/>/>/>/>ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
/>/>/>АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ/>/>/>/>
(ГОУВПО«АмГУ»)
/>/>/>Кафедра гражданского пр/>/>/>ава
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:Собственность и право собственности. Формы и виды права собственности.
по дисциплинегражданское право Российской Федерации
/>/>/>Исполнитель
студент группы 624
В.А. Бутина
Руководитель:
Доцент
Г.В. Таболина
Нормоконтроль:
Г.В. Таболина
/>/>/>
Благовещенск2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Собственность и право собственности
1.1 Понятие собственности как экономической категории
1.2 Понятие и содержание права собственности
2 Формы и виды права собственности
2.1 Частная собственность
2.2 Государственная собственность
2.3 Муниципальная собственность
3 Виды и подвиды права собственности
Заключение
Библиографический список
АННОТАЦИЯ
Работа 36 с., 5источников.
Понятие собственности какэкономической категории, понятие права собственности и его содержание, формы ивиды права собственности, собственность физических и юридических лиц,собственность Российской Федерации и субъектов федерации, муниципальнаясобственность
Отношение к собственностиявляется одним из основополагающих принципов общества, вставшего на путьразвития рыночной экономики. Эта тема является одной из самых актуальных всовременной России. Собственность всегда есть отношение между собственникомвещи и ее не собственником, между теми, для кого вещь является своей, и теми,для кого она является чужой. Отношение собственника к вещи как к своейформирует отношение между собственником и всеми остальными лицами по поводуэтой вещи. Именно эта сторона собственности регулируется правом, именно это отношениеоформляется как право собственности на вещь. Право собственника можносформулировать, как использование вещи по своей воле и в своих интересах.Экономическое понятие собственности шире, чем юридическое. Оно включает любыеформы присвоения и обладание материальными благами. Право собственностипредполагает только непосредственное обладание вещью, удержание ее в своейволе. Поэтому понятие права собственности уже, чем понятие собственности вэкономическом смысле.
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о собственностиявляется краеугольным камнем в жизни общества любого типа, включая современноероссийское общество. Отношения собственности регулируются нормамиконституционного, гражданского, административного, налогового, трудового идругих ветвей права. Актуальность и важность данной темы подтверждаетсяследующими обстоятельствами:
Во-первых, правособственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право,которое дает возможность своему обладателю-собственнику и только ему определятьсодержание и направления использования принадлежащего ему имущества,осуществляя над ним полное «хозяйственное господство». Следовательно, важно детальноеисследование правомочий собственника и их содержания.
Во-вторых, в виду,обновления гражданского законодательства, актуально для рассмотрения институтасобственности граждан и юридических лиц, а также особенностей собственностигосударства, муниципальных органов.
В-третьих, интерес дляисследования представляют проблемные аспекты видов и форм собственности. Вчастности, вопросы соотношения различных форм собственности. Актуально дляисследования и рассмотрение накопившейся судебно-арбитражной практики.
Целью данной курсовой работыявляется исследование и изучение видов и форм собственности по действующемуРоссийскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решенияследующих задач:
исследовать понятие исодержание права собственности по действующему гражданскому законодательству;
раскрыть виды и формысобственности;
проанализироватьсудебно-арбитражную практику по делам, связанным с реализацией правасобственности;
рассмотреть проблемныеаспекты видов и форм собственности;
проанализироватьсодержание собственности граждан и юридических лиц;
исследовать особенности частной,государственной, муниципальной;
в заключение работы,подвести итоги по проделанной работе.
1.СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
1.1Собственность как экономическая категория
В широком смысле словаотношения собственности в государственно-структуризированном обществе заключаютв себе четыре связанных между собой смысловых понятия. Ни одно из которых вотрыве от других существовать не может. Собственность представляет собой: 1) отношениечеловека (объединения людей) к вещи; 2) производственное (экономическое) отношениемежду людьми по поводу вещей; 3) социальное отношение, связанное спринадлежностью и использованием вещей определенными социальными группами людей;4) Юридическое отношение.
Собственность как отношениечеловека (объединения людей) к вещи является отношением собственника к вещи какк своей, а других лиц к принадлежащей собственнику вещи, как к чужой.Собственность немыслима без того, чтобы другие лица, не являющиесясобственниками данной вещи, относились к ней как к чужой. На одной сторонеэтого отношения выступает собственник, который относится к вещи как в своей, надругой –все третьи лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой. Этозначит, что третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни былопосягательств на чужую вещь, а следовательно, и на волю собственника, котораявоплощена в этой вещи.
Собственность какпроизводственные отношения, возникает не зависимо от воли людей и состоит издвух групп. В первую входят отношения, целью которых является распределениесредств и результатов производства. Вторую составляют отношения движениясредств производства, рабочей силы, произведенных продуктов, их обмен,распределение и потребление. Эти отношения характеризуются динамичностью, т.е.связаны с переходом объектов собственности от одних лиц к другим.
Собственность каксоциальное отношение направленно на обеспечение социального взаимодействиямежду трудом и капиталом, а также на организацию структуры общества.
Собственность какюридическое отношение – это волевые отношения, которые до их фактическоговозникновения проходят через коллективное сознание людей, выражающих волюгосподствующих классов в обществе или волю общества в целом. Под коллективнымсознанием понимается деятельность высших государственных органов, принимающих иреализующих законы и другие нормативные акты, касающиеся собственности.
Итак, собственность – этоотношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается вовладении, пользовании и распоряжении ею, в получении выгоды от еёиспользования, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферухозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.
По вопросу о понятиисобственности в экономической и юридической литературе существуют различные мнения.В экономической литературе оно представлено главным образом мнениемВ.П.Шкредова, по словам которого «собственность как особое общественное, именноволевое, отношение есть непосредственно предмет юриспруденции, прежде всегогражданского права…Что касается политической экономии, то собственность, кактаковая, не является ее предметом»[1]. Одновременно он подчеркивает,что «волевые отношения собственности существуют не сами по себе и не являютсяпросто результатом воли, а выступают как форма выражения производственныхотношений».
В юридической литературек позиции, высказанной В.П.Шкредовым близка, но не идентична, точка зренияС.Н.Братуся, который считает, что «собственность- это волевое отношение», нополагает, что волевое отношение собственности не следует рассматривать внерамок производственных отношений и потому «нельзя…собственность…определять…вдвух аспектах- в экономическом и юридическом. Это единая экономико-юридическаякатегория»[2].
1.2 Понятиеи содержание права собственности
Отношения собственности неизбежнополучают юридическое закрепление. Это выражается как в системе правовых норм,регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, таки в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимсясобственником данной вещи. Право собственности как юридический институтпредставляет собой комплексный, многоотраслевой институт права, в котором, преобладающееместо занимают нормы гражданского права. В Гражданском праве понятие правасобственности употребляется в двух значениях: как объективное правособственности и как субъективное право собственности.
Под объективным правомсобственности понимается совокупность правовых норм регулирующих отношениясобственности в их статическом состоянии. В данных нормах моделируетсяюридическое отношение, сопровождающие экономическое и иное отношениерегулируемое правом. В них включены нормы о содержании права собственности,защите права собственности и других компонентах, относящихся к характеристикеотношений собственности.
Субъективное правособственности определяет содержание правомочий собственника, которыми оннаделяется в рамках возникшего у него правоотношения собственности.
Субъективное правособственности имеет следующие особенности.
1. Субъективное правособственности – первоначальное право, вытекающие из закона при наличиисоответствующего юридического факта (договор, наследование и др.).
2. Субъективное правособственности закрепляет за его обладателем экономическую власть надимуществом, являющимся его объектом. В п.2 ст.209 ГК РФ это выражается ввозможности собственника по своему усмотрению совершать в отношениипринадлежащего ему имущества любые действия, не запрещенные законом.
3. Субъективное правособственности – наиболее полное имущественное право и оно значительно шире другихвозникающих вещных прав. Оно может быть ограниченно: 1) на основаниифедерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) приосуществлении права с намерением причинить вред другому лицу, а такжезлоупотребления правом в иных формах (п.1 ст.10 ГК РФ); 3) при нарушениисобственником прав других лиц, с которыми он состоит в гражданскихправоотношениях (вещных обязательственных).
4. Право собственностидействует в течение всего времени существования имущества, являющегося объектомэтого права.
5. Право собственностиявляется основополагающей разновидностью вещных и обязательственных прав,имеющих зависимый от права собственности характер.
Исходя из этихособенностей, можно сказать, что субъективное право собственности – это системаправовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжениюсобственником принадлежащего ему имущества по своему усмотрению и в своихинтересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу егохозяйственного господства.
Содержание правасобственности определяется путем перечисления принадлежащих собственникуправомочий. В соответствии со ст. 209 ГК РФ к ним относятся правомочиявладения, пользования, распоряжения.
Собственник вправе посвоему усмотрению совершать, в отношении принадлежащего ему имущества, любыедействия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые интересыдругих лиц. В том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам,передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования ираспоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другимиспособами, распоряжаться им иным образом (п.2 ст. 209 ГК РФ).
Собственник можетпередать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительномууправляющему). Передача имущества в доверительное правление не влечет переходаправа собственности к доверительному управляющему. Только собственник (или инойзаконный владелец имущества) имеет право на истребование имущества из чужогонезаконного владения.
Правомочие владения – этоюридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника надвещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней внепосредственном соприкосновении. Например, уезжая в командировку, собственникпродолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей. Владениевещью может быть законным и незаконным. Законным называется владение, котороеопирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения.Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовоеоснование не опирается, а потому является беститульным. Вещи, по общемуправилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владениеими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещиисходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, укого вещь находится, предполагается имеющим право на владение, пока не доказанообратное.
Незаконные владельцы всвою очередь подразделяются на добросовестных и недобросовестных. Владелецдобросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своеговладения. Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать.Деление незаконных владельцев на добросовестных и недобросовестных имеетзначение только при расчетах между собственником и владельцем по доходам и расходам,когда собственник истребует свою вещь с помощью виндикационного иска(внедоговорное требование не владеющего имуществом собственника к егофактическому собственнику о возврате собственности внатуре), а также прирешении вопроса, может ли владелец приобрести право собственности по давностивладения или нет. Приведем пример из судебной практики:
Предприниматель Фоминобратился в Арбитражный суд с иском к ЗАО об истребовании из незаконноговладения ответчика здания магазина. Исковые требования удовлетворены.
ФАС округа постановлениемсудебные акты отменил, в иске отказал. Суд кассационной инстанции неправомерномотивировал отказ в удовлетворении иска тем, что истец должен предъявить новыйиск об истребовании имущества в порядке применения последствий недействительностисделки. Между тем названные судебные инстанции не учли, что имуществопредпринимателя перешло к ответчику в результате гражданско-правовой сделки,которой являются торги, впоследствии признанные недействительными. Истцомзаявлен иск о возврате имущества в связи с признанием торгов недействительными.
Учитывая изложенное ируководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение первой инстанции, постановлениеапелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление ФАС округа потому же делу отменить.
Дело направить на новоерассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда.
Таким образом, делениенезаконных владельцев на добросовестных и недобросовестных имеет значениетолько при расчетах между собственником и владельцем по доходам и расходам,когда собственник истребует свою вещь с помощью виндикационного иска, а такжепри решении вопроса, может ли владелец приобрести право собственности подавности владения или нет.
Правомочиепользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещиполезных свойств, в процессе ее личного или производительного потребления. Правомочиепользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации,хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.Оно тесно связано с правомочием владения, т.к. в большинстве случаев можнопользоваться имуществом, только фактически владея им. Иногда можно пользоватьсявещью не владея ею. Например: ателье по прокату музыкальных инструментов сдаетих напрокат с тем, что пользование инструментом происходит в помещении ателье,скажем, в определенные часы и дни.
Право пользования вещьюможет передаваться собственником другому лицу, в определенных случаях передачуправа собственности может осуществлять и не собственник, если он пользуетсявещью на надлежащем правовом основании, в частности, наниматель может сдаватьпомещение или его часть иному лицу в поднаем, если это не противоречит законуили положениям договора.
Ценные бумаги, имеющиедокументарную форму и обладающие индивидуально-определенными признаками, такжеявляются объектами права собственности.
Деление вещей на движимыеи недвижимые практически важно с точки зрения государственной регистрациинедвижимости. С моментом такой регистрации ГК связывает переход вещного праваот одного владельца к другому.
Объекты, которыедействующее законодательство рассматривает как обособленные, со специфическимиправовыми режимами (земельные участки, здания, строения, сооружения, многолетниенасаждения) являются составными частями единого объекта, правовой режимкоторого включает и его особенности, и субъектный состав, и систему государственногорегулирования отношений возникающих в сфере использования данного «комплексного»объекта.
Правомочие распоряженияозначает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путемизменения его принадлежности, состояния или назначения. В случаях, когдасобственник продает свою вещь, сдаёт её в наём, в залог, передает в виде вкладав хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования вблаготворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнееюридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда онуничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или, когда вещь посвоим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства илипотребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то онраспоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку волясобственника направлена на отказ от права собственности. Но если правособственности прекращается в результате однократного использования вещи(например, Вы съедаете яблоко или сжигаете дрова в камине), то волясобственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, ана то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случаеимеет место осуществление только права пользования вещью, но не правараспоряжения ею.
Сущность правасобственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своимимуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любойпредпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством.Осуществление права собственности не должно нарушать прав и охраняемых закономинтересов других лиц. При осуществлении своего права собственник обязанпринимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан иокружающей среде. Собственник может передать свое имущество в доверительноеуправление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества вдоверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительномууправляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересахсобственника или указанного им третьего лица. Приведем такой пример изпрактики:
ОАО обратилось вАрбитражный суд с иском к ЗАО (реестродержателю) о применении последствийнедействительности ничтожной сделки – договора купли-продажи акций ОАО и обобязанности ответчика восстановить в реестре акционеров запись об акциях истца,незаконно списанных с его лицевого счета по названной ничтожной сделке.
Решением в иске отказано.В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Учитывая изложенное поделу и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение Арбитражного суда поделу и постановление ФАС округа по тому же делу отменить.
Дело направить на новоерассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Рассмотренный выше спор –яркий пример незаконного распоряжения имуществом, когда без распоряжения илисогласия собственника, то есть с нарушением п. 1 ст. 209 ГК РФ,предусматривающего, что права владения, пользования и распоряжения своим имуществомпринадлежат собственнику. Было произведено распоряжение имуществом, в связи счем, защита нарушенных прав собственника подлежит защите в судебном порядке.
При более тщательномрассмотрении такие «правомочия» оказываются не самостоятельными возможностями,предоставляемыми собственнику, а способами реализации уже имеющихся у негоправомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.
Важная особенностьправомочий собственника заключается еще и в том, что они позволяют емуустранять, исключать всех других лиц из сферы воздействия на принадлежащее емуимущество, если на то нет его воли.
2. ФОРМЫ ИВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Согласно п.2 ст. 8Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В ст.212 ГК РФ сказано,что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная ииные формы собственности (в зависимости от того, кто является субъектом правасобственности). Из содержания ст.212-215 ГК РФ может быть сделан вывод, чточастная собственность, в свою очередь, подразделяется на собственность граждани юридических лиц, а государственная — на федеральную, принадлежащую РоссийскойФедерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации- республикам,краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономнымокругам. Что касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектоввыступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальныеобразования.
2.1Частная собственность
Право собственностифизических лиц.
Право собственностифизических лиц так же как и право собственности юридических лиц относится к частнойформе права собственности. Согласно ст. 213 ГК РФ, в собственности гражданможет находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключениятолько для отдельных видов имущества, которые не могут быть собственностьюграждан, например, тяжелое вооружение. Граждане могут быть субъектами правачастной собственности независимо от возраста, состояния здоровья,дееспособности. Субъектами права собственности могут быть и иностранные граждане,наравне с гражданами РФ, а также лица без гражданства, кроме случаев,установленных специальными законами.
Круг объектов, которыеграждане могут иметь в собственности, очерчен оборотоспособностью имущества. Вотношении его оборотоспособности действует общий принцип – разрешено все, чтоне запрещено законом и не ограничено им. То есть в собственности гражданинаможет быть сколько угодно имущества (квартиры, автомобили и т.д.), если оно неизъято из гражданского оборота.
Виды объектов гражданскихправ, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые изоборота), должны быть прямо указаны в законе. (п.2 ст.129 ГК РФ)
Виды объектов гражданскихправ, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либонахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты,ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.(абз.2п.2 ст.129 ГК РФ)
Итак, гражданин можетиметь в собственности не только предметы потребления, в том числе различныевиды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественныекомплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства идругие средства производства. При этом имущество может быть как движимым(ценные бумаги, предметы домашнего обихода, автомашины и прочее), так инедвижимым (жилой дом, квартира и прочее).
Содержание права собственностиграждан составляют триада правомочий (владения, пользования и распоряжения).Гражданин осуществляет их своей властью, по своему усмотрению, но в пределах,установленных законом, и в установленном законом порядке (существует рядограничений, связанных с целевым использованием имущества).
При осуществлении правасобственности с нарушениями законодательства применяются различные санкции,включая меры ответственности (например, изъятие по решению суда квартиры,земельного участка для продажи с публичных торгов).
Субъектомправа собственности выступает гражданин, но в разных правовых качествах. Водних случаях – наемный работник. В других – индивидуальный предприниматель, в-третьих –предприниматель, выступающий в маске юридического лица, и т.д. Все это сказываетсяна положении гражданина как субъекта права собственности. Гражданин можетзаниматься предпринимательской деятельностью, лишь, будучи зарегистрированным вустановленном законом порядке, поэтому все случаи, когда гражданин вводит своеимущество в гражданский оборот, следует разбить на 2 группы. К первой следуетотнести те, когда выступления гражданина в качестве собственника регистрации нетребует, ко второй те, когда такая регистрация необходима.
В первом случаерегистрация не требуется, если гражданин выступает в качестве наемногоработника, а также лица, которые занимаются экономической деятельностью, ненаправленной систематически на извлечение прибыли. При этом в собственностигражданина может находиться имущество, подлежащее специальной регистрации(например, недвижимость). Он может также совершать подлежащие регистрациисделки (например, приватизировать занимаемое им жилое помещение). В указанныхслучаях собственником соответствующего имущества продолжает оставаться самгражданин и никакого субъекта права не происходит.
В другом случае, регистрациятребуется, когда гражданин, выступая в гражданском обороте в качествесобственника, занимается предпринимательской деятельностью. Этот случай в своюочередь сводятся к трем: когда гражданин занимается предпринимательскойдеятельностью, основанной на собственном труде; когда гражданин занимаетсяпредпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда, но безобразования юридического лица; и когда гражданин занимается предпринимательскойдеятельностью с привлечением наемного труда на базе образования юридическоголица.
В первых двух случаях, удвоениесубъекта права не происходит. Регистрация направлена на то, чтобы установитьконтроль законности предпринимательской деятельности и обеспечением поступлениев казну налогов. В случай, когда гражданин занимается предпринимательством,создав самостоятельно или с другими лицами юридическое лицо, которому выделилсвое имущество, собственником становится само юридическое лицо, а гражданинимеет в отношении него обязательственные права. Здесь как раз и происходитудвоение субъекта права, причем в этом может быть заинтересован и самгражданин, который, по общему правилу, не отвечает по обязательствамучрежденного им юридического лица и в случае финансового краха рискует потерятьлишь то имущество, которое он в это юридическое лицо вложил.
Что касается содержанияправа собственности, гражданин, в силу ст.18 ГК РФ, может иметь имущество направе собственности. Чтобы это право возникло, необходимо наступление юридическогофакта. Иными словами, необходимо, чтобы гражданин купил какое-то имущество,принял его в дар, унаследовал и т.д. При определении границ права собственностиграждан, а следовательно и границ его осуществления, надлежит исходить изприсущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правовогорегулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает,что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и правасобственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципадиспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет правособственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права исредства их достижения.
Право собственностиюридических лиц.
Статья 213 ГК относит кчислу права собственности юридических лиц коммерческие и некоммерческие организации,кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений,финансируемых собственником. Круг юридических лиц довольно широк: хозяйственныеобщества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы,общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды,ассоциации и союзы, а также другие организации предусмотренные федеральнымизаконами.
Коммерческие и некоммерческиеорганизации – это юридические лица, кроме государственных и муниципальныхпредприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками, которые являютсясобственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов ихучредителями, участниками, пайщиками, а также имущества, которое приобретеноэтими лицами в результате их деятельности, а также по другими основаниям (например,в порядке дара или наследования).
Именно юридическое лицоявляется единым и единственным собственником, принадлежащего ему имущества.Учредители (участники, члены) юридического лица на его имущество либо имеютобязательственные права, если речь идёт о хозяйственных обществах итовариществах, производственных и потребительских кооперативах, либо вообще неимеют имущественных прав, если речь идёт об общественных и религиозныхорганизациях, ассоциациях и союзах.
Юридические лица, вправесовершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащиезакону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересыдругих лиц. При этом некоммерческие организации, наделенные специальнойправоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочийсобственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежеликоммерчески организации, имеющие общую правоспособность.
Объектом правасобственности юридического лица может быть любое имущество – как движимое, таки недвижимое (за исключением имущества, которое в соответствии с закономотнесено к федеральной и иной государственной или муниципальной собственности).Это могут быть: предприятия, земельные участки, здания, жилищный фонд,оборудования, денежные средства и прочее. При этом круг объектов такогоимущества различен для коммерческих и некоммерческих организаций. Круг объектовправа собственности некоммерческих организаций уже, чем коммерческих. В неговходит лишь имущество, которое необходимо им для выполнения их уставных целей.
В отношении имущества,которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица,Гражданским кодексом РФ установлено правило о недопустимости стоимостного иколичественного ограничения объектов права собственности юридических лиц.
Собственность юридическихлиц подразделяется на фонды. Все юридические лица имеют уставный фонд, или уставныйкапитал, который состоит из вносов учредителей и пайщиков (акционеров).Юридические лица имеют производственные основной, оборотный и страховой фонды ит.д.
Основаниями приобретенияи прекращения права собственности юридических лиц являются общие основания,предусмотренные в главах 14 и 15 ГК РФ: гражданско-правовые сделки, объединениеимущества, создание его в процессе производственной деятельности и т.п. Вместес тем законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращенияправа собственности юридических лиц. Так, источниками формирования имуществаблаготворительной организации могут быть благотворительные пожертвования,поступления из государственного и местного бюджетов, труд добровольцев и другиеюридические факты, не относящиеся к общим основаниям приобретения правасобственности.
2.2 Государственнаясобственность
В соответствии со ст.214ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации являетсяимущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральнаясобственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектамРоссийской Федерации — республикам, краям, областям, городам федеральногозначения, автономной области, автономным округам (собственность субъектаРоссийской Федерации).
Особенностью институтагосударственной собственности является то, что как совокупность указанныхправовых норм, институт права государственной собственности охватывает нетолько нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, такжерегулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного,финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовойинститут.
Изучая ст. 214 ГК РФ, необходимообратить внимание на множественность субъектов государственной собственности, вроли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества,составляющего федеральную собственность) и ее субъекты республики, края,области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъектаРоссийской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон определяетпорядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации, и еёсубъектов. Субъектом права государственной собственности выступают именносоответствующие государственные образования в целом, то есть РоссийскаяФедерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не ихорганы власти или управления (которые в свою очередь выступают в имущественномобороте от имени определенного государственного образования и в соответствии сосвоей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичногособственника).
Законодательствопредусматривает ведение Реестра федеральной собственности и Реестрасобственности субъектов РФ.
По содержанию правогосударственной собственности не отличается от содержания права собственностивообще. Вместе с тем ему присущи специфика, заключающаяся в том, что РоссийскаяФедерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают длясебя правила поведения как собственника.
Право собственностиРоссийской Федерации.
Права собственности РоссийскойФедерации является разновидностью
Государственной формысобственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений являетсясамо государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственнымсобственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от видатех отношений, в которых они призваны участвовать.
Правительство РФ вправеделегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральнойсобственности федеральным органам исполнительной власти, а также органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачиэтих полномочий определяется Федеральным договором и законами РоссийскойФедерации. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжениюобъектами федеральной собственности осуществляет специальный федеральный органпо управлению государственным имуществом МГИ РФ (Мингосимущество РФ). К егокомпетенции отнесены полномочия по проведению единой государственной политики вобласти имущественных и земельных отношений; управление и распоряжениегосударственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции;регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочнойдеятельности; координация в соответствии с законодательством РФ и др.
В систему государственныхорганов входит Федеральное казначейство РФ. Его деятельность по осуществлениюправомочий собственника регулируются Постановлением Правительства РФ от01.12.2004г. «О Федеральном казначействе». По поручению Правительства иминистра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета,участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннегои внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной иплатной основе финансовых ресурсов, находящихся в ведении ФедеральногоПравительства, ведение операций по учету государственной казны.
Имущество, находящееся вгосударственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями иучреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ).Приведем пример из судебной практики.
Первый заместительобластного прокурора обратился в Арбитражный областной суд с иском кГосударственному унитарному предприятию и открытому акционерному обществу опризнании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества,заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), игосударственной регистрации за обществом права собственности на указанноеимущество.
Исковые требованиямотивированы тем, что в нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федеральногоимущества в частную собственность произведено без согласия собственника, призаключении договора купли-продажи оценка имущества независимым оценщиком непроизводилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе пооказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании ст. 168ГК РФ.
Решением суда первойинстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением судаапелляционной инстанции решение оставлено без изменения. ФАС округапостановлением, названные судебные акты оставил без изменения.
Так как вопрос оприменении последствий недействительности ничтожной сделки судами нерассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение всуд первой инстанции.
Учитывая изложенное ируководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение суда первойинстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делуи постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить.Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственнымунитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признатьнедействительным.
Из этого следует то, чтовещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицамнеобходимо обязательное разрешение собственника госимущества – РоссийскойФедерации, для осуществления своих вещных прав.
Средства соответствующегобюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственнымипредприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РоссийскойФедерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края,области, города федерального значения, автономной области, автономного округа(абз.2 п.4 ст. 214 ГК РФ).
В п. 2 ст. 214 ГК установленособый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том,что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природныересурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан июридических лиц либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установленасвоеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землюи другие природные ресурсы, что исключает их существование в качествебесхозяйного имущества (ст. 225 ГК). С другой стороны, этим правилом законаустановлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природныересурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальнойсобственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством.Согласно ст.126 ГК Российская Федерация призвана отвечать по своимобязательствам только тем имуществом, которое составляет её государственнуюказну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, атакже имущество, составляющее исключительную государственную собственность.
Известно, что на практикеиски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями егоорганов или должностных лиц, предъявляются все чаще (ст.16, 1069, 1070 ГК идр.). В этой связи в п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться РоссийскаяФедерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансовогоили иного управомоченного органа.
Органы федеральногоказначейства являются юридическими лицами. Именно эти органы должны,по-видимому, представлять Российскую Федерацию в тех случаях, когда искипредъявляются к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функциюможет выполнить департамент (управление) финансов.
При удовлетворении искавзыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета,а при их отсутствии или недостаточности – за счет иного имущества,составляющего казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Право собственностисубъектов Российской Федерации.
Управлениегосударственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляетсяпосредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своимимуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению ираспоряжению объектами государственной собственности субъектов РоссийскойФедерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций),правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ. Возникающиепри этом отношения с унитарными предприятиями по сути гражданско-правовые. Еслиучесть, что гражданское законодательство – предмет ведения исключительноРоссийской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливатьгражданско-правовые нормы. В связи с этим нормы законов субъектов РоссийскойФедерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектовРоссийской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФиные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществомсамостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться вуставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах сруководителями предприятий.
Акты, содержащие нормыгражданского права, могут издаваться министерствами и иными федеральными органамиисполнительной власти – в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другимизаконами, указами
Президента РФ ипостановлениями правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).
Законы и иные нормативныеправовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятиекоторых отнесено к ведению Российской Федерации. Что касается власти субъекта,то, в соответствии со ст.73 Конституции РФ — вне пределов ведения РоссийскойФедерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты РоссийскойФедерации обладают всей полнотой государственной власти.
Общественные отношения всвязи управлением собственностью вне сферы гражданско-правового регулирования –предмет регулирования публично-правовых отраслей права, прежде всего,административного, находящегося в совместном ведении РФ и субъектов РФ. СубъектРФ вправе осуществлять нормотворческую деятельность в этой части. Субъекты РФ активноосуществляют нормотворческую деятельность в сфере регулирования своих отношенийс создаваемыми ими предприятиями – субъектами права хозяйственного ведения. Изэтого следует то, что субъект, вправе самостоятельно в законодательном порядке устанавливатьдля себя правила поведения как собственника.
Согласно ст.126 ГК РФ субъектыРФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, котороесоставляет их бюджет. Сюда не включается имущество государственных предприятийи учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственнуюсобственность.
В систему органов федеральногоказначейства входят подчиненные ему территориальные органы федеральногоказначейства в субъектах РФ. В субъектах РФ подобную функцию может выполнитькомитеты по управлению имуществом, фонды имущества субъектов РФ.
При удовлетворении иска овзыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующегобюджета, а при их отсутствии или недостаточности – за счет иного имущества,составляющего казну субъекта (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N6/8).
2.3 Муниципальнаясобственность
Статья 8 Конституции РФ признаетмуниципальную собственность как одну из форм собственности в Российской Федерации.Российское законодательство не считает муниципальную собственностьразновидностью государственной собственности. Это самостоятельная формасобственности.
Преимуществомуниципальной формы собственности перед государственной заключается в том, чтовладение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляетнаселение непосредственно или органами местного самоуправления в соответствии сволей и в интересах, а также с историческими и местными традициями населения.
Субъектами муниципальнойсобственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальныеобразования в целом, которые регистрируются в едином Федеральном реестремуниципальных образований. Множественность субъектов права муниципальнойсобственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому онапринадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялосьуправление ею.
Можно разделитьмуниципальную собственности на виды: собственность городских и сельскийпоселений и собственность других муниципальных образований.
В состав объектов муниципальнойсобственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетныефонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли идругие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности,муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальныйжилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
В соответствии с ч.2 ст.125ГК РФ и п.2 ст.51 Закона об общих принципах организации местногосамоуправления, права собственника в отношении муниципального имуществаосуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган,выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а вслучаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальныхобразований, население непосредственно.
Муниципальное имуществоподобно государственному, делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ): имущество,закрепленное за муниципальными образованиям и учреждениями на правехозяйственного ведения и оперативного управления и муниципальная казнасоответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местногобюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальнымипредприятиями и учреждениями. Закон определяет виды имущества, находящегося в муниципальнойсобственности, т.е. изъятого из оборота (муниципальные учреждения образования,культуры, спорта). Специфика муниципальной собственности состоит в том, что всееё объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросовместного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-бытовых ииных потребностей населения соответствующей территории.
Основания возникновения муниципальнойсобственности, источники её формирования можно разделить на две группы:общегражданские способы и специальные способы возникновения муниципальнойсобственности. Специальными способами будут являться поступления отприватизации, местные налоги и штрафы, плата пользование природными ресурсами,передача объектов госсобственности в муниципальную собственность и другие способы.
Передача объектов(имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственнуюсобственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществлятьсятолько с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
Важен вопрос о передачеиз государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемыхразличными организациями, в том числе относящимися к муниципальнойсобственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного СудаРФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 к объектам муниципальной собственностиотносятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органовместных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранеепереданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а такжевстроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентныхотчислений на строительство объектов социально-культурного и бытовогоназначения.
Осуществление от именисоответствующего муниципального образования – собственника его правомочия всоответствии со своей компетенцией, не делает органы местного самоуправления(выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иныевыборные должностные лица) собственниками соответствующего имущества. Как игосударственные органы, органы муниципальных образований могут выступать вимущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц –муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативногоуправления на закрепленное за ними имущество (ст. 296 ГК РФ). Рассмотрим примериз судебной практики:
Администрация районаобратилась в Арбитражный суд области с иском к муниципальному образованию, опризнании недействительным Распоряжения о закреплении муниципального имуществамуниципального образования на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ и овозврате имущества.
Определением производствопо делу в части заявленного требования о возврате имущества прекращено.
Решением истцу отказано вудовлетворении исковых требований по мотиву того, что истец не доказал онесоответствии оспариваемого акта действующему законодательству. Кроме того,суд квалифицировал действия истца как сделку по отчуждению имущества.
Постановлениемапелляционной инстанции решение отменено и Распоряжение признанонедействительным со ссылкой на то, что данное распоряжение издано в нарушениест. 209 ГК РФ и п. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления вРФ».
Руководствуясь ст.286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ФАС округа постановил:
Постановление Арбитражногосуда области по делу оставить без изменения.
Из этого примера можносделать вывод, что органы местного самоуправления, хотя и могут выступать влице юридических лиц, очень часто допускают ошибки при осуществлении своихправ.
Частью, закрепленного заюридическими лицами имущества – денежными средствами, они будут отвечать посвоим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципальногообразования – органы местного самоуправления получают возможность в той илииной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающимили составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средствасоответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественнойответственности такого муниципального (публичного) собственника по своимдолгам.
ГК РФ и ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливают, что правасобственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципальногообразования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственностиявляется только муниципальное образование, а не органы местного самоуправленияи должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии сзаконом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальномупоручению, которые являются лишь представителями муниципального образования вотношениях по поводу муниципального имущества.
Анализируя соотношениеправ пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащихнаселению муниципального образования и органам (должностным лицам) местногосамоуправления, можно сказать, что владение, пользование и распоряжениемуниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ – это преждевсего право самого населения. Но, учитывая высокую степень декларативностиданного положения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляютпередачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью отнаселения органам и должностным лицам местного самоуправления.
Актуален вопрос о разграниченииполномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований порегулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальнойсобственности. В соответствии с ГК РФ, ни субъекты Федерации, ни муниципальныеобразования не могут устанавливать особенности приобретения и прекращения правамуниципальной собственности. Однако Закон об общих принципах организацииместного самоуправления устанавливает в п. 3 ст. 51 право органов местногосамоуправления самостоятельно определять порядок и условия приватизациимуниципальной собственности.
Вопросы регулированияприобретения и прекращения права муниципальной собственности относятся кгражданскому законодательству, т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции РФ –к предметам ведения Российской Федерации. Таким образом, ее субъекты не могутрегулировать своими законами особенности приобретения и прекращения правамуниципальной собственности. При этом муниципальные образования регулируютпорядок и условия приватизации муниципального имущества не в результате наделенияих соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственникамуниципального имущества, в той мере, в которой это не ограничено федеральнымизаконами.
2.4 Виды иподвиды права собственности
Классификация форм правасобственности не является единственно возможной. Эти формы, в свою очередь,могут подразделяться на виды. Классификация собственности на виды можетпроводиться по самым различным основаниям. Она может не выходить за пределыодной формы собственности, но может и не зависеть от форм собственности.Например, общая собственность, которая характеризуется тем, что принадлежитдвум и более лицам, подразделяется на два вида: долевую и совместную. При этомобщая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо оттого, какую форму собственности каждый из них представляет. Что касается общейсовместной собственности, то поскольку отношения между ее участниками носяткуда более лично-доверительный характер, нежели в общей долевой собственности,она возможна только между гражданами.
Деление собственности навиды может проводиться в зависимости от того, о каком имуществе идет речь. Сэтой точки зрения, можно различать, например, право собственности на недвижимоеи движимое имущество.
Наконец, виды правасобственности могут подлежать дальнейшей, более дробной классификации наподвиды. Так в составе собственности юридических лиц как вида частнойсобственности, в свою очередь, можно различать собственность хозяйственныхобществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов,общественных и религиозных организаций и т.д.
Совместная собственностькак вид общей собственности подразделяется на совместную собственность супругови совместную собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства и т.д.
Словом, классификация форм,видов и подвидов права собственности может осуществляться по самым различнымоснованиям. Но к какой бы классификации мы ни прибегли, она не должна бытьсамоцелью, и призвана обеспечить познание сущности подлежащих изучению явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из главных задач,которые стояли перед настоящей работой, являлась задача показать всю важность даннойтемы, ведь с правом собственности мы сталкиваемся каждый день.
В данной работе былираскрыты понятие собственности и права собственности, а также их соотношении (наиболееважным являлось выделение особенностей правомочий собственника, включаемых всодержание права собственности), раскрыты характерные черты особых форм(частной собственности, государственной и муниципальной) и видов права собственности,таких как право собственности физических и юридических лиц, право собственностиРоссийской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальнойсобственности.
Пользуясь юридическойлитературой, нормативной базой была сделана попытка раскрыть данную тему правасобственности, показав при этом всю сложность, но исключительную важностьданной темы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 5декабря 1994 г. — №32. — Ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 октября 2001 г. — №44. — Ст. 4147.
4. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 5 декабря 1994 г. — №32. — Ст. 3302.
5. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от17.04.2006) «О приватизации государственного и муниципального имущества»(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от03.06.2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №6, ПленумаВерховного Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах,связанных с применением части 1 Гражданского Кодекса РФ»
8. Постановление Верховного Суда РФ от 27.12.1991 №3020-1 «Оразграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность,государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей,автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга имуниципальную собственность».
9. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994г. № 96«О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжениюобъектами федеральной собственности»\\ Собрание актов Президента иПравительства РФ.-21 февраля 1994г. -№8.-ст.593.
10. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000г. №784«О передачи отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральнойсобственности, в собственность субъектов РФ»\\ Собрание законодательства РФ.-23октября 2000г..-№43.-ст.4243
Специальная литература
11. В.П. Мазолин, А.И. Масляев. Гражданское право. Учебник –М.: Юристъ, 2005 г. – 719 с.
12. У.Маттеи, Е.А.Суханов. Основные положения правасобственности. – М.: Юрист. – 1999 г.
13. Под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К.Гражданское право.Учебник. Часть первая – М.: ПРОСПЕКТ. – 1998 — 632с.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации.Части первая – третья/ под. ред. Е.Л. Забарчука. – М.: Издательство «Экзамен»,2006. – 960 с.
15. Собственность в гражданском праве: учебно-практическоепособие – 2е издание – М.: Дело, 2000-512с.
16. Таболина Г.В.: Гражданское право – Благовещенск – 2003 –173с.