Реферат по предмету "Государство и право"


Система вычетов по НДФЛ

Министерствосельского хозяйства
РоссийскойФедерации
Курскаягосударственная сельскохозяйственная академия
им. Проф.И.И. Иванова
Курсовая работа
на тему: Система вычетов по НДФЛ
Курск 2008

Содержание
Введение
1. Понятие исодержание НДФЛ
1.1Экономическое содержание
1.2Характеристика основных элементов
1.3 Порядокисчисления и уплаты в бюджет
2. Налоговые вычетыпо НДФЛ
2.1 Сущностьналоговых вычетов
2.2 Видыналоговых вычетов
2.3 Налоговаядекларация: назначение, порядок заполнения
3.Предложения по совершенствованию систем вычетов НДФЛ
Выводы ипредположения
Списоклитературы

Введение
Немного об истории возникновения налога в России.
Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение в Россииотносится к 1810 году, когда война с Наполеоном истощила государственный бюджети требовались дополнительные источники финансирования. В течение последующихгодов XIX века подоходное обложениеотсутствовало. Настоящий подоходный налог был установлен лишь 6 апреля 1916года под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войнойпредъявлялись к бюджету. Законом были установлены многочисленные вычеты издохода: издержки, связанные с получением дохода; взносы хозяев по страхованиюрабочих; отчисления на амортизацию; убытки от порчи имущества; проценты подолгам; пожертвования; страховые премии по страхованию жизни и на “дожитие” ит.д. Давались льготы по семейному положению и по болезни. Ставки налога былипрогрессивными (0,82 до 10%).
В налоговой системе любого государства всегда присутствуют два основныхкомпонента – корпоративный и индивидуальный. Среди налогов, уплачиваемыхнаселением, наиболее распространенным является подоходный налог, существующийпрактически во всех странах мира. Подоходным налогом называется налог, которыйвзимается с дохода налогоплательщика.
Налог на доходыфизических лиц является федеральным налогом, он установлен Налоговым КодексомРоссийской Федерации (часть 2, глава 23) и взимается на всей территории страны.Приказом МНС РФ от 14.04.2004 N САЭ-3-04/284@. утверждены методическиерекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог надоходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ.
В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является однимиз основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости послеЕСН, НДС и налога на прибыль организаций). В настоящее время, вносимые изменения и дополнения в частьвторую, главу 23 НК РФ требуют постоянного исследования налога на доходыфизических лиц: ставок, объектов и субъектов, налоговых вычетов, порядкаисчисления и уплаты в бюджет. Данные обстоятельства и определяют актуальностькурсового исследования.

1. Понятие и содержание НДФЛ
1.1 Экономическое содержание
Среди налогов, уплачиваемых населением наиболее распространенным являетсяподоходный налог, существующий практически во всех странах мира. Подоходнымналогом называется налог, который взимается с дохода плательщика.
В современных условиях почти во всех странах используется системаиндивидуального общеподоходного обложения с различной степенью прогрессии (вРоссии ставка налога едина). Как и любой другой налог, подоходный налогявляется одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которогогосударство пытается решить различные задачи.
Основная функция подоходного налога – фискальная, благодаря которой ониспользуется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функцияподоходного налога с физических лиц заключается в том, что он обеспечиваетперераспределение общественных доходов между различными категориями населения.
Через подоходное налогообложение достигается “поддержание социальногоравновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальныхгрупп с целью сглаживания неравенства между ними”. Иными словами, происходитпередача средств в пользу более бедных и незащищенных категорий граждан за счетвозложения налогового бремени на более обеспеченные категории населения.
Сущность подоходного налога в России, как и отдельные его черты, вомногом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитыхстранах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построениявзимания.
Первым из основных принципов подоходного налогообложения являетсяравенство перед ним всех плательщиков независимо от их социальнойпринадлежности – равное налоговое бремя всех граждан и прямое обложениедоходов.
Вторым принципом является то, что подоходный налог – это личный налогфизического лица – объектом обложения является не предполагаемый усредненныйдоход, а доход, полученный конкретным плательщиком.
Третий принцип заключается в том, что основной способ взиманияподоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым иэффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств вбюджет.
Четвертый принцип – налогом облагается фактически полученный доход влюбой форме: национальной и иностранной валюте, натуральной форме, в виде работи услуг и материальной выгоды.
В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является однимиз основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости послеЕСН, НДС и налога на прибыль организаций).
Он является главным из налогов с населения. На его долю приходится около90% всех налогов с граждан. Значимость налога на доходы физических лиц вэкономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более80 млн. человек – почти всего трудоспособного населения России.
Относительно небольшая роль налога на доходы физических лиц вформировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинствароссиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога надоходы физических лиц влияют и другие факторы (в частности, высокий уровень“укрывательства” доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенствасистемы декларирования доходов граждан). По мере повышения жизненного уровнянаселения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц внашей стране возрастает.
1.2 Характеристика основных элементов
Налогоплательщики[1]:
1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящейглаве — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговымирезидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы отисточников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентамиРоссийской Федерации.
2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактическинаходящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РоссийскойФедерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерациидля краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерацииналоговыми резидентами Российской Федерации признаются российскиевоеннослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, командированные наработу за пределы Российской Федерации.
Объект налогообложения[2].
Объектом налогообложения признается доход, полученныйналогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников запределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговымирезидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, неявляющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговая база[3].
1. При определении налоговой базы учитываются все доходыналогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах,или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в видематериальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящегоКодекса.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда илииных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшаютналоговую базу.
2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, вотношении которых установлены различные налоговые ставки.
3. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка,установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая базаопределяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению,уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммыдоходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленнаяпунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, за этот женалоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая базапринимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммойналоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношениикоторых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное непредусмотрено настоящей главой.
4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки,налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащихналогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 — 221настоящего Кодекса, не применяются.
5. Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 218 — 221 настоящего Кодекса) налогоплательщика, выраженные (номинированные) виностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банкаРоссийской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (надату фактического осуществления расходов).
Налоговый период[4].
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки[5]:
1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное непредусмотрено настоящей статьей.
2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношенииследующих доходов:
− стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимыхконкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг,в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящегоКодекса;
− страховых выплат по договорам добровольного страхования в частипревышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 настоящего Кодекса;
− процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы,рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банкаРоссийской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, порублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срокне менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
− суммы экономии на процентах при получении налогоплательщикамизаемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2статьи 212 настоящего Кодекса, за исключением доходов в виде материальнойвыгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщикамицелевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организацийРоссийской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительстволибо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры илидоли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевоеиспользование таких средств.
3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношениивсех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговымирезидентами Российской Федерации.
4. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношениидоходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в видедивидендов.
5. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношениидоходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управленияипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечныхсертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007года.
Порядок исчисления налога[6].
1. Сумма налога при определенииналоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодексаисчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
Сумма налога при определенииналоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодексаисчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговойбазы.
2. Общая сумма налога представляетсобой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных всоответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
3. Общая сумма налога исчисляется поитогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, датаполучения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
4. Сумма налога определяется в полныхрублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и болееокругляются до полного рубля.
1.3 Порядок исчисления и уплаты в бюджет
Порядок исчисленияналога.
С 1 января 2002года налог на доходы физических лиц в полном объеме остается в распоряжениирегиональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед нимсоциальных задач.
Порядокисчисления НДФЛ определяется в статье 225 НК РФ. Сумма налога при определенииналоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется каксоответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ(13%), процентная доля налоговой базы.
/> /> /> /> />
 
Сумма налога,
 подлежащая исчислению по ставке 13%
   
Общая сумма доходов
-
Доходы, облагаемые по специальным ставкам
- Доходы, не облагаемые налогом
-
Налоговые вычеты  

 
                                      
 =                                                                                                 
Рис.1.Определение суммы налога по ставке 13%
Сумма налога приопределении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 НК РФ исчисляетсякак соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумманалога представляет собой сумму, полученную в результате сложения исчисленныхсумм налога./> /> /> /> /> /> />
Сумма налога,
подлежащая удержанию
из доходов сотрудника  
Сумма налога,
подлежащая исчислению
по специальным налоговым ставкам  
Сумма налога,
подлежащая исчислению
по ставке 13%   />

                     =                                                   +
Рис. 2. Определение общей суммы налога,подлежащей удержанию из доходов работника
Общая сумманалога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходамналогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующемуналоговому периоду.
Сумма налогаопределяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50копеек и более округляются до полного рубля.
Особенности исчисления сумм налогаотдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок исроки уплаты авансовых платежей указанными лицами.
Особенности исчисления и уплаты суммналога обычными категориями физических лиц устанавливает статья 227 НК РФ.Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей производят следующиеналогоплательщики:
1) физические лица,зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммамдоходов, полученных от осуществления такой деятельности;
2) нотариусы, занимающиеся частнойпрактикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиесяв установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — посуммам доходов, полученных от такой деятельности.
Эти категории налогоплательщиковсамостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующийбюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплатев соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога,удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а такжесумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующийбюджет. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшаютналоговую базу.
Налогоплательщики обязаны представитьв налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию всроки не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общая сумма налога, подлежащая уплатев соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларациейуплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года,следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае появления в течение года уналогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательскойдеятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представитьналоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указаннойдеятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5 срок поистечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемогодохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежейпроизводится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущийналоговый период производится налоговым органом на основании суммыпредполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактическиполученного дохода от видов деятельности: частной практики и осуществленияпредпринимательской деятельности за предыдущий налоговый период с учетомналоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ.
Авансовые платежи уплачиваютсяналогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь — июнь — не позднее 15июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль — сентябрь — не позднее 15октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовыхплатежей;
3) за октябрь — декабрь — не позднее15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовыхплатежей.
В случае значительного (более чем на50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщикобязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемогодохода от осуществления деятельности на текущий год. В этом случае налоговыйорган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год поненаступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежейпроизводится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новойналоговой декларации.
Особенности исчисления налога вотношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога.
Статья 228 НК РФ устанавливаетособенности исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов для5 категорий налогоплательщиков. Исчисление и уплату налога в соответствии состатьей производят следующие категории налогоплательщиков:
1) физические лица — исходя из суммвознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговымиагентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера,включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
2) физические лица — исходя из сумм,полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на правесобственности;
3) физические лица — налоговыерезиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся запределами Российской Федерации, — исходя из сумм таких доходов;
4) физические лица, получающие другиедоходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;
5) физические лица, получающиевыигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанныхна риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из суммтаких выигрышей.
Эти категории налогоплательщиковсамостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующийбюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплатев соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога,удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этомубытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Налогоплательщики обязаны представитьв налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплатев соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации уплачиваетсяпо месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года,следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, получившие доходы,при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога,уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления обуплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срокауплаты.

2. Налоговые вычеты по НДФЛ
По налогу на доходы физических лиц вкачестве налоговых льгот предусмотрены налоговые вычеты, предоставляемыеналогоплательщикам при расчете налоговой базы и уменьшающие налогооблагаемыйдоход.
Следует обратить внимание на дваограничения по применению налоговых вычетов:
1) налоговые вычеты применяются лишьв отношении доходов на логовых резидентов РФ; в отношении доходов физическихлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, налоговые вычеты не применяются.
2) налоговые вычеты могут уменьшатьтолько те доходы налоговых резидентов РФ, которые попадают под обложение общейналоговой ставки (13%).
В соответствии со ст. 218 — 221 НК РФпредусмотрены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные,имущественные и профессиональные. Для наглядного восприятия рассмотрим схему 2.
/>

2.1 Сущность налоговых вычетов
Налоговые вычеты представляют собой налоговую льготу, посредствомиспользования которой налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемыедоходы. Необходимым условием получения вычетов является наличие обязанностиуплачивать налог на доходы. Отсутствие такой обязанности означает отсутствиеправа на получение налоговых вычетов, т.к. сущность налоговых вычетов состоит вуменьшении налогооблагаемой базы для отдельных категорий граждан.
Для предоставления вычетов не имеет значения, по каким основаниям получендоход, если иное не установлено НК РФ. Вычет может быть предоставлен работникампо трудовым соглашениям либо лицам, выполняющим работу по гражданско-правовымдоговорам, авторам произведений и т.п.
2.2 Виды налоговых вычетов
Стандартные налоговые вычеты.
Данные вычеты перечислены в ст. 218 НК РФ. Их сущность состоит в том, чтоопределенные категории налогоплательщиков имеют право уменьшить налогооблагаемыйдоход на определенные суммы. Причем налогоплательщикам, которые имеют правоболее чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный изсоответствующих вычетов.
Налоговый вычет в размере 400 руб. в месяц распространяется на всехналогоплательщиков, не относящихся к категориям, специально указанным в ст. 218НК РФ. Данный вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленныйнарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которогопредусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговымагентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000руб.
Стандартный налоговый вычет, предусмотренный для налогоплательщиков, наобеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями илисупругами родителей или являются опекунами, попечителями или приемнымиродителями, предоставляется независимо от предоставления иного стандартногоналогового вычета.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемнымродителям данный налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставлениеуказанного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращаетсяс месяца, следующего за месяцем вступления их в брак. Под одинокими родителямиздесь понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) вобразовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академическийотпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
Установленные ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляютсяналогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплатыдохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления идокументов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычетыналогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере,то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика,прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право натакие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетомпредоставления стандартных налоговых вычетов.
Стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налоговогопериода, поэтому в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцыналогового периода стандартный вычет за это время не полагается.
По данному вопросу отсутствует единообразная судебно-арбитражнаяпрактика. Так, по другому делу арбитры указали, что ст. 218 НК РФ право наполучение стандартного вычета не ставится в зависимость от наличия дохода поитогам месяца. Право на получение стандартных налоговых вычетов имеют в томчисле лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица.
Социальные налоговые вычеты.
Социальные налоговые вычеты предоставляются налоговым органом наосновании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговойдекларации по окончании налогового периода.
Налоговые агенты не вправе предоставлять социальные налоговые вычеты.Закон не предусматривает возможности переноса части неиспользованногосоциального вычета на другой налоговый период.
Статья 219 НК РФ устанавливает три цели, расходы на которые уменьшаютналогооблагаемую базу.
Благотворительные цели:
в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования,здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемымиз средств соответствующих бюджетов;
в виде денежной помощи физкультурно-спортивным организациям,образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитанияграждан и содержание спортивных команд;
в виде денежной помощи в сумме пожертвований, перечисляемых(уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление имиуставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов, но неболее 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Обучение:
в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за своеобучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенныхрасходов на обучение, но не более 50 000 руб.;
в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детейв возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном(налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размерефактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. накаждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии уобразовательного учреждения лицензии или иного документа, который подтверждаетстатус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов,подтверждающих его фактические расходы на обучение.
Такими документами, в частности, могут являться: договор собразовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующихобразовательных услуг, на обучение в этом учреждении; справка учебногозаведения, подтверждающая, что ребенок налогоплательщика обучался всоответствующем налоговом периоде на дневной (очной) форме обучения;свидетельство о рождении ребенка налогоплательщика; платежные документы,подтверждающие оплату обучения, — Письмо Минфина России от 22 июня 2007 г. N 04-2-03/001003.
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанныхлиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный вустановленном порядке в процессе обучения.
Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходовна обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала,направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственнойподдержки семей, имеющих детей. Как видно, если налогоплательщик платит сам засвое обучение, то не имеет значения форма обучения для предоставления социальноговычета. При оплате же за детей вычет возможен лишь при дневной форме обучения.
Предоставление социального вычета при обучении налогоплательщика независит от вида образовательных услуг, т.е. это могут быть в том числе курсыиностранного языка.
Нужно учитывать, что если оплата обучения ребенка происходит за счетобщих средств родителей, находящихся в браке, то каждый из них вправеиспользовать социальный вычет.
«Из смысла данной нормы закона следует, что если оба родителя участвуют воплате обучения ребенка, то налоговый вычет предоставляется каждому изродителей и оба родителя вправе получить социальный налоговый вычет в сумме,фактически уплаченной ими за обучение своего ребенка. Статья 219 НК РФ несодержит условия предоставления социального вычета только тому супругу, которыйуказан в справке на оплату обучения.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречияи неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользуналогоплательщика».
Лечение:
в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги полечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации;
в сумме, уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга(супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет вмедицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнеммедицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ);
в сумме стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственныхсредств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных лечащим врачом,приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
При получении социального налогового вычета на лечение учитываются суммыстраховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде подоговорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховымиорганизациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности,предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг полечению.
Общая сумма социального налогового вычета на лечение не может превышать50 000 руб. По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумманалогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением ПравительстваРФ.
Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносовпредоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинскихучреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинскойдеятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов,подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментовили на уплату страховых взносов.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику,если оплата лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховыхвзносов не были произведены организацией за счет средств работодателей.
Предоставление социального вычета на лечение не зависит от формысобственности и организационно-правовой формы медицинского учреждения. Вычеттакже положен и при обращении налогоплательщика за медицинской помощью кчастнопрактикующему врачу.
Имущественные налоговые вычеты.
С его помощью происходит регулирование и экономическое стимулированиетаких отраслей экономики, как жилищно-строительный комплекс, рынок ценных бумаги иных финансовых инструментов для физических лиц и инвестиционный сектор. Сдругой стороны, благодаря имущественным вычетам налогоплательщики могутэкономить значительные средства на НДФЛ при осуществлении сделок снедвижимостью, ценными бумагами и прочим имуществом.
Правила предоставления данных вычетов, установленные в ст. 220 НК РФ,вызывают наибольшее число вопросов. Имущественные налоговые вычетыпредоставляются в двух ситуациях: при продаже какого-либо имущества и прирасходах на строительство или приобретение жилого помещения (доли в нем).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определенииразмера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ имеет право наполучение имущественных вычетов:
в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажижилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач,садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе,находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но непревышающих в целом 1 000 000 руб.;
в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества,находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но непревышающих 125 000 руб.;
при продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилыепомещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанномимуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, атакже при продаже иного имущества, находившегося в собственностиналогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычетпредоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычетаналогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов насумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,связанных с получением этих доходов, за исключением реализацииналогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.
При продаже доли (ее части) в уставном капитале организацииналогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходовна сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,связанных с получением этих доходов.
Особенности определения налоговой базы по доходам налогоплательщика,полученным от долевого участия в организации, установлены в ст. 214 НК РФ.
При продаже гражданином доли (части доли) в уставном капиталеналогоплательщик не вправе получить имущественный вычет, но может уменьшитьдоходы на понесенные расходы.
Если покупателем доли выступает юридическое лицо, то оно будет налоговымагентом и будет обязано исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходыфизических лиц — Письмо Минфина России от 13 июня 2006 г. N 03-05-01-04/156.
Таким образом, налогоплательщик имеет право выбора: или воспользоватьсяимущественным вычетом, или уменьшить сумму полученных доходов на произведенныерасходы. В некоторых ситуациях выгоднее уменьшить доходы на расходы вместоиспользования вычета, например при продаже налогоплательщиком нежилогопомещения. В этой ситуации налогоплательщик вправе получить вычет на сумму неболее 125 000 руб. (продажа иного имущества). Поэтому в этой ситуации выгоднееуменьшить доходы на расходы и отнести к расходам, в частности, документальноподтвержденные затраты на приобретение реализованного имущества, а также суммыдругих затрат, произведенных налогоплательщиком в целях улучшенияпотребительских качеств этого имущества, — Письмо ФНС России от 25 января 2007 г. N 04-2-02/63@.
В других ситуациях налогоплательщик вообще не имеет права наимущественный вычет, но вправе уменьшить полученные доходы на понесенныерасходы, связанные с приобретением отчуждаемого имущества (имущественных прав).
Право налогоплательщика уменьшить доходы на расходы в целях исчисленияналога не зависит от существования права на получение имущественного вычета —это общий принцип налогообложения.
Может ли гражданин воспользоваться имущественным вычетом в соответствии спп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже не завершенного строительством жилого домав общем порядке, установленном для продажи жилого помещения? В пп. 1 п. 1 ст.220 НК РФ по этому поводу ничего не сказано. Вместе с тем пп. 2 п. 1 ст. 220 НКРФ допускает возможность получения имущественного вычета и при приобретении неоконченного строительством жилого дома.
Не оконченный строительством жилой дом может не быть предметомдействующего договора, тогда налогоплательщик вправе получить свидетельство оправе собственности как на объект незавершенного строительства.
Если строящийся дом является предметом действующего договора, то в этомслучае продавец вправе совершить уступку своих прав по договору. Покупатель вэтом случае приобретает право на имущественный вычет, а продавец нет.
"…Лицо, приобретающее право требования, согласно абзацу первому пп.2 п. 1 ст. 220 НК РФ имеет право на получение налогового вычета…
…Лицо, уступившее право требования по договору об уступке праватребования жилого помещения и получившее от этого доход, права на получениеимущественного налогового вычета, как следует из анализа положений пп. 1 п. 1ст. 220 НК РФ и п. 2 ст. 38 НК РФ, не имеет».
С 1 января 2007 г. возможность предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета при определенииналоговой базы по операциям с ценными бумагами по ст. 214.1 НК РФ отсутствует,и доход от операций купли-продажи ценных бумаг будет определяться только какразница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, идокументально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранениеценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.
Обратим внимание и еще на одининтересный момент. В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налоговая база какденежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на сумму налоговыхвычетов, предусмотренных ст. ст. 218 — 221 НК РФ, определена только дляналогоплательщиков, уплачивающих НДФЛ по ставке 13%. Однако поскольку ст. 220НК РФ содержит всего лишь общую ссылку на ст. 214.1 (п. 2 ст. 220 НК РФ), товычет в размере фактически понесенных налогоплательщиком расходов по операциямс ценными бумагами может быть применен и другими категориями плательщиков НДФЛ.Например, его могут применять лица, не являющиеся резидентами РФ и уплачивающиеналог по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Профессиональные налоговые вычеты.
При исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФнекоторые категории налогоплательщиков имеют право на получениепрофессиональных налоговых вычетов:
1) те налогоплательщики, которые указаны в пункте 1 статьи 227 НК РФ,т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность,нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, — в суммефактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов,непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяетсяналогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определениярасходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог наприбыль организаций». К указанным расходам налогоплательщика относитсятакже государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональнойдеятельностью.
Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченногоналогоплательщиками, принимаются к вычету в том случае, если это имущество,являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы«Налог на имущество физических лиц» (за исключением жилых домов,квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществленияпредпринимательской деятельности.
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить своирасходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей,профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общейсуммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательскойдеятельности. Положение не применяется в отношении физических лиц,осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказанияуслуг) по договорам гражданско-правового характера, — в сумме фактическипроизведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственносвязанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);
3) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения иливознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведенийнауки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений ипромышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденныхрасходов.
К расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов,предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для видовдеятельности, указанных в статье (за исключением налога на доходы физическихлиц), начисленные либо уплаченные им за налоговый период.
При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, немогут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.
Налогоплательщики, указанные в статье, реализуют право на получениепрофессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявленияналоговому агенту.
При отсутствии налогового агента налогоплательщики, указанные в статье,реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачиписьменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговойдекларации по окончании налогового периода.
К указанным расходам налогоплательщика относится также государственнаяпошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.
2.3 Налоговая декларация: назначение, порядок заполнения
Одним из 3 способов взимания налогов является взимание по декларации.Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода иналога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налогапроизводится после получения дохода лицом, получающим доход.
В соответствии со статьей 229 НК РФналоговая декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками втерриториальные органы ФНС России по месту учета налогоплательщика на территорииРФ позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, накоторых не возложена обязанность представлять декларацию, вправе представитьтакую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Целесообразность подачи декларациилицами, на которых не возложена обязанность ее подавать может возникнуть вследующих случаях:
— если в течении налогового периодастандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или былипредоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено НК, то по окончанииналогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого кдекларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговыморганом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставлениястандартных налоговых вычетов в установленных НК размерах;
— для получения социальных налоговыхвычетов на основании письменного заявления налогоплательщика;
— для получения профессиональныхналоговых вычетов.
И так, налоговую декларацию вобязательном порядке представляют сле­дующие категории налогоплательщиков:
— физические лица, зарегистрированные в установленном действующимзаконодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществлениятакой деятельности;
— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленномдействующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов,полученных от такой деятельности;
— физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученныхот физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенныхдоговоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма илидоговорам аренды любого имущества;
— физические лица — исходя из сумм, полученных от продажиимущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
— физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходыиз источников, находящихся за пределами Российской Федерации, — исходя из суммтаких доходов;
— физические лица, получающие другие доходы, при получении которыхне был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;
— физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторамилотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе сиспользованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей.
В случае прекращенияпредпринимательской деятельности или частной практики и (или) прекращения вышеперечисленных выплат, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплатпредставить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущемналоговом периоде.
При прекращении в течениекалендарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которойподлежат налогообложению и выезде его за пределы территории РФ налоговаядекларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущемналоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представленаим не позднее чем за 1 месяц до выезда за пределы территории РоссийскойФедерации.
Уплата налога, доначисленного поналоговым декларациям производится не позднее чем через 15 календарных дней смомента подачи такой декларации.
В налоговых декларациях физическиелица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники ихвыплат, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммыфактически уплаченных в течении налогового периода авансовых платежей, суммыналога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Форма налоговой декларации утвержденаМИНФИНОМ РФ ПРИКАЗ от 23декабря 2005 г. N 153н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НАДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ФОРМА 3-НДФЛ) И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ».
Общие требования к заполнениюДекларации.
1. Декларация заполняется шариковойили перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка заполненноготекста Декларации на принтере.
Декларация представляется на бумажномносителе или в электронном виде в соответствии с Порядком представленияналоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи,утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 «Обутверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде потелекоммуникационным каналам связи» (зарегистрирован в Минюсте России16.05.2002, регистрационный N 3437; «Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти», 27.05.2002, N 21;«Российская газета», 22.05.2002, N 89).
Декларация на бумажном носителе можетбыть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через егопредставителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения илипередана по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке Декларации по почте днемее представления считается дата отправки почтового отправления с описьювложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем еепредставления считается дата ее отправки.
2. Декларация заполняетсяналогоплательщиком с учетом нижеследующего.
В каждую строку и соответствующие ейграфы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либопоказателей, предусмотренных Декларацией, в соответствующей строке ставитсяпрочерк.
Все суммовые показатели отражаются врублях и копейках, за исключением сумм налога на доходы физических лиц (далее — налог) в Разделе 5 Декларации, которые исчисляются и показываются в полныхрублях. При этом сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копееки более округляется до полного рубля.
Доходы налогоплательщика, а такжерасходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте, пересчитываютсяв рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному надату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществлениярасходов.
Для исправления ошибок необходимоперечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение ипроставить подпись налогоплательщика под исправлением с указанием датыисправления.
Не допускается исправление ошибок спомощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Налогоплательщик представляет вналоговый орган Декларацию на бланке установленной формы. Декларация,представленная по форме, отличной от утвержденной Минфином России, налоговымиорганами не принимается.
Внесение дополнений и измененийналогоплательщиком в Декларацию при обнаружении в текущем налоговом периоденеотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений),допущенных в истекших налоговых периодах при исчислении налоговой базы,применении налоговой ставки, определении суммы налога, подлежащей вычету, илииных ошибок производится путем представления Деклараций за соответствующиеистекшие налоговые периоды, с отражением сумм налога с учетом вносимыхдополнений и изменений.
При перерасчете сумм налога в периодесовершения ошибки (искажения) указанные (корректирующие) Декларациипредставляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей втом налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога.
3. При заполнении Декларациииспользуются данные из справок о доходах и удержанных суммах налогов,выдаваемых налоговыми агентами по запросу налогоплательщиков, а также израсчетных, платежных и иных документов, имеющихся в распоряжении налогоплательщиков.
4. Страницы 001 и 002 титульноголиста и Разделы 5 и 6 Декларации заполняются всеми налогоплательщиками.
При заполнении Разделов 1, 2, 3, 4, 5и 6 Декларации налогоплательщик использует для исчисления суммы налогадополнительные Листы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л Декларации. На страницахЛистов А, Б и В Декларации налогоплательщик указывает все полученные вналоговом периоде доходы, источники их выплаты.
Лист А заполняетсяналогоплательщиками по всем налогооблагаемым доходам, полученным от источниковв Российской Федерации, за исключением доходов от предпринимательскойдеятельности и частной практики.
Лист Б заполняетсяналогоплательщиками по всем налогооблагаемым доходам, полученным от источниковза пределами Российской Федерации, за исключением доходов отпредпринимательской деятельности и частной практики.
Лист В заполняетсяналогоплательщиками по доходам от предпринимательской деятельности и частнойпрактики.
Лист Г заполняетсяналогоплательщиками для расчета и отражения сумм доходов, не подлежащихналогообложению в соответствии с пунктами 28 и 33 статьи 217 Кодекса.
Лист Д заполняетсяналогоплательщиками для расчета профессиональных налоговых вычетов по авторскимвознаграждениям, вознаграждениям за создание, исполнение или иное использованиепроизведений науки, литературы и искусства, вознаграждениям авторам открытий,изобретений и промышленных образцов.
Лист Е заполняетсяналогоплательщиками для расчета профессиональных налоговых вычетов по договорамгражданско-правового характера.
Лист Ж заполняетсяналогоплательщиками для расчета имущественных налоговых вычетов по доходам отпродажи имущества.
Лист З заполняетсяналогоплательщиками для расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагамии финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которымявляются ценные бумаги.
Лист И заполняетсяналогоплательщиками для расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагамии финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которымявляются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим.
Лист К заполняетсяналогоплательщиками для расчета стандартных и социальных налоговых вычетов.
Лист Л заполняетсяналогоплательщиками для расчета имущественного налогового вычета по суммам,израсходованным на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартирыили доли (долей) в них.
После заполнения всех необходимыхЛистов Декларации налогоплательщик заполняет соответствующие Разделы Декларациив целях расчета налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по разнымставкам.
Итоговые показатели, отраженные настраницах Листов А — Л Декларации, используются налогоплательщиком призаполнении Разделов 1, 2, 3, 4, 5 и 6 Декларации.
Разделы 1, 2, 3 и 4 Декларациизаполняются налогоплательщиками в целях расчета налоговой базы и суммы налогапо доходам, облагаемым, соответственно, по ставкам 13%, 30%, 35%, 9%.
Раздел 5 Декларации заполняетсяналогоплательщиками в целях расчета итоговой суммы налога к уплате (доплате) вбюджет/возврату из бюджета по всем видам доходов.
После заполнения Разделов 1, 2, 3, 4и 5 Декларации заполняется Раздел 6 Декларации, в котором отражается информацияпо суммам налога на доходы физических лиц, подлежащим уплате (доплате) вбюджет/возврату из бюджета с указанием кодов бюджетной классификации.
Налогоплательщик вправе составитьреестр документов, прилагаемых к Декларации, и подтверждающих сведения,указанные в разделах и листах Декларации.
5. После заполнения и комплектованияДекларации налогоплательщику необходимо проставить сквозную нумерациюзаполненных страниц в поле «Стр.».
В верхней части каждой заполняемойстраницы Декларации проставляются идентификационный номер налогоплательщика(далее — ИНН), если он ему присвоен территориальным налоговым органом, а такжефамилия и инициалы налогоплательщика.
ИНН заполняется на основанииследующих документов:
Свидетельства о постановке на учет вналоговом органе физического лица по месту жительства на территории РоссийскойФедерации по форме N 12-2-4 или Уведомления о постановке на учет физическоголица в налоговом органе по месту его жительства по форме N 12-2-5, утвержденныхПриказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка иусловий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номераналогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органеюридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России22.12.1998, регистрационный N 1664; «Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти», 04.01.1999, N 1), или Свидетельствао постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства натерритории Российской Федерации по форме N 09-2-2 или Уведомления о постановкена учет физического лица в налоговом органе по месту его жительства по форме N09-2-3, утвержденных Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Обутверждении порядка и условий присвоения, применения, а также измененияидентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых припостановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»(зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004, регистрационный N 5685;«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти», 12.04.2004, N 15).
В нижней части каждой заполняемойстраницы Декларации в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных наданной странице, подтверждаю» проставляются дата подписания и подписьналогоплательщика или его законного представителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27Кодекса законными представителями налогоплательщика — физического лица признаютсялица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданскимзаконодательством Российской Федерации.
Документы, подтверждающие полномочиязаконного или уполномоченного представителя, должны прилагаться к Декларации.
6. Налогоплательщик вправесамостоятельно снять копию с представляемой Декларации, а налоговый органобязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии Декларации опринятии, заверив ее подписью работника налоговой инспекции и указав дату еепредставления.

3. Предложения по совершенствованию систем вычетов НДФЛ
Предложениями по совершенствованию систем вычетов являются 5законопроектов. Основной целью предлагаемых законопроектов является уточнениевозможностей налогоплательщиков по применению социальных и имущественныхвычетов из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
1-ый законопроект посвящен социальным налоговым вычетам наблаготворительные цели и на лечение. Возможность применения таких вычетовустановлена статьей 219 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с действующим порядком налогоплательщик имеет право наполучение вычетов в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели ввиде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохраненияи социального обеспечения, финансируемым из бюджетов, физкультурно-спортивныморганизациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физическоговоспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в суммепожертвований, перечисляемых налогоплательщиком религиозным организациям наосуществление ими уставной деятельности.
То есть сегодня налогоплательщик, подаривший, например, детскому домутелевизоры или другие купленные им предметы, не может получить налоговый вычетна благотворительность. Не могут претендовать на вычеты и граждане,перечисляющие деньги негосударственным благотворительным организациям, либооказывающие помощь конкретным нуждающимся людям: инвалидам, ветеранам войны идругим. Сама трактовка «благотворительной деятельности», существующаясегодня в Налоговом кодексе, не соответствует ни Федеральному закону «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях», нипрограммным документам Президента и Правительства РФ, согласно которымнеобходим переход к «адресной» социальной помощи, к финансированиюнуждающихся людей, а не бюджетных учреждений.
Таким образом, необходимо устранить описанные неточности и уточнитьвозможности налогоплательщиков по реализации своих прав на вычеты сумм,направляемых на благотворительные цели. Кроме того, в первом законопроекте необходимораспространить социальные вычеты на лечение также и на расходы по договорамдобровольного медицинского страхования. Хотя сегодня большинство потребителейплатных медицинских услуг получает их через добровольное медицинскоестрахование, к вычету можно предъявить только суммы, перечисленные напрямуюмедицинским учреждениям.
2-ой законопроект связан с целью решения проблем, связанных симущественными вычетами по суммам, направленным на строительство илиприобретение жилых домов или квартир. Возможность получения таких вычетовустановлена статьей 220 Налогового кодекса РФ. Известно, что при строительствеили приобретении дома налогоплательщик несет большое количество расходов, такихкак покупка земельного участка, строительных материалов, строительство иотделка, коммуникации, посреднические и консультационные услуги и другиерасходы.
Из норм статьи 220 неясно, по каким из перечисленных расходовналогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета. Анализ мненийналоговых органов свидетельствует о том, что сегодня вычет можно получитьтолько по таким расходам как покупка дома или оплата строительных материалов иработ. Более того, опубликованы позиции налоговых органов, согласно которым,если гражданин приобрел дом на земельном участке, и в договоре купли-продажиуказана общая стоимость покупки (участок вместе с домом), то имущественныйвычет вообще не будет предоставлен. Цель предложения — дать возможностьналогоплательщикам, направляющим денежные средства на приобретение или строительствожилых домов или квартир, использовать имущественный вычет по всем расходам,связанным с покупкой или строительством.
3-ий законопроект связан с целью создания для налогоплательщиков болееудобных условий, связанных со временем, когда они могут реализовать свое правона социальные и имущественные налоговые вычеты. По существующим сейчас правиламэти вычеты предоставляются налогоплательщикам на основании письменногозаявления при подаче декларации по окончании налогового периода. Налоговымпериодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год. Этоозначает, что гражданин, реализующий право на вычеты, имеет шанс на частичноевозмещение из бюджета суммы налога не ранее чем в середине следующего года.Таким образом, разница во времени между моментом произведения расходов имоментом возврата составляет от шести месяцев до полутора лет. Учитывая влияниеинфляции, получается, что фактически налогоплательщику может быть возвращенасумма на 30% меньше, чем определено в Налоговом кодексе. При такой ситуациизаконопослушные граждане, столкнувшись с трудностями, связанными с подготовкойнеобходимых для получения вычетов документов, вообще откажутся от идеизаниматься этим. Для решения данной проблемы нужно законодательно закрепитьвозможность налогоплательщика реализовать право на вычеты по окончанииближайшего отчетного периода (таким периодом является месяц). Суть предложениясостоит в том, что налогоплательщик, имеющий право на вычеты может податьнеобходимые документы (включая «предварительную» налоговую декларациюпо итогам нескольких прошедших с начала года месяцев) в налоговый орган вмесяце, следующем за месяцем, в котором произведены расходы, предъявляемые«к вычету». При этом механизм получения вычетов следует увязать снормами статьи 78 первой части НК РФ «Зачет и возврат излишне уплаченнойсуммы налога ...». Многие эксперты считают, если не изменить правилавозмещения налога на доходы физических лиц с учетом действия инфляции, то длябольшинства граждан идея вычетов будет дискредитирована.
В настоящее время в главе 23 «Налог на доходы физических лиц»содержится большое количество абсолютных величин (суммы, предъявляемые квычету), выраженных в рублях РФ. Учитывая влияние инфляции, в 4-омзаконопроекте можно законодательно закрепить необходимость проведения ежегоднойиндексации этих величин.
Целью 5-ого законопроекта является уточнение момента подачи налоговойдекларацию в случае, если декларирование не является обязанностью, аосуществляется с целью получения вычетов. Статья 229 Налогового кодексаопределяет, что лица, обязанные подавать декларацию, должны сделать это до 30апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, взаконодательстве напрямую не установлен крайний срок подачи декларации для лиц,не обязанных подавать декларацию, но реализующих свое право на вычеты, чтопредполагает представление декларации. В Письме МНС РФ от 4 февраля 2002 г. No СА-6-04/124 «О социальных налоговых вычетах» высказана позиция, согласно которойлица, не обязанные представлять декларацию, могут подать её и после 30 апреля.
Однако практические примеры свидетельствуют о том, что зачастуюсотрудники налоговых органов при работе с людьми, претендующими на вычеты,настаивают на том, что декларация должна быть подана до 30 апреля, посколькуэта дата установлена законом (главой 23 НК), а позиция, высказанная в ПисьмеМНС, является мнением заместителя министра по налогам и сборам. При этом рядсотрудников налоговых органов считает, что при подаче декларации после 30апреля (с целью получения вычетов) налогоплательщики должны привлекаться кответственности, установленной статьей 119 НК РФ «Непредставлениеналоговой декларации» за нарушение сроков подачи декларации. Хотя такоемнение является заведомо несостоятельным поскольку, известно, что еслиналогоплательщик исполняет письменные разъяснения налогового органа (например,письмо), то он освобождается от ответственности (п. 3 ст. 1ll HK РФ), далеко невсе налогоплательщики имеют возможность обратиться к специалистам, которыезащитили бы их права. Таким образом, возможны ситуации, когда налогоплательщиксталкивается с незаконными действиями налоговых инспекторов, отказывающихсяпринимать документы необходимые для вычетов и проводить их проверку, еслидокументы подаются после 30 апреля.
Поэтому, имеет место законодательно закрепить возможностьналогоплательщиков, для которых представление декларации не являетсяобязанностью, подавать необходимые для вычетов документы в соответствии состатьей 78 НК РФ «Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога...». Целесообразно, чтобы налогоплательщик получил право податьдокументы, необходимые для вычета начиная с месяца, следующего за месяцем,когда произошла переплата налога (например, перечисление денежных средств вкачестве оплаты обучения), в течение трех лет после уплаты указанной суммы (илиокончания отчетного периода, в котором произошла уплата).

Выводы и предложения
Налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системеналогов, взимаемых с физических лиц. Наего долю приходится около 90% всех налогов с граждан. Значимость налога надоходы физических лиц в экономической политике обуславливается тем, что онзатрагивает интересы более 80 млн. человек – почти всего трудоспособногонаселения России.
Как и любой другой налог, он является одним из экономических рычаговгосударства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимыезадачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личногопотребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рациональногоиспользования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориямнаселения.
Всякая развитая экономика государства должна содержать гибкую систему налогообложения,т.е. систему скидок, вычетов, компенсации. Это необходимо для того, чтобыналоговая система наилучшим и эффективным образом работала на благо целейгосударства. Налоговый вычет — это важный инструмент налоговой политикигосударства, который имеет в практическом применений 2 стороны. С одной стороныэто стимулирование государственных целевых программ (к примеру, какимущественный вычет, регулирующийтакие отрасли экономики, как жилищно-строительный комплекс, рынок ценных бумаги др., или социальный вычет, способствующий культурному развитию населения). А с другой стороны сбережениесредств налогоплательщиков. В этом случае налоговый вычет является «обратнымответом» государства населению, по части получаемых доходов.
Налоговая система РФ в настоящее время находится напути своего становления, и поэтому я бы сказал, что не стоит ее сильнокритиковать.
Итак, применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишьявочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так кпримеру при значительномросте налогового вычета (с 400 руб. в месяц до величины прожиточного минимума)отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемымдоходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращениепоступлений в бюджет. Глава 23 оНДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход,обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие,это вызывает некоторую нелюбовь, граждан к Российскому государству, егозаконам, вызывает к жизни изобретательность в поиске всяческих путей ухода отналогообложения, сокрытия доходов, способствуя теневой экономике. Во многихразвитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидныйнеоблагаемый минимум (2900$) на каждого человека. В РФ отсутствует действеннаясистема контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяютсяинформационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.
Систему вычетов по НДФЛ (и не только) необходимосовершенствовать с учетом общих проблем Российской налоговой системы:
1.        недоработанности и пробелов в налоговом законодательстве;
2.        недостаточности налогового администрирования;
3.        в плохом управлении налогами.
Что касается перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тотфакт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений в порядкеналогообложения доходов граждан. В настоящее время база для значительныхизменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуацииостается реформирование в соответствие с современными реалиями: постепенного пересмотраразмеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры ихпредоставления. При любом изменении НДФЛ и их вычетов необходимо помнить, что,с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другойстороны – это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.

Список литературы
1.Нормативно-правовые акты:
1.1.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект,2008.- 704 с.
1.2.Федеральный закон № 166-ФЗ от 29.12.2000 «О внесении изменений в часть вторуюНалогового кодекса РФ» (с изм. и доп. от 26 июля 2006 г.)// Налоги. 2006. № 9.с. 12-13.
1.3.Федеральный закон № 55-ФЗ от 24.07.2007 «О внесении изменений в статьи 217 и224 части второй Налогового кодекса РФ.// Экономика и жизнь. 2007. № 12. с.18-21.
1.4.Федеральный закон № 216-ФЗ от 24.07.2007 «О внесении изменений в часть вторуюНалогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ».// Экономикаи жизнь. 2007. № 12. с. 21-32.
1.5.Федеральный закон № 112-ФЗ т 20.08.2004 «О внесении изменений в статью 23«Налог на доходы физических лиц» Налогового Кодекса РФ».// Налоговая политика ипрактика. 2006. № 9. с. 9-10.
1.6.Федеральный закон № 119-ФЗ от 18.07.2006 «О внесении изменений в статью 218части второй Налогового кодекса РФ.// Налоговая политика и практика. 2006. № 9.с. 8.
1.7.Федеральный закон № 144-ФЗ от 27.07.2006 «О внесении изменений в часть вторуюНалогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложениядля налогоплательщиков, а также внесение других изменений, направленных наповышение эффективности налоговой системы» (вступил в силу с 01.01.2007 г.).//Экономика и жизнь. 2007. № 12. с. 21-32.
2.Специальная литература:
2.1. Налоги:Учебник для вузов /Под ред. проф. Д.Г. Черника.- 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 430 с.
2.2. Налоги иналоговая система РФ: Учебник /Под ред. Панскова В.Г. — М.: Финансы и статистика,2006.- 464 с.
2.3. Налоги иналогообложение: Учебное пособие /Под ред. Перова А.В., Толкушкина А.В. — 5-еизд., перераб. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2005.
2.4. Налоги иналогообложение: Учебное пособие /Под ред. Перова А.В., Толкушкина А.В. — 2-еизд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА -М, 2006.
2.5.Зарплатные налоги: все, что должен знать бухгалтер для правильной работы /Подред. Семакиной Е.Н. – М.: КНОРУС, 2006.
2.6. Налоги иналогообложение: учебное пособие /В.Ф. Тарасова, Т.В.Савченко, Л.Н. Семыкина. –2-е изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, 2005.
2.7. НалогиРоссии. Изучаем 2 часть НК РФ: Учебно-справочное пособие /Кузнецов Н.Г., КорсунТ.И., Науменко А.М.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2004.
2.8. Налоги:Учебное пособие.- 5-е изд., прераб. и доп. /Под ред. Д.Г. Черника.- М.: Финансыи статистика, 2003.
2.9. Основыналогообложения и налогового законодательства /Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова.-СПб.: Питер, 2004.
2.10. Налогии налогообложение: Учебное пособие. /Под ред. Л.В. Дуканич. – Ростов-на-Дону.:Феникс, 2005.
2.11. Основыналогообложения и налогового права: Учебное пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М,2004.
2.12. Налогии налогообложение. / В.В. Худолеев. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005. 21.Журнал «Налоги иналогообложение», 2007, №2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.