Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретическая основа развитиясоциальной сферы
1.1 Суть социальной сферы и взаимосвязьс муниципальным образованием
1.2 Социальная сфера и ее проявление налокальном уровне
Глава 2. Анализ системы развития социальнойсферы на примере города Воронежа
2.1 Показатели отдельных составляющихсоциальной сферы города Воронежа
2.2 Общая характеристика социальной сферы
Глава 3. Предложения по улучшению развитиясоциальной сферы муниципального образования
3.1 Совершенствование системы социальнойполитики на локальном уровне
3.2 Стратегия развития социальной сферы,как основной путь решения основных проблем
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важнейшейсоставляющей социально ориентированной экономики является широко развитая и успешнофункционирующая система отраслей социальной сферы. Социальная сфера — это самостоятельнаясфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересыв отношениях социальных субъектов.
В современнойэкономике социальная сфера стала важнейшим фактором и источником экономическогороста. Дело в том, что возможности поступательного развития экономики оказалисьнапрямую связанными с качественным развитием созидательных способностей человека.Определяющее влияние на качество рабочей силы оказывает образование, ее профессиональнаяподготовка, важную роль в ее формировании выполняет здравоохранение, культурноеобслуживание, все те сферы деятельности, которые формируют человеческий капитал.Поэтому тема для данной курсовойработы и показалась мне наиболее интересной и актуальной.
Цельюработы является исследование состояния и особенностей развития социальной сферымуниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальномуровне.
Глава1. Теоретическая основа развития социальной сферы
1.1Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием
Содержаниепонятия «социальная сфера», как и любой научной категории, многопланово. Можно выделитьнесколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупностьбольших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, — полагая, что такоепредставление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носитсущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальныхсоциальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадаетс понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальнаясфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них — обеспечение воспроизводстваобщества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используяв научном анализе категорию «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственнойсфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства,в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностейграждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемыхобществом на эти потребности[1].
Такимобразом, социальная сфера находит свое проявление как в социальной инфраструктуреи представляющем ее комплексе соответствующих отраслей, так и в том социальном пространстве,в котором реально осуществляется деятельность индивидов, их общение, взаимодействие,многочисленные социальные связи.
Рассматриваяструктуру социальной сферы, можно выделить следующие ее основные компоненты:
· здравоохранение,
· социальная поддержканаселения,
· образование,
· культура,
· физическая культураи спорт[2].
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместноговедения РФ и ее субъектов. Основной объем массовых видов медицинской помощи населениюоказывается на муниципальном уровне.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальныеорганы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственностимедицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическимилицами.
Главная цель муниципальной системы здравоохранения — удовлетворениепотребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам веденияместного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальныхстандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например,удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности,соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических,оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т. п.
Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохраненияна муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросыорганизации оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной),первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях,медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период.Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальнуюсистему здравоохранения в виде государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определеныгосударственные полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаватьсяорганам местного самоуправления с соответствующим финансированием. К ним относятся:
Ø контроль за соблюдением законодательствав области охраны здоровья граждан;
Ø защита прав и свобод человека и гражданинав области охраны здоровья;
Ø формирование органов управления муниципальнойсистемой здравоохранения;
Ø координация и контроль деятельности предприятий,учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохраненияв пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальнойпомощи в частной системе здравоохранения;
Ø осуществление мер по обязательному медицинскомустрахованию граждан;
Ø лицензирование медицинской и фармацевтическойдеятельности на подведомственной территории по поручению органа государственногоуправления здравоохранением субъекта РФ;
Ø регулярное информирование населения ораспространенности социально значимых заболеваний;
Ø санитарно-гигиеническое образование населения.
Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровнеявляются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждаетсяфедеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохраненияявляется его финансирование, которое носит многоканальный характер (рис. 1.1.).
/>
Рис.1.1. Источники финансирования муниципального здравоохранения.
За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия,обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципальногообразования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний и т. п.
Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатномпредоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного фонда обязательногомедицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот наборопределяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектовРФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательногомедицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемыеработодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативывзносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховыевзносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальныеобразования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органамгосударственной власти субъектов РФ и органам Пенсионного фонда РФ. Страховые организации,в распоряжении которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическимиучреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченномуколичеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющийполис обязательного медицинскою страхования, имеет возможность выбора между лечебно-профилактическимучреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживаниии повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхованияработает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании.
В качестве дополнительных источников финансирования муниципальногоздравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другиекредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники,не запрещенные законодательством РФ[3].
Определение потребностив объектах системы здравоохранения и планирование сети лечебно — профилактическихучреждений целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегическихпланов развития здравоохранения. Минимально допустимымразмером основной функциональной единицы для стационара следует считать отделение,для амбулаторно-поликлинического отделения — врачебную должность, обеспечивающуюобъем помощи в соответствии с функцией. Определение минимального размера функциональнойлечебной единицы следует также проводить по каждой специальности с учетом этаповорганизации медицинской помощи.
Минимально допустимым размеромотделения стационара местности при большом радиусе обслуживания и низкой плотностинаселения следует считать отделение на 20 — 30 однопрофильных коек, что соответствуетвеличине больничной секции, принятой в практике проектирования больниц.
В сфере здравоохранения применяются следующие нормативы:
— нормативобеспеченности больничными учреждениями составляет 134,7 коек на 10 тыс. жителей,
— нормативобеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями — 181,5 посещений в сменуна 10 тыс. жителей,
— нормативобеспеченности аптеками,
— нормативобеспеченности средним медицинским персоналом — 114, 3 человек на 10 тыс. жителей,
— нормативоснащения санитарным транспортом.
Данныенормативы гарантируют предоставление населению медицинской помощи на уровне не нижеминимально допустимого.
Состояниеи развитие отрасли здравоохранения характеризует такой показатель, как обеспеченностьмуниципального образования объектами здравоохранения. Данный показатель определяетсяпо формуле:
Б =(КБ / Н) х 10000,
гдеБ – обеспеченность муниципального образования объектами здравоохранения, количествокоек на 10 тыс. населения;
КБ– количество больничных коек в муниципальном образовании, единиц;
Н –численность постоянного населения, человек.
Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативойгосударства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправленияв РФ» 2003 г. относит к компетенции муниципальных районов и городских округов вданной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений — оказаниесодействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителямипоселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционноосуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий.Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретныеусловия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки болееэффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджетынесут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.
Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения:
— денежные пособия;
— помощь в натуральной форме (продукты, одежда);
— льготы (скидки) при оплате ряда услуг;
— субсидии (целевые средства для оплаты услуг);
— компенсации (возмещение некоторых расходов).
Муниципальная политикав области социальной защиты и социальной поддержки населенияпредставляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных)государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных напредотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнегосоциального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в областисоциальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретнымгруппам населения и отдельным гражданам.
Дляреализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальныхобразованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуреместных администраций — органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты.Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципальногообразования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов. Онапредставлена на рис. 1.2.
/>/> /> /> /> /> /> />
Субъекты социальной поддержки в муниципальном образовании /> /> /> /> />
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Центры психолого-педагогической помощи населению
/>/>
Отделы материнства и детства /> /> /> /> />
Отделы по делам ветеранов и инвалидов
и др.
Стационарные учреждения социального обслуживания и др.
/>/>
Рис.1.2. Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании.
Основнуюорганизационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различныхвидов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания.Они признаны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определятьнеобходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление.
Социальноеобслуживание осуществляется учреждениями социального обслуживания бесплатно и заплату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемыхрегиональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываютсяв порядке, установленном Правительством РФ.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживанияосуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектовРФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учрежденийсоциального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальныхуслуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятсяежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Муниципальные образования вправенаправлять на эти цели дополнительные средства из местных бюджетов.
Одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющихего конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, это образовательныйуровень населения. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образованийодной из крупных статей расходов местных бюджетов. Структура системы образованияна муниципальном уровне представлена на рис. 1.3.
/>
Рис. 1.3. Структура системы образования на муниципальном уровне.
Дошкольныйуровень является начальным звеном образования. В дошкольных образовательных учрежденияхобеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрастеот двух месяцев до семи лет. В соответствии с функциями существуют следующие видыдошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающеговида с одним или несколькими приоритетными направлениями развития воспитанников;детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированнойкоррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детскийсад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических,профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированноговида; центр развития ребёнка – детский сад с осуществлением физического и психическогоразвития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Кучреждениям общего образования относятся общеобразовательные школы, школы-интернаты,специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторымзвеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всемгражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получениебесплатного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативностиобщего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательнаяшкола; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняяобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия;вечерняя общеобразовательная школа; центр образования; открытая (смена) образовательнаяшкола; кадетская школа; школа-интернат.
Учреждениявысшего профессионального образования призваны обеспечить потребности личности вприобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональнойдеятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие виды: университет;академия; институт.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочияморганов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:
w организация предоставления общедоступногои бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключениемфинансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектовРФ;
w организация предоставления дополнительногообразования детям и бесплатного дошкольного образования;
w создание, реорганизация и ликвидация образовательныхучреждений;
w обеспечение содержания зданий и сооружениймуниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
w учет детей, подлежащих обязательному обучениюпо программам основного общего образования;
w опека и попечительство.
Деятельность муниципальных образовательных учреждений разных видоврегулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемымина их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учрежденийобразования являются местные органы управления образованием. На основании их решенияорганы управления муниципальным имуществом передают учреждениям образования в оперативноеуправление соответствующее имущество и в бессрочное бесплатное пользование — участкиземли.
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственнойполитики в области образования переданы полномочия по планированию, организации,регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием,по определению их структуры и полномочий, по назначению и увольнению руководителей.
В соответствии с законодательством органы местного самоуправленияформируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фондыразвития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансированиясистемы образования, устанавливают налоговые льготы, стимулирующие его развитие.
Сфераобразования финансируется из регионального и местного бюджета. Из региональногобюджета финансируются:
— заработнаяплата сотрудников общеобразовательных учреждений;
— компенсацияучебных расходов по нормативам расходов;
— выплачиваетсяпособие на компенсацию книгоиздательской продукции;
— расходына услуги интернет.
Финансированиеосуществляется в виде субвенций из регионального бюджета местному бюджету муниципальногообразования.
Засчет средств местного бюджета муниципального образования финансируются расходы насодержание сети дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительногообразования, муниципальное учреждение централизованной бухгалтерии, аппарат управления.
Наусловиях софинансирования (субсидии) финансируются питание дошкольников и учащихсясогласно утвержденным нормативам, капитальный ремонт зданий и сооружений.
Нормативная потребностьмуниципальных образований в объектах образования определяется с учетом всех формсобственности.
1. Нормативы потребностив дошкольных образовательных учреждениях должны включать:
1.1. Норматив числа меств дошкольных учреждениях для здоровых детей с числом групп от 1 до 10 и количествоммест от 10 до 200. Норматив определяется наоснове величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детейв городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); нормируемого радиуса обслуживания(300 м — для городской и 500 м — для сельской застройки); плотности заселения поселенийи жилых комплексов (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процентаохвата дошкольными образовательными учреждениями; гигиенических, педагогическихи медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий.
1.2.Норматив числа мест в санаторных дошкольных образовательных учреждениях для детейс ранним проявлением и малыми затихающими формами туберкулеза; для часто и длительноболеющих детей дошкольного возраста.
1.3. Норматив числа меств дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями физического, психическогои умственного развития на 4 и 8 групп. Норматив определяется исходя из максимальногоприближения к месту проживания больных детей и требований эффективной организациипроцессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также оснащения соответствующимоборудованием зданий.
1.4. Нормативы удельныхпоказателей общей площади основных видов дошкольных образовательных учреждений длягородского строительства:
на 4 группы (до 80 мест):
минимальный — 12,17 (19,68)кв. м;
на 6 групп (до 120 мест):
минимальный — 11,43 (17,09)кв. м;
на 8 групп (до 160 мест):
минимальный — 11,19 (15,62)кв. м;
на 10 групп (до 180 мест):
минимальный — 11,07 (15,0)кв. м;
на 12 групп (до 200 мест):
минимальный — 10,57 (14,02)кв. м;
в среднем по типам зданий:
минимальный — 11,28 (16,28)кв. м.
2. Нормативная потребностьв общеобразовательных учреждениях определяется на основе:
2.1. норматива числа меств общеобразовательных учреждениях, рассчитываемого исходя из численности жителейпоселений и жилых комплексов (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детейв сельской местности, при условии, что вторая смена составляет 10%);
2.2. нормативов удельныхпоказателей общей площади общеобразовательных учреждений 1, 2 и 3 ступеней образованиядля городского строительства:
1 ступень
на 4 класса (180 учащихся):
минимальный — 27,48 (38,43)кв. м;
1 и 2 ступени
на 8 классов (400 учащихся):
минимальный — 17,53 кв.м;
3 ступень
на 11 классов (275 учащихся):
минимальный — 21,36 кв.м;
на 22 класса (550 учащихся):
минимальный — 18,58 кв.м;
на 33 класса (825 учащихся):
минимальный — 15,31 кв.м.
3. Нормативная потребностьв учреждениях профессионального образования.
Потребность в новых образовательныхучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования должнаопределяться в первую очередь исходя из потребности в профессиональных кадрах тойили иной квалификации с учетом прогнозов рынка труда и действующих профессиональныхобразовательных учреждений.
3.1. Нормативная потребностьв учреждениях начального профессионального образования.
Исходным показателем прирасчете числа образовательных учреждений начального профессионального образованияявляется норматив — 110 обучающихся на 10 тыс. жителей.
3.2. Нормативы определенияпотребности в учреждениях среднего профессионального образования.
Исходным показателем прирасчете числа образовательных учреждений среднего профессионального образования(финансируемых за счет средств федерального бюджета) является норматив — 160 студентовна 10 тыс. жителей.
3.3. Нормативы потребностив учреждениях высшего профессионального образования.
Исходным показателем прирасчете числа образовательных учреждений высшего профессионального образования (финансируемыхза счет федерального бюджета) является норматив — 170 студентов на 10 тыс. жителей.
Существеннойхарактеристикой развития сферы образования на муниципальном уровне является обеспеченностьмуниципального образования образовательными учреждениями.
Обеспеченностьобъектами дошкольного образования определяется по формуле:
Д =(ЧМ / КД) х 1000,
гдеД – обеспеченность муниципального образования объектами дошкольного образования,число мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста;
ЧМ– число мест в дошкольных учреждениях в муниципальном образовании;
КД– количество детей дошкольного возраста в муниципальном образовании, человек.
Обеспеченностьмуниципального образования общеобразовательными учреждениями определяется по формуле:
Ш =(ЧШ / КШ) х 1000,
гдеШ – обеспеченность муниципального образования общеобразовательными учреждениями,число ученических мест на 1 тыс. детей школьного возраста;
ЧШ– число ученических мест в общеобразовательных учреждениях в муниципальном образовании;
КШ– количество детей школьного возраста в муниципальном образовании, человек.
Важную роль в повышении образовательного уровня населения играетвзаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки. Высшиеучебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными).Муниципальных вузов практически нет.
Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшегообразования на своей территории, поскольку это обеспечивает:
— подготовку местных квалифицированных кадров;
— проведение прикладных научных исследований по проблемам местнойжизни и развития территории;
— повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурногослоя.
Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшегообразования и науки может состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещенийв аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органыместного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениямна проведение прикладных исследований.
Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальныепамятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы,искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества,приобщать людей к творениям культуры, проводить исследования в области культуры.К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис.1.4.).
/>
Историко-архивная деятельность
Краеведение
Радио и телевидение
Рис.1.4. Состав сферы культуры.
Федеральныйзакон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округовсоздание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организациюбиблиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) местного значения. К компетенции муниципальных районовотнесена организация библиотечного обслуживания поселений.
Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданийи сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к нимтерриторий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурнуюзначимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи,библиотеки).
Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется засчет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия,организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создаватьфонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондовмогут выступать также и органы местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления в области культурыдолжна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурныхценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправленияследует создавать условии для развития сети специальных учреждений и организаций— школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечиватьдоступность и бесплатность для населения муниципальных библиотек, других учрежденийкультуры.
Обеспеченностьмуниципального образования объектами культуры характеризует степень развития даннойотрасли. Определяется по формуле:
К =(КП / Н) х 10000,
гдеК – обеспеченность муниципального образования объектами культуры, количество посещенийна 10 тыс. населения;
КП– количество посещений объектов культуры в муниципальном образовании, единиц;
Н –численность постоянного населения, человек.
Основнымифункциями муниципального органа управления культурой являются:
— координациякультурно-просветительной работы организаций и учреждений;
— методическаяи финансовая помощь учреждениям культуры;
— контрольза содержательной и финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры;
— выдачалицензий на ведение коммерческой деятельности в сфере культуры;
— проведениеобщественных мероприятий;
— учет,охрана, содержание и реставрация памятников истории и культуры местного значения;
— контрольза использованием средств культурных фондов муниципальных предприятий и учреждений,принятие в необходимых случаях мер по их централизации и др[4].
Федеральныйзакон 2003г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округовобеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующихтерриториях. На муниципальном уровне регулированиевопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурноеподразделение администрации. Данное регулирование осуществляется по следующим направлениям:
— финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта;
-содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений,находящихся в собственности муниципального образования;
— создание условий для развития физической культуры и спорта;
— оказание адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивныморганизациям;
— поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организацийи сооружений и укрепление их материально-технической базы.
Большое значение для развития социальной сферы муниципальногообразования имеет соблюдение минимальных государственных социальных стандартов.
Минимальные государственные социальные стандарты — единые на всейтерритории РФ требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатныхсоциальных услуг гражданам РФ на минимально допустимом уровне для обеспечения реализацииустановленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемыхиз бюджетов всех уровней бюджетной системы. Минимальные государственные социальныестандарты утверждаются и применяются для решения следующих задач:
— реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленныхв Конституции РФ;
— упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений междуорганами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФи органами местного самоуправления.
В качестве минимальных государственных социальных стандартов всфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенноговида бесплатных образовательных услуг гражданам РФ, необходимых для получения дошкольного,основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственныхи муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для полученияна конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательномучреждении;
В качестве минимальных государственных социальных стандартов всфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставленияопределенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам РФ, необходимых для оказаниямедицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
В качестве минимальных государственных социальных стандартов всфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качествупредоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ, необходимыхдля их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством РФ;
В качестве минимальных государственных социальных стандартов всфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенноговида бесплатных социальных услуг гражданам РФ, необходимых для обеспечения библиотечногообслуживания населения.
Минимальные государственные социальные стандарты используютсядля определения объемов финансирования отраслей социальной сферы на очередной финансовыйгод из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Органы государственной власти РФ и органы государственной властисубъектов РФ в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ закрепляютза местными бюджетами собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулированиядругие источники доходов необходимые для обеспечения минимальных государственныхсоциальных стандартов.
Проблема использования социальных стандартов имеет особо важноезначение на уровне муниципального образования. Если федеральный и региональный уровнидолжны отдавать приоритет решению стратегических, концептуальных вопросов социальнойполитики, то большинство социальных услуг население получает на муниципальном уровне;именно на местах легче всего выявляются конкретные социальные проблемы и определяетсякруг лиц, нуждающихся в социальной защите. На муниципальном уровне непосредственнореализуются социальные функции и наиболее сильна «социальная компонента» среди другихнаправлений деятельности.
1.2 Социальная сфера и ее проявление на локальном уровне
Ключевой механизмсоциального развития муниципальногообразования – активная социальная политика, направленная на достижение социальныхцелей.
Социальная политика – одно из направлений деятельности органовместного самоуправления по регулированию социально – экономических условий жизнинаселения. Суть социальной политики состоит в поддержании отношений между социальнымигруппами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членовобщества.
Основнымипринципами проведения социальной политики являются:
1)защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведениеиндексации;
2)обеспечение помощи самым бедным семьям;
3)выдача помощи на случай безработицы;
4)обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработнойплаты;
5)развитие образования, охрана здоровья.
Главной задачей социальной политики является повышение уровняжизни и снижение дифференциации населения по уровню доходов, реализация конституционныхправ человека на образование, гарантированную бесплатную медицинскую помощь и обеспечениедоступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры.
В настоящее время реализация социальной политики становится однимиз важных факторов развития муниципальных образований. В социальной политике выделяютдва относительно самостоятельных блока:
— социальная политика в широком смысле, которая охватывает решенияи мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечениепоследних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами,приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрануи укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированныхсоциальных условий для жизнедеятельности граждан;
— собственно социальная политика (ее элементами являются политикав
области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежнаяполитика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).
Местная социальная политика — взаимосогласованная совокупностьсоциальных целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработкаи практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органамисамоуправления[5].
Если исходить из того, что к вопросам местного значения Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования,то социальный блок выступает наиболее существенным компонентом местной политикив целом. Так, вопросами местного значения, входящими в предмет ведения местногосамоуправления и имеющими очевидное социальное содержание, являются:
• комплексное социально-экономическое развитие муниципальногообразования;
• организация, содержание и развитие муниципальных учрежденийздравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
• содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,основного общего и профессионального образования;
• создание условий для жилищного и социально-культурногостроительства;
• создание условий для деятельности учреждений культуры вмуниципальном образовании;
• сохранение памятников истории и культуры, находящихся вмуниципальной собственности;
• создание условий для развития физическойкультуры и спорта в муниципальном образовании и т.д.
Весь обозначенный круг вопросов, таким образом, составляет основнуюпредметную область местной социальной политики и определяет задачи субъекта управленияв процессе ее формирования и реализации.
Важнейшим механизмом реализации местной социальной политики являетсяместный социальный бюджет, представляющий собой неотъемлемую частьместного бюджета[6]. Экономическую основу формированияместного социального бюджета должны составлять муниципальная собственность, местныефинансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управлениеорганам местного самоуправления, и т.п. Соответственно, важнейшим условием эффективнойместной социальной политики является наполненность местных бюджетов, полноценнаяих доходная часть, сбалансированность доходов и расходов.
Как видно, возможностей для формирования бюджетной основы действеннойсоциальной политики на местном уровне немало. При разработке конкретной системымероприятий местной социальной политики следует учитывать специфику типа местногосообщества, для которого формируется соответствующая совокупность социальных программи внепрограммных решений.
Глава2. Анализ системы развития социальной сферы на примере города Воронежа
2.1.Показатели отдельных составляющих социальной сферы города Воронежа
Социальнуюсферу города Воронежа в настоящее время представляют 49 учреждений здравоохранения,311 учреждений образования, 46 учреждений культуры, 7 учреждений и 1 предприятиефизической культуры и спорта, а так же комитет по труду и социальному развитию.
Дальнейшаяреализация приоритетных национальных проектов, выделение средств из бюджетов всехуровней на проведение работ по строительству, ремонту объектов социальной сферы,а так же переход на отраслевую систему оплаты труда, позволили значительно укрепитьматериально-техническое состояние учреждений социальной сферы.
Развитиездравоохранения города.
В 49лечебно-профилактических учреждениях города работают более 13 тысяч медицинскихработников.
За2008 год на здравоохранение города было израсходовано 3 196,1 млн. руб., что на832,3 млн. или 35,2% больше, чем в 2008 году.
Основныепоказатели деятельности учреждений здравоохранения города Воронежа представленав таблице 2.1.
Таблица2.1.
Основныепоказатели деятельности учреждений здравоохранения города ВоронежаНаименование показателя Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 г. Среднемесячная заработная плата работников здравоохранения руб. 5337,6 6746,9 9006,88
Укомплектованность учреждений
здравоохранения врачами % 63,7 63,4 62,8
Укомплектованность учреждений
здравоохранения средними медработниками % 56,9 60,7 59,4 Пролечено в стационарах тыс.чел. 139,5 145,1 101,6 Количество развернутых круглосуточных коек ед. 4199 3963 4022 Занятость койки дни 326,2 339,6 245,6 % от нормативной потребности % 98,9 103 99,2 Количество больных, пролеченных в среднем на 1 койке (оборот койки) чел. 31,8 35,7 25,9 Средняя длительность пребывания дни 10,2 9,5 9,5 Младенческая смертность %о 7,8 7,7 6,1 Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения % 40 44 54 Объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на одного жителя: а) стационарной медицинской помощи койко-день 1,5 1,5 1,5
б) амбулаторной помощи посещение 10,6 10,6 10,5 в) дневных стационаров всех типов койко-день 0,4 0,4 0,4
г) скорой медицинской помощи вызов. 0,3 0,3 0,35
Доля населения, охваченного профилактическими осмотрами
— флюоро осмотры
— онко осмотры %
60
65
60,7
66,5
67
70 Уровень госпитализации в муниципальные учреждения здравоохранения человек на 1000 человек населения 163 162,4 161,2
Средняя заработная плата медицинского персонала из всех источников финансирования по сравнению с 2008 годом возросла с 6 746 руб. до 9 246 руб. В результате выплат федеральных надбавок специалистам первичного звена средняя заработная плата врачей участковых составила 17 тыс. руб., медсестер участковых – 9,5 руб., врачей скорой медицинской помощи – 17,7 тыс. руб., среднего медперсонала скорой помощи – 11,5 тыс. руб.
По-прежнему остро стоит проблема кадрового обеспечения медицинских учреждений. Укомплектованность врачами по сравнению с 2008 годом снизилась с 63,4% до 62,7%, укомплектованность средними медработниками осталась на прежнем уровне и составила 60,3%.
В динамике трех лет отмечается рост обеспеченности участковой службы специалистами: укомплектованность участковыми терапевтами возросла с 2007 года с 75% до 80%, участковыми педиатрами – с 82% до 90%. Укомплектованность средним медперсоналом возросла в целом с 60% до 74%.
По национальному проекту «Современное здравоохранение» получено на 42,9 млн. рублей меньше, чем в 2008г., т.к. в 2009 году не производилась централизованная поставка оборудования, но по другим направлениям наблюдается рост поступлений:
— по участковой службе на 14,9 млн. руб.
— по родовым сертификатам на 22,5 млн. руб.
— по диспансеризации на 23,5 млн.руб.
В рамках ведомственных целевых программ в 2009 году здравоохранению было выделено 106,97 млн. руб. для проведения ремонтных работ и 122,95 млн. руб. для приобретения оборудования.
В демографической ситуации по городу продолжаются положительные тенденции: в динамике 5 лет рождаемость выросла на 11%, т.е. с 8,9‰ до 9,9‰. За тот же период времени уровень смертности населения снизился на 9% и по итогам 2009 года составил 14,9‰.
Приоритетными направлениями деятельности муниципального здравоохранения следует считать:
— реализацию Концепции демографической политики на период до 2025 г.;
— реализацию Концепции развития здравоохранения города Воронежа на 2008-2009 годы;
— осуществление мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения в соответствии с адресной инвестиционной программой;
— дальнейшую реализацию приоритетного национального проекта «Современное здравоохранение»;
— обеспечение роста доходов медицинских работников на основе внедрения новой системы оплаты труда.
Развитие образования.
Организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования на территории города Воронежа в 2009 году осуществляли 311 учреждений с общим охватом 114840 детей[7].
Показатели деятельности учреждений образования г. Воронежа представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Основные показатели деятельности учреждений образования города Воронежа Наименование показателя Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 год Среднемесячная заработная плата работников образования руб. 4145 6283 8220 Укомплектованность МОУ учителями % 99,2 99,4 99,7 Численность учащихся, приходящихся на одного учителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях чел. 22 22 22 Обеспеченность общеобразовательных школ компьютерами Шт. на 1000 учащихся 22,3 24,7 2457 Количество учреждений образования, подключенных к Интернету % 51,5 100 100
Количество учащихся 1-11 классов, завершивших учебный год,
в том числе: чел. 72658 68609 65044 с отличием чел. 3921 3858 3633 на «4» и «5» чел. 25509 23972 22885
Количество учащихся, награжденных:
золотой медалью чел. 62 99 91 серебряной медалью чел. 264 240 221 Доля учащихся, занимающихся во вторую смену % 21,2 19,1 18,9 Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях ед. 19740 19992 20052 Очередь в дошкольные образовательные учреждения детей 4198 7962 7534
Анализ финансирования системы образования за 2009 год показал, что на текущее содержание учреждений образования города израсходовано 2 776 718,6 тыс. руб., что на 63,9% больше, чем в 2008 году.
Средняя заработная плата педагогических работников на конец 2009 года составила 8220 руб. (на конец 2008 года — 6 283 руб.). Стимулирующие надбавки выплачены 1831 педагогу на сумму 20158,9 тыс. руб. Сейчас, в результате введения новой системы оплаты труда, заработная плата учителей увеличена до 13700 руб., ликвидированы уравнительные подходы в оплате, обеспечено реальное участие представителей общественности в оценке труда учителей и руководителей учреждений при распределении стимулирующей части заработной платы.
Летом 2009 года всеми формами отдыха и оздоровления было охвачено 65182 ребенка школьного возраста, что составляет 95,4% от общего числа школьников (в 2008г. – 95,5%).
В ходе реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» 24 общеобразовательных учреждения стали победителями в конкурсе «Стимулирование деятельности инновационных образовательных учреждений», 81 педагог города получил денежное поощрение в размере 100,0 тыс. руб. в рамках конкурса «Поддержка лидеров – лучших учителей образовательных учреждений», 2768 педагогам выплачивалось вознаграждение за выполнение функций классного руководителя.
Второй год реализовывались мероприятия муниципальной целевой Программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений города Воронежа на 2008-2009 годы». На реализацию программных мероприятий в 2009 году было направлено 110 564,2 тыс. руб.
В 2009 году на 380 единиц увеличено количество мест в дошкольных учреждениях. В 124-х дошкольных учреждениях проведен капитальный и текущий ремонт, также приобретена мебель, оборудование для медицинских кабинетов, наглядные пособия, проведены противопожарные мероприятия.
Приоритетные направления в работе на 2009 год:
— проведение мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений города;
— реализация мероприятий муниципальной целевой Программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений г. Воронежа» на 2008-2009гг.»;
— дальнейшее развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
— проведение мероприятий в рамках модернизации российского образования;
— обеспечение мероприятий по социальной поддержке обучающихся и педагогов.
Развитие культуры города.
На территории города Воронежа функционируют 46 муниципальных учреждений культуры, в том числе: 27 учреждений дополнительного образования детей, 4 театра, 1 музей, 12 учреждений культурно-досугового типа, муниципальная библиотечная система, включающая в себя 46 филиалов и муниципальное бюджетное учреждение «Культурное наследие». Показатели деятельности учреждений культуры г. Воронежа представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Основные показатели деятельности учреждений культуры Наименование показателя 2007 год 2008 год
2009 год
(оценка) Среднемесячная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры, руб. 2912,4 4946,1 6064,6 Доля жителей города, пользующихся услугами в сфере культуры и дополнительного образования, ко всему населению города, % 72,6 73,5 74,8 Количество городских культурно-массовых мероприятий, ед. 21 47 51 Число зрителей городских культурно-массовых мероприятий, тыс. чел. 100,0 150,9 152,0
Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей Количество учащихся на начало учебного года, чел. 6946 7086 7140 Число отделений, ед. 140 143 145 Численность учащихся, приходящихся на одного учителя в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, человек 8 8 8
Централизованная библиотечная система г.Воронежа Книговыдача, тыс. экз. 3825,8 3837,8 3839,1 Число посещений, тыс. чел. 1220,2 1229,9 1231,2 Число пользователей, тыс. чел. 191,6 192,8 194,3
Муниципальные учреждения культурно-досугового типа Число клубных формирований, ед. 225 227 229 Число участников клубных формирований, чел. 4636 4691 4703 Число культурно-массовых мероприятий, ед. 2846 2877 2900 Число муниципальных киноустановок, ед. 2 2 2 Число посещений киносеансов, тыс. чел. 24,7 28,4 28,9 Число киносеансов, ед. 619 465 472 /> /> /> /> />
В 2009 году сфере культуры и дополнительного образования было выделено 275770,9 тыс. руб. (2008 год — 189265,0 тыс. руб.). Существенным дополнением к бюджету в 2009 году стал доход от оказания платных услуг, в целом по отрасли он составил 20191,0 тыс. руб.
Средняя заработная плата работников отрасли культуры в 2009 году составила 6064,6 руб. (2008- 4946,1 руб.). В 2009 году, после введения новой системы оплаты труда размер средней заработной платы возрос до 10921 руб. у руководителей, и до 7692 руб. у работников учреждений.
В 2009 году проведен капитальный и текущий ремонт в 43 учреждениях культуры на общую сумму 28 994,3 тыс. руб., приобретено оборудование и музыкальные инструменты на сумму 12 664,6 тыс. руб. (2008 год — капитальный и текущий ремонт был проведен в 41 учреждении культуры города на общую сумму 10605,6 тыс. руб., приобретено оборудование и музыкальные инструменты на общую сумму 793,0 тыс. руб.).
За счет частных инвестиций в Ленинском районе в 2009 году началось строительство жилого дома, в котором будет размещена Детская школа искусств № 18.
В 2009 году впервые профинансированы мероприятия муниципальной целевой Программы «Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей города Воронежа».
Комитетом по культуре в 2009 году разработана ведомственная целевая программа «Сохранение и популяризация объектов монументальной скульптуры, расположенных на территории города Воронежа». На данный момент отремонтированы 17 объектов монументального искусства.
Основными направлениями деятельности в сфере культуры города на 2009 год будут являться:
- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, решение вопросов по выделению помещений для размещения учреждений культуры и строительству новых зданий;
— совершенствование работы с персоналом сферы культуры города;
— организация библиотечного обслуживания населения города;
— реализация мероприятий, направленных на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Развитие физической культуры и спорта.
На территории города осуществляют свою деятельность 7 муниципальных учреждений физической культуры и спорта и одно муниципальное предприятие «Физкультурно-спортивный комплекс». Показатели деятельности учреждений физической культуры и спорта г. Воронежа представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Основные показатели деятельности учреждений физической культуры и спорта Наименование показателя 2007 год 2008 год на 01.10 2009 года Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников подведомственных учреждений, рублей. 2420 2570 5320 Удельный вес населения систематически занимающихся физической культурой и спортом, % 21,5 22,5 23,5 Обеспеченность города спортивными сооружениями: — по спортивным залам, % от норматива; 32,0 32,1 32,7 — по плоскостным сооружениям, % от норматива; 19,8 21,4 21,8 — по бассейнам, % от норматива. 5,0 5,1 5,6 Количество муниципальных ДЮСШ, ед. 5 5 5 Численность занимающихся в муниципальных ДЮСШ, человек. 7020 6477 6500 Укомплектованность ДЮСШ педагогами, тренерским составом, % 63 57 57 Количество проведенных спортивно-массовых мероприятий, ед. 292 321 241 Количество участников спортивно-массовых мероприятий, тыс. чел. 78,0 79,3 64,0
Объем финансирования комитета и подведомственных учреждений в 2009 году составил 151 601,9 тыс. руб. (в 2008 году — 89544,3 тыс.руб.).
Средняя заработная плата работников отрасли составила 6018 руб., в 2008 году – 3579 руб. В 2009 году, после введения новой системы оплаты труда средняя заработная плата составит 7143 руб.
В 2009 году комитетом по физической культуре и спорту совместно с администрациями районов города, физкультурно-спортивными обществами, федерациями по видам спорта и спортивными клубами проведены 312 спортивно-массовых мероприятий и соревнований по 52 видам спорта с охватом 180 617 человек.
Согласно статистическим данным за 2009 год число занимающихся в детско-юношеских спортивных школах составляет 6635 человек (в 2008 году — 6477 человек), учебно-тренировочный процесс осуществляют 224 тренера-преподавателя (в 2008 г. — 212 тренеров – преподавателей).
Задачи отрасли на 2009 год:
— увеличение доли жителей города занимающихся физической культурой и спортом до 23% от общей численности жителей;
— повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями различного типа за счет введения в эксплуатацию новых спортивных сооружений, реконструкции существующих сооружений;
— реализация ведомственной целевой программы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на территории города Воронежа на 2009 – 2011 гг. и др.
Социальное развитие.
В 2009 году объем выделенных ассигнований комитету по труду и социальному развитию составил 338 908,5 тыс. руб. (2008 год — 354 314,8 тыс. руб.)
В соответствии с Муниципальной целевой Программой социальной поддержки населения города Воронежа в 2009 году была назначена и выдана денежная помощь 3302 гражданам на общую сумму 9011,82 тыс. руб. (2008 год — 3295 чел./ 8920,5 тыс. руб.). Отдохнули и прошли санаторно-курортное лечение 983 малообеспеченных граждан, что на 12% больше, чем в 2008 году. В рамках реализации Программы было проведено 19 социально значимых мероприятий, а так же новогодние и рождественские праздники для детей из малообеспеченных семей. Всего в мероприятиях социального характера приняли участие 63097 человек.
В рамках реализации ведомственной целевой Программы «Старшее поколение» в 2009 году программными мероприятиями было охвачено 5672 пожилых граждан города, что составляет 141,8% от планового показателя (4000 граждан).
Перспективными направления развития в деятельности комитета будут являться:
— проведение мониторинга рынка труда и оказание содействия занятости высвобождаемым работникам и работникам, находящимся под риском высвобождения в условиях кризиса;
— обеспечение социальных гарантий отдельным категориям жителей города;
— продолжение работы в области оказания содействия занятости слабозащищенным категориям населения города в условиях финансового кризиса;
— социальная поддержка социально незащищенных слоев населения и граждан старшего поколения города посредством реализации ведомственных целевых Программ.
Сейчас, работая в условиях кризиса, дальнейшей основной задачей комитетов и учреждений социальной сферы города Воронежа в 2009 году должна быть успешная реализация приоритетных направлений развития с учетом муниципальных, ведомственных целевых программ и планов мероприятий.
2.2 Общая характеристика социальной сферы
Поскольку уровень развития муниципальных образований характеризует материальные аспекты удовлетворения различных человеческих потребностей, то это неизбежно включает в качестве структурной социальную составляющую. Социальная составляющая уровня развития выполняет двоякую роль: определенного способа удовлетворения потребности населения муниципального образования услугами социальной инфраструктуры, с одной стороны, и всестороннего развития личности — с другой.
Уровень развития муниципального образования призван обеспечить условия воспроизводства человеческой жизни. Для воспроизводства населения необходимо обеспечить процесс потребления благ через определенные организационные формы, в том числе и через продукцию и услуги предприятий и учреждений социальной инфраструктуры. Нормальные условия жизнедеятельности в немалой степени обеспечиваются путем удовлетворения суммы материальных, социальных и культурных потребностей в процессе пользования благами и услугами предприятий социальной инфраструктуры муниципального образования.
Система показателей социального уровня развития муниципального образования представляет собой иерархическую структуру. Вершину этой пирамиды занимают показатели, которые дают обобщающую оценку социального развития.
Среди частных показателей, характеризующих элементы социального развития муниципального образования, можно выделить традиционные и нетрадиционные. К первой группе относят и такие показатели, как уровень образования, профессионально-квалификационный уровень кадров, обеспеченность образовательными, медицинскими учреждениями, учреждениями культуры и т.д. Ко второй — демографические показатели, некоторые показатели условий жизни населения[8].
К показателям, характеризующим состояние социальной сферы муниципального образования, относятся:
Ø дошкольные образовательные учреждения:
— число дошкольных образовательных учреждений,
— число мест в дошкольных образовательных учреждениях,
— численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения,
— численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения.
Ø общеобразовательные учреждения:
— число дневных общеобразовательных учреждений,
— численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений.
Ø учреждения культуры и искусства:
— число учреждений культуры и искусства,
— численность работников в учреждениях культуры и искусства,
Ø учреждения здравоохранения:
— число больничных учреждений,
— число коек в больничных учреждениях,
— число амбулаторно-поликлинических учреждений,
— число детских поликлиник,
— число станций скорой медицинской помощи,
— численность врачей всех специальностей в учреждениях здравоохранения,
-численность среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения.
Ø учреждения социального обслуживания населения:
— число стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов,
— число учреждений для детей-инвалидов,
— число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов,
— численность лиц, обслуживаемых отделениями социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Перечень данных показателей для города Воронежа представлен в таблице 2.5:
Таблица 2.5.
Показатели социального развития города Воронежа. Показатель 2007 год 2008 год число дошкольных образовательных учреждений 185 181 число мест в дошкольных образовательных учреждениях 21395 22370 численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения 21577 21504 число общеобразовательных учреждений 137 137 численность учащихся общеобразовательных учреждений 71067 67781 численность врачей всех специальностей в учреждениях здравоохранения 8590 8581 численность среднего медицинского персонала на 10000 чел. 128,2 128 число коек в больничных учреждениях 11745 11638 число стационарных учреждений социального обслуживания 1 1 численность граждан пожилого возраста и инвалидов на 1000 чел. 250 252 число учреждений культурно-досугового типа 21 19
Анализируя показатели социального развития г. Воронежа, видно, что число дошкольных общеобразовательных учреждений города в 2008г. по сравнению с 2007г. сократилось на 2,16 процентов. При этом численность детей, посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения, также сократилось на 0,34 процентов. Сохранилось прежнее количество дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, а численность учащихся в них сократилась на 4,62 процентов. В учреждениях здравоохранения число больничных коек сократилось в 2008г. по сравнению с 2007г. на 0,91 процентов, численность врачей всех специальностей сократилось на 0,11 процентов. Численность среднего медицинского персонала в расчете на 10000 человек сократилась на 0,16 процентов, число стационарных учреждений социального обслуживания осталось прежним (1 учреждение). При этом увеличилась численность граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в оказании социальной поддержки. Число учреждений культурно-досугового типа снизилось на 9,52 процентов. В целом, заметны негативные тенденции по многим показателям, что связано с неблагоприятной демографической ситуацией в городе, недостатком высококвалифицированных кадров, недостаточной финансовой обеспеченностью отраслей.
Таким образом, под социальными показателями следует понимать некую совокупность качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, которая отражает их существенные особенности в статике и динамике. Анализ данных социальных показателей позволяет сделать вывод об обеспеченности муниципального образования различными учреждениями социальной сферы, определить тенденции изменения этих показателей, и в итоге получить комплексные данные о состоянии и развитии социальной сферы муниципального образования.
Глава 3. Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования
3.1 Совершенствование системы социальной политики на локальном уровне
Проблема повышения эффективности использования средств муниципального бюджетов, выделяемых на образовательную сферу, является достаточно актуальной в настоящее время. По отдельным муниципалитетам доля расходов по разделу «Образование» превышает 50% совокупных бюджетных затрат.
Величина расходов на образование зависит от стоимости обучения в рамках государственного стандарта. Таким образом, возникает потребность в определении стандартной нормы, гарантированной государством образовательной услуги, финансирование которой должно осуществляться преимущественно за счет средств регионального и муниципального бюджетов, и дополнительных расходов, которые возникают в связи с диверсификацией образовательной услуги.
Достаточно перспективным и экономически эффективным является внедрение в практику метода подушевого бюджетного финансирования, имеющего под собой определенные правовые основания. Так, статья 41 Закона «Об образовании» устанавливает, что «финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе». Практика бюджетного муниципального планирования показала, что муниципалитеты применяют большое число отраслевых норм, ведущих к существенному удорожанию бюджетной образовательной услуги. Это, например, нормы, разрешающие делить классы, создавать компенсирующие классы для детей с недостатками в развитии, разрешающие вводить дополнительные штатные единицы, доплаты и т.п. Однако все эти нормы отраслевого федерального законодательства не носят обязательного характера и могут быть использованы при наличии финансовых возможностей. Сущность такого метода бюджетного планирования может быть охарактеризована как «затратный».
В муниципальных образованиях разрабатываются и утверждаются Методики формирования нормативов бюджетного финансирования для общеобразовательных учреждений; дошкольных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования детей; детских домов, школ-интернатов всех видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная практика может быть охарактеризована как большой шаг вперед в реализации принципов нормативного финансирования образовательной услуги.
Однако указанные методики имеют ряд недостатков, в частности: в основе методики расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования для общеобразовательных учреждений (школ) лежит алгоритм расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования, позволяющий рассчитывать соответствующий усредненный норматив и распределять между муниципальными образованиями финансовые ресурсы регионального бюджета, передаваемые им в виде субвенций, в процессе реализации возложенных на региональный бюджет полномочий в соответствии с п.6 ст.29 Закона РФ «Об образовании». Региональная методика не отвечает на вопрос, каким образом муниципалитету осуществлять распределение полученных в виде субвенций финансовых ресурсов между общеобразовательными учреждениями. Финансовым органам муниципального образования рекомендовано лишь разработать собственные методики распределения денежных средств, основывающиеся на принципах подушевого финансирования. Методика дает ответ лишь на вопрос, каким образом рассчитать норматив подушевого бюджетного финансирования по фонду оплаты труда, оставляя за пределами рассмотрение вопроса о формировании соответствующего норматива по фонду материального обеспечения, в состав которого включаются расходы на обеспечение учебного процесса канцелярскими принадлежностями; материалами и предметами для текущих хозяйственных целей; на приобретение учебно-наглядных пособий и учебной литературы.
Анализируя рамки правового регулирования, определяющие возможность разрешения возникших проблемных ситуаций, можно прийти к выводу, что действующее отраслевое законодательство существенным образом не ограничивает субъекта как регионального, так и муниципального нормотворчества в выборе способов эффективного преодоления затруднений, имеющих в своей основе экономическую природу. Так, статья 8 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относит «определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации». Толкование указанной нормы бюджетного законодательства раскрывает потенциальную возможность органов государственной власти субъекта РФ разработать и принять обязательные для исполнения муниципальными органами управления методики расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования, определяющие общие методологические принципы и порядок распределения финансовых ресурсов между конкретными образовательными учреждениями, находящимися на территории соответствующего муниципалитета. Закрепление указанного полномочия за субъектом РФ представляется весьма оправданным, так как определение порядка распределения средств регионального бюджета, переданных муниципалитетам в виде субвенций на обеспечение образовательного процесса, логично отнести к компетенции субъекта РФ как изначального собственника указанных финансовых ресурсов.
Перспективным направлением совершенствования практики бюджетного планирования в сфере образования является внедрение на муниципальном уровне системы бюджетирования, ориентированного на результат (далее — БОР), экономическая сущность которого может быть выражена формулой: «каждый бюджетный рубль должен давать социально-экономическую отдачу». Бюджетирование, ориентированное на результат, является механизмом повышения эффективности социально-экономической политики муниципального образования посредством оптимизации структуры муниципальных расходов и результатов использования бюджетных средств. Оно подразумевает реформирование бюджетного процесса, заключающееся в поэтапной замене затратного метода планирования и исполнения бюджета более прогрессивным методом, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств обосновывается конечными социально-экономическими результатами предоставления бюджетных услуг, и внедряется с целью приведения процесса планирования муниципального бюджета в соответствие с основными принципами бюджетной реформы РФ.
В настоящее время при планировании расходной части образовательного бюджета основная часть расходов бюджета осуществляется без тесной увязки с приоритетами образовательной политики, проводимой органами местного самоуправления на среднесрочную перспективу; при подготовке проекта бюджета в заявках, поступающих от главных распорядителей бюджетных средств в финансовые органы, потребности в финансировании основываются, как правило, на корректировке объемов бюджетных средств, выделенных в предыдущем году, а не на количественно измеримых, социально значимых, фактических и ожидаемых результатах расходования средств местного бюджета. Внедрение системы БОР позволит повысить эффективность муниципальных расходов на образование за счет их концентрации на наиболее важных для муниципального образования направлениях. Распределение бюджетных средств должно ставиться в зависимость от достижения показателей социально-экономической результативности, формируемых для каждого образовательного учреждения индивидуально.
Анализируя законодательную основу для внедрения в практику системы БОР на уровне муниципального образования, следует отметить, что в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ к числу бюджетных полномочий органов местного самоуправления относится «установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования», а также «установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета». Закрепление диспозитивного порядка реализации указанных полномочий муниципалитетами на уровне федерального законодательства делает возможным внедрение в практику механизма БОР при планировании бюджета органами местного самоуправления в целях повышения социально-экономической эффективности бюджетных расходов на образование и формирования дополнительных рычагов административного воздействия на руководителей образовательных учреждений посредством закрепления за ними ответственности за достижение вмененных на основе выданных бюджетных заданий показателей результативности деятельности образовательного учреждения. Обозначенный перспективный участок деятельности органов местного самоуправления представляет собой новое и достаточно интересное, с точки зрения увязки с повышением социально-экономической эффективности образовательной отрасли, направление локального нормотворчества.
3.2 Стратегия развития социальной сферы, как основной путь решения основных проблем
Определяя направления развития социальной сферы на перспективу, необходимо решать ряд важнейших проблем социального развития, так как без их решения невозможно дальнейшее устойчивое развитие муниципального образования:
· проблему снижения качества жизни населения;
· проблему бедности, социального неблагополучия отдельных категорий населения, порождающую социальную напряженность и социальные конфликты;
· проблему укрепления семьи, обеспечения защиты прав материнства и детства и многие другие.
Определяя основные цели и приоритеты социального развития муниципального образования, необходимо применять такие механизмы управления, которые обеспечат более рациональное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов в социальной сфере. Главной целью развития социальной сферы должно являться обеспечение устойчивого сбалансированного развития социальных составляющих качества жизни населения при сохранении историко-культурной среды и эффективном развитии производственного потенциала территории.
Сущность социальной политики по отношению к населению муниципального образования на долгосрочную перспективу должна заключаться в синхронном воздействии органов управления различных уровней (федерального, регионального и местного) на каждую из составляющих качества жизни населения с целью придания последним позитивной направленности и динамики. При этом администрация муниципального образования должна обеспечивать согласование усилий органов различных уровней управления и эффективное использование всех видов ресурсов на собственной территории. В этом должны быть задействованы все комитеты и функциональные подразделения администрации, а не только комитеты, непосредственно отвечающие за развитие отраслей социальной сферы.
Исходя из проблематики социального развития на местном уровне, система направлений развития социальной сферы может быть представлена в следующем виде:
w нормализация и улучшение демографической ситуации;
w реализация нового подхода к охране здоровья – выполнение мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения;
w ориентация социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;
w активизация адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни людей;
w интенсификация развития культурно-образовательного потенциала территории на основе наиболее эффективных современных образовательных технологий, реализация национального проекта в сфере образования;
w сохранение и приумножение культурно-исторического наследия;
w развитие отраслей социальной инфраструктуры.
В каждой структурной составляющей социальной сферы муниципального образования также можно выделить определенные направления развития.
Главная цель развития образования — повышение доступности качественного образования. Основными направлениями здесь должно являться:
— создание условий для эффективного обеспечения образовательных учреждений финансовыми ресурсами;
— повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения в сферу образования высококвалифицированных кадров;
— повышение доступности качественного дошкольного образования и воспитания;
— создание условий для получения образования и социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
— создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Главная цель развития здравоохранения — улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступной и качественной медицинской помощи. Для этого необходимо:
— осуществление перехода от наращивания ресурсов в отрасли к их эффективному использованию;
— развитие профилактической направленности отрасли;
— внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли;
— совершенствование первичной медико-санитарной помощи;
— повышение доступности и качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
— обеспечение развития правовой базы в области здравоохранения.
Главная цель социальной поддержки населения муниципального образования — обеспечение и развитие государственных гарантий и социального обслуживания. Основные направления:
— совершенствование законодательства в области социальной поддержки населения;
— обеспечение качества и доступности социальных услуг;
— развитие межведомственного взаимодействия и частно-государственного партнерства для разработки и реализации наиболее эффективных форм социального обслуживания населения и привлечения дополнительных ресурсов.
Основная цель развития сферы культуры — духовно-нравственное воспитание общества и сохранение культурного наследия. Важными направлениями здесь являются:
— создание условий доступности широких слоев населения к культурным ценностям и информационным ресурсам;
— укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
— разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
Реализация поставленных направлений позволит расширить предложение населению культурных благ и информации в сфере культуры, а также создать благоприятные условия для творческой самореализации человека.
Социальная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно интересов органов местной власти. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социальной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.
Для успешного ее функционирования в долгосрочной перспективе необходимо оценивать существующее положение в этой области, определять и реализовывать направления дальнейшего развития и решать назревшие проблемы, так как без этого невозможно не только развитие социальной сферы, но и ее сохранение того потенциала, который накоплен к настоящему времени.
Заключение
В современных условиях именно на органы местного самоуправления возлагается задача служить фактором стабилизации, обеспечивать минимально необходимую степень социальной защищенности и способствовать росту удовлетворения потребностей населения в материальных и духовных благах.
В условиях серьезных социальных проблем возникает потребность в комплексном анализе всех сторон, всех аспектов функционирования социальной сферы муниципальных образований, постоянном сравнении достигнутого уровня с планируемым, выявлении наиболее «узких» мест с целью их устранения. Это необходимо, поскольку социальная сфера муниципального образования представляет собой непосредственно ту важнейшую жизненную среду, которая во многом определяет качество жизни, условия жизнедеятельности людей. Анализ состояния и проблем в этой сфере, выработка основных направлений развития и их реализация – ключевые цели деятельности органов местного самоуправления на данном этапе развития.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ. 2. Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1313-р.
3. Александрова А., Колесник А., Якимович М. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне. //Муниципальная экономика. 2006. №1.
4. Барцица И.Н., Бакушева В.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований. М.: РАГС. 2008.
5. Вифлеемский А.Б. Финансирование образования. //Экономика образования. 2008. №2(45).
6. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Пылин В.В. Муниципальное право РФ. Ростов н/Д.: Феникс. 2007.
7. Города и районы Воронежской области. 2008.
8. Зотов В.Б. Система муниципального управления. СПб.: Питер. 2008.
9. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Доступность образования и финансовые возможности его получения. //Экономика образования. 2008. №1(44).
10. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Ростов н/Д.: Феникс. 2007.
11. Система образования Воронежской области. //Вестник образования. 2008.
12. Романов В. Возможно ли развитие культуры в современных условиях? //Муниципальная экономика. 2008. №4.
13. Ткаченко И.В. Реализация демографической политики на территории области. //Вестник образования. 2008.
14. Тишин Е.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. М.: РИЦ «Муниципальная власть». 2001.
15. www.saratov.gov.ru — официальный сайт правительства Воронежской области.