/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Современноеконституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основныеправа и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную системугосударственной власти.
Поскольку этаотрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, онанеизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционногоправа начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей,и в этом состоит его системообразующая роль. Ни одна отрасль национальногоправа не может развиваться, если она не находит опоры в конституционныхпринципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречитим.
Нормыконституционного права находят своё выражение в различных формах, которыеобычно именуются источниками. Среди них – конституция, закон, указ и другиеправовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всехинститутов конституционного права.
Критерием дляобразования системы конституционного права являются не его источники, аинституты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферыконституционно-правовых отношений.
Каждыйконституционно-правовой институт включает несколько различных источников.
Цели даннойкурсовой работы является рассмотрение отрасли конституционного права каксложной системы, которая, в свою очередь, является частью еще большей системы,выявить основные принципы, определить конституционно-правовые институты и нормы
Задачи даннойкурсовой работы:
1) Датьопределение конституционного права;
2)определить, что такое система конституционного права, на чем она основана;
3) выяснитькак она взаимосвязана с институтами и нормами;
4) выяснитьобщие принципы конституционного права;
5) выявитьинституты и нормы./>/>/>/>
1. Система конституционного права 1.1 Место системы отрасли конституционного правав системе права
Конституционноеправо, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой.В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовыхнорм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовыеобразования, совокупность норм, не только обладающих определенным внутреннимединством, но и отличающихся от других совокупностей норм конституционногоправа.
Конституционноеправо как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннеестроение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграциейконституционно-правовых норм.
НормыКонституции РФ, ведущего источника системы конституционного права, регулируя теили иные общественные отношения в самых общих чертах, являютсяосновополагающими, исходными для всех отраслей права. Соответствующие нормыКонституции РФ служат правовой базой, фундаментом для гражданского, уголовного,финансового, семейного и других отраслей права.
«Еслирассматривать российское право в целом и конституционное право России каксистемы, – пишет по этому поводу Д.А. Керимов, – то Конституция РФзанимает в этих системах место своеобразного ядра, вокруг которогообъединяются, интегрируются и структурируются ее компоненты. Это ядро играеттакже роль направляющего, стимулирующего начала в организации ифункционировании всей системы и каждого ее компонента; под его воздействиемосуществляется координация деятельности всего комплекса компонентов системы,развитие каждого компонента и всей системы. Являясь ядром правовой системы,Конституция служит той основой, в соответствии и во исполнение которойосуществляются правовое регулирование общественных отношений, всяправотворческая и правореализующая деятельность государства»1.
Такимобразом, все без исключения отрасли права своими корнями уходят в КонституциюРФ, исходят от нее, базируются на ее нормах, развивают их, при этом всегдадолжны соответствовать предписаниям, содержащимся в диспозициях конституционныхнорм. Ведь нормы Конституции РФ – это не просто нормы права, а нормы основногозакона государства, который имеет высшую юридическую силу: законы и иныеправовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречитьКонституции РФ2.
Такимобразом, система конституционного права России является основой всей правовойсистемы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права.
Все этоставит систему конституционного права не в один ряд со всеми отраслями права,входящими в систему российского права, а в особое положение в системе права.
Также прихарактеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о еесоотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Онисвязаны между собой, но полностью не совпадают по объему правовых норм и поохвату регулируемых общественных отношений.
Системаотрасли конституционного права шире, объемнее системы Конституции РФ. И хотя ихнекоторые комплексные институты по наименованию и совпадают, например, еслиинститут федеративного устройства в Конституции РФ включает лишь нормы этойКонституции, то в системе отрасли конституционного права этот институт включаетв себя еще целый ряд правовых норм конституций и уставов субъектов Федерации, атакже законов Российской Федерации, например, Федеральный закон «Онационально-культурной автономии», договоров между органами государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов, а также и других нормативных актов.
Одним изэлементов системы конституционного права обычно принято считать избирательноеправо, однако в системе действующей Конституции оно отсутствует.
По сравнению ссистемой Конституции РФ система отрасли конституционного права отражает болеевысокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.
Так, если вКонституции РФ в качестве относительно самостоятельных конституционно-правовыхинститутов закреплены такие институты, как Президент Российской Федерации,Федеральное Собрание, Правительство, судебная власть, местное самоуправление,то в системе конституционного права все эти институты входят в один комплексныйконституционно-правовой институт – систему государственной власти и системуместного самоуправления.
От системыконституционного права следует отличать систему конституционногозаконодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовыхактов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционногозаконодательства определяется системой конституционного права, но не совпадаетс ней. 1.2 Правовой институт – критерий образованиясистемы конституционного права
Системуконституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, ихобъединение в правовые институты.
Совокупностьконституционно-правовых норм, близких по содержанию и целям, регулирующихопределенную сферу однородных общественных отношений, составляющих предметконституционного права, объединяется в конституционно-правовые институты.Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов такжепредставляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себеболее мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.
При этом изчисла институтов конституционного права России можно выделить комплексные,более широкие институты, которые, в свою очередь, включают несколько болееузких конституционно-правовых институтов.
Комплекснымконституционно-правовым институтом можно считать институт Федерального СобранияРФ, который включает институты Государственной Думы и Совета Федерации. Но икаждая из палат Парламента может выступать как комплексныйконституционно-правовой институт по отношению к таким институтам, как депутат(член Совета Федерации), председатель палаты, комитеты палат и т.п.
В одинконституционно-правовой институт могут объединяться нормы, обладающие различнойюридической силой: в состав института Государственной Думы входят и нормы КонституцииРФ и нормы Регламента Государственной Думы.
Одна и та жеправовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовыхинститутов. Так, в ст. 102 Конституции РФ сказано: «К ведению СоветаФедерации относятся…з) назначение на должность и освобождение от должностиГенерального прокурора Российской Федерации»1. Эта норма являетсясоставной частью конституционно-правового института Совета Федерации иконституционно-правового института Прокуратуры Российской Федерации.
Основнымикритериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения другот друга выступают несколько признаков:
· кругобщественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правовогоинститута;
· спецификаправовых норм института, а также правовых отношений, возникающих подвоздействием этих норм;
· кругисточников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе поконституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасликонституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является ихклассификация исходя из строения Конституции как основного источникаконституционного права.
Всистеме конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляютосновные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
· основы конституционного строя;
· основы правового статуса человека игражданина;
· федеративное устройство государства;
системугосударственной власти и систему местного самоуправления.
Такоестроение отрасли конституционного права соответствует внутренней системноститех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна испецифичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объектуотношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, егохарактеру.
Всеэти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяютсистему конституционного права, но не являются ее основой.
Критериемже систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы,свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Этифакторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормамиобщественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия наних, его механизма, объемов и других качественных параметров.
Поэтомукаждый институт, являющийся элементом системы конституционного права,характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормамименно данного института и которые качественно отличают его от другихинститутов конституционного права.
Анализсистемы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составныхчастей, ее главных элементов, но и обоснование ихсоотношения и местакаждого из них в этой системе.
Воснове такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сферобщественных отношений, которые являются предметом регулирования нормамиконституционно-правовых институтов. Однако это соотношение можетрассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуруотрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключаетсяв том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правоваяформа взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылкидля действия норм другого, определяют их направленность и содержание.
Нормыинститута, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первоеместо в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные началаправового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовыхинститутов.
Наследующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статусачеловека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого институтаобусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью вгосударстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных иобщественных структур.
Конституционно-правовойинститут, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства,создает предпосылки для организационного построения системы органов государственнойвласти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерациинационально-государственные и государственно-территориальные образования, всоответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этотинститут предшествует институту, закрепляющему систему органов государственнойвласти и систему органов местного самоуправления.
2. Общие принципы, институты и нормы 2.1 Общие принципы конституционного права
Общиепринципы конституционного права– это основные начала конституционного права, всоответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которыепридают этой системе единую направленность.
М.В. Баглай,крупный ученый в области конституционного права, пишет по данному вопросуследующее: «Система конституционного права объективно обусловлена самимхарактером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливаетнепроницаемые перегородки между институтами – напротив, создает принципы ихвзаимодействия между собой, чем обеспечивается единствоконституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводитсвоеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционногоправа, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а крометого, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь быни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, зданиевсе же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципыконституционного права»1.
Итак, общимипринципами конституционного права являются:
1.Суверенитетнарода. Волеизъявление народа порождает государственную власть.Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан,обеспечивает их права и интересы в полном объеме. Носителем суверенитета иединственным источником власти в Российской Федерации является еемногонациональный народ2.
2. Естественноеправо.К естественным правам обычно относят право на жизнь, на свободу, на личнуюнеприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы.Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитиеправотворческой деятельности российского государства. И подтверждением томуявляются Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР и Конституция РФ 2004 г.
3. Приоритетохраны прав и свобод. Примечательной новеллой Конституции РФ, одним из еепринципиально важных положений является признание человека, его прав и свободвысшей ценностью1.
Если же обратиться к современной России, то, какконстатирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, нарушение не толькозаконов, но и принципов и норм Конституции РФ, регулирующих права человека, – явлениераспространенное, имеющее тенденцию к расширению. Неуважение к закону,пренебрежение правами и интересами граждан крайне отрицательно влияет насоциально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недовериеграждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность,порождает гражданскую апатию. Положение усугубляется размытостью,неопределенностью, противоречивостью, а то и полным отсутствием юридическихправил и процедур, обеспечивающих защиту прав граждан.
Человек должен быть поставлен в такие юридическиеи фактические условия, при которых он может реализовать свои права. Созданиеподобных условий зависит, прежде всего, от государственной власти, на которуюКонституцией РФ возложена обязанность признания, соблюдения и защиты прав исвобод человека и гражданина.
4. Разделение властей. ПоКонституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется наоснове разделения на законодательную, исполнительную и судебную[1].Принцип разделения властей объективно выражается в специализациигосударственных органов по видам деятельности, которые наделяютсясоответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своихполномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ниодна из властей не может принять на себя функции другой, но действоватьизолированно они тоже не могут.
5. Независимое правосудие. ВКонституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляетсятолько судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства1.Разделение единой государственной власти на три ветви выражается прежде всего восуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от другаструктурами государственного механизма.
6. Правовое государство. В ст. 1Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация – Россия естьдемократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления»2. Эта норма сформулирована какнорма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы как самойКонституции РФ, так и других правовых актов.
Правовое государство – это государство, властькоторого ограничена определенными пределами, указанными в законах. В Россиипринцип господства закона в общественных отношениях развивался в трудах А.Н. Радищева,революционных высказываниях декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева,демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского,трудах ученых юристов либерального направления – Н.М. Коркунова, А.Ф. Кистяковского,С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева и других.
В Конституции РФ 2004 г. принцип правовогогосударства нашел свое законодательное закрепление. Главное в идее правовогогосударства – связанность, ограничение государства правом, обязанностьгосударства и всех его органов подчиняться праву. Таким образом, главнаяхарактеристика правового государства состоит в том, что оно само ограничиваетсебя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все безисключения органы государственной власти, должностные лица, граждане и ихобъединения, что прямо записано в ст. 15 Конституции РФ: «Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы»1.
Из вышесказанного следует, что общие принципы конституционного права являются единымфундаментом, на котором строится вся система данной отрасли.2.2 Классификацияконституционно-правовых институтов
Первичное исамое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ееразделы – это первооснова для создания системы конституционного права.
Так какглавным критерием разделения конституционного права на институты являетсясуществование в ее рамках относительно обособленных групп общественных отношений– объектов конституционно-правового регулирования, система конституционногоправа выглядит следующим образом (Приложение А):
1.Институт основ конституционного строя. Данный институт являетсяцентральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. Нормыданного института занимают первое место в системе конституционного права. Всвою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:
а) основные принципыотношений человека и государства; б) основные принципы устройства государства иорганизации государственной власти.
Институтоснов конституционного строя направлен на регулирование концептуальныхотношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения,устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Винституте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы,в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойствомнорм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированнаясложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ1.
2. Институт конституционных основ прав, свобод и обязанностейчеловека и гражданина. Это самый крупный институт конституционногоправа, закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации правчеловека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах,Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Нормы этого института также носят общий характер, как ивозникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:
а) гражданство; б) права,свободы и обязанности личности и механизмы их реализации; в) пределыограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; г) гарантииреализации прав и свобод.
3. Институтфедеративного устройства. Нормы данного института закрепляютфедеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. Восновном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), атакже в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах оразграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).
Кругсубъектов-адресатов норм института федеративного устройства состоит изРоссийской Федерации и ее субъектов.
Нормы этого института включает три типа субъектов:национально-государственные (республики), административно-территориальные(края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные(автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строитсясистема органов государства2.
4.Институт системы органовгосударственной власти и системы местного самоуправления.Структура институтавключает следующие части:
а) Президент;б) Федеральное Собрание; в) Правительство; г) конституционно-правовые основыорганизации судебной власти; д) конституционно-правовые основы организацииорганов государственной власти субъектов; е) конституционно-правовые основыорганизации органов местного самоуправления; ж) избирательная система.
На основеданных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институтеорганизации государственной власти и местного самоуправления значительную частьзанимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочиягосударственных органов.
Местноесамоуправление наряду с государственной властью является формой осуществлениянародовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местномсамоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральныезаконы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», «О финансовых основах местного самоуправления в РоссийскойФедерации» и др.).
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционногостроя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РоссийскойФедерации.
5.Институт Конституции. Конституция –самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее,саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве(Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство навсей территории Российской Федерации), непосредственном действии, о порядкеизменения положений Конституции. Необходимость выделения этого институтаобоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования,как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом ихрегулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержитнемало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок кКонституции, пересмотра Конституции2. Источником данного института являетсясама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления всилу поправок к Конституции Российской Федерации».
Многиеинституты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируютсянормами других отраслей права. Например, в регламентации институтаизбирательного процесса принимает участие административное право; институтобщественных объединений широко регулируется также гражданским правом.
Такоестроение отрасли конституционного права соответствует внутренней системноститех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждыйинститут, являющийся элементом системы отрасли конституционного права,характеризуются особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущинормам именно данного института и которые качественно отличают его от другихинститутов конституционного права.
2.3 Структураконституционно-правовых норм
Первичнымзвеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма.
Норма праваявляется основной «клеточкой», как всего права, так и любой его отрасли, в томчисле и конституционного права.
Правилаповедения, установленные правовой нормой, характеризуются такими чертами, как:1) обязательность для каждого, кто оказывается в сфере ее действий; 2)формальная определенность: а) внешне выражаются в письменной форме вофициальных документах; б) внутренняя определенность прав и обязанностей; 3)гарантия государства, т.е. возможность государственного принуждения в случаяхих нарушения.
Любаяюридическая норма имеет свою структуру, в том числе и конституционно-правовыенормы. Из теории государства и права известно, что норма права состоит из трехэлементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Конституционно-правовыенормы – это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные вконституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государствоми направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предметконституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Норма конституционного права может быть реализована в конкретныхотношениях при наличии строго определенных жизненных обстоятельств, указанных вее гипотезе. В качестве примера можно привести ч. 1 ст. 56Конституции РФ, в которой четко сформулирована гипотеза: «В условияхчрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защитыконституционного строя в соответствии с федеральным конституционным закономмогут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределови срока их действия»1.
Следовательно,в гипотезе содержится условие или условия, при которых возникают, изменяютсяили прекращаются права или обязанности участников общественных отношений.
Поддиспозицией понимается та часть нормы права, которая содержит само правилоповедения, т.е. формулирует права и обязанности участников конкретныхобщественных отношений, урегулированных нормой права.
Третьим элементом правовой нормы является санкция, под которойпонимается закрепленное в норме права указание на неблагоприятные последствия,наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписанияправовой нормы.
Для нормконституционного права характерны правовосстановительные санкции.
Долгое время считалось, что конституционно-правовая санкция неявляется обязательным, конститутивным признаком конституционно-правовой нормы.
Так, В.А. Виноградовпишет: «Действительно, не все конституционно-правовые нормы (как и нормы другихотраслей) полностью соответствуют теоретической модели, которая исходит изтого, что понятие «санкция» связано с так называемой «логической структурой»правовой нормы. Отрицать то, что конституционное право редко закрепляет санкциив качестве структурного элемента своих норм, невозможно. Однако это следует считатьскорее несовершенством законодательной политики и техники, чем непреодолимойзакономерностью и уникальностью метода конституционно-правового регулирования».
Что жекасается нормы права и, в частности, нормы конституционного права, то она, аточнее, ее структурные элементы могут быть закреплены в разных статьяхнормативного акта. Например, в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ записано:«Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могутпротиворечить федеральным законам…»[2]. Это –диспозиция конституционно-правовой нормы, а санкция за нарушение данногопредписания предусмотрена, в частности, в части 6 ст. 125 Конституции РФ,которая гласит: «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,утрачивают силу»[3].
Следуетпризнать, что в нормах конституционного права гипотеза далеко не всегда находитвнешнее выражение в том или ином нормативном акте.
Если гипотезаправовой нормы может конструироваться, вычленяться в результате мыслительногопроцесса, то санкция должна непременно присутствовать в норме конституционногоправа и быть закрепленной, выраженной в нормативном акте.
Сказанноевыше дает основание сделать вывод: наличие трех элементов нормы права –диспозиции, гипотезы и санкции – обязательное условие для норм конституционногоправа. Отсутствие закрепленных в нормативных актах диспозиции – самого правилаповедения или санкции за его нарушение – свидетельство отсутствия самой нормыконституционного права.
Видыконституционно-правовых норм: нормы конституционного права, как и нормы любойдругой отрасли права, могут быть классифицированы по многим основаниям.
Классификацияконституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойстви особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности ихприменения. Классификация конституционно-правовых норм строится на несколькихоснованиях.
1.По предмету правовогорегулирования, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормыделятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений,составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие:основы конституционного строя; основные права, свободы и обязанности человека игражданина; федеративное устройство; основы организации и деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления; институт Конституции.
2.По функциям, которые выполняютправовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные испециализированные. Регулятивные конституционно-правовые нормы непосредственнорегулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников.Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защитысубъективных прав.
Особенностьспециализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе нихправоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, которыйвыражается в том, что при регулировании общественных отношений ониприсоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании сними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны,обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другойстороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы онормах»): оперативные и коллизионные нормы.
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном видеопределенных элементов регулируемых отношений. Дефинитивные нормы в обобщенномвиде закрепляют признаки определенной правовой категории. Такой нормой,например, является статья из общих положений Закона Российской федерации «Огражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связьчеловека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав иобязанностей»1. Декларативные нормы отражают принципырегулирования общественных отношений нормами данного института права,закрепляют задачи данной совокупности правовых норм.
Оперативныенормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом,служебные функции.
Коллизионныенормы определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данномуотношению.
3.По характеру прав и обязанностей, которое содержится вдиспозиции нормы, конституционно-правовые нормы по форме выражения диспозицииподразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающиенормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренныенормой. К ним можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующихполномочия Российской Федерации и ее субъектов, Президента РФ и других органов,а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относится, вчастности, норма: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать вотправлении правосудия»2.
Обязывающиенормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Кобязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в части 2ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдатьКонституцию РФ и законы»3.
Запрещающиенормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенныхдействий, не совершать их.
4.По характеру предписания конституционно-правовыенормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормахсодержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другимипо усмотрению субъекта. Диспозитивныенормы определяют возможностьсовершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения.Например, часть 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправеустанавливать свои государственные языки»1, а это означает, чтореспублики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делатьэтого.
5. По назначению вмеханизме конституционно-правового регулирования различают материальные ипроцессуальные конституционно-правовые нормы. Материальныенормыопределяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектовправа. Например, часть 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент РоссийскойФедерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки,стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие емуполномочия или отрешения от должности»2. Процессуальные нормызакрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму ихвоплощения в действительность. Например, ст. 93 Конституции РФустанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ.
6.По юридической силе конституционно-правовыенормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, атакже от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.Высшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного законагосударства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах,санкционированные государством. Но при этом следует заметить, что и нормыКонституции не равны по своей юридической силе. Наивысшую юридическую силуимеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющиеосновы конституционного права.
7. По территориидействияразличаются нормы конституционного права, действующие натерритории Российской Федерации, на территории субъектов Федерации, а также вграницах территории, на которой осуществляется местное самоуправление.
В данной классификации приведены основныекритерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны идополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач,стоящих перед исследователем./>/>/>/>/>
Заключение
Всоответствии с выше изложенным, можно сделать вывод о том, что система отрасликонституционного права, «наводя своеобразный порядок в многоэтажном имногоквартирном здании конституционного права», в то же время является основойвсей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права,где Конституция РФ занимает место своеобразного ядра.
Системаконституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, онаразделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородкимежду институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собойчем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования.
Имея ведущийхарактер в системе права Российской Федерации, система отрасли конституционногоправа не совпадает с системой Конституции Российской Федерации, но при этомнормы Конституции объединяются и структурируются в правовые институты системыконституционного права. Нопервичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливаетКонституция. Ее разделы – это первооснова для создания системы конституционногоправа.
При этом ниодна отрасль национального права не может развиваться, если она не находитопоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства.
Конституционноеправо – основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее фундаментальныеобщественные отношения, которыми охватываются: конституционный(общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти вгосударстве; основы правового положения личности; государственное устройство,т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования,принципы организации и деятельности органов государственной власти и местногосамоуправления в государстве.
Такимобразом, система конституционного права России является основой всей правовойсистемы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права.