Реферат по предмету "Государство и право"


Социальная защита судей в РФ

Курсовая работа
На тему
Социальнаязащита судей в РФ

План
Введение
Глава 1. Понятие правового статуса и социальной защиты судей
Глава 2. Эффективность отдельных видов гарантий социальнойзащиты судей
Заключение
Литература

Введение
Проведение судебнойреформы в Российской Федерации, реализация принципа разделения властей,становление независимой судебной власти обусловливают высокую актуальностьпроблем, связанных с обеспечением эффективной и плодотворной деятельности судейкак персональных носителей судебной власти. Значительный научный интереспредставляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целяхсоздания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действиянорм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного напринципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.
В системе гарантийправового статуса судей решающее значение имеют гарантии социальной защиты(социальные гарантии), призванные обеспечить реализацию социальных прав судей вконкретных правоотношениях. Защищенность судьи от социальных рисковпредставляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществленияправосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. Однако вэтой сфере есть и нерешенные вопросы: понятие и система социальных гарантийправового статуса судей, критерии эффективности и действенность названныхгарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что малоисследованы, не были предметом специальных научных исследований.
Поэтому исследованиепроблем эффективности предоставляемых судьям Российской Федерации гарантийсоциальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствованиемеханизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой работы.Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективныеправа судей реальным содержанием.
Хотя проблемы гарантийсоциальной защиты судей в последние годы практически не привлекали вниманияисследователей, тем не менее в монографиях Е.Б. Абросимовой, А.Ф. Извариной,М.И. Клеандрова, В.А. Лазаревой, В.М. Лебедева, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкогои диссертационных работах С.И. Афанасьевой, В.Н. Буробина, П.В. Гармозы, Н.М.Селезневой, посвященных проблемам судоустройства, организационного построениясудебной системы, проблемам функционирования судов, так или иначе затрагивалисьвопросы статуса судей в аспекте проблем обеспечения независимости и реженесменяемости судей, раскрывались история становления данного статуса и егонормативное регулирование.
Цель курсовой работы — изучение эффективности гарантий социальной защиты судей, способности этихгарантий обеспечить действенную реализацию правового статуса судей и, вконечном итоге, активизировать их деятельность по осуществлению правосудия иснятию в обществе правовых конфликтов;

Глава 1. Понятие правовогостатуса и социальной защиты судей
В системе разделениявластей в качестве самостоятельной ветви власти выступает судебная власть,основной формой реализации и главенствующей функцией которой являетсяправосудие. В правосудной деятельности судов нормы закона обретают свою силу,воплощаются в жизнь. Вместе с тем невозможно говорить о деятельности органовсудебной власти в отрыве от людей, которые осуществляют работу этих органов.Творческая и высокопрофессиональная деятельность судей является необходимымусловием эффективного правосудия. В целях независимого и беспристрастногоосуществления данной деятельности судьи наделены развитой системой прав,обязанностей и законных интересов, составляющих специальный правовой статуссудьи. Основным законным интересом судьи является возможность реализации даннойим при вступлении в должность клятвы беспристрастно и справедливо осуществлятьправосудие, подчиняясь только закону, велениям долга судьи и своей совести.
Права и обязанностисудей, реализующиеся в процессуальной деятельности судьи, подробнорегламентируются процессуальным законодательством и являются предметомисследования соответствующих отраслевых юридических наук. Судья обладает такжегруппой прав, которые предоставляются ему как должностному лицу органа судебнойвласти и не связаны непосредственно с судопроизводством: духовно-культурных,политических, экономических и социальных, реализующихся в соответствующихсферах общественного бытия, а также личных прав. Эти права также входят всодержание специального правового статуса судей и имеют общее назначение:обеспечение надлежащей защиты прав граждан независимым и беспристрастнымправосудием. В работе приведены примеры названных видов прав и обязанностейсудей.
Правовой статус судей вРоссийской Федерации – это совокупность прав, обязанностей и законных интересовназванных должностных лиц, установленная в целях обеспечения независимостисудей при отправлении правосудия.
В работе приведенперечень нормативных правовых актов, включая международные, регламентирующихправовой статус судей в Российской Федерации.
В статьях 120-122Конституции Российской Федерации закреплены основные принципы правового статусасудей: независимость, несменяемость и неприкосновенность. Мерой независимостисудья является уровень его беспристрастности при рассмотрении судебных дел.Особенностью института несменяемости судей является особый порядок прекращенияили приостановления полномочий судьи специально созданным органом судейскогосообщества – квалификационной коллегией судей. Иные составляющие несменяемости(неограниченный срок полномочий, запрет на перевод на другую должность илидругой суд без согласия судьи) либо нивелируются исключениями, либо ничем неотличаются от общих правил, установленных трудовым законодательством и законодательствомо государственной службе. Неприкосновенность судьи отражает усложненный порядокпривлечения судьи к любому виду ответственности (кроме гражданско-правовой). В работерассматривается целесообразность привлечения судей к административной ответственности,а также дается характеристика дисциплинарной ответственности судей.
При этом подчеркивается,что предоставляемый судье правовой статус «является не личной привилегией, асредством, призванным обеспечить каждому действительную защиту его прав и свободправосудием»[1]. От того,как честно, добросовестно и беспристрастно будет исполнять свои обязанностикаждый судья, насколько он будет эрудирован, воспитан и предан своему делу,прямо зависит состояние правосудия и реализация прав граждан на судебнуюзащиту.
Переходя к определениюсоциальных прав, ученые отмечают, что в юридической литературе имеютсяопределения социально-экономических прав с акцентом на участие личности впроцессах материального и нематериального производства, распределения,потребления и обмена общественного продукта (Н.В. Витрук, В.М. Александров).Однако участие лица в процессах распределения безотносительно вклада вобщественное производство – сугубо экономический критерий, который не можетхарактеризовать социальные права.
В нормативных правовыхактах различного уровня термин «социальные права» используется для определенияправ, предоставляемых: 1) лицам, нетрудоспособным в силу возраста,экологических условий места проживания и иных факторов; 2) должностным лицам,исполняющим важные государственные функции, в целях поддержаниятрудоспособности, повышения престижа государственной службы и предотвращениявозможного изменения их социального статуса после увольнения.
С учетом изложенного в работесоциальные права судей понимаются как совокупность прав, предоставленных судьямкак должностным лицам органов судебной власти и направленных на обеспечениенезависимости судей, поддержание высокой производительности их труда, повышениепрестижа должности судьи, а также на предотвращение возможного понижениясоциального статуса судей после ухода с должности.
Нормативное закреплениеявляется необходимым условием реальности прав и обязанностей, составляющихсодержание правового статуса судей. Но этого закрепления недостаточно в связи сналичием факторов внешней социальной среды, которые могут вызватьнеблагоприятные последствия и нарушить нормальное функционирование механизмадействия нормы права, закрепляющей конкретные субъективные права судей. Анализназванных факторов затруднен тем, что в законодательстве они не называются, асразу говорится о мерах по реализации субъективного права судьи. В работе приведеныпримеры факторов, негативно влияющих на реализацию различных субъективных правсудей. Основными выступают фактор недостаточного материального обеспечения ифактор неблагоприятных условий работы судьи. Осуществляя социальное управление,государство устанавливает нормы, защищающие факторы, которые оказываютблаготворное влияние на реализацию правового статуса судей (стимул), а такженормы, нивелирующие действие факторов, препятствующих данной реализации(ограничение).
Рассматривая правовойстатус как совокупность прав, обязанностей и законных интересов судьи, ученыеотмечают неразрывную связь между субъективным правом и обусловленной этимправом обязанностью. Так как исполнение права зависит от воли управомоченного,а «целью нормы является создание таких стимулов поведения, при которыхобязанность выполнялась бы в соответствии с требованиями управомоченного»[2], следует говорить огарантиях субъективных прав, а не обязанностей. Законный интерес не относится кгарантируемым объектам, так как он не обеспечен конкретной юридическойобязанностью и, как правило, не закреплен формально в законодательстве.
Поэтому гарантииправового статуса судей рассматриваются в работе в рамках реализациисубъективных прав судей в конкретных правоотношениях. Субъектом гарантийправового статуса судей выступает лицо, субъективное право которого составляетобъект гарантии, – судья.
Гарантии правовогостатуса судей включают в себя отдельные преференции, льготы, иммунитеты, иныеправовые средства, которые определяют юридическое положение судей как особойкатегории должностных лиц (применительно к их субъективным правам) иобеспечивают единство статуса судей.
Преодолевая действиенегативных факторов, препятствующих реализации субъективных прав судей,гарантии выступают в качестве механизма преобразования формально определенногоправа (потенциальной возможности) в реализующееся право (реализующуюсявозможность, момент развивающейся действительности).
Рассматривая имеющиесяклассификации гарантий, ученые отмечает, что наиболее распространенаклассификация гарантий на общие (экономические, политические, идеологические(духовно-культурные)) и специальные (юридические). Данная классификацияявляется дискуссионной. К гарантиям относятся только те экономические(материальные), политические и духовно-культурные условия жизни общества, откоторых непосредственно зависит обеспечение реальности гарантируемого объекта.Они являются полноценными гарантиями правового статуса судей. Поэтому нетнеобходимости выделять их в отдельную группу и именовать общими, а юридическиегарантии относить к специальным.
Учеными обосновываетсямнение, согласно которому юридические гарантии правового статуса судей изсовокупности всех остальных гарантий выделяются тем, что они являютсярезультатом правотворческой деятельности государства и закреплены в нормативныхправовых актах. Неюридические гарантии названными актами не утверждены.Следовательно, основанием деления гарантий на юридические и неюридические (ноне на общие и специальные!) является форма объективации гарантий в общественномбытии. Такая классификация отражает характеристику права каксоциально-классового регулятора и вместе с тем – пределы его активной роли вжизни общества.
Другим основанием дляклассификации гарантий правового статуса судей является область бытия, вкоторой объективируются названные гарантии. По данному основанию гарантииделятся на процессуальные, личные, политические, духовно-культурные, экономическиеи социальные (гарантии социальной защиты).
Термин «социальныегарантии» не имеет однозначного определения в юридической научной литературе.Одни авторы признают существование не социальных, а социально-политических(М.С. Строгович) либо социально-экономических (Е.И. Козлова) гарантий, смешиваятем самым области бытия, в которых реализуются гарантии. Другие авторы (Н.В.Витрук, С.А. Комаров) относят социальные гарантии к разновидности общихгарантий, подразумевая под ними «сближение классов и слоев общества»,«интернационализацию общественной жизни», «новую форму общественной жизни», тоесть явления, не имеющие непосредственного отношения к реализации субъективныхправ.
В работе сформулированопонятие социальных гарантий (в терминологии Федерального закона от 10.01.1996 №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратовсудов Российской Федерации» – гарантий социальной защиты судей), направленныхна удовлетворение отдельных социальных прав судей и объективирующихся в социальнойсфере бытия, описана их система.
Структурно-функциональныйподход к рассмотрению действия факторов, препятствующих реализации правовогостатуса судей, обусловливает три уровня изучения эффективности гарантийсоциальной защиты судей:
1) анализ нормативногозакрепления социальных прав судей и наличия правового механизма реализации этихправ (юридико-догматический уровень);
2) изучение отношениясудей к предоставленным им социальным правам, обеспечивающим эти права гарантий(социально-правовой);
3) установление имеющихсянедостатков и пробелов нормативного регулирования гарантий социальной защитысудей, обоснование и формулирование конкретных предложений, в том числе повнесению изменений в действующее законодательство, принятию дополнительныхнормативных правовых актов, для устранения этих недостатков и пробелов(теоретический уровень).
Эффективность гарантийсоциальной защиты судей представляет собой способность этих гарантийобеспечивать реализацию поставленных перед ними целей. Критериями эффективностигарантий социальной защиты выступают: а) фактическое использование судьями этихгарантий; б) степень удовлетворенности ими судей; в) оценка судьями важностипредоставляемых им гарантий, в том числе согласие либо несогласие судей на«монетизацию» гарантий.
 
Глава 2. Эффективностьотдельных видов гарантий социальной защиты судей
Гарантии «пенсионных»прав судей действуют в основном эффективно. Российским судьям предоставлен рядважных социальных гарантий, обеспечивающих достойное материальное обеспечение встарости, а также в случае связанного с их служебной деятельностьюпосягательства на жизнь и здоровье. Кроме того, законодательное решение данноговопроса позволило сделать пенсионное обеспечение одним из основных стимулов длядлительного и добросовестного исполнения судейских обязанностей: на вопрос,является ли возможность в будущем получать ежемесячное пожизненное содержаниеодним из стимулов для продолжения работы в должности судьи, ответилиположительно практически все судьи.
Важнейшей из гарантий«пенсионных» прав судей является выплата ежемесячного пожизненного содержания вразмере 80% заработной платы судьи, которую в качестве таковой указали 92%респондентов.
Вместе с тем нормативноерегулирование предоставления данной гарантии характеризуется отсутствиемединообразия, нестабильностью и противоречивостью. Ученые предлагаютсяследующие меры по устранению недостатков законодательных актов,регламентирующих данный вопрос.
1) Критерии, положенные воснову включения в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации приисчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат ильгот, периодов работы на иных должностях, помимо собственно судейской, неотвечают требованиям понятности, справедливости и целесообразности. Ученыепредлагается устранить данный пробел, изложив абзац первый статьи 7Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей иработников аппаратов судов Российской Федерации» в следующей редакции:«Установить, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации приисчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат ильгот, включается не более пяти лет предшествующей работы по юридическойспециальности (после получения высшего юридического образования), если стажработы в должности судьи составляет не менее десяти лет, за исключением случаевдосрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотреннымподпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусесудей в Российской Федерации».
2) Недопустимымущемлением прав судей на пенсионное обеспечение по системе общего пенсионногострахования является невключение денежного содержания судей в налоговую базудля исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральныйбюджет и, как следствие, «выпадение» периодов работы в должности судьи изстрахового стажа. Предлагаемым решением данной проблемы является отмена«льготы» по налогообложению денежного содержания судей единым социальнымналогом, установленной пунктом 3 статьи 245 Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
3) Принятие Федеральногозакона от 21.06.1995 № 91-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ЗаконРоссийской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» повлекло за собойсущественное различие между размером ежемесячного пожизненного содержания,выплачиваемого бывшим судьям, ушедшим с должности до 29.07.1992, и судьям вотставке, что не отвечает требованиям социальной справедливости. Описанноенарушение ученые предлагает устранить путем внесения изменений в статью 2Федерального закона от 21.06.1995 № 91-ФЗ, исключив из абзаца третьегоназванной статьи предложение: «Пожизненное содержание этим лицам выплачиваетсяза счет средств федерального бюджета из расчета должностного оклада судьисоответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он былприсвоен) и выслугу лет».
К «пенсионным» гарантиямправового статуса судей относится также ежемесячное возмещение в случаепричинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшуювозможность заниматься профессиональной деятельностью, либо в случае гибели(смерти) судьи. Возмещение выплачивается без зачета каких-либо пенсий,заработной платы и страховых выплат и выполняет сходную социальную функцию:компенсирует судье заработную плату, получаемую до повреждения здоровья, анетрудоспособным иждивенцам судьи – доход, которые эти лица утратили в связи сосмертью судьи. Введение ежемесячного возмещения обусловлено повышеннойопасностью трудовой деятельности судьи, не исключающей месть преступников ииных граждан, недовольных вынесенным судебным решением.
В работе описанадействующая система медицинского обслуживания судей, основанная на сочетанииобязательного и добровольного медицинского страхования, отличия данных видовмедицинского страхования, охарактеризован договор добровольного медицинскогострахования (его юридическая природа, предмет и стороны договора, страховойриск), преимущества централизованной системы добровольного медицинскогострахования.
Результатысоциально-правового исследования показали, что медицинскую помощь получаютменее половины опрошенных судей. Отказ от обращений чаще всего мотивировалсясудьями тем, что по состоянию здоровья они не нуждаются в медицинской помощи, атакже большой занятостью на работе. Наиболее здоровыми себя считаютсудьи-мужчины, хотя статистика свидетельствует об обратном. Также в работеприведены результаты опроса судей об удовлетворенности полученной медицинскойпомощью; реализации права на получение компенсации за приобретенныелекарственные средства; отношении к закреплению в законодательстве новыхгарантий медицинского обслуживания судей (открытие медицинских пунктов в судахдля оказания неотложной и первичной медицинской помощи; функционирование комнатпсихологической разгрузки в судах).
Ошибочную психологическуюустановку судей, оправдывающих отказ от обращения за медицинской помощьювышеприведенными причинами, следует признать весьма важным негативным фактором,препятствующим реализации права судей на охрану здоровья. Преодолеть действиеданного фактора может, по мнению ученых, включение в Закон Российской Федерацииот 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судейв Российской Федерации» норм, устанавливающих не только права, но и обязанностисудей по поддержанию своего здоровья (например, обязательное прохождение судьямиежегодной диспансеризации, запрет на непредставление судье отпуска вкалендарном году). Большое значение здесь могут иметь мероприятия, направленныена организацию спортивного досуга судей (корпоративное приобретение абонементовв бассейны, фитнес-клубы), а также пропаганда здорового образа жизни, котораядолжна стать неотъемлемой частью идеологического воспитания всего населенияРоссийской Федерации.
Осуществление медицинского обслуживания судей по программамобязательного и добровольного страхования не противоречит действующемузаконодательству и прошло многолетнюю апробацию на практике, однако не нашлочеткого отражения в Законе Российской Федерации «О статусе судей в РоссийскойФедерации», что ставит под сомнение законность заключаемых Судебным департаментомдоговоров добровольного медицинского страхования судей. Данный пробелзаконодательного регулирования учеными предлагается устранить путем дополненияпункта 5 статьи 19 названного Закона положением о праве судей на медицинскоеобслуживание в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.
Требуется отражение в Законе Российской Федерации «О статусесудей в Российской Федерации» механизма и денежных нормативов возмещения судьеи членам его семьи расходов на приобретение лекарственных средств, что позволитосуществлять бюджетное финансирование данных выплат в полном объеме. Вчастности, следует указать, что судье компенсируются за счет средствфедерального бюджета расходы на все приобретенные по рецепту врача лекарства,если установлено, что он не имеет права на их бесплатное получение.
Целью предоставлениясанаторно-курортного лечения является восстановление здоровья судьи послеперенесенных заболеваний и оздоровительная профилактика (после успешнопроведенного курортного лечения число дней нетрудоспособности снижается в 3-8раз[3]). Осуществление данныхмероприятий за счет средств федерального бюджета дает судье существенную экономиюденежных средств и времени.
Как свидетельствуютданные опроса, санаторно-курортное лечение предоставляется судьям, как правило,на уровне, не соответствующем их статусу. В связи с этим большинство судейподдержали предложения об установлении в законе норматива стоимостисанаторно-курортных путевок, приобретаемых для судей и членов их семей, условийразмещения в здравницах. Для решения данной проблемы предлагается закрепить взаконодательстве следующие положения: «Стоимость санаторно-курортных путевок судейи членов их семей включает в себя пребывание в санатории не менее 21 дня,оплату диетического питания по назначению врача и полного комплексарекомендованных медицинских процедур из перечня, предлагаемогосанаторно-курортной организацией. Санаторно-курортные организации, в которыеприобретаются путевки судьям, должны соответствовать уровню 3-4 «звезды». Судьена одного предоставляется одноместный номер.».
Страхование жизни издоровья является разновидностью рискового личного страхования, страховым случаемдля которого выступает причинение вреда жизни или здоровью застрахованноголица. Страховая выплата может осуществляться как единовременно, так и в видепериодических платежей на протяжении длительного периода времени, превращаясьиз страхового возмещения в страховое обеспечение.
Гарантии по страхованиюжизни и здоровья судей, отраженные в Законе Российской Федерации «О статусесудей в Российской Федерации» и Федеральном законе от 20.04.1995 № 45-ФЗ «Огосударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов», являются дополнительными к обязательному социальномустрахованию и вызваны повышенной опасностью профессиональной деятельностисудей. Страховой риск в этом случае относится к категории неизменныхпрофессиональных рисков, сохраняющих свой уровень на протяжении служебнойдеятельности судьи, а также после ухода (удаления) его в отставку.
Анализируя практикуреализации данной гарантии, ученые отмечает, что упомянутый в пункте 7 статьи20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» порядокустановления факта отсутствия связи между причинением вреда жизни или здоровьюсудьи и его служебной деятельностью не регулируется каким-либо законом. В связис этим любые ограничения права судьи или его наследников на получение выплатпри наступлении перечисленных в пункте 2 статьи 20 названного Закона страховыхслучаев могут оспариваться на основании положений статьи 937 Гражданскогокодекса Российской Федерации, регламентирующей последствия нарушения правил об обязательномстраховании.
В связи с отсутствиемединого нормативного правового акта, который бы регламентировал заработнуюплату судей, и «выпадением» системы оплаты труда судей из общего нормативногорегулирования сходных правоотношений нормативное регулирование заработной платысудей нельзя признать удовлетворительным. По мнению ученых, наиболее приемлемымрешением данного вопроса является установление для судей, как и для иных лиц,замещающих государственные должности Российской Федерации, размера ежемесячноговознаграждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от09.04.1997 № 309 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации». Размер этого вознаграждения должен бытьопределен для председателей Верховного Суда Российской Федерации и ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации на уровне ежемесячного вознаграждения,получаемого Председателем Правительства Российской Федерации – главой высшегооргана исполнительной власти. Размер ежемесячного вознаграждения остальныхсудей должен определяться в процентном соотношении к ежемесячномувознаграждению председателей высших судов в соответствии с приложением к Федеральномузакону «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работниковаппаратов судов Российской Федерации».
Предоставление основногои дополнительного отпуска судьям в рабочих днях не соответствует статье 115Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой продолжительностьотпусков определяется в календарных днях. В работе изложены предложения поустранению данного противоречия. Кроме того, приведены результатыанкетирования, отражающие мнение судей об обоснованности предоставлениядополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом стажа по юридическойпрофессии и установленной законом продолжительности этого отпуска.
Обязательноегосударственное страхование имущества судей и членов их семей отнесено кразновидности трудовых прав, поскольку данная гарантия предоставляется толькодействующим судьям. Анкетирование показало, что наибольшее недовольство судей внормативном регулировании данного вопроса вызывает обязательность наличияпричинной связи между имущественным вредом и служебной деятельностью судьи.Второй причиной неэффективности норм о страховании имущества судей являетсянедостаточное финансирование из федерального бюджета. Анализируя нормыгражданского и бюджетного законодательства, ученые делает вывод, что недостаточноебюджетное финансирование страхования имущества судей и членов их семей безотражения указанного обстоятельства в федеральном законе о федеральном бюджетена очередной финансовый год не может послужить основанием для отказа вреализации данных гарантий.
Препятствует реализациисоциальных гарантий правового статуса судей в Российской Федерации отсутствие вЗаконе РоссийскойФедерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иных нормативных правовыхактах норм возмещения командировочных расходов судей, а также расходов попереезду в случае упразднения или реорганизации суда. Решить данную проблемупозволит нормативное закрепление фактически предоставляемого судьям уровнягарантий:
оплата судьямкомандировочных расходов по нормам, определенным Указом Президента РоссийскойФедерации от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральныхгосударственных гражданских служащих» для гражданских служащих, замещающихвысшие должности гражданской службы категории «руководители»;
оплата судьям,переведенным в другую местность, расходов по их переезду и переезду членов ихсемей, включая стоимость проезда судьи и членов его семьи, а также стоимостьпровоза багажа.
В работе приведенасводная таблица, отражающая важность для судей гарантий их трудовых прав,частоту использования этих гарантий и удовлетворенность ими судей.
Гарантии прав судей нажилье призваныпреодолеть действие следующих негативных факторов: высокая стоимость жилья,недостаточно развитая система ипотечного кредитования, что приводит кневозможности для судьи приобрести жилое помещение за счет собственных средств.Эти факторы приводят к зависимости судьи, не имеющего жилья или нуждающегося вулучшении жилищных условия, от органов исполнительной власти, в чью компетенциювходит предоставление жилых помещений государственного или муниципальногожилищного фонда. Не случайно объем выделенного жилья для обеспечения судей сталодним из целевых показателей реализации федеральной целевой программы «Развитиесудебной системы России» на 2007-2011 годы[4],целью которой является повышение качества правосудия, уровня судебной защитыправ и законных интересов граждан и организаций.
Судье, нуждающемуся вулучшении жилищных условий, один раз за время пребывания в судейской должностивыдается за счет средств федерального бюджета беспроцентный заем в размерерыночной стоимости жилья в регионе по месту нахождения суда, который погашаетсяпосле 5-10 лет работы судьей. Обязанность по осуществлению мероприятий,связанных с приобретением квартиры (дома) судье, возлагается на соответствующийсуд, а при приобретении жилья для судей судов районного звена – на управление(отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. При прекращенииполномочий до истечения указанного срока[5]судья выплачивает рыночную стоимость предоставленного ему жилья пропорциональноотработанному времени либо освобождает это жилое помещение с передачей егоследующему очереднику. В случае прекращения полномочий судьи по основаниям,предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «Остатусе судей в Российской Федерации», жилое помещение, переданное всобственность умершего судьи, включается в наследство независимо отпродолжительности стажа.
Предлагаемый ученымпорядок предоставления жилых помещений судьям, описанный выше, позволитполноценно реализовать право судей на жилье без урона кадровой политике ипрестижу судебной власти.

Заключение
В заключении мной сделаныследующие выводы:
1) Правовой статус судейв Российской Федерации – это совокупность прав, обязанностей и законныхинтересов названных должностных лиц, установленная в целях обеспечениянезависимости судей при отправлении правосудия.
2) Гарантии правовогостатуса судей в Российской Федерации – это общие или специальные дополнительныемеры, призванные обеспечить реализацию в конкретных правоотношениях субъективныхправ, входящих в содержание названного статуса. Система гарантий определяетсясистемой прав судей.
Гарантии социальнойзащиты судей – это закрепленные законом гарантии, направленные на обеспечениереального осуществления социальных прав судей.
3) Объектом гарантиисоциальной защиты судей выступают только социальные права судей, тогда как ихюридические обязанности и законные интересы лежат за пределами этих гарантий.Субъектами гарантий социальной защиты являются действующие судьи, судьи вотставке, правопреемники судьи.
4) Система гарантийсоциальной защиты формируется в целях: а) обеспечения независимости судей, б)поддержания высокой производительности труда судей, в) повышения престижадолжности судьи, г) предотвращения возможного понижения социального статусасудей после ухода с должности.
5) Гарантии социальнойзащиты судей призваны нейтрализовать негативное действие факторов внешнейсоциальной среды, препятствующих реализации конкретных субъективных прав судей.В случае если «негативные» факторы потенциально контролируются законодателем(условия труда и отдыха, заработная плата судьи), гарантии, преодолевающиедействие этих факторов, носят обеспечивающий характер. Если же факторынаходятся вне зоны контроля законодателя (болезнь, старость, смерть судьи идр.), действие гарантий имеет восстановительный характер.
6) В число гарантийсоциальной защиты входят гарантии:
трудовых прав судей:состав заработной платы; дополнительный оплачиваемый отпуск; оплата проезда кместу отдыха и обратно; служебное обмундирование и мантии; выходное пособие;единовременное пособие в случае прекращения полномочий судьи в связи со смертьюи др.;
«пенсионных» прав судей: ежемесячноепожизненное содержание; ежемесячная надбавка в заработной плате в размере 50%ежемесячного пожизненного содержания; ежемесячное возмещение в случаепричинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшуювозможность заниматься профессиональной деятельностью и др.;
жилищных прав судей:обеспечение жильем; компенсация расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилыхпомещений; содействие в индивидуальном жилищном строительстве;
права судей на охрануздоровья: медицинское обслуживание; санаторно-курортное лечение; денежнаякомпенсация в размере стоимости путевки; страхование жизни и здоровья.
7) Эффективность гарантийсоциальной защиты судей понимается в диссертации как способность этих гарантийобеспечивать реализацию поставленных перед ними целей. Критериями эффективностигарантий социальной защиты выступают: а) фактическое использование судьями этихгарантий; б) степень удовлетворенности ими судей; в) оценка судьями важностипредоставляемых им гарантий, в том числе согласие либо несогласие судей на«монетизацию» гарантий.
8) В ходе исследованияустановлено, что эффективными являются гарантии, которые в основномсоответствуют достижению целей, преследуемых законодателем при их установлении.
Эффективным действиемобладают: ежемесячное пожизненное содержание; надбавка к заработной плате вразмере 50% ежемесячного пожизненного содержания; ежегодный дополнительныйоплачиваемый отпуск судьи; выходное пособие; единовременное пособие в случаепрекращения полномочий судьи в связи со смертью; ежемесячное возмещение вслучае причинения увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшуювозможность заниматься профессиональной деятельностью; ежемесячное возмещение вслучае гибели (смерти) судьи, связанной с его служебной деятельностью.
Названные гарантииоцениваются судьями как важные, часто используются, их реализация приноситсудьям наибольшую степень удовлетворения; они способствуют повышению престижасудебной власти, независимости судей при отправлении правосудия.
Характерно, что на отменуэтих гарантий при условии повышения заработной платы согласны не более 3%опрошенных.
9) Наименее эффективнымиявляются так называемые «рудиментарные» гарантии, предоставленные судьям вконце ХХ века и действующие по настоящее время. Это – право бронирования иполучения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов навсе виды транспорта при направлении в служебные командировки; компенсацияоплаты проезда в транспорте общего пользования; оплата проезда к месту отдыха иобратно; право на внеочередное вступление в жилищно-строительный кооператив.
В ходе анкетированияустановлено, что эти гарантии не считаются судьями наиболее важными. Каксвидетельствует опрос, ими пользуется незначительное число судей. Однакосогласие на «монетизацию» малоэффективных гарантий дали лишь от 15 до 34%судей.
10) В ходе исследованиявыявлена также группа гарантий социальной защиты, не обладающих совершеннымправовым механизмом их реализации. Это – гарантии обеспечения жильем,медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения, получения денежнойкомпенсации в размере стоимости путевки, обязательного государственногострахования жизни, здоровья и имущества судей.
Данные гарантии судьямипризнаются важными (например, обеспечение жильем указывалось судьями как втораяпо важности гарантия их социальной защиты после ежемесячного пожизненногосодержания), часто используются, однако в результате недостаточно совершенногомеханизма реализации названные гарантии вызывают у судей малую степеньудовлетворенности (средний показатель удовлетворенности судей медицинскимобслуживанием составил 57%, санаторно-курортным лечением – 61%).
11) В целях эффективностигарантий социальной защиты судей необходимо:
включать в стаж работы вкачестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всехвидов выплат и льгот, не более 5 лет предшествующей работы по юридическойспециальности после получения высшего юридического образования, если стажработы судьей составляет не менее 10 лет;
обеспечить участие судейв системе общего пенсионного страхования, для чего отменить норму о невключении денежного содержаниясудей в налоговую базу при исчислении единого социального налога, подлежащегоуплате в федеральный бюджет;
уравнять составляющиеежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого бывшим судьям, ушедшим сдолжности до 29.07.1992, и судьям в отставке;
законодательно закрепить право судей на медицинскоеобслуживание в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования;
определить в законе механизм и нормативы возмещения судьерасходов на приобретение лекарственных средств;
закрепить в законе нормативстоимости санаторно-курортных путевок, приобретаемых для судей и членов ихсемей, и условия размещения судей и членов их семей в здравницах;
установить для судейразмер ежемесячного вознаграждения на уровне лиц, замещающих иныегосударственные должности Российской Федерации;
закрепить нормативы возмещения командировочныхрасходов судей, а также расходов по переезду в случае упразднения илиреорганизации суда;
закрепить механизм обеспечения судей жильем.

Литература
1.  Закон «О статусесудей», М: НОРМА, 2009.
2.  Ветитнев А.М.,Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: КРОНУС,2007
3.  Навалихина Ю.А.Деятельность территориальных органов Судебного департамента по осуществлениюсоциальных гарантий правового статуса судей // Вестник Международного«Института управления». 2006. № 1-2.
4.  Навалихина Ю.А.Нужны ли судьям социальные гарантии? // Российская юстиция. 2006. № 8.
5.  Навалихина Ю.А.Социальные гарантии правового статуса судей в Российской Федерации: вопросытеории. – М.: Издательство «Спорт и культура-2000», 2006.
6.        ОпределениеКонституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 5-О // ВестникКонституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 5
7.  Халфина Р.О.Общее учение о правоотношении. – М.: Юридическая литература, 1974


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование и коррекция самооценки
Реферат Українська національна кухня
Реферат Выбор материалов при изготовлении нарядного платья для женщины старшей возрастной группы
Реферат Логарифмічно-лінійний аналіз
Реферат Метод анкетирования
Реферат Українська культура початку ХХ ст.
Реферат Государственный строй России в период буржуазно-демократической республики (март – октябрь 1917 г.)
Реферат Товарные биржи
Реферат Civil Liberties Essay Research Paper The term
Реферат I. Общие обязанности руководителя объекта (лица, его замещающего), начальника смены (диспетчера), всего персонала объекта при угрозе проведения террористического акта или возникновения чс
Реферат Река Черная - тайна и загадка Вьетнама
Реферат Sophocles Portrayal Of Unversal Justice Through Oedipus
Реферат Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)
Реферат Правила подавання буфетної продукції холодних страв холодних і гаря
Реферат Untitled Essay Research Paper Sand Pebbles essay