Реферат по предмету "Государство и право"


Соотношение социального и биологического в личности преступника

Министерство образования Российской Федерации
Дальневосточный государственный университет
Юридический институт
Кафедра уголовного права

СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИПРЕСТУПНИКА
Рефератстудентки
745группы
ЕрмошинойК. Ю.
Научныйруководитель:
НомоконовВ.А.
Владивосток
2009

Вопрос о «биологическом» и«социальном» целесообразно рассматривать в контексте представлений о спецификечеловеческой деятельности и ее историческом становлении. «Биологическое» — этоприсущий животным (в определенном значении и растениям) тип существования, прикотором наблюдается единство органических потребностей и врожденных способов ихудовлетворения. «Социальное» же – это совсем иной тип существования, присущийтолько человеку. Способы удовлетворения его потребностей (даже органических) непредопределены организацией его тела. Способы удовлетворения его потребностей,т.е. формы его жизнедеятельности, внутренне связаны с общественнымпроизводством, предметных средств, составляющих сферу исторически сложившихсяформ культуры или «неорганического тела» человека.
Соотношение социальных ибиологических факторов в генезисе преступного поведения имеет не толькотеоретическое, но практическое значение: акцент в ту или иную сторонуопределяет цели и методы борьбы с преступностью. Главное в том, чтобы правильнооценить как биологическое, так и социальное в причинной цепочке криминальногоповедения.
Здесь важно обеспечить точныйметодологический подход к этой проблеме. В истории криминологии, как ужеотмечалось, в прошлом были распространены идейно-методологические ошибки,связанные с переоценкой биологических факторов в системе причин преступности ив личности преступников… В изображении Ломброзо и его последователей,образовавших т. н. «итальянскую школу» в уголовном праве, преступностьвыступала в качестве не социального, а биологического явления, порождаемого впервую очередь биологическими (генетическими и т.п.) причинами. Особенно жереакционный смысл имели те выводы, которые делали из учения Ломброзо егопоследователи, в области уголовной политики, поскольку вместо судебнойпроцедуры и ответственности за совершенные уголовные преступления имипредлагалась система выявления по соответствующим стигматам «потенциальныхпреступников», которых следовало «устранить» из общества не дожидаясьсовершения ими какого-либо преступления. В российской криминологии такой подходв основном связан с этапом становлении криминологии.
По мнению отечественных криминологов,комплексный анализ социального и биологического в личности предполагает преждевсего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития,формирования личности. Сложность данной проблемы состоит в том, что соотношениесоциального и биологического в поведении человека не является постоянным иодинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадииразвития человека, ведущей к акту сознательного поведения; в процессе развитияконкретного организма и жизни индивидуума; в процессе его общественногоразвития.
Первое звено, как сказано, относитсяк начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступногоповедения. Однако с криминологической точки зрения важно установить, действуютли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могутповлиять на развитие личности в криминогенном направлении.
Здесь, прежде всего, необходимоучитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложнымвзаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных),экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктомвзаимодействия всех названных факторов.
Человек – биосоциальная система. Биологическое,естественное начало в личности, такие ее свойства, как эмоции, черты характера,особенности нервной системы, реакции на внешние раздражители (ситуации),темперамент, интеллектуальные и умственные способности, память и т.д., теснопереплетаются с социальным. Генетический код человека, взаимодействуя с внешнейсредой, получает широкий путь развития, который в основном определяется жизньюи деятельностью конкретного индивида, его воспитанием, обучением и общественнойпрактикой. Имеющиеся неблагоприятные наследственные признаки могут быть в однихслучаях нейтрализованы, в других — получить криминальное развитие. В связи сэтим сложно не согласится с мнением профессора Е.Е. Сапогова, который отмечает,что многие биологические свойства человека при благоприятном изменениижизненных условий меняются в общественно полезную сторону, и наоборот,неблагоприятная социальная обстановка способствует закреплению и развитиюгенетически унаследованных отрицательных качеств, которые при определенныхобстоятельствах могут привести к криминогенным последствиям.
Второе звено рассматриваемойпричинной цепочки связано с соотношением социального и биологического впроцессе формирования личности. Следует сразу же заметить, что биологическийэлемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный — значительно сильнее.
Из числа биологических качеств впроцессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояниефизического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. Наразных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность далеко неодинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте,неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенностиюношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность инеумение реально оценить возможные последствия при возможных неблагоприятныхобстоятельствах (нищета, голод, отсутствие работы и т.п.) могут способствовать совершениюпреступления.
С увеличением возраста вповеденческой реакции конкретного человека все большую роль играют социальныефакторы. Если говорить об антиобщественном поведении, то в этом случаекриминогенное влияние на формирование личности оказывают в первую очередьнеблагополучные обстоятельства семейного воспитания, среда общения и досуга,негативные условия учебы и трудовой деятельности. Подобная позиция в целомнаходит широкое научное подтверждение достаточно назвать работы таких ученыхкак: И.С. Кон, С.И. Левикова и других авторов.
Третье звено причинного комплексаиндивидуального преступного поведения связано с зарождением преступногонамерения и реализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют двасоциальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение повода ксовершению преступления, и личность преступника со сложившейся криминогенноймотивацией. Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения.
Подчеркивая решающую роль в этомзвене социальной среды, нельзя не учитывать значение биологических моментов. Кчислу постоянных биологических факторов относятся прежде всего те, чтодействовали в предыдущих стадиях: пол, возраст, индивидуальные особенностифизического и психического развития. Но здесь к ним добавляются еще и такиефакторы, как естественные потребности и основанные на них мотивы поведения, атакже временные физические и психические состояния типа усталости,утомляемости, болезни, опьянения и др.
Уголовная статистика, например,показывает, что большинство преступлений насильственного характера совершаетсялицами молодого и среднего возраста. Однако возрастную активность нельзярасценивать в качестве причины преступности, поскольку она может быть каксоциально полезной, так и социально вредной. Здесь важно учитывать, на чтоименно направлена возрастная активность. Последнее, безусловно, определяетсясоциальными причинами, связанными с формированием личности.
Не являются причинами преступногоповедения и потребности биологического характера. Естественные человеческиепотребности в пище, жилище, одежде и т.д. могут определять конечную цельповедения, но не средства ее достижения. Преступными же могут быть толькосредства (а не цели) удовлетворения этих потребностей, но, как известно, ониопределяются жизненной ориентацией личности, которая имеет социальноепроисхождение.
В поведение человека включаются,помимо целеполагания и мотивационных основ деятельности, также воля,творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческойреакции существенное значение имеют особенности биологии человека — нейродинамические процессы, связанные с проявлением элементарных поведенческихреакций. Но даже они опосредуются социальными условиями по многоканальнымсвязям с внешней средой.
В последние годы в криминологическойлитературе получили дискуссионное отражение проблемы хромосомных аномалий.Криминогенными признаются две хромосомные аномалии, такие, как синдромКлайнфельтера (хромосомное половое нарушение у мужчин типа 47/ХХY) и синдромY-дисомии (хромосомное половое нарушение у мужчин типа 47/ХYY). Нормальныйнабор половых хромосом у мужчин — 46/ХY. Здесь бросается в глаза крайняяспорность по существу и весьма слабая эмпирико-статистическая обоснованностьвыдвигаемых положений. Несовершенство методик исследования, малое числонаблюдений в каждом из них — все это привело к тому, что различия в оценкахразных ученых степени распространенности лишней хромосомы среди преступниковдостигают двадцатикратных размеров. По существу, исследования хромосомныханомалий установили известную связь этих аномалий не столько с преступностью,сколько с психическими заболеваниями: среди обследованных значительное большинствосоставили именно лица с такими заболеваниями (аномалиями).
Как отмечается в криминологическойлитературе, динамика преступности несопоставима по своим темпам с генетическойэволюцией человека. Генотип современного человека сложился еще 40 тыс. лет назад.Это, безусловно, не означает, что естественный отбор уже окончен: генетическоеразвитие — процесс по существу бесконечный, но весьма длительный, преступностьже изменяется гораздо более динамично, буквально за годы и десятилетия. Однаконекоторых ученых подкупает заманчивая простота подмены изучения социальныхфакторов исследованием биологических структур человека, т.к. анализ социальныхфакторов гораздо сложнее, чем биологических. Поэтому и изучение причинпреступности переносится в область генетических законов.
Результаты исследований на«криминогенность» хромосомных нарушений показали, что среди 1868 обследованныхтолько пять оказались аномалами, четверо из которых были невменяемыми, а один — с психопатическими чертами и интеллектуальной ограниченностью. Отечественнаянаука пока располагает информацией о шести тысячах преступников, среди которыхобнаружено около двадцати человек с хромосомными аномалиями. Почти все онипризнаны невменяемыми или имеющими серьезные психические отклонения. Эти данныене подтверждают утверждение ряда ученых о большой криминогенности хромосомныханомалий, если иметь в виду общую популяцию населения и остальную массупреступников.
Некоторые ученые в подтверждениетого, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступномуповедению, что предрасположенность к такому поведению биологическидетерминирована и может передаваться по наследству, приводят данные о том, чтов общей массе преступников немало лиц с расстройствами психическойдеятельности.
Действительно, как показываютисследования, среди преступников, особенно совершающих насильственныепреступления, высок (достигает 30%) удельный вес людей, имеющих психическиеаномалии в рамках вменяемости. Положения психологии, психофизиологии,психиатрии, некоторые криминологические данные дают основание считать, чтоослабление или искажение психической деятельности любого происхожденияспособствует возникновению и развитию таких черт характера, какраздражительность, агрессивность, жестокость, и вместе с тем ведет к снижениюволевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольныхмеханизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят кинвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообщетрудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий иведения антиобщественного образа жизни. Значимость указанных фактороввозрастает в современных условиях, характеризуемых общей психическойнапряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств,состояний психической дезадаптации.
Однако это вовсе не означает, чтоаномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, средивсей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства.Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко невсегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в егопротивоправном поведении. В-третьих, как доказано многими эмпирическимиисследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершениепреступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формированияиндивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется,такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самомупротивоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего этоповедение в целом.
Констатация какой-то психическойаномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности,органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь необъясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренниепричины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишьопределяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д.Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве,можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если,конечно, они имеются, вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотяи могут влиять на них.
Наиболее распространеннымипсихическими аномалиями среди преступников являются алкоголизм и психопатия. Какустановлено, психопатия, например, являются одним из факторов, способствующихсовершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, чтопсихопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Более того,она может стимулировать талант. Изучение причин совершения преступленийпсихопатами дает веские основание для вывода о том, что во всех случаяхрешающую роль сыграли неблагоприятно сложившиеся условия нравственного формированияличности психопатов. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе,а социальный облик лица, сформированный обществом.
Криминологами предпринимались попыткивыявить значение биологических факторов в личности преступника и путем изученияблизнецов. Это изучение ориентируется на единое генетическое начало, а именнона сходство (идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степенисовпадения иных, в том числе криминологических признаков. Значение близнецовогометода состоит в том, что однояйцевые близнецы имеют идентичный генотип. Онирождаются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких близнецов иоценивая величину внутрипарной корреляции (соответствия), можно установить,какие их особенности детерминированы генотипом и какие – воздействием среды.Сопоставление данных различных исследований показывает частоту преступностивторого близнеца, если первый был преступником. При этом, как оказалось,частота преступного поведения однояйцевых близнецов в два раза выше, чем у двуяйцевых.Однако это не может служить доказательством биологического происхожденияпреступлений. Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, можетобъясняться как общей средой формирования личности, так и сходнымипсихофизическими особенностями изученных лиц. К тому же однояйцевых близнецовсреди населения очень немного, а среди преступников практически единицы, что непозволяет сделать какие-либо однозначные выводы.
Таким образом, когда речь идет оличности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь о личностном,психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной,на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Внепсихики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указаннойпроблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматриватьдействие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведениезависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивностьпроявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, каковасама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта иобъекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированноевоспитанием, средой.
Тем самым подчеркивается, чтопреступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальныйхарактер, социально обусловлена. Это не означает игнорирования биологическихфакторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующегопреступному поведению, но отнюдь не его причины.

Список использованной литературы
 
1.        Алауханов, Е. Криминология. Учебник. – Алматы.2008. — 429 с. [Электронный ресурс]. // Сайт «Полнотекстовая электроннаябиблиотека по юриспруденции» www.allpravo.ru/library/doc4204p0/instrum6815/item6831.html[Дата обращения 9 октября 2009 г.]
2.        Бакин, А.А.Социальное и биологическое в личности насильственного преступника-рецидивиста /А.А. Бакин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2009. — №2. – С.90-96.
3.        Егоров, О.А.Влияние и значение социальных факторов на причины преступлений в уголовномзаконодательстве РФ [Электронный ресурс]. // Сайт «Полнотекстовая электроннаябиблиотека по юриспруденции» www.allpravo.ru/diploma/doc45p/instrum5861/item5883.html [Дата обращения 9октября 2009 г.]
4.        Криминология /под ред. В.Н. Бурлакова, М.Н. Кропачева – СПб.: Питер. – 2002. – 422 с.
5.        Криминология:учеб. пособие. / под ред. Н. Ф. Кузнецовой – М.: Проспект – 2007. – 328 с.
6.        Лейкина, Н.С.Влияние личностных особенностей на преступность / Н.С. Лейкина // Советскоегосударство и право. – 1967. – №1. — С. 102-105.
7.        Соотношениебиологического и социального в развитии человека (материалы симпозиума) / подред. Б.А. Никитюк – М.: 1974 – 165 с.
8.        Торвальд, Ю. Веккриминалистики / Ю. Торвальд. – М.: Прогресс – 1991. – 335 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О церкви христовой и святой евхаристии
Реферат A Worn Path Essay Research Paper English
Реферат Niels Hendrik David Bohr Essay Research Paper
Реферат Лирика стихотворения элегии ямбы песни монодическая или сольная лирика хоровая лирика
Реферат Ефективність фінансових ресурсів підприємства
Реферат Администрация муниципального образования город Салехард распоряжение
Реферат 12. 07. 2007г. Извещение о проведении запроса котировок
Реферат Средняя Сибирь природа и география
Реферат Untitled Essay Research Paper The differences between
Реферат Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей с общим недоразвитием речи старшего
Реферат Международные стандарты финансовой отчетности 2 Сравнительная характеристика
Реферат Нравственные проблемы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Реферат Социальное обеспечение военнослужащих 2
Реферат Решения смешанной задачи для уравнения гиперболического типа методом сеток
Реферат Религия египтян /Укр./