МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Э. Баумана ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНОГО БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра экономической теории Решение основных вопросов экономического развития на фирме Выполнил студент группы Руководитель кандидат экономических наук, доцент
Климентов Г.А. Москва 2002 год. Содержание 1. Введение 2. История монополии. Монополии в России 1. Городское ремесло на Руси 2. Российская промышленность в XVII веке 3. Российская промышленность в Петровскую эпоху 4. Развитие мануфактуры при Петре 3. Монополий. Их виды 10 4.
Развитие монополии 5. Существование монополий 6. Антимонопольная политика 7. Негативные стороны монополизма 8. Заключение 28 Список литературы 1. Введение Предмет данной работы экономическое развитие фирмы. Ее рост от кустарного производства до современных масштабов. В процессе производства и продажи конечного продукта, между производителями, а также между продавцом
и покупателем товара возникает конкурентная борьба. На совершенном конкурентном рынке он является идеальной моделью, поскольку в реальности не существует действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности может влиять на цену товара, стремясь продать свой товар. Для модели рынка совершенной конкуренции характерно наличие на рынке множества независимых продавцов
и покупателей, каждый из которых производит или покупает лишь малую долю общего рыночного объема данного товара. Продуктом свободной конкуренции является монополия. В противоположность субъекту рынка совершенной конкуренции, монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. Каждая фирма объединения в отдельности не может повлиять на цену произведенного товара. И причина очевидна это объединение выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
Например, фирма-монополист может поставлять на рынок продукт, не имеющий близких субститутов. Из данной характеристики следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. В данном случае цена уникального товара рассчитана на получение сверхприбылей, так как производитель
может обладать новыми технологиями, в ряде случаев, защищенных патентами и лицензиями. В этой работе я хотел рассмотреть экономическое развитие фирмы. Образование и условия существования монополистических объединений. Их виды и развитие. 2. История монополии. Монополии в России 1.Городское ремесло на Руси Экономическое и культурное значение города во многом определялось
тем, что здесь работали искусные ремесленники зодчие, каменотесы-резчики, мастера по меди, серебру и злату, иконописцы. Изделия отечественных городских ремесленников славились далеко, за пределами Руси. Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны в соседних странах под названием русских замков. О высоком искусстве мастеров черни тонкой ювелирной работы по серебру и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил.
Известны восторженные отзывы и о шедеврах русских златокузнецов. Так, в XI в. мастера-ювелиры изготовили позолоченные гробницы для первых русских братьев - братьев Бориса и Глеба. Летопись отмечает, что многи, приходяще из Греции и других земель, свидетельствовали Нигде такой красоты нет. В XII в. ремесленники, работающие прежде на заказ, перешли к выпуску изделий для массового сбыта.
Монгольское нашествие нанесло особенно тяжелый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а, следовательно, на навыках, приобретавшихся в ходе многолетней работы. Оборвалась связь мастер подмастерье ученик. Специальные исследования показали, что в целом ряде ремесел во второй половине
XIII в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники, ее огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приемы, знакомые мастерам Киевской Руси. Навсегда было забыто искусство тончайшей перегородчатой эмали. Исчезла многоцветная строительная керамика. Однако примерно с середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства.
Во второй половине XIV в. стали изготавливать кованые и клепаные пушки, началось производство листового железа. Получило развитие литейное дело, прежде всего литье колоколов пушек из бронзы. Для литья предварительно изготавливали восковую модель изделия, в которую затем вливался сплав меди и олова бронза. 2. Российская промышленность в XVII веке В России XVII в. образовались различные предприятия по выделке кожи, переработке сала, приготовлению
солода и т.д. Причем в их возникновении активно участвовало западноевропейское купечество. В 30-х гг. был основан комплекс железоделательных и оружейных предприятий в районе Тулы, Каширы и Алексина. Его владельцами были нидерландцы А. Виниус и Ф. Акема и житель немецкого города Гамбурга П. Марселис. На этих мануфактурах использовался не только ручной труд, но и применялись передовые по
тому времени достижения западноевропейской техники и технологии. Здесь действовал полный цикл производства от переработки руды и выплавки металла до выпуска готовых изделий из железа, включая оружие. Причем в середине XVII в. на них могло производиться железа и изделий из него более 1 тыс. тонн ежегодно. Во второй половине XVII в. подобный комплекс железоделательных предприятий возник в
Карелии около города Олонца. Здесь производство возглавил гамбуржец А. Бутенант. Железоделательными предприятиями владели и русские бояре Б.И. Морозов и И.Д. Милославский. На Урале возник первый в России Пыскорский медеплавильный завод. Наряду с добывающей рудной горной и металлургической промышленностью начали развиваться и отрасли промышленного производства изделий массового спроса и обихода.
Появились бумагоделательные и стеклодувные мануфактуры. Делались попытки основать крупное суконное производство. Помимо частных мануфактур в России действовали и казенные государственные. Такими, например, были московские Оружейная палата, Пушечный и Печатный дворы, основанные еще в XV XVI вв а также полотняное производство, главными центрами
которого в то время считались столичные Кадашевская и Хамовная слободы. На крупных предприятиях довольно широко использовалась наемная рабочая сила, что придавало производству признаки капиталистического характера. Однако в России имелось немало предприятий, где трудились и крепостные. Несмотря на внушительные успехи России в развитии крупного производства по сравнению с
XV XVI вв в XVII столетии господствовало производство мелкое. Большинство товаров изготавливалось в мастерских городских и сельских ремесленников. По своему социальному положению они делились на тяглых посадских людей, т.е. горожан, плативших государственные налоги, и вотчинных ремесленников, занимавшихся ремеслом и облагаемых своими хозяевами - дворянами, боярами или монастырями денежным или натуральным оброком.
В XVII в. ремесло было весьма сильно вовлечено в рыночные отношения. Именно продукция ремесленников предназначалась для реализации на рынке. Вместе с тем сохранялась и работа на заказ, но она была характерна для уникальных ремесленных специальностей, граничащих с искусством, как, например, ювелирное или златокузнечное дело. Заказными работами занимались и опытные ремесленники достаточно распространенных специальностей плотники,
портные, сапожники Русские ремесленники-умельцы могли выполнить буквально любую работу, секреты мастерства передавались ими из поколения в поколение. Большое распространение в XVII в. получили в России различные промыслы. На первом месте здесь стояли извоз и речное судоходство. Извозом в осенне-зимний период занималось едва ли не большинство мужского крестьянского населения. 2.3. Российская промышленность в Петровскую эпоху
В Петровскую эпоху российская промышленность совершила гигантский скачок и сравнялась с промышленностью наиболее развитых европейских держав. В Московском государстве XVI XVII вв. были крупные промышленные предприятия, например Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле. О Московском Печатном дворе иностранцы еще за полстолетия до
Петра I писали как о типографии европейских масштабов, хотя во всем его штате не было ни единого европейского специалиста. Четыре монетных двора в Москве, Новгороде, Пскове и Твери обеспечивали звонкой монетой всю Россию. При царе Алексее Михайловиче в селе Дединове работала крупная верфь, на которой был построен первый известный в истории российский военный корабль Орел.
Так что взлет промышленности во времена царя-реформатора произошел отнюдь не на пустом месте. Но за тридцать лет Петровских преобразований десятки предприятий сменились сотнями, и все экономическое развитие России чрезвычайно ускорилось по сравнению с предшествующими эпохами русской истории. Российская промышленность тех времен существовала в двух основных взаимодополняющих формах. Одна из них мануфактурное производство, а вторая ремесленное и мелкое крестьянское производство.
Подчас они жестоко конкурировали друг с другом, и в этом случае Петр I вставал на сторону мануфактуры. Однако мощные предприятия никогда не возникли бы, если бы не было возможности использовать умение и навыки сельских рабочих и ремесленников. 2.4. Развитие мануфактуры при Петре I Мануфактурное производство возникло в России задолго до Петровской эпохи. В течение XVII в. действовало не менее 50 различных мануфактур,
но не все они просуществовали до начала XVIII столетия. При Петре I 90-е гг. XVII в. 1725 г. было основано не менее двухсот мануфактур, причем подсчеты специалистов дают лишь приблизительные цифры. Дело в том, что учитываются так называемые указные предприятия, созданные по правительственному указу при этом владельцам предоставлялись различные привилегии, льготы. Истинное число мануфактур в XVII XVIII вв. подсчитать невозможно, поскольку неизвестно число безуказных
предприятий, возникших помимо указов и распоряжений центральных властей. К мануфактурам можно причислить, например, десятки кожевенных предприятий в городах Верхнего и Среднего Поволжья, на каждом из которых имелось более шести чанов для выделки кожи. На этих крупных кожевнях, принадлежавших купцам, путем специального дубления сырых коровьих шкур получали высококачественную кожу, пользовавшуюся за границей огромным спросом.
Учесть эти кожевенные мануфактуры по всей тогдашней России просто невозможно. Резкому росту числа мануфактур способствовала политика Петра, всемерно поощрявшего развитие крупной промышленности, стремившегося к тому, чтобы Россия сама производила разнообразные товары, а не закупала их за рубежом. В 1724 г. был принят таможенный тариф, облагавший высокими, даже запретительными пошлинами ввозимые
из-за рубежа товары, которые уже производились отечественными предприятиями. 3.Монополии. Их виды Монополия от моно единственный и греч. poleo продаю, исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных естественная, административная и экономическая. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин.
Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий,
когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй более быстрый основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. Различают пять основных форм монополистических объединений.
Они монополизируют все сферы общественного воспроизводства непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений картели и синдикаты. Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах,
рынках сбыта. Синдикат это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности определение цен, закупку сырья, сбыт продукции и т.п. при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется
и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, при котором все объединяющиеся предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право
принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. Многоотраслевой концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, многоотраслевые
комплексы предприятий и организаций, структурные звенья которых не имеют между собой функциональных связей, а являются полуавтономными филиалами головной компании. Конгломерат характеризуется широкой децентрализацией управления, когда ответственность за принятие решений и обеспечение прибыльности возлагается на сами филиалы. Высшее управление не занимается текущим планированием и вопросами тактики оно сосредоточивается лишь
на принятии стратегических решений, чаще всего связанных с распределением финансовых ресурсов. Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, зачастую не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей. В послевоенные годы фондовая биржа сыграла большую роль в организации холдинговых компаний, так как частично через спекулятивный механизм осуществлялась скупка
контрольных пакетов промышленными и финансовыми магнатами, а также монополистическими группами. Это позволило создать широкую сеть холдинговых компаний, которые обеспечивали контроль за группами торгово-промышленных корпораций, за различными отраслями и сферами экономики. Все это происходило с широким привлечением механизма биржевых спекуляций. Если на начальных стадиях биржа выполняла посредническую роль в образовании акционерных обществ, то
в современных условиях она стала выполнять ту же функцию в деле создания холдинговых компаний. 4. Развитие монополии Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия это теоретические абстракции, которые выражают
две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Крупные фирмы, обладающие значительной властью это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной
властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Например, в течение многих лет фирма Ксерокс контролировала процесс изготовления копий,
называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами. Другой пример, сегодня издержки разведки и добычи нефти на Ближнем и Среднем Востоке остаются кратно ниже, чем в других основных нефтедобывающих районах. Таким образом, вплоть до конца 60-х годов природный фактор действовал в сторону снижения предельных в расчете на прирост мощностей по добыче и средних в расчете на весь эксплуатационный фонд скважин издержек
добычи. В этот период НТП носил в основном эволюционный характер, а действие обоих факторов было однонаправленным. На этой стадии развития рынка природный фактор, по сути, подменял собой НТП и сокращал стимулы к внедрению его достижений, поскольку обеспечивал дешевизну открытия и разработки богатейших месторождений ближневосточных государств. Мировой рынок нефти уровни издержек, динамика и факторы их изменения.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в
развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства. Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний, принадлежащих владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей дочерней компанией.
Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами. Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в
США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В нефтяной Стандард ойл, в автомобильной Дженерал моторс и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 годов.
Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов
и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты банки, инвестиционные компании. Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья.
В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации. Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои
прежние дочерние компании в число отделений, то есть США заменили систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи
и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала. Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших
монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 в 1948 году и 60,1 в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44 в 1953 году до 62 общего объема активов в 1963 году. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным.
Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века Союз рельсовых фабрикантов и др Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность. Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.
В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г.
Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа Товарищество Бр.Нобель, ниточный трест и др Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством
законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства Продпаравоз, военно-промышленные монополии. Нелегальное положение создавало неудобства ограничение коммерческой и юридической деятельности и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений.
Многие крупные синдикаты Продамет, Продуголь, Продвагон, Кровля, Медь, Проволока, РОСТ и др. по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема 1910-14г.г. происходил дальнейший рост монополий.
Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. Русская нефтяная генеральная корпорация, Треугольник,
Коломна-Сормово, Россуд-Новаль, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других металлообработка, легкая и пищевая промышленность - уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными
органами металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др а также в форме принудительных объединений по инициативе и при участии правительства организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при
создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. Особый вид монополий международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.
Первая транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например американский нефтяной концерн Стандард ойл оф Нью-Джерси, имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56 общей их суммы, объем продаж 68, прибыли 52. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна Нестле размещена в других странах.
Только 2-3 всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например англо-голландский химико-пищевой концерн Юнилевер, германо-бельгийский трест фотохимических
товаров Агфа-Геверт. Их число не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии непосредственное слияние активов фирм разных стран объединение
компаний различных национальностей посредством квазислияний. Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного
налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны. Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства
по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно-высокую прибыль. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены высокими. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять дешевый рынок от дорогого.
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой отрасль состоит из одной фирмы и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа олигополия первого вида это отрасли с совершенно
одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень
обслуживания и т.п. Признаки такого рынка множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами. 5. Существование монополий Есть несколько причин существования монополий. Первая естественная монополия. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
И причина здесь экономия от масштаба чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример алмазная монополия Де Бирс опирается на контроль над сырьем фирма Ксерокс контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала
знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий монополистов и их продукция составляет 7
от общего числа. Из них естественных монополий 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности.
Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков. 6. Антимонопольная политика Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках захват значительной доли отраслевого производства
концентрация и централизация производства и капитала, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас от ракет до хлеба, света и тепла в домах зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное
законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для - обеспечения баланса интересов потребителей доступные цены и регулируемых предприятий финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов - определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения
издержек на тарифы для различных типов потребителей - стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций - создания условий для развития конкуренции например обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на трех китах, трех основных законодательных
актах 1. Закон Шермана 1890 год. Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах. 2. Закон Клейтона 1914 год запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции, определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. 3.
Закон Робинсона-Пэтмэна 1936 год запрет на ограничительную деловую практику в области торговли ножницы цен, ценовая дискриминация и др. Также в России существует закон от 22.03.1991 года О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически
дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом. 7. Негативные стороны монополизма 1. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. 2. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате
чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. 3. При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при особом отношении с властью. 4. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновение и развитие новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса.
В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно сказывается на экономике страны. Монополии более неповоротливы, трудно реформируемы, плохо приспосабливаются к резким изменениям конъюнктуры рынка и нередко терпят крах. Малые предприятия оказались наиболее мобильными и сегодня составляют значительную долю в экономике развитых стран. Согласно данным стран
Европейского Союза, в среднем 65 процентов всех поступлений в бюджет у них обеспечивают малые предприятия. Эти явления приобрели массовый характер еще 40 50 лет назад. Но, несмотря на множество мер и полумер по становлению и развитию малого бизнеса, выжить в современных условиях они практически не могут. 8. Заключение Проводимые сначала 90-х годов реформы, направили хозяйственную систему России на путь, ведущий к мелкотоварному производству.
Произошел развал крупных производственных и научно-производственных комплексов. Образовались слабые хозяйственные субъекты, сформировалась мнимая конкурентная среда, как следствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери. Например, на базе Аэрофлота было создано более 400 самостоятельных авиакомпаний.
Из них только 20 жизнеспособны, остальные, имея 1 3 самолета, лишены возможности нормальной работы. Объем перевозок снизился в несколько раз. Намечается реформирование системы управления железнодорожным транспортом. Если это пойдет по примеру растаскивания Аэрофлота, то экономика страны потеряет очень много, нельзя разрушать уже существующую структуру крупных монополий, так как свободная конкуренция и породила монополию.
Но, используя свое монополистические положение, объединение производителей имеет возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены монопольная цена. Эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. Монопольная цена представляет собой определенную дань, которую общество вынуждено платить тем, кто
занимает монопольное положение. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы ценовая, неценовая и неэкономическая.
Ценовая конкуренция это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества,
предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д. Список литературы 1. Макконел К.Р Брю С.Л. Экономикс.
Т.2 М.Республика, 1993 400 с. 2. Самуэльсон П.Э Нордхаус В.Д. Экономика. Пер. с англ.16-е изд. Уч. пос. М. Изд. дом Вильямс, 2000 688 с. 3. Энциклопедия по истории. Т.5, ч.3. История России-Сост. Исмаилова С.Т. М. Аванта,1996. 4. Большая советская энциклопедия. 5. Краткий экономический словарь.
6. Валерий Говгаленко. Почему Высшая стадия капитализма не привела к его гибели
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |