касающиеся характераи порядка трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности,размеров и условий членов кооператива по его долгам, оснований и порядкаисключения и выхода из кооператива.
В отношениисельскохозяйственного кооператива отметим, что в его уставе должны бытьсведения[6] о сроке деятельностикооператива либо указание на бессрочный характер его деятельности; предмет ицели деятельности. При этом достаточно определить одно из главных направленийдеятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любойдеятельностью в пределах целей, для достижения которых он образован; размеры иусловия образования неделимых фондов (если предусмотрены); условия образованияи использования иных фондов кооператива; права и обязанности членов кооперативаи его ассоциированных членов; время начала и конца финансового года; порядокоценки имущества, вносимого в счет паевого взноса, за исключением земельныхучастков; порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидациии реорганизации кооператива в официальном органе; порядок и условияреорганизации и ликвидации.
Уставпотребительского кооператива помимо общих сведений должен включать условия оразмере паевых взносов его членов; о составе и порядке внесения паевых взносовчленами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства повнесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управлениякооперативом и порядке принятия ими решений, в частности, по вопросам, решенияпо которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
В уставепотребительского общества, помимо прочего, должны быть определены порядоквступления в потребительское общество; порядок выхода пайщиков изпотребительского общества, в том числе порядок выдачи и размер, состав ипорядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств повнесению паевых взносов; порядок покрытия пайщикам убытков, понесенныхпотребительским обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительскогообщества. Кроме того, может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющихсамостоятельного заработка, а также для граждан, получающих толькогосударственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительскогообщества вправе устанавливать меньший размер паевого взноса, нежели дляостальных пайщиков[7].
Религиознаяорганизация действует на основании устава, который утверждается ее учредителямиили централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям российскогогражданского законодательства. В уставе такого юридического лица указываютсявид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности ксуществующей централизованной религиозной организации – ее наименование; цели,задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращениядеятельности; источники образования денежных средств и иного имуществаорганизации; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;другие сведения.
Устав фондатакже должен включать: указания об органах фонда, в том числе о попечительскомсовете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда; о порядке назначениядолжностных лиц фонда и их освобождения; о судьбе имущества фонда в случае еголиквидации. Устав может быть изменен органами фонда, если в нем предусмотренавозможность его изменения в таком порядке. Если сохранение устава в неизменномвиде влечет за собой последствия, которые невозможно было предвидеть приучреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либоустав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения измененийпринадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченногоосуществлять надзор за его деятельностью.
Уставявляется единственным учредительным документом и для автономного учреждения. Ондолжен содержать указание на характер его деятельности, а также на собственникаего имущества; сведения об органе, осуществляющем функции и полномочияучредителя автономного учреждения; исчерпывающий перечень видов деятельности,которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, длядостижения которых оно создано; иные сведения.
Одной иззадач первого подготовительного этапа создания субъекта предпринимательстваявляется выбор его фирменного наименования и определение места нахождения. Ксожалению, в Российской Федерации отсутствуют правила, устанавливающие поискизбираемого учредителями фирменного наименования на новизну. В соответствии сост. 51 ГК РФ им нормами Закона о регистрации юридических лиц фирменноенаименование включается в единый реестр юридических лиц, являющийся федеральныминформационным ресурсом, что, однако, не исключает существование огромногочисла юридических лиц, имеющие одинаковые фирменные наименования. Ранее, когдарегистрация осуществлялась не налоговыми органами, а органами местногосамоуправления, последние зачастую устанавливали свои собственные критерииопределения оригинальности, новизны фирменных наименований. Вместе с темнеобходимо иметь ввиду, что в течение последних нескольких лет арбитражнымисудами сформирована определенная практика, позволяющая запрещать использованиефирменного наименования, идентичного или схожего до степени смешения с ранеезарегистрированным другой организацией, осуществляющей деятельность на той жетерритории или в той же сфере предпринимательства.
Соответственнопри избрании того или иного фирменного наименования следует произвести анализрынка и убедиться в отсутствии субъекта предпринимательства с идентичным(схожим до степени смешения) фирменным наименованием. Требования о содержаниифирменного наименования установлены Гражданским кодексом и в большей степенизаконами об отдельных видах юридических лиц. Так, ст. 54 ГК РФпредусматривает обязательное указание в фирменном наименовании наорганизационно-правовую форму организации, причем в отдельных случаях,установленных специальными законами, с использованием строго определенныхтерминов – «общество с ограниченной ответственностью» для обществ сограниченной ответственностью, «муниципальное предприятие» для унитарныхпредприятий, находящихся в собственности муниципального образования, и т.д.
Всоответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лицаопределяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется всвою очередь по месту нахождения его исполнительного органа. По местунахождения субъекта предпринимательства с ним осуществляется связь; кроме тогов отдельных случаях место исполнения гражданско-правового обязательстваопределяется местом нахождения организации.
На второйстадии создания субъекта предпринимательства проводится учредительное собрание,на повестку которого выносятся следующие вопросы: создание организации,утверждение устава и (или) заключение учредительного договора либо договора осоздании; избрание единоличного исполнительного органа, членов коллегиальныхорганов создаваемого юридического лица; определение лица, которому будетпоручено осуществлять действия по государственной регистрации субъектапредпринимательства.
На собранииучредителей ведется протокол. Протокол собрания учредителей рекомендуетсяготовить в не менее 3-х экземпляров, один из которых представляется нарегистрацию вместе с остальными документами.
Учредительноесобрание не проводится, если у организации всего один учредитель.
2. Государственнаярегистрация юридического лица
2.1 Порядокгосударственной регистрации юридических лиц.
До принятияФедерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[8]отсутствовало жесткое законодательное регулирование в области создания ифункционирования юридических лиц, вследствие чего они очень легко создавались ипериодически использовались в противозаконных целях.
Спецификадеятельности коммерческого юридического лица диктует необходимость свободногодоступа к информации об этом юридическом лице. В связи с упорядочением ситуациив сфере бизнеса и ростом юридической грамотности населения участникихозяйственного оборота стараются обезопасить свои интересы в рамках закона.
Инвестор,вкладывая свои средства, заинтересован в получении достоверной информации оразмере уставного капитала контрагента[9].
Именно дляобеспечения материальных интересов предпринимателей и граждан необходимо установитьстрогий контроль в данной сфере. Установить и обеспечить его правовыми методамиспособна только государственная власть. Основными направлениями должны статьналичие общедоступного реестра и жесткие требования к процедуре регистрацииюридических лиц.
Некотороевремя назад субъекты Российской Федерации решали проблемы, возникающие пригосударственной регистрации юридических лиц самостоятельно. В результате этогов каждом субъекте были сформированы свои реестры и соответствующие базы данных.
Нет смыслаговорить о том, что указанные реестры содержали разрозненные сведения озарегистрированных юридических лицах и до недавнего времени велись безсоблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля[10].
Представляетсяочевидным, что именно отсутствие единой системы ведения реестра и одинаковыхдля всех регионов Российской Федерации правил государственной регистрацииюридических лиц не позволяло проверить организации, зарегистрированные в другихрегионах страны.
Говоря огосударственной регистрации юридических лиц, необходимо, прежде всего,обозначить правовую природу самого акта государственной регистрации.
Представляетсянаиболее убедительным мнение К. Овсянникова. Анализируя признакиненормативного акта, акта применения права (к которым зачастую приравнивают акто государственной регистрации юридических лиц), положения российского законодательстваи судебной практики по рассматриваемому вопросу, он приходит к выводу, что актгосударственной регистрации юридического лица представляет собойсамостоятельное правовое явление и понятие, существующие наряду с такимипонятиями и явлениями, как нормативно-правовой акт и ненормативный акт[11].
Такой жеточки зрения придерживаются и другие специалисты[12].
Государственнаярегистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органаисполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственныереестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Всоответствии с постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральноморгане исполнительной власти, осуществляемом государственную регистрациююридических лиц» от 17 мая 2002 г. №319 таким федеральным органомисполнительной власти является Министерство РФ по налогам и сборам.
Государственнаярегистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дняпредоставления документов в регистрирующий орган по месту нахождения постояннодействующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении огосударственной регистрации, а в случае отсутствия такого исполнительногооргана – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действоватьот имени юридического лица без доверенности. Исчисление срока начинается смомента представления документов в регистрирующий орган. Датой представлениядокументов при осуществлении государственной регистрации является день ихполучения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.
Документыпредоставляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно илиотправляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке иописью вложения, если иной способ предоставления регистрирующих документов неопределен Правительством РФ.
Пригосударственной регистрации юридического лица заявителями могут являтьсяследующие физические лица:
1.руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемогоюридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать отимени юридического лица;
2. учредитель(учредители) юридического лица при его создании;
3.руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемогоюридического лица;
4. иное лицо,действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом илиактом специально уполномоченного на то государственного органа, или актоморгана местного самоуправления.
Пригосударственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующийорган предоставляется:
1. Подписанноезаявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается,что представленные учредительные документы соответствуют установленнымзаконодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документамюридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения,содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных длягосударственной регистрации документах, заявлении о государственнойрегистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюденустановленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядоких учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда,складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, ив установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственнымиорганами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридическоголица.
2. Решениео создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа всоответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Учредительныедокументы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные внотариальном порядке копии).
4. Выпискаиз реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения илииное равное по юридической силе доказательство юридического статусаиностранного юридического лица – учредителя. Выписка из реестра иностранныхюридических лиц и должна быть легализована или содержать штамп «апостиль»,переведена на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.
5. Документоб уплате государственной пошлины.
Доказательствомпринятия документов регистрирующим органом является расписка в получениидокументов. Форма передачи расписки зависит от выбранной формы направлениядокументов в регистрирующий орган. Если заявитель передает документы очно, торегистрирующим органом в день получения документов выдается расписка в ихполучении с указанием перечня и даты получения. Если документы на регистрациюнаправлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующегоза днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителемпочтовому адресу с уведомлением о вручении[13].
Регистрирующийорган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственнойрегистрации документов.
Регистрирующийорган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение огосударственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесениясоответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментомгосударственной регистрации признается внесение регистрирующим органомсоответствующей записи в Единый государственный реестр.
В единомгосударственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения идокументы о юридическом лице:
1. полное исокращенное (если имеется) наименование юридического лица, в том числефирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке, а такженаименование на иностранном языке, если имеется;
2.организационно-правовая форма;
3. адрес(место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридическоголица; иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридическоголица без доверенности, если отсутствует постоянно действующий исполнительныйорган;
4. способобразования юридического лица (создание или реорганизация);
5. сведенияоб учредителях. Для юридического лица – наименование учредителя, основнойгосударственный регистрационный номер (ОГРН) или регистрационный номер – дляюридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., дата регистрации,адрес, размер и доля вклада в уставный капитал. Для физического лица – фамилия,имя, отчество, ИНН (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющеголичность, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал;
6. копииучредительных документов;
7.наименование и реквизиты документов, представленных при государственнойрегистрации юридического лица;
8. размеруставного капитала коммерческой организации (складочного капитала, уставногофонда, паевых взносов и др.);
9. сведения олице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица,фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего еголичность, идентификационный номер налогоплательщика;
10. сведенияо лицензиях, полученных юридическим лицом: наименование лицензирующего органа,номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии, срок действиялицензии, наименование территории, на которой действует лицензия, лицензируемыйвид деятельности.
Сведения,содержащиеся в Едином государственном реестре, являются открытыми иобщедоступными, за исключением паспортных и других персональных данныхфизических лиц, которые могут быть представлены исключительно по запросаморганов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Данноеограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведениякопий учредительных документов юридических лиц.
Содержащиесяв государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляютсяв виде:
1. выписки изсоответствующего государственного реестра;
2. копиидокумента (документов), содержащихся в государственном реестре;
3. справки оботсутствии запрашиваемой информации.
Срокпредоставления таких сведений не может составлять более пяти дней со дняполучения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ впредоставлении указанных сведений не допускается.
Регистрирующийорган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения:
1. органамгосударственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам понаходящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органамгосударственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определяемымфедеральными законами;
2.юридическому лицу о нем – один раз в год в одном экземпляре в виде выписки изгосударственного реестра.
Предоставлениесодержащихся в государственном реестре сведений осуществляется за плату и приусловии предоставлении одновременно с запросом копии платежного документа:
1. юридическомулицу о нем – при повторном обращении в течении одного календарного года в видевыписки из государственного реестра либо при обращении в регистрирующий органза повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи вгосударственный реестр;
2. гражданами организациям – сведения о конкретном юридическом лице при обращении заинформацией о нем, за исключением паспортных данных физических лиц и ихидентификационных номеров налогоплательщика.
Доступ ксодержащимся в государственном реестре сведениям, в том числе и к паспортнымданным физических лиц, имеют должностные лица регистрирующих органов поперечням и в соответствии с полномочиями, определяемыми Министерством РФ поналогам и сборам.
2.2 Отказв государственной регистрации юридического лица
Отказ вгосударственной регистрации юридического лица допускается в случаенепредставления необходимых для государственной регистрации документов илипредставлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Решение оботказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа собязательной ссылкой на указанные нарушения. Оно направляется лицу, указанномув заявление о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такогорешения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжалованов судебном порядке.
Занеобоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществлениегосударственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядкагосударственной регистрации, а также за отказ в представлении или занесвоевременное представление сведений, содержащихся в государственном реестре,должностные лица регистрирующих органов могут быть привлечены к уголовной илиадминистративной ответственности. Кроме того регистрирующий орган возмещаетущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением отгосударственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации,допущенным по его вине[14].
Занепредставление или несвоевременное представление или представление необходимыхдля включения в государственные реестры недостоверных сведений заявители и(или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательствомРФ. Вместе с тем лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность безрегистрации, действует незаконно, что может также повлечь его административнуюили уголовную ответственность.
Регистрирующийорган вправе обратиться в суд с требованиями о ликвидации юридического лица вслучае допущения при создании такого юридического лица грубых нарушений законаили иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, атакже в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иныхнормативно-правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Отказ врегистрации или уклонение от регистрации может быть обжаловано заявителем вустановленный срок в судебном порядке. Споры об обжаловании отказа вгосударственной регистрации либо уклонении от государственной регистрацииподлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с Арбитражнымпроцессуальным кодексом РФ в порядке рассмотрения дел об оспариванииненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственныхорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности (ст. 197 АПК РФ).
Заявлениеможет быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когдагражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законныхинтересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может бытьвосстановлен судом.
Походатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действиеоспариваемого акта, решения (ст. 199 АПК РФ).
Дела обоспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок не превышающий двухмесяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд,включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решенияпо делу (ст. 200 АПК РФ).
Арбитражныйсуд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган илидолжностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершилиоспариваемое действие (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявкауказанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебногозаседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не призналих явку обязательной. Если арбитражный суд признает явку в судебное заседаниеуказанных лиц обязательной и известит их надлежащим образом о месте и временисудебного заседания, то на них в соответствии со ст. 119 АПК РФ может бытьналожен штраф.
Судебныештрафы, наложенные арбитражным судом на должностных лиц государственныхорганов, органов местного самоуправления и других органов, организацийвзыскивается из их личных средств в доход федерального бюджета.
Прирассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений идействий (бездействий) государственных органов, органов местногосамоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд в судебномзаседании:
1. проверяетоспариваемый акт или его отдельные положения, оспариваемые решения, действия(бездействия);
2. устанавливаетих соответствие закону или иному нормативно-правовому акту;
3. устанавливаетналичие полномочий у органа или должностного лица, которые приняли оспариваемыйакт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия);
4. устанавливает,нарушает ли оспариваемый акт, решение действие или бездействие права и законныеинтересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
Обязанностьдоказывания указанных обстоятельств возлагается на орган или лицо, которыеприняли акт, решение или совершили действие или бездействие.
Решенияарбитражного суда по делам об оспаривании нормативно-правовых актов, решений идействий (бездействий) государственных органов, органов местногосамоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению,если иные сроки не установлены в решении суда.
Заключение
Выполнив анализ источников по выбранной теме, изучив и обобщивнеобходимый материал, в заключении можно сформулировать основные выводытеоретического и практического характера, сделанные автором по результатам проведенногов рамках курсовой работы исследования.
В работеизучена нормативная база по вопросам создания и регистрация юридического лица,проведена характеристика действующего и перспективного законодательногорегулирования порядка создания и регистрации юридического лица.
Одним из институтов требующих совершенствования, является институтгосударственной регистрации юридических лиц. В связи с этим, важно выявлениенаиболее проблемных моментов в порядке государственной регистрации юридическихлиц при их создании в Российской Федерации.
Безусловнымдостоинством новой системы являются: во-первых, возможность легитимацииюридического лица в значительно упрощенном порядке, что отразилось на сниженииадминистративных барьеров в этой сфере. Во-вторых, введение в практическийоборот единого информационного ресурса – Единого государственного реестра юридическихлиц, вобравшего в себя сведения о зарегистрированных на территории РоссийскойФедерации практически всех юридических лицах.
Установленный в Законе порядок регистрации юридического лица болеечем демократичен, однако нормы этого закона имеют свои недостатки.
В настоящее время не предусмотрена проверка наименованийсоздаваемых коммерческих организаций на уникальность, в связи с этим широкоераспространение получила практика создания коммерческих организаций сдублирующими друг друга наименованиями. Такая ситуация влечет нарушение правразличных групп лиц, так как в данном случае фирменное наименование невыполняет свою важнейшую функцию – функцию индивидуализации участника деловогооборота. Таким образом, проблема обеспечения уникальности фирменныхнаименований требует разработки и введения правовых норм, регламентирующихсоответствующие процедуры.
Минимальный уставный капитал, требуемый при создании общества сограниченной ответственностью, в силу закона составляет 10000 рублей. Такая жесумма установлена и для закрытого акционерного общества. Однако названнаявеличина является слишком незначительной для того, чтобы гарантировать интересыкредиторов современной коммерческой организации.
Проблема обеспечения контроля, за местом нахождения коммерческихорганизаций. Значительное количество данных субъектов указывают в документах,подаваемых для государственной регистрации при создании, адреса, по которымфактически не находятся.
Следствием упрощения порядка регистрации на законодательномуровне, стали попытки регистрирующего органа самостоятельного решенияпрактических проблем государственной регистрации, выразившиеся в изданиимногочисленных подзаконных актов в основном в форме писем и приказом ФНС (МНС)России. В соответствии с п. 7 Положения «О федеральной налоговой службе»,утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506данные письма и приказы не имеют юридической силы, поскольку не являютсянормативными правовыми актами. Стоит упомянуть также, что многие из этих писемдаже не были опубликованы, тем не менее, широко применяются работникамирегистрирующих органов.
Безусловно, решение названных проблем тесно связано с решениемтаких общегосударственных экономических задач, как дальнейшее развитие рыночныхотношений, легализация теневой экономики, оптимизация налогообложения,оптимизация государственного контроля в целях расширения реального контроля состороны акционеров, кредиторов, потребителей, иных участников рыночныхотношений.
Список использованных источников
1. КонституцияРоссийской Федерации [от 12 дек. 1993 г.] // Российская газета. – 1993.– №237. – С. 3–6.
2. Гражданскийкодекс РФ (часть первая): [от 30 нояб. 1994 г. №51 – ФЗ] // СЗ РФ. – 1994.– №32. – Ст. 3301.
3. Опотребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РоссийскойФедерации: закон РФ [от 19 июня 1992 г. №3085-I] // Ведомости Съезданародных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. – 1992. – №30. – Ст. 1788.
4. Осельскохозяйственной кооперации: федер. закон [от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ] //Собрание законодательства РФ. – 1995. – №50. – Ст. 4870.
5.
6. Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:федер. закон [от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ] // СЗ РФ. – 2001. – №33 –Ст. 3431.
7. Алексеев, С.В. Правовоерегулирование предпринимательской деятельности / С.В. Алексеев, – М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2004. – 502 с.
8. Байша, Ж.Р. Предпринимательскоеправо / Ж.Р. Байша – М.: Статут, 2003. – 160 с.
9. Белов, В.А. Гражданскоеправо: Общая и Особенная части: Учебник/ В.А. Белов. – М.: АОЦентрЮрИнфоР, 2003. – 960 с.
10. Беляева,О.А. Предпринимательское право: учеб. пособие / О.А. Беляева. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 352 с.
11. Гражданскоеправо России. Общая часть: Курс лекций/ О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2001. –650 с.
12. Гражданскоеправо. Том I./ Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова– М.: Волтерс Клувер, 2004. – 536 с.
13. Гражданскоеправо. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1. –М.: Юристъ, 2006 – 514 с.
14. Гражданскоеправо: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин; подобщ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
15. Грудцына,Л.Ю. Гражданское право России / Л.Ю. Грудицына. – М.: Юстицинформ,2007. – 736 с.
16. Грудцына,Л.Ю. Государственная регистрация юридических лиц: практическиерекомендации // Право и экономика – 2003. – №6 – С. 10.
17. Гуев,А.Н. Гражданское право: Учебник/ А.Н. Гуев. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 436 с.
18. Захаров,В.А. Правовое регулирование создания юридических лиц./ В.А. Захаров.– М.: Статут, 2001 – 212 с.
19. Закупень,Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей: Научно-практическое пособие/ Т.В. Закупень. – М.:Юристъ, 2001 – 456 с.
20. Зыкова,И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация/ И.В. Зыкова.– М.: Проспект, 2005 – 326 с.
21. Козлова,Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство – 2003. –№12. – С. 14–15.
22. Комментарийк Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова – М.:Юридическая фирма Контракт; Инфра – М, 1998. – 703 с.
23. Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовойи А.Ю. Кабалкина – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 480 с.
24. Мась,Л.В. Коммерческое право / Л.В. Мась. – С-Пб.: Питер, 2004. – 572 с.
25. ОвсянниковК. Правовая природа государственной регистрации юридического лица //Российская юстиция. – 1997. – №2. – С. 12.
26. Парций Я.Е.О государственной регистрации юридических лиц // Гражданин и право. – 2001.– №11. – С. 10.
27. Покровский,И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. – М.:Статут, 2003. – 486 с.
28. Предпринимательскоеправо Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.:Юристъ, 2003. – 526 с.
29. Предпринимательскоеправо: Учебник/ Е.И. Лебедева. – М.: Высшая школа, 2004. – 509 с.
30. Предпринимательское правоРоссии: учеб./ В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко; отв.ред В.С. Белых. – М.: Проспект, 2010. – 656 с.