Реферат по предмету "Государство и право"


Система органов государственного управления в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие управления природопользования и охраной окружающей среды
2.Функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
3.Система органов государственного управления в сфере экологопользования
4.Функции органов государственного управления в сфере экологопользования
Список использованныхисточников

1. Понятие управленияприродопользованием и охраной
окружающей среды
Управление в сферевзаимодействия общества и природы представляет собой совокупностьпредпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных наобеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речьидет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рациональногоиспользования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении иливосстановлении благоприятного состояния окружающей среды, соблюдении, а также озащите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечитьреализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целоми права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, впроцессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступаетздесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовыхотношений, образующих само право окружающей среды. Экологическое и социальноезначение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенноопределяется тем, что путем последовательной реализации требованийзаконодательства относительно распоряжения природными ресурсами, ихрационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействийобеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека игражданина.

2.Функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Управлениеприродопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественнымиформированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальнымиорганами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное,отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Функция управленияпредставляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраныокружающей среды и рационального природопользования. К таким функциямотносятся:
— создание системыорганов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
— подзаконноенормотворчество;
— координациядеятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
— распоряжение(управление) природными ресурсами;
— планированиеиспользования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающейсреды;
— экологическоенормирование;
— экологическаяэкспертиза;
— экологическоелицензирование;
— экологическаясертификация;
— экологический аудит;
— наблюдение засостоянием окружающей среды;
— учет состояния ииспользования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а такжевредных воздействий;
— экологическое воспитаниеи образование;
— контроль заиспользованием и охраной объектов природы;
— разрешение вадминистративном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающейсреды.
В масштабах государстванаибольшая ответственность за последовательное исполнение экологическогозаконодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управлениеприродопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой ихдеятельности является Конституция Республика Беларусь, закрепившая принципразделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную исудебную ветви. Государственное управление в области природопользования иохраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом. Рольгосударственного управления в этой сфере определяется значением государственныхорганов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладаютособыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализацииэкологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть принеобходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложенаответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологическойфункции государства. Государственное управление природопользованием и охранойокружающей среды осуществляется на основе ряда методов.
Под методами управленияпонимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельностьуправляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемыйвозможностью государственного принуждения), экономические (создание условийэкономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов ввыполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные(награждение государственными наградами и т.п.).

3. Система органовгосударственного управления в сфере
экологопользования
Основными направлениямигосударственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей средыявляются: — обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду ивозмещение вреда, причиненного нарушением этого права; — совершенствованиегосударственного управления в области охраны окружающей среды; — научноеобеспечение охраны окружающей среды; — создание правового и экономическогомеханизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов; — рациональноеиспользование природных ресурсов; — совершенствование системы охраны окружающейсреды и природопользования; — создание сети особо охраняемых природныхтерриторий; — обеспечение сохранения биологического и ландшафтногоразнообразия; — обеспечение непрерывного функционирования Национальной системымониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; — проведениегосударственной экологической экспертизы; — информирование граждан о состоянииокружающей среды и мерах по ее охране; — организация и развитие системыобразования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов длядеятельности в области охраны окружающей среды; — оказание содействияобщественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраныокружающей среды; — привлечение граждан, общественных объединений к охранеокружающей среды и контролю за ее состоянием; — международное сотрудничество вобласти охраны окружающей среды.
Государственноеуправление в области охраны окружающей среды осуществляется ПрезидентомРеспублики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и еготерриториальными органами, иными специально уполномоченными республиканскимиорганами государственного управления и их территориальными органами, местнымиСоветами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах ихкомпетенции. />К специально уполномоченнымреспубликанским органам государственного управления относятся Министерствоприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерствоздравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям РеспубликиБеларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Комитет поземельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РеспубликиБеларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствиис законодательством Республики Беларусь.

4. Функции органовгосударственного управления в сфере
экологопользования
Совет МинистровРеспублики Беларусь в области охраны окружающей среды: — определяет единуюгосударственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;- принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; — обеспечиваетразработку и выполнение государственных программ рационального использованияприродных ресурсов и охраны окружающей среды; — устанавливает порядок разработкитерриториальных комплексных схем охраны окружающей среды и их финансирования; — определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованиюприродных ресурсов и улучшению качества окружающей среды; — устанавливаетпорядок использования природных ресурсов; — определяет виды вредноговоздействия на окружающую среду; — определяет в соответствии с законом обюджете на очередной финансовый (бюджетный) год направления использованиясредств республиканского и местных целевых бюджетных фондов охраны природы; — рассматриваетв порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предложения обустановлении льгот по налогообложению юридическим лицам и индивидуальнымпредпринимателям при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающихтехнологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие наокружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья иосуществлении иной природоохранной деятельности; — устанавливает порядокведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядокгосударственного учета в области охраны окружающей среды; — утверждаетПоложение о Красной книге Республики Беларусь; — определяет содержание, порядокведения и использования государственного фонда, данных о состоянии окружающейсреды и вредных воздействиях на нее; — принимает решения об объявлениитерриторий особо охраняемыми природными территориями республиканского значения,их преобразовании или о прекращении их функционирования; — объявляет в необходимыхслучаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологическогориска и зонами экологического кризиса; — устанавливает порядок веденияНациональной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; — определяетпорядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды; — устанавливаетпорядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающейсреды и определяет перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, имеющихправо осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды;- устанавливает порядок материального поощрения должностных лиц Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и еготерриториальных органов, выявивших правонарушения в области охраны окружающейсреды; — устанавливает порядок информирования государственных органов и граждано состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; — обеспечивает организацию иразвитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов длядеятельности в области охраны окружающей среды; — осуществляет международноесотрудничество в области охраны окружающей среды; — />осуществляет иные полномочия, возложенные на негозаконами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
/>Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РеспубликиБеларусь осуществляет возложенные на него функции непосредственно и через своитерриториальные органы. Министерство природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: — проводит единуюгосударственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;- в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает (издает) нормативныеправовые акты, в том числе разрабатывает, утверждает (вводит в действие)технические нормативные правовые акты; — осуществляет государственноеуправление в области охраны окружающей среды; — организует разработкутерриториальных комплексных схем охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов и обеспечивает научно-методическое руководствоэтой разработкой; — утверждает лимиты на изъятие объектов растительного и животногомира; — обеспечивает в установленном порядке нормирование, техническоенормирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и использованияприродных ресурсов; — осуществляет государственное регулирование деятельности вобласти экологической сертификации; — осуществляет государственныйметрологический надзор за состоянием метрологического обеспечения в областиохраны окружающей среды; — />осуществляет всоответствии с законодательством Республики Беларусь лицензированиедеятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием наокружающую среду; — координирует деятельность республиканских органовгосударственного управления в области охраны окружающей среды и использованияприродных ресурсов; — проводит государственную экологическую экспертизу; — утверждаетперечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценкавоздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельностипроводится в обязательном порядке; — является распорядителем государственных целевыхбюджетных фондов охраны природы; — устанавливает порядок аккредитации и учетааналитических лабораторий, осуществляющих измерения в области охраны окружающейсреды; — осуществляет государственный контроль за использованием и охранойземель (включая почвы), общераспространенных полезных ископаемых и торфа,поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов,растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичныхи редких природных ландшафтов, ведением охотничьего и рыбного хозяйства,обращением с отходами в порядке, установленном законодательством РеспубликиБеларусь; — определяет порядок осуществления контроля общественными инспекторамиохраны природы и их полномочия; — принимает решения об ограничении илиприостановлении работы отдельных производств, цехов и иных объектов, если ихэксплуатация осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающейсреды, до устранения выявленных нарушений; — предъявляет иски о возмещениивреда, причиненного юридическими лицами и гражданами в результате вредноговоздействия на окружающую среду; — запрашивает и получает безвозмездно отреспубликанских органов государственного управления, местных исполнительных ираспорядительных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателейинформацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на него; — организуетучет и оценку природных ресурсов; — ведет совместно с соответствующимиреспубликанскими органами государственного управления следующие государственныекадастры природных ресурсов: недр, водный, атмосферного воздуха, растительногомира, животного мира, торфяного фонда, а также отходов и иные кадастры и координируетдеятельность этих органов по их ведению; — организует в установленном порядкеведение Национальной системы мониторинга окружающей среды в РеспубликеБеларусь; — формирует государственный фонд данных о состоянии окружающей средыи вредных воздействиях на нее; — ведет Красную книгу Республики Беларусь,организует учет и контроль состояния редких и находящихся под угрозойисчезновения на территории Республики Беларусь видов дикорастущих растений идиких животных; — организует экологическую паспортизацию объектов; — устанавливаетпорядок ведения экологического паспорта предприятия; — определяет переченьсведений, относящихся к экологической информации; — информирует органыгосударственного управления, юридические лица и граждан о состоянии окружающейсреды и мерах по ее охране; — взаимодействует с общественными объединениями,осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды, организуетсеть общественных инспекторов охраны природы; — участвует в развитии системыобразования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированииэкологической культуры, организует пропаганду знаний в области охраныокружающей среды; — осуществляет международное сотрудничество в области охраныокружающей среды; — изучает, обобщает и распространяет опыт зарубежных стран вобласти охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов; — координирует выполнение международных договоров Республики Беларусьв области охраны окружающей среды; — осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь разрабатывает и вносит впорядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в Совет МинистровРеспублики Беларусь: проекты актов законодательства Республики Беларусь вобласти охраны окружающей среды; проекты государственных программ рациональногоиспользования природных ресурсов и охраны окружающей среды; предложения повопросам охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов для включения их в проекты прогнозов и программ социально-экономическогоразвития Республики Беларусь; предложения по установлению лимитов наиспользование природных ресурсов и размещение отходов, а также нормативов платыи (или) налоговых ставок за использование природных ресурсов, выбросызагрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющихвеществ в окружающую среду и иные виды вредного воздействия на окружающуюсреду; представления об объявлении, преобразовании и прекращениифункционирования особо охраняемых природных территорий республиканскогозначения; предложения об объявлении отдельных участков территории РеспубликиБеларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса; предложенияпо формированию и использованию государственных целевых бюджетных фондов охраныприроды; предложения об установлении льгот по налогообложению юридическим лицами индивидуальным предпринимателям при внедрении ими малоотходных, энерго- иресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредноевоздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качествевторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности.
Местные Советы депутатовв области охраны окружающей среды: утверждают территориальные программы имероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охранеокружающей среды; распоряжаются на подведомственной им территории в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, недрами, водами,охотничьими и рыболовными угодьями, иными природными ресурсами, находящимися вих ведении, а также осуществляют контроль за их использованием; отменяют решенияместных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставленииземельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, опередаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательствуРеспублики Беларусь о земле; устанавливают в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь льготы по налогообложению юридическим лицам ииндивидуальным предпринимателям при внедрении ими малоотходных, энерго- иресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредноевоздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качествевторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности; осуществляютиные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Местные исполнительные ираспорядительные органы в области охраны окружающей среды: разрабатывают ипредставляют в местные Советы депутатов территориальные программы и мероприятияпо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды ипринимают меры по их выполнению; принимают меры по защите прав и законныхинтересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;осуществляют на подведомственной им территории государственный контроль заохраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов,растительного и животного мира в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь; определяют места размещения отходов; организуют сбор,перевозку, хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуютсяна их территории; устанавливают лимиты размещения отходов производства по согласованиюс Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РеспубликиБеларусь или его территориальными органами; принимают решения об ограниченииили приостановлении работы отдельных производств, цехов и иных объектов, еслиих эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства РеспубликиБеларусь об охране окружающей среды; />организуютразвитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формированиеэкологической культуры; изучают предложения юридических лиц, в том числеобщественных объединений, а также граждан по вопросам охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов; осуществляют иные полномочия всоответствии с законодательством Республики Беларусь.

Список использованныхисточников
 
1)  КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2)  Бринчук М. М.Экологическое право М., 1998.
3)  Желваков Э. Н.Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа«Интел-Синтез». 2000.
4)  Ерофеев Б. В.Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.:Юрист. 2001.
5)  С.А. Балашенко, Д.М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. – 398с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.